Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Финансовая система как совокупность форм денежных отношений.
Наиболее важной составляющей целостной системы государственного регулирования социально-экономического развития страны является финансовая система. Она отражает всю совокупность экономических отношений, складывающихся между экономическими агентами в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов. При этом под финансовыми ресурсами понимается совокупность всех денежных средств, которыми обладают домашние хозяйства, предприятия, учреждения, организации и государство. Финансовая система в широким смысле слова представляет собой совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной экономической формации. В узком смысле слова – это система финансовых учреждений, социально-экономическое содержание, функции и структура которых определяются политикой государства, включающая в себя финансовые организации и все структурные подразделения государственной налоговой службы. В основу построения финансовой системы положены три основополагающих элемента: 1. Функциональное назначение, проявляющееся в том, что каждое звено системы выполняет свои задачи. Например, государственный бюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями, населением, обусловленные формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Имущественное и личное страхование — один из методов создания резервных фондов для граждан. Финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов, предназначенных для обеспечения многообразных потребностей первичных звеньев общественного производства, выполнению обязательств перед государственным бюджетом и коммерческими банками; 2. Территориальность — каждая область, республика имеют соответствующий аппарат финансовых и страховых органов. 3. Единство финансовой системы предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обуславливает единую финансовую политику, проводимую государством через центральные финансовые органы, единые цели. Управление всеми звеньями происходит на единых основных законодательных и нормативных актах. Финансовая система включает в себя общегосударственные, отраслевые и общественные финансовые отношения.
Поскольку финансы являются носителем распределительных отношений, то это распределение происходит, прежде всего, между различными субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему Республики Беларусь, выделяются три основные сферы: [2, c. 117] ¡ Финансы предприятий, учреждений, организаций. Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и их использованием на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой и финансирование затрат по расширенному производству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих. ¡ Страхование. Значительная часть финансовой системы, связанная с перераспределением денежных средств, поступающих от юридических и физических лиц. Такая деятельность связана с наличием вероятности наступления внезапных, непредвиденных и непреодолимых событий, влекущих за собой нанесение ущерба, который впоследствии «раскладывается» между участниками страхования; ¡ Государственные финансы. Представляют собой денежные отношения по поводу распределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления. В настоящее время некоторыми экономистами сфера страхования заменяется более широкой – финансовый рынок. Финансовый рынок – рынок, где объектами купли-продажи являются деньги или ценные бумаги, их заменяющие. Тремя основными составляющими финансового рынка являются: - рынок банковских ссуд (кредитный рынок); - рынок ценных бумаг; - валютный рынок. Между ними нет четкой грани, все три сегмента тесно взаимосвязаны друг с другом. Многие институты финансового рынка функционируют на нескольких или всех его сегментах.
Финансовая система характеризуется не только составом входящих в нее частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками), связывающими главных агентов финансовых отношений. Такими агентами следует считать государственный бюджет, предприятия и предпринимательские структуры, домашние хозяйства. Кроме того, финансовые потоки связывают этих агентов с кредитной системой и с иностранными государствами в лице их правительств, фирм, фондов, банков. В результате возникает система взаимных финансовых связей и потоков, в упрощенном виде изображенная на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Схема финансовых связей в экономике За каждой из указанной на схеме стрелок стоит множество разнообразных финансовых связей, потоков, отношений. Основываясь на общей схеме финансовых потоков между экономическими агентами, рассмотрим отдельные, наиболее представительные связи и финансовые отношения на разных уровнях. К ним относятся: "государство-предприятие" (ГП), "предприятие-государство" (ПГ), "государство-государство" (ГГ), "предприятие-население" (ПН), "население-государство" (НГ), "население-предприятие" (НП), "предприятие-предприятие" (ПП), "население-население" (НН), "государство-население" (ГН). Связь "государство-государство" характеризует перераспределение, переток денежных средств из одних каналов государственного бюджета в другие. Связь "предприятие-предприятие" отражает финансовые потоки между предприятиями, а связь "население-население" определяет движение денежных средств между отдельными группами населения. Вся совокупность финансовых ресурсов подразделяется на централизованные (госбюджет, внебюджетные фонды) и нецентрализованные (финансовые ресурсы предприятий, домашних хозяйств). В системе государственных финансовых ресурсов можно выделить 4 звена, призванных обеспечить выполнение государством его функций: - республиканский бюджет; - местные бюджеты; - финансы государственных предприятий; - специальные централизованные фонды (социальной защиты населения, занятости, дорожный, инвестиционный, НИОКР, конверсии и др.). Значение финансовой системы заключается в том, что она является одним из важнейших инструментов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и перераспределения. Финансовая система осуществляет изъятие, распределение и перераспределение денежных средств безвозвратно и безвозмездно, кредитная система — за плату. Финансовое регулирование осуществляется прямыми (субсидии, дотации) и косвенными (налоговая система) методами. В бывшем СССР (в том числе и БССР) в условиях централизованного планирования финансово-кредитная система обладала рядом недостатков: 1) высокий уровень централизации ресурсов; 2) чрезмерная регламентация финансовых ресурсов областей, городов, объединений и предприятий, что порождало иждивенчество у отдельных хозяйственников и снижение результатов деятельности регионов в целом; 3) фискальный характер действующей системы налогов с предприятий (налог с оборота, отчисления от прибыли), что не обеспечивало необходимого влияния государства на развитие производства и услуг в нужном направлении. С распадом СССР в Республике Беларусь образовалась новая финансовая система: были образованы новые финансовые институты, введена национальная валюта. Но недостатки остались, что нашло отражение в неустойчивости системы, дефицитах госбюджетов, отрыве финансовых и кредитных ресурсов, денежных средств предприятий и населения от движения материальных ценностей. Денежная масса в обороте стала возрастать в большем размере по сравнению с материальными ценностями. Это явилось причиной инфляции, роста цен, обесценивания рубля. В настоящее время степень централизации финансовых ресурсов в госбюджете и общая налоговая нагрузка на экономику остаются высокими.
