Русская архитектура эпохи барокко и классицизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская архитектура эпохи барокко и классицизма



 

После смерти Петра I в русской архитектуре были продолжены славные традиции орденского стиля и стиля голландского барокко, которые ярко проявились при строительстве основанного и любимого им «парадиза» — Санкт-Петербурга. Поэтому ведущие позиции в архитектурном творчестве аннинской эпохи вновь занимали два выдающихся зодчих петровского времени Михаил Григорьевич Земцов и Иван Кузьмич Коробов. По их проектам в Петербурге и Москве были достроены здания Адмиралтейства (1732―1738), Кунсткамеры (1734) и Двенадцати коллегий (1741), а также возведены изумительная церковь Симеона и Анны на Моховой (1731―1734), церковь Вознесения (1741–1743) и Елизаветинский дворец в Лефортове (1740―1742).

С середины XVIII в. ведущим направлением русского зодчества становятся барокко и его поздняя разновидность — рококо, для которых было характерно обилие внешнего и внутреннего декора, выполненного из позолоченных гипсовых и деревянных элементов. В отличие от барокко, для рококо было характерно наличие огромного количества мелких декоративных деталей и разнообразных «морских» раковин, которые являлись отличительным признаком этого архитектурного стиля, который особо пышно расцвел в елизаветинскую эпоху.

В этот период значительную роль в развитии национального искусства сыграл известный филантроп граф И.И. Шувалов, по протекции которого в 1757 г. была открыта Академии трех знатных художеств. Первоначально президентом этой Академии стал сам всесильный фаворит, который подарил академической библиотеке блестящую коллекцию книг по истории античного и европейского искусства, а также уникальное собрание картин, состоящих из известных полотен X. Рембрандта, П. Рубенса, А. Ван Дейка, П. Веронезе и других великих европейских живописцев. Он же пригласил на работу в Академию многих знаменитых европейских архитекторов, скульпторов и живописцев, в том числе Ф. Жилле, С. Торелли, Ф. Фонтебассо и Ж.Б. Валлен-Деламота.

В 1764 г. Академия трех знатных художеств была преобразована в Российскую Императорскую Академию художеств, которая на долгие годы стала законодателем художественной моды и идей. В разное время эту Академию закончили многие выдающиеся архитекторы, скульпторы и живописцы, в том числе И.Е. Старов, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, Ф.И. Шубин, А.П. Лосенко, Д.Г. Левицкий и многие другие.

Вторая половина XVIII в. стала временем расцвета творчества целой плеяды выдающихся русских зодчих, среди которых безусловное первенство принадлежало Бартоломео Франческо Растрелли (1700―1771). В историю русского и мирового искусства Б.Ф. Растрелли вошел как автор целого ряда блистательных архитектурных ансамблей и культовых зданий, построенных в стиле позднего барокко, таких, как Летний императорский (аннинский) дворец в Лефортово (1731―1740), Большой императорский дворец в Петергофе (1747―1752), ансамбль Смольного монастыря в Петербурге (1748–1754) и его кафедральный Смоленский собор (1746―1757), Большой Екатерининский дворец в Царском Селе (1752―1757), Никольский собор в Петербурге (1753―1762), дворец Петра III в Ораниенбауме (1758―1762), дворцы влиятельных елизаветинских вельмож графа С.Г. Строганова и графа М.И. Воронцова в Петербурге (1749–1757), Андреевская церковь на Владимирской горке (1747–1754) и Мариинский дворец (1754―1756) в Киеве и многих других. Вершиной творческого гения Б.Ф. Растрелли по праву считается официальная резиденция русских императоров и императриц — Зимний дворец в Петербурге, построенный в 1754―1762 гг.

