Теоретические основы создания транса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы создания транса



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ТРАНСА

  Гипноз – это особый тип психического функционирования, при котором человек, благодаря воздействию другого человека, забывает о внешнем мире, сохраняя связь с оператором (гипнотерапевтом), и который позволяет совершить психическое переконструирование в соответствии с заданной целью.

Транс – состояние, при котором внимание человека обращено вовнутрь. Обратным является состояние максимальной включенности в происходящее “здесь и сейчас”.

Транс – нормальное, физиологически естественное и необходимое состояние человека. Современные исследования показывают, что психическая активность человека изменяется циклически – каждые 90 минут человек спонтанно входит в транс, который длится примерно 20 минут. При этом несколько снижается активность левого полушария и повышается активность правого (у правшей). С точки зрения физиологии трансового состояния, транс - это процесс бодрствования (в той или иной мере активности) всей коры мозга и сверхбодрствования определенного ее очага. Это состояние мечтательности, глубокого обдумывания, нечегонеделания, совершения автоматических действий. В это время воспринятая информация “раскладывается по полочкам”, что и называется психическим переконструированием. Поэтому можно  сказать, что любой транс (повседневный, естественный или искусственно созданный с помощью терапевта) сам по себе терапевтичен.

Милтон Эриксон доказал, что нет негипнабельных людей, просто необходимо подобрать тот способ индивидуальный сопровождения человека в транс, который для него окажется максимально комфортным и эффективным.

Язык сознания – логика, рассуждение, рациональность. Язык бессознательного – образы, символы, и при создании транса мы говорим с бессознательным на его языке.

Первым условием сопровождения человека в транс является установление раппорта. Важно создать у клиента чувство безопасности, провести демистификацию транса – сообщить клиенту информацию о трансе, которая позволит ему не бояться потерять контроль над собой в трансовом состоянии, иметь представление о сознании и бессознательном, доверять терапевту и самому себе. Клиент отвечает за собственное содержание, терапевт за процесс, за результат отвечает бессознательное. Не обязательно называть бессознательное именно “бессознательным”, можно, подстроившись к карте клиента, называть бессознательное “внутренним учителем”, “глубинным Я”, “внутренним мудрецом” и т.п.

Необходимо заранее договориться с клиентом о сигнале выхода из транса (например, прикосновении), который может пригодиться в тех случаях, если будет утрачен вербальный контакт.

Во время наведения транса важно поддерживать и развивать контакт с клиентом, внимательно калибровать все, что с ним происходит, использовать его состояние и обратную связь для возникновения и поддержания транса. Сопротивление может быть виртуозно переведено в сотрудничество.

Утилизация (использование) транса предполагает взаимодействие всего, что знает и умеет терапевт с содержанием субъективного опыта клиента (в том числе того, что происходит с клиентом в процессе наведения транса). Важной является совместная с клиентом постановка цели применения трансовых техник – бессознательное в трансе будет использовать свои механизмы для реализации той цели, которая была поставлена сознанием до погружения в транс. Основной задачей терапевта при сопровождении клиента в трансовое состояние является максимально эффективное обеспечение доступа клиента к его собственным ресурсам в условиях его безопасности и комфорта для достижения поставленной цели.

 

Упражнение. Открытие сенсорных каналов.

1. Вы сосредотачиваете внимание на определенном объекте зрительного восприятия, стараясь постепенно перейти к восприятию все большего количества других объектов в той же репрезентативной системе.

2. 3. Аналогично для аудиальной и кинестетической сенсорной системы.

МИЛТОН-МОДЕЛЬ

Милтон-модель – особый набор языковых паттернов, являющихся инструментом для создания транса как условия изменений субъективного опыта человека.

Милтон-модель по сути является обратной к Мета-модели. Мета-модель позволяет максимально уточнять опыт клиента, а Милтон-модель позволяет говорящему быть “искусно неясным”. При использовании Милтон-модели сообщения строятся таким образом, что конкретное содержание в них практически отсутствует, и клиент может достраивать эти сообщения собственным содержанием.

Буквализм

Человеку, находящемуся в трансе, свойственно буквальное понимание речи, поэтому терапевту важно контролировать свои высказывания, чтобы они при буквальном понимании не вызвали негативную реакцию у клиента.

Например:

…Вы закрываете глаза, моргая, и сейчас Вы в последний раз закроете глаза…

…Вы выходите из транса мобилизованным… и видите людей, которые Вас окружают…

…и вот Ваша рука уже отделилась…

…Ваши пальцы оторвутся от ноги…

 

Упражнение (в тройках).

 

Техника “Сопровождение в приятном воспоминании”

1. Партнер А начинает наведение транса и фиксирует внимание партнера В на приятном воспоминании из опыта В, используя все известные речевые стратегии Милтон-модели (можно составить текст заранее).

2. Партнер А сопровождает партнера В в уточнении содержания воспоминания, используя максимально неопределенные наводящие фразы в каждой из репрезентативных систем.

3. Партнер А ведет В к утилизации (переносу позитивного содержания пережитого опыта на новые жизненные ситуации).

4. А выводит В из транса.

Задача партнера С: наблюдать происходящее, отмечать удачные и неудачные приемы, которые использовал А, калибруя реакцию на них В, и записывать свои наблюдения.

Далее партнеры меняются местами.

 

Наведение:

- использование прямого и обратного счета;

- идеомоторные приемы (разжатие кулака, сведение ладоней, левитация, каталепсия);

- демистификация транса (поэтапное описание того, что происходит с человеком, когда он погружается в транс);

- имитация транса (клиента просят изобразить, как выглядит человек, когда он бывает в трансе);

- натуралистическое наведение (рассказ об интересном процессе, фиксирующий внимание клиента);

- использование контекстуальных внушений (включение в рассказ слов, указывающих на комфорт, покой, расслабление);

- техника рассеивания сообщения (рассказ, включающий отдельные части сообщения, которые маркируются).

