Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чувство причастности (7-й класс)
— На прошлых занятиях, ребята, мы попытались с вами добраться до истоков доброты, заложенных в нас, и сформулировали как бы одну из заповедей проявления человека — торопись обрадовать. Сегодня, продолжая этот важный диалог о человеческом в человеке, хотелось бы коснуться проблемы причастности. Быть причастным — что это значит? — Значит, ко всему, что тебя окружает, к людям, с которыми ты связан, к делам, которые в твоей возможности, ты должен быть причастен и своей причастностью нести в жизнь добро. Так? — Тогда, вероятно, должно быть как бы особое чувство причастности, не позволяющее остаться равнодушным, пройти мимо, не прореагировать, не откликнуться. Верно? — Может быть, это и есть в человеке главное — чувство его причастности к окружающей жизни. Как вы думаете? — В чем видите вы свою причастность? — Что же здесь главное? — Я хочу пригласить вас за круглый стол, который был организован на страницах одной газеты в рубрике «Учимся думать, спорить, доказывать». Ребята говорили о значимости быть на земле человеком. С этим вопросом, говорится в предисловии «круглого стола», люди приходят в жизнь, им задаются часто до самой старости. Думать об этом в отрочестве так же естественно, как расти, поэтому включимся и мы в разговор. Педагог начинает «круглый стол», зачитывая следующие высказывания детей на страницах газеты, перемежая их с размышлениями учеников в классе: Андрей Варавин. — Я долго вел дневник, пытаясь ответить на этот вопрос. Можно сказать, писал письма самому себе — я спорил с собой и все-таки сам себе доказал: чепуха, мир не измельчал, нет, потому что максималисты в нем остались. А они и есть соль земли, такие люди, интербригадовцы, сражавшиеся в Испании, Хэмингуэй. А те, кто сегодня выходит в пограничный дозор? Просто с близкого расстояния трудно оценить, быть справедливым к своему времени. Каю Юлию Цезарю приписывали такие слова: «Мне уже 16 лет, я еще ничего не сделал для бессмертия». Я думаю, что легче прославиться, чем стать личностью, достойной уважения. Наталья Рижинашвили. — Личность... Часто думаю: разве могут подавить настоящую личность люди или обстоятельства? Если подавили — значит, не личность. Омар Хайям был ученым. Он написал книгу по математике, но султан ее отверг. Он решил вычислить новый точный календарь, но и в строительстве обсерватории султан ему отказал. Тогда весь непосильный труд создания обсерватории Омар Хайям решил взять на себя. Оставалось совсем немного, и вдруг курьезная случайность: тележка с грузом для строительства обсерватории зацепила верблюда, который вез дочь султана, — и судьба Хайяма была решена. В течение суток ему было ведено покинуть родину. Что же, в изгнании родился поэт, чьи рубай пережили века.
Изета Цховребова. — Может, это и проще — судить по великим примерам: Хэмингуэй, Хайям... но в жизни совсем рядом столько обыкновенных людей, не ставших известными, но ставших великими. Сестра моей бабушки, Дуся Качмазова, в войну жила в Кадгароне, и туда пришли немцы. В день их прихода она подобрала и спрятала раненого красноармейца Мишу Агулина из Белоруссии. А у самой муж и сын были на фронте. Немцы что-то прослышали о ней, взяли. На допросе пытали. Она осталась без глаза, но Мишу не выдала. Потом отбили село наши, а Миша после госпиталя вернулся на фронт. Почти до конца войны писал он Дусе, и в каждом письме — «мама». Он детдомовский был, без матери вырос. В январе 1945 года погибли у Дуси муж и сын Руслан. В апреле пришло извещение о гибели Миши. Думали, не выживет Дуся. Но люди помогли ей взять из детдома маленькую Верочку. Так у Дуси появилась дочь, а у Верочки — дом, семья. Выстояла, дочь поставила на ноги — разве не великий человек эта женщина? Лариса Курчанова. — А у меня пример совсем сегодняшний, страшный. Не стало моего дяди, радостного, доброго человека. Дядя Витя был лесником. Рябину он ласково называл краснощекой красавицей, высокую стройную ель — кокеткой: «Посмотрите, как она каждое утро прихорашивается, подняв лицо к солнцу». Он любил жизнь, любил каждую травинку, а его убили. Убили те, кому всего было мало, хотелось весь лес перевести для себя на древесину, всю рыбу выловить... Дядя Витя встал на их пути... Константин Абаев. — Ненавижу... Ненавижу всех, кто гребет под себя, рвет, тащит в свой угол. А вам разве не приходилось слышать: «Работай, парень, локтями. Быть добрым, честным, скромным сейчас не выгодно. Думай только о
