Основные парадигмы и модели интерпретации сущности искусства. Плюрализм художественного феномена и его границы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные парадигмы и модели интерпретации сущности искусства. Плюрализм художественного феномена и его границы.



Классическая парадигма эстетики, сформировавшаяся в немецкой классической философии и нашедшая свое дальнейшее выражение в русской философии всеединства, обладает следующими чертами. Во-первых, это — вычленение в мире сферы прекрасного как чувственного явления идеи, как некоей нормы, под которую подводятся далеко не все явления мира. Во-вторых, нормативная сфера прекрасного маркирует определенную форму деятельности как изящное искусство, отличающееся от того, что не является искусством. В-третьих, эстетика определяется как теория красоты и изящного искусства; все, что лежит вне этой зоны, предметом эстетики не является. Т.о. интерес эстетики направлен на следующие явления: артефакт («рамочное» художественное произведение), арт-мир и арт-институт. Диалектика духовного и материального (содержания и формы) трактуется как исторически развертывающаяся система, в которой приоритет принадлежит содержанию, духовному началу, а форме (языку) отводится подчиненная роль носителя и выразителя содержания.

Говорить о появлении неклассической парадигмы в эстетике можно в того момента, когда происходит отказ от Единого, переход от монистической трактовки мира к плюралистической, в результате чего мировое целое распадается на отдельные структуры, малые миры. Возникает ситуация, напоминающая то, что было до сложения классической парадигмы философии: античную мифологию, в которой мир заполнялся прекрасными телами богов. Аналогия того, что происходит в художественной культуре модернизма и в неклассической эстетике, с телесностью, пластичностью, структурностью античного сознания подтверждается возникшей установкой на формообразование, конструирование форм, создание структур и соответствующему этой практике структурному анализу. Доминирование формы над содержанием позволяет говорить о замене метода творчества (творческого метода) методом сборки, монтировки формы. Эстетику интересует не то, что говорится в искусстве, а как сделано то или иное произведение, т.е. композиционный прием.

ПЛЮРАЛИЗМ — (от лат. pluralis множественный) 1) философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин плюрализм введен Х. Вольфом.

 

 

10)

