Глава 1. Понятие и сущность мотивации деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Понятие и сущность мотивации деятельности



Введение

 

Одним из основных признаков современного общества является стремительное развитие компьютерных информационных технологий и систем телекоммуникаций. В России, как и во многих странах, отмечается высокая степень готовности к применению информационных технологий, в том числе связанных с применением Интернета, как в профессиональной, так и в повседневной деятельности. В результате у пользователей информационных технологий возникает целый ряд интересов, мотивов, целей, потребностей, установок, а также форм психологической и социальной активности. Компьютеры и информационные системы оказывают воздействие на психические процессы трансформируя не только отдельные действия, человеческую деятельность в целом, но и мотивационную сферу.

Бурное развитие информационных технологий вызвало к жизни и новые виды деятельности, одной из которых является хакерская.

Популярность явления хакерства в обществе, благодаря СМИ, растет в геометрической прогрессии. И если на ранних стадиях развития информационных технологий (ИТ) деятельность хакеров характеризовали в большей степени положительно как «двигателей прогресса», то на сегодняшний день этот образ существенно изменился в негативную сторону, подчеркиваются их запретные действия - разработка и распространение компьютерных вирусов, которые портят или уничтожают информацию, взлом электронных систем защиты информации, кражу средств с помощью компьютерных сетей, а наиболее бросающимися в глаза психологическими особенностями хакеров - асоциальность, ограниченность интересов, фанатизм.

Темпы распространения явления хакерства чрезвычайно высоки. Не так давно сотрудники Министерства обороны США в одном из интервью сделали весьма жесткий прогноз: Америка должна готовиться к электронному Перл-Харбору. По данным Института Компьютерной Безопасности, в 2003 году около 90% компаний США подверглись компьютерным атакам и примерно 80% из них понесли ущерб. В мире было зафиксировано более 80 тыс. случаев нарушений режима безопасности компьютерных сетей (атаки хакеров, попытки краж информации и т.д.). Их число резко увеличилось по сравнению с 2001 годом, когда было зафиксировано примерно 58 тыс. таких нарушений (чуть более 20 тыс. в 2000 году). Чаще всего мишенями злоумышленников становятся сети США. В 2003 году было отмечено почти 27 тыс. компьютерных атак. Британские компьютерные сети подвергались атакам менее 5 тыс. раз, германские - около 4.6 тыс. раз (http://www.dig.ru/rus/dw/7079.htm).

Несмотря на актуальность и высокие темпы распространения, исследований феномена хакерства крайне мало. Сами хакеры не стали предметом психологических исследований: так и не выявлены основные личностные черты хакеров, мотивы их «ухода» в хакерство. И, как следствие, не выработаны рекомендации по профилактике этого явления.

Поведение людей в психологии принято объяснять с позиции мотивации. Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности человека одна из важнейших проблем современной психологии. В частности, Б.Ф. Ломов отмечает, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль.

Вопрос мотивации хакерской деятельности тем более интересен в условиях столь бурного распространения явления. Данных изучения мотивационных характеристик личности, склонных к хакерской деятельности, т.н. хакеров, приводится пока мало, в их числе работы А.Е. Арестовой., Ю.Д. Бабаевой., О.В. Смысловой, А.Е. Войскунского и др.

Исходя из положения о том, что принятию решения о действиях по взлому, кражам, разработке и распространению вирусов способствуют ценности, ценностная ориентация личности, а также самооценка как один из основных регуляторов поведения, мы в своем исследовании акцентировали внимание именно на ценностно-мотивационной структуре личности специалистов в области ИТ, склонных к хакерской деятельности.

Из анализа зарубежных и российских исследований феномена хакерства, хакерской деятельности, проведенных ранее вытекает проблема нашей работы, связанная с не разработанностью вопросов взаимосвязи уровня развития мотивационной сферы, ценностных ориентаций специалистов в области ИТ и их склонностью к хакерской деятельности.

Объект исследования: ценностно-мотивационная сфера специалистов в области ИТ.

Предмет исследования: уровень развития мотивационной сферы, уровень самооценки и ценностные ориентации специалистов в области ИТ с различным уровнем склонности к хакерской деятельности.

Цели исследования: определение особенностей ценностно-мотивационной сферы специалистов в области ИТ, выявление наличия взаимосвязи уровня развития мотивационной сферы и уровня самооценки с уровнем склонности к хакерской деятельности.