Углубление транса:

- аналог спуска, погружения (шаги вниз по лестнице, погружение в глубину водоема и т.п.);

- постгипнотическое внушение (…каждый раз, когда я прикасаюсь к Вашему плечу, Вы все глубже погружаетесь в транс…)

- “середина нигде” (М. Эриксон);

- минута тишины.

Выведение из транса:

- предложение выйти из транса (…наше упражнение заканчивается…);

- прямой и обратный отсчет;

- скорость возвращения в бодрствующее состояние (…Не обязательно быстро возвращаться в бодрствующее состояние… Вы можете вернуться так быстро, как Вам это удобно...)

 

Упражнение (в парах). Техника “5-4-3-2-1”

Данная техника заключается в том, что на фоне невербальной подстройки и ведения клиента, используется вербальная подстройка и ведение по следующей схеме:

 

Этап

Количество утверждений

Вы видите  во внешнем мире Внушение о погружении в транс Вы слышите во внешнем мире Внушение о погружении в транс Вы чувствуете Внушение о погружении в транс
I 4 1 4 1 4 1
II 3 2 3 2 3 2
II 2 3 2 3 2 3
IV 1 4 1 4 1 4
V 0 5 0 5 0 5

 

Упрощенный вариант техники “5-4-3-2-1”

 

Этап

Описания реального сенсорного опыта

Предположения о возникновении трансового состояния
1

4

Вы сидите в кресле… смотрите на меня… слышите мой голос… можете почувствовать темп Вашего дыхания…

1 …и начинаете расслабляться…
2 3

2

3 2

3

4 1

4

5 0

5

       

 

Упражнение (в парах).

 

МЕТАФОРЫ

Метафоры (притчи, анекдоты, истории, аналогии) являются видом косвенного внушения и дают возможность предоставить клиенту необходимую информацию в обход сознательного контроля на языке бессознательного. Метафора активизирует процесс бессознательного поиска и позволяет человеку найти собственное решение, установив ассоциативные связи с содержанием метафоры в соответствии со своей картой мира.

Источники метафор:

- заимствованные метафоры (притчи, анекдоты, чужие истории и т.п.);

- метафоры из собственного опыта;

- метафоры, подсказанные клиентом (из речи клиента);

- сконструированные метафоры.

 

Упражнение (участвует вся группа). Создание аналогий

Участники группы придумывают аналогии, отражающие смысл базовых пресуппозиций НЛП.

                          

Конструирование метафоры

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ТРАНСА

  Гипноз – это особый тип психического функционирования, при котором человек, благодаря воздействию другого человека, забывает о внешнем мире, сохраняя связь с оператором (гипнотерапевтом), и который позволяет совершить психическое переконструирование в соответствии с заданной целью.

Транс – состояние, при котором внимание человека обращено вовнутрь. Обратным является состояние максимальной включенности в происходящее “здесь и сейчас”.

Транс – нормальное, физиологически естественное и необходимое состояние человека. Современные исследования показывают, что психическая активность человека изменяется циклически – каждые 90 минут человек спонтанно входит в транс, который длится примерно 20 минут. При этом несколько снижается активность левого полушария и повышается активность правого (у правшей). С точки зрения физиологии трансового состояния, транс - это процесс бодрствования (в той или иной мере активности) всей коры мозга и сверхбодрствования определенного ее очага. Это состояние мечтательности, глубокого обдумывания, нечегонеделания, совершения автоматических действий. В это время воспринятая информация “раскладывается по полочкам”, что и называется психическим переконструированием. Поэтому можно  сказать, что любой транс (повседневный, естественный или искусственно созданный с помощью терапевта) сам по себе терапевтичен.

Милтон Эриксон доказал, что нет негипнабельных людей, просто необходимо подобрать тот способ индивидуальный сопровождения человека в транс, который для него окажется максимально комфортным и эффективным.

Язык сознания – логика, рассуждение, рациональность. Язык бессознательного – образы, символы, и при создании транса мы говорим с бессознательным на его языке.

Первым условием сопровождения человека в транс является установление раппорта. Важно создать у клиента чувство безопасности, провести демистификацию транса – сообщить клиенту информацию о трансе, которая позволит ему не бояться потерять контроль над собой в трансовом состоянии, иметь представление о сознании и бессознательном, доверять терапевту и самому себе. Клиент отвечает за собственное содержание, терапевт за процесс, за результат отвечает бессознательное. Не обязательно называть бессознательное именно “бессознательным”, можно, подстроившись к карте клиента, называть бессознательное “внутренним учителем”, “глубинным Я”, “внутренним мудрецом” и т.п.

Необходимо заранее договориться с клиентом о сигнале выхода из транса (например, прикосновении), который может пригодиться в тех случаях, если будет утрачен вербальный контакт.

Во время наведения транса важно поддерживать и развивать контакт с клиентом, внимательно калибровать все, что с ним происходит, использовать его состояние и обратную связь для возникновения и поддержания транса. Сопротивление может быть виртуозно переведено в сотрудничество.

Утилизация (использование) транса предполагает взаимодействие всего, что знает и умеет терапевт с содержанием субъективного опыта клиента (в том числе того, что происходит с клиентом в процессе наведения транса). Важной является совместная с клиентом постановка цели применения трансовых техник – бессознательное в трансе будет использовать свои механизмы для реализации той цели, которая была поставлена сознанием до погружения в транс. Основной задачей терапевта при сопровождении клиента в трансовое состояние является максимально эффективное обеспечение доступа клиента к его собственным ресурсам в условиях его безопасности и комфорта для достижения поставленной цели.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.111.192 (0.028 с.)