Защита культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Защита культурных ценностей в случае вооруженного конфликта



 

Принципы защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта были сформулированы в Гаагских конвенциях 1899 г. и 1907 г. и в Вашингтонском пакте от 15 апреля 1935 г. В дальнейшем они получили развитие в Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. (Конвенция и Протокол к ней вступили в силу для СССР 4 апреля 1957 г.), а также в некоторых других документах, в частности в Дополнительных протоколах к Женевским конвенциям 1949. г. о защите жертв войны. Актуальность регулирования вопроса о культурных ценностях определяется тем серьезным ущербом, который был нанесен им в ходе многочисленных вооруженных конфликтов. С учетом увеличения разрушительных масштабов современного оружия угроза культурным ценностям возрастает. Между тем ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, есть ущерб для культурного наследия всего человечества, ибо мировая культура складывается из культурных достижений каждого народа. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. исходит из того, что сохранение культурного наследия имеет большое значение для всех народов мира и это наследие должно иметь международную защиту, т.е. охрану и уважение культурных ценностей. К культурным ценностям, в частности, относятся независимо от их происхождения и владельца движимые или недвижимые ценности в виде памятников архитектуры, искусства или истории; археологических месторасположений искусства; рукописей, книг, научных коллекций, архивных материалов; зданий, предназначенных для сохранения или экспонирования культурных ценностей (музеев, крупных библиотек, хранилищ, архивов); центров, где находится значительное количество культурных ценностей. Обязанность договаривающихся сторон еще в мирное время подготовить охрану культурных ценностей, расположенных на их собственной территории, от возможных последствий вооруженного конфликта; запретить использование этих ценностей, а также сооружений для их защиты в случае возникновения военных действий. Стороны обязуются запрещать, предупреждать, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей, а также любые акты вандализма в отношении них. Они запрещают реквизицию движимых культурных ценностей, которые расположены на территории другой договаривающейся стороны. Недопустимо принятие любых репрессивных мер против культурных ценностей.

Сторона, оккупировавшая территорию другого участника соглашения, должна поддерживать усилия его компетентных национальных властей с целью обеспечения охраны и сохранения культурных ценностей даннorо государства. Оккупирующая держава должна в случае необходимости срочно вмешаться и предпринять меры по охране таких ценностей, если последние в ходе военных действий получили повреждения, а компетентные национальные власти не в состоянии обеспечить их сохранение.

Определенным культурным ценностям, например, центрам их сосредоточения, может быть предоставлена специальная защита, если они находятся на достаточном расстоянии от крупного индустриального пункта или любого важного военного объекта, являющегося по своему характеру уязвимым (аэродром, радиостанция и т.п.), а также не используются в военных целях. Культурные ценности, которым предоставляется такая защита, должны быть внесены в соответствии с положениями Конвенции в "Международный реестр культурных ценностей, находящихся под специальной защитой".

С момента включения данных ценностей в Международный реестр участники Конвенции, обеспечивая иммунитет этих ценностей, обязаны воздерживаться от любого враждебного акта, направленного против них, и от использования их в военных целях. Под специальную защиту по просьбе заинтересованной стороны может быть взят и транспорт, который используется исключительно для перевозки культурных ценностей как внутри территории государства, так и для перевозки их на другую территорию. Культурные ценности, а также транспорт, пользующиеся специальной защитой, обозначаются отличительным знаком и находятся под международным контролем, предусмотренным Исполнительным Регламентом составной частью Конвенции 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Транспортные средства, пользующиеся специальной защитой, и перевозимые на них культурные ценности будут пользоваться иммунитетом от конфискации, взятия в качестве приза или захвата. В интересах сохранения ценностей должен пользоваться уважением, насколько это позволяют требования безопасности, и предназначенный для защиты этих ценностей персонал. Если он оказывается вместе с культурными ценностями захваченным противником, ему должна быть предоставлена возможность продолжать осуществлять свои функции.

Что касается защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта немеждународного характера, то в такой ситуации сторонам в конфликте запрещается совершать какие-либо враждебные акты, направленные против составляющих культурное или духовное наследие народов исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, и использовать их для поддержки военных действий. Таким образом, к защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта немеждународного характера применимы те положения Конвенции 1954 г., которые определяют понятие "уважение культурных ценностей".

