Ii . 6. Кожа. Выделительная система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ii . 6. Кожа. Выделительная система



Возрастные особенности строения кожи

1. Кожа детей внешне отличается от кожи взрослых бархатистостью, мягкостью, более розовым светлым цветом.

2. Эпидермис значительно тоньше, разделение на слои довольно четкое. Шиповатый и зернистый слой имеют меньшее количество рядов, роговой слой более рыхлый. У детей меньше меланоцитов, в связи с чем снижено пигментообразование.

3. Дерма тоньше, коллагеновые ретикулярные волокна более нежные, эластическая сеть выражена слабее.

4. Капиллярная сеть кожи детей выражена лучше, просветы более широкие.

5. Волосяные фолликулы развиты хорошо.

6. Сальные железы развиты недостаточно.

7. Потовые железы более развиты, чем у взрослых.

Все эти особенности необходимо учитывать при уходе за кожей детей (см. Главу 3).

Почки у новорожденных и грудных детей дольчатые. Такое строение сохраняется до 2 – 3 лет. С возрастом увеличиваются размеры и масса почек от 12 г и 4,2 см у новорожденного до 120 г и 10,7 см у подростка. Наиболее интенсивный рост происходит на первом году жизни.

У новорожденного мочеточники имеют извилистый ход. Длина мочеточника достигает 5 – 7см. К 4 годам длина его увеличивается до 15см. Мышечная оболочка в раннем детском возрасте развита слабо.

Мочевой пузырь у новорожденных веретенообразный, у детей первых лет жизни – грушевидный. В период второго детства (8 – 12 лет) мочевой пузырь яйцевидный. Вместимость мочевого пузыря у новорожденных 50 – 80мл, к 5 годам – 180мл, а после 12 лет – 250мл.    

   Анурез. В младенчестве мочевыделение совершается непроизвольно. С возрастом образуются и закрепляются условные рефлексы, обеспечивающие произвольное мочеиспускание. Однако у некоторых детей, преимущественно мальчиков, наблюдается ночное недержание мочи – анурез. Причиной этого заболевания может быть неправильный режим жизни ребенка – еда перед сном, обилие жидкости, ненормальный сон, острая пища. Нередко анурез возникает у детей как следствие нервно-психических потрясений, таких, например, как конфликты в семье, испуг, острые болевые ощущения и. т. д.

Окружающие далеко не всегда понимают, что ночное недержание мочи – это не распущенность, не лень, а заболевание. Таких детей стыдят, наказывают, что еще сильнее провоцирует болезнь из-за давления на ребёнка и его психику. Вот почему родители и учитель должны проявлять к ребенку, страдающему анурезом, особую чуткость, родители должны обратиться к врачу, который назначит необходимое лечение.

Обычно анурез проходит у детей к 10 годам или в период полового созревания.

II.7. НЕРВНАЯ СИСТЕМА

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Нервная система человека развивается из наружнего зародышевого листка – эктодермы. На ранних стадиях эмбрионального развития она имеет вид трубки, из передней части которой развивается головной мозг. Нервная система является одной из наиболее быстро развивающихся систем человеческого организма.

У новорожденного строение мозга практически сходно с таковым взрослого человека. Основное количество нейро­нов формируется уже к 20 – 24 неделе и остается постоянным до пожилого возраста. В дальнейшем увеличивается только число связей между нейронами.

Во время родов мозг ребенка низкочувствителен к кислородной недостаточности, имеет замедленный обмен веществ, а также получает энергию анаэробным путем. Масса головного мозга новорожденного состав­ляет 1/8 массы тела.

Наиболее интенсивно головной мозг человека развивается в первые два года жизни, затем темпы снижаются, но остаются высокими до 7 лет. Окончательное созревание заканчивается к 21 году, при этом масса увеличивается по сравнению с новорожденным в 4 – 5 раз и составляет в среднем 1300 – 1400 г.

Изменение размеров, формы и массы мозга сопровождается изменением его внутренней структуры: усложняются строение ней­ронов, форма межнейронных связей, формируются различные про­водящие пути головного мозга.