себе, найди теплое место и грейся». Как это глупо, нелепо звучит после Марины Цветаевой: «Беречь себя! От того, для чего в мир пришел?» Ольга Тюменцева. — «Глупо» — мало сказать. По какому праву оголтелые мещане так распоряжаются в той самой жизни, за которую платили кровью лучшие — всегда, на протяжении всей человеческой истории? Нет, отступать перед злом не имеем права. Мой дедушка, участник Великой Отечественной войны, взял меня с собой в Псковскую область. Он привел меня к памятнику девяти погибшим героям. Почти сорок лет назад на так называемой 144-й высоте десять бойцов-добровольцев трое суток отбивали атаки фашистов. Девять погибло. «Помни их, — сказал тогда мне дед. — По ним суди о людях...». Ирина Кожянц. — Ответственность за жизнь на земле несет каждый человек. Но не каждый осознает это. Вот сегодня любой школьник знает, что надо охранять природу... Но ответьте честно: если ранней весной вы увидите подснежник, сможете вы не сорвать его? Удивляетесь? Но ведь все, абсолютно все виды первоцветов занесены в красную книгу. Да, да, они исчезают, и может наступить такая весна, когда вы нигде не найдете подснежника, ландыша, фиалки. Так что берегите их сейчас — наши будущие вёсны... Алика Тодикова. — По-моему, каждый из нас с первых шагов на земле стоит перед выбором: жить по-человечески или жить, как легче. Помните сказку про Ивана-великана? Иван предлагает Чудищу стать человеком, на что чудище отвечает: «Зачем? Лучше ты стань злодеем: это легко. Только однажды равнодушно пройди мимо человеческого горя, только однажды раздави птенца и не почувствуй никакой жалости, только однажды сделай человеку больно — и ты превратишься в злодея». Наверное, правда, легче стать злодеем. А ведь большинство людей злодеями не становятся. Например, моя мама. Она никогда не пройдет мимо плачущего ребенка, всегда отзовется на чужое горе, восстанет против зла. Ежедневные маленькие подвиги. А разве таких, как моя мама, мало? Миллионы хороших людей. Я уверена в «численном превосходстве» добра над злом. Мне спокойно: мир не может обезуметь от злобы. В заключение, подводя итог, педагог использует материал газеты. — А вот итог, который подвел корреспондент: «Численное превосходство сил добра... Оно зависит и от того, какую позицию в жизни выберешь ты, твой товарищ по парте. В самом конце разговора Оля Готова вдруг вспомнила, что ей ответила ее любимая учительница Людмила Александровна Заболоцких на вопрос о назначении человека: «Смысл жизни в том, что мы всегда должны. А иначе жить было бы невозможно. Есть долг перед матерью и отцом, перед другом, перед Родиной. Попробуй освободи себя от этого — и ты станешь только рабом своих прихотей». Здесь нет противоречий: если ты должник-— ты хозяин жизни, если ты освободился от обязательств — ты раб. — А. В. Сухомлинский, ребята, говорил: «Повседневные обязанности — это капли, из которых сливается море человеческого долга». «Круглый стол» заканчивается вопросом: «Так как же стать человеком? — Что вы об этом думаете в результате нашего диалога за «круглым столом»? Особое место занимает курс этических занятий для учащихся 8-го класса. Он ориентирован на глубинное проникновение во внутренний мир старших подростков и опосредованно выраженную помощь им в самоопределении, осознании своих отношений с окружающим миром, выборе жизненных позиций, нравственных критериев.
Занятия построены в канве важного и серьезного диалога, в процессе которого ученик может «увидеть», «открыть» неосознанные ранее процессы в мире своего Я, определить путь к нравственному взрослению, осмыслению самого себя как личности, как гражданина, как нравственно воспитанного человека. Диалог здесь выстроен широко и многопланово: как совместное действие взрослого и детей, взрослого и отдельного ученика, учащихся друг с другом. В процесс диалога включены следующие его составные компоненты: речевое построение общения по затронутой проблеме, педагогические ситуации и задачи, решение которых может помочь осмыслить себя и других в ракурсе проблемы; игровые приемы, оказывающие опосредованное влияние на нравственный выбор школьника; психологические тесты, углубляющие познание учеником собственного внутреннего мира; творческие приемы самоопределения в различных типичных и нетипичных жизненных ситуациях, вызывающих нравственную рефлексию подростка. Проследим это на примере этического занятия Добродетель требует усилий — Мы подошли к большому и серьезному разговору об этике человеческих отношений. Что бы вы выделили в качестве основы таких отношений? — Добро, доброта. Вероятно, не случайно именно эти категории выделяются в качестве основы нравственных отношений. Как вы думаете? — Назовите качества, в корне которых заложено понятие добра. (Доброта, доброжелательность, добродушие, добродетель, добронравие, добросердечность, добропорядочность...). — В каком из этих понятий все эти качества сочетаются? — Да, добродетель. Почему? — Как вы понимаете, что значит «добродетель»? Ученики предлагают варианты ответов, которые обсуждаются. — А вот как о добродетели судят мудрые: Свойство добродетели состоит в том, чтобы делать добро, а не принимать его (Аристотель). Добродетель состоит не в том, чтобы удерживаться от порока, а в том, чтобы не стремиться к нему (Шоу). Добродетель есть нечто всеобщее, требуемое от всех людей, и не что-либо прирожденное, но нечто производимое в индивидууме его собственной деятельностью (Гегель). Слово добродетель, одинаково применимое к благоразумию, к мужеству, к милосердию, имеет неопределенное, расплывчатое значение. Однако оно всегда вызывает в уме смутную идею о некоем качестве, полезном для общества (Гельвеций).
