Структура пубертатного периода взросления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура пубертатного периода взросления



 

Компоненты развития подростков Морфологическая (количественная) составляющая созревания подростков Функциональная (качественная) составляющая созревания подростков
    Физическое   · Длина и масса тела · Уровень физической работоспособности · Результаты тестирования силовых и скоростных характеристик
  Половое · Степень развития вторичных половых признаков · Возможность зачать, выносить плод и выкормить ребенка грудью
  Психосексуальное · Формирование влечения: - Платоническое, - Эротическое, - Сексуальное · Правильная сексуальная ориентация, степень удовлетворения эротического и сексуального либидо
  Психическое · Зрелость центральной нервной системы · Уровень развития интеллекта · Эмоциональная зрелость · Умение ставить цели · Способность к самореализации · Результаты психической деятельности · Оценка результатов учебы · Способность к достижению жизненной цели
  Социальное · Знание правил общения между людьми и поведения в обществе · Уровень жизненной компетентности · Уровень социального интеллекта · Уровень коммуникативной компетентности · Необходимость иметь семью и детей   · Степень социальной адаптации · Способность противостоять негативному давлению молодежной среды · Способность преодолевать жизненные трудности · Степень включения в общественную жизнь · Формирование целостной концепции жизни · Устойчивые оценки различных реалий окружающей жизни

Р


РАБОТА ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ – форма занятости предполагающая трудоустройство человека на одном или нескольких дополнительных рабочих местах помимо основного места работы. Работу по совместительству следует рассматривать как важную форму занятости, дающую возможность населению «пережить» трудные времена или обеспечить более высокий уровень потребления, а также, не теряя прежних социальных гарантий, «попробовать свои силы» в иных сферах деятельности, тем самым повысить уровень адаптации на рынке труда.

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ЮВЕНИЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ – частота всех имеющихся среди молодых людей заболеваний, как впервые выявленных в данном календарном году, так и зарегистрированных в предыдущие годы, по поводу которых они вновь обратились за медицинской помощью в текущем году. Заболеваемость детей России за последние годы составляет около 1400-1500, а подростков – до 3500 заболеваний на каждую 1000 осмотренных (то есть каждый молодой человек имеет в среднем 3,5 хронических заболевания). В структуре заболеваемости подростков на первом месте находятся болезни органов дыхания (725 на 1000), болезни нервной системы и органов чувств (352 на 1000), костно-мышечной системы (396 на 1000).

РЕАКЦИЯ ГРУППИРОВАНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ является одной из самых существенных, определяющих поведение подростка. Занять определенное положение среди сверстников, общаться именно с ними - одна из целей психического развития подростка. Вопрос состоит в том, к какой группе принадлежит подросток – просоциальной, где соблюдаются нормы поведения; асоциальной, в которых пренебрегают этими нормами; антисоциальной, члены которой бунтуют против социальных норм. Если эмансипация консолидируется с реакцией группирования со сверстниками, риск девиантного поведения подростков возрастает. Общество активно воздействует на процесс группирования, объединяя подростков в формальные группы (классы, кружки, клубы). Однако практика показывает, что формальная группа, находящаяся под неусыпным контролем и наблюдением взрослых, мало привлекает подростков. Структурно можно выделить два основных типа групп: жестко регламентированная подростковая группа и свободная подростковая группа. Для регламентированной группы характерны однополый постоянный состав, четкий лидер, фиксированные роли в группе. Такие группы легко вступают в конфронтацию с другими группами аналогичной структуры ("стенка на стенку"); внутри группы также часты эксцессы, связанные с борьбой за лидерство и нарушением "неписаных законов". Свободные подростковые группы, в противоположность регламентированным, не имеют ни постоянного состава, ни четкого лидера. В разные дни роль лидера могут выполнять различные подростки. Свободные группы менее агрессивны, внутри таких групп реже встречаются эксцессы, связанные с насилием. В наше время возникновение тех или иных форм группирования чаще всего связано с модой на определенную музыку, одежду. Приверженность к определенному виду музыки либо одежды становится стержнем, объединяющим подростков. Таким образом, реакция «хобби» консолидируется с реакцией группирования подростков.