Задачи исследования:

изучение специфики хакерской деятельности и психологических особенностей хакеров на основании источников и ранее проведенных исследований хакерской деятельности и мотивации хакеров в частности;

изучение теоретических аспектов ценностно-мотивационной сферы специалистов в области ИТ;

подбор адекватных целям исследования и специфики испытуемых методик исследования;

выявление преобладающих ценностей, особенностей мотивационной сферы и уровня самооценки у специалистов области ИТ, а также определение уровня склонности к хакерской деятельности;

определение взаимосвязи между уровнем развития мотивационной сферы и самооценки с уровнем склонности к хакерской деятельности.

Гипотеза нашего исследования: мы предполагаем, что существуют особенности развития ценностно-мотивационной сферы у специалистов в области ИТ более склонных к хакерской деятельности, связанные с несформированностью терминальных ценностей и преобладанием эгоистичных, самоактуализированных ценностей над духовными и социальными, существует положительная корреляция между уровнем самооценки, уровнем развития мотивационной сферы со степенью выраженности склонности к хакерской деятельности.


Методики исследования

 

Большое разнообразие представлений о хакерской деятельности и неоднозначность социальной оценки этого явления порождают проблемы, связанные с формированием выборки испытуемых и процедуры проведения исследования.

К таким проблемам можно отнести как организационные, так и методические. Прежде всего анонимность хакеров затрудняет изучение данной группы. В то же время, сами хакеры (или как мы их называем специалисты по ИТ с высоким уровнем склонности к хакерской деятельности) двойственно относится к собственной анонимности: с одной стороны, они стремятся к тому, чтобы об их поступках было известно, с другой - стараются держать свою идентичность в секрете. Другими особенностями хакерского сообщества, затрудняющими проведение исследованиия являются:

отсутствие четкого определения этой группы и критериев отнесения к ней: кого считать хакером, а кто им не является.

отсутствие четких границ группы. Эта особенность обусловлена быстрым развитием технологий, вместе с которыми приходят и уходят или изменяются профессионалы, хакеры могут с возрастом отказываться от своих пристрастий.

Задача методического плана заключается в подборе адекватных целям исследования методик, в то же время подходящих для его проведения в данной сообществе. Специалисты по информационным технологиям не относятся к категории "наивных" испытуемых: многие из них увлекаются психологическими тестами, знакомы с понятием шкалы лжи, компьютеризированными версиями тестов MMPI, теста Люшера и др. Поэтому для получения достоверных результатов необходим подбор методик, которые, во-первых, мало известны, во-вторых, интересны испытуемым (для того, чтобы они не отказывались участвовать в исследовании) и, в третьих, компактны.

В соответствии с гипотезами были выбраны методики, направленные на измерение уровня самооценки, ценностных ориентаций и мотивационной сферы. Данные методики, с одной стороны, отвечают задачам исследования, а с другой - соответствуют приведенным выше трем основным условиям: относительно малоизвестны, в достаточной степени интересны для испытуемых, компактны.

Для отнесения специалистов в области информационных технологий к группам с различным уровнем склонности к хакерской деятельности применен опросник «Считаешь ли ты себя хакером?». Опросник был разработан психологами МГУ и неоднократно использовался ими при исследованиях хакерского сообщества для отнесения специалистов, увлеченных информационными технологиями к группам хакер - не хакер.

Для диагностики уровня самооценки испытуемых была использована методика диагностирующая уровень самооценки Будасси. Эта методика также отличается компактностью, быстротой проведения при хорошей надежности, валидности и достоверности.

Для исследования ценностных ориентаций испытуемых была применена методика ценностных ориентаций М.Рокича. Эта методика была выбрана из-за ее компактности, быстроты в проведении и в то же время достаточной надежности, валидности и достоверности. В свое время данная методика использовалась при исследованиях движения хиппи, а хакерство, по мнению многих авторов, приближено по многим параметрам к этому движению.

Методика ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей, является в настоящее время наиболее распространенной для изучения ценностных ориентаций. М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Доминирующая направленность ценностных ориентаций четко фиксируется как определенная жизненная позиция по критериям уровня вовлеченности, с одной стороны в сферу деятельности, а с другой - в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить, жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей - средств и представлений о нормах поведения, которое человек рассматривает в качестве эталона.

