Глава 1. Страх как базовая эмоция личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Страх как базовая эмоция личности



Развитие эмоций

 

Особую, очень важную сторону внутренней жизни человека составляют эмоции и чувства. Для субъекта достоверность и очевидность собственного внутреннего мира выступает, прежде всего, как эмоциональная реальность, как его переживание. Все мы в каждый момент времени находимся в определенном эмоциональном состоянии, переживаем те или иные чувства. В описательном, феноменологическом плане эмоции представляют собой пристрастное отношение субъекта к окружающему, к тому, что с ним происходит. Переживание этого отношения и есть эмоция, или чувство, они выражают приятие или неприятие того, что происходит с человеком в данной ситуации.

Эмоции человек испытывает постоянно: он доволен или недоволен, у него хорошее настроение или не очень хорошее. Эмоции пронизывают всю личность человека, могут ускорять или замедлять мышление, воздействуют на волевые процессы. Эмоции участвуют в патогенезе многих заболеваний; их трудно как-то квалифицировать, можно лишь сравнивать у одного человека.

Об эмоциях человека можно судить по вегетативным признакам, биохимическим (эндокринологически), артериальное давление и пульсу. Имеет значение выражение глаз, складочки век, лица, поза человека.

Эмоции - выражение отношения человека к чему-то, очень тонкий и чувствительный механизм саморегуляции человека в его взаимоотношениях с миром внешним и внутренним, то есть эмоции нужны для адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, они руководят нашей жизнью.

Понимание природы эмоций и чувств предполагает выход за пределы собственно чувственной сферы и рассмотрение их в контексте жизнедеятельности человека. Основой возникновения эмоциональных состояний являются потребности и мотивы человека.[6]. Механизм возникновения эмоций в самом общем виде можно свести к следующему.

Источники активности человека, побуждения к деятельности лежат в сфере потребностей и мотивов. Их удовлетворение предполагают постановку целей, решение конкретных жизненных задач. Реальные жизненные условия, в которых осуществляется достижение поставленных целей, направленных на удовлетворение потребностей, обусловливают многообразие эмоциональных переживаний. Условия, предметы и явления, способствующие удовлетворению потребностей и достижению целей, вызывают положительные эмоции: удовольствие, радость, интерес, возбуждение и т.д. Напротив, ситуация, воспринимаемая субъектом как препятствующая реализации потребностей и целей, вызывает отрицательные эмоции и переживания: неудовольствие, горе, печаль, страх, грусть, тревогу и т.д.

Следовательно, можно констатировать двойную обусловленность эмоций: с одной стороны, потребностями, с другой - особенностями ситуации. Эмоции устанавливают связь и взаимоотношение между этими двумя рядами событий, сигнализируют субъекту о возможности или невозможности удовлетворения его потребностей в данных условиях. "Эмоции, - писал А. Н. Леонтьев, - выполняют функцию внутренних сигналов, внутренних в том смысле, что они не являются психическим отражением непосредственно самой предметной действительности. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта". [8].

Собственно эмоция есть форма субъектного отношения, проявляющаяся в определенных переживаниях: радости, печали, восхищения, надежды, обреченности и т.д. При этом речь идет не о рефлексии или осознании отношений, а о непосредственно-чувственном их отражении, о переживании. Как отмечает А. Н. Леонтьев, эмоции возникают вслед за актуализацией потребностей и мотивов и до рациональной оценки субъектом своей деятельности.[8].

По определению С. Л. Рубинштейна, эмоции являются субъективной формой существования потребностей (мотивов). Это значит, что мотивация открывается субъекту в виде эмоциональных состояний в форме переживаний, которые сигнализируют ему о потребностной значимости объектов и побуждают направить на них деятельность.[12].

Эмоции и мотивационные процессы при этом не отождествляются. Эмоциональные переживания представляют собой итоговую результативную форму существования мотивов. Они не отражают всех тех процессов, которые подготавливают и определяют удовлетворение потребностей и достижение целей. [7].

Чувства человека в отличие от эмоций - это сложные целостные образования, которые организуются вокруг определенных объектов, лиц или даже предметных областей (например, искусство) и определенных сфер деятельности. Чувства человека всегда предметны. Опредмеченность чувств находит выражение в том, что сами чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой относятся. Выделяют нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства. Их называют предметными и высшими чувствами; в них заключено все богатство эмоциональных отношений человека к реальной действительности.

