Тема 1. Профессиональная этика юриста: нравственные основы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Профессиональная этика юриста: нравственные основы.



У чебная программа

по дисциплине

«Профессиональная этика юриста»

 

 

Направление подготовки: Юриспруденция

Квалификация выпускника: бакалавр

 

 

Москва

2011

Содержание

I. Аннотация к дисциплине

II. Структура учебной дисциплины

III. Содержание дисциплины

IV. Учебно-методическое и информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Правовые источники

V. Оценочные средства для контроля успеваемости

Примерные темы докладов и эссе для выступлений на семинарских занятиях

Контрольные вопросы к зачету

VI. Автор(ы) учебной программы

I. Аннотация к дисциплине

 

Учебная дисциплина «Профессиональная этика юриста» представляет собой важную составляющую процесса формирования личности будущего юриста.

Изучение догмы права само по себе не является достаточным для формирования у юриста навыков обращения с правовой системой. Требуется дополнительное «включение» юриста в механизм правового регулирования при помощи воспитания у него навыков нравственной оценки поступков юристов-профессионалов. Осознание того, что профессиональные навыки и знания юриста могут быть использованы им в различных плоскостях человеческих отношений вариативно в зависимости от личностных, временных, поведенческих и иных оценок, позволяет соединить социальное и правовое видение одних и тех же юридических ситуаций воедино.

Учебная дисциплина «Профессиональная этика юриста» направлена на изучение профессиональных этических принципов и норм, являющихся обязательными для представителей юридической профессии, на изучение различных ситуаций нравственно-профессионального выбора и путей решения нравственно-правовых конфликтов, а также на изучение основ механизма привлечения представителей отдельных юридических профессий к дисциплинарной ответственности. Содержание учебной программы учитывает те существенные изменения, которые происходят в последнее время в российской и зарубежной правовых системах. Приобретение знаний по данной дисциплине предполагает освоение действующего законодательства, комплекса профессиональных этических норм и принципов, принятых профессиональными сообществами, и применение изученных норм в последующей практической деятельности.

Изучение учебной дисциплины «Профессиональная этика юриста» тесно связано с рядом дисциплин, преподаваемых в совокупности с предложенным курсом: Философия, Этика, Теория государства и права, Правоохранительные органы России, Конституционное право России.

 

Цель изучения дисциплины.

Целью и задачами изучения учебной дисциплины «Профессиональная этика юриста» является освоение материала дисциплины, ее основных понятий, действующего законодательства, профессиональных этических норм и принципов, неписаных обычаев и традиций профессиональных сообществ юристов, формирование у обучающихся навыков применения законодательства и профессиональных этических норм, а также нахождения способов разрешения возникающих в ходе профессиональной деятельности конфликтов.

Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины:

Знать:

· основные положения философии о понятии, сущности и функциях морали;

· особенности профессии юриста и основные нравственные принципы профес­сиональной деятельности юриста;

· основные виды нравственно-правовых конфликтов, возникающих в ходе осуществления профессиональной деятельности юриста, и способы их разрешения;

· профессиональные этические нормы и принципы, обязательные для представителей различных юридических профессий;

· практику применения профессиональных этических норм и принципов;

· механизм привлечения представителей различных юридических профессий к дисциплинарной ответственности

Уметь:

· применять на практике требования, сформулированные в кодексах профессиональной этики различных юридических специальностей;

· объяснять нравственные основы права, правоохранительной и правоприменительной деятельности;

· добросовестно выполнять основные требования служебного этикета.

Владеть:

· навыками эффективного осуществления правового воспитания;

· способностью анализировать правовые явления с позиций принципов законности, нравственности и гуманизма.

Образовательные технологии.

В процессе преподавания данной дисциплины используются как классические методы обучения (лекции, традиционные семинары), так и различные виды самостоятельной работы студентов по заданию преподавателя, которые направлены на развитие творческих качеств студентов и на поощрение их интеллектуальных инициатив, а также самостоятельное изучение предложенных первоисточников.

