Материалы к семинарам по курсу «Философия» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материалы к семинарам по курсу «Философия»



Материалы к семинарам по курсу «Философия»

и самостоятельной работе студентов

Содержание семинарских занятий

Вопросы для обсуждения

1. Почему первые философские школы Древней Греции появ­ляются в Милете?

2.Почему Фалес считал «первоосновой» всего сущего воду, а не какой-то другой элемент мироздания?

3. Являются ли «вода» Фалеса, «воздух» Анаксимена, «огонь» Гераклита абстрактными элементами или они служат выражением конкретных свойств природы?                                                

4.Решен ли вопрос о «первоначале» бытия современной наукой?    

5. Существовало ли для Гераклита в мире что-то константное, неизменное?

6.Как вы понимаете тезис Протагора: «Человек есть мера всех вещей»?

7.Почему Сократ после несправедливого смертного приговора афинского суда отказался бежать из тюрьмы?

8.К чему привела бы в античности и в наши дни практическая реализация проекта «идеального государства» Платона?

9.Основателем каких современных наук можно считать Аристотеля?

10.                        Каковы основные философские идеи, поэмы Луреция «О природе вещей»?

11. Почему в Древнем Риме к стоицизму примыкали столь различные по социальному положению люди: бывший раб Эпиктет и император Марк Аврелий?

12.В чем состояла новизна древнеримского скептицизма в срав­нении с предшествующими (древнегреческими) философскими учениями?

13.Почему у большинства философов Древнего Рима на пер­вый план вышли этические проблемы?

                                    Темы рефератов

1. Место и роль эллинистического периода развития античной фило­софии в истории философии и мировой культуры.

2.Проблема поиска «первоначала» всего сущего у Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена.

3.Милетская школа и ее роль в развитии философской мысли
в Древней Греции.

4.Константность и изменчивость в философии Гераклита.

5.Может ли человек быть «мерой всех вещей», как это полагал
Протагор?

6. Сократ: жизнь, основные философские идеи.

7. Софисты как оппоненты Сократа.

8. Платон как ученик Сократа.

9.Теория «идеального государства» Платона: современный
взгляд.         

10.Аристотель как основатель системы наук.

11.«Знаковые фигуры» в философии эпохи эллинизма.

12.Проблемы этики в эллинистическо- римской философии.

13. Лукреций и его поэма «О природе вещей»: современный взгляд.

14. Философские исток» и основные принципы скептицизма.

15. Римский стоицизм и его влияние на раннехристианскую философию.

                                  

Литература

Основная


Аблеев, С. Р. История мировой философии: учебник для вузов / С. Р. Аблеев. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 318 с.

Бессонов, Б. Н. История философии: учебное пособие для академического бакалавриата / Б. Н. Бессонов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 278 с.

Вундт, В. М. Введение в философию: учебник для вузов / В. М. Вундт. — 5-е изд., стер. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 290 с.

 Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 1. От Древнего мира до эпохи просвещения: учебник для академического бакалавриата / Г. В. Гриненко. — 4-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 290 с.

Гуревич, П. С. История философии: учебник для академического бакалавриата / П. С. Гуревич. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 162 с.

Дмитриев, В. В. Основы философии: учебник для СПО / В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 281 с.

 

Дополнительная

История античной философии: учебное пособие для академического бакалавриата / Р. В. Светлов, Е. В. Алымова, М. Н. Варламова, К. В. Лощевский; под общ. ред. Р. В. Светлова. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 288 с.

Звиревич, В. Т. Древняя и средневековая философия: учебник для академического бакалавриата / В. Т. Звиревич; под науч. ред. С. П. Пургина. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 322 с.

Антология мировой философии. Т.1.4.1. — М., 1969.

Аристотель. Сочинения в 4-х т. — М., 1975 — 1983.

Асмус В.Ф. Античная философия. — М., 1976.

Богомолов А.С. Античная философия. — М., 1985

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М,, 1979.

История философии: Запад — Россия — Восток. Кн. 1: Фи­лософия древности и средневековья, М., 1995.

Кессиди Ф.Х. Сократ. - М., 1976.

Марк Аврелий. Размышления. — СПб., 2001.

Платон. Сочинения в 3-х т. — М., 1968 — 1972.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Кн. 1,2. — М., 1987.

