Общие понятия дизайна, его место в проектной культуре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие понятия дизайна, его место в проектной культуре



Понятие о среде

Среда как объект проектирования, ее характеристики и слагаемые.

В русском языке словом «среда» обозначаются:

— система набора природных (физических) условий, «внутри» кото­рых протекает некая деятельность; социально-бытовое окружение, обстановка;

— совокупность людей и вещей, связанных с общностью этих условий, вещество, заполняющее средовое пространство.

Эти определения, с одной стороны, указывают, что среда есть нечто, окружающее что-либо, с другой — то, что окружено, находится внутри чего-либо. Двойственность эта неслучайна — в целом понятие подразумевает единство условий существования объекта (процесса, явления) и са­ мого этого объекта.

Этим термином (в отличие от других видов среды — интеллекту­альной, сценической, социальной и т.п.) мы обозначаем ту часть нашего окружения, которая образована архитектурно художественно обосно­ванными структурами, где комбинации пространств, объемов и систем оборудования и благоустройства для проходящих здесь процессов жиз­недеятельности объединены в целостность по законам художественного единства, являются результатом реализации определенного архитектур­но-дизайнерского замысла.

Объединяют, делают близкими архитектуру и дизайн архитектурной среды общие свойства — «пространственность» методов, целей и резуль­татов работы, использование прежде всего визуальных средств формиро­вания конечного объекта. Различает их сам результат.

Архитектурная среда — она немыслима без единовременности существования и восприятия «оболочки» и ее заполне­ния, субъектов и объектов осуществляемых здесь видов деятельности. Другими словами, если в архитектуре процесс (утилитарная потреб­ность) служит как бы поводом, толчком к появлению архитектурного обра­за, который после воплощения в постройке начинает жить сам по себе, вне породивших его задач, то образ среды принципиально ориентирован на единство «причины» проектирования — функции — и «следствия» проек­тной деятельности — комплекса материально-физических и эстетических условий выполнения функциональной задачи.

В этом — сущность проектного отношения к среде: она состоит из архитектурных (пространственных), дизайнерских (предметных) источ­ников средового состояния и самого этого состояния (атмосфера среды), которые концептуально неразрывны и все три являются предметом проек­ тирования, хотя способы их проектного формирования различны.

интерьеры, как про­дукт чисто архитектурного творчества, могут существовать и оцениваться сами по себе, вне учета протекающей здесь жизни. Их проектирование характерно своего рода невмешательством в течение функциональных про­цессов — они задаются «сверху» (обычаем, заказчиком, технологом) и только «оформляются» архитектурными средствами. Соответственно архи­тектурное проектирование интерьеров ведется в традиционной последова­тельности: «пространство (слепок функции) — художественная организа­ция (композиция) пространства — насыщение композиции выразительны­ми деталями (конструкции, декор, оборудование и пр.)», которую, правда, можно интерпретировать по-разному.

Специалисты даже разделяют интерьеры «архитектурные» и «пред­метные» — первые созданы преимущественно архитектурой и архитекто­рами и представляют собой «самоценное», мало зависящее от условий эксплуатации образование; тогда как главное в облике вторых — оборудова­ние, мебель, личные вещи, «случайно» собранные владельцем.

«Предметные» интерьеры намного ближе к понятию «среда», т.к. их архитектурная основа только обозначена, задумана как абстрактная сцена, где «живет и действует» непредусмотренная замыслом зодчего обстановка, преобразовавшая помещение соответственно интересам заказчика. Что объясняет весьма специфические художественные возможности дизайна среды — его произведениям, в отличие от архитектурных, подвластны иро­ния, смех, они могут «критиковать» действительность, осуждая ее, созда­вать «отрицательные» образы, унижать и даже, в отдельных случаях, — разрушать по специальному заказу человеческое в человеке.

 

 

Композиция

 Композиция (лат. - сочинение, составление, расположение) - объединение отдельных элементов произведения в единое художественное целое, в котором в конкретной зрительной форме наиболее ярко раскрывается содержание.

 Произведение строится на соподчинении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значительных элементов построения.

 Предметно-смысловым элементам композиции способствуют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, план, ракурс, акцент и различные контрасты.

Композиция не должна играть самостоятельной роли она служит лишь средством для выражения авторской мысли.

 Наука о композиции изучает общие внутренние закономерности строения форм в искусстве и дизайне, а также конкретные средства достижения их целостности и единства с содержанием вещей.