Роль искусства в познании мира
 
 
Искусство является особым способом познания и отражения действительности посредством художественных образов. Оно представлено в художественной деятельности человека, призванной удовлетворять потребности людей в наслаждении красотой.
Специфика искусства как формы познания мира заключается в эмоционально-чувственном постижении бытия и, следовательно, эмоциональной регуляции взаимоотношений человека с окружающим миром. Несмотря на значимость рационального опыта мировосприятия для жизнедеятельности человека, чувственно-эмоциональное отражение действительности, выражающееся в эстетической реакции на нее, не утрачивает своего значения.
Эстетическое мировосприятие человека проявляется в соответствующих образах, впечатлениях и затем воспроизводится в процессе функционирования актуальной культуры. В качестве таких материализованных объектов выступают произведения искусства.
Искусство является сложным объектом и может быть представлено различными видами, каждый из которых обладает своими художественно-выразительными средствами (художественным языком). Вид искусства — это конкретный способ художественного представления мира, воплощающий свои образы в определенном материале (в слове, звуке, камне, металле, телодвижениях и т.п.). Виды искусства дополняют друг друга, и ни один из них не обладает преимуществом перед другим. К основным видам искусства относят литературу, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, музыку, театр, балет, танец, кино, цирк, фотоискусство.
У искусства, как и у культуры вообще, имеются устойчивая, «консервативная» и развивающаяся, новаторская стороны. Устойчивая сторона — это традиция в искусстве, благодаря которой происходит накопление и передача человеческого опыта в истории, создается преемственность произведений искусства разных эпох, их вневременная ценность. Традиция в искусстве, отражая объективные стандарты, устойчивые требования к произведениям искусства, ограничивает и упорядочивает многообразие художественных проявлений: художественные стили, направления, вкусы, пристрастия, оригинальные художественные находки.
Однако любой деятель культуры, искусства всегда стремится привнести в создаваемое им произведение что-то новое, оригинальное, неповторимое, отражающее его индивидуальное мировосприятие и, в то же время, актуальное интересное для других. Он стремится сказать новое слово в искусстве. Реализация этих стремлений и есть новаторство в культуре, искусстве.
Таким образом, художник всегда как бы раздваивается: он стремится соответствовать вневременным канонам искусства — вечным критериям прекрасного и вместе с тем старается добавить что-то свое, неповторимое в сокровищницу мировой культуры.
Наука и искусство. При явления. Мимесис МИМЕСИС (греч. … — подражание, воспроизведение, изображение) - фундаментальное понятие античной эстетики, обозначающее сущность искусства. До Сократа и Платона встречается мало упоминаний о воспроизведении природы художником, скульптором, поэтом. Греки пользовались понятием М., первоначально означавшим не воспроизведение внешнего мира, а его исполнение — оно применялось сначала к танцу (в Дельфийских гимнах и у Пиндара слово «М.» означало танец), позднее к музыке и актерскому мастерству, к так называемым экспрессивным, или миметическим, искусствам. Впервые термин «М.» появился, по всей вероятности, в культе Диониса, где обозначал мимику и ритуальные танцы жрецов. Пифагорейцы считали, что музыка также есть подражание, «подслушивание гармонии небесных сфер», которая наполняет звучанием всю Вселенную. Согласно Демокриту, М. есть основа не только искусства, но и всей человеческой деятельности. Для Платона теория М. служит не только объяснению сущности искусства, но и доказательством его слабости, несовершенства. По Платону, искусство подражает не вечным идеям, которые могут быть постигнуты только разумом, а преходящим, изменчивым вещам чувственного мира. Поскольку же чувственные вещи сами являются лишь копиями идей, то произведения искусства, подражая вещам здешнего мира, суть лишь копии копий, тени теней. Аристотель, пытаясь разгадать тайну искусства, предположил, что живым существам, а людям особенно по природе свойственно стремление к подражанию. Посредством М. человек приобретает первичные знания и получает удовольствие от созерцания, воспроизведения и познавания предмета, даже если изображается безобразное. Особенность античных учений о М. заключается в том, что в античности понимал! искусство не как творчество, не как созидание нового, а прежде всего как подражанш космосу. Искусство только открывает, угадывает, а не творит присущие вещам формы Идея личного творения остается чужда античности вплоть до эпохи эллинизма. 11) Искусство как ценностное отношение. ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ - компонент структуры личности, проявляющийся в чувстве достоинства, уважения (по отношению к предмету отношения), или, наоборот, в порицании, осуждении, малоценности и т.п. Эмоционально-ценностное отношение - результат осмысления в свете значимых этических оценок, переживаний, решений. Оно связано также с познанием особенностей предмета отношений и взаимодействия с ним, и эмоциональногоотношения (симпатии, антипатии и др.) к данному предмету. Усвоенные научные знания о данном предмете, предназначении и смысле его в жизни могут способствовать положительному развитию эмоционально-ценностного отношения к нему. Способность чувствовать красоту вокруг, в искусстве, в природе, жизни во многом зависит от эмоциональных переживаний. Под ценностным отношением к произведениям музыкального искусства мы понимаем такое отношение, которое характеризуется эстетической значимостью для личности музыкального искусства, наличием осознанной потребности в музыкальном искусстве и практического интереса к нему. Это отношение базируется на единстве эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов мировоззрения. Искусство, как высшая форма освоения мира, формирует эстетически ценностную ориентацию человека в мире, помогает определить идеальные эстетические ценности культуры, создать свою систему культурных ценностей, научиться определять неповторимую индивидуальность произведений искусства в единой картине мира, оно влияет на становление и развитие мировоззрения. Ценностное отношение к искусству – это прижизненно складывающееся образование. Б.Т. Лихачев считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности. Эстетическая сущность искусства.

Важность искусства в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве "сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство" (28; 75). В художественных произведениях различных видов искусства люди выражают свое эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. "В искусстве отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы" (21; 142). Искусство дает огромный материал для познания жизни. «В том-то и заключается основная тайна художественного творчества, что художник, подмечая основные тенденции развития жизни, воплощает их а такие полнокровные художественные образы, которые с огромной эмоциональной силой действуют на каждого человека, заставляя его постоянно размышлять о своем месте и назначении в жизни» (13; 103).

В процессе общения ребенка с явлениями искусства, накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений.

