Составление схемы функционального зонирования территории села 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составление схемы функционального зонирования территории села



 

При размещении основных функциональных частей и элементов сельского населенного места учитывают экономические, санитарно-гигиенические, строительно-технические и архитектурно-планировочные требования.

Экономические условия призваны обеспечивать короткую и удобную взаимосвязь между зонами, с сельскохозяйственными угодьями, возможность дальнейшего расширения строительства в зонах при сохранении общей компактности населенного места, целесообразное и экономное использование земли, удобные границы с примыкающими полями.

Селитебная зона должна иметь удобные пути сообщения, как с производственной зоной, так и с сельскохозяйственными угодьями. С экономической точки зрения, наиболее рациональное размещение жилой и производственной зон достигается тогда, когда время, затрачиваемое на переходы от жилья к месту работы и обратно, будет минимальным.

Большое экономическое значение имеет компактность населенного пункта, которая достигается при рациональном использовании каждого участка его территории.

Санитарно-гигиенические условия должны обеспечивать здоровую обстановку для труда, быта и отдыха людей. Территорию селитебной зоны необходимо предохранять от загрязнений поверхностными стоками, а воздух - запахами, газами, пылью со стороны производственной зоны. Производственная зона должна располагаться по отношению к селитебной зоне ниже по рельефу, чтобы загрязненные поверхностные воды с нее не попадали на территорию жилой зоны. Если же производственную зону размещают относительно жилой выше по рельефу, то необходимо предусмотреть устройство по границе производственной зоны отводной (нагорного типа) канавы для сбора и отведения в сторону от жилья загрязненных поверхностных вод.

При расположении зон следует иметь в виду, что наибольшее количество запахов и газов возникает в теплое время года. Поэтому при зонировании территории нужно принимать во внимание, прежде всего, направление ветров в этот период.

При расположении населенного места у реки или ручья производственная зона должна размещаться ниже по течению, а при расположении у озера или пруда - на участках, обеспечивающих отвод поверхностных вод от этих водоемов.

Соблюдение строительно-технических условий предполагает учет несущей способности грунтов, как оснований для зданий различной этажности и объемов, возможности возведения их при данном рельефе без проведения большого объема земляных работ, учет состояния подъездных путей для подвозки строительных материалов, наличия существующих зданий и сооружений и др. Соблюдение этих условий имеет также и большое экономическое значение. С ними связаны размеры капитальных затрат на строительство.

Архитектурно-планировочные условия. При разработке проекта планировки стремятся создать выразительную композицию плана и его отдельных частей, увязать его с природными условиями и ландшафтом местности.


СОСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА ПЛАНИРОВКИ ЖИЛОЙ ЗОНЫ

Общая архитектурно-планировочная организация жилой зоны

 

Населенное место - город, поселок, сельский населенный пункт - представляет собой материальную среду, в которой протекают процессы труда, быта и отдыха большого коллектива людей. Для нормального функционирования этих процессов необходимо, чтобы все материальные элементы населенного места были надлежаще организованы на его территории. Это составляет главную задачу планировки. Качество планировки, прежде всего, определяется тем, насколько удобно для людей устроено населенное место на территории, каковы его улицы, кварталы, как размещены различные участки, здания, сооружения, какая связь их с природными факторами. Все это представляет утилитарную сторону планировки. Но есть и другая сторона - художественная. Населенное место должно быть не только удобно, но и красиво. Художественный облик населенного места в целом и отдельных его частей - улиц, площадей, кварталов, застройки и пр. - также, прежде всего, зависит от их размещения. Более того, населенное место существует как пространственное явление. Здания, сооружения, сама поверхность земли с ее рельефом, водоемами, древесной и кустарниковой растительностью существуют и воспринимаются человеком в трехмерном измерении, то есть пространственно. Поэтому планировка определяет пространственную организацию материальных элементов населенного места не только с точки зрения их практического использования, но и эстетического воздействия на людей. Отсюда возникает понятие об архитектурно-художественной композиции как единстве утилитарной и художественной сторон планировки и застройки населенных мест.

Архитектурно-планировочная композиция населенного места - это такое гармоничное сочетание составляющих его участков, зданий, сооружений в определенной природной обстановке, которое создает условия для их целесообразного функционирования, и при этом достигается художественная выразительность и красота их размещения в пространстве как элементов единого комплекса.

Основными компонентами архитектурно-планировочной композиции сельского населенного места являются: улицы, площади, жилые и общественные здания, участки при них, открытые и озелененные пространства, сооружения по благоустройству, производственные комплексы, рельеф, водоемы и окружающий ландшафт.

Природные условия: рельеф, зеленые насаждения, реки, пруды, озера - играют большую роль в формировании архитектурно-планировочной структуры населенного места. Композиционное построение планировки и застройки населенного места не может быть рациональным без использования и всестороннего учета природных условий территории. Связь с природой осуществляется раскрытием перспектив на окружающий пейзаж, устройством парков, скверов, прудов, фонтанов, бассейнов и т.д. Архитектурный ансамбль является высшей формой архитектурной композиции. Под ансамблем в архитектуре понимается совокупность пространственно взаимодействующих архитектурных сооружений, обладающая определенной художественной целостностью как единая композиция. Объемно-пространственная структура ансамбля определяется назначением архитектурного комплекса, функциональными связями его элементов, рельефом участка и влиянием окружающей среды. Ансамбль - это такое соединение элементов, при котором они составляют единое целое, подчинены ему так, что форма, размеры и взаимное расположение создают впечатление закономерности, определяющей их отношение к целому и друг к другу. При этом каждый элемент, входящий в ансамбль, должен обладать высокими эстетическими качествами и участвовать в создании выразительности его художественного образа.