Еще одним выдающимся зодчим, работавшим в стиле позднего барокко, был Антонио Ринальди (1710–1794), который прибыл в Россию по личному приглашению малороссийского гетмана графа К.Г. Разумовского, для которого в гетманской «столице» городе Батурине он возвел изящный Гетманский, или Путевой дворец (1752―1754). Затем он уехал в Петербург, где создал прекрасную галерею дворцово-парковых ансамблей: «Китайский дворец» с Верхним парком (1762―1768) и «Катальную горку» (1762–1774) в резиденции Екатерины II в Ораниенбауме, Гатчинский дворец графа Г.Г. Орлова (1766―1781), Мраморный дворец на Марсовом поле в Санкт-Петербурге (1768–1785) и другие ансамбли. Кроме того, по его проекту был возведен и Екатерининский дворец в Лефортово (1771–1781), строительством которого руководил другой известный архитектор К.И. Бланк.

Надо отметить тот примечательный факт, что если в екатерининских постройках отчетливо видны характерные приемы стиля рококо, то в архитектуре дворцово-парковых ансамблей Гатчины и Петербурга уже отчетливо заметны элементы раннего классицизма. А. Ринальди отдал дань уважения и культовому зодчеству, возведя в Петербурге изумительный Князь-Владимирский собор (1774―1776) и очень необычную по своей архитектуре и внешнему убранству Чесменскую церковь (1777―1780).

Выдающимся представителем русского барокко был главный архитектор Москвы Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719―1774). К большому сожалению, до наших дней сохранились только две его постройки: элементы Кузнецкого моста через реку Неглинку (1754―1757) и пятиярусная колокольня Троице-Сергиева монастыря под Москвой (1741–1768). Но хорошо известно, что именно он проектировал и строил знаменитые Триумфальные, или Красные ворота в Москве (1753–1757). Кроме того, будучи блестящим педагогом, Д.В. Ухтомский создал известную архитектурную школу, в которой учились выдающиеся представители русского классицизма А.Ф. Кокоринов, И.Е. Старов, В.И. Баженов и М.Ф. Казаков.

Известными русскими зодчими, работавшими в стиле позднего барокко, были Иван Федорович Мичурин, который был автором знаменитого Успенского собора в Свенском монастыре под Брянском (1749–1758) и соавтором Андреевской церкви в Киеве (1747–1754), Савва Иванович Чевакинский, построивший в Петербурге изумительный собор Николы Мокрого (1753―1762) и дворец графа П.Б. Шереметева на берегу Фонтанки («Фонтанный дом») (1750), и Карл Иванович Бланк, который построил в Москве знаменитый Воспитательный дом (1764–1781) и несколько известных культовых зданий — храм Николая Чудотворца в Звонарях (1761), храм Екатерины на Всполье (1766―1775) и храм Троицы в Серебряниках (1768―1781).

Последняя четверть XVIII в. стала временем расцвета нового архитектурного стиля — классицизма, в основу которого были положены приемы и принципы античной архитектуры, обогащенные великим итальянским зодчим эпохи Возрождения Андреа Палладио в его знаменитом трактате «Четыре книги об архитектуре» (1570). Для нового архитектурного стиля были характерны одновременная простота и строгость форм в сочетании с основными элементами ордерного стиля — колоннами, портиками, порталами и фронтонами. Главным законом новой классической архитектурной композиции стали симметрия всех составных частей возводившегося здания, а также особо изящное исполнение парадного входа, который оформлялся в виде портика, т. е. выступающей части здания с колоннами и фронтоном.

По мнению искусствоведов и историков искусства (А. Михайлов, Б. Краснобаев, О. Евангулова), повышенный интерес новому архитектурному стилю был вызван не столько эстетическими соображениями, сколько элементарным практицизмом. Дело в том, что после издания знаменитого манифеста «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» 1762 г., многие дворяне, сбросив с себя опостылевшее бремя обязательной государственной службы, с особым энтузиазмом занялись обустройством собственного быта. Поскольку изысканно сложные формы барочной архитектуры требовали огромных средств и искусных мастеров, элементарный расчет и практицизм победили прежнюю страсть к изящному великолепию. Кризис барокко заставил искать более рациональную и экономную архитектуру. Поэтому античное зодчество с его неброской выразительностью, строгостью, но в то же время особой элегантностью форм стало идеалом нового архитектурного стиля. Большую роль в становлении нового архитектурного стиля и его эстетики сыграла книга известного немецкого искусствоведа Иоганна Винкельмана «История искусства древности» (1764), а также приезд в Россию известного французского архитектора Жана Батиста Валлена-Деламота.

