Раздел 1. Магический реализм как литературное направление XX века определение понятия «реализм» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Магический реализм как литературное направление XX века определение понятия «реализм»



Введение

 

Магический реализм - это художественный метод, в котором магические элементы включены в реалистическую картину мира.

Роль магического реализма состоит в отыскании в реальности того, что есть в ней странного, лирического и даже фантастического - тех элементов, благодаря которым повседневная жизнь становится доступной поэтическим, сюрреалистическим и даже символическим преображениям.

Магический реализм - это литературное направление, имеющее вполне конкретную и обозримую во времени историю и довольно четко прослеживаемые корни, а также ярко выраженные идеологию (основные концепты), нарративную структуру и дискурсивные особенности, что делает произведения магического реализма удобным объектом лингвистического исследования.

Термин «магический реализм» функционирует в латиноамериканской критике и культурологии на различных смысловых уровнях. В узком смысле он понимается как течение в латиноамериканской литературе ХХ в.; иногда трактуется в онтологическом ключе - как имманентная константа латиноамериканского художественного мышления. История термина отражает существенное свойство латиноамериканской культуры - поиск «своего» в «чужом», т.е. заимствование западноевропейских моделей и категорий и приспособление их для выражения собственной самобытности.

Актуальность данной темы обоснована изучением в отечественном литературоведении «магического» реализма как литературного метода, характерного для латиноамериканской литературы, важностью затрагиваемых теоретических проблем, выявлением своеобразия латиноамериканского «магического» реализма.

Цель курсовой работы - изучить особенности «магического реализма» в произведении «Сто лет одиночества» Г.Г. Маркеса.

Объект - «магический реализм» как литературное направление; предмет - магический реализм в произведении «Сто лет одиночества» Г.Г. Маркеса.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

.   Раскрыть понятия «реализм» и «магический реализм»;

.   Дать характеристику элементам магического реализма;

«Магический реализм» Г.Г. Маркеса на основе изучения произведения «Сто лет одиночества». Научная новизна данной курсовой работы заключается в том, что, несмотря на существующее обилие монографий, на сотни статей и публикаций, посвященных различным аспектам произведений «магического реализма», это направление не было исследовано до сих пор в достаточной степени.

Теоретическая значимость курсовой работы состоит в том, что исследование магического реализма в произведении «Сто лет одиночества» Г.Г. Маркеса как основателя данного направления, позволяет изучить в полном объеме значимость его в мировой литературе. Практическая ценность работы состоит в том, что она вносит определенный вклад в изучение проблемы «магического» реализма в творчестве латиноамериканских писателей на примере произведения «Сто лет одиночества» Г.Г. Маркеса.

При написании данной работы были использованы такие методы исследования: анализ, эмпирический, теоретический, классификация, метод обобщения, синтез, индукция, дедукция, аналогия. «Магический реализм», являющийся типом реалистического повествования, стирает границы между традициями и экспериментом. Литература «магов», получившая широкое признание, ознаменовала начало нового диалога культур, когда каждая из литератур предполагает совместное осмысление существующих проблем и вопросов.

Структура курсовой работы включает следующее: введение, два раздела, краткие выводы по двум разделам, заключение, список использованной литературы.


 

Раздел 2. Роман «Сто лет одиночества» Г.Г. Маркеса как произведение «магического реализма»

Заключение

 

В последние десятилетия XX века целый ряд писателей открывает для себя новые формы фантастического, т.е. «магического» реализма.

«Магический реализм» способствовал обновлению латиноамериканской прозы, прежде всего романа. Успехи и специфика романистики привели в конце 50-х годов к появлению понятия «новый латиноамериканский роман».

Распространение тенденций к метафизической или к мифологической литературе носит географический характер. К первой тенденции более привержены писатели Ла-Платы, ко второй - писатели Карибского бассейна.

Сами корифеи латиноамериканской прозы, пытаясь определить причины успеха литературы Латинской Америки, нередко сходятся в том, что они - в щедрости фантазии, богатстве латиноамериканской вселенной, которая в конце концов от индейского фольклора шагнула прямо к общечеловеческим культурным ценностям.

Прочно вошедший в научный обиход в отечественном и зарубежном литературоведении в первой половине XX века, данный термин до сих пор вызывает немало споров и дискуссий. Определяемый как один из наиболее радикальных методов «художественного модернизма», основанный на отказе от характерной для классического реализма онтологизации визуального опыта, в «магическом реализме» художник трактуется как «носитель своего рода магической способности «заклясть» реальность, придать ей те или иные черты, - вплоть до таких, которые сделали бы ее приемлемой для человека.

Произведение Г.Г.Маркеса «Сто лет одиночества» традиционно рассматривается как пример «магического реализма», отличается также постмодернистским характером повествования, в котором процесс переписывания истории является одним из основных.

