Экономические аспекты управления предпринимательской деятельностью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические аспекты управления предпринимательской деятельностью



В.Б. Орлов

 

МЕНЕДЖМЕНТ

(Курс лекций)

ЧАСТЬ II

 

Учебное пособие

 

Ханты-Мансийск

2009

 


УДК 651 (078.5)

ББК 65.290-2-03я73

О753

 

 

Рецензенты:

В.М. Каточков, докт. экон. наук, проф. Южно-Уральского государственного университета;

А.Н. Попов, докт. экон. наук, проф. Уральского государственного университета физической культуры.

 

 

Орлов В.Б.

О753 Менеджмент(Курс лекций): В 2-х ч. Часть II: Учебное пособие. – Ханты-Мансийск: ЮГУ, 2009. – 244 с.

 

 

Вторая часть учебного пособия содержит материалы лекций, проливающих свет на экономические аспекты управления предпринимательской деятельностью, инновационными процессами. В лекциях получили освещение темы, касающиеся личностных качеств менеджера, лидерства, коммуникационного процесса, корпоративной культуры, этики и этикета в деятельности менеджера. Автор оперируют устоявшимися в последние годы терминами, в том числе из социологии, психологии, этики и этикета делового общения, информатики  и других наук. Страницы пособия вобрали в себя и авторские теоретические находки. Оригинальная интерпретация целого ряда понятий дает представление о логике авторской мыследеятельности в области управления.

Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, аспирантов, изучающих менеджмент, преподавателей дисциплин экономического профиля.

 

                                                                     УДК 651 (078.5)

ББК 65.290-2-03я73

 

Орлов В.Б., 2009

Югорский государственный университет, 2009
Содержание

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Лекция 15. Инновационная деятельность в менеджменте и предпринимательстве 15.1. Нововведения как объект инновационного менеджмента….. 6
15.2. Классификация инноваций………………………………….. 8
15.3. Основные этапы создания и реализации инновационного проекта……………………………………………………………………… 9
15.4. Способы преодоления сопротивления инновациям……………. 13
15.5. Эффективность инновационного проекта……………………….. 14
15.6. Определение рисков инновационного процесса………………… 16
15.7. Методы уменьшения рисков инновационной деятельности…… 20
15.8. Сущность инновационности в предпринимательстве…………… 21
Лекция 16. Риски в менеджменте и предпринимательстве 16.1. Сущность и классификация рисков………………………………. 38
16.2. Методы оценки рисков…………………………………………….. 41
16.3. Управление рисками……………………………………………….. 44
Лекция 17. Анализ и оценка предпринимательской деятельности  
17.1. Предмет экономического анализа…………………………………  47
17.2. Методы, способы и приемы экономического анализа………  48
17.3. Методы, способы и приемы экономического анализа………..  50
17.4. Анализ розничного товарооборота……………………………..  54
17.5. Современные представления о сущности экономической эффективности коммерческой деятельности……………………………..  57
17.6. Общие и специфические показатели оценки коммерческой деятельности………………………………………………………………….  61
Лекция 18. Финансовое и материально-техническое обеспечение предпринимательской деятельности 18.1. Материально-техническая база торгового предприятия……..  68
18.2. Источники финансирования……………………………………..  69
18.3. Оценка эффективности привлечения кредитных ресурсов……...  71
Лекция 19. Управление качеством в предпринимательстве 19.1. Качество: характеристика понятия……………………………….. 74
19.2. Требования к качеству……………………………………………... 75
19.3. Алгоритм улучшения качества……………………………………. 76
19.4. Разработка политики в области качества………………………… 79
19.5. Качество документации о товаре как фактор завоевания рынка 82

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА. ЛИДЕРСТВО. СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ

Лекция 20. Менеджер: личностные качества 20.1. Теория черт личности и «Я»- концепция о личностных качествах менеджера…………………………………………………………….  86
20.2. Структура «Я»- концепции………………………………………  86
Лекция 21. Лидерство  
21.1. Общая характеристика лидерства.…………………………… … 94
21.2. Подходы к лидерству……………………………….….………… 94
21.3.Концепции лидерского поведения………………………. ……… 97
21.4. Типы лидеров………………………………………………………. 98
21.5. Требования к менеджеру как лидеру……………………………. 101
21.6. Современные модели лидерства………………………………… 103
Лекция 22. Руководитель как лидер и носитель власти  
22.1. Руководство: власть и личное влияние……………………………  108
22.2. Соотношение понятий «управление», «руководство», «лидерство» в свете последующего рассмотрения классификаций стилей деятельности менеджера……………………………………………………  111
22.3. Классификации стилей управления. Основные подходы к классификации стилей лидерства. …………………………………..………  112
22.4. Авторский подход к классификации стилей управления..……… 123
22.5. Сравнение эффективности стилей руководства……………….. 124

И предпринимательстве

План:

15.1. Нововведения как объект инновационного менеджмента

15.2. Классификации инноваций

15.3. Основные этапы создания и реализации инновационного проекта

15.4. Способы преодоления сопротивления инновациям

15.5. Эффективность инновационного проекта

15.6. Определение рисков инновационного процесса

15.7. Методы уменьшения рисков инновационной деятельности

15.8. Сущность инновационности в предпринимательстве

 

Классификации инноваций

Важным этапом анализа инноваций является их классификация по ряду основополагающих признаков.

По причинам возникновения инновации можно разделить на реактивные и стратегические. Реактивные – это инновации, обеспечивающие выживание фирмы или малого предприятия, как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке. Стратегические инновации – это нововведения, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе.

По предмету и сфере приложения инноваций они делятся на: продуктовые (новые продукты, услуги); рыночные (инновации, открывающие новые сферы применений продукта; позволяющие реализовать услугу на новых рынках); инновации – процессы (технологии, организация производства и управленческие процессы).

По характеру удовлетворяемых потребностей инновации могут быть ориентированы на существующие потребности или на формирование новых.

Согласно типологии конкурентной стратегии, инновационные предприятия относятся к коммутантам, патиентам и эксплерентам.

• Коммутанты. Малые предприятия этой группы, как правило, специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют промежуточную сборку. Эти предприятия очень тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через систему кооперационных связей, систему субподряда. С помощью этих предприятий крупное производство освобождается от невыгодного ему вспомогательного неэффективного производства. Малые предприятия этой группы находятся в сильной зависимости от крупных предприятий и ведут жесткую конкурентную борьбу между собой.

• Патиенты. Предприятия этой группы специализируются на выпуске конечной (готовой) продукции, ориентированной в основном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они достаточно независимы от крупных предприятий, иногда могут составить и сырьевую конкуренцию крупному предприятию благодаря высокому качеству выпускаемого продукта.

• Эксплеренты. Предприятия этой группы – так называемые рисковые фирмы или инновационные предприятия, занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров.

Типы инноваций дифференцируются по отраслевому признаку: в топливной, полиграфической промышленности и металлургии преобладают технологические инновации; а в остальных отраслях – продуктовые, на которые приходится почти две трети всех затрат. Они являются и более наукоемкими – при их осуществлении на НИОКР расходуется треть всех инвестируемых средств.

Типизация инноваций по рассмотренным выше признакам позволяет:

• осуществлять "привязку" к типу инноваций того или иного типа стратегии;

• создавать экономические механизмы и организационные формы управления в зависимости от типа инноваций (организационно-экономический механизм является подсистемой инновационной стратегии);

• определять положение, формы реализации и продвижения продукта, которые также будут неодинаковы в зависимости от различных типов инноваций.

Более 70% предприятий осуществляют инновации в целях расширения ассортимента продукции, чтобы заполучить сегмент рынка. Снижение издержек производства – цель почти половины от общего количества инновационных предприятий.