Чувство - одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, оно отличается относительной устойчивостью и постоянством. Чувства человека возникают как обобщение эмоций - становление и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих ситуативное значение предметов в конкретно сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие постоянную мотивационную значимость. Далее мы рассмотрим более подробно образование эмоций.

Имеется один специфический класс мозговых нервных процессов (донервных на ранних этапах эволюции) - это специфические процессы отражательной и регулирующей поведение деятельности мозга, процессы построения образов, идей, понятий т.п., процессы построения нервных информационных моделей мира, тела и состояний самого живого существа в форме эмоций, влечений, намерений и т.п. Это психическая деятельность мозга, несущая функцию регуляции поведения и деятельности животных и человека в соответствии с условиями среды на основе их отражения, их познания. Другой же класс мозговых нервных процессов - это процессы трофические, энергетические и т.п. Без них психическая деятельность невозможна, но к ним понятие психики неприменимо. Разделение двух классов нервных процессов должно быть вертикальным: и те, и другие складываются на всех уровнях нервной деятельности, начиная с субнейронных молекулярных (а возможно, и атомных) процессов и кончая процессами общемозговыми.[16].

Психика - это не что иное, как сложная система мозговых нервных процессов, лежащих между действием стимула и вызываемым им поведением, что психические процессы - это эффект внутри человека определенных стимулов и причина его определенных реакций.

Нейроны сознания - это нейроны, избирательно реагирующие на специфические внешние воздействия (цвета, зрительные паттерны, лица вообще и лица и фотографии определенных людей, фонемы, слова, слоги, сочетание слов и т.п.) и избирательно, селективно возбуждающиеся при представлении определенных целей действия и планов их реализации.[16].

В разные периоды возрастного развития качества того, что называют эмоциями, неравнозначны. Развитие эмоций в онтогенезе проходит ряд стадий в соответствии с общими закономерностями развития психики. Они формируются в прямой связи с усложнением потребностей и качества удовлетворения их.

Первые потребности новорожденного определяются инстинктами -врожденными комплексами безусловных рефлексов. Главное значение среди них принадлежит инстинкту самосохранения (включая пищевой) и размножения (сохранения рода). Эти врожденные, органические побуждения обеспечивают необходимый для жизни минимум приспособления новорожденного к условиям жизни и составляют его ведущие потребности. Одна из них, наиболее рано нуждающаяся в удовлетворении - потребность в пище.[2]. Инстинктивное движение новорожденного к груди матери или к бутылочке с молоком, которому сопутствует оживление сосательного рефлекса, становится основой развития эмоций. При приеме оптимального количества пищи возникает первичное чувство удовлетворения (прекращение голодания). Наоборот, незавершенность возникающей потребности вызывает реакцию неудовлетворенности в связи с продолжающимся голоданием. Иными словами, элементы чувства возникаю! в ходе усложняющихся моторных и сенсомоторных реакций ребенка. Внутренней же сущностью их является вариабельность, сложных ансамблей метаболизма в организме, вариабельность гомеостаза. [22]. Реакции в связи с удовлетворением (неудовлетворением) потребностей появляются уже в первые сутки после рождения. Однако эти ранние органические формы чувствования являются лишь рудиментами эмоций, «системными чувствами», протопатическими, таламическими видами эмоциональных реакций, мало отличающимися от влечений. На основе таких усложняющихся системных чувств, новых, более дифференцированных потребностей, которые возникают по мере развития психики ребенка, формируются специфические человеческие формы чувствования. В структуре меняющихся с возрастом эмоциональных реакций взаимозависимость между соматическими и психическими (в частности эмоциональными) компонентами выступает тем полнее, чем моложе возраст ребенка и чем менее выражена относительная автономность, «самостоятельность» психических реакций. Первым периодом формирования эмоций и является этап органического чувствования (от рождения до 3 лет).

В отличие от процессов, основой конструирования которых является переработка информации, поступающей от систем экстерорецепторов, в развитии эмоциональных реакций главное значение принадлежит усвоению информации, поступающих из систем интерорецепторов, преимущественно висцеральных. Как внешние, так и внутренние условные связи со временим, превращаются в осознанный акт. Те и другие замыкаются на проприорецепторах.

Возникновение у ребенка в возрасте около года первых нестойких образных представлений о действительности, составляя элементы мысли, раскрывает вместе с тем и начало простейших эпикретических, осознаваемых эмоций. Представления, все более определяющие психическую деятельность ребенка, в результате пересочетания между собой и с представлениями удовлетворения (неудовлетворения), как приятного (неприятного), доброго (злого) приобретают тот эмоциональный колорит, который определяет качества их индивидуальности. Из чувства приятного позднее формируется расположение ребенка к близким, затем - симпатия, а еще позже-любовь.[7].

