Александр III: человек и политик 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Александр III: человек и политик



 

Будущий император Александр III родился 26 февраля 1845 г. в семье цесаревича Александра Николаевича и Марии Александровны Романовых. Поскольку он был вторым сыном в великокняжеском семействе и вряд ли мог рассчитывать на занятие русского престола, ему изначально была уготована чисто военная карьера. Несмотря на это обстоятельство, он получил приличное военное и основательное общее образование по курсу Академии Генерального штаба и юридического факультета Петербургского Императорского университета. Поэтому всякие оскорбительные измышления ряда современных авторов либерального толка (Н. Троицкий, П. Зырянов) о том, что он был «умственным пигмеем» и «венценосным Митрофанушкой», лишены каких-либо серьезных оснований. Хотя, конечно, он не блистал аналитическим умом, но обладал выдающейся силой воли и трезвым прагматизмом. Не случайно один из ближайших сподвижников царя граф С.Ю. Витте в своих знаменитых мемуарах написал: «У императора Александра III был небольшой ум рассудка, но у него был громадный, выдающийся ум сердца».

Главным воспитателем будущего императора был генерал-адъютант В.А. Перовский, а всем образованием заведовал известный историк, статистик и экономист профессор А.И. Чивилев. Академик Я.К. Грот преподавал ему всеобщую историю и географию, видный военный теоретик генерал М.И. Драгомиров — тактику и военную историю, великий русский историк академик С.М. Соловьев — русскую гражданскую историю и т. д. Но особенно большое влияние на юного Александра оказал выдающийся русский мыслитель и правовед Константин Петрович Победоносцев, который преподавал будущему наследнику престола историю и теорию права.

В 1865 г. после продолжительной болезни в Ницце скончался цесаревич Николай Александрович — старший брат Александра Александровича, который совершенно неожиданно стал наследником русского престола и получил официальный титул цесаревича. В 1868 г. он стал членом Государственного совета и Комитета министров, постоянно принимая участие в их заседаниях, а вскоре был назначен верховным атаманом всех казачьих войск империи и командующим гвардейскими полками, расквартированными в Петербурге. В ходе русско-турецкой войны 1877―1878 гг. наследник престола командовал Восточным (Рущукским) отрядом и показал себя незаурядным тактиком и стратегом.

Александр III всегда интересовался музыкой и изобразительным искусством, но его истинной страстью была история. Он был инициатором создания и первым председателем Русского исторического общества, основателем Императорского Исторического музея в Москве, занимался коллекционированием различных предметов старины и реставрацией культурных и исторических памятников России.

Будущий российский венценосец обладал необычайной силой и хорошей физической подготовкой. Был примерным семьянином и, в отличие от своего отца и дядей, не заводил бурных романов на стороне, не любил интриганов и льстецов, был скромен и неприхотлив в быту, сдержан и немногословен, не транжирил государственную казну на развлечения и прихоти собственного семейства и многочисленной своры великих князей и княгинь, их прихлебателей и фаворитов.

По своим политическим взглядам и философским воззрениям Александр III был, конечно, прирожденным консерватором, особо почитавшим многовековые исторические и национальные традиции России и ее народа. Однако он никогда не был реакционером и ретроградом, как это всегда преподносили в советской и до сих пор преподносят в постсоветской либеральной историографии.

 

2. Идеологическая и организационная подготовка контрреформ

 

После убийства и похорон Александра II, 8 марта 1881 г. в Комитете министров под председательством Александра III состоялось обсуждение конституционного проекта М.Т. Лорис-Меликова. В поддержку этого проекта выступили председатель Государственного совета великий князь Константин Николаевич, председатель Комитета министров статс-секретарь П.А. Валуев, военный министр Д.А. Милютин, министр юстиции Д.Н. Набоков и министр финансов А.А. Абаза, которые считали, что верховная власть должна пойти навстречу либеральной оппозиции и привлечь ее на свою сторону. С резкой критикой этого проекта выступили сам Александр III, обер-прокурор Святейшего синода К.П. Победоносцев, министр путей сообщения К.Н. Посьет и два видных члена Государственного совета — граф С.Г. Строганов и Л.С. Маков. В результате участники совещания приняли решение передать данный проект на рассмотрение Особой комиссии, которая так ни разу и не собралась.

10 марта 1881 г. Исполнительный комитет «Народной воли» предъявил Александру III письмо-ультиматум, в котором предложил новому российскому самодержцу добровольно отказаться от престола и даровать России конституционное правление. В противном случае они обещали развернуть новую, еще более мощную, волну террора против него лично и всех высших сановников империи. В этой ситуации Александр III выехал из Петербурга под усиленный караул в Гатчину и, по совету главы Комитета министров графа П.А. Валуева, на случай непредвиденных обстоятельств назначил регентом родного брата Владимира Александровича. Было видно, что власть напугана революционным террором и пока не знает, что предпринять. Неслучайно сам П.А. Валуев назвал политику правительства того периода «эрратической» (блуждающей), а один из крупнейших идеологов консерватизма М.Н. Катков «маразмом власти».

