Негативные последствия бюджетного дефицита и государственного долга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Негативные последствия бюджетного дефицита и государственного долга



1. Рост налогов и подрыв стимулов хозяйственной активности;

2. Рост ссудного процента (т.к. государственные займы увеличивают спрос на кредиты) и

соответственно сокращение инвестиций;

3. Утечка части ВНП за рубеж в счёт погашения внешнего долга;

4. Усиление неравенства в доходах;

Таким образом, путь к финансовому благополучию государства - это:

1. Стабильная и эффективная экономика.

2. Рациональная жизнь общества по средствам.

3. Фискальная (лат. fiscus - казна) или налогово-бюджетная политика - это политика государства в области налогов как главного источника доходов государственного бюджета.

Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты.

Основные виды налогов.

Объекты налогообложения Способы взимания Способы определения размера Уровни налогообложения Порядок использования
Прямые Косвенные      
Налоги на доходы Налоги на имущество Налоги на расходы Подоходный Поимущественный Акцизы индивидуальные Акцизы универсальные Таможенные пошлины Пропорциональные Прогрессивные Общенациональные Региональные Местные Общие Целевые  
                               
   
 

  1. Фискальная – налоги обеспечивают государство необходимыми финансовыми ресурсами.

2. Регулирующая – снижая или повышая налоги, государство стимулирует или сдерживает

развитие определённых сфер экономики.

3. Перераспределительная – собранные в бюджет налоги идут на финансирование нужных

обществу программ.

 

100

В

Ставка налога

(%)

М

Максимум налоговых поступлений

Н

0 Поступление налогов (д. ед.)

Необходимо учитывать, что налогообложение имеет свои пределы. После определённой высоты налоговые ставки начинают сдерживать экономическую активность людей, подталкивая к уклонению от налогов и делают более предпочтительнее жизнь на пособия, а не на доходы от деятельности. В результате налоговая база (т.е. общая сумма доходов с которой берутся налоги) сокращается, соответственно уменьшается, и объём налоговых поступлений. Соотношение между ставками и поступлениями налогов отражает Кривая Лаффера. На графике видно, что по мере повышения ставки налога от 0 до 100% налоговые поступления сначала увеличиваются до некоторого максимального уровня точки М (максимум), а затем снижаются до нуля. При этом поступления налогов в условных точках В (высокий уровень) и Н (низкий уровень) равны. Пониженная ставка в точке Н будет целесообразнее, т. к. выше экономическая активность людей, больше объём производства и занятости, выше уровень благосостояния общества.

Таким образом, снижение высоких налогов может обеспечить стране рост инвестиций, производства и занятости, а значит увеличение доходов бюджета, сокращение его дефицита, ослабление инфляции.

Налоги используются не только для сдерживания развития предприятий, но и для их стимулирования. Льготное налогообложение дает возможность возмещать издержки при низких рыночных ценах. Виды налоговых льгот: необлагаемый минимум дохода, налоговые скидки, освобождение от уплаты некоторых налогов, снижение налоговых ставок.

 

 

Финансовые регуляторы.

По методике осуществления все финансовые регуляторы можно разделить на два типа:

1. Дискреционные (лат. discretio – имеющий право действовать по своему усмотрению) - вводится в действие специальным решением (принятием закона или указа). Например: дополнительные налоги о новом уровне минимальных пенсий и оплаты труда.

2. Автоматические – действуют самостоятельно благодаря «встроенным стабилизаторам», которые заранее заложены в финансовые документы и срабатывают при определённых условиях. Например: прогрессивная налоговая ставка; налог на объем производства, превышающий оптимальный уровень.

Кредит и банки

2. Структура денежной массы

3. Банковский эффект кредитно – денежной мультипликации

4. Политика «дешёвых» и «дорогих» денег. «Денежное правило» монетористов

5. Денежные реформы

1. Кредитно-денежная политика – государственное регулирование кредитно – денежных ресурсов, направлена на предотвращение экономических спадов, безработицы и инфляции.

В целом эта политика направлена на соблюдение закона денежного обращения. При этом государство воздействует на такие показатели и рычаги как денежная масса (предложение денег), совокупные расходы, учётная ставка или ставка рефинансирования (то есть норма ссудного процента по кредитам, которые Центральный банк даёт коммерческим банкам) и др.

Кредит – предоставление денег (товаров) в долг на условиях возвратности, платности и срочности.

