Архитектура, убранство и устройство собора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектура, убранство и устройство собора



 

Софийский собор — одно из первых сооружений в стиле русского классицизма в Санкт-Петербурге и его пригородах.

Основной массив квадратного в плане Софийского собора, увенчанного пятью куполами на невысоких цилиндрических барабанах, усложнен четырьмя выступами - портиками дорического ордера. Дорические колонны без каннелюр несут антаблемент с триглифами и треугольные фронтоны. Плоскости стен собора обработаны неглубокими нишами с полуциркульными завершениями, прорезанными высокими прямоугольными оконными проемами. Монументальные четырехколонные портики перекрытые фронтонами, придают храму торжественный, парадный облик. Это впечатление усиливают пять куполов, высившиеся на круглых барабанах и имеющие плоские завершения. Совершенно белая снаружи и внутри, София Царскосельская сверкала своей чистотой среди зелени и простых построек военного городка.

На стенах храма в круглых нишах в 1999—2009 годах были установлены мозаики, выполненные мозаичной мастерской Екатерины Огородниковой, (на западном фасаде) и эмалевые изображения:

 

Сторона храма

Изображения

Западная Крест ордена Святого Александра Невского с мечами Спас Нерукотворный Крест ордена Святого Владимира с мечами
Южная Знак лейб-гвардии Гусарского его величества полка Апостол Андрей Первозванный Знак ордена Святого Андрея Первозванного
Восточная Герб Царского Села Священномученик Иоанн Царскосельский Знак Балтийской строительной компании
Северная Крест ордена Святой Анны c мечами Святой Александр Невский Крест ордена Святого Георгия Победоносца

 


 

Центральный купол в соборе сделан двойным, внутри его устроен второй, меньший. Этот купол и поддерживает второй, более широкий, барабан.

Первоначально в храме был один престол — в честь Вознесения Господня.

6 (18) ноября 1804 года был освящён левый, северный, придел святой великомученицы Екатерины (в 1850—1905 годах и с 1989 года. — святых равноапостольных царей Константина и Елены), а в 1850 году — правый — святого благоверного великого князя Александра Невского.

Внутреннее пространство храма разделено четырьмя пилонами с восемью колоннами из полированного гранита с позолоченными ионическими капителями. Некоторые колонны сохраняют повреждения, полученные в результате пожаров, которые случались в период закрытия храма. Капители и базы позолочены.

До 1849 года в самом соборе находился колодец, покрытый железной решёткой. Он был сооружён над ответвлением Таицкого водовода. В результате капитального ремонта колодец, как и второй вне собора, был уничтожен.

Убранство отличается простотой. Стены собора окрашивались внутри в светлый тон, оконные рамы обрамлялись позолоченными орнаментальными тягами. В настоящий момент стены белые, орнамент отсутствует.

Изображений первых иконостасов не сохранилось. В 1849—1850 годах в храме были установлены новые иконостасы. Иконостас главного придела был изготовлен по проекту И. Д. Черника, иконостасы боковых приделов — П. Егорова. Они были окрашены в белый цвет с позолотой. В настоящий момент в храме установлены копии дореволюционных иконостасов.

По стенам храма, кроме икон, с 1790-х годов были размещены религиозные картины:

· «Введение во Храм Пресвятой Богородицы», П. И. Соколов (1788 год) — на горнем месте центрального придела.

· «Воскресение Христово», И. И. Бельский (1791 год)

· «Вознесение Господне», И. И. Бельский (1791 год)

· «Рождество Христово», П. С. Дрождин (1791 год)

· «Преображение Господне», Евстафий меньшой (1792 год)

· «Благовещение Пресвятой Богородицы», М. Ф. Воинов (1792 год)

· «Успение Божией Матери», П. С. Дрождин (1792 год)

· «Крещение Господне», И. И. Бельский (1793 год)

· «Рождество Пресвятой Богородицы», И. А. Пустынин (1793 год)

· «Явление Иисуса Христа Апостолу Фоме», Г. И. Угрюмов (1795 год)

· «Сошествие Святого Духа», Г. Скливос (1796 год)

· «Сретение Господне», Г. Скливос (1796 год)

Все картины были переданы в 1922 году в Русский музейный фонд. Ныне, вероятно, утрачены.

В левом и правом приделе запрестольными образами были соответственно — «Явление Бога Моисею на горе Синай» (1833 год) и «Воскресение Христово» (1898 год). В настоящее время запрестольный образ Софии, Премудрости Божией, имеется только в центральном приделе.

Современная иконопись храма смешанная по стилю: а) иконы XVIII-начала XX веков из частных собраний и фондов музеев и б) иконы, написанные с конца XX века в древнерусском стиле.

До 1917 года в западной части собора у пилонов были размещены военные трофеи: знамена и знаки, отбитые при Чимкенте у кокандцев в 1864 году генералом М. Г. Черняевым, а также мраморная доска с именами воинов лейб-гвардии Гусарского полка, погибших в первую турецкую войну Екатерины II.

До 1899 года в северном приделе находились штандарты Кирасирского (1817 года) и Драгунского (1804 года) полков.

Также после ремонта 1849 года у клиросов среднего придела под стеклом были выставлены найденные серебряная закладная доска 1782 года, молоток и лопаточка, на которой были вензель Екатерины II и надпись на английском языке «Чарльз Камерон, архитектор». Там же находились старые полковые штандарты.

В 1900 году на Валдае были отлиты 10 медных колоколов, самый большой из которых весил 5,6 тонн. Пожертвования на изготовление звона собрали офицеры полка. После восстановления служб в соборе были размещены колокола, изготовленные в 1990 году. 26 апреля 2009 года состоялось освящение и подъём на колокольню новых колоколов.

 


 

ЧТИМЫЕ СВЯТЫНИ

 

· Мощи священномученика Иоанна Царскосельского.

· Икона священномученика Иоанна Царскосельского.

· Список иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» с подписью, сделанной священномучеником Вениамином, митрополитом Петроградским.

· Список иконы Божией Матери «Троеручица».

· Икона святителя Иоасафа Белгородского с частицей мощей.

· Общая икона святых: преподобных Марии, Кирилла и Антония Радонежских, святителя Димитрия Ростовского, благоверного князя Владимира Новгородского, святителя Феофана Затворника, преподобных Саввы Стромынского, Феодора Санаксарского, равноапостольной Марии Магдалины с частицами их мощей.

· Икона блаженной Любови Рязанской с частицей мощей.

· Икона преподобного Арсения Коневского с частицей мощей.

· Икона святителя Никиты Новгородского с частицей мощей.

· Икона священномученика Петра (Зверева) с частицей мощей.

 


 

ТЕРРИТОРИЯ СОБОРА

 

Территория собора занимает практически всю Софийскую площадь, за некоторым исключением в северо-восточном углу, занятом трансформаторной будкой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.006 с.)