Развитие головного мозга идет гетерохронно (неравномерно). В первую очередь созревают те нервные структуры, от которых зависит нормальная жизнедеятельность организма на данном возрастном этапе. Функциональной полноценности прежде всего достигают стволовые, подкорковые и корковые структуры, регулирующие вегетативные функции организма. Эти отделы приближаются по своему развитию к мозгу взрослого человека уже к 2 – 4-летнему возрасту ребенка. Окончательное формирование структур стволовой части головного мозга, и особенно промежуточного, завершается в 13 – 16 лет, когда заканчивается половое развитие подростков.

Морфологическая незрелость коры больших полушарий ребен­ка. Функциональное недоразвитие коры является причиной слабого контроля над подкорковыми образованиями, в результате чего регуляция жизнедеятельности организма осуществ­ляется в основном за счет безусловных рефлексов. У новорожден­ного большую часть суток кора не функционирует, и он спит 22 часа. Неучастие коры в координации тонуса мышц и движений и работе органов чувств объясняет то, что движения новорожденного неточны и несогласованны, ориентировочные (зрительные и слухо­вые) рефлексы слабо выражены.

Отсутствует контроль со стороны высших вегетативных центров, в результате чего имеется несовершенство терморегуляции и других вегетативных процессов. Однако уже спустя неделю после рождения у ребенка начинают образовываться первые условные рефлексы, способствующие под­держанию гомеостаза, т. е. обеспечивающие большую приспособ­ляемость к внешней среде.

В первые 7 лет жизни ребенка быстро увеличивается масса головного мозга, идет формообразование больших полушарий, рост и дифференцировка их нейронов. Вслед за морфологическими изменениями наступает и функциональное созревание: благодаря корковому контролю над спинным мозгом (тормозящее действие) более координированными становятся движения ребенка (ходьба, бег, прыжки и т. д.), достаточно хорошо функционируют анализа­торы, быстро образовываются условные рефлексы первой и второй сигнальных систем. Однако функциональная незрелость полушарий в этом возрасте проявляется в относительной слабости процессов торможения (кора) и в относительной легкости иррадиации (распространения) процессов возбуждения (подкорка) при малой кон­центрации возбудительного и тормозного процессов.

Эти возрастные функциональные особенности высшей нервной Деятельности детей и подростков отражаются на их поведении, для которого характерно:

1) малая концентрация (большая отвлекаемость) и время актив­ного внимания;

2) неусидчивость;

3) импульсивность поведения;

4) подражательность, внушаемость и т. д.

Только к 14 годам усиливаются (воспитываются) процессы торможения и совершенствуется концентрация процессов возбуж­дения и торможения, в связи с чем продолжительность активного внимания в этом возрасте увеличивается.

К 18 – 21 годам морфологическое развитие больших полушарий заканчивается, но их функциональное совершенствование продол­жается и у взрослых людей, что определяет их индивидуальные различия в объеме приобретенной памяти (условные рефлексы в виде знаний, умений, навыков), в виде мышления и способности к анализу (установление причинно-следственных связей), силе воли (способности управлять своими потребностями) и другие особен­ности высшей нервной деятельности, формирующие особенности поведения человека в социальной среде.

Возрастные особенности рефлекторной деятельности. Ребенок рождается с набором безусловных рефлексов, рефлекторные дуги которых начинают формироваться на 3-м месяце внутриутробного развития. Так, первые сосательные и дыхательные движения появляются у плода именно на этом этапе онтогенеза, а активное движение плода наблюдается на 4 – 5-м месяце внутриутробного развития. К моментурождения у ребенка формируется большинство врожденных безусловных рефлексов, обеспечивающих ему нормальное функционирование вегетативной сферы, его вегетативный «комфорт».

Возможность простых пищевых условных реакций, несмотря на морфологическую и функциональную незрелость мозга, возникает уже на первые-вторые сутки, а к концу первого месяца развития образуются условные рефлексы с двигательного анализатора и вестибулярного аппарата: двигательные и временные.