Искусство оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека. Художник, создавая свое произведение, глубоко изучает жизнь, вместе с героями любит, ненавидит, борется, побеждает, гибнет, радуется и страдает. Любое произведение вызывает наше ответное чувство. Б.М. Неменский так описал это явление: "И хотя сам по себе творческий процесс создания художественного произведения как будто уже совершился, каждый человек вслед за художником творцом погружается в него всякий раз, когда воспринимает произведение искусства. Он вновь и вновь в меру своих личных способностей становится творцом, "художником", переживая жизнь как бы "душой автора" того или иного произведения, радуясь или восхищаясь, удивляясь или испытывая гнев, досаду, отвращение".

Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным.

12) Социокультурная потребность в искусстве. Проблема социокультурных функций искусства является одной из наиболее фундаментальных проблем эстетики Сущность искусства наиболее отчетливо проявляется в его функциях роли, которую оно выполняет в обществе Есть разные подходы к типологии функций искусства Наиболее интересными и обоснованными можно считать подходы известных исследователей философских проблем культуры и искусства Ю Б Борева и М С Кагана

Исходя из роли искусства в жизни человека и общества, ЮБ Борев дает такую??классификацию его функций:

- общественно-преобразующая (искусство как деятельность) - искусство на основе переработки жизненного материала создает образы \"новой действительности\", которые идейно-эмоционально воздействуют на людей, ориентируя их мировосприятие, мышление и поведение;

- познавательно-эвристическая (искусство как знание и просвещение) - произведения искусства всегда воплощают и несут определенное знание, формируют новые горизонты видения жизни;

- прогностическая (\"кассандрове начало\", или искусство как предсказание) - в произведениях искусства часто имеет место интуитивно-целостное предчувствие будущего, образно-эмоциональное представление о нем, дополняя или даже опережая научное предвидение;

- информационно-коммуникативная (искусство как общение и сообщения) - искусство всегда является сообщением и общением, оно служит усвоению индивидом общественного опыта (исторического, национального) создавая идеи-символы общечеловеческих ценностей, оно способствует зал изъятие индивидов к культурным ценностям человечества

- воспитательная (искусство как катарсис) - искусство формирует целостную личность, структуру ощущений и мыслей людей, общий эмоциональный настрой на жизнь, особая действенность искусства связана с катарсичное влиянием его на читателя или зрителя а сопереживающий героям художественного произведения, отождествляя себя с ними

- суггестивная (искусство как внушение) - искусство нередко действует словно гипнотически, может формировать уверенность перед битвой, священный страх, призвать к определенному действию, мобилизуя силы и способности людей;

- эстетическая - (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций) - искусство формирует чувственность человека, способность видеть жизнь сквозь призму образности, представлений о прекрасном и безобразном, формирует эстетические вкусы, идеалы;

- гедонистическая (искусство как наслаждение) - как художественное творчество, так и восприятие художественного произведения несут человеку бескорыстную радость, удовольствие от открытия и сопереживание гармонии и совершенства

- компенсаторная (искусство как психотерапия) - поскольку человек не всегда имеет возможность реально изменить свою жизнь в желаемом плане, у него возникает потребность в искусстве как особом средстве позволяет превратить жизнь символично, иллюзорно отн новити в сфере духа гармонию, утраченную или недосягаемую в реальности.

Руководствуясь системным подходом, Каган МС характеризует функциональные отношения искусства как составной культурного измерения человеческого бытия по отношению к природы, общества, человека, культуры и к самого себя как специфического культурного явления Особенности каждой из этих функциональных ориентаций искусства выглядят следующим образом

Функции искусства по отношению к человеку Проблема отношения искусства к человеку имеет два масштабы: исторический и биографический Исторический масштаб проявляется в том, что искусство с самого начала выступало средством очеловечивания человека -отрывало ее от животного состояния, поднимало над чисто биологическими, утилитарными практическими потребностями Изучение уже первобытного искусства свидетельствует о том, что искусство с самого начала оду-хотворюва ало, облагораживало человека, активно развивало в ней духовные потенции Степень принадлежности человека к искусству на протяжении всей истории развития культуры характеризовала общий уровень ее духовного р озвитку, уровень эстетической восприимчивости и способность людей не ограничиваться лишь удовлетворением физиологических потребностей Поэтому следует подчеркнуть, что искусство по отношению к человеку осуществляет функциюію развития ее духовного потенциала И искусство развивает духовность человека целостно, воздействуя как на чувства, так и на мышление и волю Эта функция по отношению к отдельной личности находит свое проявление в реализации потребности человека к духовного самоопределения, до получения самосознания Неспособность искусства удовлетворить эту потребность приводит к \"обезличивание\" человека Благодаря искусству мы способны расширить границы собственного сознания и соответственно - приобщиться к опыту, накопленному человечеством на протяжении всего своего развитиявого розвитку.

