Раздел 1. Нормативно-правовые и организационные основы охраны труда. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Нормативно-правовые и организационные основы охраны труда.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

 

ОХРАНА ТРУДА

 

Методические указания и контрольное задание

для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования

по специальности 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство

 

 

П. Правдинский

2012

Методические указания составлены в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Охрана труда» на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство.

 

Автор: Цепляев Н.А. - преподаватель ФБОУ СПО «Хреновской лесной колледж им. Г.Ф. Морозова»
Рецензент: Агеев В.М.     - преподаватель ФБОУ СПО «Пензенский лесной колледж»
Редактор: Нехайчук О.Г. - начальник отдела учебно-методического обеспечения ФБУ «Учебно-методический центр»

 

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Охрана труда» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования, входящей в состав укрупненной группы специальности 250000 «Воспроизводство и переработка лесных ресурсов», по направлению подготовки 250110 «Лесное и лесопарковое хозяйство».

Учебная дисциплина «Охрана труда» – обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой соединены тематика безопасного взаимодействия человека с производственной сферой и вопросы защиты от негативных производственных факторов.

Изучением дисциплины «Охрана труда» достигается формирование у обучающихся представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями ее безопасности. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, обеспечивает рост производительности и эффективности труда.

Содержание учебной дисциплины «Охрана труда» предусматривает подготовку специалиста к самостоятельному выполнению организационной, производственно-технологической работы и осуществлению контроля при выполнении лесохозяйственных и лесозаготовительных работ.

Изучив дисциплину «Охрана труда», специалист должен самостоятельно уметь подготовить технологическую документацию, разработать инструктивные материалы и провести соответствующие виды обучений по охране труда работников лесного хозяйства, правильно организовать и проконтролировать их труд.

Цели и задачи дисциплины

Цель – формирование понимания современной концепции безопасной трудовой деятельности на предприятиях лесного хозяйства.

Задачи:

- познакомить с основными вопросами организации безопасной трудовой деятельности на предприятиях лесного хозяйства;

- выработать основы системного подхода к вопросам безопасности труда персонала;

- дать представление о роли и месте органов управления в достижении организации трудового процесса;

- вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для обеспечения безопасности труда.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся

должен уметь:

- проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

- разрабатывать мероприятия, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда;

- использовать в профессиональной деятельности правила охраны труда;

- проводить инструктажи по охране труда;

- осуществлять контроль за охраной труда;

- расследовать и оформлять несчастные случаи;

- использовать в работе нормативные правовые акты по охране труда;

должен знать:

- правила и нормы охраны труда;

- принципы системы управления охраной труда;

- систему и требования нормативных актов по охране труда;

- источники негативных факторов и причины их проявления в производственной среде;

- особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности;

- методы и средства защиты от опасных и вредных производственных факторов;

- предназначение и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работы по охране труда;

- порядок возмещения ущерба, причиненного здоровью.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

ВВЕДЕНИЕ

Раздел 1. Нормативно-правовые и организационные основы охраны труда

Тема 1.1 Организация охраны труда

Тема 1.2 Государственный надзор и контроль за охраной труда

Тема 1.3 Несчастные случаи на производстве

Тема 1.4 Расследование и оформление несчастных случаев

Раздел 2. Травмирующие и вредные факторы производства и защита от них

Тема 2.1 Природа негативных факторов производства

Тема 2.2 Метеорологические факторы и защита от них

Тема 2.3 Вредные вещества в воздухе рабочей зоны

Тема 2.4 Шум и вибрация

Тема 2.5 Электроток и ионизирующие излучения

Тема 2.6 Освещенность

Раздел 3. Обеспечение безопасных условий труда в лесном и лесопарковом хозяйстве

Тема 3.1 Безопасность лесозаготовительных работ

Тема 3.2 Безопасность воспроизводства леса

Тема 3.3 Безопасность тушения лесных пожаров

Тема 3.4 Безопасность погрузочно-разгрузочных работ

Тема 3.5 Работы с повышенной опасностью

Раздел 4. Доврачебная помощь пострадавшим

Тема 4.1 Принципы оказания доврачебной помощи

 

Дисциплина «Охрана труда» согласно учебного плана по заочной форме обучения изучается на  2-ом курсе.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальная учебная нагрузка обучающегося составляет – 50 часов, в том числе: обязательная, аудиторная учебная нагрузка – 34 часа; самостоятельная работа обучающегося – 16 часов.