Диагностику мотивационной сферы мы исследовали тестом юмористических фраз (ТЮФ). Тест предложен А.Г. Шмелевым и В.С. Бабиной и представляет собой оригинальную компактную методику соединяющую в себе достоинства стандартизированного измерительного теста и индивидуализированной проективной техники. В основе методики лежит прием свободной тематической классификации многозначных стимулов - юмористических фраз, Появление крупного класса является свидетельством наличия сверх значимой (доминирующей) мотивации, предметное содержание которой соответствует предметному содержанию этого класса. Валидность ТЮФ оценивалась с помощью методики ГОЛ (“групповая оценка личности”), а также с помощью параллельного применения других мотивационных тест-опросников и проективных методик. Тест содержит 100 юмористических фраз (афоризмов), которые испытуемый должен расклассифицировать на 10 заданных тематических классов, соответствующих 10 мотивационным шкалам. Наличие установки в одной или нескольких из перечисленных областей проявляется в том, что человек в немалозначных юмористических фразах (а таких в методике 40) улавливает именно тот смысл, который соответствует его установке. Испытуемый получает список из 10 перечисленных выше сфер и задание, читая последовательно юмористические фразы, относит их к какой-либо из этих сфер. О наличии установки (или установок) судят по тому, какое количество фраз испытуемый отнес к той или иной сфере: чем больше карточек, отнесенных к данной сфере, тем сильнее установка на нее. В свою очередь установка может свидетельствовать о нескольких вещах:

. О наличии у испытуемого недостаточно осознаваемых, но достаточно сильных потребностей в данной сфере.

. О наличии у него сильных проблем в этой сфере, вызывающих постоянные эмоциональные переживания.

. О наличии комплексов, связанных с данной сферой.

Испытуемые

 

Группа испытуемых 36 человек была сформирована из специалистов в области информационных технологий - сотрудников коммерческого предприятия и КГУ. В данной выборке были представлены специалисты различных отраслей информационных технологий - программирования, администрирования компьютерных сетей, телекоммуникаций и т.д. Из общего числа испытуемых женщины составили 7 человек, т.е. 19 процентов от общей выборки.

Склонность к хакерской деятельности на основании проведенного опросника у испытуемых была распределена следующим образом:

8 человек, что составляет 22 процента, была выявлена склонность к хакерской деятельности выше средней. Из них 7 мужчин (88 %) и одна женщина (12 %). Данные испытуемые при обработке результатов были отнесены к первой группе.

11 человек показали средний уровень склонности. Из них 6 мужчин (55 %) и пять женщин (45 %). Данные испытуемые отнесены ко второй группе.

17 человек показали ниже среднего уровня склонность к хакерской деятельности. Из них 16 мужчин (94 %) одна женщина (6 %). Данные испытуемые были отнесены к третьей группе.

Результат исследования уровня склонности к хакерской деятельности представлен на диаграмме 1 (Приложение 1).

Результаты исследования

 

Исследование уровня самооценки проводилось по методике Будасси.

Данные в результате исследования были подвергнуты корреляционному анализу. Для чего использовался расчет коэффициента ранговой корреляции по формуле Роджерса:

 

r = 1- (6 * Sd² / (n² - n)

 

где: d - разность номеров рангов избранных испытуемым;

n - число рассматриваемых свойств (20)

Далее проводился анализ полученных рангов.

Если r стремится к + 1, то это указывает на завышенную самооценку;

Если r стремится к - 1, то это указывает на заниженную самооценку;

При - 0.5 < r < +0.5 - самооценка нормальная.

Результат исследования уровня самооценки представлен в таблице.

 


Таблица.1 Уровень самооценки у специалистов в области ИТ с различным уровнем склонности к хакерской деятельности

Уровень самооценки Коэффициент корреляции ранга

Группа с высоким уровнем склонности (8 чел.)

Группа со средним уровнем склонности (11 чел.)

Группа с низким уровнем склонности (17 чел.)

    количество в группе % в группе количество в группе % в группе количество в группе % в группе
Высокая от + 0.5 до + 1 5 63 1 9 1 6
Нормальная от - 0.5 до + 0.5 3 37 8 72 8 47
Низкая от -1 до - 0.5 0 0 2 18 8 47

 

Диаграмма 2

 

Из таблицы 1 и диаграммы 2 (Приложение 2) наглядно представлено, что у представителей группы с высоким уровнем склонности к хакерской деятельности преобладает высокая самооценка и полностью отсутствует низкая.