Содержание фаз жизненного цикла проекта

Прединвестиционная фаза проекта

Инвестиционная фаза проекта

Прединвестици-онные исследования и планирование проекта Разработка документации и подготовка к реализации

Проведение торгов и заключение контрактов

Реализация проекта Завершение проекта
1. Изучение прогнозов   Разработка плана проектно- изыскательных работ

Заключение

контрактов

 

Разработка плана реализации проекта Пусконаладочные работы
2. Анализ условий для воплощения первоначального замысла, разработка концепции проекта   Задание на разработку ТЭО и разработка ТЭО  

Договор на поставку оборудования

Разработка графиков Пуск объекта
3. Предпроектное обоснование инвестиций   Согласование, экспертиза и утверждение ТЭО

Договор на подрядные работы

Выполнение работ   Демобилизация ресурсов, анализ результатов
4. Выбор и согласование места размещения   Выдача задания на проектиро-вание

Разработка планов

Мониторинг и контроль Эксплуатация  
5. Экологическое обоснование   Разработка, согласование плана и утверждение

 

Корректировка проекта Ремонт и развитие производства
6. Экспертиза Принятие окончательного решения об инвестировании

 

Оплата выполненных работ Закрытие проекта, демонтаж оборудования
7. Предварительное инвестирование решения  

 

   
           

Создание и реализация инновационного проекта включает следующие этапы: формирование инновационного замысла (идеи); исследование инновационных возможностей; технико-экономическое обоснование проекта; строительно-монтажные работы; эксплуатация объекта; мониторинг экономических показателей.

Рассмотрим первые три этапа как наиболее сложные при инновировании.

Под этапом формирования инновационного замысла (идеи) понимается задуманный план действий. На этом этапе, прежде всего, необходимо определить субъекты и объекты инвестиций, их формы и источники в зависимости от деловых намерений разработчика идеи.

Субъектом инвестиций являются коммерческие организации и другие субъекты хозяйствования, использующие инвестиции.

К объектам инвестиций могут быть отнесены:

• строящиеся, реконструируемые или расширяемые предприятия, здания, сооружения (основные фонды), предназначенные для производства новых продуктов и услуг;

• комплексы строящихся или реконструируемых объектов, ориентированных на решение одной задачи (программы). В этом случае под объектом инвестирования подразумевается программа — производство новых изделий (услуг) на имеющихся производственных площадях в рамках действующих производств и организаций.

В инновационном проекте используются следующие формы инвестиций:

- денежные средства и их эквиваленты (целевые вклады, оборотные средства, ценные бумаги, например, акции или облигации, кредиты, займы, залоги и т.п.);

- земля;

- здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и испытательные средства, оснастка и инструмент, любое другое имущество, то есть все то, что используется в производстве или обладает ликвидностью;

- имущественные права, оцениваемые, как правило, денежным эквивалентом.

Основными источниками инвестиций являются:

• собственные финансовые средства, иные виды активов (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность и т.п.) и привлеченные средства;

• ассигнования из федерального, региональных и местных бюджетов;

• иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капитале совместных организаций.

• различные формы заемных средств.

Этап исследования инновационных возможностей имеет целью подготовку предложений для потенциального инвестора. Если потребности в инвесторах нет, и все работы производятся за счет собственных средств, тогда принимается решение о финансировании работ по подготовке ТЭО проекта. Этап предполагает:

• предварительное изучение спроса на продукцию и услуги с учетом экспорта и импорта;

• оценку уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги);

• подготовку предложений по организационно-правовой форме реализации проекта и составу участников;

• оценку предполагаемого объема инвестиций по укрупненным нормативам и предварительную оценку их коммерческой эффективности;

• подготовку предварительных оценок по разделам технико-экономического обоснования (ТЭО), в частности оценку эффективности проекта;

• подготовку контрактной документации на проектно-изыскательские работы.

Этап технико-экономического обоснования проекта предусматривает:

• проведение полномасштабного маркетингового исследования;

• подготовку программы выпуска продукции (реализации услуг);

• разработку технических решений, в том числе генерального плана;

• инженерное обеспечение;

• мероприятия по охране окружающей среды и гражданской обороне;

• описание организации строительства;

• данные о необходимом жилищно-гражданском строительстве;

• описание системы управления предприятием, организации труда рабочих и служащих;

• формирование сметно-финансовой документации, включающей: оценку издержек производства, расчет капитальных издержек, расчет годовых поступлений от деятельности предприятий, расчет потребности в оборотном капитале, проектируемые и рекомендуемые источники финансирования проекта (расчет), предполагаемые потребности в иностранной валюте, условия инвестирования, выбор конкретного инвестора, оформление соглашения.

