Основы теории потребительского выбора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы теории потребительского выбора



РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ

Чтобы понять, как в рыночной экономике формируются цены, как они координируют решения потребителей и производителей, как происходит распределение ограниченных ресурсов общества, необходимо рассмотреть рынок отдельного товара, или индивидуальный рынок.

Всякий рынок можно охарактеризовать по разным признакам:

■ экономическому назначению объектов рыночных отношений (рынок: товаров, услуг, денег, труда, ценных бумаг, информации, земли и т.п.);

■ масштабам, географическому положению (местный, региональный, национальный, мировой);

■ степени развитости конкуренции (совершенно конкурентный рынок, монополизированный, монопсонический, олигополистический);

■ отраслям (автомобильный, текстильный, сельскохозяйственный, нефтяной и т.п.);

■ характеру продаж (оптовый, розничный).

Каковы бы ни были виды рынков, как бы они ни были организованы, какими свойствами они ни обладали бы, основными элементами (компонентами) любого рынка являются: спрос, предложение и цена.

Рыночный спрос представляет собой сумму спросов, предъявляемых отдельными потребителями. Процесс формирования спроса со стороны отдельного покупателя на разные товары называется потребительским поведением (выбором).

БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ И ПОНЯТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ

Потребитель, подчиняясь принципу рациональности предпочтения, всегда стремится к приобретению такого набора благ, который максимально отвечает его потребностям, способен принести наибольшую полезность и соответствует его платежеспособности, т. е. определенной величине дохода на тот момент времени. Поэтому нельзя приобрести все и сразу, ведь выбор экономического субъекта не произволен, он находится под влиянием ряда рыночных факторов. Главным неценовым фактором является уровень дохода, поскольку посредством него определяется платежеспособность экономического субъекта, т. е. его возможность осуществить те или иные покупки. Величина дохода играет самую важную роль при формировании спроса и оказывает существенное влияние на установление рыночного равновесия.

Бюджетное ограничение выступает в роли барьера на пути к совершению на рынке сделки купли-продажи, оно может возникнуть вследствие нестабильности цен или доходов. Иными словами, экономический субъект имеет возможность выбора только в рамках имеющейся у него денежной суммы. С другой стороны с развитием системы кредитования широкое распространение получили покупки «в долг» с обязательством возврата на определенный момент времени с возмещением процентов. Опираясь на данное определение, можно ввести еще одно понятие, которое крайне важно для характеристики рыночной системы.

Потребительский набор может быть представлен как возможная комбинация товаров и услуг, которая может быть приобретена на имеющуюся в наличии денежную сумму при определенном уровне ценообразования. При этом в состав потребительской корзины должны быть включены те блага, которые необходимы в первую очередь. Для каждого отдельного экономического субъекта состав потребительской корзины будет различен, поскольку потребности крайне дифференцированы не только вследствие разности вкусов, но и в результате чрезмерной дифференциации доходов в стране. Графически доход может быть представлен в виде бюджетной линии, а математически при помощи следующей формулы:

 

где I – это доход;

Х и У – два различных блага;

Р (Х) и Р (У) – их цены;

Q (Х) и Q (У) – количество.

Если одно из двух имеющихся благ вообще не потребляется, т. е. Q = 0, то бюджетная линия значительно упрощается:

 

Подобно закону рыночного спроса бюджетная линия описывает обратную зависимость объемов потребления от цен. Чем выше уровень цен в стране, тем меньше возможности у потребителя осуществить «полноценную» покупку и соответственно приобрести запланированный объем товаров и услуг.

Следует заметить, что закон оптимального потребления Вильфредо Парето играет большую роль при определении структура потребительской корзины и осуществлении экономического выбора. Доход находится в определенных рамках и составляет абсолютную величину, в то время как потребности призывают к приобретению не одного товара. Поэтому субъект всегда стоит пред выбором, он должен решить вопрос, какое благо для него наиболее важно и в каком количестве необходимо его приобрести. Таким образом, здесь работает принцип Парето-эффективности: «нельзя улучшить собственное благосостояние без того, чтобы не уменьшить благосостояние другого». Иными словами, чтобы потребить, а изначально приобрести какое-либо благо в несколько большем количестве, необходимо отказаться от потребления другого. Только так можно определить оптимальную комбинацию благ, которая позволит осуществить рациональный выбор.

