Высшие органы государственной власти и управления СССР 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Высшие органы государственной власти и управления СССР



Часть 1

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР

Ст.66. Высшим органом государственной власти Союза Советских Со­циалистических Республик является Верховный Совет СССР.

Верховный Совет СССР правомочен решать все вопросы, отнесенные ст.53 настоящей Конституции к ведению Союза ССР.

Законодательная власть в Союзе Советских Социалистических Респуб­лик осуществляется исключительно Верховным Советом СССР.

Ст.67. Верховный Совет СССР состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Территорий.

Союзная территория включает в себя одну или несколько базовых ад­министративно-территориальных единиц и определяется по признаку выра­женной экономико-географической или национально-культурной специфики.

Базовыми административно-территориальными единицами являются: об­ласть, край, автономный округ, автономная область, автономная республика, город союзного подчинения, союзная республика без областного деления.

Союзная территория как таковая не есть самостоятельное админист­ративно-территориальное образование. Она выделяется исключительно с целью лучшего учета экономических, географических, этнокультурных особенностей различных регионов страны и их специфических интересов при формировании высших органов государственной власти.

Перечень Союзных территорий, а также квота депутатов Верховного Совета от территорий в зависимости от численности их населения уста­навливаются Законом СССР.

Совет Союза избирается по избирательным округам с равной числен­ностью населения.

Палаты Верховного Совета равноправны между собой.

Ст.68. Срок полномочий Верховного Совета СССР - пять лет.

Ст.69. Совет Союза и Совет Территорий по представлению избираемых ими мандатных комиссий принимают решение о признании полномочий депу­татов, а в случае обнаружения нарушений законодательства о выборах - о признании выборов отдельных депутатов недействительными.

Ст.70. Каждая палата Верховного Совета СССР избирает Председателя палаты и четырех его заместителей.

Председатели Совета Союза и Совета Территорий руководят заседаниями соответствующих палат и ведают внутренним распорядком их деятель­ности, включая распорядок деятельности создаваемых ими комиссий.

Совместные заседания палат Верховного Совета СССР ведут поочерёдно председатели Совета Союза и Совета Территорий.

Ст.71. Важнейшие вопросы, отнесённые к ведению Союза Советских Со­циалистических Республик, рассматриваются и решаются на сессиях Вер­ховного Совета СССР.

Совет Союза и Совет Территорий избирают из числа депутатов посто­янные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопро­сов, выносимых на сессии Верховного Совета СССР, а также для непосред­ственного общего руководства сферами государственной жизни, отнесёнными к ведению Союза ССР, обеспечения исполнения законов СССР и иных ак­тов Верховного Совета СССР и его Президиума, осуществления контроля за деятельностью государственных органов и организаций.

Палаты Верховного Совета СССР могут создавать совместные постоян­ные и иные комиссии на паритетных началах.

Верховный Совет СССР создает, когда сочтёт нужным, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу.

Все государственные и общественные органы и организации, должност­ные лица обязаны выполнять требования комиссий Верховного Совета СССР и его палат, представлять им необходимые материалы и документы.

Ст.72. Сессии Верховного Совета СССР созываются два раза в год.

Продолжительность и порядок работы сессий устанавливаются Президиумом Верховного Совета СССР на основе Регламента Верховного Со­вета СССР.

Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета СССР по его инициативе или по аргументированному требованию, предложению других заинтересованных органов, организаций и лиц. Предложения о со­зыве внеочередной сессии Верховного Совета СССР, от кого бы они ни ис­ходили, рассматриваются Президиумом Верховного Совета СССР, который принимает решение либо созвать внеочередную сессию, либо отказать в её созыве. Персональную ответственность за возможные негативные последст­вия как созыва внеочередной сессии, так и отказа в её созыве несёт Председатель Президиума Верховного Совета СССР.