Однако до 3 лет этот чувственный компонент остается неотделимым от простейших органических потребностей и является еще диффузным, гомогенным, психически недифференцированным. Формирование после 3 лет первичного представления «Я» и выделения ребенком себя из окружающего знаменует не только становление начала сознания, но и развитие у него эпикритических чувствований - эмоций в полном смысле слова. Этапы развития эпикритических эмоций, начало которого приходится на 3-4 года, продолжается многие годы, однако наиболее заметные признаки этого этапа прослеживаются до 12-14 лет.

Связь развиваемых эмоций с органическими потребностями (влечениями) преобладает многие годы. Лишь в начале отрочества (10-12 лет) эмоции начинают приобретать самостоятельное психическое (субъективное) выражение. Все предшествующие годы - период сложного совершенствования и дифференциации эмоциональных реакций. По мере совершенствования эпикритическои эмоциональности параллельно идет и другой процесс - утрата биологически обусловленной неуправляемости влечениями, торможение и корковая коррекция органических чувств.

Таким образом, эмоции - это особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами и отражающих в форме непосредственно-чувственных переживаний значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций. Чувства человека - это отношение его к миру, к тому, что он делает, что с ним происходит в его непосредственном переживании.

Одним из ранних осознанных эмоциональных состояний является самочувствие, в основе которого лежит ассоциация впечатлений, получаемых из вне, с чувствованиями изменений, происходящих в собственном теле ребенка. Поскольку впечатления предметной действительности с возрастом все больше дополняются впечатлениями человеческих отношений, поскольку параллельно начинают свое развитие нравственные чувства ребенка. Они являются результатом сочетания ребенком представлений об изменения самочувствия с представлениями о нормах взаимоотношения людей, их действий, поступков, о нормах в коллективной (общественной) жизни.[13].

Развитие нравственных чувств, основанного на растущем значении общественного (социального) начала в структуре чувствования, формирует не только положительно, но и отрицательно окрашенные эмоции. Движение тех и других и свойственные ему противоречия становятся одним из главных стимулов дальнейшего его развития эмоций.

Важнейшая особенность эмоций состоит в их способности к обобщению и коммуникации. Эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми.

Эмоция страха принадлежит к категории фундаментальных человеческих эмоций и сопровождает индивидуума с рождения и до самой смерти.

Эмоция - страх

 

В психологии страх обозначает эмоцию, возникающую в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник воображаемой или действительной опасности.[22]. Страх нельзя отождествлять с тревогой. Тревога в отличие от страха представляет собой генерализованный или беспредметный страх. Страх - это совершенно определенная, специфичная эмоция, заслуживающая выделения в отдельную категорию. Рассмотрение страха как отдельной эмоции, отличной от феномена тревоги, позволит нам проанализировать специфическое влияние страха на когнитивные процессы и поведенческие акты. Некоторые объекты и ситуации с большей силой, чем другие, сигнализируют нам об опасности, и мы называем их естественными активаторами страха. Естественными сигналами опасности являются боль, одиночество, необычность объектов, внезапное приближение объекта, внезапное изменение стимуляции и эти страхи в дальнейшем ведут нас по жизни, где индивид придает одному из них первостепенное значение. Страх складывается из определенных и вполне специфичных физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, где переживание - это работа сознания на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, а также проистекающего из ожидания угрозы или опасности. У маленьких детей, также как и у животных, ощущение угрозы или опасности сопряжено с физическим дискомфортом, с неблагополучием физического «Я»; страх, которым они реагируют на угрозу, это боязнь физического повреждения. По мере взросления человека меняется характер объектов, вызывающих страх. Потенциальная возможность физического повреждения для большинства из нас не представляет собой угрозы, хотя бы в силу ее редкости. Гораздо чаще нас страшит то, что может уязвить нашу гордость и снизить самооценку. Мы боимся неудач и психологических потерь, которых могут произвести в душе каждого из нас настоящий переворот.