Отечественные искусствоведы традиционно выделяют три этапа в развитии русского классицизма.

• Первый этап (1760–1780) — так называемый ранний классицизм (или неоклассицизм), который сохраняет ряд характерных черт, присущих барокко и рококо.

• Второй этап (1780―1800) — так называемый строгий классицизм, для которого была характерна творческая бескомпромиссность и строгое следование основным элементам античного зодчества.

• Третий этап (1800–1840) — так называемый высокий или поздний классицизм, который постепенно начинает утрачивать свои особо характерные черты, переродившись в так называемый академизм.

Талантливыми русскими зодчими, органически соединившими в своем творчестве и элементы позднего барокко, и элементы неоклассицизма, были Федор Семенович и Павел Иванович Аргуновы — крепостные графов Шереметевых. Первый вошел в историю русского искусства как автор знаменитой усадьбы Петра Борисовича Шереметева в подмосковном селе Кусково (1769–1775), а второй — как автор не менее знаменитого дворца его сына Николая Петровича Шереметева в подмосковном селе Останкино (1792―1798).

Вся вторая половина XVIII в. стала временем создания многочисленных, поражающих своим великолепием и роскошью дворцово-парковых ансамблей дворянской знати, созданных талантом и трудом многих выдающихся зодчих, в том числе Е.С. Назарова, А.Ф. Миронова, Г.Е. Дикушина, Ю. Фельтона, Ч. Камерона, П. Гонзаго, Ш. Герна и других. Среди этих дворцово-парковых ансамблей особого внимания заслуживают Павловский дворец под Петербургом (1782―1786), «Храм дружбы» в Павловске (1780―1799), усадьба князя Н.А. Голицына в подмосковном Архангельском (1790―1795) и усадьба барона A.Г. Демидова в Петровском-Алабино (1792–1797).

Видным представителем русского неоклассицизма был выдающийся французский зодчий Жан Батист Валлен-Деламот, который почти два десятка лет проработал в Петербурге, где возвел здания Гостиного двора (1761―1785) и Малого Эрмитажа (1764–1767), а также участвовал в строительстве Академии художеств (1764―1788) и так называемой «Новой Голландии» (1765–1780) — комплекса портовых зданий и построек на берегу Финского залива.

В числе блестящих зодчих нового архитектурного направления следует также назвать:

Ивана Егоровича Старова, автора Троицкого собора Александро-Невской лавры в Петербурге (1778–1790) и знаменитого Таврического дворца (1783―1790), подаренного Екатериной II фельдмаршалу князю Г.А. Потемкину, который по праву считается шедевром русского классицизма;

Джакомо Кваренги, который построил в Петербурге Английский дворец (1781–1794), Эрмитажный театр (1783―1787), здание Российской Академии наук (1783―1789), Инженерный замок (1796―1802) и Александровский дворец в Царском Селе (1792―1796).

В плеяде знаменитых зодчих второй половины XVIII в. особо почетное место принадлежит двум великим русским архитекторам В.И. Баженову и М.Ф. Казакову.

Василий Иванович Баженов (1738–1799) родился в Москве в семье священника одной из кремлевских церквей и рано проявил свои таланты живописца. В 1755 г. он поступил на учебу в школу Д.В. Ухтомского, а затем в 1759 г. стал слушателем курсов при Петербургской Академии художеств, откуда был направлен на учебу во Францию и Италию. Проведя за границей почти семь лет, он не только с успехом закончил Французскую академию художеств и Римскую национальную академию изящных искусств, но и стал действительным членом Флорентийской и Болонской академий.

