Третий этап развития философии эпохи Возрождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Третий этап развития философии эпохи Возрождения



(слайд 25)

Последний третий этап развития философии эпохи Возрождения — со второй половины XVI в. до начала XVII в. Этот период отмечен творчеством Пьера-Анжело Мандзоли, Мишеля Монтеня (1533 — 1592), Бернардино Телезио (1509 — 1588), Франческо Патрици (1529 — 1597), Джордано Бруно (1548 — 1600), Томмазо Кампанеллы (1568 — 1639), Якоба Беме (1575 — 1624), Галилео Галилея (1564 — 1642). Названные мыслители интересовались разной философской проблематикой. Так, например, Мандзоли и Монтень исследовали вопросы существования человека в мире. М. Монтень написал объемное сочинение “Опыты”, которое вплоть до нашего времени служит образцом нравоучительной литературы. Монтеню в своем сочинении удалось обобщить опыт нравоучительной литературы прошлого и разобрать такие модели нравственных оценок поведения, которые воспринимаются и современным читателем как вполне приемлемые. Синтез натур философских идей был осуществлен в сочинениях Джордано Бруно. Основными его трактатами считаются “О причине, начале и едином” (1584), “О бесконечности вселенной и мирах” (1584). Центральной категорией его философии является Единое. Оно понимается им как высшая ступень космической иерархии бытия. В диалоге “О причине, начале и едином” Д. Бруно утверждал, что Вселенная едина, бесконечна и неподвижна. В едином материя совпадает с формой, множественность и единство, минимум и максимум. Материю он рассматривает как субстрат и возможность. Д. Бруно вслед за своими предшественниками полагал, что природа одушевлена и свидетельством тому, по его мнению, является ее самодвижение. Ему принадлежит гипотеза о неразрывной связи пространства, времени и движущейся материи. Мыслитель считал, что Вселенная бесконечна и равна Богу, который отождествляется с миром. Конечной целью познания является созерцание божества. Такое созерцание открывается лишь движимым героическим энтузиазмом.

Особенность заключительного этапа развития философии эпохи Возрождения связана с развитием науки. Этот синтез философии и науки, дающий прирост в области методологии, характерен для трудов Галилео Галилея. Примером могут служить такие его труды, как: “Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевской и коперниковой”; “Пробирных дел мастер”.

Разработанное философией эпохи Возрождения диалектически цельное представление о неразрывном единстве человека и природы, Земли и бесконечного космоса было подхвачено философами последующего времени. Идеи гуманизма, талантливо отстаивавшиеся мыслителями Возрождения, оказали широкомасштабное влияние на все общественное сознание Европы.

Литература эпохи Возрождения

В разных странах охватывает период с 16 до первой четверти 17 в. Объектом литературы становилась земная жизнь во всем ее многообразии, динамике и подлинности, что принципиально отличает литературу Возрождения от средневековой литературы. Особенностью литературы Ренессанса был глубочайший интерес к личности и ее переживаниям, проблеме личности и общества, прославление красоты человека, обостренное восприятие поэзии земного мира. Присуще стремление откликнуться на все актуальные вопросы человеческого бытия, а также обращение к национальному историческому и легендарному прошлому. Отсюда невиданный со времен античности расцвет лирической поэзии и создание новых поэтических форм, а впоследствии подъем драматургии.

С развитием литературы Возрождения связан процесс становления национальных языков в европейских странах, гуманисты в Италии, Франции, Англии выступают как защитники национального языка, а во многих случаях и как его создатели. Особенностью литературы Ренессанса было то, что она создавалась как на национальных языках, так и на латыни, однако почти все высшие ее достижения оказались связаны с первыми. Неслучайно с Возрождением связано появление целого ряда поэтических форм, связанных с именами создавших их художников слова – дантовские терцины, октава Ариосто, спенсеровская строфа, сонет Сидни и др. Вопрос о самобытности художника ставил вопрос о стиле. Постепенно утверждается вместо доминанты стиля доминанта жанра. Неслучайно теоретики литературы Возрождения едва ли не каждому жанру посвятили специальное исследование.

