Кафедра компьютерных технологий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра компьютерных технологий



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению и оформлению курсовых и выпускных квалификационных работ для студентов направления подготовки
«Информатика и вычислительная техника»

 

 

Донецк 2019


УДК 004:378.2(072)

ББК З97р30-252..45

М545

Рекомендовано к изданию Ученым советом

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

(протокол № 8 от 27.09.2019 г.)

 

Составители:   В. К. Толстых, д-р физ.-мат. наук, проф.;

Т. В. Ермоленко, канд. техн. наук, доц.;

Т. В. Шарий, канд. техн. наук, доц.;

В. И. Бондаренко, канд. техн. наук, ст. преп.;

В. Е. Бодряга, ст. преп.;

В. Н. Котенко, ст. преп.

Методические указания к выполнению и оформлению курсовых и выпускных квалификационных работ для студентов направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» / сост.: В. К. Толстых и др.– Донецк: ДонНУ, 2019. – 45 с.

Рецензенты:

Недопекин Ф. В., д-р техн. наук, проф. кафедры физики неравновесных процессов, метрологии и экологии им. И. Л. Повха, ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»;

Милославский А. Г. д-р физ.-мат. наук, проф. кафедры теоретической физики и нанотехнологий, ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет».

Методические указания определяют порядок выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ (курсовых работ студентов бакалавриата, магистерских диссертаций магистрантов). Описываются общие понятия и требования к курсовым работам, основные темы бакалаврских и магистерских работ, а также процедура их защиты. Приводятся рекомендации по подготовке работ к защите, требования к содержанию и оформлению отчетов по итогам работ, полезные интернет-ссылки на дополнительные рекомендации, образцы оформления и бланки необходимых документов.

Для студентов кафедры компьютерных технологий направлений подготовки 09.03.01 и 09.04.01 «Информатика и вычислительная техника» как основная инструкция по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ.

УДК 004:378.2(072)                 

ББК З97р30-252..45                       

© ГОУ ВПО «ДонНУ», 2019


СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ- 5

1.1 Курсовая работа (КР) 5

1.2 Дипломная работа (ДР) 7

1.3 Магистерская диссертация (МД) 9

1.4 Научное руководство-- 12

2. НАПРАВЛЕННОСТЬ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КУРСОВЫХ РАБОТ- 13

2.1 Общие требования- 13

2.2 Специальная часть. Технологии разработки программного обеспечения- 15

2.3 Специальная часть. Проектирование базы данных- 17

2.4 Специальная часть. Веб-программирование- 17

3. ОЦЕНИВАНИЕ И ЗАЩИТА РАБОТ- 19

3.1 Процедура защиты-- 19

3.2 Пересдачи- 22

4. ОФОРМЛЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ (ОТЧЁТА) 24

4.1 Структура пояснительной записки (ПЗ) 24

4.2 Пример содержания (оглавления) ПЗ- 25

4.3 Правила оформления- 29

4.3.1 Общие положения- 29

4.3.2 Оформление титульного листа- 30

4.3.3 Оформление листа задания КР- 30

4.3.4 Оформление аннотации- 31

4.3.5 Оформление содержания- 32

4.3.6 Оформление разделов основной части- 33

4.3.7 Оформление уравнений и формул- 34

4.3.8 Оформление иллюстраций- 38

4.3.9 Оформление графиков и диаграмм-- 40

4.3.10 Оформление таблиц-- 41

4.3.11 Примеры оформления- 42

5. БЛАНКИ И ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ- 49

ПРИЛОЖЕНИЕ А Технологии разработки программного

обеспечения- 50

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Проектирование базы данных- 55

ПРИЛОЖЕНИЕ В Тематика магистерских диссертаций- 74

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Формат записи рубрик в КР, ВКР, диссертациях- 79

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ-- 80

 


learning by doing

Научиться что-нибудь делать
можно только на собственном опыте

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Согласно текущему учебному плану направления подготовки 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника» студентами бакалавриата выполняются три курсовые работы: одна на II курсе и две на III. В магистратуре курсовые работы не предусмотрены.

Заканчивается обучение студентов бакалавриата и магистратуры защитой выпускной квалификационной работы (ВКР). В бакалавриате – это дипломная работа, в магистратуре – магистерская диссертация.

Главная цель всех работ бакалавриата и магистратуры – это приобретение студентами знаний и умений по международной практике «learning by doing». Ведь только посредством практической работы возможно формирование полноценного специалиста.

1.1  Курсовая работа (КР)

КР – это самостоятельная, внеаудиторная практическая работа студента в течение семестра в соответствии с выданным заданием научного руководителя по определённой учебной дисциплине. Желательно, чтобы работа содержала элементы исследований, творчества и прикладной полезности.