Потребность в искусстве каждой отдельной личности есть прежде эстетической, поскольку выражает стремление человека испытывать радость, удовольствие, наслаждение от совершенства художественных творений Эта функция мистецт тва оказывает сильное обратное влияние на эту потребность, развивая и совершенствуя ее

Функции искусства по отношению к обществу В своем отношении к обществу искусство выступает как средство укрепления общественных связей между людьми Уже в первобытной культуре формируется сложная и разветвленная система обрядов, регулирующие мораль ьно-религиозные отношения людей Это охотничьи и земледельческие танцы, ритуалы, обряды инициации, свадебные и похоронные церемонии представляли собой своеобразные драматизированные действа, вызывали к себе определенное эмоциональное отношение С этого времени и на протяжении всей истории человечества эта художественная обрядность предоставляла различным социальным отношениям эстетическую привлекательность, величество, поэтичность Эта общественно-организующая а функция предусматривает предоставление эстетического измерения социальным действиям людей, тем самым формируя сознание человека в соответствии с потребностями и идеалов общества Среди видов искусств, соответствующие этим на состояние овамо, особо следует подчеркнуть монументально-декоративные, бытовые формы музыки и танца, ориентирующихся на непосредственную эмоциональную окрашенность группового поведения людилюдей.

Первобытное искусство

 

(англ. primitive art) — собирательное обозначение различных форм искусства первобытно-общинного строя. Формирование первобытного искусства относится к позднему палеолиту (около 33 тысяч лет до н. э.). Искусство палеолита отражает главные жизненные интересы первобытного человека — охоту и рыболовство. Настенные изображения палеолитического искусства {рельефные, графические и живописные) поражают реализмом и жизненностью, яркостью образов. Жизнь и благосостояние палеолитического человека во многом зависели от знания животных и их повадок, от умения выследить их, поэтому меткость и острота наблюдений помогали ему в охоте. Художественное творчество человека позднего палеолита вдохновлялось окружающей природой, богатым животным миром и было посвящено главным образом охоте. Например, полные движения и жизни фигуры животных украшают пещеры Ласко во Франции.

Изображение явилось незаменимым средством фиксации и передачи из рода в род комплекса духовной культуры. Возникновение искусства означало огромный шаг вперед в развитии человечества. Тесно связанное с первобытными мифологическими воззрениями искусство основывалось на одухотворении сил природы (анимизм) и культе животных — прародителей рода (тотемизм). В течение тысячелетий совершенствовалась техника изображения. Например, в росписях пещеры Альтамира (Испания) появились объемные изображения мамонтов, оленей, бизонов в характерных позах и движении. Люди постепенно овладевали различными строительными материалами, зарождались зачатки архитектуры. Широкое развитие получили мегалитические сооружения: менгиры, дольмены кромлехи.

В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла: ткачество; изготовлялись керамика, золотые и серебряные украшения, изделия из бронзы, мелкая пластика. В искусстве получил широкое развитие орнамент. На рубеже бронзового и железного веков скотоводческие племена Азии и Восточной Европы создали металлические изделия в «зверином стиле».

13) Художественный образ, его функции. Проблема природы художественного образа в истории эстетики. Искусство с древности являлось универсальным способом конкретно-чувственного выражения невербализуемого духовного опыта, прежде всего эстетического, одним из главных, сущностных наряду с религией компонентов Культуры, как уникальной созидательно-продуктивной духовно-практической деятельности человека. В европейском ареале искусство выступает одним из центральных объектов эстетики как науки; термин «искусство» вошел в разряд главных категорий эстетики. Однако искусство, как мы знаем, отнюдь не ограничивается эстетической сферой. Исторически сложилось так, что произведения искусства выполняли в культуре отнюдь не только эстетические (применительно к сфере искусства они обозначаются как художественные) функции, хотя эстетическое всегда составляло сущность искусства. Общество с древности научилось использовать мощную действенную силу искусства, определяющуюся его эстетической сущностью, в самых разных социально-утилитарных целях – религиозных, политических, терапевтических, гносеологических, этических и др. Эстетику как науку искусство интересует, естественно, прежде всего как эстетический феномен, однако, коль скоро оно выполняет и внеэстетические функции, которые в последние столетия стали преобладающими, нам приходится иметь и их в виду, постоянно помня, что они не относятся к сущности искусства, но часто именно благодаря им искусство поддерживается обществом, государством, церковью, теми или иными социальными институтами, т.е. обретает свое реальное бытие, возможность реализовывать себя в качестве феномена культуры. Здесь меня в первую очередь интересует именно эстетическая сущность искусства, поэтому, чтобы быть правильно понятым, я вынужден напомнить мое понимание эстетического, которое, естественно, не является моим изобретением, но, сформировалось в результате кропотливого и многолетнего изучения эстетической классики.

