Тема 2. Становление советской историографии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Становление советской историографии



 

Предыстория: марксистское направление в исторической науке России в досоветский период. Исторические взгляды Г.В. Плеханова. Популяризация материалистического понимания истории. Проблемы новейшей истории в трудах В.И. Ленина. Схема русской истории М.Н. Покровского. Поиск нового языка науки. Период «плюрализма» (1917 – сер. 20-х гг.). Ученые «старой школы»: теоретические платформы в их динамике (неокантианство, позитивизм, религиозно–философские поиски) и направления конкретных исследований (С.В. Бахрушин, М.М. Богословский, Р.Ю. Виппер, Ю.В. Готье, Н.И. Кареев, Д.М. Петрушевский, С.Ф. Платонов, А.Е. Пресняков, и др.). Вынужденная эмиграция. Поиски компромисса. Реорганизация исторического образования, создание новых центров подготовки историков–марксистов. Централизация архивного научно–издательского дела. Закрытие дореволюционных исторических журналов. Марксистские общественно–научные и исторические журналы. Организация государственной пропаганды марксизма–ленинизма. Введение обязательного изучения истории партии (1924). Высылка из России старой профессуры и распад связей с мировой наукой. Утверждение принципа партийности. Новый тип историка-партийца. Деятельность Истпартов. Новая проблематика. Публикация источников по экономической истории, истории классов и классовой борьбы, революционного движения. Борьба с идеализмом. Уровень интерпретации теоретических проблем: упрощенчество и вульгарный социологизм. Новый язык советской историографии. Роль М.Н. Покровского и его школы в становлении советской исторической науки. Особенности исторических дискуссий 1920-х – первой половины 1930-х годов (о природе российского абсолютизма, о революционно–освободительном движении, о предпосылках Октябрьской революции). Дискуссии конца 1920-х годов и превращение исторической науки во фронт классовой борьбы. «Великий перелом» в исторической науке: ее унификация и тотальная идеологизация. «Академическое дело» и репрессии против историков. Передача архивов в ведение НКВД. Развитие организационных форм советской исторической науки в 1930–1950–е годы. Постановления партии и правительства о преподавании истории. Подготовка учебников для средней и высшей школы. «Краткий курс по истории ВКП (б)» и его влияние на историческую науку. Историческая наука накануне и в годы Великой Отечественной войны. Накопление нового научного материала в исследованиях по всеобщей истории. Концепция советского патриотизма. Изменения в проблематике исторических работ. Закрытое совещание историков при ЦК ВКП (б) в 1944 г. и его итоги.

 

Тема 3. Историческая наука во второй половине ХХ века (до начала 1990-х годов)

 

