Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пути совершенствования практики социальной работы с беспризорными детьми в условиях социального приюта ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Столкновение ребенка любого возраста с травматической ситуацией, ее переживания показывают нереальность имеющихся иллюзий. Разрушение иллюзий – очень болезненный процесс для любого взрослого человека, а ребенка – вдвойне. Открывая для себя переживания, полученный в результате травмы, ребенок обесценивает все свои усилия: зачем хорошо учиться, стараться быть хорошим, ходить в школу – если это не дает чувства защищенности, нужности кому-то. И очень важно что последует за этим открытием. Если человек почувствует путь выхода из иллюзий в мир опасный, но реальный, верит в себя, то он будет преодолевать трудности, стоящие перед ним, а значит, он повзрослеет и станет выше на уровень своего развития как личность. Если не сможет преодолеть барьер иллюзий, то в человеке укрепится убеждение в существовании новых, и он будет верить в них, жить в мире придуманных им самим иллюзий. Ряд исследований отмечают, что общее физическое и психическое развитие детей, оказавшихся без попечения родителей, отличается от их сверстников, растущих в семьях [41, с. 300]. Темп психического развития замедлен, имеется ряд негативных особенностей: ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера, воображение, позднее формируются навыки саморегуляции и управления своим поведением, затруднено понимание требований взрослых, проявляются инфантильность, неумение строить отношения с другими, иллюзии простоты жизни, неуверенность в себе, неверие взрослым, обидчивость на весь мир, и т.д. Поэтому очень важно проводить профилактическую работу, направленную на стабилизацию отношений в семье, укрепление авторитета родителей. В связи с этим представляется целесообразным разработать программу, направленную на решение проблемы, связанной с социальной поддержкой семьи и детей группы риска. Ежегодно четверть миллиона российских родителей подвергается мерам административного воздействия за злостное невыполнение своих обязанностей по воспитанию и обучению детей, но, к сожалению, заметного позитивного влияния на судьбы несовершеннолетних это не оказывает. Продолжается массовое злоупотребление родителями, взрослыми членами российских семей алкоголем, а также наркотическими веществами, что нередко выступает катализатором в актах насилия и жестокости по отношению к детям.
Родители, имеющие алкогольную или наркотическую зависимость, обычно не способны обеспечить своему ребенку даже минимальное материальное благополучие, ибо на алкоголь и наркотики во многих случаях тратятся все семейные ресурсы. Нередки упоминания фактов пропивания родителями своих жилищ. Такие родители обычно не в состоянии оказать ребенку и моральную поддержку, пробудить (стимулировать) его интерес к получению школьных знаний. Неслучайно большинство опрошенных беспризорных давно забросило учебу и значительно отстало от своих «домашних» сверстников в интеллектуальном развитии. Поэтому очень актуально и направление социальной работы, связанное с профилактикой девиаций в поведении, в частности, профилактикой алкоголизма и наркомании у детей и подростков, воспитывающихся в семьях группы риска. Глубинные причины кризисных явлений во многих российских семьях, утративших свой социализирующий потенциал, воспитательную роль и фактически выталкивающих своих детей на улицу, связаны с падением уровня жизни большинства населения (особенно разительным на фоне обогащения чиновничье-олигархических групп), увеличивающейся коррупцией и моральным разложением общества. Все больше россиян, и прежде всего семьи с детьми, погружается в состояние бедности и социальной апатии, физически вымирает. Проблема беспризорных не может быть решена кампаниями по их «отлову» на городских улицах, опираясь лишь на действия полиции. Представляется, что усилия всех государственных органов, и прежде всего его социальных служб, а также образовательных учреждений, с широким привлечением общественных и религиозных организаций, должны быть нацелены прежде всего на систематическую профилактику девиации в семье для устранения хотя бы непосредственных социальных причин, порождающих массовую беспризорность и безнадзорность. Анализ детерминант детской беспризорности и наркомании настоятельно требует смены стратегических приоритетов. Материальные трудности многих российских семей, выступающие основной причиной детской беспризорности и наркомании, есть следствие глубинных общественных процессов, и решить их путем предоставления дополнительной материальной помощи семьям не удастся. Поэтому главным объектом приложения усилий должны стать дети, попавшие в трудные условия, а не семьи их проживания. Такие дети должны выводиться из среды и обстоятельств, препятствующих их нормальной социализации, вовлекаться в формы деятельности и общения, формирующие у них качества полноценных членов общества, изолироваться от действия асоциальных и криминальных факторов.
