Пути повышения эффективности хозяйственных связей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути повышения эффективности хозяйственных связей



 

 

Сложившаяся десятилетиями система хозяйственных связей, когда централизованно происходило распределение товарных ресурсов и прикрепление поставщиков к определенным торговым организациям по указке "сверху" в короткие сроки распалась и сейчас создается заново.

В условиях рыночной экономики система хозяйственных связей должна обеспечивать полноту и устойчивость поставок необходимой продукции, оптимальный уровень производственных запасов, удовлетворение потребностей промышленности, а также хорошие финансово-экономические показатели деятельности предприятия.

Необходимость скорейшего приспособления промышленных предприятий к условиям рыночной экономики требует организации четкого функционирования хозяйственных связей предприятий с поставщиками сырья и материалов. В этом отношении особую актуальность приобретают договорные связи предприятий с производителями товаров.

В связи с этим ДОАО «Ижмаш-авто» необходимо расширить сферу договорных отношений с поставщиками и изготовителями, повышать эффективность и действенность договоров поставки. Договорные поставки должны активно воздействовать на производство для всемерного увеличения выпуска товаров народного потребления, изготовления их из дешевого альтернативного сырья, формировать оптимальный ассортимент продукции.

Оценка эффективности хозяйственных связей характеризует результативность управления коммерческой работой предприятия. Эффективность хозяйственных связей выражается в закупках продукции у изготовителей по более низким ценам за счет сокращения числа посредников, участвующих в обороте, а, следовательно, уменьшения величины надбавок, устанавливаемых каждым посредником.

Для изучения поставщиков и их возможностей ДОАО «Ижмаш-авто» должно принимать участие в работе оптовых ярмарок; выставок - продаж и выставок - просмотров образцов новых и лучших изделий, следить за рекламными объявлениями по радио и телевидению, в газетах и журналах, бюллетенях спроса и предложения, за проспектами, каталогами, прайс-листами.

Путь товара от производителя до потребителя может быть разной длины. В некоторых случаях товары продает непосредственно тот, кто их производит. Но в большинстве случаев товар проходи целую цепочку посредников, прежде чем достигнет конечных потребителей.

От длины этой цепочки напрямую зависит цена товара. ведь каждый посредник вкладывает в дело свои силы и средства, а поэтому желает получить прибыль. Так что, как правило, чем короче цепочка, тем дешевле товар. Однако цена далеко не всегда должна быть решающем фактором при покупке товара, необходимо учитывать и непрямые затраты и выгоды, в том числе затраты времени и денег на дорогу до производителя.

Очевидно, что интересы поставщиков сырья и потребителей готовой продукции фирмы-производителя не совпадают. Так. интересы поставщиков (производителей) связываю с дальнейшим продолжением поставок, своевременным получением платежей, а также высоким уровнем организации хозяйственных связей и деловых отношений при заключении контрактов. Конечные потребители же стремятся сохранить достигнутый уровень потребления и качества жизни без увеличения ресурсозатрат. По цепочке обратных связей ориентация на потребителя предъявляет к фирме повышенные требования в отношении гибкости, способности оперативно реагировать на большое число внешних факторов.

Особенность складывающейся ситуации в современных условиях заключается в том, что оптимальные результаты субъектами товарного производства, обмена и потребления могут быть достигнуты лишь в случае реализации логического подхода - рассмотрения и реализации различных стадий товародвижения в рамках единой системы. Необходимость логического обеспечения механизма хозяйственной деятельности объективно связана с возрастанием роли сферы обращения. Если сопоставить объем продукции, находящимся в движении, в процессе транспортировки и на складах, с той ее массой, которая включена непосредственно в производственный процесс обработки, а также проанализировать время прохождения продукции через соответствующие звенья, то можно сделать вывод, что системная производительность фирмы определяется пропускной способностью ее транспортно-складской системы. Именно это обстоятельство выступает одной из основных конкретных причин необходимости перехода к логической концепции обеспечения конкурентоспособности современной торговой фирмы.