Категорией эстетического, как главной и наиболее общей категорией эстетики, выражающей ее предмет, я обозначаю особый духовно-материальный опыт человека (эстетический опыт [1]), направленный на освоение внешней по отношению к нему реальности, и все поле связанных с ним субъект-объектных отношений. Суть его сводится к специфической системе неутилитарных взаимоотношений субъекта и объекта, в результате которой субъект получает духовное наслаждение (эстетическое удовольствие, достигает катарсиса, блаженного состояния и т.п.), которое не является его целью, но всегда сопровождает его, ибо свидетельствует о том, что состоялся конкретный акт эстетического опыта, его «приращение». Сам акт эстетического опыта имеет или чисто духовный характер – неутилитарное созерцание объекта, имеющего свое бытие, как правило, вне субъекта созерцания, но в некоторых созерцательно-медитативных практиках (обычно связанных с религиозным опытом) – и внутри субъекта; или – духовно-материальный. В этом случае речь идет о многообразных практиках неутилитарного выражения – в первую очередь о всей сфере искусства, одной из главных причин исторического возникновения которой и явилась необходимость материальной актуализации (реализации, фиксации, закрепления, визуализации, процессуальной презентации и т.п.) эстетического опыта; но также и о неутилитарных компонентах или, точнее, о неутилитарной ауре, присущей любой творческой деятельности человека во всех сферах жизни. В случае художественно-эстетического выражения духовное созерцание или предшествует, или, чаще всего в художественной практике, протекает синхронно с творческим процессом созидания эстетического объекта или произведения искусства. Состояние, которое переживается

 

субъектом как духовное, или эстетическое, наслаждение, не есть сущность или самоцель эстетического отношения, эстетического опыта, но является лишь свидетельством реальности глубинного контакта субъекта и той неописуемой реальности, которая стоит за объектом эстетического отношения; достижения субъектом одной из высших ступеней духовного состояния, когда дух субъекта с помощью эстетического духовно-материального опыта достаточно полно отрешается от утилитарной сферы и воспаряет в пространства чистой духовности, достигает (в акте мгновенного озарения, катарсиса) состояния сущностного слияния с Универсумом и его Первопричиной (или Богом), то есть недоступной в обыденной действительности полноты бытия. Именно стремление к абсолютной полноте бытия, как к идеалу человеческой жизни, и составляет конечную цель эстетического опыта, а сама абсолютная полнота бытия может быть осмыслена в качестве метафизической основы эстетики.

Эстетическое наслаждение возникает только в случае состояния, события контакта эстетического субъекта с Универсумом, с его трансцендентными основами через посредство эстетического объекта. Этот глубинный, сущностный, вербально неописуемый контакт осуществляется где-то на духовных онтогносеологических (бытия-знания) уровнях и образно может быть представлен как некое открывание окон, или проходов (в этом суть эстетического опыта) для эстетического субъекта к сущностным основам Универсума; как осуществление в процессе эстетической деятельности (восприятия или творчества) реального (а не иллюзорного) единения (слияния без утраты личностного самосознания) с ним. В результате возникшей органической гармонии (полной вписанности) человека (личности!) с Универсумом человек и испытывает высшее духовное наслаждение, активно переживая свою реальную причастность к полноте бытия. Этот тип отношений субъекта и объекта, обозначаемый категорией эстетического, и составляет предмет эстетики, является одной из сущностных универсалий человеческого бытия и культуры.

