С 243 Светлая Е. А., Красильникова Л.Е., Черникова С. А. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С 243 Светлая Е. А., Красильникова Л.Е., Черникова С. А.



Научно-исследовательская работа: методические рекомендации для бакалавров направления подготовки 38.03.01Экономика, профиль «Финансы и кредит» / Е. А. Светлая, Красильникова Л.Е., С. А. Черникова. М-во с.-х. РФ федеральное гос. бюджетное образов. учреждение высшего образования «Пермская гос. с.-х. акад. им. акад. Д.Н. Прянишникова», фак. экон. фин. и коммерции; каф. финансов, кредита и экономического анализа. – Пермь: ИПЦ «ПрокростЪ», 2016. – 24 с.

 

 

Аннотация. В методических рекомендациях изложены основные требования к прохождению практики в форме «Научно-исследовательская работа» по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, профиль «Финансы и кредит».

Методические рекомендации разработаны в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 ноября 2015 г. № 1327.

Рекомендованы для студентов очной и заочной форм обучения, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, профиль «Финансы и кредит».

УДК 657

Научно-исследовательская работа: методические рекомендации для бакалавров направления подготовки 38.03.01Экономика, профиль «Финансы и кредит» рекомендованы к изданию методической комиссией факультета экономики, финансов и коммерции ФГБОУ ВО Пермская ГСХА, протокол  № 5 от «02» февраля 2016 г.

 

 

©ИПЦ «ПрокростЪ», 2016

© Светлая Е.А., 2016

© Красильникова Л.Е., 2016

© Черникова С. А., 2016

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения.. 4

2. Цель, задачи и общие вопросы организации практики.. 4

3. Место прохождения практики.. 8

4. Содержание практики.. 9

5. Структура отчета по практике. 12

6. Требования по оформлению и защите отчета.. 13

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики обучающихся.. 15

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 18

 

 


Общие положения

Научно-исследовательская работа является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) бакалавриата и направлена на формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее – ФГОС ВО) и ОПОП Академии.

Методические рекомендации «Научно-исследовательская работа» разработаны на основе ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, профиль «Финансы и кредит». НИР является частью Блока Б2.Н.1 «Научно-исследовательская работа» вариативной части Б2 «Практики». Проводится на 4 курсе в 8 семестре.

В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 Экономика научно-исследовательская работа является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) бакалавриата и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на аналитическую, научно-исследовательскую деятельность бакалавров.

В процессе прохождения научно-исследовательской работы, обучающиеся закрепляют теоретические знания, полученные в период обучения, приобретают практические навыки и умения в рамках профессиональной деятельности.

Данный вид работы организуется после изучения студентами всех дисциплин и прохождения производственной практики.

 

2. Цель, задачи и общие вопросы организации практики

Целью научно-исследовательской работы являются овладение методологией организации и проведения научно-исследовательской работы, основными методами и приемами научно-исследовательской работы, а также формирование умений и компетенций самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую работу.

Научно-исследовательская работа, способствует закреплению и углублению теоретических знаний бакалавров, полученных при обучении, умению ставить задачи, анализировать полученные результаты и делать выводы, закрепляет практические навыки сбора, анализа и обобщения материала, полученного при прохождении производственной практики, способствует приобретению и развитию навыков самостоятельной научно-исследовательской работы. Научно-исследовательская работа имеет большое значение для выполнения выпускной квалификационной работы и продолжения научной деятельности в качестве магистранта. Она позволяет:

- сформировать представление о тематическом поле исследований в рамках темы исследования, о критериях и проблемах выбора темы выпускной квалификационной работы;

- обеспечить необходимую методологическую и методическую подготовку бакалавра в соответствии с целями и задачами его выпускной квалификационной работы;

- закрепить навыки, связанные с научно-исследовательской работой (реферирование, написание текстов, научная коммуникация);

- отработать навыки научной дискуссии и презентации теоретических концепций и результатов собственных исследований.