Наибольшие изменения коснулись сферы драматургии. Взамен средневековых жанров Ренессанс возродил трагедию и комедию, жанры, в буквальном смысле сошедшие со сцены еще во времена Римской империи. По сравнению со средневековой литературой изменяются сюжеты произведений – сначала утверждаются мифологические, затем исторические или современные. Меняется сценография, она основана на принципе правдоподобия. Сначала возвращается комедия, затем трагедия, которая в силу особенностей жанра утверждается в период осознания новой культурой неизбежности конфликта между идеалом и действительностью. Достаточно широкое распространение в литературе получает пастораль.

Эпос в литературе Возрождения представлен в разных формах. Следует отметить, прежде всего, широкое распространение эпической поэмы, новую жизнь приобретает средневековый рыцарский роман, причем в него вливается новое содержание. На закате Возрождения утверждается плутовской роман. Подлинным созданием Ренессанса становится жанр новеллы, типологические основы которого были заложены Боккаччо.

Из античных жанров эпической поэзии возрождаются ода и гимн, лирическая поэзия тесно связана с возникновением, развитием и усовершенствованием сонета, ставшего ведущей формой лирики. Развитие получают также эпиграмма, элегия, реже баллада. Следует заметить, что в разных странах Европы и проблемы стиля, и проблемы жанра приобретали различное значение.

7.1 Итальянская литература

В начале 16 в. представителями были Данте Алигьери (1265–1321), Франческо Петрарка (1304–1374). Именно с их деятельности началось воссоздание античной культуры, изучение литературных памятников, поиск античных рукописей. Петрарка был не только ученым, но и видным философом, политическим деятелем, фактически первым в истории Европы интеллектуалом. Он поставил знание на такую высоту, что в 1349 был торжественно увенчан лавровым венком на Капитолии в Риме, подобно античным героям. Петрарка создал новую систему мышления, определил все представления о человеке Ренессанса, был видным филологом, совершенствовал латинский язык. В своих латинских произведениях он опирался на античную традицию, в духе Вергилия писал эклоги, в духе Горация – Стихотворные послания. Лучшим своим творением он считал «Африку» (1339–1341), поэму на латинском языке по образцу Энеиды, где он от имени античных героев пророчествует о великой грядущей славе Италии и возрождении еще более великой итальянской культуры. В истории литературы он остался, прежде всего как создатель сборника стихов «Книга песен», написанного им на итальянском языке и посвященного воспеванию красоты человеческих чувств, любви, облагораживающей и совершенствующей человека. Имя его возлюбленной Лауры со времен Петрарки стало нарицательным, а сама книга – образцом для большинства поэтов Ренессанса. Петрарка впервые в литературе не только оправдывал любовные переживания, но и раскрывал их необычайную многогранность, сложность чувств влюбленного человека.

Младший современник и друг Петрарки, Джованни Боккаччо (1313–1375), был его продолжателем. Его литературное наследие достаточно разнообразно: писатель обращался и к традиционному жанру куртуазного романа («Филоколо и Филострато») и классическому эпосу («Тезеида»). Боккаччо создал ряд произведений в новых жанрах: ему принадлежит роман в прозе и стихах «Комедия флорентийских нимф», положившая начало жанру пасторали. Перу Боккаччо принадлежит и необычайно лирическая поэма-пастораль «Фьезоланские нимфы». Он создал первый психологический роман в Европе «Элегия мадонны Фьяметты». В истории литературы он остался, прежде всего, создателем жанра ренессансной новеллы, знаменитого сборника «Декамерон». В «Декамероне» выведено новое общество– образованное, тонко чувствующее, поэтизирующее мир, прекрасное. Этот мир основан на общности культуры и противопоставлен страшным картинам гибели и разложения общества во время эпидемии чумы. Боккаччо провозглашает равенство всех людей по рождению, отрицая сословные перегородки средневекового общества. Ценность человека определяется только его личными качествами, а не происхождением, воля и разум человека торжествуют над случайными обстоятельствами его судьбы. Его сочинения способствовали развитию итальянского литературного языка.

Литература 15 в. связана была с развитием лирики в творчестве Анджело Полициано (1454–1494) и Лоренцо Медичи (1449–1492), для творчества которого характерны карнавальные песни, воспевающие радость жизни. Полициано принадлежит первая гуманистическая поэма, написанная для театра «Сказание об Орфее». В 15 в. был создан и первый пасторальный роман «Аркадия Якопо Санадзаро», оказавший влияние на дальнейшее развитие жанра.