Понятно, что здесь описан идеальный концепт эстетического. Реально существует бесконечное число ступеней эстетического опыта, или уровней конкретно-чувственного приобщения к полноте бытия, которые зависят и от эстетического объекта (как природного, так и произведения искусства), и от эстетического субъекта, и от конкретной ситуации эстетического акта. В искусстве все это проявляется с особой наглядностью.

Эстетическое, таким образом, означает реальность бытия и функционирования одной из наиболее доступных людям и широко распространенных в Культуре систем приобщения человека к объектив.

Феномен искусства

Если попытаться кратко сформулировать суть новоевропейской концепции искусства в ее классической парадигме, то она сводится к миметическому пониманию искусства в модусе выражения в нем красоты как специфической формы невербализуемого знания и может быть описана следующим образом. Искусство вторично в Универсуме. Его произведения – не продукт непосредственного божественного творчества и не создания природы, но дело рук человеческих. Они сотворены по принципу «подражания» (во многих историко-эстетических смыслах этого термина: выражение, отображение, отражение, изображение, копирование) объективно существующей реальности (божественной, метафизической, духовной, природной, материальной, рукотворной, социальной, психической и т.п.) в художественных образах (тоже очень широко и по-разному понимаемых в истории эстетики и теории искусства – от зеркальных копий до символов и почти условных знаков; от чисто материальных объектов до сугубо психических феноменов), позволяющих проникнуть в сущностные глубины отображаемого предмета, не доступные для познания и постижения никакими другими средствами. Сущность же, или истина, всегда связывалась в европейской традиции с красотой, прекрасным, поэтому искусство в конечном счете понималось как выражение или созидание красоты, доставляющей субъекту восприятия эстетическое наслаждение. Как писал крупнейший историк и теоретик искусства первой половине ХХ в. Рихард Гаманн, «сущность изобразительного искусства заключается в том, чтобы облегчить эстетическое видение мира или, более того, вообще осуществить его».  Понятно, что эта мысль правомерна и для искусства в целом.

Большое внимание новоевропейскими теоретиками искусства уделялось творцу искусства художнику, целям и назначению искусства, его месту и функциям в жизни людей, способам и методам создания произведения искусства. И все эти вопросы освещались в достаточно широких смысловых спектрах. Художник понимался и как простой ремесленник, обладающий суммой навыков для создания неких предметов по определенным правилам; и как специфическое орудие божественного творчества, искусный посредник, с помощью которого высшие силы созидают нечто, необходимое людям на определенных этапах их исторического бытия; и как гениальный творец (демиург), проникающий духом в высшие сферы бытия и воплощающий в своем творчестве полученные там «знания» путем творческой трансформации их в своем уникальном и неповторимом внутреннем мире; и как гений, одаренный богатым художественным воображением, созидающий свои собственные уникальные художественные миры, в которые открыт доступ только посвященным; и как мудрое одухотворенное существо, особым (художественным) образом осознающее и осмысливающее социальную действительность и изображающее ее в своих произведениях, ориентированных на конкретное (нравственное, религиозное, политическое и т.п.) совершенствование человека и общества в целом. В последнем случае он часто выступал (вольно или невольно) выразителем некой системы взглядов, идеологии и т.п. конкретных социальных институтов, партий, направлений (религиозных, политических, философских, общественных и др.). Художник нередко понимался и как выразитель своих личных чувств, переживаний, эмоциональных настроений, которые так или иначе воздействовали на эмоциональную сферу воспринимающих его искусство.

Главным содержанием искусства при всей многообразной палитре его функций чаще всего выступал эстетический опыт, отождествлявшийся на протяжении многовековой истории эстетики с красотой, прекрасным, идеями прекрасного или возвышенного. Отсюда и главный смысловой термин для искусства в новоевропейской эстетике: «изящные искусства» = «прекрасные искусства» = «эстетические искусства».

