Информационные технологии в юриспруденции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационные технологии в юриспруденции



КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ

Информационные технологии в юриспруденции

АВТОР: к.э.н., доцент Алехина Г.В., Спивакова Н.Я.

2010


1. Информационные технологии в юридической деятельности: сущность, предпосылки и значение использования

Информационная сфера

Информационные процессы

Правовая информация

Официальная правовая информация

Информация индивидуально- правового характера, имеющая юридическое значение

Неофициальная правовая информация

Информационные технологии

Базовые ИТ

Предметные ИТ

Обеспечивающие ИТ

Функциональные ИТ

1.1. Введение

Существование человека на планете Земля связано с информацией и обусловлено ею. Мы являемся свидетелями существенного повышения роли и места информации в жизни личности, общества, государства. Информация превратилась в мощный ресурс, имеющий не меньшую ценность, чем природные и финансовые ресурсы, что привело к формированию общества нового типа – глобального информационного общества.

В июне 2000 г. в Окинаве страны «большой восьмерки» приняли Хартию Глобального информационного общества. В Хартии провозглашены основные положения, которые страны будут применять для формирования и развития информационного общества. В документе выделяются четыре раздела:

× использование возможностей цифровых технологий,

× преодоление электронно-цифрового разрыва,

× содействие всеобщему участию,

× дальнейшее развитие.

В п. 1 Хартии сказано: «Информационно-коммуникационные технологии (ИТ) – один из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества».

1.2. Информационные процессы в юридической деятельности

Прежде чем перейти к изучению вопросов общественных отношений, связанных с информацией, нужно хорошо исследовать ту сферу, в которой возникают общественные отношения, определить состав объектов, которые наличествуют в этой сфере, выявить и установить особенности поведения субъектов, действующих в информационной сфере и участвующих в информационных процессах.

 

Информационная сфера

Законодатель определил

информационную сферу как «сферу деятельности, связанную с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации (Федеральный закон “Об участии в международном информационном обмене”)»,

информационные процессы как «процессы производства, передачи, поиска, получения и распространения информации (Федеральный закон “Об информации, информатизации и защите информации”)». К информационным процессам следует также относить создание и применение информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения.

Общественные отношения, подлежащие правовому регулированию в информационной сфере, возникают при выполнении именно информационных процессов. Такие общественные отношения называют информационными, а деятельность по осуществлению информационных процессов — информационной деятельностью. Для исследования общественных отношений, связанных с информацией и ее обращением, построим модель информационной сферы (рис. 1).

Рисунок 1. Модель информационная сферы.

 

Информационная сфера, исходя из видов и способов представления информации, особенностей ее преобразования и обращения, может быть разделена на две части — основную часть или часть собственно обращения информации (окружности на рисунке) и часть, обеспечивающую обращение информации (прямоугольники на рисунке), каждая из которых в свою очередь подразделяется на области. Основная часть включает три области, обеспечивающая — две.

Верхний сектор внутренней окружности изображает область создания и распространения исходной и производной информации, нижний сектор — область формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг. Эти секторы как два мощных информационных излучателя воздействуют на область поиска, получения и потребления информации, которая расположена во внешней окружности.

Сегодня деятельность в информационной сфере немыслима без применения автоматизированных информационных систем и банков данных, их сетей, других информационных технологий, основанных на использовании средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций.

Внедрение информационных технологий создало новые возможности для ускорения и повышения эффективности информационных процессов, повысило качество информационного обслуживания. ИТ совершили революцию в информационной коммуникации: появились новые материальные носители информации, существенно отличающиеся от традиционных, новые механизмы тиражирования и распространения информации.

В информационной сфере появилась дополнительная область, обеспечивающая основные области возможностями программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций — область создания и применения информационных технологий и средств их обеспечения.

Создание, преобразование и потребление информации, особенно в условиях современных систем связи и телекоммуникаций, потребовало также акцентировать внимание на проблемах информационной безопасности (вернее, безопасности в информационной сфере).

Основным назначением информационной безопасности можно считать выявление угроз и защиту информации от несанкционированного доступа. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен ниже.