Добродетель в том и состоит, чтобы поступать правильно, пренебрегая ближайшей выгодой (Шелли). Быть может, добродетель есть не что иное, как душевная деликатность (Бальзак). Изречения можно вывесить на плакатах или написать заранее на доске цветными мелками. — Какое из изречений близко вашему пониманию? — Какое из изречений вы бы выбрали для определения добродетели как качества личности? Учащиеся объясняют выбор своего варианта. В выборе участвует и учитель, но не навязывает своей позиции. — Можете ли вы назвать из близких и знакомых вам людей того, кто обладает данным качеством? — Почему их оказалось так мало? Если это не так, то вопрос касается содержания качества и того, от чего оно зависит. — Да, потому что добродетель требует больших усилий. Каких? — Конечно, душевных. Ведь она не определяется лишь одним поступком, а присуща человеку как характерное качество души, окрашивающее все его поступки. — А что такое душа? — Подберите родственные слова. — Дух, душа, духовность. Попробуем раскрыть эти понятия. — Получается, что духовность — наполненность души осознанным смыслом своего существования, предназначения в этой жизни. Задумывались ли вы когда-нибудь над этим? — Ответьте на вопрос: В чем я вижу свое предназначение? Ответы можно оформить как известную методику «свитка». На доске учитель обозначает следующие направления таких предназначений: Деяния — отношения — осознание личностного Я к себе и к другим. По мере чтения «свитка» выписывается то, что преобладает в ответах, и разносится по выделенным колонкам. Например, приносить пользу людям, трудиться на благо Отечества, добросовестно делать свое дело, найти свое место в жизни и так далее. — Следовательно, получается, что человек родится, чтобы «деять» (творить, делать) доброе в жизни, деять добро — добродетель. — Следовательно, добродетельным можно назвать человека, в мыслях и поступках которого царит доброе начало. Требует ли такое начало усилий от самого человека? — Почему и в чем? — Да, это нравственные усилия, и не каждый на них способен. Кто же способен? И во имя чего нужно быть способным на это нравственное усилие? — Обратите внимание, опираясь на изречения и афоризмы, как непросто в этом разобраться. Чью позицию в следующих высказываниях вы поддерживаете? Нетрудно быть добродетельным там, где ничто этому не препятствует (Овидий). Понятие добродетели предполагает трудность и борьбу, добродетель не может существовать без противодействия (Монтень). Основа всякой добродетели и всякого достоинства заключается в способности человека отказываться от удовлетворения своих желаний, когда разум не одобряет их (Локк). Пороки входят в состав добродетелей, как яды в состав лекарств (Ларошфуко). — Приведите в поддержку выбранного изречения свои аргументы.
— Так, может быть, добродетель обычному человеку недоступна и является чем-то «сверх», высшей способностью к творению добра? — Постоянное творение добра — ноша тяжелая. Она не каждому под силу. Следовательно, прав был Л. Н. Толстой, утверждая, что «добродетель начинается только тогда, когда начинается усилие». Как вы считаете? — Обратимся к себе. На какие усилия вы способны? — Очертите круг собственной добродетели, заменив многоточие соответствующими вашим возможностям или действиям словами: простить.......................... поделиться........................ уступить.......................... пожертвовать..................... помочь............................. заменить.......................... сказать............................ утешить..........................
Слова записаны на доске. Если учащиеся испытывают затруднения, можно к словам поставить вопросы — что? чем? как? для кого? о чем? и так далее, — Нравится ли вам результат ваших усилий? — Кто готов мысленно похвалить себя? — А кто порицает? — Допишите в этот столбик фразу Л. Толстого как задание самому себе. Листочки педагог собирает для последующего анализа. — А напутствием вам пусть послужат слова французского философа-мыслителя XVI в. Мишеля Монтеня: Добродетель требует, чтобы ее соблюдали ради нее самой; и если иной раз ею прикрываются для иных целей, она тотчас же срывает маску с нашего лица. Если она однажды проникла к нам в душу, то она подобна яркой и несмываемой краске, которая сходит только вместе с тканью.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.119 (0.04 с.) |