Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Архитектура, убранство и устройство собора
Софийский собор — одно из первых сооружений в стиле русского классицизма в Санкт-Петербурге и его пригородах. Основной массив квадратного в плане Софийского собора, увенчанного пятью куполами на невысоких цилиндрических барабанах, усложнен четырьмя выступами - портиками дорического ордера. Дорические колонны без каннелюр несут антаблемент с триглифами и треугольные фронтоны. Плоскости стен собора обработаны неглубокими нишами с полуциркульными завершениями, прорезанными высокими прямоугольными оконными проемами. Монументальные четырехколонные портики перекрытые фронтонами, придают храму торжественный, парадный облик. Это впечатление усиливают пять куполов, высившиеся на круглых барабанах и имеющие плоские завершения. Совершенно белая снаружи и внутри, София Царскосельская сверкала своей чистотой среди зелени и простых построек военного городка. На стенах храма в круглых нишах в 1999—2009 годах были установлены мозаики, выполненные мозаичной мастерской Екатерины Огородниковой, (на западном фасаде) и эмалевые изображения:
Центральный купол в соборе сделан двойным, внутри его устроен второй, меньший. Этот купол и поддерживает второй, более широкий, барабан. Первоначально в храме был один престол — в честь Вознесения Господня. 6 (18) ноября 1804 года был освящён левый, северный, придел святой великомученицы Екатерины (в 1850—1905 годах и с 1989 года. — святых равноапостольных царей Константина и Елены), а в 1850 году — правый — святого благоверного великого князя Александра Невского. Внутреннее пространство храма разделено четырьмя пилонами с восемью колоннами из полированного гранита с позолоченными ионическими капителями. Некоторые колонны сохраняют повреждения, полученные в результате пожаров, которые случались в период закрытия храма. Капители и базы позолочены.
До 1849 года в самом соборе находился колодец, покрытый железной решёткой. Он был сооружён над ответвлением Таицкого водовода. В результате капитального ремонта колодец, как и второй вне собора, был уничтожен. Убранство отличается простотой. Стены собора окрашивались внутри в светлый тон, оконные рамы обрамлялись позолоченными орнаментальными тягами. В настоящий момент стены белые, орнамент отсутствует. Изображений первых иконостасов не сохранилось. В 1849—1850 годах в храме были установлены новые иконостасы. Иконостас главного придела был изготовлен по проекту И. Д. Черника, иконостасы боковых приделов — П. Егорова. Они были окрашены в белый цвет с позолотой. В настоящий момент в храме установлены копии дореволюционных иконостасов. По стенам храма, кроме икон, с 1790-х годов были размещены религиозные картины: · «Введение во Храм Пресвятой Богородицы», П. И. Соколов (1788 год) — на горнем месте центрального придела. · «Воскресение Христово», И. И. Бельский (1791 год) · «Вознесение Господне», И. И. Бельский (1791 год) · «Рождество Христово», П. С. Дрождин (1791 год) · «Преображение Господне», Евстафий меньшой (1792 год) · «Благовещение Пресвятой Богородицы», М. Ф. Воинов (1792 год) · «Успение Божией Матери», П. С. Дрождин (1792 год) · «Крещение Господне», И. И. Бельский (1793 год) · «Рождество Пресвятой Богородицы», И. А. Пустынин (1793 год) · «Явление Иисуса Христа Апостолу Фоме», Г. И. Угрюмов (1795 год) · «Сошествие Святого Духа», Г. Скливос (1796 год) · «Сретение Господне», Г. Скливос (1796 год) Все картины были переданы в 1922 году в Русский музейный фонд. Ныне, вероятно, утрачены. В левом и правом приделе запрестольными образами были соответственно — «Явление Бога Моисею на горе Синай» (1833 год) и «Воскресение Христово» (1898 год). В настоящее время запрестольный образ Софии, Премудрости Божией, имеется только в центральном приделе. Современная иконопись храма смешанная по стилю: а) иконы XVIII-начала XX веков из частных собраний и фондов музеев и б) иконы, написанные с конца XX века в древнерусском стиле.
До 1917 года в западной части собора у пилонов были размещены военные трофеи: знамена и знаки, отбитые при Чимкенте у кокандцев в 1864 году генералом М. Г. Черняевым, а также мраморная доска с именами воинов лейб-гвардии Гусарского полка, погибших в первую турецкую войну Екатерины II. До 1899 года в северном приделе находились штандарты Кирасирского (1817 года) и Драгунского (1804 года) полков. Также после ремонта 1849 года у клиросов среднего придела под стеклом были выставлены найденные серебряная закладная доска 1782 года, молоток и лопаточка, на которой были вензель Екатерины II и надпись на английском языке «Чарльз Камерон, архитектор». Там же находились старые полковые штандарты. В 1900 году на Валдае были отлиты 10 медных колоколов, самый большой из которых весил 5,6 тонн. Пожертвования на изготовление звона собрали офицеры полка. После восстановления служб в соборе были размещены колокола, изготовленные в 1990 году. 26 апреля 2009 года состоялось освящение и подъём на колокольню новых колоколов.
ЧТИМЫЕ СВЯТЫНИ
· Мощи священномученика Иоанна Царскосельского. · Икона священномученика Иоанна Царскосельского. · Список иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» с подписью, сделанной священномучеником Вениамином, митрополитом Петроградским. · Список иконы Божией Матери «Троеручица». · Икона святителя Иоасафа Белгородского с частицей мощей. · Общая икона святых: преподобных Марии, Кирилла и Антония Радонежских, святителя Димитрия Ростовского, благоверного князя Владимира Новгородского, святителя Феофана Затворника, преподобных Саввы Стромынского, Феодора Санаксарского, равноапостольной Марии Магдалины с частицами их мощей. · Икона блаженной Любови Рязанской с частицей мощей. · Икона преподобного Арсения Коневского с частицей мощей. · Икона святителя Никиты Новгородского с частицей мощей. · Икона священномученика Петра (Зверева) с частицей мощей.
ТЕРРИТОРИЯ СОБОРА
Территория собора занимает практически всю Софийскую площадь, за некоторым исключением в северо-восточном углу, занятом трансформаторной будкой.
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.006 с.) |