• оценку рисков, связанных с осуществлением проекта;

• планирование сроков осуществления проекта;

• оценку коммерческой эффективности проекта (при использовании бюджетных инвестиций);

• формирование условий прекращения реализации проекта.

Инновационные проекты характеризуются высокой неопределенностью на всех стадиях инновационного цикла. Более того, успешно прошедшие стадию испытания и внедрения в производство новшества могут быть не приняты рынком, и их производство должно быть прекращено. Многие проекты дают обнадеживающие результаты на первой стадии разработки, но затем при неясной технико-технологической перспективе должны быть закрыты. Даже наиболее успешные проекты не гарантированы от неудач: в любой момент их жизненного цикла они не застрахованы от появления у конкурента более перспективной новинки.

 

Дробление

А. Разделите объект на независимые части.

■ Разделите предприятие на различные производственные центры.

■ Автономные центры прибыли.

■ Используйте разбивку большого проекта по видам работ.

■ Франчайзинг в сбыте продукции.

■ Произведите сегментацию потребительских предпочтений.

■ Разделите процесс генерирования идей на этапы согласно методу мозгового штурма.

Б. Выполните объект разборным.

В. Увеличьте степень дробления объекта.

Вынесение

А. Отделите от объекта «мешающую» часть (свойство) или, наобо рот, выделите единственно нужную часть (свойство).

Местное качество

А. Переходите от однородной структуры объекта или внешней среды (внешнего воздействия) к неоднородной.

Б. Каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее бла гоприятных для ее работы.

В. Разные части объекта должны выполнять различные функции.

Асимметрия

А. Перейдите от симметричной формы объекта к асимметричной.

Б. Если объект асимметричен, измените (увеличьте или уменьшите) степень асимметрии,

Объединение

А. Соедините однородные или предназначенные для смежных операций объекты.

Б. Объедините во времени однородные или смежные операции.

Универсальность

А. Создайте объект или структуру для выполнения нескольких разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других объек тах (структурах).

Принцип «матрешки»

А. Один объект размещается внутри другого, который, в свою очередь, находится внутри третьего и т.д.

■ Магазин в магазине.

■ Четыре уровня знаний в схемах подготовки кадров преуспевающих компаний (например, Sony): 1) Базовое мастерство, 2) Ноу-хау, 3) Производственный менеджмент, 4) Стратегическое видение.

Б. Один объект проходит сквозь полость в другом объекте.

■ «Штепсельные гнезда» в организационной структуре.

■ Используйте последовательность вопросов: «Кто? Что? Где? Когда? Почему? Как?», чтобы добраться до сути проблемы.

■ Выставляйте перед покупателями находящихся обычно в тени работников (например, инженеров вместо маркетологов).

■ Особенность архитектуры отелей с казино (стиль Лас Вегаса): чтобы попасть в ресторан, в регистратуру и даже в туалет, гость должен пройти через игровую зону.

■ Дайте возможность каждому служащему прямо обращаться на любой уровень управления организации.

Принцип антимассы

А. Компенсируйте массу объекта (тенденцию спада) соединением с другим объектом, обладающим подъемной силой.

■ При слиянии двух компаний одна из них благодаря своим сильным сторонам (система продаж, методы маркетинга, капитал и т.д.) поднимает другую.

■ Компании увеличивают уменьшающиеся продажи путем создания связей с другой продукцией нарастающего спроса, например, предлагая принудительный ассортимент.

Б. Компенсируйте массу объекта (тенденцию спада) взаимодействием со средой (т.е. используя глобальные подъемные силы).

Предварительное антидействие

А. Если по условию задачи необходимо совершать какое-то действие с полезными и вредными эффектами, надо заместить его антидействи ем для подавления вредных эффектов.

■ Делая публичное заявление, включайте в него всю информацию, а не только связанную с вредными эффектами.

■ Используйте формальные методы оценки риска для его количественного определения и выработки мер по смягчению его последствий до (или в течение) исполнения проекта.

■ Пробные продажи, сегментированные выпуски нового товара высокого риска (например, кинокомпания снимает несколько окончаний фильма и пробует их в разных аудиториях до принятия окончательного решения).