КРИВЫЕ БЕЗРАЗЛИЧИЯ

Любой экономический субъект в процессе своей жизнедеятельности так или иначе в определенный момент времени выступает потребителем товаров и услуг, факторов производства и иных благ. Сами производители товаров и услуг в процессе своей деятельности вынуждены закупать необходимые материальные ресурсы и фактор «рабочая сила» на рынке факторов производства. Покупатель согласно собственным предпочтениям, вкусам, уровню дохода предъявляет спрос на рынке товаров и услуг на нужную ему продукцию, что является фактором, определяющим масштабы производства.

Потребление, как известно, имеет качественные ограничения, основным из которых является платежеспособность. Имея определенную величину дохода, экономический субъект вынужден регулярно планировать состав потребительской корзины, т. е. выбирать те товары и услуги, которые наиболее необходимы ему сегодня и которые он в состоянии оплатить исходя из своих возможностей. Таким образом, для изучения большинства микроэкономических явлений, которые непосредственно связаны с проблемой рационального выбора потребляемых благ, используются кривые безразличия.

Кривая безразличия представляет собой линию, которая содержит в себе все комбинации товаров и услуг, дающих одинаковую полезность. Иными словами, потребителю все равно, какое соотношение предпочесть.

Будем считать, что субъект имеет строго регламентированную величину дохода, и большая его часть за определенный временной период тратится именно на потребление. Для простоты примера предположим, что потребление строится на основе двух благ: А и Б. Любому благу потребитель дает оценку с точки зрения полезности, поэтому всегда существует такая комбинация этих товаров, полезность которой будет одинаково высока. Из принципа Парето-эффективности следует, что, потребляя одно благо в меньшем размере, имеешь возможность потребить другое в большем. При этом абсолютно неважно, как будет строиться комбинация, поскольку самое главное – это максимальное удовлетворение существующих потребностей. Иными словами, экономическому субъекту все равно, потребит он 3 единицы блага А и 4 – блага Б или наоборот, лишь бы они максимально полно удовлетворяли его потребности.

Кривая безразличия описывается обратной пропорциональностью в потреблении заданных благ А и Б, соответственно она имеет отрицательный наклон. Иными словами, когда мы отдаем предпочтение одному типу блага, второе автоматически начинаем потреблять меньше. Это как составные части единого целого. Дело в том, что величина дохода строго ограничена, и вследствие стремления потребностей к положительной бесконечности просто невозможно купить все и сразу, чем-то обязательно придется на данный момент времени пожертвовать. Можно сделать вывод, что данные товары не являются заменителями (субститутами) и наиболее ценны именно по отдельности. Если говорить о товарах-заменителях, то их взаимосвязь описывается простой линейной функцией, которая и является на плоскости кривой безразличия. Вообще кривая безразличия не может быть представлена в единственном варианте. Она зависит от уровня потребления, поэтому может легко «скользить» в пределах плоскости, в которой мы ее рассматриваем. Соответственно данная кривая смещается вверх при росте потребительского спроса и, наоборот, вниз при его падении.

Карта кривых безразличии складывается из нескольких наложенных на одну плоскость, кривых безразличия, каждая из которых показывает свой «спрос». Она способна распределить все блага в порядке возрастания их полезностей. Это позволяет определить наиболее оптимальную структуру выбора, которая стоит перед каждым экономическим субъектом.

ПОНЯТИЕ ТОВАРНОГО ХОЗЯЙСТВА

С развитием общества возникла необходимость сверхпроизводства, а также производства дифференцированного набора благ и обеспечения ими общества. Человек уже не мог самостоятельно произвести для себя все самое необходимое, поскольку специализировался, как правило, на одном роде деятельности. В то же время его потребности заставляли каким-то образом добывать новые средства их удовлетворения. Натуральная форма хозяйствования не могла решить это противоречие. Постепенно возникали потребности в продуктах, производимых другими хозяинами-единоличниками, так появился обмен. Теперь можно было легко и беспрепятственно, например, за полученные продукты питания расплатиться шкурками, драгоценными металлами, если, конечно, в них нуждался производитель первичных благ. Первой ступенью «новой экономики» стал бартер (обмен товара на товар). Со временем он стал недостаточно удобен, гораздо проще оказалось производить обмен на всеобщую эквивалентную единицу, на которую затем можно было в любой момент времени приобрести абсолютно все. В результате возникли деньги, и обмен принял денежную форму: Т – Д – Т. Деньги стали посредником при заключении торговых сделок.