Со второго месяца жизни образуются рефлексы слуховые, зрительные и тактильные, а к 5-му месяцу развития у ребенка вырабатываются все основные виды условного торможения. Важное значение в совершенствовании условно рефлекторной деятельности имеет обучение ребенка. Чем раньше начато обучение, т. е. выработка условных рефлексов, тем быстрее идет их формирование впоследствии.

К концу первого года развития ребенок относительно хорошо различает вкус пищи, запахи, форму и цвет предметов, различает голоса и лица. Значительно совершенствуются движения, некоторые дети начинают ходить. Ребенок пытается произносить отдельные слова («мама», «папа», «деда», «тетя», «дядя» и др.), и у него формируются условные рефлексы на словесные раздражители. Следовательно, уже в конце первого года полным ходом идет развитие второй сигнальной системы и формируется ее совместная деятельность с первой.

Ребенок начинает понимать слова очень рано, и поэтому, для развития речи важно «разговаривать» с ребенком с первых дней после его рождения. Меняя распашонку или пеленку, перекладывая ребенка или подготавливая его к кормлению, желательно делать это не молча, а обращаться к ребенку с соответствующими словами, называя свои действия.

На втором году развития ребенка совершенствуются все виды условно-рефлекторной деятельности, и продолжа­ется формирование второй сигнальной системы, значительно увеличивается словарный запас (250 –300 слов); непосредственные раздражители или их комплексы начинают вызывать словесные реакции. Если у годовалого ребенка условные рефлексы на непосред­ственные раздражители образуются в 8 – 12 раз быстрее, чем на слово, то в два года слова приобретают сигнальное значение.

Второй и третий год жизни отличаются живой ориентировочной и исследовательской деятельностью. Ребенок тянется к каждому предмету, трогает его, ощупывает, толкает, пробует поднять и т.д. Таким образом, описанный возраст ребенка характеризуется «предметным» характером мышления, т.е. решающим значением мышечных ощущений. Эта особенность в значительной степени связана с морфологическим созреванием мозга, так как многие моторные корковые зоны и зоны кожно-мышечной чувствительности уже к 1 – 2 годам достигают достаточно высокой функциональной пол­ноценности. Основным фактором, стимулирующим созревание этих корковых зон, являются мышечные сокращения и высокая двигательная активность ребенка. Ограничение его подвижности на этом этапе онтогенеза значительно замедляет психическое и физическое развитие.

Период до трех лет характеризуется также необычайной легкостью образования условных рефлексов на самые различные раздражители, в том числе на размеры, тяжесть, удаленность и окраску предметов.

Примечательной особенностью двух – трехлетнего ребен­ка является легкость выработки динамических стереотипов. Причем каждый новый стереотип вырабатывается легче. Оче­видно, что при недостаточно сильных и подвижных еще нервных процессах дети нуждаются в стереотипах, которые облегчают приспособление к окружающей среде.

Условные связи и динамические стереотипы у детей до трех лет отличаются необычайной прочностью, поэтому их переделка для ребенка всегда событие неприятное. Важным условием в воспитательной работе в это время является бережное отношение ко всем вырабатываемым стереотипам.

Возраст от трех до пяти лет характеризуется дальнейшим развитием речи и совершенствованием нервных процессов (увеличивается их сила, подвижность и уравновешенность), процессы внутреннего торможения приобретают доминирующее значение, но запоздалое торможение и условный тормоз вырабатываются с трудом. Динамические стереотипы вырабатываются все так же легко. Их количество увеличивается с каждым днем, но их переделка уже не вызывает нарушений высшей нервной деятельности, что обусловлено указанными выше функциональными изменениями. Ориентировочный рефлекс на посторонние раздражители продолжительнее и интенсивнее, чем у детей школьного возраста, что может быть использовано эффективно для торможения у детей вредных привычек и навыков.

К пяти – семи годам еще более повышается роль сигнальной системы слов, и дети начинают свободно говорить. Слово в этом возрасте уже имеет значение «сигнала сигналов», т. е. получает обобщающее значение, близкое к тому, которое оно имеет для взрослого человека.

