Современные складские технологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные складские технологии



 

Рассмотрев сущность и назначение склада, и системную организацию его работы, а, также  уяснив взаимосвязь между ними можно говорить о технологиях, применяемых на современных складах различных уровней.

Под складскими технологиями понимается совокупность последовательно выполненных операций связанных с подготовкой к приемке продукции, поступлением, перемещением, распаковкой, приемкой продукции по количеству и качеству, размещением на хранение, укладкой, отборкой, комплектацией, подготовкой к отпуску продукции потребителю.[19] На весь процесс переработки продукции на складе или отдельные его этапы составляются технологические карты. Технологическая карта – это форма документации, отражающая детальную пооперационную разработку складского технологического процесса с указанием технических средств, затрат времени и труда на его выполнение.[20]

В технологических картах определяется:

· содержание работы (перечень выполняемых операций);

· исполнители;

· перечень документов, составляемых по ходу технологического процесса.[21] Выполнение складских операций во времени (смена, сутки) предусматривает составление технологических графиков. Это могут быть: графики работы погрузочно-разгрузочных механизмов, графики прибытия покупателей на склад или в зал товарных образцов для отборки продукции, графики работы зон экспедиции.

При возрастании материальных, а следовательно и информационных потоков возникает необходимость использования электронного оборудования и вычислительных машин для повышения качества и сокращения затрат времени на проведение складского учета.

В основу процесса управления материальными потоками положена обработка информации, циркулирующей в логистических системах. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока. Информационный поток - это совокупность циркулирую­щих в логистической системе, между логистической систе­мой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов.[22] Информационные потоки в логистике можно классифицировать по следующим признакам (приложение Д):

· в зависимости от вида связываемых потоком систем: горизонтальный и вертикальный;

· в зависимости от места прохождения: внешний и внутренний;

· в зависимости от направления по отношению к логистической системе: входной и выходной.[23]

 На практике часто имеет место ситуация при которой скорости движения материального и информационного потоков не совпадают по объективным причинам. При этом инфор­мационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:

· опережающий информационный поток во встречном на­правлении содержит, как правило, сведения о заказе;

· опережающий информационный поток в прямом направле­нии - это предварительные сообщения о предстоящем прибы­тии груза;

· одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных пара­метрах материального потока;

· вслед за материальным потоком во встречном направле­нии может проходить информация о результатах приемки груза по количеству или по качеству, разнообразные претензии, под­тверждения. Путь движения информационных потоков, в об­щем случае, может не совпадать с маршрутом движения мате­риального потока.[24]

 Информационный поток характеризуется следующими пока­зателями:

· источник возникновения;

· направление движения потока;

· скорость передачи и приема;

· интенсивность потока и другие[25].

Формирование информационных систем невозможно без исследования потоков в разрезе определенных показателей. Например, решить задачу оснаще­ния определенного рабочего места вычислительной техникой нельзя без знания объемов информации, проходящей через это рабочее место, а также без определения необходимой скорости ее обработки. Управление информационными потоками подразумевает возможности:

· изменение направление потока;

· ограничение скорости передачи до соответствующей ско­рости приема;

· ограничение объема потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути. Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени.[26]

В теории информации за единицу количества информации принят  один бит. В практике хозяйственной деятельности информация может измеряться также: количеством обрабатываемых или передаваемых документов, суммарным количеством документострок в обрабатываемых или передаваемых документах.

Значимым элементом любой логистической системы является подсистема, обеспечивающая прохождение и обработку информации, которая при ближайшем рассмотрении сама разворачивается в сложную информационную систему, состоящую из различных подсистем.

Как любая другая система, информационная система должна состоять из упорядоченно взаимосвязанных элемен­тов и обладать некоторой совокупностью интегративных ка­честв.[27] Декомпозицию информационных систем на составляю­щие элементы можно осуществлять по - разному. Наиболее ча­сто информационные системы подразделяют на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую. Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели. Обес­печивающая подсистема, в свою очередь, включает в себя сле­дующие элементы:

· техническое обеспечение, то есть совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков;

· информационное обеспечение, которое включает в себя различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных;

· математическое обеспечение, то есть совокупность методов решения функциональных задач.