Цель композиции в дизайне - утилитарно оправданная форма вещи, имеющая функциональную, конструктивную и эстетическую ценность.

Целью композиции является достижение целостности (гармонической организованности) формы и ее выразительности.

Основными принципами композиции любых объектов дизайна, учет которых призван обеспечивать достижение их композиционной целостности, являются:

единство целого и частей формы;

соподчиненность элементов формы;

уравновешенность элементов формы;

соразмерность элементов формы.

Известный искусствовед Н. Н. Волков отмечал, что в композиции воплощаются два начала: смысловое — логос и пластическое — мелос. В реалистическом искусстве ведущим является первое

Н. Ф. Ковалев в книге «Золотое сечение в живописи» отмечает, что художник каждый раз изобретает необходимый прием для выражения своего замысла. Он говорит о пяти законах композиции. Их «проявление... обнаруживается в любом произведении искусства независимо от времени и места его создания:

1-й. Закон целого выражает неделимость целого.

2-й. Закон пропорций определяет отношение частей целого по величине друг к другу и целому.

3-й. Закон симметрии обусловливает расположение частей целого.

4-й. Закон ритма выражает характер повторения или чередования частей целого.

5-й. Закон главного в целом показывает, вокруг чего объединены части целого.

Эти пять законов с неизменным постоянством проявляются во всем, что создает человек».

Средствами учебной гармонизации композиции и приведения к единству первичных свойств формы являются:

пропорциональность и масштабность;

симметрия — асимметрия;

контраст — нюанс;

ритм — метр;

статика — динамика;

тяжесть — легкость;

равновесие — неустойчивость;

модульность — подобие — различие;

цвет — свет.

1.Композиция в дизайне есть специфичная творческая деятельность, направленная на создание форм, отличающихся четкой функциональной обусловленностью и вместе с тем художественной выразительностью.

2.Предметом композиционно-художественного образования в дизайне выступает форма, в которой четко и ярко раскрываются художественные свойства составляющих ее элементов, эффективность применяемых в ней разных композиционных средств и приемов гармонизации.

3.Определяющим моментом в построении композиции в дизайне является ее четкая логическая обоснованность или рациональность, основанная на учете объективных
закономерностей композиционно-художественного формообразования.

4.Раскрытие глубокого образного характера и достижение необходимого своеобразия дизайн-формы возможно только при одновременном вкусовом, заинтересованном отношении к ней автора.

5.Композицию в дизайне следует рассматривать как сложный процесс гармонизации формы, направленный прежде всего на достижение ее целостности или, по-другому, выявление ее художественного характера.

6.Важнейшей стороной композиционно-художественной разработки дизайн-формы является точное следование раскрытым принципам ее гармонизации.

7.Определяющим условием построения гармоничной дизайн-композиции является достижение в ней «единства в многообразии».

Геометрический и композиционный центры, средства выделения композиционного центра, плановость в композиции

Мы строим композицию на плоскости. Будь то фотография, лист бумаги или монитор компьютера. Если через эту плоскость провести две диагональные линии, точка их пересечения укажет на геометрический центр нашей будущей композиции.


 

Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. В фотографии, живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры. То есть, в композиционном центре находится основной сюжет произведения. В рекламе выделение композиционного центра может пригодиться для привлечения внимания потенциального покупателя к интересной ему информации. Это может быть текст или изображение.

Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать. Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время как геометрический центр один.

Композиционный центр — это часть композиции, предусмотренная для управления вниманием зрителя. Именно на композиционных центрах изображения внимание зрителя концентрируется в первую очередь. При отсутствии композиционных центров взгляд остановить не на чем. Реакцией в данном случае может быть или безразличие к изображению или вовсе – раздражение. Задача композиционного центра заключается не столько в раскрытии идеи сюжета изображения, сколько в формировании восприятия самой композиции.

Композиционных центров на изображении может быть несколько, но один из них все же должен быть первостепенным.

Композиционный центр не обязательно является точкой. Как правило, композиционный центр занимает некоторое пространство на изображении.

Композиционный центр может быть выделен:

Контрастом света и тени

Контрастом цвета

Размером

Формой

В классической живописи, как правило, сюжетно-композиционный центр изображают на втором плане. Передний план служит как бы вступлением, приглашением взглянуть на основное событие. На втором плане находится весь сюжет произведения, а третий служит продолжением картины, фоном, на котором разворачивается действие.