Секст Эмпирик. Сочинения в 2-х т. — М., 1975 — 1976.

Сенека. Нравственные письма к Луцилию. — М., 1977.

История античной диалектики.— М, 1972.

 

Основная

Аблеев, С. Р. История мировой философии: учебник для вузов / С. Р. Аблеев. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 318 с.

Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 1. От Древнего мира до эпохи просвещения: учебник для академического бакалавриата / Г. В. Гриненко. — 4-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 290 с.

Гуревич, П. С. История философии: учебник для академического бакалавриата / П. С. Гуревич. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 162 с.

                  

                             Литература (дополнительная)

Антология мировой философии.—М., 1962. т.2

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности.—М., 1989

Брагина Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (вторая половина XV в.), — М.: МГУ, 1983,

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. — М., 1980.

Лоренцо Балла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. — М., 1989.

Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. — М., 1978.

Николо Макиавелли. Избранные сочинения. — М., 1982.

Пика делла Мирандола. Речь о достоинстве человека. В кн. Человек.-М, 1991.

Пьеро Помпонацци. Трактаты. — М., 1990.

Эразм Роттердамский. Разговоры запросто. — М., 1969.

История философии. Т.2.- М., 1941.

 

 

   Занятие  5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ

1. Учение о субстанции (дуализм Декарта, монизм Спинозы, плюра­лизм Лейбница).

2. Методология научного поиска: рационализм, эмпиризм.

3. Разум и свобода. Теории естественного права, либеральные идеи в филосо­фии Нового времени.  

4. Общие характеристики философии европейского Просвещения. Условия возникновения. Социальное значение. Роль разума в познании и пре­образовании мира. Общественный прогресс.    

5. Идеи естественного права Вольтера. «Естественная полити­ка» Дидро. Монтескье о формах правления, разделении властей, законах, политической свободе. Руссо о неравенстве, свободе, граж­данской культуре. Оценка религии.

                                        Вопросы для обсуждения

1. Что такое научная революция?

2. Какова роль научных революций в изменении миропонима­ния, становлении мировоззрения, формировании картины мира.

3. В чем суть механицизма как принципа миропониманияXVII в.?

4.Почему Галилей является основоположником современной физики?

5. В силу каких обстоятельств проблемы методологии научно­го познаний занимают столь существенное место в философии XVII в.?     

6. Каковы, на Ваш взгляд, слабые стороны эмпиризма, раци­онализма, интуитивизма как методологических установок науки Нового времени?

7. Охарактеризуйте суть и аргументы субъективно идеалисти­ческого эмпиризма (Д.Юм) по вопросу принципиальных воз­можностей познания.

8. Согласны ли Вы с мнением Р. Декарта об истинном: «Никогда не принимать за истинное ничто, что я не признал бы таковым с очевидностью».

9. Как бы вы ответили на два знаменитых вопросов П. Бейля (1647—1706) — автора Исторического и критического словаря»(1695) и одного из прямых предшественников французских про­светителей: «В чем большее зло — в атеизме или в ложной рели­гии?»; «Могут ли атеисты быть нравственными людьми?».

10. Как вы понимаете утверждение Вольтера: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать»?

11. Что такое «культ разума»,  рожденный эпохой Просвеще­ния? Каково ваше отношение к нему? Кто из французских фило­софов XVIII в. отверг его и почему?

12. Какие социально-политические идеи эпохи Просвещения, по вашему мнению, являются актуальными в наши дни?

                                     Темы рефератов

1. Социокультурные предпосылки формирования науки Ново­го времени.

2. Научная революция: естественнонаучное содержание, ми­ровоззренческие предпосылки и следствия.

3. Философские универсалии Нового времени — проблема по­нимания бытия, природы, познания, человека.

4. Учение о субстанции (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

5. Галилей — основатель современного естествознания.

6. Метод мысленного эксперимента.

7. Проблема научного исследования в философии Нового вре­мени.

8. Утверждение идеала объективного познания.

9. Эмпирическая традиция в новоевропейской философии.

10. Развитие математической логики в философии Нового вре­мени.

11. Лейбниц о принципе достаточного обоснования.

12. Скептицизм Юма.

13. Механистическая картина мира.

14. Деизм  ипантеизм.

