Тема 1. Методологические основы анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Методологические основы анализа



Введение

Для изучения курса «Финансовый анализ» учебный материал скомпонован таким образом, чтобы в процессе освоения его студентами решались следующие конкретные задачи:

- ознакомление со структурой годовых финансовых отчетов с определением аналитической ценности каждого из них;

- подготовка студентов к работе с совокупностью аналитических показателей для оценки ликвидности, финансовой устойчивости, платежеспособности и деловой активности компании;

- формирование представления о возможности использования той или иной группы оценочных показателей для решения конкретной задачи с учетом специфики анализируемой компании;

- ознакомление студентов с системой ранжирования компаний, основанной на финансовых показателях.

С точки зрения определения места курса «Финансовый анализ» в программе обучения, очевидно, что логически он вписывается в цепочку прикладных финансовых дисциплин, по существу являясь самостоятельным, выделившимся из финансового менеджмента направлением.

Курс предусматривает возможность использования в процессе анализа статистических, математических, эконометрических методов, а также классических методов ведения анализа хозяйственной деятельности и основ теории принятия решений.

Вместе с тем, методы и результаты финансового анализа используются в других обязательных и специальных курсах: финансовый менеджмент, принятие управленческих решений, управление оборотным капиталом, оценка эффективности инвестиционных проектов, системный анализ, оценка кредитоспособности потенциального заемщика.

Финансовый анализ – направление, имеющее ярко выраженную практическую направленность. Для этого он должен быть, с одной стороны, комплексным, то есть охватывать наиболее существенные стороны хозяйственного процесса и всесторонне выявлять причинные зависимости, оказывающие влияние на деятельность компании, с другой стороны, анализ должен обеспечить системный подход, когда каждый исследуемый объект рассматривается как сложная, постоянно изменяющаяся система, находящаяся под воздействием целого ряда факторов внешней и внутренней среды.

 

 

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ КУРСА

«ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ»

Тема 1. Методологические основы анализа

Финансовой отчетности

1.1. Введение в сравнительный анализ и анализ текущих тенденций на базе финансовой отчетности. Минимизация информационных рисков как результат выявления изменений финансового состояния компании, прогнозирования финансовых результатов и оценки ее финансовой устойчивости. Выделение специфических объектов анализа в субъектах хозяйствования разного профиля и организационно-правовых форм.

Внутрихозяйственные сравнения (основных показателей компании и дочерних организаций, подразделений) и межхозяйственные сравнения (показателей компании с показателями конкурентов, потенциальных партнеров, среднеотраслевыми данными).

1.2. Мотивационная основа финансового анализа компании. Ограниченность функционально-ориентированных структур.

Приобретение экономистами и менеджерами навыка чтения информации, представленной в финансовых отчетах, дает возможность организовать эффективное взаимодействие финансовых и коммерческих служб компании; проводить анализ эффективности работы компании в целом и подразделений с последующим обсуждением полученных результатов и корректировкой прогнозов и стратегических разработок; использовать финансовый анализ в качестве инструмента предварительной проверки при выборе направления инвестирования; использовать анализ прогнозной отчетности с целью оценки эффективности принятых управленческих решений.

 

Деятельности предприятия

Показатели

Значения по годам

Изменения

база

отчет

абсолютное

%

1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс.р.

 

 

 

 

2. Объём произведённой продукции, тыс.р.

 

 

 

 

3. Общая сумма затрат, тыс.р.

 

 

 

 

4. Затраты на 1р. выручки от продажи товаров, р./р.

 

 

 

 

 

Окончание табл. 1

Показатели

Значения по годам

Изменения

база

отчет

абсолютное

%

Ошибка! Ошибка связи..

 

 

 

 

6. Среднесписочная численность рабочих предприятия, чел.

 

 

 

 

7. Среднегодовая выручка на 1 работника, тыс.р./чел.

 

 

 

 

8. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.р.

 

 

 

 

9. Фондовооруженность, тыс.р./чел.

 

 

 

 

10. Фондоотдача, р./р.

 

 

 

 

11. Фондоёмкость, р./р.

 

 

 

 

12. Общий фонд заработной платы, тыс.р.

 

 

 

 

13. Среднемесячная заработная плата на одного работника, тыс.р./чел.

 

 

 

 

14. Прибыль (убыток) от продаж, тыс.р.

 

 

 

 

15. Чистая прибыль (убыток), тыс.р.