Жанр новеллы получил в 15 в. дальнейшее развитие. Поджо Браччолини (1380–1459) оставил сборник фацетий (анекдотов, по жанру близких к новеллам). В конце века жанр новеллы оказался связан с творчеством Томмазо (Мазуччо) Гвардато (ок. 1420–1476), оставившего книгу «Новеллино».

Значительное место в литературе итальянского Ренессанса занимает эпическая поэзия, питавшаяся сюжетами, почерпнутыми из рыцарских романов, и, прежде всего каролингского цикла. Лучшими образцами этой поэзии были Большой Морганте Луиджи Пульчи (1432–1484), Маттео Боярдо (1441–1494).

Высокое Возрождение в литературе Италии характеризовалось преобладанием классического ренессансного стиля, монументально-возвышенного, воплощающего гуманистические идеалы красоты и гармонии, откуда вытекала идеализация действительности. Оно связано, прежде всего, с именем Лудовико Ариосто (1474–1533), оставившего грандиозную поэму «Неистовый Роланд», ставшей одной из величайших вершин итальянского Ренессанса. Ариосто обратился к сюжетам рыцарских романов, посвященных паладинам Карла Великого и рыцарям Круглого Стола. Средневековые образы и ситуации обретают новый облик и получают новую трактовку: герои наделены чертами ренессансной личности, сильными чувствами, твердой волей и способностью наслаждаться жизнью. Поэма была написана особой строфой, часто называвшейся «золотой октавой».      

Лирическая струя в эпоху Высокого Возрождения связана с поэзией Пьетро Бембо, ставшего родоначальником поэзии петраркизма, культивировавшей поэтическое наследие Петрарки. Бембо доказывал преимущества тосканского диалекта, в котором усматривал основу литературного итальянского языка.

Крупнейшими мастерами новеллы литературы Позднего Возрождения стали М.Банделло (1485–1565) и Дж. Чинтио (1504–1573). Третьему из новеллистов Позднего Ренессанса, Джованни Франческо Страпароле (1500–1557), также присущ отход от гармонии и ясности Ренессанса, его язык переплетается с простонародным, и автор опирается на фольклор. Особое место в этот период занимает автобиографическое сочинение знаменитого скульптора и чеканщика Бенвенуто Челлини.

Лирическая поэзия позднего Возрождения в Италии во многом связана с творчеством женщин. В стихах В.Колонны (1490–1547) и Г.Стампы (ок. 1520–1554) отразились драматические переживания и страсть. Совершенно особое место в литературе Италии Позднего Возрождения занимают стихотворные произведения великого художника Микеланджело, поэзия которого пронизана предельно трагическими мотивами. Литературу Позднего Возрождения венчает художественное наследие Торквато Тассо (1544–1595).

В меньшей мере получила в Италии развитие драматургия. В 16 в. в основном писались комедии и пасторали. Комедии писались таким великими авторами, как Макиавелли (1469–1527) («Мандрагора») и Ариосто (1474–1533). К концу века все большее распространение получает пастораль.   Характерной чертой литературы 16 в. является появление и деятельность литературных объединений, прежде всего, академий.

7.2 Французская литература

Представителями литературы Возрождения во Франции считаются великие поэты Франсуа Вийон (1431–1469), Жан Лемер де Бельж (1473–1525), Морис Сэв (ок. 1510 – ок. 1564), Луиза Лабе (1525/26–1565). Они внесли светское начало и ренессансную радость жизни в литературу, опираясь на античную поэзию и великих мастеров итальянского Возрождения (Данте и Петрарку), с разработкой любовной темы. Первый взлет поэзии Возрождения во Франции связан с именем Клемана Маро. Заимствовал ряд стихотворных форм (эклогу, эпиграмму, сатиру). Оставил по преимуществу изящные сочинения, написанные не в крупных жанрах (девизы, эпиграммы, «подарки»), которым присуща светскость и даже игривость. Творчеству Маро в целом был присущ более возвышенный гармонический характер, ренессансное видение мира и человека. Он осуществил гигантский труд по переводу на французский язык библейских псалмов. Именно с первой половины 16 в. шла борьба за утверждение национального французского языка, чему немало способствовала деятельность филологов и поэтов.