15. «Левиафан» Гоббса.

16. Идеи естественного права Т. Гоббса, Дж. Локка.

17.Либерализм Локка, Милля.

18.Материализм и идеализм в философии Просвещения.

19. Триумф и трагедия просветительского атеизма.

20. Эстетика Просвещения.

21. Просветительский идеал человека.

22. Проблемы воспитания в этике Просвещения.

23. Философия эпохи Просвещения и Великая французская революция.

24. Значение Энциклопедии наук, искусств и ремесел для фи­лософии Просвещения.

25. Великие авантюристы эпохи Просвещения (Казанова, Ка­лиостро, Сен-Жермен) — герои своего времени: философский смысл их идей и деяний.

26. Социальная философия Монтескье.

27. Антиклерикализм французского Просвещения: истоки, эво­люция, итоги.       

28. Вольтер и Руссо — два «полюса» философии французского Просвещения.

29. «Обманы и Ричардсона, и Руссо»: философские аспекты литературы английского и французского Просвещения.

30. Просветительские идеи в английской этике ХVШ в. (Шефтсбери, Хатчесон, Мандевиль).

31.Основные направления философии немецкого Просвещения.

 32. Философия немецкого Просвещения сквозь призму драматургии и поэзии Шиллера.

                                        

Литература

Основная

Аблеев, С. Р. История мировой философии: учебник для вузов / С. Р. Аблеев. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 318 с.

Бессонов, Б. Н. История философии: учебное пособие для академического бакалавриата / Б. Н. Бессонов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 278 с.

Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 1. От Древнего мира до эпохи просвещения: учебник для академического бакалавриата / Г. В. Гриненко. — 4-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 290 с.

 Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 2. От XVII до XXI века: учебник для академического бакалавриата / Г. В. Гриненко. — 4-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 402 с.

Гуревич, П. С. История философии: учебник для академического бакалавриата / П. С. Гуревич. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 162 с.

 

Дополнительная

Бэкон Ф. Соч. в 2 т. -М., 1977.

Галилей Г. Избранные труды.В 2 т. – M., 1964.

Гоббс Т. Соч. В 2 т - М., 1991.

Лейбниц Г. Соч. в 4 т. - М., 1982.

Локк Дж. Собр. соч. в трех томах. — М., 1985.

Ньютон Л. Математические начала натуральной философии. Собр. акад. А.Н. Крылова. Т.7. — M.-JI., 1936.

Паскаль Б. Мысли о религии. — М., 2001.

Док. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. - Т. 3. Новое время. — М., 1996.

Спиноза Б. Избранные произв. в 2 т. М., 2001.

Хесле В. Гении философии Нового времени. — М., 1992.

Юм Д. Соч. в 2 т. - М., 1965.

Английское свободомыслие: Д.Локк, Д.Толанд, А.Коллинз. – М., 1981.

Философия в «Энциклопедии» Дидро и Даламбера. – М.: Наука, 1994.

 Вольтер. Философские повести. – М., 1978.

Дидро. Племянник Рамо, Монахиня, Жак-фаталист и его хозяин.–М., 1972.

Жучков В А. Немецкая философия эпохи раннего Просвеще­ния — М., 1989.

История философии. — М., 1943.

Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII века. — М.:Мысль, 1981.

Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевро­пейская философия XVIII века. — М.: Высшая школа, 1986.

Монтескье. «Персидские письма». -М., 1966.

Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. — М.:Наука, 1993.

Руссо. «Исповедь». — М., 1970.

 

  Занятие 6. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. И. Кант. «Докритический» и «критический» периоды твор­чества. Этика. Социально-политические взгляды.

2.Г.В.Ф. Гегель. Панлогизм. Метод и система. Феноменология духа, философия истории, философия права.

3.Л. Фейербах. Антропологический материализм.

4.И. Г. Фихте. Наукоучение. Учение о морали, праве, государ­стве.

  5. Ф. В. Й. Шеллинг. Трансцендентальный идеализм. Филосо­фия тождества. Философия свободы.

                        Вопросы для обсуждения

1. Каково значение мира «вещей в себе» в философии Канта?

2.Что такое «антиномии» Канта и как они разрешаются?

3.В чем видел Гегель смысл мирового процесса, назначение
человека, содержание истории?