Логический подход гарантирует системность, целостность, оптимизацию суммарных издержек и т.п., обеспечивает более точную увязку процессов планирования, организации, управления, контроля и регулирования движения материальных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя. Логический подход позволяет комплексно, с системных позиций охватывает все этапы товародвижения: снабжение - производство - хранение - распределение - транспорт - спрос - потребление.

В связи с этим главной задаче логистики становится разработка рациональных и обоснованных предложений, гибкости фирмы, которые способствовали бы повышению адаптивности, гибкости фирмы, ее способности быстро реагировать на рыночные сигналы, увеличению рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами.

Логистика решает эту задачу путем создания интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокой качество поставки продукции через установление соответствиях материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокой качество поставки продукции через установление соответствия материальных и информационных потоков, совершенствование технологии физического перемещения товаров, разработку способов управления операциями движения товаров, установление норм стандартизации полуфабрикатов и упаковки и др.

В свете изложенных проблем настоятельную необходимость в современных условиях приобрело более широкое использование внутренних резервов всех участников рыночного оборота, совершенствование налоговых и финансово-кредитных механизмов, всемерное ускорение решения задачи по формированию развитой рыночной инфраструктуры и, как одна из основных задач – совершенствование хозяйственных связей торговых предприятий с товаропроизводителями.

На мой взгляд, для стабилизации ситуации и укрепления хозяйственных связей между товаропроизводителями необходимо разработать или пересмотреть концепцию промышленной политики, с учетом того, что в целях повышения ее эффективности необходимо предусматривать варианты структурных схем товарного и финансового взаимодействия расположенных в городе хозяйствующих субъектов: от предприятий, банков, страховых компаний, до покупателей продукции. Программы желательно согласовывать с муниципалитетами других городов с учетом обоюдной выгоды с целью расширения и стабилизации рынков сбыта.

Договор поставки - один из наиболее распространенных видов обязательств, используемых ДОАО «Ижмаш-авто». Договора поставки охватывают практически весь товарооборот в хозяйственной деятельности предприятия. Наиболее оптимальны договора поставки для регулирования взаимоотношений между производителями товаров и поставщиками сырья, материалов либо комплектующих изделий; между изготовителями товаров и оптовыми организациями, специализирующимися на реализации товаров.

Указанные отношения должны отличаться стабильностью и иметь долгосрочный характер. Поэтому в правовом регулировании договорных отношений преобладающее значение имеют не разовые сделки по передаче партии товаров, а долгосрочные договорные связи. В настоящее время законодательное регулирование хозяйственных отношений по договорам поставки осуществляется новым ГК РФ, и необходимость применения старых нормативных актов (Положение о поставках продукции производственно-технического назначения; Положение о поставках товаров народного потребления), как противоречащих ГК РФ, отпала.

Оптовый оборот товаров, отношения между профессиональными продавцами и покупателями обозначены в Кодексе как поставка товаров. Определение условий таких коммерческих отношений - дело прежде всего их участников. Вместе с тем есть признанные стандарты коммерческого оборота, которые следует предусматривать в законе и применять в случае отсутствия иного соглашения сторон. Кодекс в этой части учитывает правила, установленные Венской конвенцией о международных договорах купли-продажи товаров, участником которой является Россия, а также сложившиеся в нашей стране нормы о периодах, порядке поставки, восполнении недопоставки товаров, их выборке, расчетах за поставленные товары, последствиях нарушения условий поставки.

Отношения, возникающие между ДОАО «Ижмаш-авто» (с одной стороны) и продавцами и/или изготовителями (с другой), а также ответственность сторон, достаточно подробно регулируется современным законодательством (Гражданским кодексом РФ, Кодексом об административных правонарушениях, Уголовным кодексом и другими нормативно-правовыми актами), однако, даже это законодательство порой противоречит между собой, а некоторые вопросы остаются вовсе неосвещенными. Тем не менее, опираясь на вышеизложенный нормативный материал, можно выделить и четко определить основные обязанности и права продавца, покупателя, изготовителя.

Обязанности продавца:

1. Осуществить передачу товара (ст.256 ГК).