В период проведения лабораторно-экзаменационной сессии планом предусмотрены учебные занятия продолжительностью 10 часов, из них 4 часа обзорных и установочных и 6 часов лабораторно-практических занятий.

Текущий контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Итоговый контроль оценки уровня освоения дисциплины обучающихся проводится на дифференцированном зачете.

В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление о прикладном характере дисциплины в рамках специальности.

Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков предмет предусматривает проведение практических работ, которые проводятся после изучения соответствующей темы.

Студент-заочник до вызова на сессию изучает самостоятельно программный материал по рекомендуемой литературе.

После изучения разделов курса студент самостоятельно выполняет контрольную работу, которая должна быть представлена на проверку за две недели до экзаменационной сессии.

На экзамене студент предъявляет зачтенную контрольную работу, в которой должны быть сделаны необходимые исправления по замечаниям рецензента, и должен быть готов дать пояснения по существу каждого вопроса, входящего в контрольную работу.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Конституция РФ. М. Норма. 1997

2. Трудовой кодекс РФ. Федеральный закон № 197-ФЗ от 30.12. 2001

3. Федеральный закон  № 90-ФЗ от 30.06.2006 «О внесении изменений

в Трудовой кодекс РФ, признании не действующими на территории РФ»

4. Федеральный закон № 343-ФЗ от 08.12.2010 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

5. Ефимцев Ю.А. Охрана труда в лесном хозяйстве. Учебник для средних профессиональных учебных заведений. М.: ООО Издательский дом «Лесная промышленность». 2006

6. Девисилов В.А. Охрана труда. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.:ФОРУМ, 2009

7. Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (Минтруд РФ пост. № 73 от 24.10.2002 г.)

8. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Приказ Минздравсоцразвития России № 342 н от 26.04. 2011

9. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации».

10.  Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков. ГОСТ Р 12.0.010-2009

11. Обучение по охране труда работников лесного сектора (учебное пособие). Ефимцев Ю.А. /при участии Назаренко Г.Л. и Слинченковой И.А/ – Пушкино: Издательство «А-Принт», 2007

12.  ГОСТ 12.0.004 «Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения»

13.  ГОСТ 12.0.003 «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация»

14.  ГОСТ 12.0.002 «Основные понятия. Термины и определения безопасности труда»

15.  Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ. ПОТ РМ-001-97

16. ГОСТ 12.1.003 «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация»

17. ГОСТ 12.1 003 «Шум. Общие требования безопасности».

18. ГОСТ 12.1.012 «Вибрация. Общие требования безопасности».

19. ГОСТ 12.1.005-88 «Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования».

20. СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение.

21. Порядок обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организаций. Постановление Минтруда и соцразвития и Министерства образования РФ от 13.01. 2003 № 1/29

22. Р 2.2.2006-05 Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса, критерии и классификация условий труда.

Дополнительная:

23. В.Н. Обливин., Л.И. Никитин., А.А. Гуревич. Безопасность жизнедеятельности в лесопромышленном производстве и лесном хозяйстве (учебник для лесотехнических и лесохозяйственных ВУЗов). М.: МГУЛ, 1999

24. Белов С.В., Девисилов В.А. и др. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для средних профессиональных учебных заведений. 2002

25. Щербаков А.С. Охрана труда в лесной и деревообрабатывающей промышленности. Учебник для средних учебных заведений. М.Л.П. Высшая школа, 1990