4.Как вы поняли положение Гегеля: «все действительное ра­зумно и все разумное действительно»?

5.Как Фейербах понимал сущность религии?

6.У Фейербаха любовь выступает основой морали и человеческих отношений. Согласны ли вы с такой трактовкой любви?

7.Влияние Фихте на современную феноменологию и филосо­фию существования.

8. Как Фихте понимал свободу?

9. В чем смысл натурфилософии Шеллинга?

                             Темы рефератов

1. Век немецкого Просвещения.

2. Немецкая классическая философия и ее значение в разви­тии философской мысли и культуры человечества.

3. Философия как специальная система дисциплин, катего­рий, идей немецкой классической философии.

4.«Докритический» период в творчестве Канта.

5.Космогоническая теория Канта- Лапласа.

6.«Критика чистого разума» Канта.

7.Учение Канта об аналитических и синтетический суждени­ях.

8. Разработка Кантом концепции морали и нравственного за­кона.

9.Кант о роли философии в разработке проблем гуманизма.

10.«Вещь в себе» и «вещь для нас» в философии Канта.

11.Диалектика Канта.

12.Антиномии и способы их разрешения в теории познания Канта.

13.Идея вечного мира — завершающее звено философии Канта.

14.Философская система Гегеля.

15.Целостная концепция диалектики в философии Гегеля.

16.Гегелевское учение о гражданском обществе, правовом го­сударстве, частной собственности.

17.Гегель о смысле мирового процесса, назначении человека, содержании истории.

18.Период философии деятельности и период философии аб­солюта в творчестве Фихте.

19.Активность, действенность сознания и самопознания чело­века в философии Фихте.

20.Идеи Фихте о первенстве народа над государством.

21.Шеллинг о взаимосвязи объективного и субъективного.

22.Натурфилософия Шеллинга.

23.Идея тождества идеального и материального в философии Шеллинга.   

24.Антропологический материализм Фейербаха.

25. Религия любви и гуманистическая этика Фейербаха.

Литература

Основная

Аблеев, С. Р. История мировой философии: учебник для вузов / С. Р. Аблеев. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 318 с.

Бессонов, Б. Н. История философии: учебное пособие для академического бакалавриата / Б. Н. Бессонов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 278 с.

Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 2. От XVII до XXI века: учебник для академического бакалавриата / Г. В. Гриненко. — 4-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 402 с.

Гуревич, П. С. История философии: учебник для академического бакалавриата / П. С. Гуревич. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 162 с.

Дополнительная

Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Соч. Т. 4. Ч. I. — М.: Мысль, 1965.

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. — М.:Мысль, 1986.

Фейербах Л. Основные положения философии будущего //Избр. филос. произведения. — М.: Госполитиздат, 1955.

Фихте И.Г. Соч. в 2-х т. — СПб., 1993.

Антология мировой философии: В 4 т. Т. 3.1971.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. — М.: Мысль,1978.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. Т. 3,4, - М„1997.

Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. — М.,1979.   

Краткая история философии. — М., 1996.

Рассел Б. История Западной философии. Кн. 3. Ч. 2. — М.,1993.

История философии. Т. З. — М., 1943.

Экзистенциализм.

1. Философия А.Шопенгауэра. «Мир как воля и представление». «Воля к жизни» и ее объективация. Этика. Влияния Шопенгауэра в европейской философии второй половины ХIХ и ХХ вв.

2. Основные понятия и принципы философии Сёрена Кьеркегора. Учение о трех формах человеческого бытия. Экзистенциальная диалектика.

3. Ницшеанская картина мира как антипод «классического» миропонимания. «Переоценка ценностей». Феномен «европейского нигилизма», его трактовка у Ницше. Главные идеи концепции «сверхчеловека». Современная интерпретация философии Ницше.

4. Исторические и духовные предпосылки экзистенциализма. Критика рационализма. Основные работы М.Хайдеггера, К.Ясперса, Ж.-П.Сартра.

 5. Экзистенциализм о сущности и существовании человека, преодолении отчуждения и обретении смысла бытия. Проблема выбора и ответственности, понимание свободы человека.                                       

Вопросы для обсуждения

1. Почему Шопенгауэр считал необходимым знание и глубокое внутреннее переживание восточного духовного опыта?