Расцвет французской поэзии был связан с деятельностью литературной группы «Плеяда», создавшей национальную поэтическую школу. Первым серьезным произведением этой группы стал ее литературный манифест «Защита и прославление французского языка» (1549), традиционно приписываемый Жоашену Дю Белле (1522–1560), где ясно декларировались новые представления о национальной культуре и литературе. Автор связывал подъем и расцвет культуры с общенациональным подъемом и процветанием; уровень развития культуры, таким образом, определялся уровнем развития государства и народа. При этом в манифесте прослеживается характерный для Ренессанса культ античности и декларирован лозунг подражания древним авторам. Состав группы менялся, но ведущими в ней были Пьер Ронсар (1524–1585), Жоашен Дю Белле и Жан Антуан Баиф. В наибольшей степени дух культуры Возрождения и ее идеалы были выражены в творчестве лидера «Плеяды» Ронсара. Гуманист, он воспевал радость жизни, человека и человеческую любовь как вершину его жизни.   Среди других членов «Плеяды» следует упомянуть талантливого Реми Белло (ок. 1528–1577) и ученого Ж.Баифа (1532–1589), а также Этьена Жоделя (1532–1573), создавшего первую классическую французскую трагедию «Пленная Клеопатра» (1553). Жодель был первым французским драматургом, полностью порвавшим со средневековой театральной традицией, его пьесы были ориентированы на античность. Религиозные войны способствовали упадку «Плеяды» и определили специфику творчества последнего из крупных поэтов французского Ренессанса.

Среди многочисленных сборников выделяются «Новые забавы и веселые разговоры» известного вольнодумца и автора сатиры «Кимвал мира» Бонавентура Деперье (1510–1544), где дается широкая панорама повседневной жизни. Вершиной французской новеллистики принято считать наследие коронованной писательницы-гуманистки Маргариты Ангулемской (1592–1549). Сестра французского короля Франциска I была в центре блестящего двора, всего интеллектуального и рафинированного придворного общества. Став королевой Наваррской, она оторвалась от привычной культурной среды французского двора, но сумела создать в глухой провинции новый крупный центр культуры, притягивающий к себе все новых и новых деятелей французского Возрождения. В историю литературы она вошла как писательница и поэтесса. Платоническое начало, характерное для ее кружка, нашло свое максимальное выражение в поэзии самой королевы Наваррской. Ей принадлежат аллегорические стихи и поэмы. Подлинную славу Маргариты как писательницы, составил сборник новелл «Гептамерон». Сборник остался неоконченным, в нем предполагалось 100 новелл, но писательница успела написать только 72.

Высшим достижением литературы французского Возрождения в прозе является творчество Франсуа Рабле (1483–1553). Искания гуманиста (известного врача) привели его к литературе, с 1532 он начинает публиковать отдельные книги своего знаменитого романа «из жизни великанов», каждая из которых поочередно осуждалась Сорбонной, а четвертая (1552) была приговорена к сожжению парламентом. В романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» присутствует пародия с помощью гиперболизации на средневековые жанры, традиции и ценности. При этом утверждаются гуманистические идеалы и ценности. Он настаивал на праве человека мыслить и чувствовать свободно, выступал против религиозного фанатизма. Гуманистические идеалы сохраняются во французской литературе и в конце 16 века; их обобщил и выразил в новом созданном литературном жанре – эссе – Мишель де Монтень (1533–1592). Впервые в истории литературы автор изложил свои собственные переживания и опыт, «содержание моей книги – я сам». Личность Монтеня стала предметом анализа его сочинения «Опытов». Он провозглашает гуманистическое понимание предназначения человека – целью человеческой жизни является стремление к счастью и наслаждению. Именно он связал это представление с идеей естественной жизни и естественной свободы человека. Наличие свободы определяет характер общественного устройства, и все люди равны по своей природе. Монтень подводил итоги развития гуманизма, и довольно скептически оценивал итоги развития наук и даже искусства, настаивая на простоте и ясности, предвосхищая принципы грядущего классицизма.

7.3 Английская литература

Крупнейшей фигурой гуманизма в Англии стал Томас Мор (1478–1535), оставивший одно из программных сочинений Возрождения «Утопию», где рисуется идеальное общество, построенное на равенстве и справедливости, отсутствует бедность, а целью является достижение общего блага. Как подлинный гуманист Мор настаивает на гармоническом развитии личности в этом обществе, большая часть времени каждого человека отдается интеллектуальным занятиям. Характерно, что в эпоху, когда Европу разрывали религиозные распри, Мор рисует в своем идеальном государстве торжество веротерпимости, и беспощадно с издевкой описывает удел золота в «Утопии».