Младший школьный возраст (с 7 до 12 лет) – период относительно «спокойного» развития высшей нервной деятельности. Сила процессов торможе­ния и возбуждения, их подвижность, уравновешенность и взаимная индукция, а также уменьшение силы внешнего торможения обеспечивают возможности широкого обуче­ния ребенка. Это переход от рефлекторной эмоционально­сти к интеллектуализации эмоций.

В младшем школьном возрасте на основе развития второй сигнальной системы условно-рефлекторная деятельность ребенка приобретает специфический характер, свойственный только человеку.

Подростковый период (с 11 – 12 до 15 – 17 лет) является временем больших эндокринных преобразований, при этом нарушается уравновешенность нервных процессов, боль­шую силу приобретает возбуждение, замедляется прирост подвижности нервных процессов, значительно ухудшается дифференцировка условных раздражителей. Ослабляется деятельность коры, а вместе с тем и второй сигнальной системы.

Все функциональные изменения приводят к психиче­ской неуравновешенности подростка (вспыльчивость, «взрывная» ответная реакция даже на незначительные раздражения) и частым конфликтам с родителями и педа­гогами.

Только правильный здоровый режим, спокойная обстановка, твердая программа занятий, физическая культура и спорт, интересная внеклассная работа, доброжелатель­ность и понимание со стороны взрослых являются основны­ми условиями для того, чтобы переходный период прошел без развития функциональных расстройств и связанных с ним осложнений в жизни ребенка.

Старший школьный возраст (15 – 18 лет) совпадает с окончательным морфофункциональным созреванием всех физиологических систем человеческого тела. Значительно повышается роль корковых процессов в регуляции психической деятельности и физиологических функций организма, ведущее значение получают корковые процессы, обеспечивающие функционирование второй сигнальной системы.

Все свойства основных нервных процессов достигают уровня взрослого человека. Если на всех предыдущих этапах условия для развития ребенка были оптимальными, то высшая нервная деятельность старших школьников становится упорядоченной и гармоничной.

II.8. АНАЛИЗАТОРЫ

Орган зрения. Форма глазного яблока у новорожденных более шаровидная, чем у взрослых. В результате новорожденные дети от 80 до 94% случаев обладают дальнозоркостью.

Рост глазного яблока продолжается после рождения. Интенсивнее всего оно растет в первые 5 лет, менее интенсивно – до 9 – 12 лет.

Зрачок у новорожденных узкий. В возрасте 6 – 8 лет зрачок расширяется из-за повышенного тонуса нервов, которые его иннервируют. В 8 – 10 лет зрачок вновь становится узким и очень живо реагирует на свет.

Ребенок в первые месяцы жизни путает верх и низ предмета, это связано с недоразвитием коры головного мозга.

Первые реакции новорожденного ребенка имеют характер за­щитных и ориентировочных рефлексов. Рефлекторное сужение зрачка на свет меняется с возрастом. В первый месяц жизни ре­бенка оно составляет 0,9 мм, в 6 – 12 месяцев – 1,2 мм, в возрас­те от 2,5 до 6 лет – 1,5 мм и только к старшему школьному воз­расту оно достигает величин взрослых – 1,9 мм.

Новорожденные не умеют фиксировать взором предмет. Фик­сация формируется в возрасте от 5 дней до 3 – 5 месяцев. В кон­це первого месяца жизни она устойчива в течение 1 – 1,5 мин, к трем месяцам – 7 – 10 мин. В возрасте от 3 до 7 лет способность произвольно фиксировать глаза совершенствуется. На втором месяце жизни на основе развития фиксации у ребенка появляется зрительное сосредоточение.

Новорожденные поворачивают глаза в сторону светового раздражения, при действии сильных световых раздражителей закрывают веки, в 1,5 – 2 месяца при быстром приближении пред­мета к глазу появляется мигательный рефлекс.

В первые дни после рождения движения глаз у детей некоординированны: правый и левый глаз могут двигаться в противо­положном направлении, при неподвижности одного глаза можно наблюдать движение второго. В этот же период некоординированны движения век и глазного яблока (может быть одно веко открыто, а другое опущено). Ко 2-му месяцу движения глаз я век становятся координированными.

