Составитель: тройникова Е. В. , преподаватель апоу ур «рмк мз ур» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составитель: тройникова Е. В. , преподаватель апоу ур «рмк мз ур»



Лекция по истории.

Составитель: Тройникова Е.В., преподаватель АПОУ УР «РМК МЗ УР»

Тема: 11.2 Россия на рубеже XIX— XX веков.

Цель:

1. Актуализировать необходимые знания учащихся из курса истории России XIX века.

2.Подвести учащихся к пониманию особенности российского варианта модернизации.

3.Продолжить формирование умений анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой.

- Актуализация знаний учащихся по ранее изученному материалу.

- Как называлось наше государство в XIX веке?

- Вспомните и покажите на карте, какие территории были включены в состав Российской империи в XIX в.

- Какие народы населяли эти территории?

- Кто из императоров управлял Российской империей в XIX в.

 

Изучение новой темы.

План:

1. Динамика промышленного развития.

2. Роль государства в экономике России.

3. Император Николай II, его политические воззрения.

4. Общественно – политическое  движение.

5. Возникновение социалистических и либеральных организаций и партий.

6. Усиление рабочего и крестьянского движения.

7. Внешняя политика России. Конференции в Гааге.

8. Русско-японская война 1904 — 1905 годов: планы сторон, основные сражения.

9. Портсмутский мир.

 

Роль государства в экономике России.

Общее экономическое развитие частновладельческих хозяйств продолжалось и в начале ХХ в., несмотря на циклический спад и экономическую депрессию первого десятилетия века в тяжелой промышленности.

Процесс обновления России в силу сложившихся исторических особенностей ее развития проходил болезненно, с большими трудностями и издержками для всех слоев общества.

Отличительной особенностью страны была многоконфессиональность.

Межнациональные отношения также порождали ряд проблем (50% населения составляли «иногородцы»).

Таким образом, наряду с существовавшими противоречиями между дворянством и крестьянством возникали противоречия между дворянством и буржуазией, буржуазией и рабочими, интеллигенцией и властью, межнациональные. Все более нарастало противоречие между властью и большей частью народа.

 

 

Портсмутский мир.

23 августа (5 сентября) 1905 г. в Портсмуте (США, штат Нью-Хэмпшир) был подписан мирный договор, завершивший русско-японскую войну 1904–1905 гг.

Со стороны России договор подписал председатель Комитета министров С. Ю. Витте и посол в США Р. Р. Розен, со стороны Японии — министр иностранных дел Д. Комура и посланник в США К. Такахира.

Япония вела войну с крайним напряжением сил, поэтому с июля 1904 г. японское правительство неоднократно пыталось через Великобританию, Германию и США склонить Россию к переговорам.

Переговоры начались 9 (21) августа 1905 г.

Япония требовала передачи ей прав на Ляодунский полуостров, Южно-Маньчжурскую железную дорогу (ЮМЖД), признания за ней «свободы действий» в Корее, уплаты контрибуции, отвода русских войск из Маньчжурии, ограничения военно-морских сил России на Дальнем Востоке с выдачей Японии интернированных в нейтральных портах русских кораблей, предоставления японцам права рыбной ловли вдоль русского побережья. После напряжённой дипломатической борьбы от части этих требований Япония отказалась.

По договору Россия уступала Японии арендные права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним, ЮМЖД от Порт-Артура до Чанчуня и южную половину Сахалина (до 50-й параллели). При этом Япония обязалась эксплуатировать ЮМЖД только в коммерческих целях, а на Сахалине не возводить укреплений. Корея признавалась сферой японского влияния, при условии непосягательства Японии на суверенитет страны. Россия соглашалась на заключение с Японией рыболовной конвенции. Стороны обязывались вывести войска из Маньчжурии, не препятствовать торговле там других стран. Предусматривалось не проводить мер, препятствующих свободе плавания в проливах Лаперуза и Татарском.

Условия мира были для России тяжёлыми, а подписавший его С.Ю.Витте получил в обществе насмешливое прозвище «полусахалинского». Но заключение мира помогло российскому правительству направить силы на подавление бушевавшей в стране революции.

В 1931 г. Япония, оккупировав Маньчжурию, нарушила Портсмутский мирный договор. После разгрома Японии во Второй мировой войне и её капитуляции 2 сентября 1945 г. Портсмутский договор утратил силу.

 

 

Вопросы для повторения учебного материала:

1. Дайте характеристику основных направлений российской внешней политики на рубеже веков.

2. Что вы знаете про время правления Николая II и его семью?

3. Что являлось главной особенностью российского капитализма?

4. Перечислите итоги первой Гаагской конференции.

5. Укажите причины русско- японской  войны.

6. Каков ход боевых действий и результаты русско-японской войны?

7. Дайте характеристику российской внешней политики в 1905-1907 гг.

 

 

Источники литературы:

История. Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования (Артемов В. В., Лубченков Ю. Н.)

 

 

Ответить на вопросы теста в рабочей тетради, сдать до 27 марта.

Выбрать 1 вариант ответа.

Лекция по истории.

Составитель: Тройникова Е.В., преподаватель АПОУ УР «РМК МЗ УР»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.008 с.)