Английская поэзия Ренессанса зарождается в начале царствования Генриха VIII, когда при дворе стали широко популярны литературные досуги. Первым гуманистом-поэтом был Джон Скэлтон, воспитатель будущего Генриха VIII, славившийся своей ученостью. Скэлтон оставил ряд сатирических поэм. В первой половине века шло усвоение новых литературных форм и жанров, а также античного наследия. Популярность в Англии поэзии Петрарки привела к утверждению сонета как ведущей поэтической формы, хотя слегка измененной по сравнению с классической итальянской. Первый английский поэт-петраркист Томас Уайет (1503–1542) ввел сонет из трех катренов и заключительного двустишия, любовная лирика была в дальнейшем развита Генри Говардом, графом Сарри (Суррей) (1517–1547), оставившим цикл, посвященный «Джеральдине» и также усовершенствовавшим форму сонета. Расцвет английской литературы, и прежде всего, поэзии был связан с «золотым веком» царствования Елизаветы Тюдор. В этот период особо развивается меценатство по отношению к искусству и литературе. Подчеркнутый интерес к языку привел к созданию особого придворного языка, изысканного и перегруженного сравнениями. Литература развивалась по преимуществу в сфере поэзии и драматургии. Подлинный расцвет лирической поэзии был связан с именем Филипа Сидни (1554–1586), подлинного новатора в поэзии и теории литературы. Сонеты Сидни были включены диалоги, впервые в этом жанре появляется ироническая тема. Сонет становится доминирующей формой в английской поэзии Ренессанса, но другие поэты этого времени (т.н. «елизавентинцы») помимо него работали также в жанрах оды, элегии, баллады, эпиграммы, сатиры и т.д.

Крупнейшим английским поэтом эпохи Возрождения стал Эдмунд Спенсер (ок. 1552–1599). В отличие от аристократа Сидни, Спенсер прожил трудную жизнь; он оставил значительное наследие в лирической поэзии, работал в традиционных для Ренессанса жанрах сонета и гимнов. Наибольшую известность Спенсеру принесла его поэма «Королева фей», важнейший труд поэта. Спенсер обратился к сюжету, почерпнутому из средневекового рыцарского романа, к циклу легенд о короле Артуре.

Наибольший прорыв английская литература эпохи Возрождения совершила в драматургии, где, безусловно, англичане опередили всю Европу. Высшего своего развития английский театр достигает в 1580–1590-е. Первоначально английская драматургия была связана с подражанием античной, и пьесы писались на сюжеты из античной истории. В целом драматургия характеризовалась разнообразием жанров (трагедия, комедия, историческая пьеса, даже пастораль).

Первым великим трагедийным драматургом стал Кристофера Марло (1564–1593), создавшего образ Фауста, стремившегося переустроить мир. Устами другого своего персонажа, жестокого завоевателя, неграмотного пастуха Тамерлана, драматург излагает свое понимание предназначения человека, «тревожный и неукротимый дух» влечет его к действию и познанию. Герои Марло впервые показали обратную сторону идеала человека Возрождения – они незаурядны и противостоят обществу, нарушая не только его законы, но и общепринятые нормы человечности. Вызывали они в силу своего аморализма и ужас, и восхищение. С творчества Марло начинается новый этап развития драматургии английского Возрождения, который оказался связан с анализом внутренних душевных противоречий, с изображением грандиозной личности, неотвратимо влекущейся к гибели.

