Тема 17. Ссср во второй половине 1940-х - начале 50-х гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 17. Ссср во второй половине 1940-х - начале 50-х гг.



Ситуационная задача.

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В первые годы после окончания Великой Отечественной войны победивший в войне народ ожидал изменения поли­тики, обновления политических и хозяйственных структур.

Какой путь был избран сталинским руководством? Какими мерами он обеспечивался? Почему был выбран именно такой путь?

Ситуационная задача.

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

Вскоре после окончания Второй мировой войны страны, возглавлявшие антигитлеровскую коалицию, оказались в состоянии «холодной войны». В чем выразились противоре­чия между бывшими союзниками - СССР и странами За­пада? Какие причины определили такое развитие событий?

 

Ситуационная задача.

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

После окончания Второй мировой войны разоренный войной СССР вместе с другими странами Европы мог воспользоваться помощью США в рамках «плана Маршалла».

Какое решение было принято советским руковод­ством? Почему было принято именно такое решение?

 

Ситуационная задача.

Сравните международное положение СССР до и после Великой Отечественной войны. Укажите, что было общим, а что - различным.

 

Тема 18. СССР В СЕРЕДИНЕ 1950-х - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 80-х ГОДОВ

 

Ситуационная задача.

Сравните внешнюю политику СССР в первое послевоенное десятилетие и во время правления Н.С. Хрущёва. Укажите, что было общим, а что - различным.

 

Ситуационная задача.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

ОТРЫВОК ИЗ СТАТЬИ АЛЕКСАНДРА БОВИНА «СТРАНА ЖАЖДАЛА ПЕРЕМЕН»

«[***] метался. Со свойственной ему импульсивностью то громил художников-«абстракционистов», ругал Евтушенко и Вознесенского, давал команду ударить по «ревизионистам», остановить нарастающий поток критики сталинизма, то - как это было на XXII съезде - снова начинал яростные ата­ки на Сталина...

Столь же импульсивный, взрывной, часто непродуман­ный характер имела реформаторская деятельность [***]. Он многое начал делать для того, чтобы вывести сельское хо­зяйство из прорыва, модернизировать промышленность, улучшить жизнь людей. Стала меняться атмосфера в стране. Но его постоянно заносило. Кукуруза — прекрасная вещь. Но выращивать ее в Архангельской области значило диск­редитировать идею... Сделать более конкретным, эффектив­ным партийное руководство промышленностью и сельским хозяйством — полезное дело. Но разъединять партию и ее аппарат означало рубить сук, на котором сидишь. Подвела его и традиционная, воспитанная в сталинские годы вождистская психология, неготовность принять коллективное ру­ководство... Борец с культом личности сам стал его жертвой...

Величие [***] в том, что он решился сказать правду о сталинских преступлениях и взял курс на обновление, очелове­чивание социализма».

Назовите фамилию советского руководителя, которому посвящена статья А.Бовина, и годы, когда он находился во главе партии и государства. Укажите причину, которая, по мнению автора статьи, помешала ему довести преобразования до логического завершения. Приведите не менее двух затеянных и не доведенных им до конца начинаний. Назовите не менее двух бесспорных достижений, при­водимых автором или известных вам из курса истории, относящихся к эпохе этого руководителя, любой сфере его деятельности: политике, науке, технике и т. д.

 

Ситуационная задача.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение ис­торических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из книги Сергея Хрущёва «НИКИТА ХРУЩЁВ: КРИЗИСЫ И РАКЕТЫ»

«XX съезд, разоблачив преступления Сталина, осудив репрессии, обрек на гибель централизованную систему руководства. Не стало страха, на котором она держалась все эти годы... Еще вчера послушный аппарат перестал выполнять, просто игнорировал неугодные ему указания отца... Аппарат жаждал спокойствия и стабильности... Армия роптала на проведенные сокращения, в результате которых не столько вернулись домой солдаты, сколько остались без работы офицеры... Интеллигенция тоже потеряла веру в отца. Он ухитрился поссориться со многими еще вчерашними своими сторонниками. Учил художников рисовать, поэтов писать стихи, режиссеров ставить спектакли и снимать кинофильмы.