2. Как истолковывается «мир как представление» и «мир как воля» в философии А.Шопенгауэра?

3. Выделите три стадии познания человеком своего существования в трактовке С.Кьеркегора.

4. В чем состоит «радикальный нигилизм» Ф.Ницше?

5. Как вы представляете себе образ «сверхчеловека» Ницше?

6. В чем различие сущности и существования человека в экзистенциализме?

7. Каков смысл понятия «абсурдный человек» Камю?

8. В чем значение концепции «осевого времени» К.Ясперса»?

Литература

Основная

Аблеев, С. Р. История мировой философии: учебник для вузов / С. Р. Аблеев. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 318 с.

Бессонов, Б. Н. История философии: учебное пособие для академического бакалавриата / Б. Н. Бессонов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 278 с.

Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 2. От XVII до XXI века: учебник для академического бакалавриата / Г. В. Гриненко. — 4-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 402 с.

Гуревич, П. С. История философии: учебник для академического бакалавриата / П. С. Гуревич. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 162 с.

История философии XX века. Современная зарубежная философия: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. С. Колесников [и др.]; под ред. А. С. Колесникова. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 384 с.

Дополнительная

Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. – М., 1970.

Дезёз Ж. Ницше. СПб., 1996.

Исаев С.А. Диалектическая лирика С.Кьеркегора // Кьеркегор С. Страх и трепет. – М., 1993.

История современной зарубежной философии: компаративистский подход. СПб., 1997.

Кьеркегор С. Страх и трепет. – М., 1993.

Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. – М., 1990.

Свасьян К.А. Фридрих Ницше – мученик познания // Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. – М., 1990.

Серякова Т.Н.Человек: диагноз и прогноз по книге Ф.Ницше «Так говорил Заратустра»: Учебное пособие. – Курск, 1995.

     Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие. – М., 2000.

Соловьев В.С. Идея сверхчеловека.// Соч.:В 2 Т. – М., 1988. Т.2.

Франк С.Л. Ф.Ницше и этика любви к ближнему.// Сочинения. – М.,1990.

Сумерки богов. – М., 1990.

Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. – М., 1990.

    Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Собр. соч. – М., 1992. Т. 1.

      Западная философия ХХ века. – М., 1994.

Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.     

Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М., 1989.

Соловьев Э.В. Экзистенциализм. – М., 1974.

Современная западная философия. Словарь. – М., 1998.

Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

Хайдеггер М. Что это такое – философия // Вопросы философии. – 1993. – № 8.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

 

Литература

Основная

 

Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник / В. Г. Кузнецов [и др.]. - Москва: Инфра-М, 2016. - 517 с.

Алексеев, П.В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. - Москва: Проспект, 2017. - 588 с.

Ветошкин, А.П. Философия: учебник / А. П. Ветошкин, С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова. - Москва: Проспект, 2016. - 560 с.

Губин, В.Д. Философия: учебник / В. Д. Губин. - Москва: Проспект, 2017. - 332 с.

Канке, В. А. Философия: исторический и систематический курс: учебник / В. А. Канке. – Москва: Логос, 2014. – 375 с.

Марков, Б.В. Философия: для бакалавров и специалистов / Б. В. Марков. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, Питер Пресс, 2017. - 426 с.

Нижиков, С.А. Философия: учебник: по дисциплине "Философия" для студентов-бакалавров всех специальностей и направлений / С. А. Нижников. - Москва: Инфра-М, 2017. - 459 с.

Дополнительная

Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки,
эволюция, перспективы. — М., 1982.

Губин В.Д. Онтология: проблемы бытия в современной ев­
ропейской философии.—M.1998.     

Ильин В.В. Философия. Учебник для вузов. Ч. 1. — М., 1999.

Лобанов СД. Бытие и реальность. М, 1999.

Лукач Д.К. Онтологии общественного бытия. — М., 1991.

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. —
М., 1999.

Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? — М., 1991.

Философия в системе культуры. Ч. II. Современная научно-
философская картина мира. — М.: МГТУ, 2001.

Аверьянов А.Н. Системное познание мира. – М., 1985.

Ахлибинский Б.В., Асеев В.А., Шорохов И.М. Принцип детерминизма в системных исследованиях. – Л., 1984.

    Диалектика материального мира. – Л., 1985.