Логистические информационные системы обычно представляют собой автоматизированные системы управления логистическими процессами. Поэто­му математическое обеспечение этих систем - это комплекс программ и совокупность средств программирования, обеспечивающих решение задач управления материальными потоками, обработку текстов, получение спра­вочных данных и функционирование технических средств. Заметим, что организация связей между элементами в информационных системах логистики может существенно отличаться от органи­зации традиционных информационных систем. Это связано с тем, что в логистике информационные системы должны обес­печивать всестороннюю интеграцию всех элементов управления материальным потоком, их оперативное и надежное взаимодей­ствие. Таким образом, информационная система — это определенным образом организованная совокупность взаимо­связанных средств вычислительной техники, различных спра­вочников и необходимых средств программирования, обеспечи­вающая решение тех или иных функциональных задач. Информационные системы в логистике могут управлять как материальными потоками на уровне предприятия, так и уровне регионов и даже групп стран, то есть могут функционировать как на микроуровне, так и на макроуровне. Информационные системы на уровне предприятия подразделяются на три группы:

· плановые;

· диспозитивные (или диспетчерские);

· исполнительные (или оперативные).[28]

Логистические информационные системы, входящие в раз­ные группы, отличаются как функциональными, так и обеспечивающими подсистемами. Функциональные подсистемы отличаются составом решаемых задач. Обеспечивающие под­системы могут отличаться всеми своими элементами, то есть техническим, информационным и математическим обеспечени­ем. Остановимся подробнее на специфике отдельных информа­ционных систем.

Плановые информационные системы. Эти системы создают­ся на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие:

· создание и оптимизация звеньев логистической цепи;

· управление условно-постоянными, то есть малоизменяющи­мися данными;

· планирование производства;

· общее управление запасами;

· управление резервами и другие задачи.[29]

Диспозитивные информационные системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи:

· детальное управление запасами (местами складирования);

· распоряжение внутрискладским (или внутризаводским) транспортом;

· отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.[30]

Исполнительные информационные системы создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации здесь производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ, то есть в реальном масштабе. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и тому подобные. Различия наблюдаются и вобеспечивающих подсистемах. Создание многоуровневых АСУ материальными потоками связано со значительными затратами в области разработки программного обеспечения, которое должно обеспечить многофункциональность системы и высокую степень ее интеграции. Поэтому при создании АСУ логистики должна исследоваться воз­можность использования сравнительно недорогого стандартного программного обеспечения, с его адаптацией к местным условиям.

В соответствии с принципами системного подхода любая система сначала исследуется во взаимоотношении с внешней средой, а уже потом внутри своей структуры. Этот принцип должен соблюдаться и при проектировании логистических информационных систем. С позиций системного подхода в процессах логистики выде­ляют три уровня (приложение Е). Первый уровень - рабочее место, на котором осуществляет­ся логистическая операция с материальным потоком. Второй уровень участок, цех, склад, где происходят процессы транс­портировки грузов, размещаются рабочие места. Третий уровень - система транспортирования и перемеще­ния в целом, охватывающая цепь событий, от приемки сырья на слад до поступления готовых изделий в конечное потребление.

В соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию. Вертикальной интеграцией считается связь между плано­вой, диспозитивной и исполнительной системами, осуществляемая посредством вертикальных информационных потоков.  Горизонтальной интеграцией считается связь между от­дельными комплексами задач в диспозитивных и исполнитель­ных системах посредством горизонтальных информационных по­токов. В целом преимущества интегрированных информационных систем заключаются в следующем:

· возрастает скорость обмена информацией;

· уменьшается количество ошибок в учете;

· уменьшается объем непроизводительной, «бумажной» ра­боты;

· совмещаются ранее разрозненные информационные блоки.  При построении логистических информационных систем на базе ЭВМ необходимо соблюдать принципы:

· принцип использования аппаратных и программных мо­дулей. Под аппаратным модулем понимается унифицированный функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры, выпол­ненный в виде самостоятельного изделия. Модулем программ­ного обеспечения можно считать унифицированный, в определенной степени самостоятельный, программный элемент, вы­полняющий определенную функцию в общем программном обеспечении. Соблюдение принципа использования программных и аппаратных модулей позволит:

ü обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управления;

ü повысить эффективность функционирования логистических информационных систем;

ü снизить их стоимость;

ü ускорить их построение.