26. Никитин Л.И. Охрана труда в лесном хозяйстве. Учебник для лесохозяйственных факультетов. М.: ЦБНТИ, 1977

27. Ефимцев Ю.А. Обучение по охране труда работников лесного хозяйства. М.: Композит, 2004

28. Ефимцев Ю.А., Назаренко Г.Л. Организация охраны труда и пути ее совершенствования. М.: ООО «Бета-Композит», 2002

29. Правила по охране труда в лесном хозяйстве в условиях радиоактивного загрязнения на период 1992-95 гг. М.: ВНИИЛМ, 1992

30. Щетинский Е.А. Тушение лесных пожаров. М.: ВНИИЛМ, 2002

31. Марадудин И.И. и др. Основы прикладной радиоэкологии леса. Учебное пособие. М.: ВНИИЛМ, 2001

32. Правила безопасности при работе с инструментом и приспособлениями. М.: Апрохим, 2000

33. Межотраслевая инструкция по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях на производстве. Минтруд РФ. М.:ИЦЭНАС, 2001

34. Инструкции по охране труда. Лесное хозяйство, деревообрабатывающая промышленность (Утверждены Минтрудом РФ от 11 мая 2004 г.)

35. Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов ПОТ РМ-007-98. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 20 марта 1998 г. №16

36. Рекомендации по проведению испытаний грузоподъемных машин РД 10-525-03. Утверждены приказом Госгортехнадзора России №27 от 19 февраля 2003 г.

37. Лесной кодекс Российской Федерации. М.:4.12. 06. № 201-ФЗ

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ

Студент должен:

знать:

- содержание и задачи учебной дисциплины, ее роль в формировании специалиста;

- основные понятия, термины и определения в области охраны труда;

уметь:

- применять в практической деятельности знания трудового кодекса по охране труда и других федеральных законов и нормативно-правовых актов.

 

Содержание дисциплины и ее роль в формировании специалиста. Аксиома потенциальной опасности производственной деятельности. Охрана труда в Трудовом кодексе РФ. Основные понятия и термины охраны труда, их практическое применение.

 

Литература: (1) ст. 37, (2) ст.209-210, (3) ст.209, (5) с. 8-11, (6) с. 3-19, (15).

Методические указания

Современное общество стоит на эгоцентрических позициях и утверждает, что человек самоценен и уникален, его здоровье приоритетно по отношению к результатам деятельности.

Однако, как показывает практика, в процессе деятельности невозможно обеспечить нулевой риск, т.е. любая деятельность потенциально опасна. Эта аксиома лежит в основе образовательной концепции охраны труда.

Исходя из указанной аксиомы, человек постоянно находится в поле потенциальных опасностей, которые обусловлены рядом причин природного, техногенного (антропогенного) характера и др. Особенно потенциально опасна – производственная деятельность человека. Многие виды лесозаготовительных и лесохозяйственных работ в лесной отрасли относятся к работам с повышенной опасностью. В целях обеспечения безопасности и исключения производственного травматизма в лесном хозяйстве дисциплине «Охрана труда» отводится важная роль.

В Федеральных законах № 197-ФЗ от 30.12.2001 «Трудовой Кодекс Российской Федерации» и № 90-ФЗ от 30.06.2006 «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» ст. 209, а также в ГОСТе 12.0.002 изучите основные понятия:

- охрана труда;

- условия труда;

- безопасные условия труда;

- рабочее место;

- опасный производственный фактор;

- вредный производственный фактор;

- производственная деятельность и др.

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Здесь следует уяснить, что охрана труда – это большой, непрерывный процесс, постоянно требующий материальных затрат. И ни в коем случае охрану труда не следует путать с понятием техники безопасности. Техника безопасности – это один из разделов охраны труда, представляющий собой систему организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов.

Знайте, что дальнейшее изучение программного материла по охране труда без знания этих терминов, определений и понятий не предоставляется возможным.

Вопросы для самоконтроля

1. Какая роль дисциплины охраны труда в формировании специалиста?