В связи с ситуацией, сложившейся на значительной части территории бывшего Союза ССР, где возникли вооруженные конфликты по национальным, религиозным и политическим мотивам, встал вопрос о защите жертв вооруженных конфликтов, и прежде всего мирных жителей в данных регионах. С этой целью страны СНГ подписали 24 сентября 1993 г. Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов (вступило в силу в ноябре 1994 г.). При этом они подтвердили свои обязательства, вытекающие из международных актов по правам человека. Стороны, опираясь на гуманные принципы и нормы Женевских конвенций 1949 г. О защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним, обязались сотрудничать на двусторонней и многосторонней основе для того, чтобы принять меры по предотвращению нарушений прав человека и норм гуманитарного права в тех регионах, где возникают вооруженные конфликты. При этом те стороны, которые еще не участвуют в международных договорах по правам человека и вопросам гуманитарного права бывшего СССР, предпримут действия по скорейшему оформлению правопреемства в отношении таких договоров. Стороны также взяли обязательство привести свое национальное законодательство в соответствие с нормами и принципами международного гуманитарного права. Они также примут национальные законодательные акты, гарантирующие социальную защиту и возмещение материального ущерба лицам, которые пострадали в результате вооруженных конфликтов. Они будут оказывать друг другу необходимую помощь в целях защиты личных и имущественных прав жертв вооруженных конфликтов. Участники Соглашения установили принцип принятия незамедлительных согласованных мер для защиты лиц, незаконно лишенных свободы в связи с вооруженным конфликтом, независимо от того, интернированы они или задержаны. Подобным же образом должны приниматься меры для возвращения военнопленных и безоговорочного освобождения заложников. При этом должны пресекаться любые действия, нарушающие международное гуманитарное право. В этих целях каждая сторона будет применять эффективные меры судебного преследования и наказания лиц, организовавших, совершивших или приказавших совершить деяние, квалифицируемое как военное преступление или преступление против человечества по международному праву или же национальному законодательству.

Перед Красным Крестом не стоит вопрос о законности либо незаконности вооруженных конфликтов - для него существуют только жертвы, которым необходимо помочь. Применению гуманности, которым руководствуется Красный Крест и который лежит в основе гyманитарного права, распространяется на всех нуждающихся без исключения. Кровь везде одного цвета, и Красный Крест всегда должен помнить о своей миссии облегчать человеческие страдания.

Важной проблемой, стоящей перед МККК и приобретающей все большее значение, был поиск путей адаптации законодательства, применимого в ситуациях международных вооруженных конфликтов, к внутренним конфликтам.

Исторически гражданские войны были первыми войнами, с которыми столкнулся Красный Крест. Шекспир давным давно удачно сравнил гражданские войны с самоубийством. Безусловно, это одно из вeличaйшиx проклятий человечества, такое же древнее, как само человечество. Гражданские войны порождают больше страданий, чем войны между государствами, из-за присущих им ненависти и жестокости. Почему это происходит? Не боясь показаться циничным, можно yтверждать, что во время внутренних конфликтов мы прекрасно знаем людей, с которыми сражаемся и имеем личные причины ненавидеть их. В войнах же между государствами сколько солдат испытывают личную неприязнь к врагу? Конечно, очень мало. Трудно лучше охарактеризовать сознание, управляющее внутренними конфликтами, чем это сделал Светоний, цитируя слова императора Вителлия, сказанные тем в битве при Бедриаке. Когда кто-то из его приближенных заметил, не погребенные тела его политических противников издают мерзкий залах, Вителлий сказал: "Труп врага всегда хорошо пахнет, - особенно если это труп соотечественника.

Лишь в XVIII веке появилась Идея руководствоваться законом даже в борьбе против тех, кто поднялся против правителей. Юрист из Нешателя, Эмерих Де Ватгель, первым сформулировал это предложение, правда несколько робко. Менее чем через 20 лет после публикации "Права наций" Ваттеля появилась не которая надежда: во время революции в Америке обе стороны руководствовались обычным правом при ведении войны. Но эта надежда быстро исчезла, когда прочие попытки обрести не зависимость были подавлены с особой жестокостью: в Греции, Польше, Латинской Америке.

Несмотря на ужасы гражданской войны в Америке, закон там все же соблюдался благодаря президенту Аврааму Линкольну и его советнику по вопросам законодательства

Френсису Либеру, который посвятил внутренним конфликтам целый раздел Инструкций для командующих армии Соединенных Штатов на поле боя, полагая долгом обеих сторон конфликтов соблюдение ими права войны. Однако, в более поздних конфликтах вновь преобладали жестокость и зверства.

Именно в это время МККК стал очень активно содействовать проведению в жизнь более гyманных воззрений. Ему принято преодолевать огромные и, на первый взгляд, непреодолимые препятствия, покорять две священные цитадели: национальный суверенитет и безопасность государства. Очевидно, у правительства нет страшнее врагов, чем те, кто пытается силой свергнуть существующий режим. Правительство считает их преступниками и желает иметь руки развязанными для подавления восстания. При этом чье бы то ни было вмешательство с целью оценки законности используемых средств ему не нужно. Поэтому неудивительно, что гyмaнитaрные усилия в этой деликатной сфере всегда наталкивались на сильное противодействие со стороны государств и подвергались двум обвинениям: вмешательство во внутренние дела государства и предоставление помощи бандитам и разбойникам.