Цель и задачи научно-исследовательской работы соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности:

- аналитической, научно-исследовательской;

- финансово-расчетной.

В ФГОС ВО отмечается, что бакалавр по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, профиль «Финансы и кредит» должен уметь решать следующие задачи:

- формировать комплексное представление о специфике деятельности научного работника по направлению подготовки 38.03.01 Экономика;

- овладеть методами исследования, в наибольшей степени соответствующими профилю избранной бакалаврской программы;

- совершенствовать знания, умения и навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

- совершенствовать личность будущего научного работника, специализирующегося в сфере финансов.

Предварительные компетенции, сформированные у обучающегося до начала прохождения практики:

Профессиональные компетенции:

- способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4);

- способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5);

- способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально- экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6).

Для освоения программы практики студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при освоении ранее изученных дисциплин, при прохождении производственной практики.

При осуществлении научно-исследовательской работы необходимы знания, умения и навыки, приобретенные в результате освоения следующих специальных дисциплин: «Финансы», «Статистика», «Эконометрика», «Бюджетная система РФ», «Банковское дело», «Налоги и налогообложение», «Финансовый менеджмент», «Экономический анализ», «Финансы организаций», «Инвестиции».

 

Перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате выполнения НИР представлен в таблице 1.

 

Таблица 1 Перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате прохождения практики

 

Коды компетенций Содержание компетенции Планируемые результаты обучения
ОПК-2 способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач     Знать: -основные понятия и категории и инструменты прикладных экономических дисциплин необходимых для решения профессиональных задач (З1); - основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки (З2). Уметь: -рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели, необходимые для решения профессиональных задач (У1); - осуществлять сбор, анализ, обработку данных и поиск информации по полученному заданию, для решения профессиональных задач (У2). Владеть: - навыками применения современного математического инструментария для решения профессиональных задач (В1); - современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных для решения профессиональных задач (В2).
ПК-7 способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет   Знать: - основные методы сбора и анализа информации используя отечественные и зарубежные источники  (З1); - основные понятия, категории и инструменты экономико-математических дисциплин для сбора информации и подготовки информационного  обзора и/или аналитического отчета (З2). Уметь: - анализировать и интерпретировать данные, используя отечественные и зарубежные источники информации о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей в рамках научных исследований  (У1); - анализировать и интерпретировать необходимую информацию, содержащуюся в различных формах отчетности о социально-экономических процессах и явлениях, используя отечественные и зарубежные источники информации (У2). Владеть: - навыками анализа и интерпретации информации о социально-экономических процессах и явлениях, содержащейся в различных отечественных и зарубежных источниках, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (З1); - навыками подготовки информационного обзора или аналитического отчета о социально-экономических процессах и явлениях, а также тенденциях их изменения (З2).
ПК-8  способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии Знать: - основы современных информационных технологий переработки информации и их влияние на успех в профессиональной деятельности (З1); - принципы использования современных информационных технологий и инструментальных средств для решения различных задач в своей профессиональной деятельности (З2). Уметь: - использовать современные технические средства и информационные технологии общего назначения, соответствующими современным требованиям мирового рынка для решения аналитических и исследовательских задач (У2); - работать в локальных и глобальных компьютерных сетях, использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства, информационные технологии, сетевые средства поиска и обмена информацией  (У2). Владеть: - основными современными техническими средства и информационными технологиями, позволяющими обрабатывать социально-экономическую информацию для решения аналитических и исследовательских задач (В1); - владеть основами для решения аналитических и исследовательских задач (В2).

 

  Освоение программы практики является основой для написания и защиты выпускной квалификационной работы.

Освоение программы практики является основой для последующего прохождения практик, относящихся к учебному циклу Б2.П «Производственная практика», в частности, Б2.П.3 «Преддипломная практика».

Место прохождения практики

Научно-исследовательская работа проходит на выпускающих кафедрах факультета экономики, финансов и коммерции Пермской ГСХА, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Обучающиеся осуществляют сбор, анализ и обобщение в области совершенствования финансового анализа по направлению, связанному с выполнением выпускной квалификационной работой. 