В 1765 г. он вернулся в Россию, где практически сразу был избран членом Петербургской Академии художеств. Столь блестяще начатая карьера в итоге оказалась драматичной, поскольку большинство его изящных архитекторских проектов так и не были реализованы. Эта горькая истина, прежде всего, относится к двум самым знаменитым проектам — Большого императорского дворца на территории Московского Кремля (1767―1775) с великолепным каскадом фонтанов, спускавшимся к Москве-реке, и подмосковной резиденции Екатерины II в селе Черная Грязь, или Царицыно (1775―1785), которая была разобрана по прихоти императрицы спустя десять лет после начала строительных работ. Из реализованных проектов B. И. Баженова настоящими шедеврами русского классицизма стали знаменитый Дом Пашкова в Москве (1784–1786) и Михайловский замок в Петербурге (1797―1800), который после смерти мастера достроил известный зодчий В.Ф. Бренна.

В исторической науке до сих пор нет ясного ответа на вопрос о том, почему многие проекты В.И. Баженова так и остались на бумаге. «Таинственный ларчик» открывается просто: Екатерина II никогда не доверяла этому именитому архитектору-масону и главе «Экспедиции кремлевского строения» за его особо доверительные отношения с Н.И. Новиковым и цесаревичем Павлом Петровичем. В результате гениальный творческий потенциал выдающегося мастера стал жертвой его политической неблагонадежности.

Матвей Федорович Казаков (1738–1812) тоже родился в Москве, и как многие его коллеги, получил основы образования в архитектурной школе Д.В. Ухтомского. Затем в течение восьми лет (1767–1775) он был членом творческой команды В.И. Баженова, создававшего проект Большого Кремлевского дворца. А после закрытия этого проекта М.Ф. Казаков пустился в «одиночное плавание» и сразу создал изумительный по своей архитектуре и внешнему декору Путевой дворец («Петровский замок») в Москве (1775―1782), в котором изящно соединил основные элементы классицизма с элементами псевдоготики.

Фортуна всегда благоволила к этому великому архитектору, и за свою долгую творческую жизнь он создал в Москве целую галерею прекрасных архитектурных ансамблей: здания Сената (1776–1787) и Арсенала (1783–1787) в Московском Кремле, старое здание Московского Императорского университета на Моховой (1786―1793), дом-усадьбу барона П.А. Демидова в Нескучном саду (1779―1791), дом-усадьбу князя В.М. Долгорукова на Охотном ряду (1775–1779), которое в 1784 г. было выкуплено московским дворянским собранием на имя князя А.Н. Голицына и стало главным зданием Благородного дворянского собрания, генерал-губернаторский дом графа З.Г. Чернышева на Тверской (1782), здание Голицынской больницы у Калужской заставы (1796–1801), дворец-усадьбу графа Н.П. Шереметева в Мещанской слободе (1792–1803), дом-усадьбу княгини В.Ф. Гагариной у Петровских ворот (1792―1797) и целый ряд других выдающихся построек. Вне пределов Москвы он построил знаменитый Путевой императорский дворец в Твери (1764–1766) и дом-усадьбу И.С. Барышникова в селе Алексино под Дорогобужем (1797–1802).

М.Ф. Казаков отдал дань уважения и культовой архитектуре, построив в Москве несколько прекрасных храмов, в том числе собор митрополита Филиппа на Второй Мещанской (1777–1788), храм Вознесения на Гороховом поле (1790–1793) и церковь Космы и Дамиана на Маросейке (1791–1803). В 1801 г. М.Ф. Казаков вышел в отставку и возглавил архитектурную школу, созданную В.И. Баженовым, которая в 1805 г. была преобразована Высшее архитектурное училище.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.018 с.)