■ Как альтернативы сокращения штатов используйте добровольные увольнения, снижение зарплат, сокращенный рабочий день и распределение работы.

Б. Создайте в объекте предварительное напряжение, которое позднее будет противодействовать нежелательному рабочему напряжению.

Предварительное действие

А. Заранее выполните требуемое изменение объекта (полностью или частично).

■ Разработка эскизного (концептуального) проекта.

■ Выполните заранее, если позволяют обстоятельства, задания некритического пути.

■ Побеседуйте со служащими, прежде чем предпринимать изменения в управленческой деятельности.

■ Соберите имеющие отношение к делу данные, чтобы облегчить процесс решения творческой проблемы.

■ Предвосхитите будущие требования к личному составу, либо нанимая новых служащих, либо организуя обучение уже работающих.

Б. Заранее расставьте объекты так, чтобы они смогли вступить в действие без затрат времени на доставку и с наиболее удобного места.

Принцип эквипотенциальности

А. Измените условия работы так, чтобы не приходилось поднимать или опускать объект в гравитационном поле.

■ Сделайте так, чтобы «горизонтальные» изменения в карьере способствовали расширению профессионального мастерства.

■ Члены коллектива сами распределяют между собой премиальные деньги.

■ В некоторых школах стремятся набрать в классы учащихся, схожих по способностям и интересам, что облегчает работу преподавателя.

Принцип «наоборот»

А. Вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществите об ратное действие (например, вместо охлаждения объекта нагрейте его).

Б. Сделайте движущуюся часть объекта или внешней среды неподвижной, а неподвижную – движущейся.

В. Поверните объект (или процесс) вверх ногами, выверните его.

■ Видение компании Mercedes Benz изменилось с «лучшее или никакое» на «лучшее для наших потребителей» - произошло смещение с внутреннего на внешнее видение.

Принцип сфероидальности

А. Перейдите от прямолинейных частей к криволинейным, от пло ских поверхностей к сферическим, от частей, выполненных в виде куба или параллелепипеда, к шаровым конструкциям.

Б. Используйте шарики, ролики, спирали, купола.

В. Перейдите от прямолинейного движения к вращательному, исполь зуйте центробежную силу.

■ Производите ротацию руководства коллектива.

■ Создайте сферу своего влияния, а затем продавайте товар в этой сфере.

Динамизация

А. Характеристики объекта, процесса или внешней среды должны ме няться так, чтобы быть оптимальными на каждом этапе работы.

■ Передача полномочий.

■ Непрерывное совершенствование процесса.

■ Силы быстрого реагирования.

Б. Разделите объект на части, способные перемещаться относительно друг друга.

В. Если объект в целом неподвижен, сделайте его подвижным, переме щающимся.

Переход в другое измерение

А. Трудности, связанные с движением (перемещением) объекта по линии, устраняются, если объект приобретает возможность переме щаться в двух или трех измерениях.

Б. Используйте многоэтажную компоновку объектов вместо одно этажной.

В. Наклоните объект или положите его на бок.

■ Горизонтальный (между равными субъектами) обмен информацией.

■ Горизонтально интегрированное производство.

■ Переход от вертикального к горизонтальному (латеральному - боковому) мышлению и наоборот.

■ Переход от «линейного» к «проектному» управленческому доминированию в организации матричного типа (и наоборот, в зависимости от преобладающих рыночных условий).

■ Переход от портретного к ландшафтному формату отчета.

■ Пусть «босс» ведет себя со своими служащими, как если бы они были его клиентами.

Г.   Используйте обратную сторону данной площади.

Принцип проскока

А. Ведите процесс или отдельные его части (например, вредные или опасные) на большей скорости.

Принцип обратной связи

А. Введите обратную связь (перепроверку) для улучше ния процесса или действия.

Б. Если обратная связь есть, измените ее величину или характер.

Принцип «посредника»

А. Используйте промежуточные объект или процесс, переносящие или передающие действие.

■ Концепция «фидерной» авиалинии - короткими полетами из Германии, Англии вывозят пассажиров национальных авиалиний, чтобы затем они летели на дальние расстояния, используя Голландию как узел.