Диалектическая культура мышления: История и современность / под ред. А.А.Корольковой, Н.Н.Ивановой. – СПб., 1992.

Исаев И.Т. Диалектика и проблема развития. – М., 1979.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.

Рейхенбах Г. Направление времени. — М., 1966.

Литература

Основная

Алексеев, П.В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. - Москва: Проспект, 2017. - 588 с.

Ветошкин, А.П. Философия: учебник / А. П. Ветошкин, С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова. - Москва: Проспект, 2016. - 560 с.

Губин, В.Д. Философия: учебник / В. Д. Губин. - Москва: Проспект, 2017. - 332 с.

Канке, В. А. Философия: исторический и систематический курс: учебник / В. А. Канке. – Москва: Логос, 2014. – 375 с.

Марков, Б.В. Философия: для бакалавров и специалистов / Б. В. Марков. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, Питер Пресс, 2017. - 426 с.

Нижиков, С.А. Философия: учебник: по дисциплине "Философия" для студентов-бакалавров всех специальностей и направлений / С. А. Нижников. - Москва: Инфра-М, 2017. - 459 с.

Дополнительная

 

Васильев В.В. Трудная проблема сознания. М., 2009.

Иванов Д.В. Природа феноменального сознания. М., 2013.

Иванов Д.В. Дуализм в современной философии сознания и аргумент двух миров // Познание и сознание в междисциплинарной перспективе. Часть1. М.: ИФ РАН,2013.

Райл Г. Понятие сознания / Пер. с англ. М., 1999.

Серл Дж. Открывая сознание заново / Пер. с англ. М., 2002

Иванов Д.В. Эпистемологическая интерпретация субъективности и проблема сознания // Знание как предмет эпистемологии. М., 2011.С.189 – 211.

Алексеев А. Ю. Понятие «зомби» и проблема сознания // Проблема сознания в философии и науке / Под ред. Д.И. Дубровского. М., 2009.

Гиш Дуэйн. Ученые креационисты отвечают своим крити­кам. - СПб., 1995.

Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. – СПб., 2001.

Косарев А. Философия мира. — М., 2000.

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и некласси­ческая. – М., 2001. М., 1995.

Селицкая И А. Теория познания: мышление и речь перво­бытного человека. –СПб., 1998.

Фатхуллин М.Ф. Человек творческий; почему? // Основы концепции биографической детерминации творческой активнос­ти человека. — М., 2001.

Хейзинга И. Homo ludens (человек играющий). — М., 2001.

Элективные курсы по философии, — М., 2001.

Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. — М., 1964.

Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Интегральная природа человека. – Р. н/ Д.., 1994.

Дубровский Д.И. Проблема идеального. – М., 1983.

Зигмунд Фрейд и психоанализ в контексте австрийской и русской культур (материалы российско-австрийской конференции) // Вопросы философии. – 2000. № 10.

Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. – М., 1990.

Петров М.К. Язык, знак, культура. – М., 1991.

Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М., 1972.

Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М., 1989.

Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1990.

Фрейд З. Будущность одной иллюзии. – М.-Л., 1930.

Фромм Э. Иметь или быть? – М., 1986.

Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.

Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.

Юнг К.Г. Психологические типы. – М., 1992.

Юнг К.Г. Психология бессознательного. – М., 1994.

Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. – М., 1997.

Язык и интеллект. – М., 1993.

 

    ЗАНЯТИЕ 10. ОБЩЕСТВО. КУЛЬТУРА. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

 1. Понятие общества. Социальное пространство и время. Общество как сложная система. Функциональные подсистемы общества.

2. Социальные институты. Социальная стратификация. Социальное действие. Социальные цели, ценности, идеалы.

 3. Понятие истории. Проблема начала истории. Направленность исторического процесса Гипотеза общественного прогресса. Тема смысла истории в философии ХХ в. Восток — Запад — Россия.

4. Философское понятие культуры. Компоненты культуры, ее динамика, исторический характер, символы. Человек в мире культуры. Элитарная и «массовая» культура. Традиции и инновации в культуре.

5. Источники и механизмы культурно-исторического изменения. Теории культурных циклов (А.Тойнби), «идеальных типов» (М.Вебер) и др.

