Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Несовершенная конкуренция и монополия ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Несовершенная конкуренция — тип рыночной структуры, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. Фирмы, функционирующие на рынке несовершенной конкуренции, обладают монопольной (рыночной) властью, то есть возможностью воздействовать на условия рынка и на цены товаров с целью повышения прибыли посредством выбора конкурентного поведения, и, в частности, увеличивая или сокращая объемы продаж. Степень монопольной власти зависит от многих обстоятельств, но, главным образом, от доли фирмы в общем объеме отраслевого предложения и от наличия товаров-заменителей. Основными моделями рынка несовершенной конкуренции являются: чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Монополия (от греч. mono — один, poleo — продаю). В переводе с греческого языка термин «монополия» означает «один продающий». В широком смысле слова монополия - это господствующее, доминирующее положение одного или нескольких хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности. Можно дать определение «монополии», как исключительного права производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, определенной группе лиц или государству. Чистая монополия – это такой тип рыночной структуры, когда фирма является единственным производителем или поставщиком уникального продукта, то есть такого продукта, который не имеет близких себе аналогов. Признаками монопольного положения являются концентрация в одних руках всего объема продаж на рынке и возможность в силу этого устанавливать монопольные цены и получать монопольную прибыль. При этом не следует отождествлять понятия «чистая монополия» и «монопольная власть»: чтобы обладать монопольной властью, фирме не требуется быть чистым монополистом. Характерными чертами чистой монополии являются: 1) чистый монополист, контролируя весь объем выпуска товаров, в состоянии управлять ценой, изменять ее в любом направлении; 2) покупатели не имеют возможности выбора поставщика товара; 3) чистая монополия закрыта от входа в отрасль других фирм, т.е. ограждена от конкуренции высокими входными барьерами; 4) в условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают;
5) кривая спроса на продукцию монополиста имеет классический (убывающий) вид и совпадает с кривой рыночного спроса. Предпосылками возникновения чистой монополии являются: · производство уникальной продукции (отсутствие близких заменителей); · наличие низких издержек производства, связанных с эффектом масштаба; · исключительное право доступа к каким-либо природным ресурсам; · наличие государственных патентов и лицензий, предполагающих исключительное право на данное изобретение, промышленный образец или товарный знак и т.п. Все эти факторы позволяют обладающей ими фирме занять доминирующее положение на рынке и являются препятствиями для проникновения на данный рынок других фирм. Чистая монополия, как и совершенная конкуренция, является по большей части абстрактной моделью и крайней формой рыночной структуры. На практике можно встретить в основном ограниченные формы монополии. В зависимости от причин и путей монополизации рынка различают несколько типов монополий. Искусственная монополия — монополия, возникающая в результате специальных организационных мер. В ходе конкурентной борьбы мелкие предприятия, как правило, проигрывают, разоряются, уходят с рынка, в результате происходит концентрация производства и сбыта на крупных предприятиях. Жесткий, разрушительный характер конкуренции между крупными предприятиями толкает их к объединению, слияниям, заключению соглашений, определяющих объемы выпуска продукции, рынки сбыта, цены и нарушающих нормальное функционирование рыночных механизмов. Естественная монополия. Технологические особенности производства, обусловливающие меньшие издержки производства на одном крупном предприятии, чем на множестве мелких (водо-, газо-, электроснабжение и т.п.), порождают технологическую или естественную монополию — состояние рынка, при котором удовлетворение спроса в силу технологического преимущества крупных производств эффективнее в условиях отсутствия конкуренции. Естественная монополия возникает там, где по мере увеличения объема производства происходит существенное снижение издержек производства и при этом товары, производимые естественной монополией, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.
Временная монополия, порождаемая научно-техническим прогрессом, возникает на основе монопольного обладания фирмой патентами, лицензиями на какое-либо научно-техническое достижение. Такая фирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение не получит всеобщего распространения. Иногда временную монополию называют еще открытой монополией, так как любая фирма может относительно легко войти на такой рынок, создав новый продукт или технологию, в отличие от закрытой монополии, вход на рынок которой жестко ограничен барьерами. Государственная монополия, базирующаяся на исключительном праве государства, например, на регулирование и предложение денег, производство некоторых общественных товаров, покупку вооружения и т.п.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.005 с.) |