Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование комплексной информационной системы и пути ее совершенствования
24.8. Перспективные информационные технологии 24.1. Информация – основа развития общества Информация выдвинулась в число важнейших факторов устойчивого развития человечества. Информация – поистине неисчерпаемый ресурс мирового сообщества. Менеджмент в полной мере использует объективную и своевременную информацию, собираемую, обрабатываемую, сохраняемую и распространяемую с помощью современных научных методов и технических средств. Своевременная информированность – объективная необходимость, обусловленная, в частности, требованиями рынка адекватно реагировать на возникающие в динамично развивающейся обстановке проблемы. Нужно не только располагать своевременной и точной информацией, но уметь осмысливать ее, делать необходимые выводы и результативно воплощать в управленческих решениях. Отсюда необходимость присутствия информационной составляющей в управлении очевидна, поскольку она является основой всего управленческого процесса. Информацию можно трактовать как совокупность сведений, сообщений, материалов, данных, определяющих меру потенциальных знаний менеджера о процессах или явлениях в их взаимосвязи. Суть информации составляют только те данные, которые уменьшают неопределенность интересующих менеджера событий. Информация в менеджменте – сумма нужных, воспринятых и осознанных сведений, необходимых для анализа конкретной ситуации, дающая возможность комплексной оценки причин ее возникновения и развития, позволяющая определить ряд альтернативных решений, из которых реально (исходя из конкретной ситуации) найти оптимальное управленческое решение, осуществить контроль его выполнения. Информация, следовательно, – необходимая предпосылка соединения и последующего органического срастания процессов труда и развития личности. Хорошо налаженная распределенная сеть информационно-вычислительных систем и компьютеров – это веление нашего времени. Информатизация – это процесс обеспечения человечества многообразием информационных ресурсов.Именно в свободе доступа каждого работника к любой интересующей его информации, свободе использования каждым в своей деятельности информационных ресурсов видится один из наиболее важных факторов развития производства.
В настоящее время информация сосредоточена в базах данных. В них накапливается весь интеллектуальный продукт, создаваемый фирмой. В связи с тем, что объем информации, заложенной в информационных ресурсных базах данных, стал настолько велик, возникла необходимость координации и рационального распределения информационных ресурсов не только по специализированным базам данных, но и по международным, национальным. Создание глобальных сетей приема-передачи данных и возможность хранить и воспроизводить в электронных библиотеках упорядоченную информацию позволяют ставить вопрос о разработке всемирной программы создания национальных многофункциональных баз данных. Информационная политика фирм обеспечивает автоматическое ускорение развития общества и повышение уровня его благосостояния. Основными принципами, предшествующими и сопутствующими информатизации, являются: гуманизация процесса информатизации; сознание должно не только определять бытие, но и намного его опережать; экономия материальных и трудовых ресурсов за счет развития информационных систем; недопущение ядерной и экологической катастроф - страшной угрозы выживанию человеческой цивилизации; демилитаризация общества; каждый человек должен войти в единое информационное пространство, познавая его информационные процессы, участвуя в этих процессах, выполняя свои ежедневные задачи. Информация – основа и важнейшее средство управления. Принято выделять четыре направления (способа) оптимизации информационного взаимодействия: 1) исключение информационной перегрузки посредством фильтрации поступающей информации, установления очередности в переработке сообщений в зависимости от их значимости, равномерного распределения информации по различным каналам; 2) уменьшение искажений и потерь информации за счет снижения ее избыточности, повторения сообщения; ее верификации, устранения посредников в потоке информации; 3) увеличение объема информации в каналах обратной связи; 4) повышение скорости информационных потоков. Процесс передачи и получения информации представлен на рис. 24.1.1. Это простая схема передачи информации в одном направлении.
Процесс передачи информации даже в одном направлении проходит через множество посредников, а это значит, что во время передачи информации происходит её задержка и искажение. Кроме того, информация может преобразовываться в зависимости от того к кому она адресована. Так, например, при передаче информации вверх от подчинённых к руководителю происходит её обобщение, а при передаче вниз, от руководителя к подчинённым наоборот – она конкретизируется. Главное в этом процессе максимальная скорость передачи информации при минимальных допустимых искажениях. От этого в первую очередь зависит правильность принимаемых решений и как следствие увеличивается прибыль организации.
Рис.24.1.1. Процесс передачи и получения информации В процессе управления постоянно происходит обмен информацией. Причём направление перемещения информации может быть как вертикальным (от руководителя к подчинённым или от подчинённых к руководителю), так и горизонтальным (между начальниками подразделений, подчинёнными одного уровня). В качестве источника информации может быть уровень цен на рынке, размер прибыли фирмы в прошлом квартале или указание руководителя (рис. 24.1.2). Рис. 24.1.2. Система управления объектом Условные обозначения: Iвх – входная информация о том, в каком состоянии объект управления должен быть; Iос – осведомляющая информация о текущем состоянии объекта управления; Iу – управляющая информация в результате сравнения; U – воздействие исполнительного органа на объект управления; V – отклонение состояния объекта управления под воздействием внешней среды. Из рисунка видно, что на эффективность принимаемых решений по управлению влияет множество показателей: качество, достоверность и оперативность получения информации; знания, опыт, личные качества руководителя; квалификационный состав подчинённых; ситуация на рынке. Точная информация – необходимый инструмент для работы. Каждой организации необходима система сбора и обработки стратегически важной информации для своевременного принятия необходимых мер. Информационные системы должны охватывать четыре основные области: информацию о покупателях; информацию о производстве; информацию о персонале; информацию о финансовых результатах деятельности. Все показатели деятельности должны измеряться так же часто, как и показатели, характеризующие производственный процесс ключевых стратегических областей. Качественная информация, по мнению Р. Дафта, должна: 1. Содержать не больше данных и сообщений, чем необходимо для представления надежной картины происходящего. Не следует добавлять интересную, но в целом малополезную информацию. 2. Быть своевременной, чтобы вовремя предпринять корректирующие действия. 3. Быть простой для восприятия. 4. Не вызывать удивления у менеджеров. 5. Облегчить выделение необычных отклонений от плана. Источники информации Состав, содержание и качество информации, которая привлекается к руководителю, имеют определяющее значение в обеспечении действенности управления. Анализ информации не ограничивается только экономическими данными, а широко использует техническую, технологическую и другую информацию. Все источники данных делятся на плановые, учетные и внеучетные.
К плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные, хозрасчетные задания, технологические карты), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и др. Источники информации учетного характера – это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация. Ведущая роль в информационном обеспечении анализа принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты. Своевременный и полный анализ данных, которые имеются в учетной документации (первичной и сводной) и отчетностях, обеспечивает принятие необходимых мер, направленных на улучшение выполнения планов, достижение лучших результатов хозяйствования. Данные статистического учета, в которых содержится количественная характеристика массовых явлений и процессов, используются для углубленного изучения и осмысления взаимосвязей, выявления экономических закономерностей. Оперативный учет и отчетность способствуют более оперативному по сравнению со статистикой или бухгалтерским учетом обеспечению анализа необходимыми данными (например, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии производственных запасов) и тем самым создают условия для повышения эффективности аналитических исследований. С расширением компьютерной техники появились и новые машинные источники информации. К ним относятся данные, которые содержатся в оперативной памяти компьютера, на гибких дисках, а также выдаются в виде разнообразных машинограмм. К внеучетным источникам информации относят документы, которые регулируют хозяйственную деятельность, а также данные, которые не относятся к перечисленным ранее. В их число входят следующие документы: 1. Официальные документы, которыми обязан пользоваться субъект хозяйствования в своей деятельности: законы государства, указы президента, постановления правительства и местных органов власти, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей предприятия. 2. Хозяйственно-правовые документы: договоры, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации.
3. Решения общих собраний коллектива, совета трудового коллектива предприятия в целом или отдельных ее подотделов. 4. Материалы изучения передового опыта, полученные из разных источников информации (Интернет, радио, телевидение, газеты и т.д.). 5. Техническая и технологическая документация. 6. Материалы специальных обследований состояния производства на отдельных рабочих местах (хронометраж, фотография и т.п.). 7. Устная информация, которая получена во время встреч с членами своего коллектива или представителями других предприятий. По отношению к объекту исследования информация бывает внутренней и внешней. Система внутренней информации - это данные статистического бухгалтерского, оперативного учета и отчетности, плановые данные, нормативные данные, разработанные на предприятии и т.д. Система внешней информации - это данные статистических сборников, периодических и специальных изданий, конференций, деловых встреч, официальные, хозяйственно-правовые документы и т.д. По отношению к предмету исследования информация делится на основную и вспомогательную, необходимую для более полной характеристики изучаемой предметной области. По периодичности поступления аналитическая информация подразделяется на регулярную и эпизодическую. К источникам регулярной информации относят плановые и учетные данные. Эпизодическая информация формируется по мере необходимости, например, сведения о новом конкуренте. Регулярная информация в свою очередь классифицируется на постоянную, сохраняющую свое значение длительное время (коды, шифры, план счетов бухгалтерского учета и др.), условно-постоянную, сохраняющую свое значение в течение определенного периода времени (показатели плана, нормативы) и переменную, характеризующую частую сменяемость событий (отчетные данные о состоянии анализируемого объекта на определенную дату). По отношению к процессу обработки, информацию можно отнести к первичной (данные первичного учета, инвентаризаций, обследований) и вторичной, прошедшей определенную стадию обработки и преобразований (отчетность, конъюнктурные обзоры и т.д.).
Требования к информации В деятельности крупных фирм передача информации является непременным и первостепенным фактором нормального функционирования фирмы. При этом особое значение приобретает обеспечение оперативности и достоверности сведений. Для многих фирм внутрифирменная система информации решает задачи организации технологического процесса и носит производственный характер. Это касается, прежде всего, процессов обеспечения предприятий кооперированной продукцией, поступающей со специализированных предприятий по внутрифирменным каналам. Здесь информация играет важную роль в предоставлении сведений для принятия управленческих решений и является одним из факторов, обеспечивающих снижение издержек производства и повышение его эффективности. Особую роль играет прогнозирование рыночных процессов.
Большое значение имеет информация о возникновении в ходе производства отклонений от плановых показателей, требующих принятия оперативных решений. Существенную роль в принятии решений играет научно-техническая информация, содержащая новые научные знания, сведения об изобретениях, технических новинках своей фирмы и фирм-конкурентов. Это непрерывно пополняемый общий фонд знаний, своевременное использование которого обеспечивает фирме высокий уровень конкурентоспособности. Информация служит основой для подготовки соответствующих докладов, отчетов, предложений для выработки и принятия управленческих решений. Содержание каждой конкретной информации определяется потребностями управленческих звеньев и вырабатываемых управленческих решений. К информации предъявляются определенные требования: - краткость, четкость формулировок, своевременность поступления; - удовлетворение потребностей конкретных управленцев; - точность и достоверность, правильный отбор первичных сведений, оптимальность систематизации; - непрерывность сбора и обработки сведений, аргументированность и полнота при ее получении и передаче; - надежность, постоянное пополнение, достаточные объем и обновление; - оперативность, конкретность и высокое качество, чтобы обеспечивать своевременное принятие решений; - систематичность, непрерывность и системность сбора; - комплексность в отражении деятельности предприятия, а также рынка и внешней среды.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.021 с.) |