Новорожденный ребенок плачет без слез, хотя слезные желе­зы у него развиты, защитный слезный рефлекс проявляется не сразу после рождения в связи с недоразвитием соответствующих нервных центров.

Орган слуха. Несмотря на раннее развитие слухового анализатора, орган слуха у новорож­денных детей еще не вполне развит, и нередко считают, что ре­бенок рождается глухим. Такое мнение ошибочно. Орган слуха функционирует со дня рождения. У новорожденных имеет место относительная глухота, которая связана с особенностями строе­ния их уха.

Наружный слуховой проход у них короткий и узкий, и в пер­вое время расположен вертикально. У детей до одного года на­ружный слуховой проход состоит из хрящевой ткани, и только в последующие годы основа наружного слухового прохода око­стеневает. Барабанная перепонка толще, чем у взрослых, и рас­положена почти горизонтально.

Полость среднего уха у новорожденных заполнена амниотической жидкостью, что затрудняет колебания слуховых косточек. Постепенно эта жидкость рассасывается и вместо нее из носо­глотки через слуховую (евстахиеву) трубу проникает воздух. Слуховая труба у детей шире и короче, чем у взрослых, что со­здает особые условия для попадания микробов, слизи и жидкос­ти при срыгивании, рвоте, насморке в полость среднего уха. Этим объясняется довольно частое у детей воспаление среднего уха (отит).

Новорожденный ребенок реагирует на громкие звуки вздра­гиванием, изменением дыхания, прекращением плача. Вполне отчетливым слух у детей становится к концу 2-го – началу 3-го месяца. На втором месяце жизни ребенок дифференцирует ка­чественно различные звуки, в 3 – 4 месяца различает высоту зву­ка в пределах от 1 до 4 октав, в 4 – 5 месяцев звуки становятся условнорефлекторными раздражителями, хотя условные пище­вые и оборонительные рефлексы на звуковые раздражители вы­рабатываются с 3 – 5 недель жизни ребенка. К 1 – 2 годам дети дифференцируют звуки, разница между которыми составляет 1 – 2, а к 4 – 5 годам даже ¾ и ½ музыкального тона.

Острота слуха определяется наименьшей силой звука, кото­рая может вызвать звуковое ощущение (порог слышимости). У взрослого человека порог слышимости лежит в пределах 10 – 12 децибел, у детей 6 – 9 лет – 17 – 24 дб, у 10 – 12-летних де­тей – 14 – 19 дб. Наибольшая острота слуха достигается к сред­нему и старшему школьному возрасту (14 – 19 лет). Низкие тоны дети воспринимают лучше, чем высокие.

Осязание включает ощущения прикосновения и давления в единстве с кинестетическими, мышечно-суставными ощущениями. Однако осязание не сводится к кинестетическим ощущениям и ощущениям прикосновения или давления.

У человека есть специфический орган осязания – рука и притом главным образом движущаяся рука. Будучи органом труда, она является вместе с тем и органом познания объективной действительности. Отличие руки от других участков тела заключается не только в том количественном факте, что чувствительность к прикосновению и давлению на ладони и кончиках пальцев во много раз больше, чем на спине или плече, но и в том, что, будучи органом, сформировавшимся в труде и приспособленным для воздействия на предметы объективной действительности, рука способна к активному осязанию, а не только к рецепции пассивного прикосновения. В силу этого она дает нам особенно ценное знание существеннейших свойств материального мира.

В ходе индивидуального развития с самого раннего детства, уже у младенца, рука является одним из важнейших органов познания окружающего. Младенец тянется своими ручками ко всем предметам, привлекающим его внимание. Дошкольники и часто младшие школьники тоже при первом знакомстве с предметом хватают его руками, активно вертят, перемещают, поднимают его.

Даже у младших школьников осязание является процессом действенного познания окружающей действительности. Многочисленные исследования выявляют познавательные установки ребенка в процессе осязания: он не отдается переживанию субъективного впечатления от того или иного осязаемого им качества, а стремится посредством качеств, которые выявляет процесс осязания, опознать предмет и его свойства.