Совершенно противоположная ситуация у группы с низким уровнем склонности к хакерской деятельности, где в равных пропорциях присутствует низкая и нормальная самооценка и только у одного специалиста из 17 была обнаружена завышенная.

Таким образом, наша гипотеза о наличии у специалистов области ИТ с высоким уровнем склонности к хакерской деятельности завышенная самооценка.

Уровень развития мотивационной сферы мы исследовали тестом юмористических фраз (ТЮФ).

Обработка результатов теста заключалась в подсчете количества фраз, которые испытуемый отнес к той или иной сфере. Чем больше карточек, отнесенных к данной сфере, тем сильнее установка на нее. Появление такой установки свидетельствует о сверхзначимой (доминирующей) мотивации, предметное содержание которой соответствует предметному содержанию этого класса.

 

Таблица 2 Наиболее значимые терминальные ценности специалистов в области ИТ с различным уровнем склонности к хакерской деятельности

Группа Общее количество испытуемых в группе Наиболее значимые темы Кол-во испытуемых в группе, избравших тему Процент от общего количества в группе
Первая группа (с высоким индексом склонности к хакерской деятельности) 8 Взаимоотношения полов 7 87 %
    Человеческая глупость 6 75 %
    Карьера, деньги По 5 63 %
Вторая группа (со средним индексом склонности к хакерской деятельности) 11 Взаимоотношения полов 8 72 %
    Человеческая глупость 6 55 %
    Деньги 5 45 %
Третья группа (с низким индексом склонности к хакерской деятельности) 17 Взаимоотношения полов 10 59 %
    Человеческая глупость 7 41 %
    Агрессия, самозащита Семейные неурядицы и социальные неурядицы По 6 По 35 %

 

Анализ показывает, что для первой и третьей групп наиболее значимыми являются темы «взаимоотношения полов», «человеческая глупость». Причем, «человеческая глупость» также является наиболее значимой и для группы со средней выраженностью склонности. Т.е., тема «человеческая глупость» распределилась следующим образом:

в первой группе данная тема составила 87 %; - во второй - 55 %;- в третьей - 41 %.

 

Диаграмма 3

 

На диаграмме 3 (Приложение 3) отражено то, что для первой группы специалистов с более высоким уровнем склонности к хакерской деятельности, как мы и предполагали, характерна менее развитая мотивационная сфера. Т.е., из десяти заявленных в методике тем, испытуемые первой группы указали лишь пять. В то же время, испытуемые третьей группы - специалисты в области ИТ с низким уровнем склонности к хакерской деятельности - указывают все десять тем. Специалисты, отнесенные к группе со средним уровнем склонности, определяют актуальными для себя только восемь тем.

Необходимо также отметить, что в третьей группе испытуемых (с низким уровнем склонности к хакерской деятельности) присутствует тема «агрессия, самозащита» с высоким процентом значимости данной темы в группе. Ее указали 6 из 17 испытуемых. На наш взгляд, это говорит о наличии у испытуемых данной группы проблем в этой области, которые вызывают постоянные эмоциональные переживания или о наличии комплексов, связанных с данной сферой.

Характерно также для первой группы с высоким уровнем склонности отсутствие таких тем, как «семейные, социальные неурядицы», «мода» и «бездарность в искусстве». «Социальные и семейные неурядицы» имеют испытуемые второй и третьей групп.

В результате исследования уровня развития мотивационной сферы подтвердилась гипотеза о несформированности мотивационной сферы у специалистов в области ИТ с высоким уровнем склонности к хакерской деятельности.

Ценностные ориентации специалистов в области ИТ с различным уровнем склонности к хакерской деятельности исследовались по методике М. Рокича. Данные, полученные в результате исследования терминальных ценностей, представлены в таблице 3 и диаграмме 3.