Часть 2 Основные понятия и правила композиции

Типы композиций

Замкнутая композиция

Замкнутая композиция характеризуется тем, что изображение вписывается в формат таким образом, что оно замыкается само в себе, а не стремится к краям. Композиция построена так, что взгляд зрителя переходит от фокуса композиции к периферийным элементам и от периферийных элементов обратно к фокусу. Отличительной чертой замкнутой композиции является наличие полей, в этом случае целостность изображения проявляется наиболее активно. Такая композиция подойдет для передачи чего-то устойчивого, неподвижного.

Открытая композиция

Для открытой композиции характерно поступательное движение или скольжение по спирально расширяющейся траектории. Как правило, внимание в конечном итоге уходит от центра. Такая композиция может быть достаточно сложной, имеющей не один центр, а несколько мини-центров, заполняющих поле изображения. Открытая композиция, в которой направления линий исходят от центра, дает нам возможность продолжить мысленно картину и увести ее за рамки плоскости. Она подходит для передачи открытого пространства, движения.

Симметричная композиция

Основная черта симметричной композиции – равновесие. В такой композиции присутствует ось симметрии, относительно которой строится зеркальное изображение. Но в то же время такие композиции достаточно однообразны и в них отсутствует движение, изменение, противоречие.

 

Ассиметричная композиция

Ассиметричная композиция не содержит оси или точки симметрии. Особое внимание в таких композициях стоит уделять уравновешенности элементов, как непременному условию грамотного построения композиции.

 

Статичная композиция

Статичные композиции часто устойчивы и неподвижны. Композиции этого типа бывают симметрично уравновешенны, спокойны, вызывают впечатление самоутверждения. Они несут в себе не иллюстративное описание, а глубину, философию.

 

Динамичные композиции

Динамичные композиции склонны к движению, ассиметричны. Динамика часто исключает величавость, основательность, классическую завершённость. Такие композиции сложнее и индивидуальнее, требуют тщательного продумывания и хорошего исполнения.

 

Если сопоставить все вышеперечисленные композиции, то можно заметить, что статичные композиции почти всегда бывают симметричными и часто замкнутыми, а динамичные – ассиметричными и открытыми.

 

 

Гармоничная целостность.

Целостность – это первый признак композиции, характеризуется тем, что из композиции нельзя изъять, добавить или передвинуть не один из элементов. Целостность нельзя понимать как спаянный монолит, это такое отношение, когда все элементы композиции связаны воедино стилем рисунка, цветами, размерами, выравниванием. В цельной композиции все промежутки, пробелы и отношения между элементами работают на создание внутреннего единства композиции. Для создания целостной композиции будущее изображение рассматривают как набор цветовых пятен – силуэтов отдельных элементов, которые компонуют на плоскости до достижения необходимого эффекта.

Критерии оценки целостности композиции:

- Простота, лаконичность, ясность композиции

- Возможность лёгкого охвата целиком всей композиции одним взглядом.

- Незаменимость всех составляющих композиции. Незаменимым считается такой элемент композиции, который нельзя убрать из композиции без ущерба для нее в целом.

- Подчиненная связь первичным элементам вторичных, которая обеспечивает их гармонию друг с другом в логическом, эмоциональном, эстетическом плане и пластическое единство.

Таким образом, причиной целостности композиции следует считать соподчинение всех ее элементов

 

Композиционное равновесие.

Создавая произведение искусства, то есть гармонию, необходимо выполнить два ее непременных условия: первое — равновесие, второе — единство и соподчинение. Таковы основные законы композиции.

Равновесие − это такое состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой. Оно зависит от распределения масс композиции относительно ее центра.

Равновесие так же, как ритм, присуще и растительному, и животному миру. Равновесие объемов или частей любого сооружения, любого предмета зрительно вызывает чувство покоя, уверенности и устойчивости. Человеческий глаз отдыхает при восприятии такого предмета. Композиционно равновесие достигается, прежде всего, формой деталей, цветом, тоном и пластикой. Равновесиезависит от расположения основных масс композиции, от организации композиционного центра, от пластического и ритмического построения композиции, от ее пропорциональных членений, от цветовых, тональных и фактурных отношений отдельных частей между собой и целым и т. д.