 

 

 

 

16. Рентабельность продаж, %

 

 

 

 

17. Рентабельность активов, %

 

 

 

 

 

В подразделе 2.1. рассматривается методика прогнозирования в соответствии с действующим российским законодательством.

С 26 октября 2002 г. в России вступил в действие Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В данном законе дано четкое определение понятия несостоятельности (банкротства) это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

По сравнению с предыдущей редакцией данного закона из определения исчезла такая характеристика экономического положения должника, как неудовлетворительная структура баланса.

Законодатель указал, что под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным ГК РФ.

К обязательным платежам отнесены налоги, сборы и иные обязательства, взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ.

Что же касается определения состава задолженности, в связи с неисполнением которых может возникнуть задолженность перед кредиторами, в Законе содержится прямое указание: к ним должны быть отнесены:

- задолженность за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

- суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником.

При этом в размер задолженности не включаются суммы долга, образовавшиеся в связи с неисполнением должником обязательств по выплате сумм гражданам за причинение вреда их жизни и здоровью, а также по уплате авторского вознаграждения. Не входят в размер денежных обязательств и обязательства перед учредителями (участниками) должника – юридического лица, вытекающие из такого участия.

Таким образом, определены следующие критерии неплатежеспособности должника – юридического лица:

1. Неисполнение обязанности по уплате указанных выше сумм платежей в течение 3 месяцев с момента наступления даты платежа.

2. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требование к должнику – юридическому лицу в совокупности составляет не менее 500 минимальных размеров оплаты труда.

Мерами по восстановлению платежеспособности должника могут быть:

- перепрофилирование производства;

- закрытие нерентабельных производств;

- ликвидация дебиторской задолженности;

- продажа части имущества должника;

- уступка прав требования должника;

- продажа предприятия (бизнеса) должника;

- иные способы восстановления платежеспособности.

Анализ финансового состояния должника приводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

С выходом в 2002 г. Закона «О несостоятельности (банкротстве)» Методическое положение по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса (№ 31-р от 12.08.94) не было отменено.

В соответствии с данным Методическим положением оценку неудовлетворительной структуры баланса необходимо проводить на основе трёх показателей:

- коэффициента текущей ликвидности (L1);

- коэффициента обеспеченности собственными средствами (L2);

- коэффициента утраты (L3) / восстановления платежеспособности (L4), которые рассчитываются следующим образом:

L3= [L1 к.г. + 3/t*∆ L1] / 2 – должен быть не менее 1,0;

L4= [L1 к.г. + 6/t*∆ L1] / 2 – должен быть не менее 1,0.

Коэффициент утраты платежеспособности рассчитывается на период, равный 3 месяцам, а коэффициент восстановления платежеспособности – на период 6 месяцев. Если коэффициент L4 принимает значение меньше 1, то это свидетельствует о том, что у организации в ближайшее время нет реальной возможности восстановить платежеспособность.

Чтобы коэффициент текущей ликвидности был ≥ 2, а коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами ≥ 0,1, убытки у организации не должны превышать 40% от оборотных активов, а долгосрочные кредиты и займы равняться 80% от суммы оборотных активов, что встречается крайне редко.

Рассчитанные показатели необходимо внести в табл. 2, после чего следует сделать выводы.

Таблица 2

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: ОМЕГА-Л, 2009. – 474 с.

2. Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса. Распоряжение ФУДН от 12.08.94 №31-р.

3. Бердникова, Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Т. Б. Бердникова. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 215 с.

4. Бурмистрова, Л. М. Финансы организаций: учеб. пособие /

Л. М. Бурмистрова. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 240 с.

5. Воронов, К. Е. Финансовый анализ. Некоторые положения и методики: учеб. пособие / К. Е. Воронов, О. А. Максимов. – М.: ИКФ «Альф», 2005. – 25 с.

6. Гусева, Т. А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб.пособие / Т. А. Гусева. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 372 с.

7. Донцова, Л. В. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие /

Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: «Дело и Сервис», 2009. – 368 с.

8. Ковалев, В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. / В. В. Ковалев, О. Н. Волкова. – М.: ТК «Велби», Изд-во «Проспект», 2004. – 424 с.

9. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие. / Г. В. Савицкая. – М.: Инфра-М, 2009. – 658 с.

10. Терентьева, Л. Ф. Бухгалтерская отчетность: практич. пособие / Л. Ф. Терентьева, Н. В. Драгункина. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006. –

240 с.