Во время второй карлистской войны в Испании (1872 1876 гг.) МККК первым предпринял решительные шаги по оказанию помощи жертвам гражданской войны. При посредничестве президента Испанского Красного Креста доктора Ланды, весьма значительной фигypы в гуманитарном движении, ему удалось подвинуть правительство на отдачу приказа об уважении раненых повстанцев, медицинского персонала и пленных.

Немного позднее, во время мятежа противников В Герцеговине в 1874 Г., МККК решили предпринять конкретные действия по оказанию помощи и направил своего делегата на место разворачивающихся событий заявив, что мотивы этих действий Красного Креста исключительно гуманитарные.

Возможность правового регулирования гражданских войн обсуждалась на Международной конференции Красного Креста в 1912 г. Американский делегат Кларк выступил за вмешательство Красного Креста в такие вооруженные конфликты. Его речь вызвала оживленные оклики, один из которых принадлежал русскому делегату, сказавшему: "Общества Красного Креста не имеют права с уважением относиться к мятежникам или революционным бандам, являющимися преступниками по законам моей страны", это было слишком далеко от духа Красного Креста. В этом вопросе не было принято никакого решения. Но это не помешало Красному Кресту действовать во время революционных событий в Восточной Европе в 1917 г. и далее, в 1919 г. 7 августа 1918 г. Ленин подписал декрет о признании Женевской конвенции, но это не означало, что ее соблюдали во время военных действий. В Венгрии Бела Кун предоставил МККК право посещать apecтoвaнных и помогать им.

В 1921 г. идея признания законным такого вмешательства была встречена более тепло, и Международная конференция Красного Креста в этом же году провозгласила моральное право жертв гражданских войн пользоваться помощью в соответствии с гуманитарными принципами.

В 1936 г. началась гражданская война в Испании, опустошавшая страну в течение трех лет. М ККК удалось немного облегчить страдания людей. он потребовал

. соответствующего отношения к госпиталям. Его делегаты посетили 40000 пленных и возвращенных заложников. Родственники переписывались с пленными через его Агентство в Женеве.

После второй мировой войны считалось, что международных войн будет меньше, а больше гражданских, имеющих целью, в первую очередь, свержение существующих правительств. Поэтому МККК вернулся к идее придания силы закона знаменуемой 3-ей статье, общей для всех Женевских конвенций, смысл которой сводится, ни много ни мало, к подчинению национальных явлений международному праву. Эта проблема была решена на Дипломатической конференции 1949 г. после продолжительных дебатов. Окончательное решение было новым, смелым и парадоксальным, явившимся вaжным шагом в развитии современного права и стремящимся ограничить суверенитет государства во благо индивидуума. Решение состояло в разграничении между основополагающими принципами Конвенций - правилами гyманности, имеющими абсолютную ценность и обязательными в любых обстоятельствах, - и дрyгими положениями, которыми стороны должны руководствоваться принципами во внутреннем вооруженном конфликте полностью или частично через специальные соглашения, поскольку эти принципы не были четко определены, Конференция приняла общую формулировку, содержaщуюся в 3-ей статье об уважении к человеческой личности, которую МККК тщетно предлагал как преамбулу к Конвенциям, В этой статье перечислялись действия, недопустимые ни при каких обстоятельствах, угроза жизни человека, ущемление человеческого достоинства, взятие заложников, исполнение приговоров, не вынесенных законным судом, Статья 3 не защищала, однако, тех, кто выступает с оружием в руках против правительства, от вынесения ими приговора на основании национального законодательства. Решающий шаг в уравнивании в правах захваченных повстанцев и военнопленных еще не был сделан, однако статья гласит, что ее положения "не затрагивают юридического статуса конфликтующих сторон, и что "беспристрастный гyманитарный орган, такой как Международный Комитет Красного Креста, может предлагать свои услуги сторонам, участвующим в конфликте". По словам одного из делегатов, все это, по сути, превращает статью в отдельную "мини-конвенцию".

Таким образом, статья 3 является существенным шагом к универсализации Женевского права. Она уже оказала неоценимую услугу, применяясь на практике пропорционально доброй воле государств, поскольку следует отметить, что некоторые государства избегали ответственности, просто отрицая факт внутреннего конфликта.