Выполнение КР преследует несколько целей:

- закрепление и углубление знаний и умений студентов в определённых дисциплинах;

- получение навыков применения своих знаний и умений для решения практических задач;

- развитие творческих способностей для построения эффективных решений в области задач информатики и вычислительной техники.

Результаты каждой КР оформляются в виде пояснительной записки (ПЗ) в форме отчета о проделанной работе. В конце соответствующего семестра курсовые работы защищаются каждым студентом посредством доклада с мультимедийной презентацией, возможной онлайн-трансляцией и обязательным обсуждением результатов работы в дискуссии с комиссией кафедры и своими товарищами-сокурсниками.

Начиная со II, и даже с I курса, студент может выбрать направленность своей практической деятельности, а следовательно, и научного руководителя курсовых работ. С действующим штатом преподавателей кафедры можно ознакомиться по электронному адресу: www.donnu.ru/phys/kt/staff. Если студент не проявляет инициативу в выборе темы исследования (и, соответственно, руководителя), то научный руководитель назначается решением кафедры. Конкретное задание, тема исследования для каждого студента формулируется руководителем с учетом пожеланий студента. После этого руководитель вместе со студентом формирует лист задания на работу с краткой постановкой задачи, исходными данными для ее решения, описанием ожидаемых результатов и календарным планом хода работы.

С III курса студенты разделяются на профильные группы. При их формировании учитываются пожелания и успеваемость учащихся. В учебном процессе появляются специализации по таким профилям:

· «Программирование информационных систем»,

· «Администрирование информационных систем»,

· «Информационные технологии в дизайне».

Наличие образовательных профилей влияет на направленность КР, о чём подробнее излагается в соответствующем разделе.

Студент выполняет курсовую работу самостоятельно, посещая плановые консультации, согласно календарному плану работ и встреч с научным руководителем. Студент должен выполнить работу и предъявить руководителю к установленному сроку:

- переплетенную ПЗ;

- файл ПЗ с именем, указывающим фамилию, имя и группу студента;

- исходные коды разработанного программного обеспечения (ПО).

1.2  Дипломная работа (ДР)

К концу IV курса все курсовые работы студента образуют фундамент для его дипломной работы (ДР), по результатам защиты которой специальная Государственная аттестационная комиссия (ГАК) принимает решение о присвоении студенту квалификации академического бакалавра.

Перед защитой ДР студенты IV курса сдают государственный экзамен, в который входят вопросы по нескольким предметам, изученным в бакалавриате. В совокупности госэкзамен и защита ДР называются государственной итоговой аттестацией (ГИА).

Студенты бакалавриата в начале IV курса вместе с научным руководителем формулируют тему ДР и оформляют лист заданий на весь учебный год. После этого тема ДР утверждается приказом ректора, и далее её изменить нельзя.

Необходимо различать понятия «дипломная работа» и «дипломный проект». Различие заключается в предмете исследования, т. е. в предметной области работы.

Предметы исследований ДР – это технологии, способы, бизнес-процессы, научные гипотезы, методы и т. д. для повышения эффективности управления выбранного студентом объекта, автоматизации работы объекта, улучшения условий труда на объекте, повышения безопасности функционирования объекта и т. п.

Например, студент в качестве объекта выбрал книжный магазин. Предметами исследования могут быть технологии автоматизации работы каталога или продажи книг через Internet и т. п. При этом студент должен провести анализ существующих в мире технологий ведения каталогов книг, анализ способов автоматизации продажи книг через Internet. В результате такого анализа должны быть предложены элементы новизны: модификация, дополнения к известным технология, способам, методам, бизнес-процессам и т. п. Именно в этом заключается актуальность ДР. Не следует объяснять актуальность ДР отсутствием каких-либо технологий на рассматриваемом объекте исследований, в частности в книжном магазине. Это актуально для книжного магазина, но не для ДР.

Подтверждение корректности и эффективности элементов новизны в предметной области должны сопровождаться или математическими расчётами, или рабочими проектами в виде компьютерных средств автоматизации, управления рассматриваемым объектом (в примере – книжным магазином).

Предмет исследований дипломного проекта – это чертежи, расчеты, пояснения конструкторских данных, программных кодов для функционирования объекта исследований. Дипломный проект создается выпускниками, обучающимися в технических учебных заведениях.

Например, разработка сайта для того же книжного магазина без исследований и элементов новизны в области технологий автоматизации представляет собой не ДР, а дипломный проект инженера-программиста технического вуза.

Студент, защищающий ДР на нашей кафедре и представляющий ее в виде дипломного проекта, не может претендовать на отличную оценку. Исправить ситуацию может только наличие документов, подтверждающих серьёзное реальное внедрение результатов работы.  

