Направленность (профиль): Психология и социальная педагогика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направленность (профиль): Психология и социальная педагогика



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский государственный университет»

(ВоГУ)

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

___________­­­_____А.Н.Тритенко

«___»______________ 20___г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

История

 

 

Направление подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Направленность (профиль): Психология и социальная педагогика

Программа академического бакалавриата

Квалификация выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Факультет: социальной работы, педагогики и психологии

Кафедра всеобщей истории и социально-экономических дисциплин

Вологда

2016 г.

Составитель рабочей программы

декан исторического факультета, д.и. н., доцент ________    Саблин В.А.

(должность, уч.степень, звание)                     (подпись)           (Ф. И. О.)

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры всеобщей истории и социально-экономических дисциплин

Протокол заседания № ___от «____»_____________ 20__ г.

 

Заведующий кафедрой

«___»____________20___г.               _________________              Саблин В.А

                                                                              (подпись)                           (Ф.И.О.)                                                                                                                                                                                                                 

Рабочая программа одобрена методической комиссией

исторического факультета.

(к которому относится кафедра-составитель)

 

Протокол заседания № ___от «_____»_________________20__ г.

 

Председатель методической комиссии

 

«___»________20___г.                    _________________   /Саблин В.А./

СОГЛАСОВАНО:

 

Заведующий кафедрой

«___»____________20___г.               _________________                  

                                                                              (подпись)                                                                                                          

Заведующий кафедрой

«___»____________20___г.               _________________                  

Заведующий кафедрой

«___»____________20___г.               _________________                  

                                                                              (подпись)                                                                    (подпись)                          

Председатель студенческого комитета

по содействию повышения качества

образования ВоГУ                              _________________    Кутузова О.П.

                                                                       (подпись)                                   

Представители работодателей и их

объединений (в т.ч. выпускники)

                                                                                                    

      _________________________           _________________   /_________________/

           (должность)                                                         (подпись)                                        (Ф. И. О.)

 

                                                                                      

                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                                              

 


ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

       Целями освоения учебной дисциплины являются: формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

Дисциплина относится к­­­­­­­­­­­­ базовой части блока 1 (Б.1. Б.1)

Для освоения данной дисциплины как последующей необходимо изучение следующих дисциплин и частей ОПОП: иностранный язык, культура речи.

Освоение данной дисциплины как предшествующей необходимо при изучении следующих дисциплин и практики: философия, экономика образования, Культура и межкультурные

взаимодействия в современном мире, правоведение.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

· основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК- 2);

Уметь:

· анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества, явления социальной жизни. (ОК-2);

Владеть/быть в состоянии продемонстрировать:

· способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции (ОК-2);

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / МОДУЛЯ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 ЗЕТ (144часа), в том числе в семестрах:

Семестр №

Трудоемкость

РПР, курсовая работа, курсовой проект

Форма промежуточной аттестации

Всего

Контактная работа

СРС Экз.

ЗЕТ

час.

час.

час.

час.

Лк. Пр. Лаб.
1 4 144 30 30   30 54 - экзамен

Распределение результатов обучения и компетенций по семестрам, темам учебной дисциплины с указанием видов учебной деятельности и их содержания, образовательных технологий, последовательности учебных недель, трудоемкости, форм текущего контроля и промежуточных аттестаций представлено в соответствующей таблице.

       Контактная работа.


 № п/п Результаты обучения                  поэтапно Семестр, раздел / тема. Виды учебной деятельности. Краткое содержание

Образова-тельные технологии

Неделя

Трудоем-кость,
 час

Форма
текущего
контроля

1 2 3

4

5

6

7

Семестр

1

Раздел /тема: ) Тема 1. История в системе социально-гуманитарных наук.

Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции (ОК-2).

Лекция 1: Основы методологии исторической науки. Объект и предмет исторической науки. Роль теории в познании прошлого. Теория и методология исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Основные направления современной исторической науки.

Проблемная лекция

1

2

Фронтальный опрос

СРС: Изучение материала лекции 1

 

 

1

 

2

Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции (ОК-2).