Товар должен быть передан:

- в определенном месте, (ст.499 ГК). По общему правилу, продавец обязан передать покупателю товар непосредственно после его оплаты, но соглашением сторон может быть предусмотрена доставка товара в указанное покупателем место (в место жительства, нахождения юридического лица-покупателя);

- путем вручения товара или предоставления его в распоряжение покупателя, (ст.499 ГК) вместе с принадлежностями и документами, относящимися к товару, (ст.456 ГК);

- в определенном количестве, (ст.465 ГК). Предполагается передача товара в количестве согласованном сторонами в договоре или правилами продажи соответствующих товаров. Детальной регламентации по этой обязанности Гражданский Кодекс РФ не содержит, однако считает ее обязательной для заключения договора купли-продажи;

- в соответствующей комплектности и в комплекте, если таковой предусмотрен, (ст.478, 479 ГК);

- установленного качества;

- свободным от прав третьих лиц, (ст.460 ГК). По общему правилу продавец должен передать покупателю товар свободным от любых прав и притязаний третьих лиц, в отношении передаваемого товара на момент его передачи покупателю, исключение составляет случай, когда покупатель согласился принять товар, обремененный правами третьих лиц;

- в таре и упаковке, (ст.481 ГК). Если договором купли-продажи не определены требования к таре и упаковке, то товар должен быть упакован обычным для такого товара способом, а при отсутствии такового способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования.

2. Предоставить покупателю всю необходимую и достоверную информацию о товаре (ст.495 ГК). Продавец должен предоставить покупателю информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую законам, иным правовым актам.

3. Предоставить покупателю информацию о себе (фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы, информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа, информацию о номере лицензии (если деятельность подлежит лицензированию), сроке ее действия.

4. Продемонстрировать по просьбе покупателя работоспособность товара и дать ему возможность самостоятельно проверить свойства товар до приобретения.

5. Осуществить проверку качества товара, если это предусмотрено договором купли-продажи, законом, обязательными требованиями государственных стандартов, иными правовыми актами (ст.474 ГК).

6. Исключить продажу товара по истечении установленного срока годности этого товара, а также товара, на который должен быть установлен срок службы или срок годности, но он не установлен.

Права продавца:

1. Установить на товар дополнительный гарантийный срок сверх гарантийного срока, установленного изготовителем, или, если гарантийный срок изготовителем не установлен.

2. Отказаться от исполнения договора в случае:

- неявки покупателя (или несовершения им иных необходимых действий) для принятия товара в определенный договором срок (ст.496 ГК);

- неоплаты покупателем товара в установленный договором срок, когда договором розничной купли-продажи предусмотрена предварительная оплата товара (ст.500 ГК);

- отказа покупателя, в нарушение договора купли-продажи, принять и оплатить товар (ст.486 ГК);

- неосуществления покупателем в установленный договором срок очередного платежа за проданный в рассрочку и переданный ему товар, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.489 ГК).

3. Отказаться полностью или частично от удовлетворения требований покупателя о передаче ему недостающего количества товара, замене товара, не соответствующего условиям договора купли-продажи о качестве, об устранении недостатков товара, о доукомплектовании товара или о замене некомплектного товара комплектным, о затаривании и (или) об упаковке товара либо о замене ненадлежащей тары и (или) упаковки товара, впрочем, если докажет, что невыполнение покупателем обязанности известить продавца о нарушении условий договора поставки в установленный (разумный) срок повлекло невозможность удовлетворить его требования или влечет для продавца несоизмеримые расходы по сравнению с теми, которые он понес бы, если бы был своевременно извещен о нарушении договора (ст.483 ГК).

4. Потребовать от покупателя принять товар или отказаться от исполнения договора в случаях, когда покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или договора купли-продажи не принимает товар или отказывается его принять (ст.484 ГК).

5. Потребовать оплаты товара и, возможно, уплаты процентов в соответствии со статьей 395 ГК, если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с договором поставки товар (ст.486 ГК).