11. Ткачев, В. Н. Несостоятельность (банкротство) в Российской Федерации. Правовое регулирование конкурсных отношений /

В. Н. Ткачев. – М.: Книжный мир, 2006. – 362 с.

12. Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа: учеб. /

А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфулин. – М.: Инфра-М, 2002. – 452 с.

13. Шеремет, А. Д., Ионова А. Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: учеб. /А. Д. Шеремет, А. Ф. Ионова – М.: Инфра – М, 2008.

14. Шуляк, П. Н. Финансы предприятия: учеб. / П. Н. Шуляк. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: «Дашков и К», 2009. – 708 с.


Учебное издание

ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ

 

 

Методические указания

к выполнению контрольной и расчётно-графической работ

для студентов специальности

080105 «Финансы и кредит»

 

Составитель

ГУЩИНА Ольга Григорьевна

 

 

Редактор Л.С. Журавлева

 

Компьютерный набор и верстка О. Г. Гущина, З. И. Филонова

 

 

Подписано в печать         Формат 60´84 1/16.

Бумага офсетная. Печать офсетная.

Усл. п. л. 1,86.

Тираж 100 экз. Заказ № 4575.

 

Марийский государственный технический университет

424000 Йошкар-Ола, пл. Ленина, 3

 

 

Редакционно-издательский центр

Марийского государственного технического университета

424006 Йошкар-Ола, ул. Панфилова, 17

 

Введение

Для изучения курса «Финансовый анализ» учебный материал скомпонован таким образом, чтобы в процессе освоения его студентами решались следующие конкретные задачи:

- ознакомление со структурой годовых финансовых отчетов с определением аналитической ценности каждого из них;

- подготовка студентов к работе с совокупностью аналитических показателей для оценки ликвидности, финансовой устойчивости, платежеспособности и деловой активности компании;

- формирование представления о возможности использования той или иной группы оценочных показателей для решения конкретной задачи с учетом специфики анализируемой компании;

- ознакомление студентов с системой ранжирования компаний, основанной на финансовых показателях.

С точки зрения определения места курса «Финансовый анализ» в программе обучения, очевидно, что логически он вписывается в цепочку прикладных финансовых дисциплин, по существу являясь самостоятельным, выделившимся из финансового менеджмента направлением.

Курс предусматривает возможность использования в процессе анализа статистических, математических, эконометрических методов, а также классических методов ведения анализа хозяйственной деятельности и основ теории принятия решений.

Вместе с тем, методы и результаты финансового анализа используются в других обязательных и специальных курсах: финансовый менеджмент, принятие управленческих решений, управление оборотным капиталом, оценка эффективности инвестиционных проектов, системный анализ, оценка кредитоспособности потенциального заемщика.

Финансовый анализ – направление, имеющее ярко выраженную практическую направленность. Для этого он должен быть, с одной стороны, комплексным, то есть охватывать наиболее существенные стороны хозяйственного процесса и всесторонне выявлять причинные зависимости, оказывающие влияние на деятельность компании, с другой стороны, анализ должен обеспечить системный подход, когда каждый исследуемый объект рассматривается как сложная, постоянно изменяющаяся система, находящаяся под воздействием целого ряда факторов внешней и внутренней среды.

 

 

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ КУРСА

«ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ»

Тема 1. Методологические основы анализа

Финансовой отчетности

1.1. Введение в сравнительный анализ и анализ текущих тенденций на базе финансовой отчетности. Минимизация информационных рисков как результат выявления изменений финансового состояния компании, прогнозирования финансовых результатов и оценки ее финансовой устойчивости. Выделение специфических объектов анализа в субъектах хозяйствования разного профиля и организационно-правовых форм.

Внутрихозяйственные сравнения (основных показателей компании и дочерних организаций, подразделений) и межхозяйственные сравнения (показателей компании с показателями конкурентов, потенциальных партнеров, среднеотраслевыми данными).

1.2. Мотивационная основа финансового анализа компании. Ограниченность функционально-ориентированных структур.

Приобретение экономистами и менеджерами навыка чтения информации, представленной в финансовых отчетах, дает возможность организовать эффективное взаимодействие финансовых и коммерческих служб компании; проводить анализ эффективности работы компании в целом и подразделений с последующим обсуждением полученных результатов и корректировкой прогнозов и стратегических разработок; использовать финансовый анализ в качестве инструмента предварительной проверки при выборе направления инвестирования; использовать анализ прогнозной отчетности с целью оценки эффективности принятых управленческих решений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.078 с.)