Равновесие по-разному проявляется в симметричных и асимметричных композициях. Симметрия сама по себе еще не является гарантией уравновешенности в композиции. Количественное несоответствие симметричного элемента и плоскости (или диспропорция частей и целого) становится зрительно неуравновешенным. Уравновесить симметричную композицию гораздо легче, чем асимметричную, и достигается это более простыми средствами, так как симметрия уже создает предпосылки для композиционного равновесия. Правильно найденная симметричная композиция воспринимается легко, как бы сразу, независимо от сложности ее построения. Асимметричная же порой требует более длительного осмысления и раскрывается постепенно.           

Добиваясь выполнения одного закона гармонии, необходимо выполнить условия второго закона — единства и соподчинения. И наоборот: создавая единство, цельность произведения, вы тем самым решаете задачу его равновесия. Только выполнив два этих условия, вы можете сказать, что создали гармоничную композицию.
Но не забывайте о средствах гармонизации, которые помогут вам в выполнении этих условий. Это пропорции и масштаб, контраст, нюанс и тождество, ритм.

Уравновешенность – это основа гармонии в произведении, она напрямую связана с симметрией, но симметричная композиция по определению уравновешенна. Намного сложнее уравновесить ассиметричную композицию. Уравновесить композицию можно благодаря зрительной взаимосвязи элементов относительно воображаемой оси симметрии. Особое внимание следует уделять уравновешенности в динамических композициях, где основной задачей является уничтожение равновесного покоя.

Симметрия.

Связь между отдельными частями и связь каждой части с целым. Повторение, отражение левого в правом, верхнего в нижнем и т. д. Как средство композиции симметрия используется очень давно. В природе абсолютной симметрии нет. Отступления от симметрии неизбежны и в технике, что обусловливается функциональными и конструктивными факторами. Симметрия предполагает: строгость, отдых, спокойствие, классицизм, силу.

 

Симметрия - это самый простой способ добиться равновесия в композиции. Однако, не единственный. Эта пара средств определяет расположение элементов композиции относительно главной оси. Если оно одинаково, то композиция выступает как симметричная, если в нем есть небольшое отклонение в ту или иную сторону − как дисимметричная. При значительном отклонении она становится асимметричной.

Симметрия является одним из важных средств достижения единства и художественной выразительности композиции в художественном проектировании. 

Симметрия с древних времен считалась одним из условий красоты, поскольку она обеспечивает равновесие композиции. Древние греки полагали, что Вселенная симметрична просто потому, что симметрия прекрасна.

Слово «симметрия» в переводе с греческого означает «соразмерность».

Существуют три основных вида симметричной композиции: зеркальная, осевая и винтовая. Зеркальная симметрия образуется при одинаковом расположении элементов относительно главной оси, проходящей по центру горизонтальной или вертикальной композиционной плоскости (графической или пластической). Пример − квадрат с перекрестием по середине. 

Осевая симметрия типична для объемной формы, имеющей центральную, как правило, вертикальную ось симметрии и равномерное расположение элементов вокруг этой оси. Характерная симметрично- осевая форма − цилиндр. 

Винтовая симметрия характерна для объемной формы, имеющей ту же центральную ось и неравномерное развитие элементов в продольном направлении, их сокращение и смещение относительно этой оси.

Типичный ее пример − форма, подобная форме раковины. Симметрия обеспечивает предельно четкое зрительное равновесие композиционной формы. Всякое ее нарушение ведет к тому, что эта форма приобретает неуравновешенный характер. 

Широко применяется также асимметрия, т. е. сочетание и расположение элементов, при котором ось или плоскость симметрии отсутствует. В такой композиции особенно важна зрительная уравновешенность всех ее частей по массе, фактуре, цвету.

Асимметрия − принцип организации, который основывается на динамической уравновешенности элементов, на впечатлении движения их в пределах целого.

Если симметричная форма воспринимается легко и сразу, то асимметричная читается постепенно.

Следует отметить, что очень часто симметрия, как и асимметрия, выражается в сопоставлении нескольких композиционных осей. Композиция может включать в себя симметрию и асимметрию одновременно. Тогда она строится на основе соподчинения второстепенных, асимметричных частей и главной симметричной формы. При таком соподчинении устанавливается зрительное равновесие всей композиции. Оно может быть достигнуто при положении, в котором главный элемент асимметричен относительно общей формы, а ее части − симметричны, и наоборот.

Асимметрия.