14) Специфические черты художествен-ного образа.
1. Взаимодействие художника и дейст-вительности, или объективное и субъ-ективное в художественном образе: художественный образ – это единство объективного и субъективного, т.к. искусство является субъективным пре-ломлением объективного мира. В отли-чие от мифа, образ художественный не претендует на объективную реальность, т.е. остается в рамках эстетической реальности; является продуктом твор-ческой фантазии. Уровень объективно-го и субъективного зависит от разных факторов: личность художника; худо-жественный метод; индивидуальный стиль; жанрово-родовая форма. Диапа-зон объективного и субъективного, с одной стороны, обозначает натурализм (копирование действительности), а с другой стороны, оказывается модер-низм, который создает собственную реальность, в которой исчезает жизне-подобие (напр., кубофутуризм). Худо-жественность в данном аспекте связана с созданием собственного образного мира, который бы, с одной стороны, был уникален и не похож на другой ху-
художественный мир, а, с другой сто-роны, выражал бы объективные зако-номерности жизни. художественный образ представляет собой не что иное как особое средство, употребляемое не для копирования объектов, а для кодирования обобщенных переживаний. Следовательно, он является специальным знаком (символом), смысл (значение) которого составляет то или иное обобщенное переживание. В этом отношении существует принципиальное сходство между живописным и музыкальным произведением. Выразительная комбинация графических и цветовых элементов является таким же носителем человеческих переживаний, как и выразительная комбинация звуков. Поэтому любой художественный образ в области живописи (если он действительно художественный) обладает своеобразной "музыкальностью". На это обратил внимание еще известный американский живописец Уистлер: "Природа таит в своих красках и формах содержание всевозможных картин, подобно ключу ко всем музыкальным нотам. Но задача художника в том, чтобы с пониманием вникнуть в это содержание, выбирать и сочетать и этим путем создать прекрасное - так же, как музыкант соединяет ноты и образует аккорды и, таким образом, создает из хаоса звуков великие гармонии". О "музыкальности" линий писалось неоднократно: "Когда по воле мастера Парфенонского фриза одежды богов складываются в изумительные линии, мы переживаем что-то похожее на то, словно мы слушаем музыку: и здесь внутреннее переживание следует непосредственно за движением линий ".

Метафора, как элементарный художественный текст.

В динамике развития семиотики за последние пятнадцать лет можно уловить две тенденции. Одна направлена на уточнение исходных понятий и определение процедур порождения. Стремление к точному моделированию приводит к созданию метасемиотики: объектом исследования становятся не тексты как таковые, а модели текстов, модели моделей и т. д. Вторая тенденция сосредоточивает внимание на семиотическом функционировании реального текста. Если, с первой позиции, противоречие, структурная непоследовательность, совмещение разноустроенных текстов в пределах единого текстового образования, смысловая неопределенность - случайные и "неработающие" признаки, снимаемые на метауровне моделирования текста, то, со второй, они являются предметом особого внимания. Используя соссюрианскую терминологию, можно было бы сказать, что в первом случае речь интересует исследователя как материализация структурных законов языка, а во втором предметом внимания делаются именно те ее семиотические аспекты, которые расходятся с языковой структурой.

Как первая тенденция получает реализацию в метасемиотике, так вторая закономерно порождает семиотику культуры.

Оформление семиотики культуры - дисциплины, рассматривающей взаимодействие разноустроенных семиотических систем, внутреннюю неравномерность семиотического пространства, необходимость культурного и семиотического полиглотизма, - в значительной мере сдвинуло традиционные семиотические представления. Существенной трансформации подверглось понятие текста. Первоначальные определения текста, подчеркивавшие его единую сигнальную природу, или нерасчленимое единство его функций в некоем культурном контексте, или какие-либо иные качества, имплицитно или эксплицитно подразумевали, что текст есть высказывание на каком-либо одном языке. Первая брешь в этом, как казалось, само собой подразумевающемся представлении была пробита именно при рассмотрении понятия текста в плане семиотики культуры. Было обнаружено, что, для того чтобы данное сообщение могло быть определено как "текст", оно должно быть как минимум дважды закодировано. Так, например, сообщение, определяемое как "закон", отличается от описания некоего криминального случая тем, что одновременно принадлежит и естественному, и юридическому языку, составляя в первом случае цепочку знаков с разными значениями, а во втором - некоторый сложный знак с единым значением. То же самое можно сказать и о текстах типа "молитва" и т. п. [1].

Ход развития научной мысли в данном случае, как и во многих других, повторял логику исторического развития самого объекта. Как можно предположить, исторически высказывание на естественном языке было первичным, затем следовало его превращение в ритуализованную формулу, закодированную и каким-либо вторичным языком, т. е. в текст. Следующим этапом явилось соединение каких-либо формул в текст второго порядка. Особый структурный смысл получали такие случаи, когда соединялись тексты на принципиально различных языках, например, словесная формула и ритуальный жест. Получающийся в результате текст второго порядка вклю



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.033 с.)