Картография новейшего времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Картография новейшего времени



Первоочередными мероприятиями явились: переход на метрическую систему мер, разработка разграфки и номенклатуры карт и нового масштабного ряда, принятие единой для всех топографических карт проекции, введение системы плоских прямоугольных координат и единых условных знаков. С 1930 г. для создания топографических карт стали применять аэрофотосъемку, а несколько позже были внедрены способы создания карт в камеральных условиях с помощью разнообразных стериофотограмметрических приборов.

В послевоенный период проведены большие работы по изысканию картографических проекций (Ф.Н.Крассовским, Огромная роль в ускоренном картографировании страны принадлежит применению аэрометодов, более совершенных приборов аэрофотосъемки и обработки материалов с помощью стереофотограмметрических приборов.

развитие в послевоенное время получило издание школьных карт (включая контурные) и атласов. Актуальной задачей картографии является обеспечение картами массового туризма.

Успехи, достигнутые советской картографией, во многом обязаны выдающемуся советскому картографу К.А.Салищеву, основателю советской экономической картографии Н.Н.Баранскому и их ученикам.

Развитие картографии в Беларуси. Первые картографические сведения о территории Белоруссии появились во II в. (карта Европейской Сарматии К.Птолемея). Уроженец белорусской земли Тадеуш Маковский в XVI в. по инициативе Радзивилла Сиротки составил первую среднемасштабную карту на территорию Беларуси (1:300 000). Истоки начала тематического картографирования в Беларуси приходятся на начало XVII в. Об этом свидетельствуют сохранившаяся в архивах Литвы карта Великого Княжества Литовского (1613). В период генерального межевания (2я половина XVIII 1я половина XIX в.) были составлены генеральные планы уездов, карты и атласы губерний. На основе съемок, выполненных Корпусом военных топографов, в1865-1871 гг. на всю территорию Беларуси были составлены карты масштаба 1:84 000 и 1:42 000, которые послужили топографической основой для создания тематических карт.

Начало комплексного картографирования Беларуси относится ко 2ой половине XIX в., когда начали проводиться гипсометрические почвенные и гидрологические съемки, на основе которых были составлены общегеографические и тематические карты Европейской России, в том числе и Беларуси. Из выпущенных до Iй мировой войны атласах России, имеющих комплексный характер, на которых отображена территория Беларуси, следует выделить «Хозяйственностатистический атлас Европейской России» (1851), Впервые подробное изображение рельефа Беларуси дано русским картографом А.А.Тилло на гипсометрической карте Европейской России масштаба 1:2 520 000 (1889). Первым отраслевым комплексным атласом Беларуси был «Клiматычны атлас Беларусi» (автор А.И.Кайгородов, 1927. В довоенные годы было издано ряд общегеографических и тематических карт БССР: физическая карта БССР масштаба 1:500 000 (1908, 1933), физическая карта БССР масштаба 1:600 000 (1940), карта четвертичных отложений Беларуси масштаба 1:1 500 000 (1936, 1941). Большое влияние на развитие картографирования в Беларуси оказало открытие в 1934 г. в Новобелице (теперь Гомель) картографической фабрики, которая с 1936 г. была переведена в Минск. С переводом фабрики начались работы над комплексным атласом Беларуси. Нападение фашистской Германии на СССР в 1941 г. прервало работы над атласом и он не был издан. Уже в первые послевоенные годы в результате комплексных геологических и гидрологических съемок составлены среднемасштабные карты: геологолитологические, гидрогеологические, геоморфологические, полезных ископаемых и четвертичных отложений. В 1948 г. издана почвенная карта масштаба 1:2 000 000 и за тем масштаба 1:200 000. В 1957 г. М.М.Цапенко составила карту четвертичных отложений БССР масштаба 1:1 000 000, В.А.Дементьев – геоморфологическую карту масштаба 1:2 500 000. В этот период начались почвенные исследования хозяйств республики, составлялись крупномасштабные почвенные карты и агрохимические картограммы колхозов и совхозов, и на их основе – почвенные карты областей. Изучаются экономические карты промышленности и сельского хозяйства республики. Итоги развития картографии в Беларуси за 40 лет советской власти подвел вышедший в 1958 г. «Атлас БССР» первый комплексный атлас союзной республики СССР, где дана характеристика природы, населения, хозяйства и сферы обслуживания.