· принцип возможности поэтапного создания системы. Логистические информационные системы, построенные на базе ЭВМ, как и другие АСУ, постоянно развиваемые системами, то есть при их проектировании необходимо предусмотреть возможность постоянного увеличения числа объектов автоматизации, и расширения состава реализуемых информационной системой функций и задач.

· принцип четкого установления мест стыка. «В местах стыка материальный и информационный поток переходит через границы правомочия и ответственности отдельных подразделений предприятия или через границы самостоятельных организа­ций. Обеспечение плавного преодоления мест стыка является одной из важных задач логистики»

· принцип гибкости системы с точки зрения специфиче­ских требований конкретного применения.

· принцип приемлемости системы для пользователя диа­лога «человек-машина».[31] Если в информационной системе осуществляется автоматизированная обработка информации, то основной частью технического обес­печения в этом случае является ЭВМ.

Для того, чтобы иметь возможность эффектив­но управлять динамичной, логистической системой, необхо­димо в любой момент иметь информацию в детальном ассорти­менте о входящих и выходящих из нее материальных потоках, а также о материальных потоках, циркулирующих внутри нее. Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, данная проблема решается путем использования при осуще­ствлении логистических операций с материальным потоком ми­кропроцессорной техники, способной идентифицировать (опо­знать) отдельную грузовую единицу. Речь идет о применении сканеров, считывающих разнообразные штриховые коды. Это оборудование позволяет получать информацию о ло­гистической операции в момент и в месте ее совершения. Полученная информация обрабатывается в ре­жиме реального масштаба времени, что позволяет управляющей системе реагировать на нее в оптимальные сроки. Для повышения эффективности автоматической обработки информации необходим ее автоматизированный сбор. Он основан на исполь­зовании штриховых кодов разных видов, каждый из которых имеет свои технологические преимущества. Например, код с прямоугольным контуром - код ITF - 14 (рис. 1.1) печата­ется намного легче остальных кодов, что позволяет применять его на гофрированных упаковках. Используется для кодирования товарных партий.

 

Рис. 1.1 - Код ITF - 14. Применяется для кодирования отгрузочных упаковок

 

Для кодирования большого объема информации на ограниченной поверхности может применяться код «2 из 5 с чередова­нием». В логистике дополнительно к другим кодам может приме­няться код 128 (рис. 1.2). Этим кодом могут быть закодированы номер партии, дата изготовления, срок реализации и т. д.

Рис. 1.2 - Код 128. Применяется вместе с другими кодами для кодирования дополнительной информации

 

В сфере обращения широкое применение получил код EAN (рис. 1.3), который часто можно встретить на товарах массового потребления. Рассмотрим более подробно технологию использования этого кода в логистических процессах.

Рис. 1.3 - Код Е AN — 13, внешний вид и структура.

Имеется алфавит кода EAN, в котором каждой цифре соответствует определенный набор штрихов и пробелов. На этапе запуска товара в производство ему присваивается тринадцатизначный цифровой код, который впоследствии в виде штрихов и пробелов будет нанесен на этот товар. Первые две или три ци­фры обозначают код страны, который присвоен ей ассоциацией EAN в установленном порядке. Принято называть эту часть кода флагом. В таблице 1.1 приведены значения кодов разных стран.

Таблица 1.1 – Некоторые коды, присвоенные странам ассоциацией EAN

Страна. Код EAN (флаг) Страна Код ЕAN (флаг)
США 00 – 09 Израиль 729
Франция 30 – 37 Швеция 73
Болгария 380 Гватемала, Гондурас,    
Словения 383 Никарагуа,    
Хорватия 385 Коста-Рика, Панама 740-745
Германия 400 – 440 Мексика 750
СНГ 460 – 469 Венесуэла 759
Латвия 4605 Швейцария 76
Тайвань 471 Колумбия 770
Филиппины 480 Перу 775

Следующие четыре цифры — индекс изготовителя товара. Совокупность кода страны и кода изготовителя является уни­кальной комбинацией цифр, которая однозначно идентифицирует предприятие, производящее маркируемый товар.