Убежденный в экономических преимуществах крупных механизированных крестьянских производств... отец, не до­жидаясь результатов, энергично принялся за сокращение «малоэффективных» подворий и приусадебных участков. Крестьяне проклинали ещё совсем недавно столь популярного преобразователя... Всем стало жить труднее. При действую­щей системе приростов производства ждать не приходилось. Требовались коренные преобразования... Отец исчерпал себя. Его время истекло...»

О каком историческом периоде говорится в приведен­ном отрывке? Какое положение занимал в те годы Н.С. Хрущёв? Какие суждения о причинах неудач политического курса Н. С. Хрущёва можно сформулировать на осно­ве приведенных высказываний?

 

Тема 19. От СССР к России

Ситуационная задача.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко от­ветьте на вопросы. Ответы предполагают использо­вание информации из источника, а также применение ис­торических знаний по курсу истории соответствующего периода.

«ЗАЯВЛЕНИЕ советского руководства об отставке Президента СССР М.С. Горбачёва и о создании ГКЧП СССР

18 августа 1991 г.

В связи с невозможностью по состоянию здоровья испол­нения Горбачёвым Михаилом Сергеевичем обязанностей Пре­зидента Союза ССР и переходом в соответствии со статьей 127(7) Конституции СССР полномочий Президента Союза ССР к вице-президенту Янаеву Геннадию Ивановичу;

В целях преодоления глубокого и всестороннего кризиса, политической, межнациональной и гражданской конфронта­ции, хаоса и анархии, которые угрожают жизни и безопасности граждан Советского Союза, суверенитету, территориальной целостности, свободе и независимости нашего Отечества;

Исходя из результатов всенародного референдума о со­хранении Союза Советских Социалистических Республик;

Руководствуясь жизненно важными интересами народов нашей Родины, всех советских людей, заявляем:

1.  В соответствии со статьей 127(7) Конституции СССР и статьей 2 Закона СССР «О правовом режиме чрезвычайного положения»... ввести чрезвычайное положение в отдельных местностях СССР на срок 6 месяцев с 4 часов по московско­му времени 19 августа 1991 г.

2.  Установить, что на всей территории СССР безусловное верховенство имеют Конституция СССР и законы Союза ССР.

3.  Для управления страной образовать Государственный ко­митет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР) в следующем составе: Бакланов О.Д.,...Крючков В.А. - пред­седатель КГБ СССР, Павлов B.C. - премьер-министр СССР, Пуго Б.К. - министр внутренних дел, Стародубцев В.А.,...Тизяков А.И, Язов Д.Т. — министр обороны СССР, Янаев Г.И. - и.о. Президента СССР.

4.       Установить, что решения ГКЧП СССР обязательны для неукоснительного исполнения всеми органами власти и управления, должностными лицами и гражданами на всей территории СССР».

Какое событие в истории Отечества нашло отражение в приведенном документе? Какие юридические обоснования приведены составом ГКЧП для введения на территории СССР чрезвычайного положения? Какие события в стране стали обоснованием для образования ГКЧП?

 

Ситуационная задача.

Ряд историков, критикуя внешнюю политику М.С. Горбачёва, отмечали, что советская дипломатия шла на односторонние уступки Западу и это привело к утрате военного потенциала и уменьшению международного влияния страны.

Какие другие точки зрения по этому вопросу вам известны? Какая точка зрения вам кажется более аргументированной? Подтвердите свою позицию фактами.

 

Ситуационная задача.

Радикальные экономические реформы 1990-х годов создали принципиально новые условия развития общества. Охарактеризуйте экономические реформы 1990-х годов. Каковы социальные последствия этих преобразований?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.007 с.)