4.2 Проектирование уличной сети

 

После функционального зонирования, а частично и одновременно с ним, разрабатывается техническая и композиционная основа плана населенного места. Такой основой являются улицы, образующие в населенном месте ту или иную систему путей сообщения.

Проектирование улиц, и, прежде всего, построение системы уличной сети, - ответственный этап в составлении проекта планировки населенного места, так как улицы относятся к основным элементам его плана и в сочетании с общественными центрами определяют общую архитектурно-планировочную композицию.

В процессе размещения улиц формируется система уличной сети в целом. Эта система может быть регулярной, свободной или смешанной.

При построении системы улиц, прежде всего, намечают главные направления, связывающие населенное место с внешними подъездными путями, жилую зону с производственной. Эти направления обычно проходят через общественный центр. Главные улицы будут и основными композиционными осями планировки. По своему местоположению, ширине, характеру застройки и благоустройству они должны выделяться во всей системе улиц. Все остальные улицы размещают применительно к главным.

Построение системы улиц начинают с разработки общей схемы уличной сети путем составления набросков-эскизов планировочного решения населенного места в целом. Вся уличная сеть по начертанию в плане должна быть простой, логичной и обеспечивать легкость ориентировки в населенном месте.

При нанесении на план направлений проектируемых улиц - трассировании улиц - необходимо соблюдать определенные условия.

Рельеф поверхности территории оказывает существенное влияние на трассирование улиц. Большие продольные уклоны улиц затрудняют, а в некоторых случаях и вовсе исключают движение по ним транспорта. Трудно преодолимы они и для пешеходов. Поэтому для улиц разного назначения установлены предельно допустимые величины продольных уклонов. В качестве наименьшего допустимого принят уклон 0,005 и лишь в крайнем случае 0,004.

Ветры вентилируют улицы и в то же время служат причиной сквозняков на них, способствуют распространению огня при пожарах, пыли, снегопереносу. Поэтому при трассировании улиц необходимо принимать во внимание господствующее направление ветров, их повторяемость и силу.

В местностях с большей силой ветров улицы проектируются под углом к направлению часто повторяющихся ветров. В местах со слабыми или средними по силе ветрами для обеспечения проветривания улиц и населенного места в целом большинство трасс улиц совмещают с направлением наиболее часто повторяющихся ветров.

Ориентация улиц по странам света определяется следующими требованиями: а) обеспечение наиболее комфортных условий для человека, идущего по улице; б) сочетание наилучших условий инсоляции жилых домов и художественно-эстетических условий застройки улиц.

Учитывая первое требование, улицы необходимо трассировать так, чтобы человек при движении по ним хорошо себя чувствовал. В летний период, в часы, когда солнце высоко и действие его прямым излучением наиболее сильно, большее пространство улицы должны быть затенено. В утренние и вечерние часы, когда тепловое действие солнечных лучей оказывает благотворное влияние, необходимо, чтобы улицы хорошо освещались.

Наилучшим направлением улиц считают направление, обеспечивающее правильную инсоляцию уличного пространства, то есть широтно в северных районах и меридионально в южных.

В составе благоустроенной улицы выделяют проезжую часть - дорогу для транспорта, тротуары для пешеходов; между ними проектируют озелененные разделительные полосы.

Как правило, проезжую часть каждой улицы рассчитывают на двухполосное движение транспорта. Более широкая проезжая часть может быть лишь на главных улицах, которые вообще проектируются шире остальных. Это относится также и к тротуарам. Общую ширину улицы устанавливают в соответствии с ее назначением. Она определяется составом и размерами входящих в нее элементов. Ширина обычных жилых улиц составляет 10-18 м, главных - 20-25 м.

Для каждой улицы разрабатывают профиль ее поперечной организации. Поперечный профиль улицы представляет собой изображение улицы в вертикальном разрезе перпендикулярно ее оси. На профиле показывается размещение и размеры всех составляющих улицу элементов. Поперечный профиль должен давать представление не только о горизонтальном расположении и размерах элементов улицы, но и о ее высотной организации. Для характеристики пространства между основными линиями застройки в кварталах на профиле, кроме элементов самой улицы, показывают и прилегающие к ней фасадные части кварталов, включая контуры домов. Такой профиль называется архитектурным. Он дополняет начертание улицы в плане показом ее пространственного вида в поперечнике, раскрывает архитектурный облик улицы.

Архитектурный облик сельских улиц в значительной мере зависит и от умелого, продуманного подбора типовых проектов зданий, а также различных малых архитектурных форм и ассортимента зеленых насаждений. Основу же архитектурной организации улиц составляет размещение всех этих элементов с учетом их конкретных художественных свойств и качеств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.112 (0.018 с.)