Ст.73. Право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР принадлежит депутатам Верховного Совета СССР и тем его органам, кото­рые составлены из депутатов, а также союзным республикам в лице их высших органов государственной власти.

Предложения других заинтересованных органов, организаций и лиц по изменению, дополнению, совершенствованию, развитию общесоюзного законодательства направляются в соответствующие комиссии Верховного Совета и его палат и рассматриваются там с учетом требований ст.ст.35 и 36 настоящей Конституции.

Ст.74. Закон, подготовленный комиссиями к вынесению на сессию Вер­ховного Совета СССР, считается принятым, если в каждой из палат Вер­ховного Совета СССР за него проголосовало простое большинство от спи­сочного числа депутатов палаты. Постановления и иные акты Верховного Совета СССР принимаются на совместных заседаниях палат простым боль­шинством от списочного общего числа депутатов Верховного Совета СССР.

Проекты всех без исключения законов, проходящих в данный момент стадию подготовки к вынесению на сессию Верховного Совета СССР, в обя­зательном порядке публикуются для свободного обсуждения их Советским народом. Всенародное обсуждение является неотъемлемой составной частью процесса подготовки законопроектов.

Ст.75. Решение о вынесении тех или иных вопросов государственной жизни на всенародное голосование (референдум) принимается Президиумом Верховного Совета СССР по его инициативе либо по аргументированному требованию, предложению других заинтересованных органов, организаций и лиц. Предложения о проведении референдума, от кого бы они ни исходили, рассматриваются Президиумом Верховного Совета СССР, который постанов­ляет либо провести референдум, либо отказать в его проведении. Персо­нальную ответственность за возможные негативные последствия как прове­дения референдума, так и отказа в его проведении несёт Председатель Президиума Верховного Совета СССР.

Ст.76. В случае разногласий между Советом Союза и Советом Террито­рий вопрос передаётся на разрешение согласительной комиссии, образуе­мой палатами на паритетных началах.

Если комиссия достигает согласного решения, вопрос вторично рассматривается Советом Союза и Советом Территорий на совместном заседа­нии.

Если комиссия согласного решения не достигает, вопрос рассматрива­ется вторично в палатах.

При отсутствии и в этом случае согласного решения обеих палат или при повторном возникновении разногласий на их совместном заседании Президиум Верховного Совета СССР либо выносит спорный вопрос на рефе­рендум, либо распускает Верховный Совет СССР и назначает новые выборы

Ст.77. Законы, принятые Верховным Советом СССР, постановления и иные акты Верховного Совета СССР обнародуются на языках союзных республик за подписями Председателя и Секретаря Президиума Верховного Со­вета СССР.

Ст.78. Как во время сессии Верховного Совета СССР, так и в проме­жутках между сессиями депутат Верховного Совета СССР имеет право за­проса к руководителям и должностным лицам любых исполнительных и рас­порядительных, иных органов, образованных Верховным Советом СССР и не­посредственно ему подотчётных.

Ответ на депутатский запрос дается в письменном виде в трёхдневный срок. Во время сессии ответ на депутатский запрос может быть дан с трибуны сессии устно.

Ст.79. В связи со своей депутатской деятельностью депутат Верхов­ного Совета СССР вправе обращаться в любые официальные органы и орга­низации на территории СССР, как государственные, так и общественные, и принимать участие в рассмотрении поставленных им перед этими органами и организациями вопросов.

Депутат Верховного Совета СССР пользуется правом безотлагательного приёма у руководителей, должностных лиц, функционеров государственных и общественных органов и организаций, а также правом на освещение принципиальных вопросов своей деятельности в средствах массовой инфор­мации. Порядок и сроки рассмотрения обращений, предложений, замечаний депутата Верховного Совета СССР определяются законом.

Депутат Верховного Совета СССР имеет право приостанавливать дейст­вие актов исполнительных и распорядительных органов любого уровня на территории СССР, с изложением своей мотивировки приостановления и принятием на себя персональной ответственности за возможные негативные последствия такового. Порядок применения депутатом вышеуказанного пра­ва определяется законом.