 

II. Структура учебной дисциплины

 

Наименование тем

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу (в часах)

Форма контроля

Лекции

(в часах)

Активные и интерактивные занятия

Семинары (в часах)

Тема 1. Профессиональная этика юриста: нравственные основы 1 2

Выступление на семинаре

Тема 2. Основы общей этики. История развития этики 2 2 Выступление на семинаре
Тема 3. Деформация правового профессионального сознания 0,5 2 Выступление на семинаре
Тема 4. Профессиональная этика нотариуса 0,5 2 Выступление на семинаре
Тема 5. Профессиональная этика адвоката 1 2 Выступление на семинаре
Тема 6. Профессиональная этика судьи 1 2 Выступление на семинаре
Тема 7. Нравственные основы осуществления правосудия. 1 2 Выступление на семинаре
Тема 8. Профессиональная этика представителей иных юридических профессий. Профессиональная этика в сфере бизнеса. 1 2 Выступление на семинаре
Всего: 8 16  
Общая трудоемкость дисциплины (в часах)

24

Зачет

III. Содержание дисциплины[1]

Понятие этики. Мораль. Закон и Право - сходства и различия данных категорий. Добро и Зло. История этики. Основные исторические этапы становления и изменения этики как науки. Предэтика. Этика античного времени. Этика средневековья. Христианская этика. Этика Нового времени. Яркие представители философско-этической мысли.

IV. Учебно-методическое и информационное обеспечение

 

Основная литература

1. Халиулина В.П. Профессиональная этика юриста. Учебное пособие. РУДН,2009

2. Кобликов А. С. Юридическая этика: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. – М.: Норма, 2005.

 

Дополнительная литература

1. Гусейнов А. А. Философия, мораль, политика. М., 2002.

2. Ильин И.А. «Демагогия». М., 1991.

3. Баранов В.М. Правовое образование гражданина // Основы государства и права. 2000. № 1.

4. КаминскаяВ.И., РатиновА.Р. Правосознание как элемент правовой культуры. Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974.

5. Вергасова Р. И. Нотариат в России: Учебное пособие. М, 2003.

6. Комарова Н. А., Сидорова Н. А. Судебная этика. СПб., 1993.

7. Барщевский М. Ю. Адвокатская этика. – 2-е изд., испр. – М., 2001.

8. Гришин С. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи // Российская юстиция. 2003. №12.

9. Никулин С. И. Нравственные начала уголовного права: Учебное пособие. М., 1992.

10. Коваль А. С, Затонская А. Д. Юрист и безопасность бизнеса: Психологические

аспекты. М, 2006.

11. Корпоративная этика / Автор-составитель И. Н. Кузнецов. М., 2003.

12. Степнов П. П. Этические нормы государственных служащих (Социально-философский аспект). М., 2000.

13. Белолипецкий В. К., Павлова Л. Г. Этика и культура управления. М.; Ростов н/Д, 2004.

 

Правовые источники

1. Всеобщая Декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

2. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22 декабря 1991 г.

3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

4. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. (с изменениями от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г., 9 ноября, 27 декабря 2009 г.)

5. Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. (с изменениями от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 июля 1999 г., 20 июня 2000 г., 15 декабря 2001 г., 22 августа 2004 г., 5 апреля 2005 г., 2 марта, 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г., 7 мая, 2, 28 июня, 17 июля, 27 сентября, 9, 28 ноября 2009 г., 29 марта, 1 июля, 8, 23, 28, 29 декабря 2010 г.)

6. Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. (с изменениями от 14 декабря 1995 г., 9 февраля 2009 г.)

7. Федеральный закон «О прокуратуре».

8. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности адвокатуре в РФ».

9. Закон РФ «О полиции».

10. Основы законодательства РФ «О нотариате».

11. Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

12. Гражданский процессуальный кодекс РФ.

13. Арбитражно-процессуальный кодекс РФ.

14. Кодекс судейской этики.

15. Кодекс профессиональной этики адвоката.

16. Профессиональный кодекс нотариуса.

17. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

 

Примерные темы докладов и эссе для выст уплений на семинарских занятиях

1. Соотношение права и закона.

2. Соотношение права и морали.

3. Этика античности.

4. Этика средневековья. Христианская этика.

5. Этика Нового времени.

6. Правовой нигилизм.

7. Правовой инфантилизм.

8. Механизм привлечения юриста к дисциплинарной ответственности: пути усовершенствования.