2. В чем разница в понятиях охрана труда и техника безопасности?

3. Почему невозможно обеспечить нулевой риск в производственной деятельности?

4. В каких статьях ТК РФ отражаются вопросы охраны труда?

Практическое занятие

Проведение инструктажей по охране труда и их документальное оформление.

 

Литература: (2),(3),(4),(5) с. 17-41, ст. 46-53, с. 77-80, с.93-98, (6) с. 389-422, (8), (11), (15).

 

 

Методические указания

 

Законодательную основу охраны труда в Российской Федерации составляют Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, ФЗ № 90-ФЗ труда в РФ» от 30.06. 2006 «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ».

Ряд вопросов, имеющих отношение к охране труда, регулируется Федеральным законом РФ № 343-ФЗ от 08.12.2010 г. «О внесении изменений в ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

В стандарте ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации» приводится методическое обеспечение профилактической работы по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний в организации на основе применения современных принципов и методов, а также непрерывного совершенствования деятельности по обеспечению охраны труда в организации.

Ответственность за нарушение законодательства об охране труда установлена в Кодексе об административных правонарушениях.

Право каждого человека на безопасные и здоровые условия труда, на охрану труда гарантируется как международными правовыми нормами, закрепленными Декларацией прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., так и ст. 7 и 37 Конституции РФ.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей. Статья 37 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих безопасности и гигиены.

По сфере действия правовые акты принимаются на федеральном, региональном, отраслевом, локальном и индивидуальном уровнях (трудовой договор или контракт, заключаемый персонально с работником).

Одним из важнейших источников трудового права является Трудовой кодекс РФ, который регулирует трудовые отношения работников и работодателей. Он занимает место во главе системы трудового законодательства после Конституции РФ.

Федеральным законом № 90-ФЗ от 30.06.2006 внесены многочисленные изменения и поправки в ранее принятый Трудовой кодекс РФ.

В Трудовом кодексе изменены порядки заключения и расторжения трудового договора, расчета отпускных, возмещение ущерба и т.д. Значительные изменения коснулись и вопросов, связанных с охраной труда:

▪ признаны утратившими силу два законодательных акта РФ:

Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2490-І «О коллективных договорах и соглашениях»;

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181 – ФЗ «Об основах охраны

труда в Российской Федерации».

▪ признается также не действующим на территории Российской Феде-

рации Закон СССР от 10 декабря 1990 г. № 1818-І «О профессио-

нальных союзах, правах и гарантиях их деятельности».

Теперь разделы и главы, касающиеся охраны труда, которые ранее содержались в этих законодательных актах, включены в Трудовой кодекс, тем самым исключено дублирование и повторяемость одних и тех же положений.

Раздел Х ТК «Охрана труда» включает нормы, прежде всего, из ФЗ «Об основах охраны труда в РФ». Это свидетельство проведения работы по кодификации трудового законодательства, сосредоточении в едином акте наиболее значимых его норм, в том числе в области охраны – от основных понятий, основных направлений государственной политики в этой области, государственных нормативных требований охраны труда до обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, организации управления охраной труда на государственном и на уровне отдельных организаций (ст. ст. 209-218).

Особо выделены статьи о праве работников на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, обеспечению прав работников на охрану труда (ст. 219-226).

В ТК включены ст.227 «Несчастные случаи, подлежащие расследованию», ст. 228«Обязанности работодателя при несчастном случае», ст.228-І

«Порядок извещения о несчастных случаях», ст. 229 «Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев», ст.229-1 «Сроки расследования несчастных случаев», ст.229-2 «Порядок проведения расследования несчастных случаев», ст. 229-3 «Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда», ст.230 «Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев», ст. 230-1»Порядок регистрации учета несчастных случаев на производстве», ст.231 «Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев».