Лекция 2: Пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных. Территория России в системе Древнего мира.Древнейшие культуры Северной Евразии (неолит и бронзовый век). Страна ариев. Киммерийцы и скифы. Древние империи Центральной Азии. Скифские племена; греческие колонии в Северном Причерноморье; Великое Переселение народов в III – VI веках. Проблемы этногенеза и ранней истории славян в исторической науке. Падение Римской империи. Смена форм государственности. Варварские королевства. Государство франков. Меровинги и Каролинги. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Традиционные формы социальной организации европейских народов в догосударственный период. Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII–IX вв. Восточные славяне в древности VIII–XIII вв. Причины появления княжеской власти и ее функции. Новейшие археологические открытия в Новгороде и их влияние на представления о происхождении Древнерусского государства. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. Древнерусское государство в оценках современных историков. Проблема особенностей социального строя Древней Руси. Дискуссия о характере общественно-экономической формации в отечественной науке. Концепции «государственного феодализма» и «общинного строя». Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия. Властные традиции и институты в государствах Восточной, Центральной и Северной Европы в раннем средневековье; роль военного вождя. Проблема формирования элиты Древней Руси. Роль вече. Города в политической и социально-экономической структуре Древней Руси. Пути возникновения городов в Древней Руси. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства. Соседи Древней Руси в IX – XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария. Международные связи древнерусских земель. Культурные влияния Востока и Запада. Христианизация; духовная и материальная культура Древней Руси.

Проблемная лекция

2

2

Проверка

основных понятий и терминов

 

СРС: изучение материала лекции 2

 

 

   

1

 

Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции (ОК-2).

Практическое занятие 1. Древнерусское государство и общество в IX - XII веках. 1. Политический строй Древнерусского государства. 2. Социальный состав древнерусского общества. 3. Принятие христианства и его значение для Киевской Руси.

 

1

2

 

СРС: Подготовка к практическому занятию

 

 

1

 

3

СРС Изучение темы 5

   

1

 

СРС: Подготовка к семинару.

   

2

 

СРС Изучение темы 6

 

 

2

 

Россия в начале ХХ века.

1. Буржуазно-демократическая революция 1905 – 1907 гг.

2. Реформаторская деятельность П. А. Столыпина: цели, итоги, последствия.

 

    10

2

 

СРС: Подготовка к семинару.

 

 

2

 

Россия в 1917 году

1. Великая Российская революция. Россия в условиях двоевластия.

2. Июльские события 1917 г. в Петрограде. Нарастание общенационального кризиса.

3. Приход большевиков к власти. Второй съезд Советов и его решения.

 

    11

2

 

СРС: Подготовка к семинару.

 

 

2

 

 

Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции (ОК-2).

СРС: Подготовка к семинару.

 

 

2

 

СРС: Подготовка к семинару.

 

 

2

 

 

Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции (ОК-2).

Семинар 14

СССР в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)

1. Почему Германии начала войну против Советского Союза? Какие цели преследовал Гитлер, напав на СССР?

2. Был ли готов СССР к войне? Чем можно объяснить крупные поражения Красной Армии в начальный период войны?

3. Какие мероприятия были проведены руководством СССР по организации отпора врагу?

4. Какие этапы можно выделить в ходе Великой Отечественной войны? Дайте их характеристику (хронологические рамки, главные события, итоги).

5. Какую роль сыграло партизанское движение в годы Великой Отечественной войны?

6. Какова роль антигитлеровской коалиции и вклад союзников СССР в разгром фашизма и милитаризма?

7. Причины и цена победы СССР в Великой Отечественной войне?

Семинар–дискуссия

 

  14

2

 

СРС: Подготовка к семинару.

 

 

2

 

 

Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции (ОК-2).

СРС: Подготовка к семинару.

 

 

2

 

СРС: Изучение темы 7

 

 

1

 

 

ИТОГО

Общий объем дисциплины

144

в том числе:

Контактная работа

60

СРС

30

Подготовка к промежуточной аттестации, аттестация

54

экзамен

                     

Примечание: Основные электронные средства образовательного назначения:

Электронное средство коммуникации Формат материала
E-mail, форум, www, CD-ROM, NetMeeting, чат, Meeting room, ЛВС, ICQ, Skype идр. Текст, гипертекст, аудио-, видео-, мультимедиа материал, видеоконференция, диаграммы, схемы, тренажеры, графика, формулы и др.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

5.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

Место дисциплины в структуре ОПОП, этапы формирования компетенций в процессе освоения обучающимися ОПОП отражены в матрице междисциплинарных связей (п.4.2 ОПОП), в матрице компетентностно-дисциплинарных связей (п.4.3 ОПОП) и в п.2 настоящей рабочей программы дисциплины.

Перечень развиваемых в дисциплине ИСТОРИЯ компетенций ОК–2 описание компетенций и этапы их формирования в процессе изучения дисциплины представлены в предшествующих п.п. 3 и 4.

5.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формировании, описание шкал оценивания.