Формы кредита:

1. Коммерческий – прямое кредитование предпринимателями друг друга в виде отсрочки платежа на проданные товары, оформляется векселем.

2. Банковский – более универсален, даётся любым заёмщикам, на любые цели, в больших объёмах и на более длительный срок.

Главными кредитно – денежными учреждениями являются банки.

Банк – кредитно – финансовое предприятие, основу деятельности которого составляет привлечение и эффективное распределение денежных капиталов.

Капитал банка делится на собственный (обычно не более 10 % всех средств) и привлечённый.

В общем капитале банка выделяют резервный капитал.

 

 

Резервный капитал – это тот минимум денежной наличности, который обеспечивает банковскую ликвидность, то есть способность банка выдавать деньги по требованию клиента.

Его размер определяет норма резервного капитала, которую обычно устанавливает для всех банков Центральный банк страны.

Типы банков:

1. Центральные – это «банки для банков», обслуживают все другие банки, правительства (поэтому обычно являются государственными), регулируют денежное обращение страны, финансово – кредитную систему, хранят денежные средства других банков и золото – валютные резервы страны.

2. Коммерческие – это «банк для всех», имеет дело с разными клиентами (от мелких вкладчиков до крупных фирм), и бывают универсальными или специализации, региональными или отраслевыми и т. д.

2. С развитием кредита и расчётов через банки, структура денежной массы усложнилась. Сегодня доля наличных денег в общем денежном обороте уменьшается, так как основная часть сделок заключается в безналичных деньгах. Исходя из этого, экономисты для разных целей выделяют целый ряд определений денежной массы или так называемых денежных агрегатов, то есть её суммарных показателей. Такие агрегаты нумеруются по возрастающей (М1, М2, М3 и т. д.) и различаются широтой охвата тех или иных видов финансовых активов общества, а так же степенью их ликвидности, то есть способности быть истраченными без потери или при небольшой потере их покупательской силы. Больше всего используют первые три денежных агрегата.

Наиболее ликвидные активы (деньги) Высоколиквидные активы («почти деньги»)
Наличные деньги Чековые вклады Безчековые сберегательные счета Мелкие срочные вклады Облигации госзаймов Крупные срочные вклады
           

М1

М2

М3

 

3. Государство в макрорегулировании должно учитывать способность банков создавать «новые» деньги, увеличивая денежное предложение.

Банки «создают» деньги тогда, когда они принимают вклады и, отчислив от их суммы требуемый обязательный резерв, используют оставшуюся денежную массу для выдачи ссуд. В результате многократного повторения подобной операции в цепочке банков и образуются «новые» деньги. Это мультипликационный (лат. multiplicatio – умножение) механизм увеличения денежного предложения.

Пример:

Первоначальный вклад

       
     
     
       

 

резерв

1-й банк

Кредит

 
 

 

Депозит

       
     
     
       

 

2-й банкрезерв

       
     
     
       

 

Кредит

 
 

 

Депозит

3-й банк

резерв

Кредит

 
 

 

и т.д.

В первый банк сделан вклад в 100 д. ед. Он оставляет в резерве 20 д. ед., т. к. ЦБ установил норму 20%. Банк предоставил в ссуду 80 д. ед. (100 - 20). Полученная кем–либо эта ссуда через оплату различных счетов в конечном итоге превратится во вклад во втором банке, который, отчислив в резерв 16 д. ед. (20% от 80 д. ед.), предоставит в кредит 64 д. ед. (80 - 16). Эта сумма, пройдя свой платежно–расчетный путь, окажется вкладом в третьем банке, и т. д., пока уменьшающаяся при переходе от банка к банку первоначальная сумма не растворится без остатка на банковских счетах. В результате этой «цепной реакции» первоначальные деньги многократно возрастут. В нашем примере сумма «новых денег» составит 195.2 д. ед. (80 + 64 + 51.2). Максимальный же коэффициент роста денежной массы – денежный мультипликатор – является величиной обратной норме резервного капитала. В нашем примере он равен 5, т. к. резервная норма 20%, а в долях 1/5. Следовательно, 80 д. ед. кредитных денег, запущенных первым банком, могут создать 400 д. ед. «новых денег» (80 * 5), увеличив тем самым общую денежную массу до 500 д. ед. (100 + 400).

 

 


Такой эффект кредитно–денежной мультипликации может привести к инфляции.

4. Кейнсианская политика «дешёвых» и «дорогих» денег предполагает активное государственное кредитно–денежное регулирование экономики. Она состоит в гибком маневрировании кредитно–денежными ресурсами. Предложение этих ресурсов:

 

 

1. то увеличивается – политика «дешёвых» денег.