Таким образом, анализируя опыт социальной работы одного из приютов Московской области – ГУ МО «Истринский социальный приют для детей и подростков», можно прийти к заключению, что при правильной организации реабилитации в системе социальной поддержки и защиты можно в значительной мере помочь воспитанникам приюта. Но это требует целенаправленной работы по дальнейшему планированию и разработке целой системы реабилитации, которая должна включать: психологические, социальные, педагогические, медицинские, юридические и другие программы единой реабилитационной системы работы социальных приютов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема беспризорности детей – очень острая в современном обществе. Существенными причинами увеличения беспризорности в современных условиях является ухудшение уровня жизни семей из-за безработицы; нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей; увеличение числа разводов и неполных семей; девиации в поведении –пьянство, алкоголизм, наркомания; распространение среди детей и взрослых психических заболеваний; увеличивающееся количество беженцев и переселенцев. Анализ детерминант детской беспризорности и безнадзорности требует смены стратегических приоритетов. Материальные трудности многих российских семей, выступающие основной причиной детской беспризорности, явились следствием глубинных общественных процессов, и решить их путем предоставления дополнительной материальной помощи семьям не удастся. Поэтому главным объектом приложения усилий должны стать дети, попавшие в трудные жизненные условия, а не семьи их проживания. Такие дети должны выводиться из среды и обстоятельств, препятствующих их нормальной социализации, вовлекаться в формы деятельности и общения, формирующие у них качества полноценных членов общества, изолироваться от действия асоциальных и криминальных факторов. В представленном исследовании определены условия эффективного оказания социальной помощи беспризорным и безнадзорным детям, а также рассмотрены формы и методы социальной работы с беспризорными и безнадзорными детьми в условиях Государственного учреждения Московской области «Истринский социальный приют для детей и подростков». На основе анализа научной литературы изучены социальные проблемы детства и рассмотрена проблема детской беспризорности в современной России. Также выявлена специфика социальной работы с беспризорными и безнадзорными детьми в Государственном учреждении Московской области «Истринский социальный приют для детей и подростков» и предложены рекомендации по совершенствованию практики социальной работы с данным контингентом в условиях социального приюта.
Из опыта работы социального приюта видно, что при правильной организации реабилитации в системе социальной защиты и поддержки, можно в значительной мере помочь его воспитанникам. Для этого необходимо осуществлять целенаправленную, достаточно длительную и серьёзнейшую работу по дальнейшей разработке целой системы реабилитационных мероприятий. Сделано заключение, подтверждающее гипотезу, что эффективность организации социальной работы с беспризорными и безнадзорными детьми в условиях социального приюта может быть повышена при условии разработки системы реабилитации, включающей: психологические, социальные, педагогические, медицинские, юридические и другие программы. ГЛОССАРИЙ
1. Аномия – отсутствие чёткой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестаёт соответствовать идеальным общественным нормам. 2. Беспризорность – отсутствие у детей семейного или государственного попечения, нормальных условий жизни и воспитательного влияния. 3. Гиперопека – требование послушания при полном освобождении ребенка от обязанностей. 4. Девиантность – характеристика поведения, не совпадающего с социальными нормами и ценностями, принятыми в обществе; и рассматриваемого большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. 5. Дезадаптивные дети – это категория детей, отличающихся от своих сверстников нарушенной способностью к обучению, выраженностью отклонений в поведении, испытывающих затруднения в общении. 6. Десоциализация – процесс, противоположный социализации, означающий утрату индивидом определенных социальных ценностей и норм и сопровождающийся отчуждением индивида от определенной группы. 7. Дети-беглецы – которые уходят из дома периодически (от 0-х недель до одного месяца). 8. Дети безнадзорные – практически всегда живущие дома, но имеющие высокую степень безнадзорности и склонные к уходу из дома. 9. Дети-правонарушители – которые уже совершили те или иные противоправные поступки. 10. Дети улицы – уходящие из дома постоянно или не живущие дома. 11. Инвалидизация – приписывание болезненности умственной неполноценности, 12. Инфантилизация – восприятие ребенка как незрелого. 13. Отчуждение – отношение к ребенку как к чужому и предоставление ему полной свободы.