 

Информационные процессы

Законодатель определил

информационные процессы как «процессы производства, передачи, поиска, получения и распространения информации (Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»)». К информационным процессам следует также относить и процессы создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения.

Информационные процессы протекают на всех уровнях социальной иерархии:

× общества в целом;

× больших социальных групп и социальных общностей;

× малых социальных групп и трудовых коллективов;

× отдельной личности.

В последнем случае речь идет о распространении моды, слухов, стандартов поведения в различных социальных группах.

На рис. 2 изображена схема информационного процесса. Информация движется от источника к потребителю по каналу информации. Каналы информации совмещают социальные, биологические, психологические, физические, технические процессы восприятия, запоминания и передачи информации.

Рисунок 2. Схема информационного процесса.

 

Рассмотрим подробнее составляющие части информационного процесса.

Создание информации: информация создается в процессе любой интеллектуальной деятельности людей.

Кодирование информации: для хранения и передачи информации по каналам ее необходимо преобразовать их одного вида в другой. Например, перенести с бумажного носителя на электронный. При создании информационных массивов информацию кодируют для упрощения дальнейшего поиска.

Тиражирование информации: увеличение экземпляров информации для обеспечения различных пользователей.

В этом случае становится актуальной проблема прав на использование информации лицами, имеющими один из ее экземпляров. Например, автор и читатель имеют свой экземпляр информации – книгу, но распоряжаться информацией, содержащейся в книге, автор и читатель могут по-разному. Авторские права на информацию защищены законом.

При тиражировании информации встает вопрос и о идентичности копий.

Распространение информации: информация из информационных ресурсов распространяется путем подготовки информационных продуктов и предоставления информационных услуг.

Распространение информации может быть ограничено из соображения безопасности личности, коллектива, государства. Закон «Об информации» регламентирует доступ к разным видам информации. Режим доступа к конкретной информации определяет владелец информации или должностное лицо.

Распространение информации может тормозиться информационными барьерами.

Технические барьеры. Например, создание искусственных помех, препятствующих распространению радиоволн, так называемых «глушилок».

Неосведомленность потребителя о существовании данной информации. Сюда можно отнести и умышленное сокрытие сведений о существовании незаконных ведомственных инструкций или о проведенных исследованиях, которые выявили вредное воздействие некоторого продукта.

Барьеры связи. Потребитель знает, что данная информация существует, но не может (или не хочет) получить ее.

Языковые барьеры. Информация не переведена на язык потребителя.

Потребление информации: служит для удовлетворения потребностей граждан в их профессиональной или личной деятельности, потребностей организаций и государственных институтов. В результате потребления информации может создаваться новая информация, поэтому цикл на рис. 2 замкнут.

1.3. Правовая информация

Правовым регулированием отношений в информационной сфере занимается специальная отрасль права – информационное право. В нашем курсе мы будем рассматривать только ту часть информационной сферы, которая касается одного вида информации – правовой информации.

Понятия «информация» и «правовая информация» — центральные в программе создания национальной системы правовой информации. Их изучение прямо связано с укреплением законности и правопорядка, совершенствованием информационного законодательства.

До 70х гг. термин «информация» ни в общей теории права, ни в отраслевых юридических науках, ни в законодательстве не применялся. Употребляли такие эквиваленты, как «данные», «материалы», «сведения», «сообщения» и др. Но с начала 60-х гг. в мире начинают развиваться исследования по правовой кибернетике, создаются первые информационно-поисковые системы по законодательству. Именно в этих исследований стали использовать понятие информации и правовой информации. Были предприняты и первые попытки разработать теоретические проблемы правовой информации.

В 90-е гг. категории «информация» и «правовая информация» поднимаются до уровня категорий общей теории права. Суммируя имеющиеся позиции и законодательные решения можно дать следующее определение правовой информации:

Правовая информация – сведения (сообщения, данные) о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере, содержащиеся в различных источниках и используемых государством и обществом для решения задач правотворчества, правоприменительной и правоохранительной деятельности, защиты прав и свобод личности.