Ст.80. Депутат Верховного Совета СССР не может быть привлечён к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верхов­ного Совета СССР, а в промежутках между сессиями - без согласия Прези­диума Верховного Совета СССР.

Задержание депутата Верховного Совета СССР, имеющего при себе дей­ствительное депутатское удостоверение, не допускается, за исключением случаев задержания на месте преступления.

Ст.81. Верховный Совет СССР на совместном заседании палат избирает из числа депутатов Президиум Верховного Совета СССР, подотчётный Вер­ховному Совету СССР во всей своей деятельности и осуществляющий в про­межутках между его сессиями функции высшего органа государственной власти СССР.

Ст.82. Президиум Верховного Совета СССР избирается в составе:

а/ Председателя Президиума Верховного Совета СССР;

б/ Первого и Второго заместителей Председателя;

в/ по одному заместителю Председателя от каждой союзной республики и от каждой союзной территории, превосходящей по численно­сти населения крупнейшую из союзных республик без областного деления;

г/ Секретаря Президиума Верховного Совета СССР;

д/ членов Президиума Верховного Совета СССР, число которых на три человека превышает суммарную численность лиц, поименованных в пунктах "а", "б", "в" и "г" настоящей статьи Конституции СССР.

Ст.83. Председатель Президиума Верховного Совета СССР является номинальным главой государства Союз Советских Социалистических Респуб­лик. Он не может быть переизбран Верховным Советом СССР данного созы­ва.

Осуществление Председателем Президиума Верховного Совета СССР воз­ложенных на него полномочий прекращается досрочно в случае

а/ его обращения к Верховному Совету СССР с просьбой об освобожде­нии от занимаемого поста;

б/ его неспособности осуществлять вышеуказанные полномочия по со­стоянию здоровья;

в/ привлечения его в качестве обвиняемого по уголовному делу, если согласие на возбуждение уголовного дела дано Верховным Советом СССР;

г/ его отзыва избирателями как депутата Верховного Совета СССР.

Во всех случаях решение о прекращении полномочий Председателя Пре­зидиума Верховного Совета СССР, которое одновременно есть и решение о передаче полномочий, принимается Верховным Советом СССР на совместном заседании палат. С момента прекращения полномочий Председателя Прези­диума Верховного Совета СССР его обязанности в полном объеме исполняет Первый заместитель Председателя, а при невозможности исполнения обя­занностей главы государства его Первым заместителем - Второй замести­тель. В случае смерти Председателя Президиума Верховного Совета СССР Первый заместитель Председателя приступает к исполнению обязанностей главы государства незамедлительно.

Ст.84. Президиум Верховного Совета СССР принимает решения по прин­ципу единогласия (консенсуса).

В ситуации возникновения между членами Президиума Верховного Сове­та СССР стойкого рассогласования мнений по какому-либо вопросу оконча­тельное решение выносит единолично Председатель Президиума Верховного Совета СССР, с принятием на себя персональной ответственности за воз­можные негативные последствия такового.

Ст.85. Президиум Верховного Совета СССР:

а/ назначает выборы в Верховный Совет СССР, осуществляет общий контроль за их проведением;

б/ созывает сессии Верховного Совета СССР и организует их работу;

в/ координирует деятельность постоянных и иных комиссий Верховного Совета СССР и его палат, осуществляет непосредственное общее руко­водство сферами государственной жизни, отнесёнными к ведению Союза ССР, в их совокупности; обеспечивает единство, целостность и систем­ность всех направлений внешней и внутренней политики страны в преде­лах выработанной и утверждённой стратегической линии Советского госу­дарства на данном историческом этапе;

г/ устанавливает круг лиц, могущих присутствовать на сессиях Вер­ховного Совета СССР и на заседаниях комиссий Верховного Совета и его палат с правом совещательного голоса;