Страх принадлежит к категории фундаментальных эмоций человека. Мотивация страха - условно-рефлекторная, т. к. в нем закодирована эмоционально переработанная информация о возможной опасности. Само же чувство страха появляется непроизвольно, помимо воли, сопровождаясь выраженным чувством волнения, беспокойства или ужаса. Страх классифицируется как ситуативно и личностно обусловленный, острый и хронический, инстинктивный и социально опосредованный. По степени выраженности страх делится на ужас, испуг, собственно страх, тревогу, опасения, беспокойство и волнение.[7]. Несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в психической жизни человека. Как реакция на угрозу, страх позволяет избежать встречи с ней, играя, таким образом, защитную, адаптивную роль в системе психической саморегуляции. Это своеобразное средство в познании окружающей действительности. В некотором роде страх - способ ограничения "Я" от чужеродного, неприемлемого влияния извне, страх может мобилизовать "Я" перед лицом внешней опасности, способствуя интеграции внутренних психических ресурсов. Возрастные страхи в некоторой степени отражают исторический путь развития самосознания человека. Вначале ребенок боится остаться один без поддержки близкого лица (7мес.), опасается посторонних, не известных ему лиц (8 мес.), далее он боится высоты, боли, бабы Яги. Далее темноты, огня пожара и т. д., всего того, что было развито у первобытных людей. Человек не смог бы выжить, пренебрегая этими страхами. В отличие от естественных, социальные страхи приобретаются путем научения в процессе формирования личности.

Основная функция развития ребенка есть познавательная сфера окружающего. Ребенок лишь частично имеет собственную психологию, большей же частью она зависит от психологии родителей.[16]. Человек боится неизвестного, тем более дети. Но родители не в силах полностью защитить ребенка от реальных страхов. И дети имеют ограниченный запас слов и, следовательно, не развитое мышление, чтобы точно описать свое эмоциональное состояние. Поэтому в конечном итоге, какой-то страх остается у ребенка, с которым он сам пытается справиться.

Страх у детей отличается заметной тенденцией к генерализации (испугавшись кошки, он боится и собаки, и постороннего человека, и быстро перемещающегося транспорта) и рецидивированию (возникающий однажды страх легко повторяется в последующие ночи). Прогностически неблагоприятной является смена кратковременных ночных страхов более продолжительными; страха, не сопровождающегося полным пробуждением и сохранением испуга в бодром состоянии; распространение ночных страхов на дневное время (дневной страх); появление у такого ребенка боязливости в вечерние часы, предшествующие сну, и, наконец, возникновение элементов вычурности в фабуле страха. [16].

На 2-м году жизни ребенка, как в структуре, так и в содержании страха часто преобладают моторные компоненты (страх стоять после неожиданного падения; страх ходить после ушиба и пр.). Позднее на 3-4-м году, содержание страха приобретает большую аффективную выразительность. Более типичными становятся сопутствующие вазовегетативные явления, а пугающий объект начинает находить оформление в речи. Вегетативные компоненты страха обычно представлены резким дуффузным покраснением либо побледнением, потливостью, учащением сердцебиений, состоянием острой разлаженности дыхания («закатывания»).

Фабула страха ограничивается в эти ранние годы повторением отдельных слов либо простых сочетаний их (страшно, боюсь, боюсь дядю и т.д.). В нашем исследовании диффузный страх личности несет в себе негативно окрашенную эмоцию т.к. во-первых, он загоняет личность в определенные рамки построения межличностных отношений, во-вторых, обладает в большей степени детерминизмом, нежели свободой действий человека.

В первые два года жизни человека гиппокамп - структура, опосредующая процесс контекстуального научения, - еще недостаточно развит, чтобы функционировать в полную силу. Если в этом возрасте ребенок будет напуган некими естественными сигналами опасности (такими, как высота, одиночество, необычность объекта), то не исключена вероятность ассоциирования страха с теми или иными случайными объектами, сопутствовавшими ситуации испуга, в результате чего эти случайные объекты могут стать условными стимулами страха. Младенец еще не способен к контекстуальному научению, его память не сохраняет информацию контекстуального, или пространственного, характера, он не в состоянии зафиксировать, когда, где и при каких обстоятельствах обретена им условная реакция страха. Став взрослым, он не в состоянии будет понять, откуда произошли его неуместные и неадекватные реакции на внешне безобидный объект. Такого рода внеконтекстуальные младенческие страхи заявляют о себе, как правило, в периоды тяжелого стресса, когда гиппокамп отказывается исполнять функцию контроля над поведением, отдавая ее на откуп таксонной системе. В этом состоянии человек вспоминает (или заново приобретает) инфантильные страхи, он актуализирует младенческие условные связи и переживания, забытые ввиду отсутствия контекстуальной информации о них. Некоторые эмоции и некоторые экспрессивные реакции имеют в своей основе некие врожденные механизмы, облегчающие их развитие, или, по крайней мере, - биологически запрограммированные стимулы. То есть, если новорожденному ребенку предъявить эффективный стимул, он отреагирует на него соответствующей экспрессивной реакцией. Так, например, горький вкус вызывает на лице младенца выражение отвращения. Что касается биологически запрограммированных стимулов страха, то можно говорить о преобладании определенных стимулов или условий, поскольку мы с легкостью научаемся бояться их.