II.9. ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА

Эндокринная система – это система, объединяющая деятель­ность желез внутренней секреции. Железы внутренней секреции образуют физиологически активные вещества, называемые гормо­нами. Гормоны поступают непосредственно в кровь, т. е. во внут­реннюю среду организма, и оказывают влияние на все процессы жизнедеятельности человека – от самых примитивных физиологи­ческих функций до сложнейших психических процессов.

В настоящее время доказана регулирующая роль нервной сис­темы в секреции гормонов. Некоторые нейроны помимо своих основных функций способны секретировать физиологически актив­ные вещества – нейросекреты. Особо важную роль в нейросекреции играют нейроны гипоталамуса, анатомически тесно связанные с гипофизом. Именно нейросекреция гипоталамуса определяет секреторную активность гипофиза, а через него и всех других эндокринных желез.

Несмотря на столь совершенную регуляцию деятельности желез внутренней секреции их функции могут существенно изменяться. Возможно либо усиление секреции эндокринных желез – гипер­функция, либо уменьшение секреции – гипофункция. Нарушение функций эндокринной системы в свою очередь сказывается на процессах жизнедеятельности организма.

Особенно значительные нарушения жизнедеятельности орга­низма наблюдаются при возникновении эндокринных заболеваний в детском и подростковом возрасте, которые могут приводить к физической неполноценности ребенка и наносить вред его психи­ческому развитию.

Гормональный дисбаланс нередко наблюдается и как временное явление в процессе роста и развития детей и подростков. Наиболее заметные эндокринные перестройки происходят в подростковом возрасте, в процессе полового созревания. Эти гормональные сдвиги определяют многие особенности их высшей нервной деятельности и накладывают отпечаток на все стороны поведения.

Внутриутробное развитие ребенка контролируется гормонами матери. Собственные гормоны у плода начинают вырабатываться на 2 мес. развития. К моменту рождения концентрация гормонов в крови резко увеличивается и во много раз превышает концентрацию взрослого человека.

После рождения концентрация резко падает, но уровень гормонов поддерживается через материнское молоко.

Основным гормоном, повышающим адаптационные возможности ребенка и способствующим нормальному развитию мозга, является пролактин. Помимо пролактина требуются гормоны, регулирующие синтез белков нервной ткани.

Гипофиз – важнейшая железа внутренней секреции, располага­ется в непосредственном соседстве с промежуточным мозгом и имеет с ним многочисленные двусторонние связи, это объединяет «усилия» нервной и эндокринной систем в регуляции жизнедея­тельности организма.

Более двадцати гормонов выделяют его две доли. Передняя доля выделяет тропные гормоны, оказывающие регулирующее влияние на функции других эндокринных желез: щитовидной, паращитовидных, поджелудоч­ной, половых и надпочечников. Они оказывают влияние также на все стороны обмена веществ и энергии, процессы роста и развития. Так, соматотропный гормон (гормон роста) регулирует процессы роста детей и подростков. Гиперфункция этого гормона может приводить к резкому увеличению роста детей, вызывая гигантизм, а гипофункция, наоборот, приводит к задержке роста. Умственное развитие при этом сохраняется на нормальном уровне.

Гонадотропные гормоны гипофиза регулируют развитие и фун­кции половых желез. Усиление их секреции (гиперфункция) при­водит к ускорению полового созревания, а гипофункция – к задержке полового развития.

Щитовидная железа расположена по бокам щитовидного хряща гортани и состоит из двух долей. Гормоны щитовидной железы (тироксин, трийодтиронин, тиреокальцитонин) оказывают сильное влияние на многие стороны обмена веществ и энергии, иммунные качества организма и уровень возбудимости нервной системы.

При гиперфункции щитовидной железы развивается базедова болезнь, при которой наблюдается повышение основного обмена и возбудимости нервной системы, что приводит к истощению орга­низма. Больные отличаются раздражительностью, повышенной утомляемостью, у них учащенное сердцебиение до 180 – 200 уда­ров/мин, часто повышается температура. Гиперфункция в детском возрасте приводит к ускорению физического и умственного разви­тия.