д/ распускает Верховный Совет СССР на основании ст.76 настоящей Конституции;

е/ проводит референдумы;

ж/ выступает гарантом беспрепятственного осуществления советскими гражданами их прав и свобод, провозглашенных настоящей Конституцией; координирует и держит под контролем работу с заявлениями, обращениями, письмами и жалобами граждан во всех государственных к общественных органах и организациях;

з/ принимает в гражданство СССР, решает вопросы о выходе из граж­данства СССР и лишении гражданства СССР, о предоставлении убежища;

и/ издаёт общесоюзные акты об амнистии и осуществляет право поми­лования;

к/ осуществляет высший надзор за соблюдением Конституции и зако­нов СССР, обеспечивает соответствие Конституций и законов союзных республик Конституции и законам СССР;

л/ даёт толкование законов СССР;

м/ учреждает ордена и медали СССР, устанавливает почётные звания СССР; награждает орденами и медалями СССР, присваивает почётные зва­ния СССР;

н/ устанавливает и в определяемых законом случаях присваивает во­инские, дипломатические и иные специальные звания, и ранги;

о/ отменяет постановления и распоряжения Совета Министров СССР, приостанавливает исполнение постановлений и распоряжений Советов Ми­нистров союзных республик в случае их несоответствия закону;

п/ в промежутках между сессиями Верховного Совета СССР освобожда­ет от должности и назначает отдельных Министров СССР по представлению Председателя Совета Министров, с последующим вынесением на утвержде­ние Верховного Совета СССР;

р/ ратифицирует и денонсирует международные договоры СССР;

с/ назначает и отзывает дипломатических представителей СССР в иностранных государствах и при международных организациях;

т/ принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нём дипломатических представителей иностранных государств;

у/ образует Совет Обороны СССР и утверждает его состав, назначает и сменяет высшее командование Вооружённых Сил СССР;

ф/ объявляет в отдельных местностях или по всей территории СССР военное положение в целях защиты СССР от нападения извне либо обеспе­чения общественного порядка и государственной безопасности;

х/ объявляет общую или частичную мобилизацию;

ц/ в промежутках между сессиями Верховного Совета СССР объявляет состояние войны в случае агрессии против СССР извне либо в случае не­обходимости выполнения международных договорных обязательств по вза­имной обороне от агрессии;

ч/ осуществляет другие полномочия из числа отнесённых настоящей Конституцией к ведению Союза ССР.

Ст.86. Президиум Верховного Совета СССР издаёт указы и принимает постановления.

Ст.87. По истечении полномочий Верховного Совета СССР или после его досрочного роспуска Президиум Верховного Совета СССР сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Верховным Сове­том СССР нового Президиума.

Выборы в Верховный Совет СССР назначаются Президиумом Верховного Совета СССР не позже, чем за два месяца до истечения полномочий Вер­ховного Совета, и в срок не свыше двух месяцев со дня истечения полно­мочий. При досрочном роспуске Верховного Совета СССР новые выборы на­значаются одновременно с объявлением о роспуске Верховного Совета и в срок не свыше трёх месяцев со дня роспуска.

Вновь избранный Верховный Совет СССР созывается Президиумом Вер­ховного Совета СССР прежнего состава не позже, чем через два месяца после выборов.

Ст.88. Верховный Совет СССР осуществляет контроль за деятельностью подотчётных ему государственных органов.

Верховный Совет СССР образует Комитет народного контроля СССР, за­дачей которого является развёртывание в стране системы органов народ­ного контроля и обеспечение её эффективного функционирования на основе сочетания государственного контроля с общественным контролем как широ­кой самодеятельной активностью трудящихся по месту их работы, житель­ства, в связи с реализацией ими гражданских прав и свобод и в других аспектах.

Структура и порядок деятельности органов народного контроля опре­деляются Законом о народном контроле в СССР.