Товарное хозяйство – это такая форма организации экономики, при которой товары производятся на рынок и служат объектом купли-продажи.

Можно выделить две предпосылки возникновения такого типа производства.

1. Общественное разделение труда положило начало развитию специализации на конкретном роде деятельности и производстве. Например, охота, земледелие, скотоводство, бортничество, рыболовство и пр. С возникновением купечества и делением его на гильдии обмен стал выгодным и удобным средством удовлетворения потребностей. Купцы занимались непосредственно торговлей, выступали ее элементом. Они контролировали протекание процесса купли-продажи и, кроме того, занимались ростовщичеством: выдавали деньги под залог.

2. Экономическое обособление производителей было возможным лишь за счет того, что собственность стала частной, поэтому производители вели самостоятельный хозяйственный расчет.

В длительной эволюции товарного хозяйства можно выделить два этапа.

1. Простой тип организации производства. Результат производства целиком принадлежал только производителю, именно он имел право им распоряжаться. Это своеобразная смена деятельности.

2. Капиталистический тип возник в эпоху развития капитализма, появления более или менее совершенного оборудования и технологий, когда фактически обозначились два класса: капиталисты (владельцы мануфактур и фабрик) и наемные рабочие (люди, добровольно поступающие работать на капиталиста), которые заключали между собой договор найма.

Особенности товарного хозяйства можно описывать по той же схеме, что и натуральное хозяйство, только здесь все показатели имеют обратное значение.

1. Открытая, а не замкнутая система экономических отношений. Каждое домашнее хозяйство или предприятие имеет хозяйственные связи с другими экономическими субъектами и включено в систему рыночного обмена.

2. Глубокое разделение труда и его специализация. Как только возник капитализм и капиталисты, техника стала совершенствоваться, поэтому ручной труд стал выходить из производства, его заменил труд машинный, более удобный и производительный. Стало возможным увеличить масштаб производства при сокращении рабочего времени. Все это является показателем роста производительности труда, что крайне необходимо экономике для устойчивости развития.

3. Косвенные экономические связи производителей и потребителей заключаются в том, что блага производятся одним субъектом хозяйственных отношений, а потребляются другим. Так появляется спрос как выражение предпочтений и желаний потребителей и предложение, которое отражает способность и желание производителя реализовывать именно определенный продукт. Вследствие этого каждый их субъектов задается разносторонними целями: производитель стремится к максимизации общей прибыли, а потребитель – к полезности при минимальных издержках.

ТОВАР И ЕГО СВОЙСТВА

Товар – это экономическая категория, которая может быть представлена результатом производственной деятельности предприятия и продуктом, реализованным на рынке. Иными словами, товар представляет собой способ удовлетворения потребностей экономических субъектов, которые согласно своим предпочтениям и вкусам выбирают его для потребления. По степени и характеру удовлетворения все экономические блага могут быть распределены на три группы.

1. Товары, которые могут заменять друг друга. Иными словами, если потребитель на рынке не может найти необходимый ему тип товара, его предлагают заменить аналогичным, с теми же свойствами, но, может быть, иной формой и величиной стоимости.

2. Товары, взаимодополняющие друг друга. Их потребление представлено единым процессом, поэтому потребность в них растет или снижается параллельно.

3. Независимые товары, которые на данном рынке не имеют аналогов и дополнителей. Они сочетают в себе все необходимые свойства и приобретаются индивидом или группой в отдельности для текущего потребления.

Товар как элемент рыночного механизма и торгового обмена имеет основное свойство. Это потребительная стоимость единицы блага, которая создается непосредственно в процессе производства. Конечная стоимость включает в себя все издержки организации: стоимость затрат на покупку необходимых материальных ресурсов, факторов производства (труд, капитал, предпринимательство и пр.), а также налог на прибыль и другие косвенные налоги. В частности, в стоимость товара входит налог на добавленную стоимость, НДС. Такое формирование стоимости единицы товара, т. е. с учетом его себестоимости, позволяет фирме наиболее рационально вести производственно-хозяйственную деятельность.

Готовый товар, как правило, прямо с производства поступает на рынок товаров и услуг, где он становится объектом покупательной способности экономических субъектов. Здесь стоимость продукции трансформируется в ее цену, которая чрезвычайно подвержена колебаниям в результате движения рыночных величин спроса (D) и предложения (S). Таким образом, колебания уровня цен вокруг потенциального значения могут быть описаны тремя возможными вариантами.

