Теоретические и психолого-педагогические аспекты вокального развития младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические и психолого-педагогические аспекты вокального развития младших школьников



Содержание

 

Введение

1. Теретические и психолого-педагогические аспекты вокального развития младших школьников

1.1 Физиологические и психологические особенности младших школьников и их влияние на учебную деятельность

1.2 Основные вокальные навыки, формирующиеся в пении детей младшего школьного возраста

2. Практическая работа по развитию певческого голоса детей младшего школьного возраста с помощью вокальных упражнений

2.1 Характеристика процесса обучения сольному пению детей младшего школьного возраста в условиях центра детского творчества

2.2 Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков

Заключение

Библиографический список


Введение

 

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что музыкальное развитие детей имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развиваются воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и энергия мышления даже у самых инертных детей. Но в реальной педагогической практике общего образования, в целом, и начального, в частности, музыкальному воспитанию уделяется неоправданно мало внимания. Хотя именно в этом возрасте формируются музыкальный слух и музыкальная память (Н.А. Ветлугина), закладывается фундамент эстетической культуры, для развития которых необходима организация новых моделей воспитания, следовательно, и новое качество процесса развития музыкальных способностей. Решение этой проблемы возможно приобщением детей к музыкальному искусству через пение как самого доступного вида музыкальной деятельности.

В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Кроме того, решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности школьника. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.

Однако, несмотря на то, что пение один из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определенной системы. Занятия по обучению пению состоят из нескольких частей, в процессе которых происходит формирование вокальных навыков. Важной частью являются вокальные упражнения, так как они служат для распевания и на них отрабатываются основные вокальные навыки (дыхание, артикуляция, звукообразование, резонирование).

Объект: процессобучения пению детей младшего школьного возраста в условиях центра детского творчества.

Предмет: вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков у младших школьников.

Цель: теоретически обосновать особенности вокального развития детей младшего школьного возраста в условиях Центра Детского Творчества и подобрать комплекс вокальных упражнений, учитывая индивидуальные особенности детей.

Задачи:

1. Рассмотреть физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста.

2. Изучить основные вокальные навыки, формирующиеся в пении детей младшего школьного возраста.

3. Дать характеристику вокального развития младших школьников в условиях Центра Детского Творчества.

4. Раскрыть особенности процесса обучения сольному пению.

5. Подобрать наиболее оптимальные методы и приемы развития вокальных навыков детей младшего школьного возраста по средствам упражнений.

Гипотеза: успешное вокальное развитие у младших школьников возможно, если:

- будут учтены возрастные физиологические и психологические особенности детей;

- будут подобраны методы и приемы развития вокальных навыков;

- в зависимости от индивидуальных особенностей детей будут подобраны соответствующие вокальные упражнения.

Методической основой исследования являются: основы возрастной педагогики (Белкин А.С.), основные положения теории и методики развития детского голоса (Дмитриев Л.Б., Малинина Е.М., Емельянов Е.В., Гонтаренко Н.Б., Исаева И.О., Пекерская Е.М., Багадуров В.А., Стулова Г.П. и др.).

Методы исследования определялись целью и необходимостью задач: изучение и анализ психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы, наблюдение, а так же анализ и обобщение педагогического опыта.

Разработанные методы и приемы имеют практическую значимость и могут быть использованы для дальнейшей разработки методической базы: составление рекомендаций, адаптирование программ по предмету «Сольное пение» для центров детского творчества, студий эстетического воспитания, дворцов культуры, детских музыкальных школ и пр.

Опытная работа осуществлялась на базе Центра Детского Творчества города Серова в течение 2009-2010 учебного года. Апробация была осуществлена путем выступления на педагогических чтениях и на заседании вокальной секции, защитой педагогического проекта в городе Серове.


Заключение

 

В результате проделанной работы можно сделать следующий вывод:

1. Рассмотрение психологических и физиологических особенностей детей младшего школьного возраста показало, что у детей еще не до конца сформирован голосовой аппарат – тонкие связки, малоподвижное небо, слабое, поверхностное дыхание. Организм находится в процессе роста, активно развивается мышление, воображение, память, речь. Ведущей деятельностью является учение – приобретение новых знаний, умений, навыков.