Б. На время присоедините к объекту другой (легко удаляемый) объект.

Принцип самообслуживания

А. Сделайте так, чтобы объект сам себя обслуживал, выполняя ре монтные и вспомогательные операции.

Б. Используйте отходы (энергии, вещества).

■ Нанимайте людей, вышедших на пенсию, когда требуется их опыт.

■ Временно одалживайте своих недоиспользуемых работников другим организациям.

Копирование

А. Вместо недоступного, сложного, дорогостоящего, неудобного или хрупкого объекта используйте его упрощенные и дешевые копии.

Б. Замените объект или процесс их оптическими копиями (увеличен ными или уменьшенными).

В. Если используются видимые оптические копии, перейдите к копиям инфракрасный или ультрафиолетовым.

Замена механической схемы

А. Замените механическую схему оптической, акустической или «запаховой».

■ Пусть розничные покупатели вводят данные посредством касания экрана вместо заполнения формы, которую затем введет в компьютер служащий.

■ Электронное голосование.

■ В супермаркете специальным насосом нагнетают в помещении запах пекарни, чтобы помочь рекламе хлебопродуктов.

Б. Используйте электрические, магнитные и электромагнитные поля для взаимодействия с объектом.

В. Перейдите от неподвижных полей к движущимся, от фиксирован ных к меняющимся во времени, от неструктурированных к имеющим определенную структуру.

Г. Используйте поля в сочетании с ферромагнитными частицами.

Изменение окраски

А. Измените окраску объекта или внешней среды.

Б.   Измените степень прозрачности объекта или внешней среды.

Принцип однородности

А. Объекты, взаимодействующие с данным объектом, должны быть сделаны из того же материала (или близкого ему по свойствам).

Применение инертной среды

А. Замените обычную среду инертной.

■ Мозги заячьи, ум черепаший.

■ Тайм-аут в ходе переговоров.

Б. Добавьте объекту инертные части или присадки.

■ При трудных переговорах используйте нейтральную третью сторону.

Композитные структуры

А. Перейдите от однородных к композитным структурам (осознание и применение комбинаций различных квалификаций и способностей).

■ Комплексные (междисциплинарные) проектные группы.

■ Ведите обучение, используя комбинацию лекций, моделирования, видеоматериалов, дистантного (он-лайн) обучения и т. д.

■ Принимайте в рабочий коллектив индивидуальностей различных типов.

■ Вместо однородной рабочей силы наем работников с разнообразными способностями.

Методы оценки рисков

Для расчёта риска в любой области деятельности - торговле, производстве, инвестиционной деятельности - необходимо в первую очередь прогнозировать изменение ситуации на рынке товаров и услуг. Чем точнее модель, описывающая процессы, протекающие на рынке, тем меньше риск совершения необдуманных действий.

В настоящее время применяется ряд методов оценки экономического риска, которые можно условно разделить на: 1) статистические; 2) аналитические; 3) метод аналогий; 4) метод экспертных оценок и экспертных систем.

Статистические методы, применяемые для оценки риска, - это дисперсионный, регрессионный и факторный анализ. К достоинствам этого класса методов относят определённую универсальность. Недостатки же их проистекают из самой сути статистических исследований - необходимости иметь большую базу данных, сложности и неоднозначности полученных выводов, определённых трудностей при анализе динамических рядов и т.д. Для целей расчёта рисков хозяйственной деятельности эти методы применяются относительно редко. Однако в последнее время некоторую популярность приобрёл метод кластерного анализа, с помощью которого иногда удаётся получить данные, пригодные для использования. Чаще всего кластерный анализ применяется при разработке бизнес-планов, когда рассчитывается общий коэффициент риска на основе данных, полученных путём разбиения рисков на группы.

Аналитические методы применяются наиболее часто. Достоинство их в том, что они достаточно хорошо разработаны, просты для понимания и оперируют несложными понятиями. К таким методам относятся: метод дисконтирования, анализ окупаемости затрат, анализ безубыточности производства, анализ чувствительности, анализ устойчивости. При использовании метода дисконтирования корректируется норма дисконта на коэффициент риска, который получается методом экспертных оценок. Недостаток этого метода в том, что мера риска определяется субъективно. Применение метода окупаемости затрат заключается в расчёте срока окупаемости проекта.