6. Потребовать оплаты переданного товара или возврата неоплаченного товаров, в случае, когда покупатель, получивший товар (по договору купли-продажи предусматривающий оплату товара через определенное время после его передачи, т.е. продажу товара в кредит), не исполняет обязанность по его оплате в установленный договором поставки срок (ст. 488 ГК).

Важным разделом договора поставки является его часть, в которой устанавливаются виды и меры ответственности за нарушение договорных обязательств и порядок ее применения.

Ответственность сторон по договору поставки характеризуется следующими основными признаками:

- применение санкций за неисполнение и ненадлежащее исполнение условий договора поставки является правом, а не обязанностью сторон;

- стороны могут устанавливать в договоре санкции по своему усмотрению, если законодательством не предусмотрено обязательных санкций, а также увеличивать размеры санкций, установленных законодательством;

- ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора поставки может наступить и без наличия их вины в этом, поскольку ст.401 ГК устанавливает, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнение товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств;

- формами ответственности сторон по договору поставки являются выплата неустойки и возмещение убытков;

- по общему правилу неустойка является зачетной, так как причиненные неисполнением договора убытки возмещаются в сумме, не покрытой неустойкой (п.1 ст.394);

- в соответствии с принципом полного возмещения убытков возмещению подлежат оба вида убытков: положительный ущерб в имуществе и упущенная выгода (п.2 ст.15).

Основания ответственности поставщика в договоре поставки следующие: просрочка товара - передача поставщиком покупателю товара после истечения срока поставки, предусмотренного договором; недопоставка - передача поставщиком покупателю в установленный срок меньшего количества товара, чем предусмотрено договором; поставка некачественного товара; поставка некомплектного товара.

Следует отметить, что ГК РФ регулирует лишь общие вопросы ответственности за нарушение договорных обязательств по договору поставки, предоставляя сторонам право самостоятельно установить в договоре размеры штрафов и порядок их взыскания. ГК допускает установление санкций законом или иными правовыми актами.

Обычно за нарушения со стороны поставщика данная сторона выплачивает покупателю неустойку в процентном отношении к стоимости не поставленного в срок товара. В соответствии со ст.330 ГК неустойка представляет собой определенную в договоре или законе денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, в частности при просрочке исполнения. Неустойка носит универсальный характер. Практически любое обязательство, являющееся действительным по закону, можно обеспечить неустойкой. При этом заблаговременно указывается конкретная цифра неустойки, и при неисполнении обязательства виновная сторона должна заплатить именно это сумму, независимо от реального размера убытков другой стороны, равно как и при их отсутствии.

Неустойка может быть “законной” и договорной. Законная неустойка предусмотрена требованиями законодательства и определяется нормативными актами в твердой сумме либо в процентах к денежной оценке обязательств. Неустойка, установленная нормативными актами, применяется сторонами договора независимо от того, воспроизведены или подтверждены соответствующие нормы в тексте договора поставки. Согласно ст.331 ГК договорная неустойка устанавливается по соглашению сторон и обязательно в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение этого требования влечет недействительность соглашения сторон о неустойке.

Поскольку взыскание неустойки предполагает невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных обязательств, то требование об уплате неустойки может совпадать с требованием о возмещении убытков. В договорах поставки большое значение имеет неустойка за недопоставку и просрочку поставки товаров (ст.521 ГК). Установленная законодателем или условиями договора неустойка за недопоставку или просрочку поставки заказанной продукции взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество продукции в последующих периодах поставки, если законом или договором не предусмотрен иной порядок уплаты неустойки.

Основной формой ответственности за неисполнение обязательств считается возмещение убытков. Потерпевшая сторона имеет право требовать возмещения убытков в любом случае, если иное не предусмотрено действующим законодательством или условиями договора. Если в договоре не оговорен вопрос о возмещении убытков, то это представляет право кредитору требовать полного возмещения убытков в соответствии со ст.15 ГК. Полное возмещение убытков включает в себя как реальный ущерб - расходы, понесенные потерпевшей стороной, утрату или повреждение ее имущества, так и упущенную выгоду, которую кредитор мог бы получить при надлежащем выполнении обязательства, если бы его права по договору не были бы нарушены. На кредитора возлагается обязанность доказать объем понесенных убытков и причинную связь между ними и нарушением условий заключенного договора поставки.