В основе "Ста лет одиночества" Маркеса - народная мифологизированная картина мира, лишь направляемая, корректируемая творческим волеизъявлением писателя. В этом ее отличие от вымыслов Борхеса и Касареса, не укорененных столь непосредственно в народном мировосприятии. Маркесом движет потребность к воссозданию былой индейской и первопроходческой ментальности, а писателями Ла-Платы, при отсутствии в литературе преемственности, культурной традиции (по сравнению со странами Европы и теми, что унаследовали цивилизации майя, ацтеков или инков) - потребность стать демиургами новой реальности.

Проведя анализ произведения Г.Г. Маркеса «Сто лет одиночества», мы имеем дело по сути с хроникой жизни поселка от его основания до превращения в город - и далее до гибели в стихийном бедствии. Описывается жизнь во всем ее многообразии - перед нами развертываются во взаимодействии характеры разных людей в самых разных ситуациях: в условиях войны и в условиях мирной жизни.

Особое место среди тем романа занимает исследование разрушительного влияния прогресса науки на жизнь людей, долгое время изолированных от большого мира, живущих вековыми устоями предков, верящих в чудеса, имеющих богатую фольклорную традицию и особое видение мира.

Самыми явными в творчестве «магических» реалистов являются темы стыда и одиночества, фальшивого чуда или бесполезности героя, мотивы запретной любви и возмездия за содеянное, мотив кровопролития и т.д.

«Магический реализм», являющийся типом реалистического повествования, стирает границы между традициями и экспериментом. Литература «магов», получившая широкое признание, ознаменовала начало нового диалога культур, когда каждая из литератур предполагает совместное осмысление существующих проблем и вопросов.

Противопоставление исторической правды и фантазии наблюдается во многих современных романах писателей Латинской Америки и стран Европы. «Магический реализм» как весьма самостоятельное течение литературы второй половины XX века представлен в странах латинской Америки следующими именами. В Перу - это Х.М. Аргедас, показавший в романе «Глубокие реки» (1958) жизнь перуанской провинции сквозь призму индейского мировоззрения. В Парагвае таким писателем стал А. Роа Бастос, наполнивший роман «Сын человеческий» (1959) фантастическими мотивами мифологии индейцев-гуарани. В Мексике - Хуан Рульфо и Карлос Фуэнтес. В Колумбии программу «магического реализма» прекрасно осуществил Г. Гарсиа Маркес в своем знаменитом романе «Сто лет одиночества» (1967)[11, c. 130].


 

Список использованной литературы

 

1. Андреев Л.Г. История зарубежной литературы XX века, под ред.// Андреев Л.Г., М.: 1980 г. - 172 с.

.   Бахтин М.М. Литературно-критические статьи.// Бахтин М.М. - М., 1986. - 543с.

.   Борхес Х. Л. Автобиографические заметки // Борхес Х. Л. Собр. соч.: В 4 т. - СПб., 2001. - Т. 3. - 317 с.

.   Богословесный В.Н. История зарубежной литературы XX века 1917-1945 г., под ред.// Богословесного В.Н., Гражданской З.Т., М.: 1990 г. - 220 с.

.   Ведрашко А.В. Зарубежная литература ХХ века: Хрестоматия т.1, под ред.// Ведрашко А.В.: 1981 г. - 628 с.

.   Ведрашко А.В. Зарубежная литература ХХ века: Хрестоматия т.2, под ред.// Ведрашко А.В.: 1981 г. - 628 с.

.   Дмитриев А.С., Колесников В.И. Зарубежная литература XIX в.: м: Хрестоматия историко-литературных материалов: Учебное пособие.// Сост. Дмитриев А.С., Колесников В.И., Н.И. Новикова - М.: Высшая школа, 1990. -С.474-477

.   Дмитриева А.С. История зарубежной литературы XIX века, Часть I, под ред.// Дмитриева А.С., М.: 1999 г.- 345с.