 

Правовая информация зарождается, прежде всего, в процессе правотворчества. Ее источником являются такие формы проявления правовой активности, как толкование правовых норм (институтов) и обобщение правовой практики (например, судебной). Дополнительную информацию дает логическое и систематическое толкование. В процессе обобщения правовой практики новая информация возникает за счет разъяснения терминов, понятий, анализа типичных ситуаций в уголовно-правовой, гражданско-правовой и иных сферах судебной деятельности.

Процесс создания правовой информации продолжается в правоприменительной деятельности. В ходе конституционного, гражданского, арбитражного или уголовного производств создается особый вид правовой информации — судебное доказательство, служащее основой для принятия решений. В результате этой деятельности создаются процессуальные документы (решение, приговор, определение), несущие информацию о принятом решении.

Следует иметь в виду, что правовые нормы сами по себе не являются правовой информацией. Право есть прежде всего средство социального управления. Правовые нормы становятся информацией, когда приобретают форму сообщения (сведений) и поступают в информационные системы.

Материальными носителями правовых норм в информационно-правовом канале обычно являются печатные издания, в которых публикуются соответствующие правовые нормы. Но это может быть и передача правовых норм по каналам связи (в частности, по телевидению или радио), и устная речь. Во всех случаях в человеческом сознании и памяти «стыкуются» все технические звенья правового информационного канала.

 

Свойства правовой информации

1) Правовая информация имеет официальный и документальный характер.

2) Правовая информация должна быть достоверной. Но этот термин в данном случае понимается в специфическом смысле. Достоверность нормативной правовой информации — это соответствие имеющихся текстов закона первоначальному (аутентичному) тексту, образцу («эталону»). Наряду с термином «достоверность» допустимо употреблять термин «адекватность». Здесь неуместен термин «истинность». Его целесообразно использовать для характеристики результатов установления фактической стороны дела в правоприменительной деятельности.

3) Правовая информация может иметь объективный или субъективный характер.

4) Правовая информация изменяется во времени. Ее количество непрерывно растет. Часть правовой информации устаревает, вместо нее появляется новая информация: новые законодательные акты, новые, более точные толкования. Со временем меняются и режим правовой информации:

5) Правовая информация невозможна без материального носителя.

6) Системность нормативной правовой информации — это совокупность нормативных правовых актов (или норм), группирующихся вокруг некоторого «кристаллизационного» управляющего центра. Для всей правовой системы таким центром является Конституция РФ.

7) Режим доступа. Режим доступа к информации регламентируется законодательством

× общего доступа,

× ограниченного доступа: государственная тайна, конфиденциальная информация, персональные сведения.

 

На процессы восприятия правовой информации влияют следующие факторы:

× потребность в правовой информации,

× интерес к правовой информации,

× социо-культурный уровень потребителя правовой информации.

 

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее "автором", то есть от кого она исходит, и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация (рис.3).

 

  Правовая информация (ПИ)
Официальная правовая информация  
Информация индивидуально-правового характера
Неофициальная правовая информация

Нормативная ПИ
Иная официальная ПИ
Комментарии законодательства
Образцы деловых бумаг
Образцы деловых бумаг
Материалы статистики
Договоры
Жалобы, заявления и пр.


Рисунок 3. Классификация правовой информации.

Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация - это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Рассмотрим названные группы более подробно.

 

Законы

Законы РФ - нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

- законов РФ о поправках к Конституции РФ;

- федеральных конституционных законов;

- федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты

Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Международные договоры

Международный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Ситуационные центры

Ситуационные центры в последние годы находят все большее применение в сфере принятия обоснованных решений для сложных аналитических задач. Они эффективно используются для управления ресурсами компаний и регионов, ускорения подготовки управленческих решений и в других областях.

Можно отметить несколько групп потребителей ситуационных центров (комнат) — они отличаются, по мнению одного из ведущих специалистов в рассматриваемой области А.Н. Райкова, прежде всего, степенью детерминированности решаемых задач и когнитивностью — направлением вектора познания ситуации.