 Использование асимметрии в симметрично развивающейся форме часто встречается при проектировании отдельных изделий мебели и особенно интерьеров. Поэтому художнику-конструктору важно научиться хорошо разбираться в особенностях соподчинения, которые действуют при отступлениях от симметрии. Асимметрия как свойство-состояние формы имеет принципиальное отличие от симметрии. При организации асимметричной композиции используются многие закономерности, так как отдельные элементы лишены своей связующей - оси симметрии. Работа над асимметричной формой сложнее, чем над симметричной. Здесь необходимо тонкое понимание композиционного равновесия, так как соподчиненность формы обычно и сводится именно к нему. Асимметрия означает: слабость, движение, динамизм, "жизнь", свободу, как в совокупности, так и в деталях.

 

Общие понятия дизайна, его место в проектной культуре

Официально история дизайна начинается в 1907 году, когда в Гер­мании по инициативе компании АЭГ был создан «Дойче Веркбунд» — про­изводственный союз передовых художников, инженеров, промышленников и коммерсантов, провозгласивших, что массовая стандартная продукция может и должна быть эталоном — во всех отношениях — качества потре­бительских товаров.

Уильям Моррис – один из первых теоретиков дизайна. Пионеры дизайна: Реймонд Лоуи, Чарлз Макинтош, К.Оливетти и Э. и А. Брауны, Френк Ллойд Райт, К.Малевич, А.Родченко, В.Татлин и др.

После Первой мировой войны идеи родоначальников дизайна под­хватили две школы «производственного искусства», возникшие почти од­новременно: ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) в Москве и БАУХАУЗ в Германии высшая школа промышленного искусства (нем. Bauhaus - "дом строительства"). - художественное учебное заведение, занималось подготовкой художников-дизайнеров. Обе объединяли выдающихся художни­ков, архитекторов, мыслителей: В. Татлина, А. Родченко, Л. Попову, В. Гропиуса, Миса ван дер Роэ, В. Кандинского. Все они выступали за острые, новаторские решения форм предметно-пространственной среды, максимально отвечающие по­требностям человека и возможностям промышленных технологий, справед­ливо полагая, что активное использование новых материалов, образов, ко­лористических композиций даст жизнь новой эстетике.

промышленный, или инду­ стриальный дизайн — проектирование, ориентированное на массовое производство изделий промышленности — от станков и инструментов, нужных самой промышленности, до скрепок, заколок, расчесок и прочей мелочи для бытовых надобнос­тей. Некоторые виды промышленной продукции давно уже приобрели статус самостоятельных дизайнерских отраслей. Например, средства транспорта, посуда, радиоэлектроника. Особую группу дизайнерских уси­лий составляет связка «текстиль—одежда», образующая индустрию моды, существуют разделы промдиэайна, выпускающие бижутерию, ювелирные изделия, духи и другую парфюмерную продукцию.

графический дизайн — печатные издания, плакаты, знаки, указатели — все изобразительные ре­шения, тиражируемые типографским или другим техническим способом, вплоть до телезаставок.

архитектурный дизайн, объекты, которые возводятся в массовом порядке призваны обеспечить прежде всего наши утилитарные запросы— стандартные жилые дома, типовые школы, больни­цы, обо­рудования «рядовых» магазинов.

Существуют и другие разновидности дизайнерского проектирования. Например, ландшафтный дизайн, продолжатель дела садово-парковой ар­хитектуры, пользовавшейся для своих целей «натуральными» природными средствами — водой, формами земной поверхности, зелеными насаждениями. Сегодня, при общей нехватке природных ресурсов, особенно в горо­дах, главной заботой этого вида дизайна стала технология искусственного поддержания задуманных его специалистами экологических систем — в парках, дворах, интерьерах общественных зданий.

арт-дизайн, про­изведения которого специально подчеркивают художественный эффект любых объектов и сооружений, превращая их в «скульптуры», декоратив­ное панно и т.п.

средовом дизайне, получившем самостоятель­ность около полувека назад, когда и потребители, и проектировщики осоз­нали, что вся продукция отдельных дизайнов в натуре взаимодействует, создавая в целом уникальное по значимости и широте охвата явление — предметно-пространственную среду. 