Ст.89. Порядок деятельности Верховного Совета СССР и его органов определяется Регламентом Верховного Совета СССР и другими законами СССР.

Ст.90. Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных республик, Верховные Советы автономных республик, краевые, областные Советы на­родных депутатов, Советы народных депутатов автономных областей и ав­тономных округов, районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские Советы народных депутатов в совокупности составляют единую систему органов государственной власти СССР.

Часть 2

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

Ст.91. Высшим исполнительным и распорядительным органом государст­венной власти Союза Советских Социалистических Республик является Со­вет Министров СССР (Правительство СССР).

Ст.92. Совет Министров СССР образуется Верховным Советом СССР на совместном заседании палат в составе:

Председателя Совета Министров СССР;

первых заместителей Председателя Совета Министров СССР;

заместителей Председателя Совета Министров СССР;

министров СССР;

председателя Комитета государственной безопасности СССР (КГБ СССР);

председателя Комитета народного контроля СССР (КНК СССР);

председателя Государственного планового комитета СССР (Госплана СССР);

председателя правления Государственного банка СССР (Госбанка СССР);

председателя Государственного комитета СССР по материально-техни­ческому снабжению (Госснаба СССР);

председателя Государственного комитета СССР по делам строительства (Госстроя СССР);

председателя Государственного комитета СССР по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства (Госкомсельхозтехники СССР);

председателя Государственного комитета СССР по науке и технике (ГКНТ СССР);

председателя Государственного комитета СССР по ценам (Госкомцен СССР);

председателя Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам (Госкомтруда СССР);

председателя Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию (Госпрофтехобра СССР);

председателя Государственного комитета лесного хозяйства СССР (Гослеса СССР);

председателя Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды (Госкомгидромета СССР);

председателя Государственного комитета СССР по внешним экономиче­ским связям (ГКВЭС СССР);

председателя Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию (Гостелерадио СССР);

председателя Государственного комитета СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли (Госкомиздата СССР);

председателя Государственного комитета СССР по кинематографии (Госкино СССР);

председателя Государственного комитета СССР по стандартам (Госстандарта СССР);

начальника Центрального статистического управления СССР (ЦСУ СССР).

В состав Совета Министров СССР входят по должности Председатели Советов Министров союзных республик.

По представлению Председателя Совета Министров СССР Верховный Со­вет СССР включает в состав Правительства СССР руководителей специаль­ных (целевых) Государственных комитетов и Главных управлений при Сове­те Министров СССР, создаваемых Советом Министров в случае необходимо­сти по вопросам, отнесенным к его ведению.

Ст.93. Совет Министров СССР слагает свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом СССР на его первой сессии.

Верховный Совет СССР дает оценку деятельности Правительства СССР прежнего состава, назначает Председателя Совета Министров СССР и пору­чает ему представить на рассмотрение Верховного Совета предложения, но составу Правительства СССР.

Председатель и члены Правительства СССР не являются депутатами Верховного Совета СССР, равно как любого иного Совета народных депута­тов. Они могут присутствовать на сессиях Верховного Совета СССР, а также на заседаниях комиссий Верховного Совета и его палат с правом совещательного голоса.

Ст.94. Совет Министров СССР ответственен перед Верховным Советом СССР и ему подотчётен.

В промежутках между сессиями Верховного Совета СССР Правительство СССР ответственно перед Президиумом Верховного Совета СССР и ему под­отчётно.

