Организационно-правовая система государственного управления коммуникациями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно-правовая система государственного управления коммуникациями



 

В данном случае имеется в виду организация государственного управления транспортно-дорожным комплексом и связью. Конституция Российской Федерации устанавливает, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный транспорт, пути сообщения, связь (ст. 71). Соответственно главную роль в управлении этими объектами играют федеральные органы исполнительной власти. Так, Правительство Российской Федерации решает вопросы организации управления предприятиями транспорта и связи; разрабатывает и вносит на рассмотрение Государственной Думы проекты федеральных законов по вопросам федерального транспорта, путей сообщения и связи. В настоящее время государственное управление коммуникациями федерального значения осуществляется по следующим основным направлениям, которым соответствуют федеральные органы исполнительной власти отраслевого либо комплексного характера: Министерство путей сообщения Российской Федерации; Министерство транспорта Российской Федерации; Федеральная авиационная служба России; Федеральная дорожная служба России; Государственный комитет РФ по связи и информатизации. При осуществлении возложенных на них функций и полномочии данные органы взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, совместно с ними проводят государственную политику в области транспорта, дорожного хозяйства и связи. В соответствии с действующим законодательством органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют транспортное обслуживание населения, контролируют его состояние, обеспечивают развитие на своей территории автомобильных дорог общего пользования, организуют работы по развитию телефонной связи и т.п.

Министерство путей сообщения Российской Федерации (МПС России) осуществляет проведение государственной политики в сфере железнодорожного транспорта, а также регулирование хозяйственной деятельности железных дорог, других предприятий и учреждений федерального железнодорожного транспорта в области организации и обеспечения перевозочного процесса. Положение о нем утверждено Правительством Российской Федерации 18 июля 1996 года.

В систему МПС входят: железные дороги; отделения железных дорог; их линейные предприятия; промышленные, строительные, торговые и снабженческие предприятия; научно-исследовательские, проектно-конструкторские, проектно-изыскательские организации и предприятия, обеспечивающие деятельность и развитие железнодорожного транспорта. МПС России устанавливает границы железных дорог и их отделений; утверждает их уставы; по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации закрывает железнодорожные линии; создает, реорганизует и ликвидирует предприятия федерального железнодорожного транспорта (кроме железных дорог); вносит в Правительство Российской Федерации предложения по созданию, реорганизации и ликвидации железных дорог.

Основные задачи МПС России: обеспечение устойчивой и безопасной работы железнодорожного транспорта, создание многопрофильной сферы услуг, предоставляемых подведомственными транспортными предприятиями; разработка стандартов и норм, определяющих порядок функционирования железнодорожного транспорта. Исключительной компетенцией МПС является руководство железными дорогами, объединениями и предприятиями федерального железнодорожного транспорта в области перевозочного процесса. МПС организует оперативное управление этим процессом, разрабатывает и утверждает графики движения по сети железных дорог, нормативы использования вагонов и контейнеров, нормативные документы по технической эксплуатации железных дорог и условиям перевозок. На МПС возлагается контроль за состоянием безопасности движения поездов, сохранностью перевозимых грузов; разработка и утверждение обязательных для всех предприятий, организаций и граждан нормативных актов по вопросам правил и условий перевозок, пользования средствами железнодорожного транспорта, безопасности движения, охраны порядка, пожарной безопасности и санитарных правил на железнодорожном транспорте. Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся федеральные объекты морского и речного транспорта. Соответственно в его структуре функционируют отраслевые службы морского и речного флота. Минтранс действует на основе положения, утвержденного Президентом РФ 15 марта 1996 года. Его основные задачи связаны с формированием и реализацией единой государственной транспортной политики в подведомственных отраслях, осуществлением государственного управления и регулирования указанными транспортными отраслями (специальные исполнительные, разрешительные, контрольные и надзорные функции). Минтранс разрабатывает межотраслевые научно-технические программы, координирует взаимодействие видов транспорта в транспортных узлах, контролирует целевое использование государственной поддержки подведомственных транспортных отраслей, а также выполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на морском и речном транспорте, согласовывает с МПС РФ правила перевозки пассажиров и грузов железнодорожным транспортом и т.д.