9. Нравственно-правовые конфликты в деятельности юриста и способы их решения.

10. Нравственно-психологические требования к юристам различных профессий: создание модели идеального юриста.

11. Правила поведения юристов различных профессий во внеслужебное время.

12. Профессиональная этика юрисконсульта государственного органа.

13. Профессиональная этика юрисконсульта коммерческой организации.

14. Соотношение права и закона.

15. Соотношение права и морали.

16. Сравнительная характеристика Кодекса профессиональной этики адвоката РФ, Общего кодекса правил для адвокатов стран Европейского Сообщества и кодексов профессионального поведения адвокатов других стран мира.

17. Профессиональная этика адвоката.

18. Сравнительная характеристика Профессионального кодекса нотариуса РФ и кодексов профессиональной этики нотариусов других стран мира.

19. Типичные нарушения норм профессиональной этики, допускаемые адвокатами (на основе практики адвокатских палат субъектов РФ).

20. Типичные нарушения норм профессиональной этики, допускаемые судьями России.

21. Типичные нарушения норм профессиональной этики, допускаемые нотариусами России (на основе практики нотариальных палат субъектов РФ).

Контрольные вопросы к зачету

1. Понятие и предмет этики.

2. Основные этапы исторического развития этических учений.

3. Понятие и содержание основных категорий этики.

4. Общечеловеческие начала этики.

5. Категории «добра» и «зла» в деятельности юриста.

6. Долг, совесть, ответственность в работе юриста.

7. Общечеловеческие начала этики.

8. Понятие и сущность морали.

9. Структура и функции морали.

10. Нравственная свобода выбора.

11. Соотношение императивности и нравственной свободы выбора.

12. Понятие, признаки и виды социальных норм. Их иерархия.

13. Моральное сознание и моральная практика.

14. Понятие, предмет и содержание профессиональной этики юриста.

15. Профессиональная этика юриста как наука: понятие, структура, содержание.

16. Методы изучения профессиональной этики юриста.

17. Виды профессиональной этики юриста.

18. Нравственные начала использования помощи общественности в правоприменительной практике.

19. Нравственное содержание презумпции невиновности.

20. Соотношение целей и средств в профессиональной деятельности юриста.

21. Социальный характер моральных норм.

22. Понятие, содержание и функции служебного этикета юриста.

23. Виды служебного этикета юриста.

24. Нравственное содержание правовых норм.

25. Нравственные начала гражданского судопроизводства.

26. Нравственные начала судопроизводства по уголовным делам.

27. Феномен «Деформации правового сознания».

28. Профессионально необходимые качества юриста, их нравственное содержание.

29. Соотношение правовых норм и норм нравственности.

30. Нравственные основы деятельности адвоката.

31. Нравственные основы деятельности судьи.

32. Нравственный конфликт в профессиональной деятельности юриста.

33. Способы предотвращения конфликтных ситуаций.

34. Соотношение общей и профессиональной этики.

35. Оценочный характер нравственных норм.

 

У чебная программа

по дисциплине

«Профессиональная этика юриста»

 

 

Направление подготовки: Юриспруденция

Квалификация выпускника: бакалавр

 

 

Москва

2011

Содержание

I. Аннотация к дисциплине

II. Структура учебной дисциплины

III. Содержание дисциплины

IV. Учебно-методическое и информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Правовые источники

V. Оценочные средства для контроля успеваемости

Примерные темы докладов и эссе для выступлений на семинарских занятиях

Контрольные вопросы к зачету

VI. Автор(ы) учебной программы

I. Аннотация к дисциплине

 

Учебная дисциплина «Профессиональная этика юриста» представляет собой важную составляющую процесса формирования личности будущего юриста.

Изучение догмы права само по себе не является достаточным для формирования у юриста навыков обращения с правовой системой. Требуется дополнительное «включение» юриста в механизм правового регулирования при помощи воспитания у него навыков нравственной оценки поступков юристов-профессионалов. Осознание того, что профессиональные навыки и знания юриста могут быть использованы им в различных плоскостях человеческих отношений вариативно в зависимости от личностных, временных, поведенческих и иных оценок, позволяет соединить социальное и правовое видение одних и тех же юридических ситуаций воедино.