Детерминированность определяется степенью хаотичности ситуации, законченностью постановки задачи, информационной открытостью проблемы, стереотипностью обучающих примеров и прочими факторами. Например, к сильно детерминированным задачам можно отнести некоторые задачи управления движением ракетой или регулирования распределения электроэнергии. К менее детерминированным задачам можно отнести задачи всеобъемлющего управленческого учета в системах корпоративного или государственного операционного контроллинга. Стратегический и мотивационный контроллинг — это уже сфера слабо детерминированных задач. А вектор когнитивности определяет направленность информационных потоков при исследовании ситуации. Каждая ситуация должна быть познана и структурирована, иначе ее не разрешить.

Обычно российскими разработчиками ситуационная комната рассматривается как интеллектуальная вершина, в которую поступает множество сообщений по каналам связи, а группа людей, сидящая в комнате, — как некий супермозг, который всю эту информацию впитывает и перерабатывает. При таком подходе, конечно, допустимы и интерактивные процессы. Они приемлемы для организации мониторинга, исследования детерминированной сферы, разрешения некоторых чрезвычайных ситуаций. В любом случае эффективность использования ситуационной комнаты здесь связана с максимизацией мультимедийных средств и коммуникационных каналов.

Сейчас вектор познания ситуации в ситуационных комнатах все больше поворачивается в другом направлении. Чтобы справиться с задачей, участникам совещаний необходимо не столько впитывать в себя новую внешнюю информацию, сколько с помощью коллег извлекать из собственного неосознанного запаса новые знания, рефлектировать ситуацию. Это требует от разработчиков ситуационных комнат акцентирования внимания не столько на технических компонентах ситуационных комнат (компьютеры, экраны), сколько на методологических.

Отметим некоторые современные тенденции в развитии методологических подходов к проектированию ситуационных комнат. Разработчики переходят к новым приоритетам:

× от точности к интеллектуальности;

× от справочной работы к аналитической;

× от одного эксперта к группе;

× от внутренней среды к внешней;

× от инерционной экстраполяции к поиску новых путей;

× от регистрации данных к экстракции знаний;

× от защиты информации к менеджменту безопасности;

× от накопления опыта к когнитивным схемам.

Создание ситуационных центров (СЦ) является сегодня одной из актуальнейших задач повышения эффективности управленческой деятельности. В настоящее время в мире насчитывается несколько сотен ситуационных центров, и количество их продолжает увеличиваться. Достаточно активно сегодня ситуационные центры начинают внедряться и в образовании. Это действительно эффективная форма передачи знаний. Сегодня знания, кадры, специалисты — актуальнейшее условие, оно будет определять в ближайшее время развитие всех сфер деятельности в нашей стране.

Важнейшими факторами, обеспечивающими активное внедрение СЦ в практическую деятельность органов управления, являются:

× необходимость совершенствования управленческих процедур путем включения в них руководства не только на этапе принятия, но и выработки решения;

× возможность оптимизации принимаемых решений путем их экспертной оценки и моделирования ситуации с помощью современных информационных технологий;

× возможность повышения качества предварительного анализа информации и вырабатываемого решения путем использования современных информационных технологий, обеспечивающих интеграцию средств связи, аналитической обработки и визуализации информации;

× необходимость обеспечения лиц, вырабатывающих и принимающих решения, достоверной полной информацией по проблеме;

× возможность оперативного доступа первого лица ко всей информации, относящейся к вопросу, требующему решения.

× В целом можно выделить два типа СЦ: стационарные центры привязаны к конкретным помещениям, где проходят совещания, мобильные центры разворачиваются на месте событий, в конкретном регионе. При локальном обсуждении можно использовать теле и аудио-конференцсвязь с интеллектуальными центрами и местными региональными структурами.

 

Режимов работы ситуационного центра три.

Первый — режим мониторинга, когда центр отслеживает те или иные процессы в конкретной сфере управления, фиксирует показатели, значения, всплески активности в том или ином регионе, отрасли, среди определенных групп населения.

Второй — плановый, когда вырабатывается повестка, и группа экспертов формирует доклад с вариантами решения, с «подтягиванием» информации, с разработкой системы моделирования.