1. Если D > S, наступает дефицит. Производители не могут обеспечить товаром всех желающих, не могут полностью удовлетворить спрос на продукцию сразу всех экономических субъектов. В условиях дефицита цены начинают расти, и вопреки закону убывающей предельной полезности каждая отдельная единица товара имеет все большую степень полезности, поскольку при каждой покупке их остается все меньше.

2. Если D < S, это значит, что на рынке сделок купли-продажи значительно меньше, чем было поставлено продукции. В этом случае наблюдается кризис перепроизводства, когда готовая продукция не может быть полностью реализована. Это грозит снижением реальных возможностей производственного сектора, так как предприятия за непроданный товар не получают выручки, и, следовательно, не имеют средств к дальнейшему развитию. Кроме того, на самом рынке наблюдается жесткая конкуренция между продавцами за потребителя, что оказывает сильное давление на производителя.

3. Вариант, когда D = S, – идеальное состояние рынка, характеризующееся совпадением спроса и предложения. Иными словами, все потребности и запросы общества могут быть удовлетворены за счет производства необходимых благ. Так устанавливается цена равновесия, которая устраивает две основные группы торгового оборота: и покупателей, и товаропроизводителей.

ПОНЯТИЕ ДЕНЕГ И ИХ ЭВОЛЮЦИЯ

С развитием товарных отношений одновременно возникла идея их относительного упрощения. Добиться этого удалось посредством всеобщего эквивалента – денег. Преимущество товарно-денежных отношений состоит в том, что деньги, выступая отражением стоимости всех товаров, абсолютно ликвидны и в любой момент могут быть введены в оборот и обменены на нужное благо.

Деньги – это многофункциональный товар, в котором находят отражение стоимости других товаров. Посредством денег значительно упрощаются процессы расчета и накопления. Заметим, что изначально появился бартер: Т – Т, затем в эту формулу был добавлен «посредник» оборота (деньги), и она приняла иной вид: Т – Д – Т. Сегодня данная форма уже не кажется удобной. Преобладание в экономике наличных денег и осуществление товарных процессов без использования кредитных пластиковых карт свидетельствует о некоторой отсталости государства. В России сегодня пока преобладает наличный оборот, но банковские карты все же уже нашли широкое применение, поскольку являются наиболее удобным средством расчета и хранения денег. Эволюция денег затронула несколько веков и может быть представлена следующими этапами:

1) товарные деньги. Каждый из народов мира по-своему представлял себе денежную единицу. Древние народы Океании, например, наибольшую ценность придавали редким ракушкам, которые добывали со дна моря. Скотоводы в качестве денег использовали скот, северные народы, где развит пушной промысел, – шкурки пушных зверьков и т. д. Иными словами, деньгами служил тот объект, на производстве или добыче которого специализировались люди;

2) серебряный монометаллизм характеризовался тем, что наибольшее распространение получили серебряные слитки и монеты;

3) биметаллизм прежде всего был ознаменован появлением возможности использования в обороте золотых слитков, когда в качестве посредника торговых операций использовались два металла. Иными словами, наряду с серебряными монетами расплатиться можно было и золотыми слитками;

4) эра золотого стандарта обеспечила золото высочайшим спросом, вследствие чего его стоимость резко возросла. Доля серебра в обороте начала резко сокращаться. Заметим, что золото и серебро стали ликвидным средством обмена ввиду определенных качеств:

а) сохраняемость – их физические свойства обеспечивали длительное существование и способность к обращению;

б) высокая ценность отдельно взятой единицы металла в небольшом объеме;

в) экономическая делимость – подразумевает деление стоимости в N раз при делении слитка на N частей;

г) золото стало высокоценным металлом, редко встречается в природе.

Бумажные деньги появились тогда, когда стало понятно, что золото и серебро все же неудобны в использовании: слитки очень громоздки и подвержены стиранию, что портило их привлекательность. Современные деньги представлены в нескольких вариантах.

1. Наличные деньги удобны в обращении, имеют как монетную форму, так и бумажную. Однако такие деньги не могут быть эффективным способом накопления, поскольку все зависит от инфляционных ожиданий и экономической ситуации в стране.

2. Кредитные деньги: векселя, чеки и различные долговые обязательства – удобны в использовании и в любой момент могут быть обменены на ту сумму, которая указана в них.