В ст. 212 ТК РФ, кроме прочих обязанностей работодателя по созданию безопасных условий труда, предусмотрено, что работодатель должен проводить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проводить инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда и не допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

В связи с этим, при изучении необходимо воспользоваться главными нормативными актами по организации обучения и проверки знаний по охране труда руководителей, специалистов и рабочих различных профессий: ТК РФ, ГОСТ Р 12.0.007-2009 п. 7.7-7.7.5, Постановление Минтруда и Минобразования России от 13.01.2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».

Пройти обучение и проверку знаний по охране труда в Порядке, установленном Правительством РФ, обязаны все сотрудники организации, в том числе и руководитель (ст. 225 ТК РФ).

Организации (лесничества) на основании данного Порядка разрабатывают свои локальные нормативные документы, регламентирующие охрану труда, с учетом дополнительных требований и специфики организации.

Внимание! К документам, которые необходимо иметь работодателю в подтверждение исполнения организацией требований соблюдения Порядка обучения по охране труда и проверки знаний, относятся:

1. Приказ о возложении на конкретного работника обязанностей по проведению вводного инструктажа.

2. Программа проведения вводного инструктажа по охране труда.

3. Журнал проведения вводного инструктажа по охране труда.

4. Приказ о возложении на конкретных работников обязанностей по проведению первичного инструктажа на рабочем месте.

5. Программа проведения первичного инструктажа работников по охране труда.

6. Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте.

7. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа.

8. Инструкции по охране труда по профессиям и видам работ.

9. Положение о порядке организации и проведения обучения по охране труда работников на предприятии.

10. Приказ о создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда.

11. Программы обучения охраны труда.

 

Формы журналов разработаны ГОСТ 12.0.004-90 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения». В указанном стандарте обязательно изучите содержание этих журналов.

При изучении законодательной основы охраны труда необходимо обратить внимание на список рекомендуемой литературы. В списке приводится совершенно новые Федеральные законы и подзаконные акты – указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты отраслевого характера, принимаемые министерствами, государственными комитетами, ведомствами, федеральной службой (приказы, инструкции, правила, положения, уставы, распоряжения). В рекомендуемых учебниках многие законы устарели. Так с 1 сентября 2011 года вступил в силу новый порядок аттестации рабочих мест по условиям труда: новые требования к аттестационной организации и аттестационной комиссии, права и обязанности работодателя. В новом порядке аттестации рабочих мест ужесточены требования, усилена административная ответственность и увеличены штрафы (от двух до десяти раз) за нарушение законодательства об охране труда. Поэтому столь важную тему лучше всего изучать не по учебникам, а по действующим на сегодняшний день законам и нормативно-правовым актам.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие законы и законодательные акты составляют законодательную основу охраны труда?

2. С какой целью в лесничестве создается служба охраны труда?

3. Перечислите виды инструктажей, какие проводятся на предприятиях лесного хозяйства.

4. Чем отличается новый порядок аттестации рабочих мест, вступивший в силу с 1 сентября 2011 года от прежнего?

5. Какие источники финансирования мероприятий по охране труда установлены в лесничествах?

6. Кто возглавляет службу охраны труда на предприятиях лесного хозяйства?

7. Кто разрабатывает мероприятия, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда?

Методические указания

В основе государственного надзора и общественного контроля за охраной труда лежит законодательная «база», «Конституция РФ», ТК РФ, а также ряд указов Президента РФ, постановления Правительства РФ, Министерства труда РФ и др.

Общий надзор за исполнением законов о труде и охране труда в РФ осуществляет прокуратура.

Указом Президента РФ № 850 от 4 мая 1994 года государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда возложен на Федеральную инспекцию труда при Министерстве труда РФ. В настоящее время Федеральная инспекция труда действует в соответствии с «Положением о Федеральной инспекции труда», утвержденным постановлением Правительства РФ №78 от 28 января 2000 года. В данном Положении определены права государственных и правовых инспекторов.

Общественный контроль осуществляют профсоюзы или иные представительные органы коллектива. Чтобы рассмотреть и понять все вопросы данной темы, следует изучить Трудовой кодекс > Часть пятая >Раздел XIII >глава 57.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства регулируется ст. 353-369 ТК РФ и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Кем осуществляется высший надзор за исполнением законов о труде и правил по охране труда?