2. то уменьшается – политика «дорогих» денег.

  Политика «дешёвых» денег Политика «дорогих» денег
Направ- лена Против СПАДА производства Против увеличения БЕЗРАБОТИЦЫ Против растущей ИНФЛЯЦИИ
Предлагает УВЕЛИЧЕНИЕ предложения денег: - покупка государством у банков и населения государственных ОБЛИГАЦИЙ (образование «лишних» денег); - уменьшение установленной НОРМЫ РЕЗЕРВНОГО КАПИТАЛА коммерческих банков, чтобы они могли увеличить свои кредитные ресурсы; - понижение УЧЁТНОЙ СТАВКИ, что побуждает банки наращивать свои кредитные возможности за счёт заимствования денежных средств у ЦБ СОКРАЩЕНИЕ денежного предложения: продажа государственных «связывание» ОБЛИГАЦИЙ свободных банкам и населению денег увеличение кредитные НОРМЫ возможности РЕЗЕРВНОГО коммерческих КАПИТАЛА банков банков, сокращаются повышение УЧЕТНОЙ СТАВКИ
В результате Предложение кредитов растёт, они становятся дешёвыми и доступными. Стимулируется увеличение совокупных расходов и инвестиций. Растут объём производства и занятость Ссудный процент по кредитам растёт, их доступность снижается. Инвестиции, совокупные расходы сокращаются. Спрос на товары и услуги падает, цены и инфляция уменьшаются

Иной позиции придерживаются современные неоклассики, в частности монетористы.

Монетаризм – экономическое течение, которое ставит деньги в центр макроэкономической политики.

Они больше полагаются на рыночную самонастройку и считают активное государственное вмешательство в экономику неэффективным.

Главные доводы:

1. Из–за временных лагов (анг. log – разрыв во времени между взаимосвязанными явлениями или процессами) в экономике меры государства опаздывают и неэффективны.

2. Рациональное ожидание участников рынка дезорганизуют мероприятия государства (могут заранее просчитать решения государства).

3. Считают, что двигатель экономики – это предложение товаров и услуг (закон Сэя), а налоги и государственные пособия его дестимулируют.

4. В условиях стагфляции политика «дешёвых» и «дорогих» денег неприемлема.

Поэтому, по мнению монетористов, макрорегулирование следует ограничить соблюдением «денежного правила». Согласно ему масса денег в обращении (денежное предложение) должна систематически и независимо от состояния экономики увеличиваться годовым темпом, соответствующим среднегодовому темпу прироста ВНП (обычно 3 – 5% в год).

Т. о., кейнсианко–неоклассические дискуссии подтверждают сложность макроэкономических процессов. Поэтому большинство экономистов–практиков стараются не отдавать предпочтение только одной теории, а выступают за взвешенное и гибкое применение всех рекомендаций учёных в соответствии с конкретными условиями своей страны.

5. Для смягчения и преодоления инфляции государство проводит денежные реформы.

Денежные реформы – полное или частичное преобразование денежной системы.

Основные методы денежных реформ:

1. Дефляция (лат. deflatio - выдувание) – сокращение денежной массы путём изъятия из обращения избыточных денежных знаков.

2. Деноминация (лат. denomintio - переименование) – укрупнение денежной единицы путём обмена в определённой пропорции старых денежных знаков на новые.

3. Девольвация (лат. de – понижение + valeos - стоить) – снижение обменного курса денежных единиц по отношению к иностранным валютам.

4. Револьвация (лат. re – возобновление + valeos) – повышение валютного курса денежных единиц страны.

5. Нуллификация (лат. nullificatio - уничтожение) – объявление государством обесценившихся денежных знаков недействительными.

Лекция №23. Социальная политика государства.

1. Социальная роль рынка и государства

2. Доходы населения, принципы распределения доходов в обществе

3. Проблема неравенства доходов в обществе, кривая Лоренца и индекс Джини

1. Социальная политика – государственное регулирование социально-экономических условий жизни общества, забота о благосостоянии всех граждан.

Социальная роль рынка:

1. справедливо распределить доходы по конечным результатам труда;

2. повышает эффективность экономики в целом, создаёт материальную базу для роста благосостояния общества;

3. заставляет производителей работать на максимальное удовлетворение потребностей людей.