3. Электронные деньги обрели массовое признание уже в начале XXI века и представляют собой пластиковые карты: дебетовые карты (доступ к деньгам, имеющимся на счету) и кредитные карты (предоставление кредита со сроком погашения).

Таким образом, сегодня деньги обладают двумя важными свойствами. Во-первых, они высоколиквидны и могут быть в любой момент обменены на любой другой продукт труда. Второе свойство – портативность как способность иметь наибольшую стоимость при наименьшем весе.

ЗАКОН ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

Денежное обращение – это движение денежных потоков, обеспечивающееся посредством существования на рынке предложения и спроса денежной массы. Это основное условие эффективного функционирования финансовой, кредитно-денежной системы страны. Деньги как в наличной, так и в безналичной форме постоянно «ищут» сферу своего применения, они должны быть реализованы, вложены в какое-либо дело. В противном случае денежная единица либо «съедается» инфляцией, либо в результате ее застоя возникает проблема обесценивания.

Для интенсивного развития экономики крайне важным является решение вопроса, какой объем денежной массы необходим экономике для полного финансирования всех сфер жизни. Денежная единица – это важная составляющая денежного обращения. В связи с этим определим сущность эмиссии. Бюджетный дефицит является причиной дополнительного выпуска денег. Однако чрезмерная эмиссия денежной массы – это первая причина возникновения инфляции, в результате чего экономический кризис становится неизбежен. Таким образом, от величины денег в обращении напрямую зависит финансово-политическая обстановка в стране. Можно выделить несколько факторов, которые определяют оптимальную величину денежной массы.

1. Рыночные цены на товары. Любой товар или услуга могут быть выражены посредством денежной оценки. Сам процесс ценообразования непосредственно влияет на объем денежной массы, находящейся в обращении. Если цены меняются на одном рынке, постепенно эти изменения затронут и другие типы рынков, вследствие чего возникнет необходимость в допроизводстве денежной массы или ее эмиссии. Это говорит о том, что ограниченность денежной массы вовсе не является фактором стабильности и снижения цен, наоборот, она становится причиной их завышения.

2. Курс иностранной валюты, занимающей лидирующие позиции на финансовом рынке. Дело в том, что цены на рынке товаров и услуг и факторов производства находятся в прямой зависимости от колебаний курса валют, главным образом резервной, поскольку она напрямую связана с торговой деятельностью. Для России сегодня резервной валютой является американский доллар. В соответствии с этим российская экономика существует как бы за счет него, поэтому она вынуждена поддерживать курс доллара: его стоимость ни в коем случае не должна падать.

3. Количество произведенной продукции. Если объем производства начинает расти, при том что цены относительно постоянны, потребность в деньгах также увеличивается, что приводит опять-таки к количественному росту денежной массы, поскольку увеличивается торговый оборот и скорость обращения денег.

4. Интенсивность оборотности денежной единицы характеризуется тем, что денежная масса обратно пропорциональна количеству оборотов, которое она совершает за определенный промежуток времени в данных территориальных рамках. Для развитых стран этот коэффициент составляет порядка 17 оборотов, в России – всего 7,5, что почти в два раза меньше. Естественно, это свидетельствует об отсталости российской экономики от стран Запада.

Денежное обращение в стране может быть измерено посредством использования специального закона. Получается, что объем денежной массы в обращении напрямую зависит от масштабов производства и рыночного ценообразования, в то время как скорость обращения денег оказывает обратное воздействие. Все это, несомненно, зависит от производственных условий, например производительности труда, которая является непременным условием достижения высоких показателей производственной деятельности. Данный закон можно записать уравнением Фишера:

 

где MV – это денежная часть, полученная при учете количества денег в обращении и скорости их кругооборота;

PQ – товарная часть.

Если денежная часть в экономике преобладает, возникает инфляция, в противном случае – кризис перепроизводства, когда денежная масса на руках не позволяет приобрести все произведенные товары и услуги. Уравнение Фишера является самым простым, которое отражает сущность денежного обращения. Но существует еще одно, более сложное: закон денежного обращения Карла Маркса.

 

где М – это величина денежной массы в обращении;

Р нереализ. – это сумма цен нереализованных товаров;

Р кредит – сумма цен товаров, проданных в кредит;

V – это скорость обращения денег в экономики.

Таким образом, можно сказать, что закон Маркса наиболее подробно описывает специфику денежного обращения, он конкретизирует уравнение Фишера, поскольку товарная часть PQ здесь разбита на составные части.