Возникновение, развитие и укрепление дизайнерских форм творче­ства — одно из весьма показательных проявлений специфического свойства человеческой сущности — проектного сознания. Большинство людей в ре­альной жизни, не задумываясь об этом, постоянно ставят и решают разного рода проектные задачи. Проектирование, говорил английский теоретик дизайна Дж.К.Джонс, ставит целью предусмотреть, запланировать положи­тельные изменения в окружающей человека действительности. И охватывает оно не только творчество профессиональных проектировщиков, архитекто­ров и конструкторов, но и мысли, и чувства плановиков, экономистов, поли­тиков, простых граждан — всех тех, кто стремится изменить формы и содер­жание нашего мира, сделать его лучше, человечнее.

Так определяется одна из ценностей человеческого сообщества, его врожденная проектность, которая реализуется в современной деятельно­сти людей как особый тип мышления и практической направленности ра­боты по жизнеустройству — проектная культура.

Понятие о среде

Среда как объект проектирования, ее характеристики и слагаемые.

В русском языке словом «среда» обозначаются:

— система набора природных (физических) условий, «внутри» кото­рых протекает некая деятельность; социально-бытовое окружение, обстановка;

— совокупность людей и вещей, связанных с общностью этих условий, вещество, заполняющее средовое пространство.

Эти определения, с одной стороны, указывают, что среда есть нечто, окружающее что-либо, с другой — то, что окружено, находится внутри чего-либо. Двойственность эта неслучайна — в целом понятие подразумевает единство условий существования объекта (процесса, явления) и са­ мого этого объекта.

Этим термином (в отличие от других видов среды — интеллекту­альной, сценической, социальной и т.п.) мы обозначаем ту часть нашего окружения, которая образована архитектурно художественно обосно­ванными структурами, где комбинации пространств, объемов и систем оборудования и благоустройства для проходящих здесь процессов жиз­недеятельности объединены в целостность по законам художественного единства, являются результатом реализации определенного архитектур­но-дизайнерского замысла.

Объединяют, делают близкими архитектуру и дизайн архитектурной среды общие свойства — «пространственность» методов, целей и резуль­татов работы, использование прежде всего визуальных средств формиро­вания конечного объекта. Различает их сам результат.

Архитектурная среда — она немыслима без единовременности существования и восприятия «оболочки» и ее заполне­ния, субъектов и объектов осуществляемых здесь видов деятельности. Другими словами, если в архитектуре процесс (утилитарная потреб­ность) служит как бы поводом, толчком к появлению архитектурного обра­за, который после воплощения в постройке начинает жить сам по себе, вне породивших его задач, то образ среды принципиально ориентирован на единство «причины» проектирования — функции — и «следствия» проек­тной деятельности — комплекса материально-физических и эстетических условий выполнения функциональной задачи.

В этом — сущность проектного отношения к среде: она состоит из архитектурных (пространственных), дизайнерских (предметных) источ­ников средового состояния и самого этого состояния (атмосфера среды), которые концептуально неразрывны и все три являются предметом проек­ тирования, хотя способы их проектного формирования различны.

интерьеры, как про­дукт чисто архитектурного творчества, могут существовать и оцениваться сами по себе, вне учета протекающей здесь жизни. Их проектирование характерно своего рода невмешательством в течение функциональных про­цессов — они задаются «сверху» (обычаем, заказчиком, технологом) и только «оформляются» архитектурными средствами. Соответственно архи­тектурное проектирование интерьеров ведется в традиционной последова­тельности: «пространство (слепок функции) — художественная организа­ция (композиция) пространства — насыщение композиции выразительны­ми деталями (конструкции, декор, оборудование и пр.)», которую, правда, можно интерпретировать по-разному.

Специалисты даже разделяют интерьеры «архитектурные» и «пред­метные» — первые созданы преимущественно архитектурой и архитекто­рами и представляют собой «самоценное», мало зависящее от условий эксплуатации образование; тогда как главное в облике вторых — оборудова­ние, мебель, личные вещи, «случайно» собранные владельцем.

«Предметные» интерьеры намного ближе к понятию «среда», т.к. их архитектурная основа только обозначена, задумана как абстрактная сцена, где «живет и действует» непредусмотренная замыслом зодчего обстановка, преобразовавшая помещение соответственно интересам заказчика. Что объясняет весьма специфические художественные возможности дизайна среды — его произведениям, в отличие от архитектурных, подвластны иро­ния, смех, они могут «критиковать» действительность, осуждая ее, созда­вать «отрицательные» образы, унижать и даже, в отдельных случаях, — разрушать по специальному заказу человеческое в человеке.