Если в договоре поставки отсутствует условие об ответственности, например, за просрочку оплаты поставленного товара (п.3 ст.486 ГК) и нет ссылки на иные нормативные акты, стороны могут руководствоваться п.8 Постановления Президиума Верховного Совета РФ и Правительства РФ от 25.05.92 года “О неотложных мерах по улучшению расчетов в народном хозяйстве и повышении ответственности предприятий за их финансовое состояние”, где данная неустойка в виде пени установлена в размере 0,5% в день за просрочку платежа поставленного товара. Учитывая, что указанным постановлением возможность взыскания пени связывается с просрочкой оплаты уже поставленного товара и не применяется, если покупателем нарушается срок, установленный договором для перечисления предоплаты, целесообразно включать в договор поставки санкции за просрочку покупателем предварительной оплаты за товар.

 

 


Заключение

 

 

Если бы советская система МТС работала так, как это описывается в советских экономических учебниках — планомерно и сбалансированно под полным контролем верховных властителей, — то ни о каких сбоях (за исключением случайных или экзогенных) в производственном процессе в СССР говорить бы не пришлось, и экономический рост происходил бы гораздо более гладко. На самом же деле эта система постоянно наталкивалась на проблемы, главной из которых была проблема информации. Мы видели, что развёрнутая номенклатура изделий, производимых одной только промышленностью в конце истории СССР составляла более 25 млн. наименований, тогда как планирование осуществлялось по 36000 укрупнённых групп изделий. Детальное (по сортам, типам и т. д.) распределение ресурсов было оставлено в руках предприятий.

Но само планирование было далеко от совершенства. Главным методом составления планов с 1930-х гг. было арифметическое суммирование заявок предприятий на материальные средства. Конечно, эти заявки корректировались с учётом информации о прошлых тенденциях и о нормах потребления ресурсов. Но единственным источником данной информации были сами предприятия и стоящие над ними органы отраслевой управленческой иерархии (объединения, тресты, главки, министерства и т. д.), интересы которых совпадали с интересами подотчётных им предприятий. Совместными усилиями они старались ввести центральное руководство в заблуждение относительно своих истинных возможностей и потребностей. Вдобавок, немалую часть снабжения они проводили по своим внутриведомственным каналам.

На наш взгляд, ни о каком реальном планировании материально-технического обеспечения в СССР не может быть и речи. Формально оно планировалось, а на самом деле подчинялось сложной игре ведомств и политических приоритетов центрального руководства. Многократные корректировки планов, производившиеся в течение года, лишали годовые и тем более перспективные (свыше 1 года) планы всякого смысла.

Важно отметить, что при всех внешних изменениях организации МТС суть этой системы всегда оставалась неизменной. Недаром хозяйственники разных поколений жаловались на одни и те же проблемы: неспешность в принятии решений, искажение информации, дублирование одних и тех же функций разными органами (свидетельство самоизоляции экономических агентов) и, как результат, расхождения между планами производства и снабжения, а также между перспективными и фактическими планами.

Во всех правовых системах основной по значению гражданско-правовой единицей считаются договора купли-продажи и поставки, и те начала, которые составляют содержание общей части обязательственного права, развились главным образом на базе нормативного материала, относящегося к купле-продаже. В настоящее время традиционная концепция, сложившаяся на базе простой купли-продажи, сохраняет значение лишь как исходное положение, в которое практика вкладывает все новое и новое содержание.

 


Список литературы

 

1. Академия рынка: Маркетинг: Пер. с фр./ Арман Дайан и др. - М.: Экономика, 2002.

2. Аквилянов Ю. Оптовая торговля — оперативный сервис Госснаба // Материально-техническое снабжение. 1989. № 1.

3. Анохин В. Договор поставки в рыночной экономике // Хозяйство и право, 1999 № 9; - стр. 113

4. Балабанова Л.В. Торговля: маркетинг и коммерция. - М.: Экономика. 2002.

5. Беляков А. М. Организация оптовой торговли средствами производства. — М.: Экономика, 1998.