РЕАКЦИЯ УВЛЕЧЕНИЯ («ХОББИ»). Разнообразие этих увлечений безгранично. В большинстве случаев юноша или девушка охладевает к предмету "детского" увлечения, но иногда оно определяет дальнейшее развитие интересов подростка, выбор профессии. Реакция увлечения – мощный фактор, противодействующий формированию аддиктивного и других видов девиантного поведения. Исключение составляет информационно-коммуникативный вид «хобби» – бездумное общение и обмен информацией со сверстниками, не требующий интеллектуальной переработки.

РЕАКЦИЯ ЭМАНСИПАЦИИ – освобождение подростка из-под опеки родителей, учителей, воспитателей, в широком смысле слова - об освобождении от социального контроля. В каждом конкретном случае реакция эмансипации имеет свою специфику. Ее сила определяется теми условиями, в которых воспитывается подросток: при воспитании по типу гиперопеки реакция эмансипации выражена значительно, при воспитании по типу гипоопеки – незаметна. Степень выраженности и конкретные проявления реакции эмансипации варьируют от появления таких черт как упрямство, подчеркивание своего мнения, до грубости и даже агрессивности по отношению к старшим, полного игнорирования их требований. Когда опека быстро меняется самостоятельностью, возникает сильный эмоциональный стресс («отравление свободой»). Понятно, что выход из-под контроля старших может способствовать развитию ненормативного поведения, приобщению подростка к антисоциальной среде.

РЕБЕНОК –лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия). В юриспруденции, международных документах используется также термин “ребенок подросткового возраста” (14-17 лет).

РЕГИОНАЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА. При современном федеративном устройстве Российской Федерации, в условиях широкой самостоятельности субъектов Федерации, включая право принятия законов, объективно была целесообразна децентрализации управления процессом реализации государственной молодежной политики, а, следовательно, необходима разработка и реализация молодежной политики на региональном уровне. На федеральном уровне разрабатываются и принимаются базовые (рамочные) законодательные акты, закрепляющие общие основы молодежной политики РФи нормативы, гарантирующие определенный перечень прав молодых граждан, объем которого не может быть произвольно ограничен на региональном уровне. На региональном уровне особое значение придается разработке программ реализации Р.г.м.п. с учетом особенностей и возможностей регионов. Региональное законодательство, помимо отражения общефедеральных нормативов и положений, содержит нормативы местного действия, которые различаются по регионам страны и конкретнее положений, устанавливаемых на федеральном уровне. В региональном законодательстве находят отражения вопросы, не регламентированные федеральным законодательством. В региональных законах могут самостоятельно формулироваться принципы государственной молодежной политики с учетом особенностей территорий.

РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЕЖИ – (1) В широком смысле слова включает гармоничность и сбалансированность полового, физического, пcиxo-ceкcyaльнoгo, пcиxocoциaльнoгo развития, соматического и психического здоровья индивида. (2) В узком – подразумевает распространенность заболеваний.

РЕПРОДУКТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ – уровень физического и психического состояния молодежи, который позволяет при достижении социальной зрелости воспроизводить здоровое потомство.

РЕСУРСЫ ЗДОРОВЬЯ ИНДИВИДА представляют собой функциональные и психологические возможности организма изменять баланс здоровья в положительную сторону. Повышение ресурсов здоровья обеспечивается всеми мерами здорового образа жизни (питание, физические нагрузки и т.д.).

РОЖДАЕМОСТЬ – демографический показатель здоровья молодежи. Рассчитывается как общее число родившихся за год (ежегодно) живыми по отношению к среднегодовой численности населения. Рождаемость является важнейшим медико-социальным критерием жизнеспособности и воспроизводства населения. Если в 1913 г. показатель рождаемости в России составил 45,5; в 1969 г. – 17,0; то к 1997 г. его уровень оказался беспрецедентно низким – 8,6 на 1000 чел. населения. Отмечаемая тенденция к депопуляции будет сохраняться еще долго.