.   Дюкина О. К. Современные писатели Испании и Латинской Америки.// Дюкина О. К. - М., 2004. - 448 с. История литератур Латинской Америки. XX век: 20-90-е годы. - М., 2004. - 460 с. Кутейщикова, В. Новый латиноамерикансий роман // В. Кутейщикова.- М., «Современный писатель», 1976. - 237 с. Лапин, И.Л. Зарубежная литература. Историко-литературный компендиум // Лапин И.Л., Лапунов С.В., Здольников В.В.. Витебск, «УО ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. - 140 с. Литературный энциклопедический словарь // Под общ. ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А.. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с. Мамонтов С. П. Испаноязычная литература стран Латинской Америки XX века.// Мамонтов С. П - М., 1983. - 368 с. Маркес, Г.Г. Сто лет одиночества / Г.Г. Маркес. М., «Правда», 1986. - 447 с. Мартин Д. Габриэль Гарсиа Маркес. Биография. / Мартин Д., «Слово», 2011. - 624 с. Михальская Н.П. Зарубежная литература. XX век. Учебник для студентов педагогических ВУЗов. // Михальская Н.П. - 2004:Издательство: Дрофа.- 464 стр. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов.// Под ред. чл.-корр. АНСССР Н.Ю.Шведовой.-20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989.-750 с. Папоров Ю. Н. Габриэль Гарсия Маркес. Путь к славе.// Папоров Ю. Н. - СПб., 2003. - 340 с. Пелевин В. О. Икстлан - Петушки // Relics: Избранные произведения. - // Пелевин В. О. - М., 2007. - 180 с. Руднев В. Культура и реализм // Руднев В. - Даугава,1992. - 320 c. Руднев В. Морфология реальности: Исследование по "философии текста".// Руднев В - М., 1996. - 290 c. Соловьева Н.А. История зарубежной литературы XIX века: Учебник для вузов. / Под ред.// Соловьевой Н.А. - М.: «Высшая школа», 1999.- 172 Современные прозаики Латинской Америки // Под. ред. С.П. Мамонтова. М., «Прогресс», 1972. - 548 с. Современный словарь по культурологи. -Мн.: «Современное слово», 1999.- 736с. Столбов, В. Пути и жизни // В. Столбов. М., 1985. - 281 с. Сучков Б. Лики времени. Статьи о писателях и литературном процессе.// Сучков Б. - М., 1976. - 268 с. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XX века. В двух книгах. М.: «Олимп»; 000 «Издательство ACT», 1997. Книга I (A - И) - 832с; Книга II (И - Я) - 768с. Цурганова Е. А. Современный роман. Опыт исследования // отв. ред. Цурганова Е. А.. -М.: Наука, 1990. - 288 с. Торрес-Риосеко, А. Большая латиноамериканская литература // Торрес-Риосеко А. - М., «Прогресс», 1972. - 176 с. Традиции и взаимодействия в мировой литературе: межвуз. сборник науч. трудов. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2004. - 195 с. Хализев В. Е. Теория литературы // В. Е. Хализев. М.: Высшая школа, 2000. - 398 с. Художественное своеобразие литератур Латинской Америки. М., 1976. - 276 с. Якобсон Р.О. О художественном реализме // Якобсон Р. О. Работы по поэтике. - М., 1987. - 256 с.

Введение

 

Магический реализм - это художественный метод, в котором магические элементы включены в реалистическую картину мира.

Роль магического реализма состоит в отыскании в реальности того, что есть в ней странного, лирического и даже фантастического - тех элементов, благодаря которым повседневная жизнь становится доступной поэтическим, сюрреалистическим и даже символическим преображениям.

Магический реализм - это литературное направление, имеющее вполне конкретную и обозримую во времени историю и довольно четко прослеживаемые корни, а также ярко выраженные идеологию (основные концепты), нарративную структуру и дискурсивные особенности, что делает произведения магического реализма удобным объектом лингвистического исследования.

Термин «магический реализм» функционирует в латиноамериканской критике и культурологии на различных смысловых уровнях. В узком смысле он понимается как течение в латиноамериканской литературе ХХ в.; иногда трактуется в онтологическом ключе - как имманентная константа латиноамериканского художественного мышления. История термина отражает существенное свойство латиноамериканской культуры - поиск «своего» в «чужом», т.е. заимствование западноевропейских моделей и категорий и приспособление их для выражения собственной самобытности.

Актуальность данной темы обоснована изучением в отечественном литературоведении «магического» реализма как литературного метода, характерного для латиноамериканской литературы, важностью затрагиваемых теоретических проблем, выявлением своеобразия латиноамериканского «магического» реализма.

Цель курсовой работы - изучить особенности «магического реализма» в произведении «Сто лет одиночества» Г.Г. Маркеса.

Объект - «магический реализм» как литературное направление; предмет - магический реализм в произведении «Сто лет одиночества» Г.Г. Маркеса.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

.   Раскрыть понятия «реализм» и «магический реализм»;

.   Дать характеристику элементам магического реализма;

«Магический реализм» Г.Г. Маркеса на основе изучения произведения «Сто лет одиночества». Научная новизна данной курсовой работы заключается в том, что, несмотря на существующее обилие монографий, на сотни статей и публикаций, посвященных различным аспектам произведений «магического реализма», это направление не было исследовано до сих пор в достаточной степени.