Говоря о страхе, мы делаем свой акцент не на неврозах, имеющих в своей основе фобии, а на обыкновенный навязчивый страх, который имеет обыденное содержание, чаще навеянное услышанными рассказами, сказками или простыми, пережитыми ребенком ситуациями. Появление страха преображает все поведение ребенка. По мере взросления ребенка, он принимает те нормы и ценности, которые навязывает то общество, где он развивается, и страх, например образа Бабы-яги и весь смысл, связанный с этим образом, трансформируется в более приемлемый и оправданный для общества страх и истинный смысл этого страха вытесняется человеком в бессознательное но продолжает влиять на дальнейшее поведение индивида. Здесь играют важную роль психологические защиты, одна из которых - вытеснение. Вытеснение - один из видов психологической защиты - процесс, в результате которого неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, переживания изгоняются из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая влиять на поведение индивида, и переживаясь им как тревога, страх и пр.. [6]. В нашем исследовании вытеснению отводится ведущая роль т.к. этот процесс сопровождает индивида всю его жизнь, влияя на поступки, заставляя человека действовать по одному и тому же шаблону.

Вытеснение может пониматься как душевный процесс, в ходе которого происходит удаление из памяти и забвение патогенных переживаний. Цель его - устранение из сознания социально неприемлемых влечений. Но при этом не происходит уничтожение «следов воспоминаний»: вытесненное не может непосредственно вспомниться, однако, продолжает действовать и влиять на душевную жизнь под действием некоторого раздражителя; оно ведёт к психическим следствиям, которые можно считать преобразованием или продуктами забытых воспоминаний и которые остаются не понятыми при иных рассмотрениях. Вытеснение в действительности нарушает связь вытесненного с сознанием и так удаляет в бессознательное неприятные или неприемлемые воспоминания и переживания, которые становятся неспособными проникнуть в сознание в первоначальной форме. Вытеснение считается самым примитивным и неэффективным средством защиты, ибо вытесненное содержание психики всё же прорывается в сознание, и к тому же неразрешённый конфликт проявляется, как высокий уровень тревожности и чувства дискомфорта. [19].

Еще одна важная разновидность детского страха - это ночной страх -состояние острого возбуждения, беспокойства, сопровождающееся криком, плачем, вегетативными реакциями, мимикой страха, ужаса и часто пробуждением. Ночной страх - может быть одним из симптомов психической болезни, наблюдаемой уже у детей второго года и последующих лет жизни. Наиболее типично появление ночного страха в период первого возрастного кризиса (2-4 года).[16] Содержание ночных страхов, как правило, малодифференцировано и у маленьких детей всегда навеяно неожиданностью фабулы рассказов окружающих либо резко возникающими изменениями привычной обстановки. Здесь стоит более подробно остановиться на сновидениях и рассмотреть их функции. Любое сновидение является осмысленным психическим феноменом, которое включено в душевную жизнь бодрствования. Сновидение очень часто возвращает нас в повседневную жизнь, а не вырывают из нее. Более или менее содержание сна всегда определяется индивидуальностью, возрастом, полом, общественным положением, умственным развитием, привычным образом жизни и факторами всей предшествующей жизни. [17]. Мы можем сказать даже: чтобы не представляло собой сновидение, оно берет свой материал из действительности и из духовной жизни, разыгравшейся на фоне этой действительности. Что бы ни представляло собой сновидение, оно никогда не отделится от реального мира и его самые комичные и странные формы должны будут всегда черпать свой материал из того, что либо стояло перед нашими глазами в действительной жизни или уже заняло так или иначе место в нашем бодрствующем мышлении - короче говоря, из того, что мы пережили внешне или внутренне.[1]. Весь материал, образующий сновидение, так или иначе, происходит от реальных переживаний и во сне лишь вспоминается. Самое заурядное явление сновидения в том, что оно дает нам доказательство наших познаний и воспоминаний, которыми не обладает человек в бодрствующем состоянии. Одним из источников, из которых сновидения черпает свой материал, являются детские годы. Ночные страхи, преобладающие у маленьких детей, с возрастом возникают все реже, прекращаясь, как правило, к 10-12 годам. Ночные и дневные страхи в младшем детском возрасте, имея тенденцию к повторению, легко приобретают характер навязчивых. Типичны для этого возраста страх одиночества и страх темноты. Родители в этих случаях вынуждены брать ребенка к себе в постель, не гасить свет в его комнате и пр.