В соответствии с концепцией Программы социально-экономического развития Республики Беларусь для стабилизации финансовой системы, стимулирования инвестиционной активности и роста производства, концентрации ресурсов для развития ведущих звеньев экономики предусматривалось: 1) постепенное снижение уровня централизации финансовых ресурсов государства до 35–40% ВВП; 2) демократизация бюджетного процесса; 3) завершение формирования казначейства для более полного учета, контроля и управления государственными ресурсами; 4) ограничение дефицита, покрытие его большей доли за счет кредитов Национального и коммерческих банков, выпуска государственных ценных бумаг, привлечения внешних займов. На сегодняшний день финансовые ресурсы Республики Беларусь образуются главным образом (80%) за счет прибыли, НДС, акцизов, отчислений в социальные фонды и около 80% расходуется на народное хозяйство. Бюджетное регулирование. Бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также для выполнения необходимых социальноэкономических функций. По сути, государственный бюджет — это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей и иных поступлений. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом страны, а по завершении года исполнительная власть отчитывается об его исполнении. Бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты. Государственный бюджет Республики Беларусь разрабатывается Министерством финансов и утверждается Национальным собранием в виде государственного закона. Отчеты об исполнении республиканского и местного бюджетов представляются на рассмотрение Парламента и местных Советов депутатов соответственно в определенный законодательством срок.
Государство использует бюджет для регулирования рыночной экономики, применяя разные методы в процессе формирования и использования доходов и расходов. К наиболее важным из них можно отнести: 1. Налоги, влияющие на развитие производства, спрос и предложение на отдельные виды услуг, товаров, работ. 2. Прямое бюджетное финансирование общегосударственных программ, обеспечивающих расширение общественного воспроизводства, совершенствование его структуры. К ним относятся крупные природоохранные, инвестиционные программы, программы приватизации, фундаментальных исследований, развития топливно-энергетического комплекса, создания новых рабочих мест на основе расширения малого бизнеса. 3. Субсидирование некоторых отраслей, предприятий для выравнивания экономических условий их хозяйствования (например, сельского хозяйства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства). 4. Выдача беспроцентных и льготных кредитов, гарантий для банковских ссуд (для фермерских хозяйств, венчурных и других малых предприятий, предприятий топливного комплекса и др.). 5. Создание за счет бюджетных резервов особых фондов и резервов для поддержки предпринимательства (стабилизационный фонд и др.), предупреждения диспропорций в развитии экономики. Построение бюджета основано на принципах единства (наличие в государстве единой бюджетной системы, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации), полноты (учет всех затрат и поступлений по каждой статье), реальности (правдивое отражение в бюджете доходов и расходов государства), гласности (информирование населения об основных расходах и источниках дохода бюджета). Важнейшими регуляторами в рамках бюджетного регулирования являются: - уровень централизации средств в бюджете; - соотношение между республиканским и местными бюджетами; - дефицит бюджета; - соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами; - структура государственного бюджета по источникам поступления и направлениям использования. Чрезмерная централизация финансовых ресурсов в государственном бюджете Республики Беларусь является одной из основных проблем бюджетного регулирования. Если на начальной стадии проведения экономических реформ, когда государство нуждалось в значительном объеме централизованных ресурсов, высокий уровень их централизации можно было оправдать, то в дальнейшем это обусловило хронический недостаток финансовых ресурсов у предприятий и населения. Долгосрочной такая стратегия быть не может, ибо она сдерживает экономический рост и не способствует привлечению инвестиций в экономику. В развитых странах уровень централизации средств в бюджете составляет: во Франции — 45%, Великобритании — 39%, Германии — 37%, США — 30% к ВВП. В перспективе ставится задача снижения уровня централизации финансовых ресурсов государства до 43% к 2015 г. [11, c. 86]
Что касается соотношения средств, аккумулированных в республиканском и местных бюджетах, то здесь сохраняется тенденция незначительного изменения соотношения в пользу местных бюджетов. Вместе с тем задачи, которые стоят перед властями областей, городов, районов и сельских поселений, требуют изменения этого соотношения в пользу последнего. Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они зависят от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов. Если проанализировать динамику изменения структуры доходной части бюджета, то можно отметить, что начиная с 1992 г. основным ее источником стала новая система налогов. К налогу на прибыль и подоходному налогу с населения добавились налог на добавленную стоимость, налог на землю, налог на недвижимость, налог за пользование природными ресурсами, косвенный налог с оборота. Начиная с 1992 г. основными источниками доходной части бюджета являлись налог на прибыль и доходы, НДС, акцизы Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. В Республике Беларусь в структуре расходной части бюджета основными направлениями использования средств являются социально-культурные мероприятия и народное хозяйство. Наиболее сложной проблемой как в зарубежных странах, так и у нас, в республике, является сбалансированность бюджета, т.