Статья 3 была все же только первым шагом вперед, поскольку она была далеко неполной и требовалось ее дальнейшая доработка. Вместе с тем, во время подготовки к дипломатической конференции 1974 г. МККК решил, что необходимо целиком посвятить один из двух проектов Дополнительных протоколов этому виду конфликтoв. По сути, он предложил упрощенную версию Протокола 1, адаптированную к особым условиям внутренних конфликтов.


Заключение

 

Право вооруженных конфликтов - это отрасль международного публичного права. Специфика данной отрасли состоит в том, что она регулирует конкретную область межгосударственных отношений, а не все эти отношения в целом. Кроме того, она закрепляет в своих нормах, приемы, правила практических действий субъектов; наконец, она имеет временные ограничения, то есть действует в период вооруженной борьбы, а после окончания в отношениях между ранее воевавшими субъектами должны, как правило, устанавливаться нормальные мирные отношения, регулируемые принципами и нормами других отраслей международного права. Нормы об ответственности, о заключении перемирия, мирного договора сохраняют свою силу после войны.

Некоторые юристы считают, что наука права вооруженных конфликтов должна исследовать только сами вооруженные конфликты, и, что при применении норм этой отрасли права несущественным является вопрос о правомерном или неправомерном применении оружия. В случае противоправного нападения одного государства на другое оба они должны руководствоваться нормами права вооруженных конфликтов.

Считая в принципе верными подобные высказывания, мы никак не можем согласиться с тем, что исследования этих проблем должны абстрагироваться от того, правомерно или неправомерно та или иная сторона прибегла к оружию, что при применении права вооруженных конфликтов несущественным является вопрос о причинах, приведших к вооруженному конфликту. Современное международное право совершено четко делит войны на справедливые и несправедливые; оно содержит норму, согласно которой агрессивная война - это международное преступление.

Несмотря на все вышеизложенное, право вооруженных конфликтов далеко несовершенная отрасль международного права. И не потому, что содержит определенные пробелы (такая проблема присуща практически каждой отрасли права), а в силу того, что имеет слабый механизм регулирования. Орган (Организация Объединенных Наций), осуществляющий контроль и регулирование международного права в период вооруженных конфликтов, не достаточно силен, чтобы диктовать свою волю могущественным державам. И прецеденты, когда не исполняются решения Совета Безопасности ООН, были.

Также довольно сложный вопрос о защите прав личности во время вооруженного конфликта. Это не секрет, что права личности сильно ущемляются во время ведения военных действий. И это благодаря не внутригосударственному законодательству, которое справедливо ограничивает права личности в период военных действий и чрезвычайного положения, учитывая сложность и нестандартность складывающейся ситуации. Права граждан зачастую нарушаются рядовыми солдатами, которые сами находятся в экстремальных условиях, и зачастую просто не знают определенных норм международного права регламентирующих отношения в возникшей ситуации. Эти вопросы должны решаться в действующих армиях при подготовке личного состава. Должны проводиться соответствующие занятия по доведению норм международного права до сведения солдат и офицеров, которые помогут не только понять свои права, но и осознать обязанности во время ведения боевых действий.

Учитывая сказанное, можно сделать вывод, что право вооруженных конфликтов отрасль, требующая серьезных доработок, которые должны проводиться на основе межгосударственных соглашений и закрепления их в соответствующих международных актах.


Список литературы

 

Нормативные правовые акты

1.1 Конституция РФ. С. - П.: "Герда”. 1997 г.

1.2 Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907г. // Действующее международное право. / Сост. Ю.М. Колосов и Э. С Кривчикова. Т.2.

    Конвенция об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях 1949г. // СДД СССР. Вып. XVI. М., 1957.

    Конвенция об обращении с военнопленными 1949г. // СДД СССР. Вып. XVI. М., 1957.

    Конвенция о защите гражданского населения во время войны. // СДД СССР. Вып. XVI. М., 1957.

    Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, 1980г. // Ведомости СССР, 1984г. №3.

    Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников // Действующее международное право. / Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т.2.

    Женевские конвенции от 12 августа 1942 года и Дополнительные протоколы к ним. - 3-е изд., испр. - М.: Международный Комитет Красного Креста, 2003.

    Протокол о запрещении или ограничении применения мин-ловушек и других устройств с поправками, внесенными 3 мая 1996г. (Протокол II с поправками, внесенными 3 мая 1996г.), прилагаемый к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения // Московский журнал международного права. - 1997г. №1.

    Протокол о запрещении или ограничении применения мин-ловушек и других устройств с поправками, внесенными 3 мая 1996г. (Протокол II с поправками, внесенными 3 мая 1996г.), прилагаемый к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения // Московский журнал международного права. - 1997г. №1.

1.11 International Court of Justice. Judgment of 27 June 1986 (merits). para.218.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.023 с.)