 

Таблица 3 Терминальные ценности у специалистов в области ИТ с различным уровнем склонности к хакерской деятельности

Терминальные ценности

Процентное соотношение в группах, (%)

 

Группа с высоким уровнем склонности (8 чел.) Группа с высоким уровнем склонности (11 чел.) Группа с высоким уровнем склонности (17 чел.)
1 активная деятельная жизнь 8 6 10
2 жизненная мудрость 4 3 12
3 здоровье 13 18 14
4 интересная работа 0 3 10
5 красота природы и искусства 0 0 0
6 любовь 4 9 10
7 материально обеспеченная жизнь 4 9 4
8 наличие хороших и верных друзей 8 6 8
9 общественное призвание 0 0 0
10 познание 8 3 10
11 продуктивная жизнь 8 0 2
12 развитие 8 0 6
13 развлечения 4 3 0
14 свобода 8 6 0
15 счастливая семейная жизнь 4 15 12
16 счастье других 0 0 0
17 творчество 8 6 0
18 уверенность в себе 8 12 4

 

Диаграмма 4

 

При анализе результатов ранжирования испытуемыми терминальных ценностей был проведен качественный анализ

Были обнаружены одинаковые результаты ранжирования для всех групп испытуемых следующих ценностей: наиболее высокий рейтинг ценность «здоровье» и отсутствие ценностей «красота природы и искусства», «общественное признание», счастье других».

«Интересная работа» для специалистов с различным уровнем склонности была распределена следующим образом: с более высоким уровнем склонности к хакерской деятельности отсутствует, со средним уровнем склонности к хакерской деятельности занимает самый низкий ранг и только у испытуемых с низким уровнем склонности к хакерской деятельности данная ценность является значимой и занимает одно из ведущих мест при ранжировании.

Испытуемые с высоким уровнем склонности к хакерской деятельности высоко ранжируют такие ценности как «познание», «развитие», «продуктивная жизнь», «свобода», «уверенность в себе» и «творчество». Это свидетельствует о значимости и взаимосвязанности всех вышеперечисленных ценностей в мотивации хакерской деятельности.

Менее важными для данной группы испытуемых представляются ценности «любви», «материальной обеспеченной жизни», «счастливой семейной жизни», «развлечений» и «жизненной мудрости».

Хотелось бы отметить, что данные результаты коррелируют с результатами исследований, проводимых сотрудниками МГУ О.Н. Арестовой, Ю.Д. Бабаевой, О.В. Смысловой под руководством профессора А.Е. Войскунского. В то же время значимость ценности «интересная работа» наши результаты не совпадают с результатом О. В. Смысловой, полученным при исследовании хакеров старшей возрастной группы, что мы объясняем отношением хакеров к своей деятельности не с позиции рутинной ежедневной работы, а скорее с позиции развития, познания, творчества.

Данные, полученные в результате исследования инструментальных ценностей представлены в таблице 4 и диаграмме 4.

 


Таблица 4 Инструментальные ценности у специалистов в области ИТ с различным уровнем склонности к хакерской деятельности

Инструментальные ценности

Процентное соотношение в группах, (%)

 

Группа с высоким уровнем склонности (8 чел.) Группа со средним уровнем склонности (11 чел.) Группа с низким уровнем склонности (17 чел.)
1 аккуратность 0 0 10
2 воспитанность 0 6 4
3 высокие запросы 8 0 2
4 жизнерадостность 13 6 4
5 исполнительность 0 0 6
6 независимость 17 9 2
7 непримиримость к недостаткам в себе и других 0 0 2
8 образованность 13 9 4
9 ответственность 4 9 16
10 рационализм 4 9 14
11 самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) 8 0 4
12 смелость в отстаивании своего мнения, взглядов 17 9 6
13 твердая воля 13 15 2
14 терпимость 0 0 12
15 широта взглядов 4 12 4
16 честность 0 3 2
17 эффективность в делах 0 3 6
18 чуткость 0 9 2

 


Диаграмма 5

 

При исследовании инструментальных ценностей в группе с высоким уровнем склонности к хакерской деятельности были обнаружены высокие ранги таких ценностей как «независимость», «образованность», «смелость в отстаивании своего мнения, взглядов», «твердая воля», «жизнерадостность» и «высокие запросы».

В наших исследованиях подтвердились результаты, полученные специалистами МГУ: такие ценности как «воспитанность» и «исполнительность», «аккуратность» не были отмечены в числе значимых специалистами в области ИТ с высоким уровнем склонности к хакерской деятельности. Что свидетельствует о пренебрежении ими социальными условиями и последствий хакерской деятельности, безответственности за свои поступки.

Мы согласны с мнением О.В. Смысловой, что «жизнерадостность» в качестве «инструментальной» ценности качество, необходимое для выполнения кропотливой, напряженной работы, не требующей успехов. В нашем исследовании специалисты в области ИТ с высоким уровнем склонности к хакерской деятельности также отмечают ее в качестве значимой ценности.