Минтранс участвует в процессе приватизации средств морского и речного транспорта, выдает лицензии на осуществление перевозочной и транспортно-экспедиционной деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Пассажирский городской и междугородный автомобильный транспорт, а также электротранспорт (трамваи, троллейбусы и т.д.) находятся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Минтранс России разрабатывает положение о лицензировании пассажирских перевозок автомобильным транспортом и представляет его на утверждение Правительства Российской Федерации. В составе Минтранса образован Департамент российской транспортной инспекции, возглавляемый Главным транспортным инспектором Российской Федерации. Государственные предприятия водных путей и судоходных каналов системы Минтранса России преобразованы Правительством Российской Федерации в государственные бассейновые управления водных путей и судоходства этого министерства.

Их функции: эксплуатация и развитие водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, государственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов речного транспорта всех форм собственности, контроль за обеспечением безопасности судоходства, надзор за техническим состоянием объектов речного транспорта, находящихся в федеральной собственности. Оперативным звеном системы управления водным транспортом являются морские и речные пароходства, а также морские и речные порты. Например, в функции администрации морских торговых портов входит: обеспечение государственного регулирования деятельности морских портов, а также безопасности мореплавания и порядка в портах; осуществление надзора за соблюдением законов, правил и международных договоров Российской федерации по торговому мореплаванию и за технической эксплуатацией закрепленных портовых сооружений и объектов.

С аналогичными функциями действует государственная администрация морских рыбных портов. Федеральная авиационная служба России осуществляет специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие) функции в гражданской авиации и организации воздушного движения. Положение о ней принято 13 августа 1996 года Правительством Российской Федерации.

Отрасль гражданской авиации образуют предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, юридические и физические лица, осуществляющие, обеспечивающие или обслуживающие процесс перевозки пассажиров и грузов, выполнение авиационных работ коммерческой гражданской авиацией и ее использование без взимания платы, а также организацию воздушного движения.

Служба контролирует соблюдение законодательства о деятельности гражданской авиации, осуществляет государственный надзор за обеспечением безопасности полетов, проводит лицензирование деятельности гражданской авиации, сертификацию авиационных предприятий и индивидуальных предпринимателей в сфере воздушных перевозок, координирует деятельность гражданской авиации с деятельностью других видов транспорта, утверждает федеральные авиационные правила, нормы и стандарты, руководит своими региональными управлениями и т.п. Правительством Российской Федерации утверждено «Временное положение об авиации общего назначения Российской Федерации», в соответствии с которым авиация общего назначения - это гражданская авиация, используемая не за плату, а также авиация, выполняющая мобилизационно-оборонные задачи. Она состоит из деловой (перевозка грузов и пассажиров) и любительской (спортивные, учебные цели, авиатуризм, авиареклама).

Федеральная авиационная служба России обеспечивает регистрацию воздушных судов, аэродромов авиации общего назначения, контролирует использование ею воздушного пространства, осуществляет государственное регулирование субъектов авиации общего назначения через обязательную сертификацию и регистрацию этих субъектов, осуществляет аэронавигационное и штурманское обеспечение полетов воздушных судов и т.д.

Для управления гражданской авиацией важное значение имеет ряд правительственных нормативных актов. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 года «О системе управления воздушным движением Российской Федерации» было утверждено Положение о Единой системе управления воздушным движением, а также Положение о Межведомственной комиссии по использованию воздушного транспорта и управлению воздушным пространством. Эти документы направлены на обеспечение безопасности и упорядочение использования воздушного пространства, а также интересов экономики и обороны страны на основе сотрудничества военных и гражданских органов управления воздушным движением. Вся система этого движения координируется авиационной службой России. Федеральная дорожная служба России образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 1997 года «О дорожной реформе». Служба осуществляет исполнительные, разрешительные и контрольные функции в области дорожного хозяйства, в том числе оперативное управление средствами Федерального дорожного фонда Российской Федерации, региональными автомобильными дорогами и имуществом, обеспечивающим их функционирование, проведение единой политики в дорожном хозяйстве.