При гипофункции щитовидной железы резко снижается обмен веществ, возбудимость нервной системы и работоспособность, по­является отечность тканей, ухудшается память и наблюдаются рас­стройства психической деятельности. Заболевание носит название микседема (слизистый отек). Гипофункция в детском возрасте приводит к нарушениям умственного развития – от незначительного слабоумия до идиотии. Эти нарушения сопровождаются задер­жкой роста, сниженной работоспособностью, сонливостью, рас­стройством речи. Заболевание носит название кретинизм.

Гипофункция щитовидной железы может также развиваться из-за недостатка в питании йода, необходимого для синтеза гормо­нов. Это заболевание – эндемический зоб – сопровождается силь­ным разрастанием щитовидной железы и появлением на шее у больных так называемого зоба. Профилактика этого заболевания связана с искусственным обогащением питания йодом.

Околощитовидные (паращитовидные) железы – четыре самые маленькие железы общей массой 0,1 г, расположенные в непосред­ственной близости от щитовидной железы, а иногда – в ее ткани. Паратгормон, вырабатываемый в этих железах, играет особо важную роль в развитии скелета, так как он регулирует отложение кальция в костях и уровень его концентрации в крови.

Зобная (вилочковая) железа расположена позади грудины, а ее функции существенно меняются с возрастом. С момента рождения до половой зрелости ее масса увеличивается, а затем она перерож­дается в жировую ткань и масса ее значительно уменьшается. Гормон зобной железы влияет на процессы роста организма и его иммунные свойства, а также на половое развитие подростков, оказывая на него тормозящее влияние.

Надпочечники – парные железы массой 4 – 7 г. каждая, распола­гающиеся на верхних полюсах почек. Выделяют две функциональ­ные части надпочечников: корковый слой (кора надпочечников) синтезирует около восьми гормонов – кортикостероидов и внут­ренний мозговой слой – гормон адреналин, оказывающий стиму­лирующее действие на большинство функций организма. Его действие с первых дней жизни ребенка регулирует адаптационные реакции к стрессу, способствует умственному и физическому развитию.

Половые гормоны надпочечников (андрогены – мужские и эстрогены – жен­ские) по своему действию близки к гормонам половых желез. До наступления полового созревания половые гормоны коры надпочечников играют решающую роль в гормональной регуляции полового развития.

Содержание многих гормонов надпочечников зависит от физи­ческой тренированности организма ребенка. Физическая актив­ность значительно повышает содержание гормонов надпочечников, что обеспечивает необходимые иммунные свойства детского и взрослого организма и тем самым способствует оптимальному развитию и функционированию организма.

Поджелудочная железа относится к смешанным железам: здесь образуется поджелудочный сок, играющий важную роль в пищева­рении, а также секреция гормонов, принимающих участие в регу­ляции углеводного обмена (инсулина и глюкагона).

Гипофункция поджелудочной железы приводит к заболеванию сахарным диабетом и характеризуется снижением содержания в крови гормона инсулина, что приводит к нарушению усвоения сахара организмом и повышению его концентрации в крови. У детей чаще всего появление этого заболевания наблюдается от 6 до 12 лет. Важное значение в его развитии имеют наследственная предраспо­ложенность и провоцирующие факторы: инфекционные заболева­ния (свинка), нервные перенапряжения, переедание.

Глюкагон способствует повышению уровня сахара в крови и тем самым является антагонистом инсулина.

Половые железы. Половые гормоны в значительной степени определяют специ­фические особенности обмена веществ в женском и мужском организмах и развитие у детей и подростков первичных и вторичных половых признаков.

Половые железы начинают активно функционировать в 10 – 11 лет и половые гормоны оказывают воздействие на развитие первич­ных (внешние признаки полового созревания) половых признаков и сильное влияние на все виды обменных процессов, в первую очередь, белкового.

Опосредованно через синтез белка половые гормоны влияют и на другие железы внутренней секреции, так как большинство гормонов – это вещества белковой природы.