       Оценивание уровня сформированности компетенций ОК–2 у обучающихся на соответствие их подготовки ожидаемым результатам, описание их показателей, критериев и шкал оценивания в процессе освоения ОПОП осуществляется по курсам обучения по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Профиль: Психология и социальная педагогика   согласно сквозной программе соотнесения результатов промежуточных аттестаций обучающихся в дисциплинарном и компетентностном форматах (раздел 4.9. ОПОП).

Для процесса изучения дисциплины и проведения промежуточной аттестации описание показателей, критериев и шкал оценивания компетенций представлено в п.7.4 ОПОП.

При проведении промежуточной аттестации в форме экзамена успеваемость обучающегося оценивается по четырехбалльной шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Соответствие оценок и требований к результатам аттестации в форме экзамена

Оценка Характеристика требований к результатам аттестации в форме экзамена
«Отлично» Теоретическое содержание курса освоено полностью без пробелов, системно и глубоко, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные рабочей учебной программой учебные задания выполнены безупречно, качество их выполнения оценено числом баллов близким к максимуму.
«Хорошо» Теоретическое содержание курса освоено в целом без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, все предусмотренные рабочей учебной программой учебные задания выполнены с отдельными неточностями, качество выполнения большинства заданий оценено числом баллов близким к максимуму.
«Удовлетворительно» Теоретическое содержание курса освоено большей частью, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных рабочей учебной программой учебных заданий выполнены, отдельные из выполненных заданий содержат ошибки.
«Неудовлетворительно» Теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые навыки работы не сформированы или сформированы отдельные из них, большинство предусмотренных рабочей учебной программой учебных заданий не выполнено либо выполнено с грубыми ошибками, качество их выполнения оценено числом баллов близким к минимуму.

 

Соотнесение диапазона полученных на экзамене баллов и оценки уровня сформированности компетенции для группы обучающихся и для одного обучающегося:

диапазон баллов оценка
0,0≤…<3,0 не соответствует(-)
3,0≤…<4,0 в основном соответствует(+)
4,0≤…≤5,0 соответствует(++)

 

5.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной деятельности

 

5.3.1. Темы, перечень контрольных вопросов для проведения текущего контроля и/или промежуточной аттестации

№ темы п/п

Тема, контрольные вопросы

1 семестр

1.

Тема 1.  История в системе социально-гуманитарных наук.

1.1 Место истории в системе наук. 1.2. История как наука 1.3. Основные принципы и методы изучения истории. 1.4. Основные направления современной исторической науки.

2.

Тема 2 Особенности становления государственности в России и мире

2.1. Восточные славяне в кругу европейских народов: общественный строй, хозяйственная деятельность, верования. 2.2. Образование Древнерусского государства. 2.3. Норманнская теория. 2.4. Государственный и общественный строй Древней Руси в IХ – ХII вв. 2.5. Принятие христианства и его значение для цивилизационного развития Киевской Руси.

3.

Тема 3. Русские земли в XIII- XV веках и европейское средневековье

3.1. Западноевропейская цивилизация в эпоху средневековья (V – XV вв.): материальное производство и социально-политические отношения. 3.2. Образование единого Русского государства в ХIV – первой трети ХVI вв.

4.

Тема 4. XVI- XVII вв. в мировой истории

4.1. Русское государство в XVIв. Внутренняя и внешняя политика Ивана IV. 4.2. Формирование прединдустриальной (раннекапиталистической) цивилизации в странах Западной Европы (XVI – XVII вв.). 4.3. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в.

5.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / МОДУЛЯ

6.1. Учебно-методическое обеспечение

 