Образован Межведомственный наблюдательный совет, обеспечивающий координацию деятельности в области дорожного хозяйства с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. К ведению службы относится разработка программ и проектов развития, автомобильных дорог, обеспечение эксплуатации федеральных дорог, организация общественных работ как средства обеспечения занятости населения, осуществление государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения, правил, стандартов и технических норм в дорожном хозяйстве.

Центральным звеном системы государственного управления в сфере связи является Государственный комитет Российской Федерации по связи и информатизации. Свою деятельность он строит, руководствуясь федеральным Законом от 16 февраля 1995 года «О связи», а также федеральным Законом от 25 января 19.95 года «Об информации, информатизации и защите информации». В последнем случае Комитет осуществляет государственное регулирование, межотраслевую координацию и несет ответственность за разработку и проведение государственной политики в сфере информатизации общества. Он также регулирует взаимодействие информационных, информационно-вычислительных и автоматизированных систем. Сеть связи Российской Федерации взаимоувязана и представляет собой комплекс технологически сопряженных сетей связи общего пользования и ведомственных сетей электросвязи, обеспеченный общим централизованным управлением, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. Комитет обеспечивает эту централизацию, реализуя федеральные и региональные программы, проводя мероприятия по повышению надежности взаимоувязанной сети связи и развитию всех видов сетей связи.

Комитет разрабатывает предложения по государственной политике в области связи и обеспечивает ее реализацию; осуществляет межотраслевую координацию функционирования и развития электросвязи, организует и обеспечивает государственный надзор и контроль за деятельностью в области связи; разрабатывает проекты программ развития в области связи и обеспечивает их реализацию. Он выдает, изменяет условия или продлевает сроки действия лицензий на право деятельности в области связи, а также прекращает действие лицензий; участвует в проведении сертификации средств связи (проверка на их соответствие установленным стандартам).

Важное значение для организации управления в области связи имеет федеральный Закон Российской Федерации от 9 августа 1995 года «О почтовой связи». В соответствии с ним действуют: почтовая связь общего пользования, специальная почтовая связь, федеральная фельдъегерская связь. В настоящее время реализация государственной политики в области почтовой связи и осуществление общего регулирования в этой области возложены на Государственный комитет Российской Федерации по связи и информатизации. Комитет обеспечивает наиболее полное удовлетворение потребностей граждан, органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц в услугах почтовой связи; осуществляет управление деятельностью государственных предприятий и учреждений почтовой связи (территориальные организации в субъектах Российской Федерации, специализированные организации по перевозке почты и др., подразделения службы почтовой безопасности, почтамты, узлы почтовой связи).

Комитет координирует работу подведомственных организаций в области приема, перевозки и выдачи посылок, почтовых контейнеров; распространения печатных изданий; доставки и выплаты пенсий, пособий; предоставления телефонных переговоров и услуг; приема платы за коммунальные услуги. В его функции входит также организация издания и распространения государственных знаков почтовой оплаты; осуществление международного сотрудничества в области почтовой связи; организация контроля за оперативно-хозяйственной деятельностью организаций почтовой связи. В составе Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации находится Государственная фельдъегерская служба, которая осуществляет руководство деятельностью по обеспечению сохранности и оперативной доставки документов особой важности, секретной корреспонденции. Комитету переданы также функции ранее действовавшего при Президенте Российской Федерации Комитета по политике информатизации. При Президенте Российской Федерации действует Федеральное агентство правительственной связи и информации.

самоуправление административный правонарушение транспорт



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.012 с.)