Третий — режим работы в кризисных ситуациях, когда случается некое событие и нужно собрать необходимую информацию, смоделировать ситуацию, предложить решение и активным образом участвовать в предотвращении разрастания кризисной ситуации.

Для решения стоящих перед ситуационными центрами задач требуются большие объемы и высокая интенсивность поступления входной информации, что делает абсолютно необходимым использование современных средств, обеспечивающих высокие возможности приема, воспроизведения и восприятия информации.

1.5. Государственная политика информатизации и информационной безопасности

Правовая информатизация федеральных органов
государственной власти

В соответствии с Президентской программой «Правовая информатизация федеральных органов государственной власти» от 4 августа 1995 г, задачи сбора, обработки, хранения, анализа правовой информации и организации ее использования возложены на Минюст России.

Центральным узлом информационно-вычислительной системы Минюста России является Научный центр правовой информации при Минюсте России (НЦПИ). В 43 субъектах Российской Федерации созданы учреждения Минюста России - центры правовой информатизации (ЦПИ).

К числу основных информационных ресурсов Минюста России относятся:

× комплекс баз данных правовой информации, объединенных в программно-технологический комплекс (ПТК) «ФОНД», содержащий более 340 тыс. правовых актов СССР и законодательства Российской Федерации, начиная с 1922 г.;

× база данных действующего российского законодательства «ЭТАЛОН», содержащая около 30 тыс. действующих нормативных актов в актуальной редакции;

× фонды правовых актов на бумажных носителях;

× Государственный реестр общественных объединений и религиозных организаций;

× база данных судебной статистики.

 

Значительные ресурсы правовой информации имеются в ФАПСИ.

Фонды и банки данных правовой информации создаются также и в других федеральных ведомствах и региональных органах власти. При этом координация этих структур с информационной системой Минюста России явно недостаточна. Это отрицательно отражается на критических для правовой информации параметрах полноты и актуальности создаваемых баз данных. Во многих случаях имеется дублирование функций, что в условиях резкой нехватки ресурсов особенно нетерпимо.

Государственная политика в сфере информатизации направлена на решение ключевых задач повышения эффективности использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти. Среди этих задач

× распространение практики предоставления доступа граждан и организаций к открытой информации о деятельности органов государственной власти;

× организация интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций на основе интернет-ресурсов органов государственной власти;

× развитие единой защищенной информационной среды в рамках формирования единой архитектуры «электронного правительства» и создания общего информационного пространства федеральных органов государственной власти;

× централизованное создание общих государственных информационных ресурсов (регистров, кадастров, реестров, классификаторов), содержащих полную, непротиворечивую, достоверную, актуальную, юридически значимую и структурированную информацию, необходимую для государственного управления, обеспечение их доступности на межведомственном уровне, а также для граждан и организаций;

× защита интеллектуальной собственности,                                                         недопущение использования в деятельности федеральных органов государственной власти программного обеспечения, не имеющего соответствующей лицензионной поддержки.

Важную роль в повышении эффективности использования информационных технологий выполняет ФЦП[1] «Электронная Россия», реализация которой позволяет сформировать необходимые предпосылки для внедрения информационных технологий на качественно новом уровне.

В соответствии с Концепцией использования информационных технологий в деятельности федеральной государственной власти на 2003–2010 года приоритетными считать совершенствование реализации правоустанавливающих функций государства и повышение эффективности государственного регулирования на основе создания и развития систем:

1) информационно-аналитического обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти;

2) ситуационных центров, прогнозирования и моделирования последствий государственного вмешательства, угроз устойчивому развитию, поддержки выработки основных направлений повышения эффективности государственного регулирования;

3) повышение эффективности правоприменительной деятельности (контрольных и надзорных функций) на основе создания и развития систем:

a. мониторинга эффективности правоприменительной деятельности и поддержки проведения контрольных мероприятий в отдельных областях в интересах органов государственной власти, граждан и организаций;

b. информационной поддержки следственных действий, определения характера и анализа причин правонарушений;

c. информационного обеспечения деятельности судов, учета обращений граждан и организаций, судебных дел и судебных решений, поддержки судебного делопроизводства.