Процесс подготовки ПЗ дипломной работы к защите почти такой же, как и ПЗ курсовой. Формально ПЗ отличается лишь титульной страницей, а по сути – наличием в ПЗ ДР исследовательской части в предметной области.

Как видно из вышеизложенного, выполнение ДР, по сравнению с КР, требует значительных усилий и времени в анализе предметной области и проработке в ней элементов новизны. Поэтому настоятельно рекомендуем приступать к ДР с начала учебного года IV курса!

1.3  Магистерская диссертация (МД)

Студенты-магистранты в начале своего первого семестра вместе с научным руководителем формулируют тему МД и оформляют индивидуальный план работы на все два года магистратуры. После этого, в первом семестре, тема МД утверждается приказом ректора, и далее её изменить нельзя.

В индивидуальном плане по семестрам заполняются этапы научно-исследовательской работы магистранта. В разделе личных достижений указываются планируемые доклады на конференциях и научные публикации магистранта. Те, кто впервые готовит научную статью, могут воспользоваться рекомендациями по ссылке: http://tolstykh.com/edu/Doc/Рекомендации по написанию научных статей.doc.

В конце каждого семестра проводится аттестация. Магистрант должен подготовить краткий отчет о выполнении учебного плана и полученных научных, личных результатах. Отчет предоставляется в печатной форме и сопровождается выступлением на заседании кафедры компьютерных технологий.

Студенты кафедры обучаются по магистерской программе «Интеллектуальные информационные системы». Здесь предметная область МД – это применение и развитие технологий и методов, использующих элементы искусственного интеллекта в компьютерных системах, т. е. тех, которые могут выполнять творческие функции, традиционно считающиеся прерогативой человека. Это может быть интеллектуальный анализ данных (ассоциативные правила, прогнозирование, кластеризация и т. д.), экспертные и обучающие системы, системы поддержки принятия решений, в том числе в социальных и мобильных сетях, представление и обработка знаний (продукционные модели, семантические сети и т. д.), интеллектуальные агенты и роботы, обработка естественного языка и интеллектуальный поиск информации, оптимальный выбор, оптимальное управление, автоматическое управление объектами различной сложности, идентификация моделей объектов, процессов и т. д.

Подтверждение корректности и эффективности элементов новизны в предметной области должны сопровождаться или математическими расчётами, или рабочими проектами в виде интеллектуальных компьютерных систем.

При защите и оценке МД комиссия ГИА принимает во внимание ход аттестаций магистранта, соответствие представленных результатов предметной области программы магистратуры, а также наличие научных публикаций по теме работы и/или акта внедрения результатов работы.

Магистрант, защищающий МД без элементов искусственного интеллекта, не может претендовать на высокую оценку. Кроме того, и автор МД без научных публикаций также не может претендовать на отличную оценку. Исключением может быть наличие акта реального внедрения результатов работы на производстве.

Процесс подготовки ПЗ магистерской диссертации к защите почти такой же, как и ПЗ курсовой, дипломной работы. Формально ПЗ отличается лишь титульной страницей, а по сути – наличием в ПЗ МД исследовательской части в области интеллектуальных систем и публикацией материалов в научных изданиях.

Как видно из вышеизложенного, выполнение МД требует значительных усилий в освоении, применении интеллектуальных технологий, методов, а также публикации полученных научных результатов.

Настоятельно рекомендуем приступать к МД с начала первого учебного семестра! Имейте в виду, процесс публикации статей в научных изданиях может занимать около года.

1.4  Научное руководство

Курсовые и ВКР выполняются с помощью преподавателей, которые ведут соответствующие дисциплины. Курсовыми и дипломными работами бакалавров руководят преподаватели кафедры, магистерскими работами – преподаватели кафедры, имеющие учёную степень.

На научного руководителя возлагаются следующие обязанности:

· оказание помощи студенту в определении направления работы, уточнении содержания и темы, составлении задания на разработку, утверждение календарного графика выполнения этапов работы;

· помощь в подборе источников информации (книги, статьи, интернет-ресурсы);

· помощь в написании работы, просмотр ее по частям и в целом; студент обязан отчитываться о выполненной работе перед своим руководителем не реже одного раза в неделю. Научный руководитель сообщает о ходе выполнения работы на заседании кафедры;

· содействие в сборе и получении необходимых материалов (регистрации, пароли, аккаунты в ресурсах, открытых для использования студентами);

· написание отзыва на научную работу.

Отзыв научного руководителя должен показать, в какой мере студент справился с поставленной перед ним задачей, каков творческий уровень исследования, насколько правильно студент обобщил практический опыт работы, какие поставил новые вопросы и выдвинул предложения, направленные на улучшение (упрощение, полезность, доступность, устойчивость) разработанного программного продукта, какова его эффективность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.039 с.)