ЛЕКЦИЯ № 4. РЫНОК

ФУНКЦИИ РЫНКА

Рынок представляет собой саморегулирующийся механизм, обеспечивающий производителей прибылью, потребителей – удовлетворением потребностей. Иными словами, рынок так или иначе производит распределение факторных доходов: ренты с земли, прибыли от ведения предпринимательской деятельности, заработной платы от осуществления трудового процесса и процентной ставки, которая является вознаграждением за владение капиталом. Таким образом, рынок воздействует на все стороны хозяйственной жизни и выполняет для этого ряд функций.

Основная и самая важная функция рыночной системы – регулирующая. Рынок обеспечивает соотношение величин спроса и предложения, которые определяют уровень цен на товары и факторы производства. Если объемы производства соответствуют потребительскому спросу, устанавливается цена равновесия: она приемлема для обеих сторон торгово-рыночной сделки. В целом, если цена растет, производство начинает наращивать обороты, и объемы выпускаемой продукции увеличиваются. Если цена, соответственно, начинает падать, то отдача от производства снижается, и это является сигналом к снижению масштабов производственной деятельности. Сегодня, конечно, экономика развивается не только по принципу «невидимой руки», но и посредством государственного регулирования.

Вторая функция рынка – стимулирующая. Под воздействием ценовой динамики происходит внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, освоение новых технологий, что в целом позволяет снизить издержки на изготовление товаров и услуг, совершенствовать систему качества и расширять ассортимент производимой продукции.

Информационная функция определяется через распределение информации, знаний и навыков между всеми экономическими субъектами рыночной системы. Таким образом, производители получают информацию о количестве продукции, ее качестве, форме и других характеристиках, которые определяются в соответствии со структурой потребительского спроса, сложившейся на данный момент времени. В результате организация становится более гибкой, она легко приспосабливается к любым изменениям внешней среды.

В экономике с развитым типом совершенной конкуренции товаропроизводители создают своего потребителя, а те в свою очередь имеют право выбрать товар определенной марки. В этом заключается посредническая функция рынка. Он согласует интересы продавца и покупателя, позволяет им достигнуть определенного баланса в торговых сделках.

Кроме вышеперечисленных функций, рынок оценивает произведенный продукт, его исходные ресурсы и количество затраченных факторов производства, среди которых основным, безусловно, является труд. Таким образом, деятельность рынка направлена на эффективное и рациональное использование всех производственных факторов. Важной особенностью рынка является то, что он дифференцирует всех производителей в процессе их деятельности и выталкивает из системы слабые, экономически невыгодные предприятия.

Если говорить непосредственно о самих типах рыночных структур (делении их по уровням рыночной власти, долю рынка и пр.), то нужно отметить, что существует рынок совершенной конкуренции (все производители в равных условиях), монополия (неограниченная власть и завышенные цены), монополистическая конкуренция и олигополия (несколько производителей регулируют рыночные механизмы). Существует также и неценовая конкуренция, которая характеризуется разработкой системы качества, рекламы продукции, а также созданием отделов маркетинга и стратегического планирования.

МОНОПОЛИЯ

Рынок представляет собой достаточно сложный механизм, основанный на взаимодействии спроса и предложения, посредством чего устанавливается общий уровень цен. Реализация товаров, работ, идей, услуг на любом рынке принимает вид соперничества, поскольку каждая фирма-производитель стремится к захвату большей доли рынка, получению наилучших условий ведения деятельности и своего собственного потребителя. Такое соперничество на рынке носит название конкуренции, это еще один из элементов рыночного механизма. Конкуренция положительно влияет на производственный процесс, поскольку каждая фирма стремится осуществить какие-то нововведения, что-то изобрести. Все это, несомненно, способствует технологично-производственному развитию бизнеса. Таким образом, рыночная структура характеризуется наличием или отсутствием монопольной власти. С понятиями «монополия» и «конкуренция» неразрывно связано понятие рыночной власти. Чем выше данная величина, тем жестче на рынке конкуренция. Максимальной властью конечно же является монополия.

Монополия – фирма или иное юридическое лицо, осуществляющие на рынке коммерческую или сбытовую функцию, занимающие наибольшую долю рынка и диктующие на нем свои условия. Монополизм характеризуется установлением завышенных цен на все товары и жестким контролем над организационной структурой и функционированием рыночного механизма.