2. Назовите основную задачу Федеральной инспекции труда.

3. Кто руководит деятельностью Федеральной инспекции труда?

4. Назовите основные функции Государственной инспекции труда.

5. Какими правами наделены Государственные инспекторы по охране труда?

6. Кто осуществляет общественный контроль?

 

Практическое занятие

Анализ травматизма и заболеваемости.

 

Литература: (6) с. 428-430, с. 421-422,(5) с. 70, (7), (9).

Методические указания

В приказе Министерства здравоохранения и социального развития № 160 от 24.02.2005 г. «Об определении тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве» по степени тяжести несчастные случаи на производстве подразделяются на две категории – тяжелые и легкие.

Признаками тяжести несчастных случаев на производстве являются:

- характер полученных повреждений и осложнений, связанные с этими повреждениями, а также углубление имеющихся и развитие хронических заболеваний;

- длительность расстройства здоровья (временная утрата трудоспособности);

- последствия полученных повреждений (стойкая утрата трудоспособности, степень утраты профессиональной трудоспособности).

Наличие одного из вышеуказанных признаков является достаточным для установления категории тяжести несчастного случая на производстве.

В этом приказе изучите, по каким признакам несчастные случаи подразделяются на легкие и тяжелые.

При изучении данной темы важно знать, что экономическое значение улучшения условий и охраны труда выражается в повышении производительности труда, а также в сокращении всех видов материальных потерь, которые несет общество в результате пониженной работоспособности людей от травматизма, заболеваемости, сокращение срока активной трудовой деятельности по инвалидности.

Оценка экономических последствий травматизма и заболеваемости является актуальной социально-экономической задачей.

Предприятия, учреждения, организации несут материальную ответственность за ущерб, причиненный работникам увечьем или другими повреждениями здоровья, связанными с исполнением им своих трудовых обязанностей и происшедшим по вине организации.

В литературе (6) на с. 428-430 приводятся формулы для установления экономического ущерба – У. Изучив схему определения экономического ущерба, Вы узнаете, из каких выплат и затрат складываются потери от травматизма и заболеваемости.

Для принятия мер по предупреждению и устранению причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний важное значение имеет анализ причин их возникновения.

Анализ причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний осуществляют различными методами: статистическим, монографическим, топографическим и др. Каждый метод исследования проводится на основе глубокого изучения и анализа. В учебнике (6) с. 421-422 изучите такие показатели состояния охраны труда, как показатель частоты травматизма - Кч, показатель тяжести травматизма – Кт, показатель нетрудоспособности – Кн. Эти показатели являются основанием для выработки управляющих решений работодателя и вышестоящих организаций управления в области охраны труда.

Причины несчастных случаев на производстве устанавливают на основании и в соответствии со статьей 229 ТК РФ  и «Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях», (7), утвержденного постановлением Минтруда и социального развития РФ от 24.10. 2002 г. № 73.

 

Вопросы для самоконтроля

1. На какие категории подразделяются несчастные случаи на производстве по степени тяжести повреждения здоровья?

2. Из каких выплат и затрат определяются потери от травматизма?

3. С какой целью проводится анализ травматизма?

4. Какие исходные документы используются для анализа травматизма?

5. Какие методы анализа причин производственного травматизма используются при исследовании?

 

 

Тема 1.4. Расследование и оформление несчастных случаев

Студент должен

знать:

- как квалифицируются несчастные случаи на производстве;

- как формируется комиссия по расследованию несчастного случая;

- обязанности работодателя при несчастном случае на производстве;

- в какие сроки проводится расследование несчастных случаев;

уметь:

- регистрировать, учитывать несчастные случаи на производстве;

- распознавать несчастные случаи на производстве по степени тяжести повреждения здоровья.