В 1963 г. Институтом языкознания АН Беларуси составлен «Деалектологический атлас белорусского языка», а в 1969 г. «Лингвистическая география и группировка белорусских говоров», составителям которых присуждена Государственная премия СССР 1971 г. Издаются карты для средней школы, а также для широкого круга читателей, в том числе «Атлас автомобильных дорог Белорусской ССР» (1й выпуск 1971 г), туристические схемы Белорусской ССР (1973,1974 и др.), Минская область (1976г.), «Охраняемые объекты природы Белорусской ССР» (1973, 1975). В 19701980 гг. издана серия карт природы Белариси в средних масштабах: тектоническая карта масштаба 1:500 000 под ред. Р.Г.Горецкого (1974), за которую ее авторы удостоены Государственной премии БССР; почвенная карта масштаба 1:600 000 под ред. Т.Н.Кулаковской и П.П.Рогового (1977), карта растительности масштаба 1:1 000 000 под ред. И.Д.Юркевича (1979), геологические карты масштабов 1:500 000 дочетвертичных отлдожений под ред. А.С.Махнача и четвертичных отложений под ред. Г.И.Горецкого (1983), ландшафтная карта масштаба 1:600 000 под ред. Г.И.Марцинкевич (1984) и геоморфологическая карта масштаба 1:500 000 под ред. Б.Н.Гурского (1990).

Большим вкладом в развитие мелкомасштабного тематического картографирования являются карты (гл. образом масштабов 1:2 500 000 и 1:4 000 000), которые были помещены начиная с 1960х годов в энциклопедических изданиях, среди которых следует выделить «Беларускую савецкую энцыклапедыю» в 12ти томах, 5ти томную «Энцыклапедыю прыроды Беларусi», 18ти томную «Беларускую энцыклапедыю». В 6070 гг. XX в. в традиционную картографию Беларуси при подготовке карт к изданию стало внедряться черчение и гравирование на пластиках, в 8090 гг. – использование новых компьюторных технологий (нетрадиционная картография), появились карты совмещенные с космическим отображением местности.

С объявлением независимости республики белорусская картографическая школа поднялась на новый, более высокий уровень развития, связанный с внедрением производства компьюторных технологий. После аврии на Чернобыльской АЭС изданы карты радиационного загрязнения территории Беларуси масштаба 1:1 000 000 и 1:500 000 (1993, 1995) и масштаба 1:100 000 для отдельных районов. В 1996 г. вышел атлас «Беларусы» под ред. С.А.Польского, на картах которого показано развитие белорусского этноса, начиная с периписи населения 1897 г. и до 1995 г. В 1998 г. вышел в свет на белорусском языке «Атлас Республики Беларусь» под ред. Р.А.Жмойдяка (1е издание 1990 г.), в качестве учебного пособия по географии для общеобразовательной школы. В 2004 г. вышло новое издание атласа под названием «Геаграфiя Беларусi». Карты атласа характеризуют природу, население, экономику, социальнокультурную сферу республики.

Знаменательным событием в отечественной картографии явился выхов в свет в 2002 г. «Нацыянальнага атласа Беларусi», подготовленного по Укау Президента РБ РУП «Белкартография», входящего в структуру Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров РБ. Атлас как бы подытожил развитие картографии в Беларуси в XX в. Содержание атласа отображает совокупность современных знаний о территории, природе, населении, экономике, культуре, внешних связях и истории Республики Беларусь. Атлас выпускается и в электронном варианте и является составной частью информационной системы Республики Беларусь, он создает необходимое научное, методическое и информационное обеспечение государственного управления и развития.

В настоящее время РУП «Белкартография», частными издательствами «Тривиум», «Евроферлаг», «Квадрограф» издается большое количество различной картографической продукции: учебные карты и атласы для общеобразовательной школы, карты для вузов, атласы автомобильных дорог Беларуси и различных регионов Европы и Азии, туристическоэкскурсионные, справочные карты и планы областей, районов, городов Беларуси и др.

Развитие картографии в новейшее время за рубежом. После первой мировой войны активизировалась работа над международной миллионной картой мира и созданием в ряде стран национальных атласов. После второй мировой войны произошли определенные изменения в организации картографогеодезических работ. Если до второй мировой войны картографогеодезические работы преимущественно выполнялись военными ведомствами в их интересах, то позже многие виды работ передавались в ведение гражданских учреждений. Во многих зарубежных странах все большее значение приобретает тематическое и комплексное картографирование, изучение ресурсов Мирового океана и его картографирование, создание карт охраны окружающей среды, издание национальных и региональных атласов. Развиваются международные связи по картографии, которые привели к созданию в 1961 г. Международной картографической ассоциации, председателем которой в течение ряда лет был К.А.Салищев. До этого научные связи в области картографии осуществлялись в рамках международных географических конгрессов, а с 1927 г. еще и Международного географического союза.