 

С


СЕМЕЙНАЯ ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ – не выполнение семьей функции социализации, т.е. приспособления ее членов к условиям общественной жизни, выполнению социальных норм, занятию определенного места в общественной системе. При определенных обстоятельствах способствующая или не противодействующая преступному поведению.

СЕМЕЙНАЯ КРИМИНОЛОГИЯ – то же, что криминология семейных отношений, криминофамилистика – отрасль криминологии, изучающая криминогенные факторы семейной сферы и обусловленное ими преступное поведение, а также социальное воздействие на них в целях противодействия. Возникла в России во второй половине 60-х годов ХХ-го века (Шестаков Д.А.). Предмет семейной криминологии включает в себя внутрисемейные преступления; общие криминогенные факторы семейной сферы, механизмы их действия; особенности семейных криминогенных факторов, детерминирующих отдельные виды преступного поведения; криминологическую коррекцию семейных отношений.

СЕМЕЙНАЯ КОНФЛИКТНОСТЬ – состояние семейных отношений, характеризующееся наличием глубокого конфликта или многих воспроизводящихся конфликтов, которое при определенных обстоятельствах может способствовать преступному поведению кого-либо из членов семьи.

СЕМЕЙНЫЙ ДЕТСКИЙ ДОМ – семья, чаще всего имеющая кровных детей, которая принимает “под свою крышу” ребят из детских домов, школ-интернатов, домов ребенка. Зародилось движение по открытию семейных детских домов в 1988 году. Семья принимает не меньше 5 детей. За это государство выплачивает финансовые средства, равные расходам на питание ребенка в государственном сиротском заведении. Мать-воспитатель получает зарплату старшего воспитателя детского дома, ей идет трудовой стаж. В России 388 семейных детских домов с 2700 детьми.

СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА – государственная С.п. является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового характера, направленных на жизнеобеспечение семьи в соответствии с общепринятыми социальными нормами и стандартами, а также медицинскими нормативами. Среди основных направлений С.п. экономическое стимулирование рождаемости; подготовка детей, подростков и молодежи ко взрослой жизни, в т.ч. к труду и брачно-семейным отношениям; создание служб семьи и брачных консультаций, способствующих преодолению семейных конфликтов; совершенствование сферы обслуживания, ее приспособления к потребностям работающих женщин и др. Государство должно всемерно способствовать укреплению семьи как главного социального института российского общества, обеспечивающего процесс воспроизводства поколений.

СЕМЬЯ – (1) Многогранный общественный институт, своего рода основная подсистема общества, выполняющая специфические функции по рождению, воспитанию и социализации новых поколений. С. представляет собой средство и условие социально-экономического воспроизводства, фактор общественного развития в целом. Она функционирует как форма индивидуальной жизнедеятельности людей, но является важнейшей составляющей социально-экономического прогресса, нравственной и политической культуры общества. Семейная жизнь вплетена во всю социальную реальность и тесно связана с процессами, происходящими в социальной психологии людей, духовной и материальной сферах. Основными функциями С. являются: репродуктивная, защиты и охраны наиболее слабых членов, функция социализации.

(2) С правовой точки зрения С. определяется через включение в правоотношения, в результате которых возникают взаимные права и обязанности членов семьи, супругов, родителей и детей, других родственников, указанных в Семейном законодательстве. Однако определение С. только через понятия “брака”, “отцовства”, “материнства” на сегодня не может быть полным. Изменение института С., возникновение различных его форм приводит к необходимости рассматривать С. как социальную группу, взаимоотношения в которой построены на кровном родстве, супружестве, родительстве, сожительстве либо взаимной привязанности, члены которой ведут совместное хозяйство, оказывают друг другу поддержку, связаны между собой моральными и духовными узами.

СЕМЬЯ, НАХОДЯЩАЯСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

СЕМЬЯ ПРИЕМНАЯ – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

СИРОТСТВО – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признания в установленном порядке родителей нетрудоспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Сюда относятся также дети, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях.

СМЕРТНОСТЬ МОЛОДЕЖИ соотношение общего числа умерших за год к среднегодовой численности населения данного возраста и пола. В структуре смертности среди молодежи преобладают травмы, отравления (наркотическое и алкогольное), самоубийства и убийства. Показатель смертности в группе лиц 10-17 лет в 1999 г. составил 213,4 на 100 тыс. человек.

СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ – юридический возраст, установленный законодательством, по достижении которого индивид имеет право вступить в законный брак без согласия родителей, заключать контракты, вступать в половые отношения по своему усмотрению. Вовлечение в половые отношения лица, не достигшего совершеннолетия, может привести к уголовному преследованию и обвинению старшего лица в изнасиловании.

СОВЕТ ЕВРОПЫ И МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА. Престижной и влиятельной европейской организацией является Постоянная Конференция местных и региональных властей при Совете Европы. Реальное участие молодежи является ключевым принципом реализации и планирования муниципальной и региональной молодежной политики в европейских странах. При этом под “участием” понимается не усиление социального контроля за молодежью посредством ее интеграции в существующие структуры, где правила молодежной политики устанавливают взрослые, а включенность молодежи в принятие решений, планирование, реализацию и оценку политики во всех сферах жизни. Для стимулирования участия молодежи в принятии решений по всем вопросам местной жизни Совет Европы предлагает следующие общие подходы: а) рассматривать участие молодежи не как регламентированный метод работы, а постоянный творческий процесс, в котором допустимы пробы и ошибки; б) поощрять местные власти финансировать проекты участия молодежи, не бояться при этом идти на определенный риск; в) гибко трактовать правила, регламентирующие деятельность социальных служб и учреждений, если речь идет о молодежных проектах; г) сделать участие молодежи главным принципом молодежной политики на местном уровне.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ – сложный, многогранный и противоречивый процесс “вхождения” молодого поколения в “мир взрослых”, “включения в общество”, освоения всего многообразия общественных отношений, духовной и материальной культуры, созданной старшим поколением ко времени рождения новой (очередной) молодежной популяции. С.м. – поэтапный процесс, временная дифференциация которого зависит от научных взглядов, принятых в конкретном сообществе. Иногда С.м. связывают с социальной интеграцией молодежи, которая по своей сути несколько уже феномена С.м. Молодой человек не просто познает и усваивает социальные нормы и культурные ценности общества, но и преобразовывает их в собственные ценности, интересы, потребности. Основными институтами социализации ребенка, подростка, молодого человека выступают семья, системы воспитания и образования, общественные объединения, средства массовой информации.

СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА –  наука об общественном здоровье, о социальных проблемах медицины и здравоохранения, изучающая состояние и динамику здоровья населения и его отдельных групп, оздоравливающее и неблагоприятное влияние социальных факторов на здоровье населения, разрабатывающая рекомендации для осуществления мероприятий по устранению и предупреждению вредного для здоровья населения влияния социальных факторов.

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ – лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания и развития всех и каждого ребенка. Крайним выражением С.д. ребенка стало большое количество полусирот и сирот.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА – защита, предоставляемая в соответствии с законом, государством своим гражданам против ситуаций риска в нормальной (оптимальной) жизни, таких, как болезнь, безработица, смерть кормильца, старость, инвалидность.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА МОЛОДЕЖИ – комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального экономического норматива для различных категорий молодого поколения, поддержанию жизнеобеспечения в соответствии с социальными стандартами, гармоничному развитию и формированию благоприятных условий воспитания, образования и социализации молодого поколения в соответствии со стратегической доктриной России. С.з.м. включает: социально-экономическое обеспечение, страхование, социальную поддержку, которые осуществляются за счет федерального, регионального и местного (муниципального) бюджетов, а также негосударственных фондов. Концептуальной основой С.з.м. является разрабатываемая и реализуемая на всех уровнях государственная молодежная политика.

СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ МОЛОДЕЖИ – процесс интеграции (включения) молодого поколения в общество посредством включения в общественные отношения и идентификации с ними.

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ – система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для полноценного жизнеобеспечения детей, а также организаций (независимо от организационно-правовых основ и форм собственности), которые оказывают социальные услуги детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей. Изменение назначения объектов С.и.д д., которые являются государственной собственностью и предоставляют детям социальные услуги в объеме, предусмотренном государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей, запрещается. Федеральным законом устанавливается особый порядок приватизации (разгосударствления) объектов С.и.д д. с учетом гарантированного обеспечения государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей.

СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ – особое состояние взаимоотношений между социальными общностями или общностями и социальными институтами, для которого характерны явные (или скрытые) формы противоборства, вызванные ущемлением интересов одной из сторон.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА – деятельность государственных и общественных организаций, направленная на создание экономических, политических и других условий для социально допустимой и приемлемой “нормальной” жизнедеятельности различных общественных групп, включая молодое поколение. С.п. связана с установлением, воспроизводством и изменением систем социальных неравенств в обществе. Именно общественная обеспокоенность глубокими социальными неравенствами и вызвала появление этого вида политики государства. С.п. – система принципов, целей, задач, средств, обеспечивающих такое социально приемлемое и допустимое материальное, политическое и культурное положение различных слоев и групп, при котором они могут реализовывать собственные интересы в различных видах деятельности, способствовать собственному развитию и развитию общества.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ДЕТСТВА – социальная политика государства, которое исходит из представления и оценки положения детей, как особой социальной группы, их специфических потребностей и интересов и предлагает научно обоснованное, комплексное воздействие общества на выработку системы экономических, социальных, юридических мер по созданию условий для удовлетворения потребностей и интересов детей, а также системы институтов, призванных осуществлять социальную защиту ребенка во всех сферах его жизнедеятельности.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ ПОКОЛЕНИЮ – забота государства, общества о молодых гражданах, нуждающихся в помощи, содействие в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ – специфический вид профессиональной деятельности, направленной на улучшение качества молодежной популяции, осуществляемой государственными, муниципальными и коммерческими организациями и включающей в себя комплекс правовых, социально-медицинских, социально-экономических, психосоциальных, педагогических, организационно-профилактических, информационных и иных мер по предотвращению негативных тенденций в среде молодого поколения, а также формированию общественно-значимых свойств и качеств у представителей молодежной популяции. Характерной особенностью С.р. с м. является активное вовлечение самих молодых людей в социальные мероприятия по преодолению возникших у них кризисных ситуаций.

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ РЕБЕНКА – мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА – система социальных отраслей и институтов, общественных отношений, обеспечивающих сбережение, формирование, развитие и поддержание необходимого качества человеческого потенциала общества.

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЮВЕНОЛОГИИ – исследования социально-демографических характеристик молодежной популяции. Молодое поколение как специфическая группа в структуре населения образует самостоятельную популяцию, выделение которой проводится на основе социально-демографических критериев. В середине 80-х годов молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет составляли приблизительно 20% от населения страны. В середине 90-х годов в России проживало более 30 млн. человек в возрасте 15-29 лет (свыше 21% от общей численности населения). В настоящее время молодые россияне составляют не более 22% населения страны. Учитывая современные демографические тенденции (падение уровня естественного воспроизводства, сокращение продолжительности жизни и др.), возможно существенное сокращение молодежной когорты в России после 2010 года.

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЮВЕНОЛОГИИ включают изучение проблем взаимодействия социальных институтов государственно-организованного общества, осуществляющих политические функции в сфере ювенальной политики, проблем взаимодействия молодежи и институтов государственной власти, а также проблем формирования политической культуры молодого поколения.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ – способность молодого человека эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав С.- п.к. входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия. С.-п.к. формируется в юности в ходе освоения человеком общения (социальная перцепция) и включения в совместную деятельность.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЮВЕНОЛОГИИ включают изучение проблем формирования и использования человеческого потенциала молодого поколения как важнейшего ресурса общественного развития.

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ – исследование перспектив развития процессов и явлений в молодежной среде с целью повышения научной обоснованности и эффективности планирования и управления. С.п.р.м. является основой молодежной политики, ее условием и важным фактором. С.п.р.м. позволяет четко расставить приоритеты в решении молодежных проблем, определить направления, форму, методы, механизмы и средства реализации молодежной политики, как на государственном, так и региональном уровнях. Одной из наиболее актуальных задач прогнозирования является анализ ближайших и более отдаленных социальных последствий принимаемых решений в сфере молодежной политики. При этом молодежная популяция рассматривается как будущие трудовые ресурсы, качества и свойства которого отвечают задачам экономического развития территории.