 

 

Композиция

 Композиция (лат. - сочинение, составление, расположение) - объединение отдельных элементов произведения в единое художественное целое, в котором в конкретной зрительной форме наиболее ярко раскрывается содержание.

 Произведение строится на соподчинении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значительных элементов построения.

 Предметно-смысловым элементам композиции способствуют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, план, ракурс, акцент и различные контрасты.

Композиция не должна играть самостоятельной роли она служит лишь средством для выражения авторской мысли.

 Наука о композиции изучает общие внутренние закономерности строения форм в искусстве и дизайне, а также конкретные средства достижения их целостности и единства с содержанием вещей.

Цель композиции в дизайне - утилитарно оправданная форма вещи, имеющая функциональную, конструктивную и эстетическую ценность.

Целью композиции является достижение целостности (гармонической организованности) формы и ее выразительности.

Основными принципами композиции любых объектов дизайна, учет которых призван обеспечивать достижение их композиционной целостности, являются:

единство целого и частей формы;

соподчиненность элементов формы;

уравновешенность элементов формы;

соразмерность элементов формы.

Известный искусствовед Н. Н. Волков отмечал, что в композиции воплощаются два начала: смысловое — логос и пластическое — мелос. В реалистическом искусстве ведущим является первое

Н. Ф. Ковалев в книге «Золотое сечение в живописи» отмечает, что художник каждый раз изобретает необходимый прием для выражения своего замысла. Он говорит о пяти законах композиции. Их «проявление... обнаруживается в любом произведении искусства независимо от времени и места его создания:

1-й. Закон целого выражает неделимость целого.

2-й. Закон пропорций определяет отношение частей целого по величине друг к другу и целому.

3-й. Закон симметрии обусловливает расположение частей целого.

4-й. Закон ритма выражает характер повторения или чередования частей целого.

5-й. Закон главного в целом показывает, вокруг чего объединены части целого.

Эти пять законов с неизменным постоянством проявляются во всем, что создает человек».

Средствами учебной гармонизации композиции и приведения к единству первичных свойств формы являются:

пропорциональность и масштабность;

симметрия — асимметрия;

контраст — нюанс;

ритм — метр;

статика — динамика;

тяжесть — легкость;

равновесие — неустойчивость;

модульность — подобие — различие;

цвет — свет.

1.Композиция в дизайне есть специфичная творческая деятельность, направленная на создание форм, отличающихся четкой функциональной обусловленностью и вместе с тем художественной выразительностью.

2.Предметом композиционно-художественного образования в дизайне выступает форма, в которой четко и ярко раскрываются художественные свойства составляющих ее элементов, эффективность применяемых в ней разных композиционных средств и приемов гармонизации.

3.Определяющим моментом в построении композиции в дизайне является ее четкая логическая обоснованность или рациональность, основанная на учете объективных
закономерностей композиционно-художественного формообразования.

4.Раскрытие глубокого образного характера и достижение необходимого своеобразия дизайн-формы возможно только при одновременном вкусовом, заинтересованном отношении к ней автора.

5.Композицию в дизайне следует рассматривать как сложный процесс гармонизации формы, направленный прежде всего на достижение ее целостности или, по-другому, выявление ее художественного характера.

6.Важнейшей стороной композиционно-художественной разработки дизайн-формы является точное следование раскрытым принципам ее гармонизации.

7.Определяющим условием построения гармоничной дизайн-композиции является достижение в ней «единства в многообразии».

Геометрический и композиционный центры, средства выделения композиционного центра, плановость в композиции

Мы строим композицию на плоскости. Будь то фотография, лист бумаги или монитор компьютера. Если через эту плоскость провести две диагональные линии, точка их пересечения укажет на геометрический центр нашей будущей композиции.


 

Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. В фотографии, живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры. То есть, в композиционном центре находится основной сюжет произведения. В рекламе выделение композиционного центра может пригодиться для привлечения внимания потенциального покупателя к интересной ему информации. Это может быть текст или изображение.

Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать. Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время как геометрический центр один.

Композиционный центр — это часть композиции, предусмотренная для управления вниманием зрителя. Именно на композиционных центрах изображения внимание зрителя концентрируется в первую очередь. При отсутствии композиционных центров взгляд остановить не на чем. Реакцией в данном случае может быть или безра



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.1 с.)