                             

                                Вопросы для обсуждения

1. Что включает понятие «общество» (социальное бытие), ка­ковы особенности философского осмысления данного феномена?

2. В чем специфика метрики и топологии социального пространства и времени?

3. Чем объяснить многопричинность исторических событий? Какова связь историзма и циклизма?

4. Какова роль морали, права, власти в развитии общества?

5. В чем причины социальной стратификации? Возможно ли существование нестратифицированных обществ?

6. Каковы основные аспекты исследования социальных действий?

7. В чем негативный характер утопических идеалов?

8. Как различаются в общественной практике социальные апологии и технологии?

9. Реформы, инновации, революции: в чем единство и разли­чие? Какова судьба реформ в России?

10.Что означает поворот к человеку, происшедший в социаль­ной философии в XX в.?

11.Какими мировоззренческими установками определяется об­раз истории в философии?

12.Как проявляется специфика исторического познания?

13.Назовите модели общественного развития в философской традиции. В чем их различие?

14.Определите основные различия традиционного и индустри­ального обществ.

15.Каковы особенности развития современной цивилизации?

16.Может ли история выступать как сфера воплощения нравственных императивов? Аргументируйте ответ.

17.Возможно ли социальное прогнозирование? Аргументируй­те ответ.

18. В чем специфика Востока и Запада как типов цивилизации?

19.Каковы особенности евразийского цивилизационного кос­моса?      

 20. В чем суть тезиса о гуманитарном смысле истории?

                        Темы рефератов

1. Социальное бытие как предмет философского познания.

2. Структурно-функциональная теория общества.

3. Социализация личности.

4. Модернизм и постмодернизм о социальной реальности.

5. Ценности и идеалы.

6. Сущность и структура ценностного сознания.

7. Политический идеал и проблема дегуманизации общества.

8. Формационная модель общества.

9. Социальная трансформация: реформы и контрреформы в России.

10. Мораль и политика.

11. Гуманизм и технократизм как типы духовной ориентации.

12. Культура и цивилизация.

13. Индивид и личность. Общественный потенциал личности.

14. Гуманистическое измерение общественного прогресса.

15. Свобода человека и историческое творчество.

16. Критика марксистской концепции прогресса.

17. Роль личности в истории.

18. Возможности и границы познания истории.

19. Цивилизационный подход в изучении истории.   

20. О понятии прогресса в истории.

21. Специфика традиционного и инновационного типов обществ.

22. Современный мировой порядок.        

23. Специфика российской цивилизации.   

24. Национально-государственная идеология России.

 

Литература

Основная

Алексеев, П.В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. - Москва: Проспект, 2017. - 588 с.

Губин, В.Д. Философия: учебник / В. Д. Губин. - Москва: Проспект, 2017. - 332 с.

 Гобозов, И.А. Социальная философия: Учебник для вузов / И.А. Гобозов. - М.: Академический проект, 2010. - 352 c.

 Гобозов, И.А. Социальная философия: Учебный словарь / И.А. Гобозов. - М.: Академический проект, 2008. - 367 c.

 Ивин, А.А. Социальная философия: Учебник для бакалавров / А.А. Ивин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 510 c.

 Момджян, К.Х. Социальная философия. Деятельный подход к анализу человека, общества, истории. Ч. 1 / К.Х. Момджян. - М.: МГУ, 2013. - 400 c.

 

 

Дополнительная

Орехов, А.М. Социальная философия: Предмет, структурные профили и вызовы на рубеже XXI века / А.М. Орехов. - М.: КД Либроком, 2011. - 272 c.

 Рахманов, А.Б. Социальная философия Макса Вебера: Метаморфозы и кризисы / А.Б. Рахманов. - М.: Красанд, 2012. - 560 c.

 Рахманов, А.Б. Социальная философия К.Маркса и Ф.Энгельса и ее антиномии / А.Б. Рахманов. - М.: Ленанд, 2017. - 608 c.

 Спиркин, А.Г. Социальная философия и философия истории: Учебник для академического бакалавриата / А.Г. Спиркин. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 184 c.

Фулье, А. Современная наука об обществе. Перевод с французского. Серия "Из наследия мировой философской мысли: социальная философия" / А. Фулье. - М.: КомКнига, 2007. - 344 c.

Момджян К. X. Введение в социальную философию. Учебное пособие. – М., 1997.

