Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие тенденции развития исторической науки в России в первой трети XIX в. Эпоха романтизма.
Вторая половина XVIII в. и весь XIX век пронизаны интересом к отечественной истории. Центрами изучения отечественной истории в XIX в. выступала не только АН, но и многочисленные научные общества (например, Московское общество истории и древностей российских), кружки любителей русской истории (кружок Н.П. Румянцева), а также университеты, которые стали открываться в начале века. Какая работа по собиранию источников проводилась в первой трети XIX в. и в чем её отличия от предшествующего периода? С начала XIX в. стало очевидным, что собирание источников каждым историком в отдельности не может обеспечить потребности быстро развивающейся исторической науки. Эту работу в более широких масштабах стали проводить люди, имевшие специальную подготовку и получавшие за свой труд материальное вознаграждение. В самом начале XIX в. активно вел работу по выявлению документов в архивах и библиотеках монастырей Новгородской епархии Е. Болховитинов. В 1809 г. в северных и украинских городах России собирала документы специальная комиссия АН. В 1917-1820 гг. в архивах и библиотеках монастырей Центральной России по поручению канцлера Н.П. Румянцева разыскивали источники П.М. Строев и К.Ф. Калайдович. В 1829-1832 гг. во главе с П.М. Строевым работала Археографическая экспедиция АН, которая обследовала около 200 библиотек и архивов 12 северных и центральных губерний России. В результате было собрано очень много ценных документов(Судебник 1497 г., Софийская первая летопись, сочинения Кирилла Туровского и др.) Более широкий размах получила в первой половине XIX в. работа по публикации исторических источников. Созданное в 1804 г. первое научное общество – Московское общество истории и древностей российских – свою первоначальную цель видело в издании летописей и актов. Но позже задачи его расширились, в результате чего в «Чтениях», «Временниках» и других изданиях было опубликовано множество важнейших документов. В 1811 г. по инициативе Н.П. Румянцева при Московском архиве коллегии иностранных дел была организована «Комиссия печатания государственных грамот и договоров». В 1813-1828 гг. она осуществила издание государственных и законодательных актов. Таким образом, источники становились все более доступными для возраставшего числа историков в стране. Источниковая база исторических трудов расширялась.
В первой половине XIX в. наблюдаются новые явления в источниковедении. Историк продолжили работу ученых XVIII в. по освобождению источников от вымысла и легенд, палеографический, филологический анализ позволили установить фальшивость многих грамот. Новым для этого времени была проверка показаний источника общими соображениями об исторической эпохе, к которой данные показания относились.. Новым в источниковедении первых десятилетийXIX в. оказалось и то, что легенды и мифы стали изучать с целью поиска в них следов достоверного и реального. Это стало возможным благодаря идее о закономерном развитии народов, убеждении в том, что разные народы проходили схожий путь развития от родовых отношений к государственным отношениям. Влияние Б.Г. Нибура (1776-1831), выделение аналитической и синтетической работы с источником. В методологическом планеXIX век был подготовлен предшествующим развитием.. XVIII век поставил вопросы, на которые историки сумели ответить уже в веке XIX. В развитии общественной, философской мысли конец XVIII – первая треть XIX в. ознаменовалась распространением идей романтизма. Романтизм – сложное, внутренне противоречивое духовное движение в западной культуре рубежа XVIII-XIX веков, затронувшее все сферы духовной жизни (философию, историческое познание, литературу, музыку, театр и т.д.). В значительной мере романтизм стал идейно-философским ответом на итоги Великой Французской Буржуазной революции. В новых исторических условиях прежняя упорядоченная картина исторического прошлого мыслителей XVIII века, теории о скором наступлении царства разума, свободы и счастья перестали казаться правдоподобными. Общество перестало рассматриваться как механическая сумма индивидов, была поколеблена вера в способность разума к сознательному преобразованию мира, к прогрессу. В основу романтизма легло принципиально новое мироощущение человека. Человек мыслился как противостоящий миру индивид с сильными и высокими чувствами, страстями, со способностью к интуитивному пониманию, вдохновению и творчеству. Движение истории понималось романтиками как органический процесс. Любое явление в обществе следовало рассматривать в становлении, развитии, расцвете и упадке. История обозначала изменение, из которого проистекало разнообразие. Все явления прошлого виделись авторами-романтиками как неповторимые, уникальные. Если просветители искали в прошлом общие и универсальные законы, то романтики сосредоточили внимание на уникальном и самобытном в национальной истории. С чем связаны национальные особенности народов? Гизо считал, что разное происхождение и разные судьбы дает народам Провидение. Романтики отказались от рационализма просветителей. Учение романтиков о роли Провидение в истории человечества нельзя смешивать со средневековым провиденциализмом. Роль провидения сводится к тому, что оно создает законы развития, Бог присутствует в законах, а общественное развитие определяется действием этих непреложных законов.
В деле разработки методологических проблем исторической науки первостепенную роль сыграли представители немецкой классической философии. Так, проблемой закономерного развития человечества и национальных особенностей занимался Шеллинг (1775-1854). Ход общественного развития диктует абсолют, Абсолют ведет людей по пути прогресса. Продиктованная Абсолютом необходимость вторгается в человеческую свободу и покоряет её изнутри. Человек действует в соответствии с необходимостью, которая лежит в основе развития нравов, культуры. В чем состоит прогресс? Он не в успехах науки, искусства, морали, а в постепенном продвижении к всемирному правовому строю, который становится всеобъемлющим. Источник познания у Шеллинга – не в области разума, а в области чувств, творческой фантазии. Идеи о необходимости исторического процесса, зависящего от Абсолюта, а не от произвола исторической личности, идеи своеобразия истории различных народов получили в России большое распространение в 20-40-е гг. XIX в.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.188.11 (0.004 с.) |