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ – изменение количественных и качественных характеристик этой социально-демографической группы в процессе ее становления и развития в качестве субъекта общественного воспроизводства. Может иметь деструктивные формы (дезинтеграция, социальное исключение), носить характер преемственности социального опыта, накопленного предшествующими поколениями (простое воспроизводство) и приобретать черты расширенного воспроизводства путем обновления условий жизнедеятельности и всей системы общественных отношений. Критерием С.р.м. выступает степень (мера) ее субъектности в общественном воспроизводстве. Оценка социальных изменений молодежи осуществляется в соответствии с тем, насколько они влияют на сохранение общества как целостности и одновременно, соответствуют экономическим ориентирам развития.

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЮВЕНОЛОГИИ – познание закономерных связей, внутренней логики событий и процессов социального становления, взросления и развития молодого поколения. Включает изучение социально-демографических, социально-экономических, правовых, социально-политических и социологических проблем социального становления и развития подрастающего поколения.

СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ – организации, создаваемые независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, и осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижения ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие (без образования юридического лица) предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей.

СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ МОЛОДЕЖИ. В 1990-е годы впервые в стране шло становление в массовом масштабе системы социальных служб для молодежи, складывалась система создания и управления их деятельностью, взаимодействия государственных органов социального развития и структур по делам молодежи. В условиях расширения масштабов бедности, ослабления физического и нравственного здоровья молодежи социальные службы имеют для государства стратегическое значение. При создании С.с.м. активно использовался зарубежный опыт организации такого рода учреждений.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ – система способов воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения и приведения его в соответствие с принятыми в данной общности, социуме нормами; система социально-психологических мер воздействия (отличающихся от контроля административного) на нарушителя общественных норм.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЮВЕНОЛОГИИ – включают изучение проблем социального становления и развития молодежи как социальной общности, процессов социализации молодежи.

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ – специальная отрасль социологического знания, изучающая молодое поколение как специфическую социальную общность, а также особенности его социализации и жизнедеятельности. С.м. изучает молодежь как социальную группу, ее социально-демографические характеристики (границы, структуру, динамику), выраженные в совокупности объективных и субъективных показателей, а также ее взаимосвязи и отношения с другими общественными группами. С. м. исследует механизмы социализации; этапы “вхождения” молодого поколения в “мир взрослых”; освоения через социальные институты всего многообразия общественных отношений, а также приобщение к культуре, которую “застали” на момент своего рождения и взросления дети, подростки и молодежь; исследует положение (функционально-ролевой статус) подрастающего поколения; механизмы освоения социальной (общественной) психологии, менталитета и обычаев своего народа. Эта научная дисциплина раскрывает суть взаимоотношений поколений (детей и родителей), исторические традиции межпоколенных связей и специфику семейного воспитания в различных сообществах, социумах, а также отношения общества в лице государства и молодежи.

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ. “Наука о молодежи” в нашей стране прошла длительный и во многом противоречивый путь. Накопленный в Советской России, а затем и СССР опыт имел свои положительные и отрицательные стороны, которые определили впоследствии характер исследований молодежных проблем в современной России на рубеже веков. Первые попытки определения молодежи как общественной группы, изучения ее проблем (труд и быт) и ценностных ориентаций были предприняты в России еще во второй половине 20-х годов ХХ столетия. К исследованию проблем молодого поколения обратились психологи и педагоги В. Смирнов, И. Армянов, А. Залкинд, В. Мясищев, М. Рубинштейн, В. Игнатьев, Н. Рыбников и другие. По их инициативе и при их участии начали проводиться массовые социологические исследования. Так, например, в 1927 г. было опрошено 120 тыс. подростков в возрасте 10-16 лет с целью определения позиций школьников по отношению к Советской власти.