 Квалификация руководителей практики соответствует квалификационным характеристикам, установленным согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» от 08.09.2015 г. № 608н.

Научно-исследовательская работа проводится в соответствии с индивидуальной программой, составленной бакалавром совместно с научным руководителем.

Учебно-методическое руководство научно-исследовательской работой осуществляют преподаватели выпускающих кафедр факультета экономики, финансов и коммерции Пермской ГСХА.

Назначенный кафедрой руководитель НИР проводит регулярные консультации, оказывает методическую помощь студенту-практиканту. Работа студента-практиканта организуется в соответствии с его индивидуальным планом, разработанным и утвержденным руководителем НИР.

Руководитель НИР осуществляет повседневное организационное и методическое руководство за ходом научно-исследовательской работы закрепленного за ним студента и корректирует ему конкретные задания, вытекающие из программы, помогает в сборе и обработке необходимых материалов.

Основные функции руководителя научно-исследовательская работа от кафедры:

     - обеспечивает обучающегося программой НИР;

- разрабатывает тематику индивидуального задания;

- осуществляет контроль за соблюдением сроков НИР и ее содержанием;

- оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими

индивидуальных заданий;

- проводит обязательные консультации по выполнению студентом программы НИР и оформлению ее результатов;

- проверяет отчет по практике;

- оценивает на основании представленного отчета и дневника НИР выполнение программы практики и индивидуального задания студента;

- участвует в процессе принятия защиты отчетов НИР студентов.

В период прохождения практики студент обязан:

- осуществлять НИР в  установленные сроки;

- выполнить программу практики добросовестно, в полном объеме и в установленный срок; четко и своевременно выполнять конкретные задания, поручения и указания руководителя практики от академии;

- собрать необходимый материал для написания отчета по осуществлять НИР в  установленные сроки в соответствии с ее основным содержанием;

- предоставить на выпускающую кафедру отчет по осуществлять НИР в  установленные сроки, отзыв руководителя, отчет системы «Антиплагиат», лист регистрации посещения библиотеки, оценочную ведомость.

Время проведения научно-исследовательской работы определяется в соответствии с Рабочим учебным планом подготовки бакалавров по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, профиль «Финансы и кредит». Продолжительность практики 2 недели.

В период осуществлять НИР в  установленные сроки бакалавры подчиняются всем правилам внутреннего распорядка и техники безопасности, установленными в Академии.

 

 

Содержание практики

Общая трудоемкость НИР составляет 3 зач. ед., 108 час., 2 недели.

Этапы и распределение часов по практике представлены в таблице 2.

Таблица 2- Содержание научно-исследовательской работы по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, профиль «Финансы и кредит»

 

№ п/п Этапы практики   Трудоем-кость, ч Форма текущего контроля Время проведения и форма промежу-точной аттестации
1 Подготовительный этап. На данном этапе бакалавр должен: - получить задания в рамках научно-исследовательской работы; - подготовить план научно-исследовательской работы; - пройти вводный инструктаж по технике безопасности. Организационный момент научно-исследовательской работы:  – время проведения практики;  – распределение студентов-практикантов между преподавателями;  – назначение первых консультаций по подготовке отчета. 27 Собеседование с руководителем практики от кафедры. Заполнение необходимых документов по организации практики. 1-я неделя Устные опросы   Анализ составленных планов выполнения индивидуальных заданий  
2 Экспериментальный этап научно-исследовательской работы. На данном этапе бакалавр должен: -  осуществить сбор и провести предварительную обработку информации; - дать оценку целесообразности выбора основного направления исследования;  – провести в случае необходимости корректировку первоначального плана исследования: - провести уточнение предварительно намеченной методики обработки данных; - провести сбор и обработку детальной информации об объекте исследования. – дать оценку актуальности для данного выбранного предприятия проблем, которые намечено решить в ходе дальнейшего исследования; -провести уточнение и детализация информации, необходимой для дальнейшего исследования; - подготовить проект содержания выпускной квалификационной работы; - завершить обработку и анализ собранной информации, сформулировать и обосновать выводы и предложения. 27 Контроль со стороны руководителя практики от предприятия   1,2-я недели Работа с литературными источниками и нормативными документами по теме исследования
3 3аключительный этап.  Написание отчета о научно-исследовательской работе; – составление дневника научно-исследовательской работе; – написание ВКР. Составление отчета и защита отчета. 54 Контроль со стороны руководителя практики от кафедры за подготовкой отчета. 2-я неделя Защита отчета. Зачет.
  Итого 108    