Монопольная цена представляет собой разновидность рыночной цены, которая имеет наибольшую величину по сравнению с ценами других товаропроизводителей, посредством чего обеспечивает монополиста сверхприбылью. Монопольная цена может иметь две формы. Монопольно высокая цена устанавливается на товары и услуги, которые были изготовлены и поставлены на рынок фирмой-монополистом. Сама монополия факторы производства и другие необходимые для деятельности ресурсы приобретает по монопольно низкой цене.

Выделяют два вида монополии.

Абсолютная монополия – это рыночная ситуация, при которой на рынке фактически действует единственная фирма, обеспечивающая общество необходимой продукцией, любое проявление соперничества полностью исключается. Абсолютная монополия имеет следующие особенности:

1) На рынке действует один производитель, он самостоятельно устанавливает цены на продукцию, которую реализует, и полностью контролирует всю торговую деятельность и рыночные сделки.

2) Если на рынке действует монополист с абсолютной властью, другие фирмы оказываются вне конкуренции: доступ на рынок им закрыт.

3) Перемещения трудовых и иных ресурсов и факторов производства носят структурированный характер, их мобильность ограничена.

4) Продукция монополиста абсолютно уникальна и не имеет аналогов и, кроме того, она имеет товарный знак.

5) Обладая абсолютной властью, монополист имеет полное право регулировать процесс ценообразования. В результате стоимость единицы продукции составляет ровно столько, сколько необходимо чтобы восполнить утрату уникальных ресурсов, которые применялись при производстве. Естественная монополия представляет собой рыночную ситуацию, когда сегмент рынка или экономическая отрасль находится целиком и полностью в руках одной фирмы, которая поставляет на рынок абсолютно уникальный и необходимый обществу продукт. Естественными монополистами являются те фирмы, власть которых принимается как нечто само собой разумеющееся. Например, в газовой или нефтяной отрасли наличие нескольких фирм просто не нужно, поскольку ресурс, как и продукт, один и тот же, в отличие от других рынков, где товар в значительной степени дифференцирован.

Столь крайние формы рыночной структуры, как монополия или совершенная конкуренция, на практике практически не встречаются. Сегодня, когда производство достигло пика своего развития, не может возникнуть такая ситуация, чтобы на рынке имелся только один продавец, который реализовывал бы товар, не имеющий аналогов. Так или иначе практически любая продукция может иметь заменители или менее качественные суррогаты. С монополизмом государство борется посредством антимонопольного законодательства, что позволяет сохранить в стране здоровый экономический климат, поддержать развитие бизнеса и в целом обеспечить высокий экономический рост.

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ

Естественная монополия характеризуется ситуацией на рынке, при которой потребительский спрос может быть наилучшим образом удовлетворен только одной или небольшой группой фирм. Здесь важная роль отводится технологическим особенностям производства и системе потребительского обслуживания. В данном случае конкуренция не имеет практического смысла и даже может быть нежелательна. Например, такие отрасли как электроэнергетика, телефонная, почтовая и радиотелевизионная связь имеют в своем составе небольшое число, а может и единственное предприятие, которое, несомненно, является монополистом.

Для того чтобы наиболее полно охарактеризовать естественную монополию, необходимо рассмотреть ее основные признаки.

1) фирмы, естественные монополисты, наиболее эффективно функционируют в том случае, когда на рынке отсутствует конкуренция. Дело в том, что это позволяет экономить на масштабах производства вследствие очень высоких издержек. Примером может служить транспортная отрасль. Услуги перевозок тем ниже, чем большую величину составляет количество перевозимых людей и грузов. Иными словами, стоимость единицы транспортной услуги находится в обратной зависимости от числа ее потребителей;

2) барьеры входа на рынок для других фирм. Издержки, связанные с осуществлением функционирования естественной монополии, настолько высоки, что деятельность аналогичных по специализации фирм в принципе не может быть окуплена;

3) естественная монополия характеризуется низкой эластичностью спроса по цене. Товар, который поставляет на рынок фирма-монополист, уникален и не имеет заменителей или близких по свойствам аналогов. Поэтому потребительский спрос на него не меняется в зависимости от динамики цены. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности покупателей, поэтому они в любом случае будут ее потреблять;

4) деятельность фирмы-монополиста построена по сетевому принципу. Иными словами, головная организация имеет широкие географические и экономические связи со всеми филиалами и дочерними структурами. Посредством этого фирма осуществляет контроль над рынком и механизмом его функционирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.065 с.)