Этнос народностей Анабарского района 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этнос народностей Анабарского района



Введение

Актуальность выбранной темы: Изучение родного края воспитывает любовь к малой родине, гордость и уважение к своему народу, национальной культуре и осознание необходимости сохранить уникальную самобытную культуру народов севера.

Цель работы: создать материал на этническую ценность коренного населения Севера «охота на дикого оленя»

Задачи:

· Изучить этнос народов Анабарского района

· Изучить климатические условия и растительный мир Анабарского района

· Собрать материал по охоте на дикого оленя

· Провести беседу опрос с охотниками

· Сравнить современную охоту на дикого оленя с исторической охотой

Новизна и практическая значимость выбранной темы: Ранее не исследованная тема в данном районе. Практически нет первоисточников по данной теме. Материал собран в основном из рассказов старых охотников. Данный реферат имеет исторически важные данные, которые отражают почетное и любимое занятие северных народностей охоту на диких оленей. Приобщает подрастающее поколение к национальной культуре, духовным и нравственно – этическим ценностям своего народа, прививает интерес к родному языку и истории, воспитывает культуру межнациональных отношений. Реферат  является источником по краеведению.

 

Этнос народностей Анабарского района

 Анабарский улус расположен на крайнем севера – западе Республики Саха (Я) между 71 –й и 76- й градусами северной широты. Ныне улус занимает обширную территорию в 55,6 тыс. кв. км и граничит с Булунским, Оленекским улусами и Хатангским районом Таймырского национального округа. В улусе всего проживает человек, в том числе коренное население: долганы- 569, эвенки- 662, эвены- 249, юкагиры- 8,тофалары- 1. К приходу русских на Таймырский полуостров и примыкающее к нему побережье, в XVIII- XIX веках на этой территории совместно проживали разные по своему происхождению этносы - якуты, эвенки, нганасаны, энцы, ненцы. И здесь проходил процесс формирования совершенно иной этнической общности на базе смешения различных групп народов, населяющих эту территорию, которые отличалась как языком, так и укладом жизни, то есть возникла перооснова будущего долганского народа. Живым свидетельством этнических процессов, проходивших на этой земле, является сохранившаяся до сегодняшнего дня музыкальная культура долган. Этим можно обьяснить глубокую взаимосвязь музыкального фольклора долган не только с музыкой якутов, но эвенков, эвенов, ненцев, энцев, нганасан, кетов. Долганы были исконными оленеводами, содержали их в большом количестве, использовали их как средства передвижения для перекочевок с одного места на другое, для охоты на пушных зверей, для рыболовства на многочисленных озерах и реках анабарской тундры. Традиционно жители улуса занимаются оленеводством, охотпромыслом и рыболовством.

Разновидности охоты на диких оленей в далеком прошлом

Беседа с охотниками

Туприн Спиридон Иванович, 1941г рождения

    Спиридон Иванович работал с 11 лет оленеводом. Охотился с 16 лет. Как рассказывал, в то время, охотились на дикого оленя на оленях с нартами. На нарты охотники грузили маскировочный щит (далда). Стреляли из винтовки СКС. Самое большое в то время забивали 10 оленей зараз. У диких оленей очень развито чувство обаяния и слух. Поэтому охотник должен быть осторожным и хорошо определять направление ветра, что очень важно для охоты на дикого оленя. Спиридон Иванович рассказал охоту на дикого оленя с помощью маскировочного щита (далда).

 

 

Туприн Николай Лукич, 1944г рождения

Николай Лукич рассказал охоту на дикого оленя с помощью оленя - манщика и гоном на нартах. Охота с помощью оленя манщика имеет несколько способов. На тундре в основном использовали метод с двумя оленями и олененком. С олененком очень хорошо описан в книге Николая Лукича «Мин тонус уолабын» в рассказе «Тонускааны кытта булка сылдьыым…». Есть еще способ гоном на нартах, как говорят в народе «эриттэрии». Этот способ позволял охотникам за раз забить большое количество диких оленей. Заключался смысл охоты в то, что охотник использовал обаяние и чуткость оленей против самих оленей. Охотник приближался к стаду. Стадо, стараясь почуять запах чужака, заворачивало вслед охотником. В момент поворота стада «оттуктуур», охотник спрыгивал с нарт и начинал отстрел оленей. В этом способе охотник должен приблизиться к стаду учитывая направление ветра (тыалы аннынан)- против ветра от стада. Это было очень важно, чтоб стадо до последнего не обнаружило приближение охотника.