Вершиной развития ренессансного (и европейского театра) является творчество Уильяма Шекспира (1564–1616). В последнее время некоторые исследователи склонны добавлять нему отдельные сочинения, традиционно приписываемые Шекспиру, и снова возобновился спор об авторстве всего наследия. Творчество делится на три периода. К первому периоду (1590–1600) относятся по преимуществу комедии; большинство из них – лирические, некоторые – бытовые, другие включают элементы романтической сказки или пасторали. Все они выражали идеалы Ренессанса, пронизаны радостью жизни, прославляют человеческие чувства и активную деятельность человека, глубоко гуманистичны («Сон в летнюю ночь», «Двенадцатая ночь», «Виндзорские насмешницы»). К этому же периоду относятся и его первые трагедии на сюжеты из античной истории («Юлий Цезарь»), а также создается цикл исторических пьес, посвященных национальной истории (хроник), в которых была выражена историческая и политическая концепция драматурга («Ричард II», «Генрих IV», «Генрих V», «Ричард III» и др.). Именно в них он впервые рассмотрел проблему власти, правителя, тирании, роли народа в политической жизни страны и легитимности власти. На рубеже первого и второго периода была создана самая поэтическая из трагедий Шекспира – подлинный гимн любви, гибнущей из-за косности общества («Ромео и Джульетта»). Второй период (1601–1602) характеризовался кризисом гуманистического миросозерцания и обращением драматурга к жанру трагедии. Трагедии имели глубочайшее философское содержание. В них ренессансный герой противостоит не только враждебному миру, но и новому времени, ренессансная гармония личности и общества разрушена. Именно в трагедиях («Гамлет», «Король Лир», «Макбет») Шекспир показал сложнейшую психологическую борьбу и диалектику страстей в душах своих персонажей, раскрыл глубину конфликта. Третий период (1608–1612) характеризовался появлением романтических, почти сказочных пьес («Цимбелин», «Зимняя сказка», в особенности «Буря»), пронизанных ностальгией по идеалам Ренессанса, Шекспир оставался и в них верен идеалам Возрождения – гармонично развитый человек является «венцом всего сущего», но вершить судьбы мира ему дано только за пределами привычного мира, в сказке (утопии, пасторали). Шекспир в своем творчестве так глубоко выявил противоречия человеческой природы и осмыслил судьбу личности и общества, что не только углубил идеи гуманизма Возрождения, но его понимание человека, размышления и переживания воспринимались позднейшими эпохами, а пьесы вошли в золотой фонд вечных произведений, и без них и по сей день немыслима деятельность драматического театра.

Изобразительное искусство

Художественная культура Возрождения складывалась в период подъема культуры, бурного роста экономики, возникновения нового общественного строя — разложения старого, средневекового уклада жизни и зарождения капиталистических отношений. Ф. Энгельс писал об эпохе Возрождения: «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености». Коренные экономические и социальные изменения привели к возникновению нового прогрессивного мировоззрения — гуманизма (от латинского слова humanus — «человечный»). Всех гуманистов воодушевляла вера в творческие силы человека, беспредельную мощь человеческого разума.

Родиной Возрождения стала Флоренция. «Отцами» Возрождения называют живописца Мазаччо, скульптора Донателло, архитектора Ф. Брунеллески. Все вместе они закладывают основы нового искусства. Мазаччо в возрасте около 25 лет приступил к росписи капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции. Главное художественное средство Мазаччо — могучая светотень, развитое понимание объема. Художник умер, не достигнув 30 лет, но его ученики и последователи продолжили искания нового в области монументальной живописи, перспективы, колорита. В итальянском искусстве XV в. вырабатывается своеобразное понимание художественной правды. Живописцы продолжают черпать свои сюжеты из церковных легенд, стены церквей украшаются исключительно библейскими сценами, но эти сцены переносятся на площади и улицы итальянских городов, происходят как бы на глазах у современников, и благодаря этому сама каждодневность приобретает возвышенно-исторический характер. Художники включают в легендарные сцены портреты заказчиков и даже автопортреты. Главной отличительной чертой живописи стала научно обоснованная перспектива. Художники гордились ею как открытием и презрительно относились к своим предшественникам, которые ее не знали. Они могли с математической точностью строить в трехмерном пространстве сложные, многофигурные композиции. Правда, флорентийские живописцы ограничивались линейной перспективой и почти не замечали роли воздушной среды. Итальянская живопись XV в. — преимущественно монументальная. Она выполнялась на стенах техникой фрески и по своему характеру была рассчитана на восприятие издали. Итальянские мастера отбрасывали мелочи и подробности и смотрели на мир глазами людей, умеющих видеть сущность человека в его жесте, телодвижении, осанке.

Основоположником скульптуры Возрождения был Донателло. Одна из главных его заслуг — возрождение так называемой круглой статуи, что заложило основы развития скульптуры последующего времени. Наиболее зрелое произведение Донателло — статуя Давида (Флоренция).