3 апреля 1881 г. в Петербурге были казнены наиболее видные «первомартовцы», и власть стала с ужасом ждать новых покушений. Но прошло несколько недель, а революционный лагерь так и не предпринял каких-либо ответных акций, и Александр III воспрянул духом. 29 апреля 1881 г. был обнародован написанный К.П. Победоносцевым царский манифест «О незыблемости самодержавия», в котором было четко заявлено, что новый император будет всячески «утверждать и охранять для блага народного самодержавную власть от всяких на нее поползновений».

Одновременно с изданием манифеста отставку получили министр государственных имуществ А.А. Ливен и министр народного просвещения А.А. Сабуров. А на следующий день в отставку подали все самые видные представители «либеральной бюрократии» — М.Т. Лорис-Меликов, П.А. Валуев, Д.А. Милютин и А.А. Абаза. Новым военным министром стал генерал П.С. Ванновский, министерство финансов возглавил академик Н.Х. Бунге, главой министерства государственных имуществ был назначен сенатор М.Н. Островский, а новым министром внутренних дел и председателем Комитета министров стал граф Н.П. Игнатьев. Тогда же в отставку был отправлен и великий князь Константин Николаевич, хорошо известный своими либеральными взглядами, и новым председателем Государственного совета стал великий князь Михаил Николаевич.

Непродолжительный период правления Николая Павловича Игнатьева многие историки (П. Зайончковский, Н. Троицкий, В. Чернуха, А. Боханов) традиционно называют «эпохой лавирования», когда вокруг трона противоборствовали две партии — «мягких» и «твердых» консерваторов, и когда сам царь еще не решил, кому из них отдать предпочтение. Первая партия, возглавляемая самим графом Н.П. Игнатьевым, считала, что наряду с ужесточением борьбы с революционным подпольем необходимо предпринять целый ряд мер, направленный на привлечение либеральных слоев общества на сторону правительства. Вторая партия, лидерами которой являлись К.П. Победоносцев, М.Н. Островский и М.Н. Катков, напротив, была сторонницей предельно жестких мер в отношении революционеров и выступала против любого заигрывания с либеральной общественностью.

В связи с этим обстоятельством во внутренней политике самодержавия проявлялось постоянное блуждание. С одной стороны, в августе 1881 г. вышло правительственное распоряжение «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», по которому министру внутренних дел и всем руководителям губерний было дано право объявлять на вверенных им территориях чрезвычайное положение, приостанавливать деятельность уездных земств и городских дум, закрывать любые торговые и промышленные предприятия и органы печати, арестовывать и предавать военному трибуналу всех неблагонадежных лиц, подозреваемых в антигосударственной деятельности, и т. д.

С другой стороны, правительство Н.П. Игнатьева осуществило ряд важных начинаний либерального толка. В частности, в ноябре 1881 г. распоряжением правительства была учреждена Особая комиссия для составления проекта преобразований местного управления под председательством члена Государственного совета, действительного тайного советника М.С. Каханова. В мае 1882 г. Н.П. Игнатьев представил Александру III проект созыва совещательного Земского собора, приуроченного к коронационным торжествам в Москве, намеченным на май 1883 г. Под давлением К.П. Победоносцева и М.Н. Каткова этот проект был категорически отвергнут, а сам генерал Н.П. Игнатьев отправлен в отставку. Новым министром внутренних дел и председателем Комитета министров был назначен граф Дмитрий Андреевич Толстой, которого даже С.Ю. Витте считал законченным реакционером, но незаурядным человеком.

Таким образом, в июне 1882 г. к власти в стране пришла партия твердых консерваторов, лидерами которой были сам граф Д.А. Толстой, его заместитель генерал И.Н. Дурново, обер-прокурор Святейшего синода К.П. Победоносцев и редакторы двух влиятельных правительственных газет — «Московских ведомостей» М.Н. Катков и «Гражданин» — князь В.П. Мещерский. Этот квинтет и определял внутреннюю политику самодержавия в первые годы правления Александра III.

В советской исторической науке (А. Зайончковский, Н. Троицкий, В. Чернуха) политический курс нового правительства традиционно называли продворянским и утверждали, что он целиком отвечал только интересам дворян-крепостников, которые открыто требовали восстановления крепостного права и отмены всех либеральных начинаний предыдущего царствования. В настоящее время многие авторы (А. Боханов, П. Савельев) справедливо полагают, что подобная оценка политического курса Александра III не вполне соответствует действительности, поскольку сам император всегда исходил из принципа отеческого попечительства над всеми сословиями империи.