 

                                        Компас.  

Магнитный компас

Дорожный компас и солнечные часы, XVIII век

Ком­пас был изоб­ре­тён в Китае при ди­на­стии Сун и ис­поль­зо­вал­ся для ука­за­ния на­прав­ле­ния дви­же­ния по пу­сты­ням (по­дроб­нее см. че­ты­ре ве­ли­ких изоб­ре­те­ния).

В Ев­ро­пе изоб­ре­те­ние ком­па­са от­но­сят к XII—XIII векам, од­на­ко устрой­ство его оста­ва­лось очень про­стым — маг­нит­ная стрел­ка, укреп­лён­ная на проб­ке и опу­щен­ная в сосуд с водой. В воде проб­ка со стрел­кой ори­ен­ти­ро­ва­лась нуж­ным об­ра­зом. В на­ча­ле XIV века ита­лья­нец Фла­вио Джойя зна­чи­тель­но усо­вер­шен­ство­вал ком­пас. Маг­нит­ную стрел­ку он надел на вер­ти­каль­ную шпиль­ку, а к стрел­ке при­кре­пил лёг­кий круг — кар­туш­ку, раз­би­тую по окруж­но­сти на 16 рум­бов. В XVI веке ввели де­ле­ние кар­туш­ки на 32 румба, и ко­роб­ку со стрел­кой стали по­ме­щать в кар­да­но­вом под­ве­се, чтобы устра­нить вли­я­ние качки ко­раб­ля на ком­пас. В XVII веке ком­пас снаб­ди­ли пе­лен­га­то­ром — вра­ща­ю­щей­ся диа­мет­раль­ной ли­ней­кой с ви­зи­ра­ми на кон­цах, укреп­лён­ной своим цен­тром на крыш­ке ко­роб­ки над стрел­кой.

История создания

По име­ю­щим­ся дан­ным, изоб­ре­тен в Китае при­мер­но в 200 году до н.э., Алек­сандр Нек­кам рас­ска­зы­ва­ет о маг­нит­ном ком­па­се и его упо­треб­ле­нии в на­ви­га­ции в трак­та­те «О при­ро­де вещей» (De naturis rerum)[3]

Древ­не­гре­че­ский учё­ный Ге­род­от пишет: «Итак, о ги­пер­бо­ре­ях ска­за­но до­ста­точ­но. Я не хочу ведь упо­ми­нать ска­за­ние об Аба­ри­се, ко­то­рый, как го­во­рят, также был ги­пер­бо­ре­ем: он стран­ство­вал по всей земле со стрел­кой в руке…». И хотя офи­ци­аль­но счи­та­ет­ся, что ис­поль­зо­ва­ние маг­нит­но­го ком­па­са в Ев­ро­пе для на­ви­га­ции на­ча­лось при­бли­зи­тель­но в XII веке нашей эры, тем не менее, судя по кос­вен­ным ука­за­ни­ям ан­тич­ных ис­то­ри­ков сре­ди­зем­но­мо­рья, маг­нит­ный ком­пас ис­поль­зо­вал­ся для ори­ен­та­ции в про­стран­стве раз­лич­ны­ми на­ро­да­ми Сре­ди­зем­но­мо­рья и Ев­ро­пы ещё во вто­ром ты­ся­че­ле­тии до нашей эры. То, что для этого при­бо­ра не было опре­де­лен­но­го об­ще­при­ня­то­го на­зва­ния в те годы, и ав­то­ры вы­нуж­де­ны были опи­сы­вать этот при­бор по-раз­но­му, го­во­рит о том, что дей­стви­тель­но сек­рет на­ви­га­ции по ком­па­су хра­нил­ся в стро­гой тайне и пе­ре­да­вал­ся толь­ко из­бран­ным. Ши­ро­ко­му рас­про­стра­не­нию ис­поль­зо­ва­ния ком­па­са, на­вер­ное, ме­ша­ло и то, что на­маг­ни­чен­ный ма­те­ри­ал был боль­шой ред­ко­стью в то время. Сле­ду­ет до­ба­вить, что древ­ние ин­дий­цы знали о на­маг­ни­чен­ном же­ле­зе, а Ayas-kanta озна­ча­ет на сан­скри­те маг­нит.