е. достижение равенства доходной и расходной частей. Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита. Для решения этой проблемы используются различные средства: государственные займы (внутренние и внешние), дополнительная эмиссия денег. Государственные займы осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов, получения кредитов в банках. Эмиссия денег чаще используется в кризисных ситуациях (в условиях войны, длительного кризиса). Практически во всех странах с рыночной экономикой существуют бюджетные дефициты и государственный долг, но если государственный долг превышает ВВП более чем в 2,5 раза, появляется угроза стабильности экономики, устойчивости денежного обращения. Наиболее тяжелыми для страны являются краткосрочные долги, требующие соответствующих выплат с высокими процентами. Продление срока выплат ведет к увеличению процента, т.е. требуется выплата процентов на проценты. Государство, как правило, старается консолидировать краткосрочную и долгосрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, продлив срок выплаты основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов. Внутренний государственный долг — это долг государства своему населению (он может иметь форму кредитов, государственных займов, долговых обязательств, гарантированных правительством). Внешний долг — это задолженность государства иностранным государствам, организациям, отдельным лицам. В соответствии с методикой Мирового банка к числу государств, имеющих низкий уровень кредитной безопасности, относятся те страны, у которых три показателя превышают расчетные уровни: 1) отношение общей суммы внешнего долга к ВНП — 50%; 2) отношение общей суммы внешнего долга к годовому объему экспорта — 50%; 3) отношение выплат по внешнему долгу в течение года к экспортной выручке — 30%. В 2007 году макроэкономическая ситуация характеризовалась высокой деловой и инвестиционной активностью в большинстве отраслей экономики, замедлением инфляционных процессов, ростом уровня занятости и реальных денежных доходов населения, а также увеличением объемов внешней торговли. Высокие темпы экономического роста, превысившие прогнозные параметры, улучшение финансового состояния организаций и предприятий способствовали более высокому, чем планировалось, росту доходов консолидированного бюджета. Ниже приводится анализ структуры консолидированного бюджета (с учетом доходов ФСЗН) по новой бюджетной классификации за 2006-2007 годы, таблица 2.1. Как видно из таблицы, в 2007 году выросли поступления, рассчитываемые от фонда заработной платы, – подоходный налог, налоги на фонд заработной платы, взносы на государственное социальное страхование. Налоги на товары и услуги увеличились на 2,5 п.п. в основном за счет роста акцизов (в реальном выражении акцизы выросли в 1,9 раза). Неналоговые доходы выросли на 1,9 п.п. по сравнению с 2006 годом за счет увеличения доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, в 2,3 раза в реальном выражении. [8, c. 6] Таблица 2.1 Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за 2006-2007 гг., %
Расходы бюджета в 2007 году были ориентированы на выполнение параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы и, прежде всего, на повышение заработной платы работников бюджетной сферы. Бюджетные ассигнования на выплату заработной платы увеличились по сравнению с 2006 годом на 15,3% (в реальном выражении). Их удельный вес в расходах консолидированного бюджета вырос с 17,3% в 2006 году до 17,5% в 2007 году. В 2007 году при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 14% по сравнению с 2006 годом в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Значительный реальный прирост наблюдался на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации – 21,8%; национальную экономику – 18,7%, социальную политику – 14,1%; при сокращении расходов на жилищные и коммунальные услуги – на 6,4%. Это обусловило основные отклонения в функциональной структуре расходов консолидированного бюджета. В 2007 году по сравнению с 2006 годом на 0,8 процентных пункта выросла доля расходов бюджета на поддержку национальной экономики при сокращении удельного веса расходов на жилищные и коммунальные услуги – на 1 процентный пункт, на здравоохранение – на 0,3 п.п., рисунок 2.2.
Рисунок 2.2 – Функциональная структура расходов консолидированного бюджета, в процентах к итогу Основная часть расходов бюджета по разделу "Национальная экономика" приходилась на расходы по подразделам: "Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность" – 43,5% (в 2006 году – 47,3%) всех расходов на национальную экономику, "Дорожное хозяйство" – 22% (24,4% - в 2006 году), "Промышленность, энергетика, строительство и архитектура" – 19,1% (вместо 14% в предыдущем году). Расходы социального характера по разделам: "Социальная политика", "Образование", "Здравоохранение", "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" составили 53,3% всех расходов консолидированного бюджета. В 2006 году доля этих расходов составляла 53,7%.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.037 с.) |