Ст.95. Совет Министров СССР:

а/ объединяет и направляет работу общесоюзных и союзно-республиканских Министерств СССР, Государственных комитетов СССР и других подведомственных ему учреждений; руководит отраслями, предпри­ятиями и иными народнохозяйственными объектами союзного подчинения; осуществляет общее руководство отраслями союзно-республиканского под­чинения;

б/ обеспечивает целостное, взаимоувязанное и сбалансированное уп­равление экономикой страны (единым народнохозяйственным комплексом); разрабатывает и выносит на рассмотрение Верховного Совета СССР проек­ты текущих и перспективных Государственных планов развития народного хозяйства СССР; после утверждения Государственного плана развития на­родного хозяйства СССР Верховным Советом организует деятельность по его выполнению; представляет Верховному Совету СССР отчёты о выполне­нии планов;

в/ разрабатывает и выносит на рассмотрение Верховного Совета СССР проект Государственного бюджета СССР; представляет Верховному Совету СССР отчёт об исполнении бюджета;

г/ руководит денежной и кредитной системой; обеспечивает проведе­ние единой политики в области цен и оплаты труда; отвечает за органи­зацию государственного страхования;

д/ обеспечивает государственную безопасность СССР, приоритет государственных интересов, неукоснительное соблюдение советского социа­листического правопорядка, неприкосновенность социалистической собст­венности, свободу и беспрепятственность реализации гражданами СССР их конституционных гарантий;

е/ руководит строительством Вооружённых Сил СССР, отвечает за организацию обороны Советского государства; определяет ежегодные кон­тингент граждан, подлежащих призыву на действительную воинскую служ­бу;

ж/ осуществляет общее руководство международными сношениями СССР, внешней торговлей, экономическим, научно-техническим и культурным сотрудничеством СССР с иностранными государствами и международными ор­ганизациями; заключает и расторгает межправительственные соглашения СССР;

з/ обеспечивает функционирование единой системы народнохозяйст­венного учёта и статистики;

и/ в случае необходимости образует специальные (целевые) Государ­ственные комитеты и Главные управления при Совете Министров СССР;

к/ осуществляет другие полномочия из числа отнесённых настоящей Конституцией к ведению Союза CGP, поскольку они не входят непосредст­венно в компетенцию Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР.

Ст.96. Совет Министров СССР на основе и во исполнение законов СССР и иных актов Верховного Совета СССР и его Президиума издает по­становления и распоряжения, организует и проверяет их исполнение.

Постановления и распоряжения Совета Министров СССР обязательны к исполнению на всей территории СССР.

Ст.97. Министерства, Государственные комитеты и другие ведомства, входящие в состав Правительства СССР, несут ответственность за эффек­тивное функционирование и развитие порученных им отраслей государст­венного управления.

В пределах своей компетенции министры и другие члены Правительст­ва СССР издают на основе и во исполнение законов СССР, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР приказы, инструкции и иные акты, организуют и проверяют их исполнение.

Ст.98. Совет Министров СССР имеет право по вопросам, отнесенным к ведению Союза ССР, приостанавливать исполнение постановлений и распо­ряжений Советов Министров союзных республик, а также отменять приказы и инструкции министров СССР, иные акты руководителей подведомственных ему органов и учреждений.

Ст.99. Министерства СССР являются либо общесоюзными, либо союзно-республиканскими.

Общесоюзные Министерства руководят порученными им отраслями государственного управления непосредственно или через создаваемые ими ор­ганы.

Союзно-республиканские Министерства руководят порученными им отраслями государственного управления через одноимённые Министерства со­юзных республик, за исключением ограниченного числа предприятий и иных народнохозяйственных объектов союзного подчинения, руководство которыми осуществляется непосредственно. Список предприятий и иных народнохозяйственных объектов союзного подчинения, находящихся в ве­дении союзно-республиканских Министерств СССР, утверждается Президиу­мом Верховного Совета СССР.

Ст.100. К общесоюзным относятся Министерства:

… / Перечень общесоюзных Министерств. - Примечание Конст. комиссии. /

Ст.101. К союзно-республиканским относятся Министерства:

… / Перечень союзно-республиканских Министерств. - Приме­чание Конст. комиссии. /

Ст.102. Порядок деятельности Правительства СССР и его органов оп­ределяется Законом о Совете Министров СССР.

 

 

Глава V



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.068 с.)