 

Информационная безопасность

Выполняя важные функции по обеспечению общества сведениями и знаниями, информация в то же время может причинить ему определенный ущерб. Возникает проблема информационной безопасности, которая имеет два аспекта: блокирование негативной информации и защита самой информации.

Информационная безопасность — это состояние защищенности информационной среды, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие.

Основными объектами защиты являются:

× интересы гражданина, общества, государства в информационной сфере (нравственность, интеллектуальный уровень развития личности и общества);

× демократия, знания и духовные ценности общества;

× конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства;

× информация и информационные ресурсы. В том числе программные средства, базы данных и базы знаний, машинные носители с информацией.

 

Средствами защиты информации являются организационные, правовые, технические меры по сохранению информации, предотвращению угрозы ее похищения или уничтожения. Все средства защиты информации делятся на технические и юридические.

Технические средства защиты информации включают пароли и средства криптографической защиты. Технические меры защиты, как правило, применяются в совокупности с административными мероприятиями (охрана помещений, работа с персоналом, разграничение прав доступа к документам).

Юридические средства защиты информации определяют права доступа и распространения информации. Институт информационного права регулирует отношения, связанные с обращением информации ограниченного доступа (государственная тайна, коммерческая тайна, персональные данные), а также отношения, возникающие при производстве и обращении открытой информации (защита авторских и смежных прав).

В Федеральном законе «Об информации» вопросам защиты информации посвящена самостоятельная глава пятая «Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации».

Правовые вопросы общей безопасности рассмотрены также в Законе РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

Не менее важна и вторая сторона проблемы защиты информации –   проблема отбора качественной и достоверной информации, т. е. освобождения информационной среды от «загрязнения».

Информационная безопасность включает в себя элемент защиты от негативной информации, которая циркулирует в обществе, ибо в условиях возрастающей роли телевидения, радио, печати, информационных и рекламных агентств в создании морально-психологического климата в стране ширятся возможности воздействия СМИ на сознание и подсознание общества и отдельных социальных групп. Борьба с распространением всякого рода негативной информации должна вестись с помощью правовых средств и формирования правовых запретов. С другой стороны, понятие «информационная безопасность» касается и самого понятия «информация».

Информационно-психологическая безопасность — это предотвращение или парирование опасностей, вызываемых информационными воздействиями. Или, другими словами, — это минимизация информационно-психологических факторов риска. С этим, например, связано запрещение использования «25-го кадра» в рекламе (закон «Об информации») или ограничения на показ сцен катастроф в новостных программах (закон «О СМИ»).

Компьютерные преступления

Стремительное развитие телекоммуникаций и глобальных компьютерных сетей создало условия, облегчающие совершение преступлений в сфере высоких технологий. Возможности телекоммуникационных технологий широко используются криминальными структурами.

Типичные примеры данного вида преступлений:

× перевод преступно нажитых капиталов;

× безналоговые финансовые операции;

× сбыт наркотиков и оружия через Интернет;

× осуществление преступных связей посредством электронной почты;

× финансовые операции с использованием поддельных пластиковых карт;

× распространение вредоносных программ;

× похищение паролей и кодов доступа к автоматизированным системам, незаконное копирование информации, в том числе коммерческой и конфиденциальной;

× хакерские "атаки" на информационные ресурсы;

× изготовление и использование клонированных радиоэлектронных средств персонального назначения ("двойников") и т.д.

Составы компьютерных преступлений (т.е. перечень признаков, характеризующих общественно опасное деяние как конкретное преступление) приведены в 28 главе УК РФ, которая называется "Преступления в сфере компьютерной информации" и содержит три статьи:

"Неправомерный доступ к компьютерной информации" (ст. 272),

"Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ" (ст. 273),

"Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети" (ст. 274).

Борьба с преступлениями для органов внутренних дел в сфере компьютерной информации и использования телекоммуникационных сетей немыслима без взаимодействия с субъектами предпринимательства, предоставляющими услуги передачи данных, их некоммерческими объединениями. Благодаря такому взаимоде



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.111 с.)