Теоретическая значимость курсовой работы состоит в том, что исследование магического реализма в произведении «Сто лет одиночества» Г.Г. Маркеса как основателя данного направления, позволяет изучить в полном объеме значимость его в мировой литературе. Практическая ценность работы состоит в том, что она вносит определенный вклад в изучение проблемы «магического» реализма в творчестве латиноамериканских писателей на примере произведения «Сто лет одиночества» Г.Г. Маркеса.

При написании данной работы были использованы такие методы исследования: анализ, эмпирический, теоретический, классификация, метод обобщения, синтез, индукция, дедукция, аналогия. «Магический реализм», являющийся типом реалистического повествования, стирает границы между традициями и экспериментом. Литература «магов», получившая широкое признание, ознаменовала начало нового диалога культур, когда каждая из литератур предполагает совместное осмысление существующих проблем и вопросов.

Структура курсовой работы включает следующее: введение, два раздела, краткие выводы по двум разделам, заключение, список использованной литературы.


 

Раздел 1. Магический реализм как литературное направление XX века Определение понятия «реализм»

 

Реализм - в литературе и искусстве - направление, стремящееся к изображению действительности [13, c. 584].

В ХХ в. этот термин употребляется в трех значениях: первое - историко-философское. Реализм - это направление в средневековой философии, признававшее реальным существование универсальных понятий, и только. В этом значении понятию реализма было противопоставлено понятие номинализма, считавшего, что существуют только единичные предметы; второе значение - психологическое. Реализм, реалистический - это такая установка сознания, которая за исходную точку принимает внешнюю реальность, а свой внутренний мир считает производным от нее. Противоположность реалистическому мышлению представляет аутистическое мышление или идеализм в широком смысле; третье значение - историко-культурное. Реализм - это направление в искусстве, которое наиболее близко изображает реальность[34, c. 233].

Во всяком произведении изящной словесности мы различаем два необходимых элемента: объективный - воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный - нечто, вложенное в произведение художником от себя. Останавливаясь на сравнительной оценке этих двух элементов, теория в различные эпохи придаёт большее значение то одному, то другому из них (в связи с ходом развития искусства и с иными обстоятельствами).

Отсюда два противоположных направления в теории; одно - реализм - ставит перед искусством задачу верного воспроизведения действительности; другое - идеализм - видит назначение искусства в «пополнении действительности», в создании новых форм. Причём исходным пунктом служат не столько наличные факты, сколько идеальные представления [17, с. 201].

Эта терминология, заимствованная из философии, вносит иногда в оценку художественного произведения моменты внеэстетические. Реализм совершенно неправильно упрекают в отсутствии нравственного идеализма. В ходячем употреблении термин «реализм» означает точное копирование деталей, по преимуществу внешних. Несостоятельность этой точки зрения, естественным выводом из которой служит предпочтение протокола - роману и фотографии - картине, совершенно очевидна; достаточным опровержением её служит наше эстетическое чувство, которое ни минуты не колеблется между восковой фигурой, воспроизводящей тончайшие оттенки живых красок, и мертвенно-белой мраморной статуей. Было бы бессмысленно и бесцельно создавать ещё один мир, совершенно тождественный с существующим [22, c. 458].

Копирование внешнего мира само по себе даже самой резкой реалистической теории никогда не представлялось целью искусства. В возможно верном воспроизведении действительности усматривался лишь залог творческой самобытности художника. В теории реализму противополагается идеализм, но на практике ему противостоит рутина, традиция, академический канон, обязательное подражание классикам - другими словами, гибель самостоятельного творчества. Начинается искусство с действительного воспроизведения природы; но, раз даны популярные образцы художественного мышления, появляется творчество из вторых рук, работа по шаблону [12, с. 112].

Это - обычное явление школы, под каким бы знаменем она ни явилась впервые. Чуть не каждая школа изъявляет притязания на новое слово именно в области правдивого воспроизведения жизни - и каждая по-своему права, и каждая отрицается и сменяется последующей во имя того же принципа правды. Это особенно характерно проявляется в истории развития французской литературы, которая вся - непрерывающийся ряд завоеваний истинного Реализма. Стремление к художественной правде лежало в основе тех же движений, которые, окаменев в традиции и каноне, стали позднее символом нереального искусства [17, с. 202].

Реализм в художественном значении противопоставлен, с одной стороны, романтизму, а с другой - модернизму. Чешский культуролог Дмитрий Чижевский показал, что, начиная с Возрождения, великие художественные стили чередуются в Европе через один. То есть барокко отрицает Ренессанс и отрицается классицизмом. Классицизм отрицается романтизмом, романтизм - реализмом. Таким образом, Ренессанс, классицизм, реализм, с одной стороны, барокко, романтизм и модернизм - с другой сближаются между собой [34, с.170].

В той или иной мере всякая художественная литература обладает элементами реализма, так как действительность, мир общественных отношений является ее единственным материалом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.023 с.)