Обязанность работодателя при несчастном случае. Порядок расследования и оформления несчастных случаев. Разногласия по вопросам несчастных случаев.

 

Практическое занятие

Порядок расследования и оформления несчастных случаев. Заполнение по результатам расследования форм, установленных Положением Минздравсоцразвития № 73 от 24.10. 2002 г.

 

Литература: (2) ст. 226-231, (4), (5) с. 80-89, (6) с. 419-422, (7).

 

Методические указания

Для освоения темы следует изучить основные документы (2) ст. 227-229, (4), (7). После изучения данных документов вы будете знать, как несчастные случаи на производстве подразделяются в зависимости от количества пострадавших и характера полученных ими повреждений здоровья.

Вы узнаете, что такое групповой несчастный случай и несчастный случай на производстве со смертельным исходом.

Трудовой кодекс РФ и Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях устанавливают обязательные требования по организации и проведению расследования, оформления и учету несчастных случаев на производстве, происходящих в организациях и у работодателей – физических лиц с различными категориями работников (граждан).

В (2) ст. 228 установлены обязанности работодателя при несчастном случае на производстве.

В приказе Минздравсоцразвития России от 15 апреля 2005 г. № 275 а также в приложении № 1 к Постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 24 октября 2002 г. № 73 изучите формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве (формы 1-9). Особенно обратите внимание на содержание актов о несчастном случае на производстве Н-1 и др.

Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2002 г.

№ 967, устанавливает порядок расследования и учета профессиональных заболеваний. В этом документе изучите содержание акта о случае профессионального заболевания.

Вопросы для самоконтроля

1. Как квалифицируются несчастные случаи на производстве?

2. Какие события квалифицируются как несчастные случаи не связанные с производством?

3. Какие события подлежат расследованию как несчастный случай на производстве?

4. Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве.

5. Как формируется комиссия по расследованию несчастного случая?

6. В какие сроки проводится расследование несчастных случаев?

7. Какие документы формируются в ходе расследования несчастного случая?

8. При каких обстоятельствах расследование несчастного случая проводится по особой процедуре должностными лицами государственной инспекцией труда?

9. Как следует поступать с расследованием несчастного случая, если нетрудоспособность наступила не сразу?

10.  Как расследуется несчастный случай, происшедший с работником организации, пострадавшим в результате дорожно-транспортного происшествия на личной машине, которую он использовал в производственных целях с ведома работодателя, но без оформления распоряжения?

 

Методические указания

Изучение данной темы следует начать с Государственного стандарта ГОСТ 12.0.003-74 «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация».

Настоящий стандарт распространяется на опасные и вредные производственные факторы, устанавливает их классификацию и содержит особенности разработки стандартов ССБТ на требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов.

Согласно стандарта опасные и вредные производственные факторы (ОПВПФ) подразделяются по природе действия на группы:

- физические;

- химические;

- биологические;

- психофизические.

Каждую группу ОПВПФ изучите по ГОСТу в отдельности.

Прежде чем исполнять нормы трудового законодательства, необходимо изучить понятие «условия труда». Это понятие объединяет совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, которые влияют на работоспособность и здоровье работника (ч. 2 ст. 209 ТК РФ). Согласно части 3 статьи 209 ТК вредным считается производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к заболеванию, а опасным – производственный фактор, воздействие которого может привести к травме  (ч.4 ст. 209 ТК РФ).

Подробная классификация условий труда дана в Руководстве по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса, утвержденном Главным государственным санитарным врачом России 29.07.2005 г. № Р 2.2.2006 – 05.

По степени вредности и опасности условия труда подразделяются на четыре класса:

- оптимальные (1 класс);

- допустимые (2 класс);

- вредные (3 класс);

- опасные (4 класс).

Факторы среды подразделяются на:

- физические;

- химические;

- биологические.

Факторы трудового процесса классифицируют по:

- степени труда (высокая нагрузка на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма);

- напряженности труда (высокая нагрузка на центральную нервную систему).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.231 (0.26 с.)