Учебная дисциплина «Профессиональная этика юриста» направлена на изучение профессиональных этических принципов и норм, являющихся обязательными для представителей юридической профессии, на изучение различных ситуаций нравственно-профессионального выбора и путей решения нравственно-правовых конфликтов, а также на изучение основ механизма привлечения представителей отдельных юридических профессий к дисциплинарной ответственности. Содержание учебной программы учитывает те существенные изменения, которые происходят в последнее время в российской и зарубежной правовых системах. Приобретение знаний по данной дисциплине предполагает освоение действующего законодательства, комплекса профессиональных этических норм и принципов, принятых профессиональными сообществами, и применение изученных норм в последующей практической деятельности.

Изучение учебной дисциплины «Профессиональная этика юриста» тесно связано с рядом дисциплин, преподаваемых в совокупности с предложенным курсом: Философия, Этика, Теория государства и права, Правоохранительные органы России, Конституционное право России.

 

Цель изучения дисциплины.

Целью и задачами изучения учебной дисциплины «Профессиональная этика юриста» является освоение материала дисциплины, ее основных понятий, действующего законодательства, профессиональных этических норм и принципов, неписаных обычаев и традиций профессиональных сообществ юристов, формирование у обучающихся навыков применения законодательства и профессиональных этических норм, а также нахождения способов разрешения возникающих в ходе профессиональной деятельности конфликтов.

Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины:

Знать:

· основные положения философии о понятии, сущности и функциях морали;

· особенности профессии юриста и основные нравственные принципы профес­сиональной деятельности юриста;

· основные виды нравственно-правовых конфликтов, возникающих в ходе осуществления профессиональной деятельности юриста, и способы их разрешения;

· профессиональные этические нормы и принципы, обязательные для представителей различных юридических профессий;

· практику применения профессиональных этических норм и принципов;

· механизм привлечения представителей различных юридических профессий к дисциплинарной ответственности

Уметь:

· применять на практике требования, сформулированные в кодексах профессиональной этики различных юридических специальностей;

· объяснять нравственные основы права, правоохранительной и правоприменительной деятельности;

· добросовестно выполнять основные требования служебного этикета.

Владеть:

· навыками эффективного осуществления правового воспитания;

· способностью анализировать правовые явления с позиций принципов законности, нравственности и гуманизма.

Образовательные технологии.

В процессе преподавания данной дисциплины используются как классические методы обучения (лекции, традиционные семинары), так и различные виды самостоятельной работы студентов по заданию преподавателя, которые направлены на развитие творческих качеств студентов и на поощрение их интеллектуальных инициатив, а также самостоятельное изучение предложенных первоисточников.

 

II. Структура учебной дисциплины

 

Наименование тем

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу (в часах)

Форма контроля

Лекции

(в часах)

Активные и интерактивные занятия

Семинары (в часах)

Тема 1. Профессиональная этика юриста: нравственные основы 1 2

Выступление на семинаре

Тема 2. Основы общей этики. История развития этики 2 2 Выступление на семинаре Тема 3. Деформация правового профессионального сознания 0,5 2 Выступление на семинаре Тема 4. Профессиональная этика нотариуса 0,5 2 Выступление на семинаре Тема 5. Профессиональная этика адвоката 1 2 Выступление на семинаре Тема 6. Профессиональная этика судьи 1 2 Выступление на семинаре Тема 7. Нравственные основы осуществления правосудия. 1 2 Выступление на семинаре Тема 8. Профессиональная этика представителей иных юридических профессий. Профессиональная этика в сфере бизнеса. 1 2 Выступление на семинаре Всего: 8 16   Общая трудоемкость дисциплины (в часах)

24

Зачет

III. Содержание дисциплины[1]

Тема 1. Профессиональная этика юриста: нравственные основы.

Нравственные основы поведения человека. Основные категории этики: справедливость, нравственный долг, честь, достоинство. Особенности нравственного поведения и оценки человека в зависимости от особенностей его личности, характера и постоянной (профессиональной) деятельности, а также социального окружения. Признаки отдельных видов профессиональной этики. Нравственные принципы и моральные законы, существующие в обществе как критерии принятия решения юристом-профессионалом. Соотношение целей и средств в юридической деятельности.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.079 с.)