Рас­смот­рим для при­ме­ра ком­пас Ад­ри­а­но­ва. Ком­пас Ад­ри­а­но­ва со­сто­ит из кор­пу­са, в цен­тре ко­то­ро­го на острие иглы по­ме­ще­на маг­нит­ная стрел­ка. В ра­зар­ре­ти­ро­ван­ном со­сто­я­нии стрел­ки её се­вер­ный конец (обыч­но крас­но­го цвета) уста­нав­ли­ва­ет­ся при­бли­зи­тель­но в на­прав­ле­нии на Се­вер­ный маг­нит­ный полюс, а южный — на Южный маг­нит­ный полюс. В нера­бо­чем со­сто­я­нии стрел­ка за­креп­ля­ет­ся тор­мо­зом (ар­ре­ти­ром) Внут­ри кор­пу­са ком­па­са по­ме­ще­на кру­го­вая шкала (лимб) 2, раз­де­лён­ная на 120 де­ле­ний. Цена од­но­го де­ле­ния со­став­ля­ет 3°, или 50 малых де­ле­ний уг­ло­ме­ра (0—50). Шкала имеет двой­ную оциф­ров­ку. Внут­рен­няя оциф­ров­ка на­не­се­на по ходу ча­со­вой стрел­ки от 0 до 360° через 15° (5 де­ле­ний шкалы). Внеш­няя оциф­ров­ка шкалы на­не­се­на про­тив хода ча­со­вой стрел­ки через 5 боль­ших де­ле­ний уг­ло­ме­ра (10 де­ле­ний шкалы). Для ви­зи­ро­ва­ния на мест­ные пред­ме­ты (ори­ен­ти­ры) и сня­тия от­сче­тов по шкале ком­па­са на вра­ща­ю­щем­ся коль­це ком­па­са за­креп­ле­но ви­зир­ное при­спо­соб­ле­ние (мушка и целик) 4 и ука­за­тель от­сче­тов 5.

Принцип действия

Прин­цип дей­ствия ос­но­ван на вза­и­мо­дей­ствии поля по­сто­ян­ных маг­ни­тов ком­па­са с го­ри­зон­таль­ной со­став­ля­ю­щей маг­нит­но­го поля Земли. Сво­бод­но вра­ща­ю­ща­я­ся маг­нит­ная стрел­ка по­во­ра­чи­ва­ет­ся во­круг оси, рас­по­ла­га­ясь вдоль си­ло­вых линий маг­нит­но­го поля. Таким об­ра­зом, стрел­ка все­гда па­рал­лель­на на­прав­ле­нию линии маг­нит­но­го поля.

На маг­нит­ном по­лю­се Земли си­ло­вые маг­нит­ные линии пер­пен­ди­ку­ляр­ны по­верх­но­сти. Из-за этого вб­ли­зи от маг­нит­ных по­лю­сов Земли (в пре­де­лах 200 км) маг­нит­ный ком­пас бес­по­ле­зен для опре­де­ле­ния направления[4]. На бо́льших рас­сто­я­ни­ях необ­хо­ди­мо учи­ты­вать по­прав­ку на раз­ни­цу ко­ор­ди­нат гео­гра­фи­че­ско­го и маг­нит­но­го по­лю­сов.

Маг­нит­ный ком­пас на­чи­на­ет да­вать невер­ные по­ка­за­ния вб­ли­зи маг­ни­тов, ме­сто­рож­де­ний же­ле­за и дру­гих фер­ро­маг­нит­ных ми­не­ра­лов, а также пред­ме­тов из фер­ро­маг­нит­ных ма­те­ри­а­лов (же­лез­ных, сталь­ных и пр.).

1/5

Электромагнитный компас

Элек­тро­маг­нит­ный ком­пас яв­ля­ет­ся «раз­вёр­ну­тым» элек­тро­ге­не­ра­то­ром, в ко­то­ром маг­нит­ное поле Земли иг­ра­ет роль ста­то­ра, а одна или несколь­ко рамок с об­мот­ка­ми — ро­то­ра. Со­от­но­ше­ние на­пря­же­ний, на­во­ди­мых в об­мот­ках при дви­же­нии в маг­нит­ном поле, по­ка­зы­ва­ет курс, либо одна об­мот­ка уста­нав­ли­ва­ет­ся под за­ра­нее за­дан­ным углом к про­доль­ной оси са­мо­лё­та или ко­раб­ля, и для под­дер­жа­ния курса пи­ло­ту или ру­ле­во­му сле­ду­ет рулём на­прав­ле­ния удер­жи­вать стрел­ку на нуле.