Оставшиеся цифры кода предоставляются изготовителю для кодирования своей продукции по собственному усмотрению. При этом кодирование можно просто начать с нуля и продолжать до 99999. Таким образом, первые двенадцать цифр кода EAN однозначно идентифицируют любой товар в общей совокупности товарной массы.

Последняя, тринадцатая цифра кода - контрольная. Она рассчитывается по специальному алгоритму на основе две­надцати предшествующих цифр. Неправильная расшифровка одной или нескольких цифр штрихового кода приведет к тому, что ЭВМ, рассчитав по двенадцати цифрам контрольную, обнаружит ее несоответствие контрольной цифре, нанесенной на товаре. Прием сканирования не подтвердится и считывание кода придется повторить. Таким образом, контрольная цифра обеспе­чивает надежное действие штрихового кода, является гарантией устойчивости и надежности всей системы.

Исследования показали, что введенные с кла­виатуры компьютера вручную данные о товаре содержат, в сред­нем, одну ошибку на каждые 300 введенных знаков. При использовании штриховых кодов этот показатель снижается до одной ошибки на 3 миллиона знаков. Среднюю стоимость работ по вы­явлению и устранению последствий одной такой ошибки амери­канская ассоциация менеджмента определила в 25 долларов. Согласно другим исследованиям цена одной ошибки превышает 100 долларов.

Сам по себе цифровой код товара информации о его свойствах, как правило, не несет. Уникальное тринадцатизначное число является лишь адресом ячейки памяти в ЭВМ, которая содержит об этом товаре все сведения, необходимые для форми­рования машиночитаемых документов. Совокупность этих сведе­ний образует так называемую базу данных о товаре. В последую­щем база данных должна передаваться по цепи товародвижения с помощью сети электронной связи или на машиночитаемых но­сителях.[32]

Страны с развитой рыночной экономикой более 20 лет назад начали разрабатывать и внедрять АСУ, основанные на автома­тизированном сборе данных о товаре. Сегодня свыше 200 тысяч магазинов в различных странах мира оборудованы системами для считывания кодов.[33] На экспортных и импортных товарах применение штрих-кода обязательно. Существуют разные технологии печати штрихового кода, в том числе, мастерфильмы (фотопленочные шаблоны), офсетная литография, точечно-матричная печать и др.[34]

При наличии электронной связи между поставщиком и покупателем товара информация о кодах товаров, со­ставляющих партию, об их количествах, а также база данных о самих товарах передается автоматически. Если такой связи нет, то информация передается на магнитных дисках. В случае необходимости электронную технологию передачи информации можно дополнить распечаткой сопроводительных документов на бумажной основе.

На складе получателя при приемке товаров произво­дится сканирование штрихового кода при помощи контактного сканера-карандаша, портативного лазерного сканера или стационарного сканирующего устройства. Количество товаров, в разрезе товарных кодов за­поминается, затем эта информация перегружается в складскую ЭВМ, где сверяется с данными о партии, поступившими на гибком магнитном диске или по сети электронной связи. При реализации товара кассир считывает штрихо­вой код с выбранного покупателем изделия. Около двух секунд уходит па сканирование товара и идентификацию его товарного кода. После этого кассовый компьютер, отыскав в памяти цену и другие необходимые реквизиты изделия, выдает их на экран и печатает чек. В момент выдачи чека кассовым компьютером главный ком­пьютер секции принимает в свою память информацию о том, что данный товар продан. Получение товаров со склада и их реализацию этот компьютер сопровождает арифметической увязкой массивов в картотеке наличия. Таким образом, система перманентно обеспечивает не только суммовой, но и количественный учет товаров, что невозможно организовать без кодирования то­варов. Количественный учет реализации товара используется для своевременного пополнения торгового ассортимента. Автомати­чески составленный и переданный по сети электронной связи заказ на завоз товаров в магазин или подачу их в торговый зал учитывает складывающийся спрос по каждой товарной позиции. В торговых и складских предприятиях для этого в большинстве случаев используют программу «1С-торговля и склад». Автоматизированная идентификация позволяет существенно улучшить управление материальными потоками на всех этапах ло­гистического процесса. Отметим ее основные преимущества.