Аналогичен методу окупаемости затрат метод безубыточности, только в отличие от первого в нём определяется точка безубыточности проекта, то есть метод безубыточности является граничным для метода окупаемости. Применение метода анализа чувствительности предполагает определение влияния изменения различных факторов на результирующие технико-экономические показатели инвестиционного проекта. Иногда вместо чувствительности определяется эластичность результирующего параметра. Методу расчёта чувствительности близок один из статистических методов - метод факторного анализа. В нём также определяется степень влияния различных факторов на результирующий показатель.

Методом анализа устойчивости определяется изменение основных экономических показателей проекта при неблагоприятном изменении различных факторов. Например, исследуется величина возможной прибыли при изменении цен на сырьё и материалы, необходимые для производства продукта. Под устойчивостью в экономике подразумевается способность некоторой экономической системы сохранять свою работоспособность после воздействия на неё неблагоприятных факторов.

Метод аналогий. Название этого метода говорит о том, что прогноз финансового состояния проекта, риск его реализации определяется в соответствии с некоторым аналогичным проектом, который был реализован ранее. При этом предполагается, что экономическая система, в рамках которой реализуется проект, также ведёт себя аналогичным образом.

Метод экспертных оценок и экспертных систем. Хотя два этих метода объединены в один раздел, это в корне различные методы.

Метод экспертных оценок основан на интуиции и практических знаниях специально подобранных людей - экспертов. В ходе работы происходит опрос экспертов (могут применяться различные методы опроса) и на основе этого опроса строится прогноз инвестиционного проекта. При надлежащем подборе экспертов и оптимальной организации их работы это один из самых точных и надёжных методов. Трудность заключается в механизме подбора экспертов и организации их работы - устранении конфликтных ситуаций между экспертами, определении рейтинга каждого эксперта, правильной постановки вопроса исследования и т.д.

В отличие от метода экспертных оценок, который основан на интуиции экспертов, метод экспертных систем базируется на специальном программно-математическом обеспечении для ЭВМ. Программное обеспечение его включает базу данных, базу знаний, интерфейс. В базе данных собраны всевозможные сведения об объекте исследования. В базе знаний - правила, которые описывают различные ситуации, возникающие при эволюции исследуемого объекта. Естественно, что и база данных и база знаний организуются по специальным правилам.

Интерфейс - это система связей, специальное программное обеспечение, которое позволяет человеку, работающему с экспертной системой, задавать вопросы по интересующему его предмету и получать ответы, смоделированные ЭВМ. Экспертные системы в настоящее время быстро развиваются. Это программы ЭВМ, моделирующие действия эксперта-человека при решении задач в узкой предметной области на основе накопленных знаний, составляющих базу знаний.

Основной недостаток всех этих методов расчета риска заключается в том, что они оперируют конкретными, детерминированными значениями коэффициентов риска. Коэффициенты рассчитываются либо методом экспертных оценок, либо каким-то другим способом. Из рассмотрения исключается случайная составляющая процесса эволюции экономической ситуации на рынке товаров и услуг. Однако игнорирование этой составляющей иногда приводит к неверным результатам. Таким образом, для корректной оценки риска финансово-хозяйственной деятельности необходимо исследовать не только детерминированное изменение рыночной ситуации, но и её стохастическое изменение. От детерминированных моделей следует переходить к вероятностным моделям прогнозирования рыночной ситуации. В настоящее время такие модели достаточно проработаны и активно используются для оценки риска.


Управление рисками

Основной целью управления рисками на торговом предприятии является минимизация связанных с ними финансовых потерь. Процесс этого управления связан с оценкой уровня отдельных видов рисков, их профилактикой и страхованием.

В системе превентивных мер по управлению рисками на торговом предприятии основная роль принадлежит их профилактике. Группа мер по профилактике рисков призвана обеспечить снижение вероятности их возникновения. В торговом менеджменте используются обычно следующие формы профилактики рисков: избежание, минимизация, диверсификация и лимитирование хозяйственных рисков.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.163 с.)