 

 

Попов Константин Иванович, 1965г рождения

 

 

Попов Кирилл Константинович, 1988г рождения

Охоту на дикого оленя в наше время рассказали отец с сыном Поповы Константин Иванович и Кирилл Константинович. Кирилл в 2007 году закончил сельхоз техникум по специальности охотовед - зверовод. Навыкам охоты научил Кирилла отец Константин Иванович. Основные методы охоты на дикого оленя остались прежние. Изменились средства охоты. Сейчас оленей на нартах заменяет снегоход с нартами. Технические характеристики охотничьего ружья стали намного лучше и выбора больше. Способы гоном на снегоходе, подкрадываясь, диким оленям только без маскировочного щита и охота во время миграции диких оленей широко, используются охотниками в наше время. Только охота на речных переправах считается убийством и браконьерством. Лодку охотника из далекого прошлого в наше время заменяет моторная лодка. Охотники считают, что дикий олень земноводное животное. Поэтому на дикого оленя считают, охотится на суше, а не на воде. Олень на воде становится беззащитным. И забивать беззащитное животное считается убийством, а не охотой.

 

Заключение

Беседуя с охотниками, узнал много интересного и познавательного про охоту на дикого оленя. Посещая районный музей и библиотеку, обнаружил, что очень мало источников по данной теме реферата. Можно сделать вывод, мало чем отличаются охота на дикого оленя в лесотундре и в тундре. В данном районе  в отличие от лесотундры использовалась охота на дикого оленя с помощью маскировочного щитка - «далда». Все способы охоты в наше время сохранились. Только оленей с нартами заменил снегоход. Лук и стрелы, ружье. Охотникам сегодня легче охотится с помощью современных охотничьих снаряжений и одежды. Раньше охота на диких оленей велась как средство выживания и добыча пропитания для племени. В наше время охота на диких оленей называется охотпромысел- это как профессия и вид деятельности человека. Собранный материал по реферату приобщает подрастающее поколение к национальной культуре, духовным и нравственно – этическим ценностям своего народа, прививает интерес к родному языку и истории, воспитывает культуру межнациональных отношений. Реферат является источником по краеведению.

 

 

Использованная литература:

1. Анабарский улус из. «Бичик», г.Якутск В.Н. Иванов, 2005.

2. Охотники на диких северных оленей. П.Т.Саввинов, 2007г, с Оленек

3. Мин тонус уолабын Н.Туприн - Кэhиилээх уола, 2002г, г Якутск

 

Введение

Актуальность выбранной темы: Изучение родного края воспитывает любовь к малой родине, гордость и уважение к своему народу, национальной культуре и осознание необходимости сохранить уникальную самобытную культуру народов севера.

Цель работы: создать материал на этническую ценность коренного населения Севера «охота на дикого оленя»

Задачи:

· Изучить этнос народов Анабарского района

· Изучить климатические условия и растительный мир Анабарского района

· Собрать материал по охоте на дикого оленя

· Провести беседу опрос с охотниками

· Сравнить современную охоту на дикого оленя с исторической охотой

Новизна и практическая значимость выбранной темы: Ранее не исследованная тема в данном районе. Практически нет первоисточников по данной теме. Материал собран в основном из рассказов старых охотников. Данный реферат имеет исторически важные данные, которые отражают почетное и любимое занятие северных народностей охоту на диких оленей. Приобщает подрастающее поколение к национальной культуре, духовным и нравственно – этическим ценностям своего народа, прививает интерес к родному языку и истории, воспитывает культуру межнациональных отношений. Реферат  является источником по краеведению.

 

Этнос народностей Анабарского района

 Анабарский улус расположен на крайнем севера – западе Республики Саха (Я) между 71 –й и 76- й градусами северной широты. Ныне улус занимает обширную территорию в 55,6 тыс. кв. км и граничит с Булунским, Оленекским улусами и Хатангским районом Таймырского национального округа. В улусе всего проживает человек, в том числе коренное население: долганы- 569, эвенки- 662, эвены- 249, юкагиры- 8,тофалары- 1. К приходу русских на Таймырский полуостров и примыкающее к нему побережье, в XVIII- XIX веках на этой территории совместно проживали разные по своему происхождению этносы - якуты, эвенки, нганасаны, энцы, ненцы. И здесь проходил процесс формирования совершенно иной этнической общности на базе смешения различных групп народов, населяющих эту территорию, которые отличалась как языком, так и укладом жизни, то есть возникла перооснова будущего долганского народа. Живым свидетельством этнических процессов, проходивших на этой земле, является сохранившаяся до сегодняшнего дня музыкальная культура долган. Этим можно обьяснить глубокую взаимосвязь музыкального фольклора долган не только с музыкой якутов, но эвенков, эвенов, ненцев, энцев, нганасан, кетов. Долганы были исконными оленеводами, содержали их в большом количестве, использовали их как средства передвижения для перекочевок с одного места на другое, для охоты на пушных зверей, для рыболовства на многочисленных озерах и реках анабарской тундры. Традиционно жители улуса занимаются оленеводством, охотпромыслом и рыболовством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.009 с.)