Пре­иму­ще­ство элек­тро­маг­нит­но­го ком­па­са перед обыч­ным маг­нит­ным — в от­сут­ствии де­ви­а­ции от фер­ро­маг­нит­ных де­та­лей транс­порт­но­го сред­ства, так как они непо­движ­ны от­но­си­тель­но об­мо­ток и не на­во­дят в них токов.

Для ра­бо­ты про­сто­го ва­ри­ан­та элек­тро­маг­нит­но­го ком­па­са с ин­ди­ка­то­ром в виде галь­ва­но­мет­ра тре­бу­ет­ся быст­рое дви­же­ние, по­это­му пер­вое при­ме­не­ние элек­тро­маг­нит­ный ком­пас нашёл в авиа­ции. Был ис­поль­зо­ван Чарль­зом Линдбер­гом при пе­ре­лё­те через Ат­лан­ти­ку в 1927 году. См. Earth inductor compass.

Гирокомпас

Основная статья: Гирокомпас

Ги­ро­ком­пас — при­бор, ука­зы­ва­ю­щий на­прав­ле­ние на зем­ной по­верх­но­сти; в его со­став вхо­дит один или несколь­ко ги­ро­ско­пов. Ис­поль­зу­ет­ся почти по­все­мест­но в си­сте­мах на­ви­га­ции и управ­ле­ния круп­ных мор­ских судов; в от­ли­чие от маг­нит­но­го ком­па­са его по­ка­за­ния свя­за­ны с на­прав­ле­ни­ем на ис­тин­ный гео­гра­фи­че­ский (а не маг­нит­ный) Се­вер­ный полюс. Обыч­но ги­ро­ком­пас при­ме­ня­ет­ся как опор­ное на­ви­га­ци­он­ное устрой­ство в су­до­вых ру­ле­вых си­сте­мах с руч­ным или ав­то­ма­ти­че­ским управ­ле­ни­ем, а также при ре­ше­нии раз­лич­ных задач иного рода, на­при­мер, для опре­де­ле­ния точ­но­го на­прав­ле­ния при на­вод­ке ору­дия бо­е­во­го ко­раб­ля. Мор­ской ги­ро­ком­пас, как пра­ви­ло, очень тяжёл; в неко­то­рых кон­струк­ци­ях вес ги­ро­ско­пи­че­ско­го ро­то­ра пре­вы­ша­ет 25 кг. Для нор­маль­ной ра­бо­ты ги­ро­ком­па­са необ­хо­ди­мо устой­чи­вое ос­но­ва­ние, не ис­пы­ты­ва­ю­щее уско­ре­ний и фик­си­ро­ван­ное от­но­си­тель­но зем­ной по­верх­но­сти, при­чём ско­рость его пе­ре­ме­ще­ния долж­на быть пре­не­бре­жи­мо мала по срав­не­нию со ско­ро­стью су­точ­но­го вра­ще­ния Земли на дан­ной ши­ро­те.

История создания

Про­то­тип со­вре­мен­но­го ги­ро­ком­па­са пер­вым со­здал Гер­ман Ан­шютц-Кэмп­фе (за­па­тен­то­ван в 1908), вско­ре по­доб­ный при­бор по­стро­ил Э. Спер­ри (за­па­тен­то­ван в 1911 году). В по­сле­ду­ю­щие годы раз­ра­ба­ты­ва­лось мно­же­ство ги­ро­ком­па­сов раз­лич­ных мо­ди­фи­ка­ций, но наи­бо­лее удач­ные из них прин­ци­пи­аль­но почти не от­ли­ча­лись от устройств Ан­шют­ца и Сперри[5]. При­бо­ры со­вре­мен­ной кон­струк­ции зна­чи­тель­но усо­вер­шен­ство­ва­ны по срав­не­нию с пер­вы­ми мо­де­ля­ми; они от­ли­ча­ют­ся вы­со­кой точ­но­стью и на­дёж­но­стью и удоб­нее в экс­плу­а­та­ции.