Корреляция результатов исследования терминальных и инструментальных ценностей для специалистов с высоким уровнем склонности позволяют рассматривать данный вид деятельности как важный внутримотивированный фактор развития и самоактуализации личности, обретение уверенности в себе и свободы.

Выводы

 

Результаты исследования особенностей ценностно-мотивационной сферы специалистов в области ИТ с различным уровнем склонности к хакерской деятельности позволяют сделать следующие выводы:

1. Специалисты в области ИТ с высоким уровнем склонности к хакерской деятельности характеризуются как люди с несформированной мотивационной сферой (из 10 тем ими как значимые определены были только пять). При этом такие общезначимые темы для большинства людей как «агрессия, самозащита», и «социальные и семейные неурядицы» в выборе не представлены. Преобладают лишь категории «потребности организма и индивида» и отсутствуют «потребностей личности».

2. Наиболее значимыми терминальными ценностями для них являются ценности, являющиеся общепринятыми - «здоровье» и «активная продуктивная жизнь». Все остальные темы были равнозначны и особенных исключений не составляли.

.   Из инструментальных ценностей для исследуемой группы были определены как значимые «независимость», «образованность», «смелость», «твердая воля».

Специалисты в области ИТ существенно отличаются по своей ценностно-мотивационной сфере от специалистов со средним и низким уровнем склонности. Причем, психологический портрет хакера, построенный на анализе зарубежных и российских источников и ранее проведенных исследований по своим основным личностно-психологическим особенностям совпал с результатами нашего исследования.

 


Заключение

 

Данное исследование посвящено изучению актуальной, сложной и недостаточно разработанной проблеме особенностей ценностно-мотивационной сферы личностей хакеров и их роли в мотивации хакерской деятельности.

Теоретический анализ психологической литературы и ранее проведенных исследований показал, что проблема мотивации и ценностных ориентаций личности является одной из фундаментальных и противоречивых проблем в психологии. Мотивационная сфера человека представляет собой сложное системное образование, в которое включены определенные иерархические структуры. Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных образований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности.

В исследованиях хакерской деятельности и мотивации к ней особое внимание уделялось и уделяется психологическим особенностям хакеров.

Нами была предпринята попытка исследования особенностей ценностно-мотивационной сферы специалистов в области ИТ, склонных к хакерской деятельности. Для этого, мы изучили теоретические аспекты мотивации, особенности хакерской деятельности. Решение задачи подбора адекватных целям исследования и специфике работы с данным контингентом испытуемых показало, что выбранные нами методики отвечали заявленным требованиям компактности, малоизвестности и валидности. Однако необходимо отметить, что для более детального изучения, например, мотивационной сферы, необходимо использовать батарею методик исследования содержательности предметного и преградного уровней мотивационной сферы.

Анализ источников и проведенное нами исследование позволяют предположить, что хакерство - это собирательное наименование для различного вида "уходов" в увлечение информационными технологиями, которое, однако, предполагает наличие определенных знаний о них и навыков в программировании. Психологически такой "уход" может быть связан как с высоким интеллектуальным потенциалом субъекта, который, в силу определенных (жизненных) обстоятельств не может найти себе достойного применения в другой сфере деятельности, так и те личностные особенности ценностно-мотивационной сферы, обнаруженные в результате нашего исследования.

Результаты нашего исследования подтверждают гипотезу, о том, что специалисты с высоким уровнем склонности к хакерской деятельности имеют высокую самооценку. У них также отмечены особенности ценностно-мотивационной сферы, а именно:

. Антисоциальность мотивов, большей частью проявляющуюся в узколичностных побуждениях хакера;

. Преобладание материальных и естественных побуждений над духовными;

. Доминирование побуждений (например, влечения), а не долга;

. Господство побуждений с ближайшими целями, а не с более отдаленными и жизненно важными перспективами;

. Низкий уровень этих побуждений в системе социальных ценностей нашего общества.

Само по себе искажение внутренних черт и свойств личности (интересов, потребностей, ценностных ориентаций и т.д.) не дает оснований для установления хакерской мотивации. Личностные деформации могут и не найти своей реализации в антисоциальном поведении. Например, доминирование материальных интересов личности даже в крайне гипертрофированном виде еще не свидетельствует о намерении обогатиться, например, преступным путем, путем взлома. Соответствующие интересы могут удовлетворяться и в социально одобряемых действиях.

