Вопрос первый. Биологическое и социальное в человеке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос первый. Биологическое и социальное в человеке.



Человек

Вопрос первый. Биологическое и социальное в человеке.

 

Человек – биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью и свободным целеполаганием.  

 


В человеке живёт биологическое и социальное начало. Биологическое в человеке проявляется в том, что у нас есть анатомическое строение, физиология, кровеносная и иные системы организма и др. Социальное в человеке заключается в том, что он может вступать в социальные отношения, трудиться на пользу обществу и т.д.

Важнейшими отличиями человека от животных следует признать:

- Способность мыслить и говорить,

- Способность к свободному целеполаганию своей деятельности

 Так, может показаться, что, когда волк и охотник ждут в засаде зайца, они делают одно и тоже. Но разница заключается в том, что охотник может и не охотиться на зайца, а вот волк биологически запрограммирован на выполнение определённой деятельности. Поэтому и говорят. Что человек способен к свободному целеполаганию своей деятельности.  


                

 

- Способность к творчеству, то есть к созданию чего-либо нового,

- Способность к преобразованию природы,

- Способность к созданию орудий труда,

- Наличие не только материальных, но и духовных потребностей.

Вопрос второй. Человек: индивид, индивидуальность, личность.

Каждый человек рождается индивидом. Слово «индивид» в переводе с древнегреческого означает «совокупность типических черт». Речь идёт о совокупности как физических, так и психологических чертах. У человека две руки, две почки и одно сердце, он обладает памятью, должен спать и видеть сны и т.д. Если одно или несколько этих качеств у человека отсутствует, он является инвалидом, то есть человеком с ограниченными возможностями.

Индивид – это человек как представитель человеческого рода.  

 

 


Каждый человек обладает определённым набором психических и физических черт, свойственных всем людям. Например, у каждого человека две руки, сердце, почки и т. д. Он способен к прямохождению, обладает памятью, нуждается во сне и т.д.

Пол, физиологические особенности, возраст, тип конституции…

 Конечно, бывают люди, у которых отсутствуют некоторые физические или психологические качества. Это, например, слепые или люди, у которых нет памяти – страдающие амнезией. Таких людей называют инвалидами или людьми с ограниченными возможностями.  
Индивидуальность – индивид, как совокупность физических, интеллектуальных и иных особенностей, присущих только этому человеку.  

 


Вопрос третий. Межличностные отношения

Виды ответственности.

1. По субъектности: индивидуальная (персональная), групповая, коллективная

2. По общественным сферам: историческая (перед потомками), политическая, нравственная, юридическая

 

Вопрос пятый. Самопознание.

Самопознание - вид познания, где субъектом и объектом является одни человек.  


Формирование самопознания проходит следующие стадии:

1 СТАДИЯ. Ребёнок с 3-х – 8-ми месяцев начинает выделять себя от внешнего мира.

2 СТАДИЯ. До 2-х – 3-х летнего возраста единственным источником знаний для ребёнка являются взрослые. С момента, когда ребёнок впервые заявляет «Я сам», начинается новый период развития и осознания его личности.

3 СТАДИЯ. Происходит формирование устойчивого образа Я. Эта стадия длится до конца жизни человека.

Особенностью самооценки является то, что она всегда носит субъективный характер. Даже свой внешний вид мы неправильно воспринимаем через изображение в зеркале, т.к. подходя к нему, принимаем такую позу, которую в реальной жизни никогда не примем. Что уж говорить о сущностной самооценке, на которую накладывается оценка нас другими людьми. И сколько бы мы не говорили, что нас не интересует их мнение, это всегда будет неправдой.

Наша самооценка прямо пропорциональна достигнутому нами успеху и обратно пропорциональна уровню наших притязаний. Следовательно, есть 2 способа повысить самооценку. Таким образом, чтобы повысить самооценку нужно либо добиться успеха, либо понизить уровень притязаний.

Учёные установили, что чем моложе человек, тем большее значение для его самооценки играет внешняя составляющая. Чем старше человек, тем большее значение имеет составляющая сущностная. Как это ни удивительно, но эти составляющие между собой взаимосвязаны. Так людям свойственно приписывать красавцам несуществующие добродетели, а человеку с отталкивающей внешностью трудно устоиться на работу.

 

Деятельность

Структура деятельности

В структуре человеческой деятельности,прежде всего, выделяются объект и субъект. Субъект – это тот, кто совершает деятельность. В качестве субъекта могут выступать отдельные люди (например, учитель), коллективы (строительная бригада), организации (министерство образования) или целые государства (борьба СССР против фашистской Германии). Объект – это то, на что направлена деятельность (ученик, дом и т.д.). Иногда объект и субъект совпадают. Например, самообразование, самовоспитание, выполнение утренней гимнастики, проведение государством реформы государственного управления и др.

   В структуре человеческой деятельности также выделяют

- мотив – совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субъекта (потребность, социальная установка, убеждение, интерес)

- цель – осознанный образ предвосхищённого результата, на достижение которого направлена деятельность, средства необходимые для достижения цели (способности, деньги, техника и др.)