Библиографическое описание по ГОСТ Кол-во экземпляров в НБ ВоГУ
1 2
Обязательная литература    
1. История России [Электронный ресурс]: учебник/ под ред. Г. Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 687 с.: ил. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115299 ЭБС «Университетская библиотека онлайн»
2. Моисеев, В. В. История России [Электронный ресурс]: учебник/ В. В. Моисеев. - Москва: Директ-Медиа, 2014. - 901 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239980 ЭБС «Университетская библиотека онлайн»
3.Карпов, С. Г. История России, (1985-2013 гг.): учебное пособие/ С. Г. Карпов. - [Изд. 2-е, доп. и испр.]. - Вологда: ВГПУ, 2014. - 179 с.- Режим доступа: http://www.library.vstu.edu.ru/biblio/karpov/book1/2014_karpov_history.pdf 5
Дополнительная литература    
1. Киселева, О. А. Ведущие страны Запада в последней трети Х1Х – начале ХХ века: учебное пособие / О. А. Киселева. – Вологда, ВоГУ, 2015. – 132 с.- Режим доступа: http://www.library.vstu.edu.ru/biblio/kiseleva/book1/2015_kiseleva_str_zap.pdf 8
2. Кузнецов, И. Н. Отечественная история: учебник для вузов/ И. Н. Кузнецов. - 8-е изд., испр. и доп. - Москва: Дашков и К, 2011. - 814 с. 17
3. История России в новейшее время, 1985 - 2009 гг.: учебник/ отв. ред. А. Б. Безбородов. - Москва: Проспект, 2013.- 448 с. 20
4.Петров А. Ю. История Русской Америки: учебное пособие/ А. Ю. Петров, А. Н. Ермолаев, И. В. Савельев. – Вологда: ВГПУ,2010. – 130 с.- Режим доступа: http://www.library.vstu.edu.ru/biblio/petrov/book1/2010_petrov_hist_rus_am.pdf 10
5. Сахаров, А. Н. История России с древнейших времен до начала XXI века [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А. Н. Сахаров. - Москва: Директ-Медиа, 2014. - Ч. I. Раздел I-III. - 666 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227414 ЭБС «Университетская библиотека онлайн»
6. История для бакалавров: учебник для вузов / П. С. Самыгин, С. И. Самыгин, В. Н. Шевелев, Е. В. Шевелева. - 2-е изд, стер. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 573, [2] с. 30
Учебно-методическая литература    
1. Борисов, В. А. История России [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ В. А. Борисов, Е. В. Кряжева-Карцева, С. С. Синютин. - Москва: Российский университет дружбы народов, 2013. - 156 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226456 ЭБС «Университетская библиотека онлайн»

 

Ответственный за библиографию______________________Н. В. Лузанова

 

6.2. Информационное обеспечение

1.Atlas-historique.net [Электронный ресурс]: исторический атлас: свыше 155 исторических карт (на французском языке). – Режим доступа: http://www.atlas-historique.net. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 12.05.2015)

2.EuroDocs: Online Sources for European History

 [Электронныйресурс]: оnline sources for European History (наанглийскомязыке). - USA: BrighamYoungUniversity. – Режимдоступа: http:// www.library.byu.edu. – Заглавиесэкрана. – (Датаобращения: 12.05.2015)

3.Internet ArchiveWaybackMachine [Электронный ресурс]: интернет-архив: цифровая библиотека интернет-сайтов в цифровой форме (на английском языке). – Режим доступа: http://www.archive.org. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 12.05.2015)

4.Project Gutenberg - Freeebooks = Проект Гутенберг [Электронный ресурс]: бесплатные электронные книги (на английском языке). – Режим доступа: http://www.gutenberg.org. - Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 12.05.2015)

5.Библиотека Конгресса США [Электронный ресурс]: официальный сайт (на английском языке). – Режим доступа: http://www.loc.gov. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 12.05.2015)

6.Библиотека по культурологии. Культурология: теория, школы, история, практика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.countries.ru. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 12.05.2015)

7.Военная литература [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://militera.lib.ru. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 12.05.2015)

8.Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. Исторический факультет [Электронный ресурс]: ссылки. – Режим доступа: http://www.hist.msu.ru. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 12.05.2015)

9.Порталус [Электронный ресурс]: Всероссийская база полнотекстовых научных публикаций. – Режим доступа: http://www.portalus.ru. – (Дата обращения: 12.05.2015)

10.Университетская библиотека онлайн [Электронный ресурс]: электронная библиотечная система. – Москва: Директ-Медиа: НексМедиа. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 12.05.2015)

       11.ХРОНОС – всемирная история в интернете [Электронный ресурс]: исторический проект. – Москва: Хронос. – Режим доступа: http://www.hrono.info. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 12.05.2015).

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / МОДУЛЯ

№№ п /п Перечень основного оборудования Нумерация разделов/тем
1 2 3
1. Проекционная установка (1 шт.) 1-7
2. Портативный компьютер (1 шт.) 2-7

       Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО, а также с учетом рекомендаций ПООП ВО по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Профиль: Психология и социальная педагогика   и согласно рабочему учебному плану указанного направления подготовки и направленности (профиля).

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский государственный университет»

(ВоГУ)

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

___________­­­_____А.Н.Тритенко

«___»______________ 20___г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

История

 

 

Направление подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Направленность (профиль): Психология и социальная педагогика

Программа академического бакалавриата



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.139 с.)