2. Основными вокальными навыками, формирующимися в пении детей младшего школьного возраста, являются дыхание, артикуляция, звукообразование и резонирование. Начальным этапом пения является распевание. Пение вокальных упражнений способствует развитию вокальных навыков. Физиологические возможности и вокальные способности у детей разные, поэтому вокальные упражнения следует подбирать индивидуально для каждого ребенка.

3. Дана характеристика вокального развития младших школьников в условиях Центра Детского Творчества. Значение занятий искусством, музыкой, точнее пением очень конкретно и затрагивает три важнейших для жизни человека сферы:

Здоровье. В процессе пения происходит естественная реабилитация состояния человека, восстановление его работоспособности, что научно доказано и обосновано.

Интеллектуальное развитие. Благодаря воздействию на процесс формирования мышления стимулируется мыслительная деятельность, развивается и укрепляется память.

Самоактуализация. Формируются метапотребности (отдаленные цели), которые организуют жизнь и вносят в ее течение смысл, упорядоченность и духовную свободу.

Занятия вокалом очень важны в эстетическом развитии личности ребенка. Основной формой занятия является урок, который длится 40 минут. Занятия проходят 1 - 2 раза в неделю. В конце каждого полугодия дети сдают зачеты, участвуют в открытых уроках. На каждого ребенка заведена карта индивидуального развития голоса, заполняются индивидуальные планы. Ведется работа с родителями: собрания, индивидуальные беседы, пошив костюмов и др. Дети активно принимают участие в конкурсах и фестивалях не только центра, но и в городских, областных и российских конкурсах. В Центре Детского Творчества есть два концертных зала, звуковая аппаратура (радио микрофоны, колонки и др.), библиотека, костюмерная.

4. Подобраны наиболее оптимальные методы и приемы развития вокальных навыков детей младшего школьного возраста по средствам упражнений, исходя из вокальных способностей каждого ребенка. Таким образом, обучение детей пению, приобщение их к прекрасному является мощным средством их воспитания и развития.

Данная курсовая работа затрагивает лишь один аспект проблемы вокального воспитания. Мы намереваемся продолжить исследования вокального развития детей, в связи с чем предполагается расширение предмета исследования в будущем.


Библиографический список

 

1. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей [Текст] / В.А. Багадуров. – М.: Музыка, 1953. -

2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики [Текст] учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Белкин // - М.: Академия, 2000. - 192 с.

3. Белоброва Е.Ю. Описание стандартных упражнений для развития вокальной техники [Электронный ресурс]: Е.Ю. Белоброва. - Tulamusic 2005 - 2007 – Режим доступа: http://www.rockvocal.com

4. Варламов А.Е. Полная школа пения. [Текст]: учеб. пособие, 3-е изд. // СПб.: Лань, 2008. – 120 с.

5. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства [Текст] метод. пособие / Н.Б. Гонтаренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 155 с.

6. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л.Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 2007. – 368 с.

7. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг [Текст] / В.В. Емельянов. - 5-е изд., стер. – СПб.: Лань, 2007. – 192 с.

8. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей [Текст] /И.О. Исаева. – М.: АСТ; Астрель, 2007. – 319 с.

9. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей [Текст] / Е.М. Малинина. - Л.: Музыка, 1967. - 88с.

10. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники [Текст] / В. П. Морозов. – М.: ИП РАН, МГК им. П.И. Чайковского, Искусство и наука, 2002. – 496с.

11. Немов Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496 с.

12. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство. 1996. - 374 с.

13. Пекерская Е.М. Вокальный букварь [Электронный ресурс]: электронный учебник. / Е.М. Пекерская. – М.: 1996. – Режим доступа: http://thelib.ru/books/pekerskaya_em/vokalniy_bukvar-read.html

14. Плужников, К. И. Механика пения. [Текст] / К. И. Плужников. – СПб.: Композитор, 2004. – 88 с.

15. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению [Текст] / Г.П. Стулова. - М.: Прометей МПГУ им. В.И. Ленина, 1992. – 270 с.

16. Сухомлинский В.А. О воспитании [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М.: Школьная пресса, 2003 - 192 с.

17. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст]: избр. труды / Б.М. Теплов. - М.: Педагогика, 1985. Т. 1. - 330 с.

18. Халабузарь П.В. Методика музыкального воспитания [Текст]: Учебное пособие для муз.училищ / П.В. Халабузарь. - М.: Музыка, 1990. – 173 с.

19. Энциклопедия юного музыканта [Текст]. - Санкт-Петербург: Золотой век, 1996. – 576 с.

Содержание

 

Введение

1. Теретические и психолого-педагогические аспекты вокального развития младших школьников

1.1 Физиологические и психологические особенности младших школьников и их влияние на учебную деятельность

1.2 Основные вокальные навыки, формирующиеся в пении детей младшего школьного возраста

2. Практическая работа по развитию певческого голоса детей младшего школьного возраста с помощью вокальных упражнений

2.1 Характеристика процесса обучения сольному пению детей младшего школьного возраста в условиях центра детского творчества

2.2 Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков

Заключение

Библиографический список


Введение

 

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что музыкальное развитие детей имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развиваются воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и энергия мышления даже у самых инертных детей. Но в реальной педагогической практике общего образования, в целом, и начального, в частности, музыкальному воспитанию уделяется неоправданно мало внимания. Хотя именно в этом возрасте формируются музыкальный слух и музыкальная память (Н.А. Ветлугина), закладывается фундамент эстетической культуры, для развития которых необходима организация новых моделей воспитания, следовательно, и новое качество процесса развития музыкальных способностей. Решение этой проблемы возможно приобщением детей к музыкальному искусству через пение как самого доступного вида музыкальной деятельности.

В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Кроме того, решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности школьника. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.

Однако, несмотря на то, что пение один из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определенной системы. Занятия по обучению пению состоят из нескольких частей, в процессе которых происходит формирование вокальных навыков. Важной частью являются вокальные упражнения, так как они служат для распевания и на них отрабатываются основные вокальные навыки (дыхание, артикуляция, звукообразование, резонирование).

Объект: процессобучения пению детей младшего школьного возраста в условиях центра детского творчества.

Предмет: вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков у младших школьников.

Цель: теоретически обосновать особенности вокального развития детей младшего школьного возраста в условиях Центра Детского Творчества и подобрать комплекс вокальных упражнений, учитывая индивидуальные особенности детей.

Задачи:

1. Рассмотреть физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста.

2. Изучить основные вокальные навыки, формирующиеся в пении детей младшего школьного возраста.

3. Дать характеристику вокального развития младших школьников в условиях Центра Детского Творчества.

4. Раскрыть особенности процесса обучения сольному пению.

5. Подобрать наиболее оптимальные методы и приемы развития вокальных навыков детей младшего школьного возраста по средствам упражнений.

Гипотеза: успешное вокальное развитие у младших школьников возможно, если:

- будут учтены возрастные физиологические и психологические особенности детей;

- будут подобраны методы и приемы развития вокальных навыков;

- в зависимости от индивидуальных особенностей детей будут подобраны соответствующие вокальные упражнения.

Методической основой исследования являются: основы возрастной педагогики (Белкин А.С.), основные положения теории и методики развития детского голоса (Дмитриев Л.Б., Малинина Е.М., Емельянов Е.В., Гонтаренко Н.Б., Исаева И.О., Пекерская Е.М., Багадуров В.А., Стулова Г.П. и др.).

Методы исследования определялись целью и необходимостью задач: изучение и анализ психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы, наблюдение, а так же анализ и обобщение педагогического опыта.

Разработанные методы и приемы имеют практическую значимость и могут быть использованы для дальнейшей разработки методической базы: составление рекомендаций, адаптирование программ по предмету «Сольное пение» для центров детского творчества, студий эстетического воспитания, дворцов культуры, детских музыкальных школ и пр.

Опытная работа осуществлялась на базе Центра Детского Творчества города Серова в течение 2009-2010 учебного года. Апробация была осуществлена путем выступления на педагогических чтениях и на заседании вокальной секции, защитой педагогического проекта в городе Серове.


Теоретические и психолого-педагогические аспекты вокального развития младших школьников



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.201.209 (0.032 с.)