- действия

- результат – то, что на самом деле получилось после окончания деятельности.

Надо иметь в виду, что, во-первых, результат не всегда совпадает с целью. Так германские фашисты стремились к мировому господству, а в результате войны Германия была полностью разорена. Во-вторых, цель не оправдывает средства. Так учитель, ставя благую цель научить ученика, не имеет право заниматься рукоприкладством.  

 

 


 

Вопрос второй. Потребности.

Люди совершают различные поступки, прежде всего под воздействием внутренней мотивации и внешнего стимулирования. При этом мотивация имеет гораздо большее значение!

За каждым нашим внутренним мотивом стоит определённая потребность, т.е. человек и пальцем не пошевелит, если это не нужно будет для удовлетворения его потребностей.

Потребность – нужда человека в том, без чего невозможно его существование.  

 


Все наши потребности можно соотнести с 4 группами.

1 ГРУППА. Биологические или физиологические или материальные или органическиепотребности. Это потребности в еде, питье, тепле, самосохранении и продолжении рода. Естественно, что важнейшим условием для удовлетворения этих потребностей являются деньги, а важнейшим источником их обретения для большинства людей является зарплата. Таким образом, одним из важнейших мотивов к труду является стремление удовлетворять свои биологические потребности.

  2 ГРУППА. Социальные потребности. Это потребность в общении. Общение необходимо человеку для того, чтобы заниматьсятрудовой деятельностью.

? Вспомните библейское сказание о Вавилонской башне и задумайтесь о том, каким образом Господь прекратил её строительство.

И вообще, человеку необходимо общаться с себе подобными, даже безотносительно трудовой деятельности.

Питер Брейгель. «Вавилонская башня».

? Вспомните роман Д.Дефо о Робинзоне Крузо. Чего Робинзону так сильно не хватало, когда он уже мог удовлетворять свои физиологические потребности? Зачем он спасает Пятницу от людоедов?

  3 ГРУППА. Идеальные потребности. Этот термин здесь употребляется в значении «нематериальные». Это потребности в престиже и развлечении.

  4 ГРУППА. Духовные потребности. Это потребности в красоте и гармонии. Например, для удовлетворения этих потребностей люди ходят в театр.

Не существует чёткой грани между видами деятельности, направленными на удовлетворение потребностей различных групп. Так, человек может ходить на работу и из-за денег, и для общения, и из-за престижа.

? Как вы думаете, мы стремимся к удовлетворению сразу всех наших потребностей или они встраиваются перед нами в определённую очередь?

Заслугой выдающегося американского учёного психолога А.Х.Маслоу является то, что он первым научно обосновал мысль о том, что люди стремятся удовлетворять свои потребности в определённой последовательности. Так, если за человеком, не евшим три дня, бежит маньяк, вряд ли он будет испытывать чувство голода. И только оказавшись в абсолютной безопасности, такой человек осознает, что хочет есть. Человек, страдающий от недоедания и от того, что у него нет крыши над головой, вряд ли захочет пойти в театр. По-крайней мере большинство людей так устроены.

К потребностям первой очереди Маслоу отнёс экзистенциальные – это потребности в безопасности и продолжении рода – и биологические. Эти потребности требуют немедленного удовлетворения. Все остальные – потребности второй очереди. Потребности первой очереди – врождённые, природные, второй – социальные, приобретенные.

Когда говорят о пирамиде Маслоу, имеют в виду то, что, например, физиологические потребности есть у каждого человека, а вот потребности в самореализации или в признании – лишь у некоторых людей (см. рисунок).

Пирамида Маслоу  

 

 

Классификация интересов

По носителям: индивидуальные, групповые, общественные

По содержанию: экономические, социальные, политические, духовные

По роли в обществе: позитивные, негативные

По времени проявления: постоянные, текущие (сиюминутные), перспективные (долгосрочные)

Человек

Вопрос первый. Биологическое и социальное в человеке.

 

Человек – биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью и свободным целеполаганием.  

 


В человеке живёт биологическое и социальное начало. Биологическое в человеке проявляется в том, что у нас есть анатомическое строение, физиология, кровеносная и иные системы организма и др. Социальное в человеке заключается в том, что он может вступать в социальные отношения, трудиться на пользу обществу и т.д.

Важнейшими отличиями человека от животных следует признать:

- Способность мыслить и говорить,

- Способность к свободному целеполаганию своей деятельности

 Так, может показаться, что, когда волк и охотник ждут в засаде зайца, они делают одно и тоже. Но разница заключается в том, что охотник может и не охотиться на зайца, а вот волк биологически запрограммирован на выполнение определённой деятельности. Поэтому и говорят. Что человек способен к свободному целеполаганию своей деятельности.  


                

 

- Способность к творчеству, то есть к созданию чего-либо нового,

- Способность к преобразованию природы,

- Способность к созданию орудий труда,

- Наличие не только материальных, но и духовных потребностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.100.60 (0.022 с.)