В 1885 г. в журнале «Русский вестник» была опубликована статья «Современное состояние России и сословный вопрос» предводителя дворянства Симбирской губернии А.Д. Пазухина, в которой прямо заявлялось о необходимости восстановления всех сословных привилегий дворянства и проведения новой реформы земских и городских учреждений на строгих сословных началах. Глава правительства граф Д.А. Толстой сразу обратил внимание на эту интересную статью. Вскоре А.Д. Пазухин, возглавив канцелярию Министерства внутренних дел, получил поручение начать разработку проектов новых реформ, в частности, нового «Положения о земствах».

21 апреля 1885 г., в день столетнего юбилея екатерининской «Жалованной грамоты дворянству», Александр III обнародовал высочайший рескрипт, адресованный благородному российскому дворянству, в котором были официально изложены все основные положения новых преобразований, получивших в либеральной (А. Корнилов) и советской историографии (П. Зайончковский) название контрреформ.

В советской исторической науке (П. Зайончковский, Ю. Соловьев, В. Чернуха) в само это понятие традиционно вкладывался отрицательный смысл и вполне сознательно ставился знак равенства между понятием «контрреформы» и «реакция». По мнению ряда современных авторов (П. Савельев), данная трактовка «контрреформ» не вполне корректна, поскольку не во всем и не всегда правительство Александра III отрицало то, что было сделано в эпоху «великих реформ». В одних сферах (местное управление, судебная система) произошел определенный откат назад, однако в других сферах (военное строительство, государственная безопасность, экономика, финансы) наблюдались заметный прогресс и дальнейшее движение вперед. Необходимо учесть, что это были не спонтанные шараханья из стороны в сторону, а хорошо продуманная программа консервативных реформ, имевшая под собой солидную теоретическую базу. В частности, в основу новой реформы местного управления вместо прежней «общинной» теории была положена теория «государственного самоуправления», авторами которой были известные немецкие правоведы И. Гнейст и Г. Штейн. В настоящее время некоторые авторы (А. Боханов), будучи откровенными панегиристами и апологетами Александра III, вообще отрицают само понятие «политика контрреформ», что, конечно, вряд ли является продуктивным.

 

3. Контрреформы 1889―1892 гг. и их содержание

 

1) Первым законом в программе контрреформ стало «Положение о земских участковых начальниках», которое должно было нейтрализовать главный результат «великих реформ» — отмену крепостного права. Многие статьи этого «Положения» были настолько консервативны, что из 52 членов Государственного совета за его принятие проголосовали всего 13 сановников. Пользуясь своим «конституционным» правом, Александр III подписал этот законопроект, и он получил силу закона 12 июля 1889 г. Это «Положение» распространялось на 40 великорусских, малороссийских и новороссийских губерний, где было создано 2200 земских участков.

Согласно этому «Положению» все крестьянское самоуправление, созданное по реформе 1861 г., подчинялось земскому участковому начальнику, каковым мог быть только потомственный дворянин, назначаемый лично министром внутренних дел по представлению губернатора и предводителя губернского дворянства. Земским начальником мог быть только помещик, обладающий высоким имущественным цензом (свыше 200 десятин земли), с высшим образованием и трехлетним стажем работы на государственной службе или в качестве мирового посредника.

Земский участковый начальник получал неограниченную административно-полицейскую власть на территории вверенного ему участка, поскольку именно он осуществлял тотальный надзор за деятельностью крестьянских сельских и волостных учреждений, мог отменять любое их решение, смещать избранных должностных лиц сельского самоуправления (волостных и сельских старост), подвергать их телесным наказаниям и т. д.

В соответствии с этим «Положением» земские начальники получали практически неограниченную судебную власть, поскольку все члены волостных мировых судов, ранее избираемые крестьянами, теперь стали назначаться ими. Земский начальник мог отменить любое постановление волостного суда, а самих судей отстранять от должности, подвергнуть штрафу, телесному наказанию и даже аресту. Все постановления земского начальника были окончательными и не подлежали обжалованию. В рамках одного уезда учреждался съезд земских начальников.

Ряд современных авторов (Н. Троицкий) полагает, что эта контрреформа носила явно крепостнический характер, поскольку даже московский генерал-губернатор князь В.А. Долгоруков писал министру внутренних дел графу Д.А. Толстому, что «среди крестьян бродит подозрение, что новые органы правительственной власти есть не что иное, как первый шаг к их вторичному закрепощению». Их оппоненты (П. Савельев) не согласны с подобной трактовкой данного закона, поскольку считают, что он не затронул самих принципов выборности земств.