«Старые» и «новые пути» в историографии середины ХХ столетия. «Научная история» и проблема междисциплинарности. История и социальные науки: междисциплинарная ситуация 1960–1970-х годов. Дискуссии об отношениях между историей и социологией. От «старой» к «новой» социальной истории. Этапы развития «новой социальной истории». Парадигма социально–структурной истории. Количественные методы в исторических исследованиях. Заимствование методов смежных наук (исторической демографии, социологии, антропологии, психологии) и проблема их адаптации. Движение за «историю снизу». «Новая историческая наука» и историческая антропология. От «истории снизу» к «истории изнутри». Рост новых субдисциплин. Обновление концептуального аппарата и исследовательских методов. Бум конкретных социально–исторических исследований. Появление новых исторических журналов. Изменения в системе университетского образования. Формирование новых научных центров. Деятельность исторических обществ. Историческая наука во Франции. «Методологическая революция» школы «Анналов». «Глобальная история» и концепция исторического времени Ф. Броделя. «Сериальная история» П. Шоню. Дискуссии о Французской революции (Ж. Лефевр, А. Собуль, Р. Мунье, Ф. Фюре, Д. Рише и др.). Интерпретация перехода от феодализма к капитализму у М. Вовеля. Развитие исторической демографии и региональной истории. «Неподвижная история» Э. Ле Руа-Ладюри. Труды Ж. Дюби, Ж. Ле Гоффа и других представителей третьего поколения школы «Анналов». «Социальная история ментальностей». История ментальностей и историческая антропология. Историческая наука в Великобритании. Теоретико-методологические поиски и дискуссия о «старых» и «новых» путях в исторической науке. Марксистская методология истории в британской историографии и ее творческое развитие в работах Э. Томпсона, Э.Хобсбоума, К.Хилла, Р. Хилтона, Дж. Рюде. Концепции «всеобщего кризиса XVII века». Дискуссии вокруг интерпретаций Английской революции середины XVII века. «Новая рабочая история» и ее эволюция. Дискуссия о природе британского империализма и значении колониальной империи. «Новая социальная история» и ее различные направления. Г. Перкин и его концепция социальной истории. Кембриджская Группа по изучению социальных структур и населения: от исторической демографии к демосоциальной истории. «Гений локальной истории» У. Хоскинс и его школа. Социальная история в радикально–демократической интерпретации: «история снизу» и школа «Исторической мастерской» Р. Сэмюэла. Социальная антропология и история народной культуры (работы К.Томаса, А. Макфарлейна, П. Берка и др.). История "народной культуры" как аналог истории ментальностей: сходство и различие. Историческая наука в США. От теории «консенсуса» к «новой исторической науке». Упадок прогрессистской школы. Рост интереса к истории идей: школа А. Лавджоя. Труды Р. Хофстедтера. Д. Бурстин. Работы А.М. Шлезингера-младшего о «Новом курсе» и циклическом развитии американской истории. Школы «политического идеализма» и «реальной политики» в истории международных отношений. Новые тенденции в 1960–1980–е годы. Оформление радикально–демократического направления (Д. Лемиш, С. Линд, Ю. Дженовезе): «история снизу». «Новая экономическая история» и изучение проблем промышленного переворота, аграрных отношений, рабовладения. Американская клиометрия: Р. Фогел, Д. Норт. «Новая рабочая история» в трудах Г. Гатмана. «Новая политическая история» о политической культуре и поведении электората (М. Холт, У.Д. Бернхэм). История внешней политики в работах Г. Колко, Т. Маккормика и др. Историческая наука в ФРГ. Немецкий историзм в 1950–60–е годы. Г. Риттер. Гейдельбергская школа В. Конце. Работы Х. Бёме. Марбургская школа. Становление социально–критической школы. Разработка теорий модернизации. Влияние идей Макса Вебера. Работы Ю. Кокки, Г.А. Винклера, В. Моммзена и др. Новая концепция немецкой истории Г.–У. Велера. История и типология фашизма. Дискуссии немецких историков. Немецкая историческая антропология. История повседневности. Работы А. Людтке, Х. Медика, Ю. Шлюмбома. Разработка микроисторических подходов.

 

Тема 4. Советская историография во второй половине ХХ века (до начала 1990-х годов)

 

Наука и власть. Идеологические компании конца 1940-х – начала 1950-х годов. Борьба против космополитизма и гонения на историков. Задачи идеологической работы в послевоенных условиях. Наука и пропаганда. Историки и «холодная война». Историография в период «оттепели». Всесоюзное совещание историков 1962 года. Организационные изменения.

Возобновление международных контактов. Создание новых исторических журналов и академических институтов. Развитие сети научных учреждений и вузов. Подготовка кадров историков. Основные проблемы конкретно–исторических исследований. Локальные исследования. Историографические школы в провинции. Методологические поиски и дискуссии. Новые «заморозки»: разгром редакции «Вопросов истории», «дело Некрича», свертывание научных дискуссий и т.п. Пресс социального заказа и складывание жесткой номенклатуры тем в официальной исторической науке. Конъюнктура. Приоритетные темы. Существование неофициальной историографии. Анализ изучения отдельных проблем отечественной истории в советской историографии конца 1950-х – первой половины 1980-х годов. Крупные исследования по истории отдельных стран Европы и Америки и их место в мировой историографии. Перестройка и гласность. Роль публицистики в разрушении старой парадигмы. Диалог с мировой наукой и «возвращение» дореволюционного наследия. Рефлексия о состоянии исторической науки и перспективах ее развития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.157.45 (0.006 с.)