6. Валаева Т.Ф., Коростелёва Е.М., Рабинович Б.Д., Хруцкий Е.А. Экономика, организация и планирование производства. - М: Экономика, 1999. 

7. Вахнин И. Выбор формы расчетов в условиях договора поставки. // Хозяйство и право, 1998 № 8.

8. Вахнин И. Формирование условий и заключение договора поставки продукции. // Хозяйство и право, 2000 № 1.

9. Введение в рыночную экономику: / Под ред. Лившица А.Я., Никулиной И.Н. - М.: Высш. шк., 1994.

10. Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. - М.: Азимут-Центр, 2000.

11. Гальперин Н. С. Новое в организации материально-технического снабжения. — М.: Госполитиздат, 1957.

12. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учеб. пособие / Пер. с нем. А.М.Макарова; Под ред. И.С.Минько. - М.: Высш. Шк., 1998.

13. Дрогичинский Н. Об оптовой торговле средствами производства // Вопросы экономики. 2002. № 4. С. 34.

14. Екимов А. Организация планирования материального снабжения промышленности регулирующими и плановыми органами // Организационные вопросы промышленного снабжения. Сб. ст. — М.; Л.: Соцэкгиз, 1931. С. 121.

15. Закружный А. А. Организация и планирование материально-технического снабжения. — Минск: Наука и техника, 1999.

16. Иванов Н. В., Локшин Э. Ю., Демичев Г. М. Экономика и планирование материально-технического снабжения промышленности. – М.: Экономика, 1969.

17. Калинин И. Совершенствование системы материальных балансов и нормативной базы планирования // Плановое хозяйство. 1981. № 8.

18. Котлер Ф. Основы маркетинга. Санкт-Петербург: АО «КОРУНА», АОЗТ «Литера плюс». 1994.

19. Лебедь А. Н., Доветов М. Ш., Аристаков Ю. М. Материально-техническое снабжение и сбыт в современных условиях. — М.: Экономика, 1969. С. 29.

20. Лебедь А. Н., Доветов М. Ш., Аристаков Ю. М. Материально-техническое снабжение и сбыт в современных условиях. — М.: Экономика, 2002.

21. Материально-техническое обеспечение народного хозяйства СССР. Стат. сб. — М.: Финансы и статистика, 1988. С. 237.

22. Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг: Как побеждать на рынке. - М.: ФиС, 2001.

23. Панкратов А.П. Коммерческая деятельность. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.

24. Правила рынка / Под ред. проф. В.Д.Щетинина. - М.: Междунар. отношения. 2000.

25. Пунин Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях в условиях рыночной экономики. – М.: Международные отношения 1993.

26. Пустозерова В.М., Соловьева А.А. Договор поставки. – М.: 1999.

27. Речмен Д.Дж., Мескон М.Х., Боуви К.Л., Тилл Д.В. Современный бизнес: Учебник в 2-х томах: Пер. с англ. - М.: Республика. 1998.

28. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. В 5 т. Т. 5. — М.: Издательство политической литературы, 1968. С. 652—653.

29. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия: Пер. с англ. - М.: Экономика. 2001.

30. Сухаревский Б. Материальные балансы промышленной продукции // Плановое хозяйство 1937. №№ 11—12. С. 29.

31. Холодилин К. А. Кредитная система в СССР // Семинар молодых экономистов, вып. 3, декабрь 2000.

32. Хруцкий Е.А. Современный маркетинг. - М.: Финансы и статистика, 2001.

33. Шапкина Г. С., Шестакова М. П. План и хозяйственный договор. — М.: Знание, 1981.

34. Экономика торговли: Б.А.Соловьев, Л.А.Алькевич, В.И.Андросов и др. - М.: Экономика, 1990.

35. Экономика торгового предприятия: Учебник для вузов / А.И.Гребнев, Ю.К.Баженов, О.А.Габриэлян и др. - М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2000.

36. Яковлева Е. М. Развитие договорных связей государственной промышленности СССР по снабжению и сбыту. — Душанбе: Ирфон, 1965.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.082 с.)