Приемы ручной обработки и украшения драгоценных металлов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы ручной обработки и украшения драгоценных металлов



 

Технические приемы, применявшиеся при производстве изделий из драгоценных металлов, в различных странах в течение тысячелетий в основных чертах остались сходными. Почти одинаковые их описания с разницей лишь в деталях даны в "Естественной истории" Плиния, римского писателя, жившего в I веке н. э., в трактате немецкого монаха Теофила, XI век, в труде о ювелирном искусстве итальянского скульптора и ювелира XVI века Бенвенуто Челлини, в русских рукописных руководствах для мастеров XVII и XVIII веков и вплоть до современности. XIX век внес некоторую механизацию в приемы обработки драгоценных металлов, которая в основном сводится к ускорению и удешевлению производства.

Ниже мы рассмотрим приемы обработки.

·   Ковка - была одной из первых техник обработки драгоценных металлов, которую узнал человек. Она основана на свойствах золота и серебра расплющиваться и растягиваться, не ломаясь под давлением или ударом.Серебро можно ковать как в холодном, так и в горячем виде, золото - только в холодном виде. Для того чтобы выковать сложный предмет, применяют молотки, чеканки и наковальни фигурной формы.Ковка придает золоту и серебру плотность и упругость. Кованые предметы отличаются сечканированной поверхностью с мягким мерцающим блеском.

·   Литье - по древности своего происхождения уступает только ковке. Благодаря тому, что золото и серебро сравнительно легко плавятся, литье широко применяется в ювелирном деле для изготовления как небольших, так и массивных предметов или их частей (например, ручек украшений на крышках сосудов).

·   Резьба - благодаря мягкости золота и серебра любые изображения и орнаменты могут быть легко нанесены на их поверхность. В то время как чеканка, басма, эмаль хорошо смотрятся и на расстоянии, так как их красота основана на контрасте светлых и темных пятен или на контрасте разных цветов, резьба не обладает яркими декоративными качествами. Искусство резьбы - это искусство особенно утонченное, тонкие линии вырезаны на металле, рассчитаны на пристальное разглядывание, на любование вблизи. Особый вид глубокой резьбы назывался "Оброн". При этом виде резьбы фон около изображения или надписи "опускается" (обирается) при помощи резца, благодаря чему изображение становится чуть рельефнее.

·   Чеканка - один из самых трудных приемов украшений серебряных изделий, доступный далеко не каждому мастеру. Рельефная чеканка основана на свойстве золота и серебра растягиваться при ударе твердым предметом. У хорошего мастера имелось в наборе несколько сот чеканов собственного изготовления. В XIX веке ручную чеканку, где каждая мельчайшая деталь сделана от руки, а потому индивидуальна и неповторима, начали заменять механической штамповкой и вальцовкой.

·   Басма - ни в одной стране не нашла такого распространения, как на Руси.

Басма ручное тиснение изображения и узоров на тонких листах золота и серебра. исненые узоры передают пластические формы, но отличаются от чеканки некоторой расплывчатостью и мягкостью рельефа. Благодаря тонкости листа, басма легко может быть смята, поэтому ее чаще употребляли не для украшений предметов быта, а для окладов икон, деталей иконостасов, царских врат, киотов, крестов, церковных книг.

Басма не требует большого количества металла и потому широко применялась в древней Руси.

·   Скань - ажурные или напаянные на металлический фон узоры из тонкой з олотой, серебряной или медной проволоки, скрученной в виде веревочек или гладкой. Это одна из самых распространенных техник ювелирного дела, известных с древнейших времен. Со сканью неразрывно связана зернь - мелкие блестящие металлические шарики, напаянные на сканый орнамент, или самостоятельное украшение на гладь металла. Скань делают из "чистоты", т. е. из чистого золота и серебра, которые благодаря малому количеству или отсутствию примесей настолько мягки, что способны вытягиваться в тонкую проволоку.

·   Припой - один из важнейших приемов при изготовлении скани и украшении зернью. На очень древних изделиях, украшенных сканью и зернью, припой совсем не виден, в них поражает особенная чистота и четкость работы. До последнего времени ученые бились над разгадкой тайны древнего припоя, так как даже современная рентгеновская техника не могла обнаружить места скрепления скани и зерни на предметах, и только профессор Ф. Я. Мишуков раскрыл секрет припоя. Как говорится, все гениальное - просто. Русские мастера смешивали ртуть, золото и серебро в определенной пропорции, а затем сильно нагревали, ртуть испарялась, а золото и серебро сплавлялись с предметом намертво.

·   Чернь - ни в одной стране не получила такого развития, как в России, где она славилась особой прочностью. Чернь - это особый сплав сернистого серебра, на первый взгляд похожий на уголь, состоящий из серебра, меди (олова), свинца и серы в определенной пропорции. Так как чернь - это металл, то он легко и прочно сплавляется с основным металлом предмета.

·   Эмаль - это особый сплав стекловидной массы, окрашенный в разные цвета окисями металлов. После обжига превращается в твердую блестящую массу с устойчивыми, яркими красками.

Мастерами применялись:

окись олова - белый цвет;

окись железа - желтый и цвет морской волны;

- окись меди - бирюзовый;

- магнезия - лиловый;

- золото - красный;

- иридий - стальной, серый, черный;

- окись урания и серебра - желтый.

Эмали бывают перегородчатые, выемчатые, по резьбе (гравировке), по литью, по сканому орнаменту (или в сканых обрамлениях), по чеканному литью или штампованному рельефу, прозрачные (оконные), живописные (расписные) и поливные(по гладкой поверхности).

Эмаль лучше всего ложится на золото. Золото плавится при высокой температуре, эмалевая масса не окисляется и прочно держится. На серебре применяются более плавкие эмали.

Перегородчатая эмаль - это эмаль, заключенная в ячейках, образованных тонкими металлическими полосками, припаянными на ребро к металлическому предмету, в основном к золоту.

Эмаль выемчатая, по литью, резьбе (гравировке) - по технике значительно проще эмали перегородчатой. Рисунок глубоко вынимается (вырезается) в толще металла, а получившееся в результате углубление заполняется эмалью, после чего предмет подвергают обжигу, а затем полируют.

Эмаль по снимаемому орнаменту (в сканых обрамлениях) - широко применялась в России с XVI века. Отличительные особенности: делалась без контроэмали и не полировалась.

Эмаль по рельефу - передает объемные пластичные формы. Наиболее сложная техника, требующая наивысшего мастерства.

Эмаль прозрачная (оконная) - этот технический прием требует большого навыка и осторожности в работе. Прозрачная эмаль украшает предметы из скани (ажурные) или выпиленные в металле. Она не получила в России широкого распространения. Встречается только в предметах XIX-XX столетия.

Эмаль живописная - заключается в том, что золотая или медная пластинка (или предмет) покрывается слоем однотонной эмали и обжигается. По этому фону наносят кистью особыми эмалевыми красками с эфирными маслами орнамент или изображение, после чего обжигают.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.008 с.)