Решающую роль в развитии архитектуры Ренессанса сыграл Брунеллески. Он возрождает античное понимание архитектуры, не отказываясь в то же время от средневекового наследия. Брунеллески возродил ордер, поднял значение пропорций и сделал их основой новой архитектуры. Совершить все это ему помогло изучение римских развалин, которые он тщательно измерял и любовно срисовывал. Но это не было слепым подражанием античности. В зданиях, построенных Брунеллески (Воспитательный дом, капелла Пацци во Флоренции и др.) архитектура наполняется той одухотворенностью, которая была неведома древним. Итальянцы питали большой интерес к пропорциям в искусстве, в первую очередь в архитектуре. Их создания радуют зрителя соразмерностью форм. Готический собор уже в силу своих гигантских размеров трудно обозрим; здания эпохи Возрождения как бы охватываются единым взглядом, что позволяет оценить удивительную пропорциональность их частей.

Мазаччо, Донателло, Брунеллески были далеко не одиноки в своих исканиях. Одновременно с ними работало много превосходных художников. Следующее поколение художников Возрождения во второй половине XV в. обогащает новое искусство и содействует его повсеместному распространению. Кроме Флоренции, где самым крупным мастером этого времени был С. Боттичелли, возникают новые художественные центры и местные школы Умбрии, Северной Италии, Венеции. Здесь работали такие великие мастера, как Антонелло да Мессина, А. Мантенья, Джованни Беллини и многие другие.

Памятники, созданные в Италии на рубеже XV—XVI вв., отличаются совершенством и зрелостью. Этот период наивысшего расцвета итальянского искусства принято называть Высоким Возрождением. Среди многочисленной армии даровитых мастеров в это время работают такие, которые с полным правом называются гениями. Это Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Д. Браманте, Микеланджело Буонарроти, несколько позже выступают Джорджоне, Тициан, А. Палладио.

Самый крупный нидерландский живописец XV в. — Ян ван Эйк. Подлинно талантливыми мастерами были Рогир ван дер Вейден, Хуго ван дер Гус, Мемлинг, Лука Лейденский. Творчество Питера Брейгеля Старшего — это вершина искусства Северного Возрождения середины XVI в.

В Германии величайшим представителем немецкого Возрождения был Альбрехт Дюрер. Но не единственным. Здесь творили такие за мечательные художники, как Матис Нитхардт, Лукас Кранах Старший, Ханс Хольбейн Младший и другие.

Переворот, произведенный в эпоху Возрождения в области духовной культуры и искусства, имел огромное историческое значение. Никогда еще в Западной Европе искусство не занимало такого выдающегося места в обществе. На протяжении последующих трех веков европейское искусство развивается на основе усвоенных и узаконенных художниками Возрождения принципов. Искусство Возрождения сохраняет притягательную силу и в наши дни.

Архитектура

(слайд 26)

В эпоху Возрождения было построено немало известных мировых памятников архитектуры. Сегодня они привлекают миллионы туристов, которые их в список достопримечательностей, которые обязательно нужно посетить.

В XV-XVI веках, спустя тысячу лет после падения Римской империи, умы художников, архитекторов, писателей и философов вновь обратились к наследию античности. При этом наибольший интерес к культуре Древней Греции и Рима возник в Италии, где с традициями античности никогда до конца не порывали. Впоследствии идеи Возрождения распространились по всей Европе. Выдающимися архитекторами того времени также были Филиппо Брунеллески, Донато Браманте, Лоренцо Бернини, Антонио Палладио.

Здания, построенные в эпоху Возрождения   зачастую имеют правильные и достаточно простые геометрические формы, прослеживается чёткое деление на этажи. Архитекторы Ренессанса позаимствовали у архитекторов древности ордерную систему и колонны. Также они придавали большое значение симметрии и декоративному украшению фасадов зданий. Особенно активно в это время стали использоваться штукатурка (стукко) и лепнина.

Оспедале дельи Инноченти

(слайд 27)

Первым ренессансным зданием считается Воспитательный дом во Флоренции. Это был приют для бездомных детей, и построен он был в XV веке по проекту выдающегося итальянского архитектора Филиппо Брунеллески. Именно этому человеку изобразительное искусство обязано открытием перспективы. На самом деле приют был одной из ранних построек Брунеллески, но уже здесь проявилось его новаторство как архитектора. Он обратился к традициям римской и позднеготической архитектуры, при этом не стараясь копировать их образцы. Так, он первым использовал колонны в сочетании с арками. Эта работа Брунеллески оказала огромное влияние на дальнейшее развитие архитектуры не только в самой Италии, но и во всей Европе.  



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.036 с.)