Страх - очень сильная эмоция, и она оказывает весьма заметное влияние на перцептивно-когнитивные процессы и поведение индивида. Когда мы испытываем страх, наше внимание резко сужается, заостряясь на объекте или ситуации, сигнализирующей нам об опасности. Интенсивный страх создает эффект «туннельного восприятия», то есть существенно ограничивает восприятие, мышление и свободу выбора индивида. Кроме того, страх ограничивает свободу поведения человека. Можно сказать, что в страхе человек перестает принадлежать себе, он движим одним-единственным стремлением - устранить угрозу, избежать опасности. Воспитание устойчивости к страху обычно направленно не на избавления от него человека, а на выработку умений владеть собой при его наличии.


Направленность личности

эмоция личность диффузный страх

Несмотря на различие трактовок личности, существующее в психологии, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется ее направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по разному: как «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн), смыслообразующий мотив (А.Н.Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н.Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г.Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А.С.Прангишвили). Она, так или иначе, выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей, интересов, склонностей, мотивационной сферы, идеалов, ценностных ориентации, убеждений. Таким образом, направленность личности выступает как системообразующее свойство, определяющее психологический склад личности. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации, называется направленностью личности. Направленность личности всегда социально обусловлена, она формируется путем воспитания и накладывает свой отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется не одним побуждением, а целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая личности своеобразный колорит. Направленность - это установки ставшие свойствами личности. Направленность включает в себя несколько связанных иерархических форм: влечение, желания, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности личности:

-влечение - наиболее примитивная биологическая форма направленности; человек осознает, что ему чего-то не хватает или что ему что-то нужно, но, что именно, он не понимает. Обычно люди переживающие влечение как специфическое тягостное состояние в виде скуки, тоски, неопределенности. Из-за своей неопределенности влечение не может перерасти в деятельность. Поэтому же влечение - переходящее явление, и представленная в ней потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту и т.д..

- желание - осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному; однако желать еще не означает действовать. Отражая содержание потребности, желание не содержит активного элемента. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив поведения, а затем в цель, оно оценивается человеком, который взвешивает все условия, помогающие и мешающие ее осуществлению. Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана, осознается также при этом возможные пути и средства достижения цели.

- стремление - возникает при включении в структуру желания волевого компонента;

- интерес - познавательная форма направленности на предметы; отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. Содержание и характер интереса связаны как со строением и динамикой мотивов и потребностей человека, так и с характером форм и средств освоения действительности, которыми он владеет.

при включении в интерес волевого компонента он становится склонностью;

- идеал - это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности;

- мировоззрение - система философских, эстетических, этнических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;

- убеждение - высшая форма направленности - это система мотивов личности, побуждающая ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности. Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или совсем не осознаваемыми. Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Однако, будучи внутренним побуждением к деятельности, мотив не определяет ее конкретных характеристик. Один и тот же мотив не может реализоваться в разных деятельностях. Однозначной жесткой связи между потребностью и способом ее удовлетворения нет. То, какой именно будет деятельность, исходящая из какого-либо конкретного мотива, определяется целью. Необходимо заметить, что потребностно-мотивационная сфера характеризует направленность личности лишь частично, является как бы ее исходным звеном, фундаментом. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности. Важно подчеркнуть, что на фоне одного и того же мотива могут формироваться разные цели. Если мотив побуждает к деятельности, то цель «конструирует» конкретную деятельность, определяя ее характеристики и динамику. Мотив относится к потребности, побуждающей к деятельности, цель - к предмету, на который деятельность направлена. Таким образом, цель является феноменом опережающего отражения окружающей действительности. Сознавая или не сознавая, человек постоянно сравнивает информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает, и в зависимости от их соотношения испытывает различные эмоции. И если во главе основного жизненного мотива стоит диффузный страх личности, заложенный в детстве, то человеческая деятельность будет направлена на избегание событий, которые произойдут после реализации того, что человек боится больше всего.


Глава 2. Развитие личности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.027 с.)