Но рынок не идеален, он не может обеспечить социальных гарантий для всех членов общества. Устранить этот рыночный недостаток призвана социальная политика государства.

1. Обеспечение всем трудоспособным благоприятных возможностей и стимулов для предпринимательства и труда:

а) свобода предпринимательства;

б) поощрение малого бизнеса;

в) поддержание высокой занятости;

г) регулирование трудовых отношений.

2. Обеспечение определённого стандарта благосостояния для всех членов общества, то есть обеспечение определённых социальных гарантий для нетрудоспособных, малоимущих, безработных:

а) перераспределение доходов в обществе;

б) пенсии и пособия;

в) обязательное общее образование и необходимая медицинская помощь.

2. Уровень благосостояния людей характеризует получаемые ими доходы.

Показатели доходов:

1. Номинальный (начисленный) – общее количество денег, получаемых за определенный период. Сюда входят:

а) факторные доходы (зарплата, прибыль, рента, процент);

б) трансфертные платежи (пенсии, пособия, стипендии, дотации);

в) другие поступления (процент от сбережений).

2. Располагаемый (чистый) – доход после уплаты налогов.

3. Реальный (отоваренный) – товары и услуги, которые куплены на располагающий доход.

Главными доходами большинства населения являются зарплата и трансфертные платежи. Соотношение между ними влияет на экономическое поведение людей. Когда в структуре доходов преобладает зарплата, это стимулирует трудовую активность человека. Когда повышается роль трансфертов, происходит формирование у людей психологии иждивенства. Поэтому направления и размеры государственной помощи должны быть очень взвешены.

 

 


Принципы распределения доходов:

1. Уравнительный

2. Рыночный (распределение по труду)

3. По накопленному имуществу – дополнительные доходы, по наследству

4. Привилегированный

3. В условиях рынка существование неравенства объективно обусловлено, потому что рыночная система – бесстрастный и жёсткий механизм, который не знает благотворительности и вознаграждает людей лишь по конечной эффективности их деятельности. Но люди не могут работать и зарабатывать одинаково. Поэтому государство должно смягчать неравенство в доходах людей, чтобы не допустить чрезмерного социального расслоения и напряженности в обществе. Но слишком активное вмешательство государства в перераспределение и выравнивание доходов снижает эффективность производства, так как растущие налоги подавляют у богатых людей стимулы к хозяйственной деятельности, а у бедных, получающих все больше социальной помощи, ослабевает тяга к поиску работы и энергичному труду.

 

 

Таким образом, налицо противоречие между эффективностью производства и равенством доходов.

Разрешая это противоречие, каждое общество решает два вопроса:

1. В чём оно видит социальную справедливость: в равенстве доходов или равенстве экономических возможностей.

2. Что лучше: эффективная экономика, но неравенство в обществе или равенство, но при неэффективной экономике.

В зависимости от ответов на эти вопросы и определяются оптимальные масштабы перераспределения доходов государством.

Для отражения степени неравенства доходов в обществе используют два показателя:

1. Кривая Лоренца – показывает сколько процентов от общих доходов страны фактически приходится на 20, 40, 60, 80 % семей.

 
 
 
 

80 Абсолютное равенство

% 60 Кривая Лоренца

доходов

 
 

0 20 40 60 80 100

% семей

Наглядность масштабов неравенства достигается через сравнение кривой (фактическое распределение) с биссектрисой угла осей координат, которая изображает теоретическую возможность абсолютно равного распределения доходов в обществе (т.е. когда 20% всех семей имели бы 20% всех доходов, 40% - 40% доходов и т.д.). При этом очевидно, что чем больше разрыв между прямой линией абсолютного равенства и кривой Лоренца, тем больше степень неравенства доходов в обществе.

Этот график позволяет проводить многосторонний анализ состояния распределения доходов в стране, например: через сравнение «до» и «после» выплаты трансфертов, что позволяет увидеть эффективность политики государства по смягчению неравенства в обществе.

2. Индекс Джини – коэффициент изменяется от 0 (абсолютное равенство) до 1 (абсолютное неравенство). Чем ближе значение индекса к 1, тем больше неравенство распределения доходов в обществе.

1. Международные экономические отношения

2. Международная торговля

3. Международные валютные отношения

1. Многие хозяйственные процессы все более выходят за рамки отдельных стран и приобретают международный характер. Сегодня человечество идет по пути формирования единой МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, в которой все национальные хозяйства тесно взаимосвязаны многообразными международными экономическими отношениями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.45.162 (0.097 с.)