2) Вторым нормативным актом в программе контрреформ стало новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», подписанное Александром III 12 июня 1890 г. Формально этот акт сохранял принципы бессословности и выборности земств, однако в действительности эти принципы были серьезно ущемлены. По новому «Положению» выборность крестьянских представителей в земство упразднялась, поскольку отныне крестьяне могли избирать только кандидатов, из числа которых лично губернатор, с подачи съезда земских начальников, назначал гласных земств. Более того, бессословная избирательная курия землевладельцев превращалась в сословную курию дворян-землевладельцев. Имущественный ценз для дворян сокращался вдвое, а число гласных от этой курии значительно увеличивалось. Резко был повышен и имущественный ценз для городской курии, вследствие чего более половины прежних избирателей-горожан теряли избирательное право.

В результате всех этих нововведений во всех уездных и губернских земских учреждениях существенно поднялся удельный вес дворян-помещиков. В земских уездных собраниях с 42% до 55%, а в губернских собраниях — с 74 % до 90%. Еще выше доля помещиков была в составе уездных (72%) и губернских (94%) управ.

По новому «Положению» значительно ущемлялись права земств и, напротив, резко возросли функции губернской администрации. Отныне губернатор мог отменить любое постановление земств, контролируя их деятельность через специально созданный орган государственной власти — Губернское присутствие по земским делам в составе губернатора, губернского прокурора, губернского предводителя дворянства и четырех местных дворян-землевладельцев. Исторический опыт показал, что все попытки царского правительства «одворянить» земства и превратить их в придаток государственной машины не увенчались успехом. Более того, ряд ученых (П. Зайончковский, Н. Троицкий) справедливо писал, что «земская контрреформа не изменила оппозиционной сущности земских органов».

3) Третьим нормативным актом стало новое «Городовое положение», утвержденное Александром III 11 июня 1892 г., в соответствии с которым были значительно урезаны избирательные права горожан путем резкого поднятия избирательного ценза. Теперь право избирать гласных городских дум было предоставлено только владельцам недвижимого имущества, т. е. крупным домовладельцам, каковыми преимущественно являлись дворяне и чиновники. В результате этого в городском управлении стала главенствовать не торгово-промышленная буржуазия, а дворянско-чиновничья корпорация.

Несмотря на столь радикальные изменения, городское самоуправление было поставлено под еще более жесткий контроль со стороны государства. Губернатор не только контролировал, но и направлял деятельность городских дум и городских управ. Отныне все городские головы и члены городских управ стали считаться состоящими на государственной службе чиновниками, а не избранными представителями горожан.

4) На протяжении всех 1880-х гг. правительство Александра III издало целый пакет законодательных актов, которые в совокупности стали решающим шагом на пути проведения судебной контрреформы:

а) 14 августа 1881 г. связи с публикацией правительственного распоряжения «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» была существенно ограничена гласность в судопроизводстве по политическим делам и прекратилась публикация отчетов этих заседаний, что стало серьезным ударом по первому краеугольному камню всей системы судоустройства Российской империи.

б) 20 мая 1885 г. при Правительствующем сенате было создано Высшее дисциплинарное присутствие, которое по представлению генерал-прокурора и министра юстиции могло перемещать и даже смещать судей Окружных судов и Судебных палат. Таким образом, был нарушен второй краеугольный камень всей демократической системы судоустройства — несменяемость судей.

в) 12 февраля 1887 г. Александр III подписал указ, который давал право министру юстиции запрещать гласное разбирательство любого дела в суде. Во время обсуждения этого законопроекта в Государственном совете он вызвал серьезные возражения со стороны многих высших сановников империи, в том числе его председателя великого князя Михаила Николаевича и министра иностранных дел Николая Карловича Гирса. Несмотря на то, что против этого законопроекта выступило большинство членов Госсовета (31 из 51), Александр III подписал его.

г) 7 июля 1889 г. был издан закон, который серьезно ограничивал юрисдикцию присяжных заседателей, поскольку из их ведения изымались все уголовные преступления, предусмотренные 37 статьей «Уложения о наказаниях».

д) 12 июля 1889 г. в связи с изданием «Положения о земских участковых начальниках», по сути, были ликвидированы все мировые суды, юрисдикция которых стала прерогативой земских начальников. Таким образом, нарушался еще один краеугольный камень демократической системы судоустройства — независимость суда от администрации. Попутно этот закон подрывал бессословный характер судебной системы, поскольку земскими начальниками отныне могли быть только потомственные дворяне.

В 1894 г. новый министр юстиции и генерал-прокурор Сената Николай Валерьянович Муравьев по согласованию с Александром III начал работу по пересмотру всех «Судебных уставов», введенных в 1864 г., однако скоропостижная смерть императора прервала эту работу и не довела судебную контрреформу до логического конца.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.02 с.)