В логистических процессах объектом управления является и отдельная товарная единица и грузовой пакет, включающий в себя десятки, а то и тысячи отдельных единиц товара. При этом отдельная единица товара, преимущества кодирования и автоматизированной идентификации которой рассмотрены выше, является основным предметом труда лишь - в магазине. На более ранних стадиях товар движется большей частью в форме грузовых па­кетов. Отсутствие единообразия и согласованности у участников логистических процессов в вопросах кодирования, маркировки и идентификации этих пакетов существенно замедляет движение материального потока, затрудняет управление им на всех этапах продвижения от поставщика к потребителю. В условиях, когда в опте сосредоточиваются грузы от многих поставщиков, применяющих разные, зачастую несовмести­мые системы идентификации грузовых пакетов, эффективная организация управления материальными потоками затруднена.

У производителей потери эффективности возникают на стадии распределения. Транспортники «недобирают» эффект в процессе перевозки. Оптовики теряют в процессе хранения и сортировки грузов, розничная торговля - при выполнении закупочных опе­раций.

С одной стороны, перечисленные потери, с другой - высо­кий уровень развития компьютерной техники и информационной технологии позволили Международной ассоциации EAN разработать единый стандарт на маркировку грузовых пакетов.

Как введение стандарта на поддоны, так и введение единого стандарта на маркировку грузовых пакетов в состоянии коренным образом изменить системы грузопереработки, резко повысить эффективность логистических процессов.[35]

Предложенный ассоциацией EAN стандарт предусматривает маркировку грузового пакета специальной этикеткой (приложение Ж).

Этикетка EAN для грузового пакета может содержать различную информацию. Однако ее основное назначение - нести на себе машиночитаемый код, позволяющий идентифицировать данную грузовую единицу. Этот код располагают в части А. Формируется он в соответствии с символикой UCC/EAN-128. Этот тип кода позволяет объединить в одном штриховом коде информацию о товаре (то есть код EAN-13 со­держащегося в грузовом пакете товара), информацию о сроках хранения, а также информацию, позволяющую однозначно иден­тифицировать данную грузовую единицу.[36] В зоне В этикетки размещают данные о грузе в форме цифр и букв, которые могут быть введены в компьютер вручную. Информация, располагаемая в зоне С, определяется по усмо­трению грузоотправителя. Здесь, например, может размещаться полное или сокращенное название фирмы или другие данные в виде цифр, рисунка или текста. Размеры стандартной этикетки 148 мм х 210 мм. Место рас­положения этикетки на грузовом пакете показано в приложении Ж. Для того, чтобы в процессе грузопереработки этикетка бы­ла постоянно видна оператору, ее наносят на все четыре боковые стороны пакета. При этом середина кода грузового пакета (основная часть кода) должна находиться на расстоянии 450 мм (±50 мм) от несущей поверхности, на которой уложен грузовой пакет, например, от поверхности полки стеллажа. Использование этого кода обеспечивает эффектив­ное управление и контроль за логистическими процессами не только за счет идентификации грузовых пакетов, но и за счет возможности применения систем электронного обмена данными (EDI) на основе стандарта EANCOM. Применение этикетки EAN имеет следующие преимущества:

· обеспечивается однозначная и простая идентификация под­дона, во многом схожая с идентификацией потребительской упа­ковки кодом EAN-13. Серийный код транспортной упаковки (UCC/EAN-128) является своеобразным ключом, обеспечиваю­щим доступ к информации, хранящейся в компьютере;

· этикетка, нанесенная первоначально поставщиком поддона, может использоваться всеми без исключения участниками цепи «производитель — потребитель»;

· значительно облегчается процесс коммуникации между партнерами;

· сканирование штриховых кодов обеспечивает быстрый и правильный ввод информации;

· неоднократно снижается время обработки грузов на всех этапах.[37] Таким образом, внедрение современных складских технологий позволяет значительно повысить эффективность работы склада, улучшить учет и значительно снизить пересортицу и ошибки при формировании партий товара.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 948; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.03 с.)