Устройство

Про­стей­ший ги­ро­ком­пас со­сто­ит из ги­ро­ско­па, под­ве­шен­но­го внут­ри по­ло­го шара, ко­то­рый пла­ва­ет в жид­ко­сти; вес шара с ги­ро­ско­пом таков, что его центр тя­же­сти рас­по­ла­га­ет­ся на оси шара в его ниж­ней части, когда ось вра­ще­ния ги­ро­ско­па го­ри­зон­таль­на.

Принцип действия

Пред­по­ло­жим, что ги­ро­ком­пас на­хо­дит­ся на эк­ва­то­ре, а ось вра­ще­ния его ги­ро­ско­па сов­па­да­ет с на­прав­ле­ни­ем запад — во­сток; она со­хра­ня­ет свою ори­ен­та­цию в про­стран­стве в от­сут­ствие воз­дей­ствия внеш­них сил. Но Земля вра­ща­ет­ся, со­вер­шая один обо­рот в сутки. Так как на­блю­да­тель, на­хо­дя­щий­ся рядом, вра­ща­ет­ся вме­сте с пла­не­той, он видит, как во­сточ­ный конец (E) оси ги­ро­ско­па под­ни­ма­ет­ся, а за­пад­ный (W) опус­ка­ет­ся; при этом центр тя­же­сти шара сме­ща­ет­ся к во­сто­ку и вверх (по­зи­ция б). Од­на­ко сила зем­но­го при­тя­же­ния пре­пят­ству­ет та­ко­му сме­ще­нию цен­тра тя­же­сти, и в ре­зуль­та­те её воз­дей­ствия ось ги­ро­ско­па по­во­ра­чи­ва­ет­ся так, чтобы сов­пасть с осью су­точ­но­го вра­ще­ния Земли, то есть с на­прав­ле­ни­ем север — юг (это вра­ща­тель­ное дви­же­ние оси ги­ро­ско­па под дей­стви­ем внеш­ней силы на­зы­ва­ет­ся пре­цес­си­ей). Когда ось ги­ро­ско­па сов­па­дет с на­прав­ле­ни­ем север — юг (N — S, по­зи­ция в), центр тя­же­сти ока­жет­ся в ниж­нем по­ло­же­нии на вер­ти­ка­ли и при­чи­на пре­цес­сии ис­чез­нет. По­ста­вив метку «Север» (N) на то место шара, в ко­то­рое упи­ра­ет­ся со­от­вет­ству­ю­щий конец оси ги­ро­ско­па, и, со­от­не­ся ей шкалу с нуж­ны­ми де­ле­ни­я­ми, по­лу­ча­ют на­дёж­ный ком­пас. В ре­аль­ном ги­ро­ком­па­се преду­смот­ре­ны ком­пен­са­ция де­ви­а­ции ком­па­са и по­прав­ка на ши­ро­ту места. Дей­ствие ги­ро­ком­па­са за­ви­сит от вра­ще­ния Земли и осо­бен­но­стей вза­и­мо­дей­ствия ро­то­ра ги­ро­ско­па с его под­ве­сом.

 

Старый корабельный компас.

Ориентирование на местности

Опре­де­ле­ние на­прав­ле­ний на сто­ро­ны го­ри­зон­та по ком­па­су вы­пол­ня­ет­ся сле­ду­ю­щим об­ра­зом. Мушку ви­зир­но­го устрой­ства ста­вят на ну­ле­вое де­ле­ние шкалы, а ком­пас — в го­ри­зон­таль­ное по­ло­же­ние. Затем от­пус­ка­ют тор­моз маг­нит­ной стрел­ки и по­во­ра­чи­ва­ют ком­пас так, чтобы се­вер­ный её конец сов­пал с ну­ле­вым от­сче­том. После этого, не меняя по­ло­же­ния ком­па­са, ви­зи­ро­ва­ни­ем через целик и мушку за­ме­ча­ют уда­лен­ный ори­ен­тир, ко­то­рый и ис­поль­зу­ет­ся для ука­за­ния на­прав­ле­ния на север. На­прав­ле­ния на сто­ро­ны го­ри­зон­та вза­и­мо­свя­за­ны между собой, и, если из­вест­но хотя бы одно из них, можно опре­де­лить осталь­ные. В про­ти­во­по­лож­ном на­прав­ле­нии по от­но­ше­нию к се­ве­ру будет юг, спра­ва — во­сток, а слева — запад.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.024 с.)