Каждая из желез вырабатывает по несколько гормонов и, несмотря на то, что железы внутренней секреции формируются еще в период внутриутробного развития, функционировать они начинают в различные возрастные периоды. У ребенка раннего возраста наиболее активны эпифиз и зобная железа, а щитовидная железа лишь начинает свою деятельность. Основное влияние на рост в детском возрасте оказывает гормон роста гипофиза.

В подростковый период большое значение приобретает деятель­ность гипофиза, щитовидной и половых желез. В этом возрасте быстрый рост тела, всех органов и тканей обусловлены, главным образом, влиянием половых и гормонов щитовидной железы. По­ловые гормоны вырабатываются корковым слоем надпочечников и половыми железами (гонадами – яичками у мальчиков и яичника­ми у девочек).

Функции надпочечников, половых и щитовидной желез регули­руются гипофизом, так как выделяемые им гормоны активизируют деятельность этих желез. Нарушение функций этих желез может влиять на процесс формирования костей, рост организма в целом и различные болезни обмена веществ. На функционирование желез внутренней секреции существенное влияние оказывают не только наследственные, но и многие внешние социально-гигиенические факторы, такие как климато-географические условия, режим пита­ния, объем нагрузки, характер отдыха, условия жизни в целом и др.

В детском возрасте развитие мальчиков и девочек происходит одинаково, так как в крови у них содержится одинаковое количество половых гормонов. В 9 – 10 лет в крови начинают преобладать специфические для данного пола гормоны. Ускорение роста и полового созревания у девочек начинается на 1 – 2 года раньше (примерно с 10 – 12 лет), чем у мальчиков, в связи с чем девочки начинают более интенсивно расти и обгоняют в росте мальчиков. К 15 – 16 годам он достигает своего максимума и далее после завершения процесса полового созревания почти не увеличивается. Мальчики начинают усиленно расти в 12 – 14 лет и к 15 – 16 годам рост их, как правило, значительно выше, чем у девочек, и продолжается до 18 –20 лет, ибо полное завершение полового созревания происходит у них позднее.

Ускорение темпов роста в подростковом периоде связано с усилением функций половых желез, которое определяет многие стороны перестройки деятельности организма. Поэтому понятие «физическое развитие» тесно связано с половым созреванием, и оценка развития должна проводиться обязательно с учетом степени полового созревания.

Половые гормоны способствуют росту и окостенению скелета, возникновению вторичных половых признаков, развитию мышц и увеличению мышечной силы, повышению обменных процессов, общей активности организма. Мышечная сила возрастает парал­лельно увеличению содержания полового гормона в крови. В связи с усиленным выделением специфического для данного пола гормона уже у младших подростков отчетливо выражены половые различия в развитии скелета, мускулатуры, кожи, подкожного жирового слоя. В подростковом периоде окончательно определяются индивидуаль­ные особенности пропорций тела и внешнего облика человека.

Гормональный баланс в организме человека оказывает большое влияние на характер его высшей нервной деятельности. В организме нет ни одной функции, которая не находилась бы под влиянием эндокринной системы, в то же время сами эндокринные железы испытывают влияние нервной системы, что обеспечивает единую нервно-гуморальную регуляцию процессов жизнедеятельности.

Сроки начала полового созревания и его завершения различны не только у детей разного пола, но и даже в пределах одного пола. От начала полового созревания до его полного завершения, как правило, проходит 5 лет, однако возможен и более быстрый темп созревания, когда оно заканчивается в течение 3 лет, либо более медленный – в течение 7 лет. Первые менструации, являющиеся основным критерием наступившего полового созревания, возника­ют в 12 – 14 лет. В случаях, когда первые признаки полового созревания (вторичные половые признаки) у девочек возникают в возрасте до 9 либо после 13 лет, а у мальчиков до 10 либо после 14 – 15 лет, это может быть связано с эндокринными нарушениями или заболеваниями.

Наряду с половыми, наиболее активными из эндокринных желез в подростковом возрасте являются щитовидная железа и инсулярный аппарат поджелудочной железы. На эти железы ложится ос­новная нагрузка по перестройке обменных процессов в соответствии с новым качеством – переходом от ребенка ко взрослому, зрелому человеку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.207.145 (0.065 с.)