Касавин, И.Т. Социальная философия науки. российская перспектива / И.Т. Касавин. - М.: КноРус, 2018. - 479 c.

Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. В 3-х т. – М., 1991.

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.,1991.

Бердяев Н.А. О назначении человека. — М., 1993.

Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

Вебер М. Избранное. Образ общества. - М., 1994.

Ильин В.В., Панарин А.С. Философия политики. — М., 1994.

Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусств и другие работы. - М., 1991.

Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х т. – М.,1992.

Радаев В.В., Шкаратан О.П. Социальная стратификация. – М., 1995.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.

Тойнби А. Постижение истории. — М., 1991.

Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

Фромм Э. Душа человека. — М., 1992,

Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1990.

Шаповалов В.Ф. Основы философии современности. К итогам XX в.- М., 1998.

Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1.– М., 1993.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

Реформы и контрреформы в России. — М., 1995.

Бжезинский 3. Великая шахматная доска. — М., 1995.

Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. — М., 2000.

Ильин В.В. Философия истории. — М., 2003.

Коллингвуд Р.Д. Идея истории: Автобиография. — М., 1981.

Маркс К, Энгельс Ф. К критике политической экономии //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 4.

Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. – М., 1999.

Поппер К. Нищета историцизма. – М., 1992.

Трельч Э. Историцизм и его проблемы. — М., 1994.

Философия истории. Антология. — М., 1994.

Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии.– 1990. – № 3.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и что оно может означать для России // Общественные науки и современность. – М., 1995. – №3.          

 

                 ЗАНЯТИЕ 11. ПОЗНАНИЕ. НАУКА. ТЕХНИКА

1. Познание как культурно-исторический процесс. Субъект и объект познания. Многообразие видов и форм познания. Уровни познания.

2. Учение об истине. Истина и заблуждение. Критерии истины, ее конкретность. Диалектика относительного и абсолютного знания.

3. Особенности научного познания, его структура, формы, методы, их эволюция. Диалектика эмпирического и теоретического знания.

4. Знание и техническая деятельность. Понятие техники. Специфика технических знаний. Основные проблемы философии техники.

 

Вопросы для обсуждения

1.В чем сущность «истины»?

2.Опираясь на знание природы истины, объясните, почему многие опровергали афоризм Аристотеля: «Говорить, что есть, иговорить, что нет, о том, что есть, — значит утверждать ложь»?

3.Какие концепции истины вы знаете. Какой концепции ис­тины придерживался А. Пуанкаре, утверждая: «Основные положе­ния геометрии Евклида суть не что иное, как соглашения; было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны они или лож­ны, как задавать вопрос, истинна или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны»?

4.Как вы понимаете объективную истину?

5.Если учесть, что научное знание активно развивается, мож­но ли утверждать, что существует абсолютная истина?

6.Какую роль в процессе познания играет абсолютная исти­на?

7.Согласны ли вы с утверждением, что истина есть процесс?

8.В чем причины относительности наших знаний?

9.Можно ли утверждать, что в поиске истины ученый-теоретик и здравомыслящий обыватель не отличаются друг от друга? Если да, то что их объединяет?

10.В чем суть высказывания: «Истина всегда конкретна»?

11.Что может служить критерием истины?

12.Какова роль практики в познании?

13.Согласны ли вы с утверждением, что «нет ничего опасней для новой истины, чем старые заблуждения»?

14.Применимы ли понятий истины к анализу духовных цен­ностей и формам культурного творчества?

15.Согласны ли вы с высказыванием Ж.-Ж. Руссо: «Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине — только один»?

16.Каковы сущностные характеристики НТР?

17.В чем суть особенностей науки как когнитивной деятельности?

18. Что такое критерии научности знания? Каковы критерии научности знания? 

19. Каковы основные этапы развития научного знания?

20. Каковы основные принципы развития содержательных и мировоззренческих оснований научного знания?

21. Что следует называть основными факторами развития на­уки?    

22. Как соотносятся наука и ценности в социальном развитии?

 


Темы рефератов

1. Проблема истины в истории философии.

2. Изменение представления об истине в философии.

3. Философские корни агностицизма.

4.Спор эмпириков и рационалистов по проблеме истины.

5. М



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.412 с.)