Поэтому для нас видится очень важным проведение профилактики распространения явления хакерства и, прежде всего, в подростковой среде как наиболее восприимчивой. Полученные нами результаты могут являться основанием для дальнейших исследований в области мотивации деятельности специалистов ИТ, способствовать выработке профилактических мероприятий или коррекционной работе.


Использованная литература

 

1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. http://www.relarn.ru:8082/human/motivation.txt

2. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Опыт психологического исследования хакерства. http://flogiston.ru

.   Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал, 1998, №1

.   Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Новые информационные технологии и проблемы одаренности // Гуманитарные исследования в Интернете/ под редакцией А.Е.Войскунского - М., "Можайск-Терра",2000

.   Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В., Интернет: воздействие на личность. http://flogiston.ru

6. Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Пространство, населенное Другими <http://inter.net.ru/16/28.html>

.   Бжалова И.Г. Установка и поведение М., 1979

.   Букины М.иД. "Undergraund киберпространства"// Рынок ценных бумаг, 1999, №18.

.   Букины М.иД. "Хакеры. О тех, кто делает это"// Рынок ценных бумаг, 1999, №23.

.   Вартанова И.И. К проблеме диагностики мотивации. Вестник МГУ. Психология. Сер.14 1998 г., № 2

.   Вейценбаум Дж возможности вычислительных машин: от суждений к вычислениям. М. Радио и связь., 1982.

.   Вилюнас В.К. Психологические механизмы человека. М.: ИЗд-во МГУ, 1990

.   Войскунский А.Е. Исследования Интернета в психологии http://psynet.carfax.ru/texts/voysk1.htm

.   Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете. - М., 2000,

.   Войскунский А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в Интернет. 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. Экопсицентр РОСС., 2000.

.   Войскунский А.Е., Смысова О.В., Роль мотивации «потока» в развитии компетентности хакера. Вопросы психологии, 2003, № 4

.   Гуманитарные исследования в Интернете. http://www.relarn.ru:8082/human/

.   Долныкова А.А., Чудова А.Н.. Психологические особенности суперпрограммистов// Психологический журнал, 1997, № 1.

.   Жичкина А.Е., Ефимов К. Ю. Результаты исследования поведения в Интернете <http://flogiston.ru/projects/articles/oprosrezults.shtml>

.   Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, Питер, СПб, 2000.

.   Кубышкина М.Л. Психологические особенности мотивации социального успеха: Фвтореф. Дис.канд.-СПб, 1997.

.   Кон И.С. Открытие “Я” М.,1978

.   Коул М. Новые информационные технологии, базовые навыки и изнанка образования: что следует делать? Социально-исторический подход в психологии обучения.- М., 1989.

.   Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций.- М., 1992.

.   Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени. М., 1993

.   Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание личности. М., 1977

.   Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. М., 1984

.   Маркоф Дж., Хефнер К. Хакеры.- Киев, 1996.

.   Минаков А. Некоторые психологические свойства и особенности Интернет как нового слоя реальности <http://flogiston.ru/projects/articles/minakov.shtml>

.   Моисеенков И. Оно// Компьютерра, 1996,№43.

.   Молчанов Б.М. Что такое хакер?//КомпьютерПресс, 1993, №8.

.   Сережкина А.Е. Психические состояния пользователей ЭВМ в процессе компьютеризованной деятельности. Дисс... канд. психол. наук. Казань, 1998.

.   Смолян Г.Л., Зараковский Г.М., Розин В.М., Войскунский А.Е. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области).- М., 1997.

.   Смыслова О.В. Анализ представлений о мотивации хакеров. Материалы конференции «Социальные и психологические последствия применения информационных технологий». http://psynet.carfax.ru/texts/smyslova.htm, 2001

.   Смыслова О.В. Информационные технологии и общение: мотивационные и личностные особенности хакеров. <http://www.flogiston.ru/projects/>

.   Смыслова О.В. Методы полевого психологического исследования в обществе хакеров, М, 2000

.   Столл К. Яйцо кукушки, или пресс следа шпиона в компьютерном лабиринте.- М., 1996

.   Тихомиров О.К., Гурьева Л.П. Опыт анализа психологических последствий компьютеризации психодиагностической деятельности// Психологический журнал, 1989, №2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.137 с.)