 

Содержание научно-исследовательской работы ориентировано на овладение бакалавром современной методологией научного исследования, в том числе в области изучения социально-экономических процессов, умением применить ее при работе над выбранной темой исследования в рамках подготовки и написания выпускной квалификационной работы; ознакомление со всеми этапами научно-исследовательской работы, такими как:

- постановка задачи исследования, литературная проработка проблемы с использованием современных информационных технологий (электронные базы данных, Internet);

- изучение и использование современных методов сбора, анализа, моделирования и обработки научной информации;

- выполнение исследований динамики изменений (минимум за последние 3 года) ситуации на отраслевом рынке и выбранной организации;

- анализ накопленного материала, использование современных методов исследований, их совершенствование и создание новых методов;

- формулирование выводов по итогам исследований, оформление результатов работы;

- овладение умением научно-литературного изложения полученных результатов в виде рекомендаций консультанта;

-овладение методами презентации полученных результатов исследования и предложений по их практическому использованию с использованием современных информационных технологий.

Для прохождения научно-исследовательской работы бакалавр в процессе работы с научным руководителем разрабатывает календарный график научно-исследовательской практики, уточняет направление для исследования в рамках выпускной квалификационной работы. Для этого бакалавр предоставляют научному руководителю реферативный обзор материалов научной работы, библиографический список по теме выпускной квалификационной работе и определяют элементы будущего исследования в теоретической концепции научного исследования.

Общие правила выполнения программы научно-исследовательской работы определяются ее конечной целью – обеспечение разработки выпускной квалификационной работы (ВКР) необходимой информацией, как собранной непосредственно на объекте, так и полученной при изучении дополнительных источников информации, а также в процессе собственных аналитических расчетов, при моделировании различных ситуаций, обосновании предложений по совершенствованию деятельности объекта исследования.

На основе научных исследований бакалавра, информационная база и инструментарий должны расширяться и углубляться от этапа к этапу:

1. Формируется научное обоснование конкретного управленческого решения для конкретного предприятия.

2. Разрабатывается методика решения аналогичных задач для других объектов. При этом конкретное решение служит иллюстрацией порядка применения разработанных методических рекомендаций в ситуациях, сходных с имеющейся на конкретном объекте.

Содержание программы практики и правил ее выполнения в значительной степени определяется той научной проблемой, которая поставлена перед обучающимся и которая должна быть решена к моменту защиты ВКР. При этом данная проблема должна быть актуальной для предприятий (организаций) места прохождения преддипломной практики как следующего этапа обучения в Академии, иметь практическую значимость и характеризоваться наличием элементов научной новизны.

В качестве индивидуального задания для самостоятельной работы студенту могут быть обозначены руководителем следующие направления сбора, обработки и анализа материала:

- оценить и структурировать мнения ученых и специалистов по теме исследования;

- определить направление исследуемой проблемы на основании сформированного о ней авторского представления;

- выбрать методологические подходы и методы решения проблемы;

- выявить возможности использования имеющейся статистической экспериментальной базы и определить необходимость ее пополнения или достаточности для обоснования проектного решения проблемы;

- предварительно разработать основные направления теоретической концепции научного исследования по теме выпускной квалификационной работе;

- провести анализ современного состояния изучаемого объекта исследования;

- написать реферативный обзор по теме выпускной квалификационной работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.039 с.)