14. Приют – учреждение временного пребывания детей. 15. Ресоциализа́ция – это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. 16. Семья – организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. 17. Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. 18. Социальная дезадаптация детей проявляется: в утрате социальных связей с семьёй, школой; в отчуждении от труда; в резком ухудшении нервно-психического здоровья детей; в увеличении процента ранней подростковой алкоголизации; в возрастании количества несовершеннолетних правонарушителей; в пресуицидальном поведении и суицидальных попытках. 19. Социальная инвалидизация – видение ребенка как неудачника, приписывание социально неодобряемых черт личности. 20. Социальная работа – профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аванесов А.Г. Криминология и социальная профилактика. – М.: Акад. МВД СССР, 1980. 2. Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей. Формирование и развитие. – М., 2006. 3. Арефьев А. Ненужные дети России // Население и общество. Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2003. № 113—114. 4. Бандура А. Подростковая агрессия. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999. 5. Белинская Е.П., Тихомандрицкая Е.О. Социальная психология личности. – М., 2001. – 485 с. 6. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993. 7. Беличева С.А. Специализированные подростковые клубы как институт ресоциализации «трудных» подростков // Психол. журн. 1984. - Т. 5. - № 6. 8. Большой толковый психологический словарь Т.1 (А-О); Пер. с англ. /Ребер Артур. – ООО «Издательство «Вече», 2001. – 592 с. 9. Бороздина Е.С. Детская безнадзорность в первые годы советской власти (1917—1922 гг.) // Теоретические аспекты и правоприменительная практика российского законодательства. Курск. гос. тех. ун-т. Курск, 2007. 10. Возвращение детства. Коллектив авторов. – М.: Знание. 2000. 11. Голик А.Н. Социальная психиатрия сиротства. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2000. Детский дом на рубеже веков: Сб. материалов IV Всеросийских Католиковских педагогических чтений. – М., 2001. 12. Дармодехин С.В. Безнадзорность детей в России // Педагогика, 2001. № 5. С. 4. 13. Девиация и социальный контроль в России (XIX-XX вв.): тенденция и социологическое осмысление. – СПб.: Алетейя, 2000. 14. Дети улиц. Информационно-консультативный вестник. Выпуск 1(23) 2003. 15. Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2002. № 20 (176). С. 6
16. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-ие изд., испр. Серия: Психология ребёнка. – СПб.: «Изд-во Союз», «Лениздат», 2000. 17. Защита и охрана прав несовершеннолетних. Выпуск 4 Центр «Школьная книга». – М.: 2002. 18. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребёнок в кризисной ситуации. – СПб.: Речь, 2003. 19. Кемайкина Т.Н. Дети-сироты: психолого-педагогические основы воспитания: спец.курс.: Астана: ЦНТИ, 2008. – 116 с. 20. Кемайкина Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Поиск – 2007. – №4(2). – С. 298-302. 21. Климантова Г.И., Федотовская Т.А. О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации // Аналитический вестник. Сер. № 46 «Основные проблемы социального развития России», 2002. № 20 (176). С. 24. 22. Колесов Д.В. ПОДРОСТОК: взросление и здоровый образ жизни. – М.: 2001. 23. Колодзин Б. Как жить после психологической травмы. /Пер. с анг. Савельевой И.В. – М.: Шанс, 1992. 24. Кривоносов А.Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью // Государство и право, 2003. № 7. С. 95—97. 25. Криминология / Под ред. Гуляева В.П. М.: Юридическая литература, 1997. С. 289. 26. Лебедев О.Е., Чепурных Е.Е., Майоров А.Н., Золотухина В.И. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. Доклад / Под ред. А.Н. Майорова. М.: Интеллект-Центр. 2001. С. 16-19. 27. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 2002. 28. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М.: Академия, 2001. 29. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. – М., 1986. 30. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М.: МЕДпресс, 2000. 31. Меры, направленные на позитивное изменение ситуации с безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних. Минтруд России, 2002. 32. Мустакас К. Большие проблемы маленьких детей / Пер. с анг. Г. Пимочкиной. – М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2003. 33. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Академия, 1999. 34. Нечаева А.М. Детская беспризорность – опасное социальное явление // Государство и право, 2001. № 6. С. 59. 35. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. – М., 2004. 36. Озеров В.А. Детская безнадзорность и беспризорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России // Аналитический вестник. Сер. №46 «Основные проблемы социального развития России», 2002. № 20 (176). С. 17. 37. Осипова И.И. Система предотвращения социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних: научно-методическое пособие. – М., 2005. 38. Петрынин А.Г. Педагогическое проектирование реабилитационно-вспомогательных систем. Учебно-методическое пособие. – М., 2001. 39. Подросток мигрант (Информация Московского городского центра «Дети улиц») // Социальное обеспечение, 2002. № 12. С. 5. 40. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Работа психолога в учреждениях интернатного типа для детей, оставшихся без попечения родителей // Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991, С. 274 – 301. 41. Проблемы детской безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации: социально-политические последствия и современные технологии решения // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 2003. — № 14 (207) 42. Программы медико–социальной реабилитации несовершеннолетних. Президентская программа «ДЕТИ РОССИИ». М.: 2002. 43. Рожков А.Ю. Борьба с беспризорностью в первое советское десятилетие // Вопросы истории, 2000. № 11. С. 134. 44. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. д.п.н., проф. В.М.Константинова. М.: Знания, 1993. С. 85. 45. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. Учебно-практическое пособие. -М.: издательство ГНОМ и Д, 2001. 46. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия.- Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М» 2003. 47. Сбитнева Г.Л., Делибалт В.В., Привина М.Д, Орехова Е.В. Программа психосоциальной реабилитационной работы и профилактики детской безнадзорности и беспризорности «Все в наших руках». – М., 2004. 48. Сборник учебных программ для педагогов-психологов и социальных педагогов, работающих с детьми группы риска. Методическое пособие / Под общ. ред. Селивановой Т.Г. – СПб., 2011. – 152 с. 49. Сколько в России беспризорных? // Комсомольская правда. 2002. 24 января. С. 9; 50. Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социс, 1998. № 3. С. 117-119. 51. Социальная реабилитация: Учебник / Под общей ред. Н.Ш. Валеевой. – М.: ИНФРА–М, 2012. – 320 с. 52. Специальная педагогика / Под редакцией Н.М. Назаровой. – М., 2000. – 458 c. 53. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: Юрист, 2011. – 334 с. 54. Тесленко А.Н., Керимбаева М.С., Джакупова Г.А. Профилактика подростковой девиации: теория и практика. Научное издание / Под ред. А.Н. Тесленко – Астана: Центр СПСИПК и ПК СО, 2005. – 156 с. 55. Технология социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012. – 240 с. 56. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г.) // СЗ РФ от 28.06.99. N 26 ст. 3177; СЗ РФ от 14.07.03. N 28 ст. 2880. 57. Фирсов М.В., Студёнова Е.Г. Технология социальной работы: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 557 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. 58. Фурманов И.А. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. – Минск, 1999. – С. 43–49. 59. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 319 с. 60. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагога и родителей. – М., 2004. 61. Чепурных Е.Е. Социальная защита детства в сфере образования. – М., 2001. 62. Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении отклонениями в поведении: – М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО.1995. 63. Шаталов А.И., Пятницкая И.Н. Трудные дети – трудные взрослые. – М.: КноРус, 2014. – 120 с. 64. Шипунова Т.В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 240 с. 65. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический Проект; Трискта, 2010. – 336 с. 66. Шульга Т.И., В. Слот, X. Спаниярд. Методика работы с детьми «группы риска». – М., 2011. 67. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска, 3-е изд., испр. и доп. – М.: Aкадемия, 2010. 68. Шипицына Л.М., Казакова Е.И. Особенности социально-эмоционального развития детей-сирот. //Социализация личности и образование: от теории к практике – Н.Тагил: НТФИРРО, 2002. – С.22-32. 69. Яковлев Н.М. Психологическая защита девиантных подростков от стресса. – М.: Нестор – История. 2011. – 208 с.
Приложение 1. Приложение 2. Приложение 3. Приложение 4.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.103.10 (0.076 с.) |