Всего за период 20-х – 30-х годов издано около 300 книг и брошюр, в которых подробно освещались результаты конкретных исследований новых социальных процессов и явлений в стране Советов. Среди них: “Революция и молодежь”, “Рабочая молодежь как она есть”, “Дети и Октябрьская революция”, “Какова же наша молодежь?”, “Очерки рабочего быта”, “Крестьянский ребенок”. Все работы представляют большую научную и историческую ценность. Затем длительное время, после пика исследовательской активности в 20-х годах и вплоть до середины 50-х годов, молодежь не рассматривалась отечественными учеными как специальный объект исследования, как самостоятельная социально-демографическая группа в структуре советского общества, имеющая свои специфические проблемы. Ситуация стала меняться в послевоенный период. В первых, пока единичных, исследованиях 50-х годов акцент делался на изучении ценностных ориентаций и идеалов молодого поколения.

 Массовые студенческие волнения, прошедшие в 1968 г. в Западной Европе и Америке, прямо и косвенно подтолкнули отечественных политиков и ученых к более интенсивному изучению проблем молодого поколения Страны Советов. Первыми, кто начал регулярно изучать молодежь среди гуманитариев, стали социологи. Именно они заговорили о специфических противоречиях в среде подрастающего поколения и проблемах в отношениях молодежи, общества и государства. В 60-х годах начинают проводиться массовые исследования социальных проблем молодежи в Москве (Г. Осипов, В. Грушин, Ф. Филиппов), Ленинграде (В. Полозов, В. Ядов, А. Здравомыслов, В. Лисовский, С. Иконникова, И. Кон, С. Голод, В. Водзинская), Свердловске (М. Руткевич, Л. Коган, Ю. Волков, В. Мордкович), Таллинне (М. Титма, Э. Саар), Киеве (В. Паниотто, Н. Соболева), Новосибирске (В. Шубкин, У. Устинов, Г. Чередниченко) и других городах. В центре внимания ученых – изучение роли и места молодежи в современном мире, анализ интересов и потребностей, ценностных ориентаций и социальных ожиданий различных категорий молодого поколения в сферах труда, учебы и досуга. Важно заметить: уже тогда отдельные работы ученых, противоречившие общепринятым политическим взглядам, начинают подвергаться резкой критике.

Постепенно начинает складываться в стране “социология молодежи” – специальная отрасль социологического знания, изучающая молодое поколение как специфическую социальную общность, а также особенности его социализации и жизнедеятельности.

За 60 – 80-е годы сложились основные направления молодежных исследований, современная классификация которых представляется относительно условной. Наиболее полно эта типология описана В. Чупровым (ИСПИ РАН).

(1) Антропологическое (психологическое или социально-психологическое) направление. В его основе лежит концепция личности, сознание и поведение которой детерминировано возрастными психофизиологическими особенностями и опосредовано психоаналитическими комплексами, а также различными защитными психологическими механизмами. Представителями этого направления были К. Абульханова-Славская, Г. Андреева, Л. Архангельский, Л. Божович, В. Бочарова, Л. Буева, С. Голод, Р. Гурова, И. Кон, А. Кулагин, А. Петровский, В. Ольшанский, Д. Фельдштейн, Е. Шорохова, В. Щердаков, Д. Эльконин.

(2) Структурно-функциональное направление сформировалось в 70-е годы ХХ века на основе общественной потребности в структурном (системном) анализе эмпирического объекта (молодежи) и его сложных и противоречивых взаимосвязях с окружающей социальной средой. Последователями указанного направления стали такие ученые, как Н. Блинов, С. Быкова, В. Васильев, Ю. Волков, С. Гурьянов, С. Григорьев, В. Журавлев, Е. Катульский, А. Колесников, В. Криворученко, Е. Леванов, М. Маршак, В. Мансуров, В. Мордкович, Б. Павлов, В. Родионов, Л. Рубина, М. Руткевич, Б. Ручкина, И. Слепенков, Н. Слепцов, Е. Слуцкий, В. Староверов, М. Титма, Э. Саар, Ф. Филиппов, В. Шубкин. В центре внимания их исследовательских разработок и многочисленных публикаций положены концептуальные модели межпоколенных связей и отношений, механизмы социализации и проблемы формирования молодых поколений рабочего класса, реже – колхозного крестьянства и интеллигенции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.037 с.)