Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятия в активных, интерактивных формах по очной форме обученияСтр 1 из 6Следующая ⇒
КАЛУЖСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)»
кафедра государственно-правовых дисциплин
Рабочая программа учебной дисциплины
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 40.05.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (УРОВЕНЬ СПЕЦИАЛИТЕТА) КВАЛИФИКАЦИЯ – ЮРИСТ
Калуга 2017 Автор: Соколов К.В., кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Калужского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России)
Рецензенты: внутренний Виноградов В.В., кандидат юридических наук, доцент,заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Калужского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России), внешний Магомедова Е.Н., кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского
Рабочая программа (РП) по учебной дисциплине «Правовое обеспечение информационной безопасности» подготовлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» (уровень специалитета).
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин от «23» января 2017 г., протокол № 5.
Рабочая программа одобрена на заседании методического совета Калужского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России) от «23» января 2017 г., протокол № 1. Раздел 1. Общая характеристика и место дисциплины в структуре образовательной программы
1.1. Цель преподавания учебной дисциплины Целью преподавания учебной дисциплины являются: - подготовка юридических кадров по специальности 40.05.02 – «Правоохранительная деятельность» (уровень специалитета); - для успешной деятельности в правовой системе российского общества с учетом специфики задач Министерства юстиции Российской Федерации;
- формирование представлений о системе правового регулирования отношений в сфере информационной безопасности; - приобретение студентами глубоких теоретических знаний об основных категориях информационной безопасности как вида национальной безопасности Российской Федерации; - приобретение студентами знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности; - формирование необходимых нравственных качеств личности отечественного специалиста.
1.2. Задачи преподавания учебной дисциплины Основные задачи преподавания учебной дисциплины состоят в подготовке квалифицированных специалистов, способных успешно осуществлять следующие виды деятельности: - правотворческую: подготовка нормативно-правовых актов в сфере нормативного правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; - правоприменительную: принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение юридических действий, связанных с реализацией информационно-правовых норм; составление юридических документов; - правоохранительную: выполнение должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства в информационной сфере; предупреждение, выявление и пресечение преступлений, административных правонарушений в информационной сфере; составление процессуальных документов; - экспертно-консультационную: консультирование граждан и должностных лиц государственных органов исполнительной власти по вопросам применения информационного законодательства; - организационно-управленческую: осуществление организационно-управленческих функций в ходе организации деятельности по обеспечению безопасности личности, общества и государства в информационной сфере; - научно-исследовательскую: проведение научных исследований по правовым проблемам информационной безопасности; - педагогическую (правовое воспитание) и другие в соответствии с профилем кафедры и направлением подготовки обучаемых. Воспитательными задачами преподавания дисциплины является развитие социально-личностных и профессионально значимых качеств: гражданственность; патриотизм; глубокое уважение к закону и идеалам правового государства; чувство профессионального долга; организованность; коммуникативность; толерантность; общая и научно-исследовательская культура.
1.3. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Правовое обеспечение информационной безопасности» входит в базовую часть Блока 1 дисциплин подготовки студентов по специальности40.05.02 «Правоохранительная деятельность» (уровень специалитета). Преподавание дисциплины «Правовое обеспечение информационной безопасности» ведется на 3 курсе (5 семестр) дневного отделения и 3 курсе (6 семестр) заочного отделения (на базе СО) и предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, семинары (практические занятия), самостоятельная работа студента. В процессе обучения предусматривается использование компьютерной техники и мультимедийной аппаратуры; активных и интерактивных форм обучения; организация самостоятельной внеаудиторной работы студентов и др. Продолжительность изучения дисциплины 17 недель. Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль, зачет. Общая трудоемкость освоения учебной дисциплины составляет 2 зачетные единицы. На изучение дисциплины отводится 76 часов. Требования к входным знаниям обучающегося: студент должен знать основные понятия в сфере теории государства и права, конституционного права, административного права, информационного права. Знания, полученные при изучении учебной дисциплины «Правовое обеспечение информационной безопасности», могут быть использованы при написании выпускной квалификационной работы и профессиональной деятельности.
Раздел 2. Требования к результатам освоения содержания дисциплины В результате освоения дисциплины «Правовое обеспечение информационной безопасности» студент должен приобрести компетенции, характеризующие его как специалиста, способного эффективно осуществлять профессиональную деятельность, самостоятельно совершенствовать профессиональные качества. Результаты обучения по дисциплине «Правовое обеспечение информационной безопасности» по специальности 40.05.02 – «Правоохранительная деятельность» (уровень специалитета) определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. Дисциплина формирует указанные компетенции на основном этапе освоения образовательной программы.
Раздел 3. Содержание и объем дисциплины в зачетных единицах и академических часах, структурированные по темам (разделам) с указанием видов учебных занятий
3.1. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием академических часов Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием академических часов по семестрам для очной формы обучения
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием академических часов по семестрам для заочной формы обучения
3.2. Тематический план для студентов очной формы обучения
Семестр 5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модуль 1. Общая характеристика правового регулирования информационной безопасности | 32 | 8 | 8 | 16 | презентация лекционного материала презентации рефератов | подготовка рефератов, опрос | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Тема 1. Информационная безопасность как основной компонент национальной безопасности. | 8 | 2 | 2 | 4 | презентация лекционного материала, презентации рефератов | подготовка рефератов, опрос | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Тема 2. Информация как объект правового регулирования | 8 | 2 | 2 | 4 | презентация лекционного материала презентации рефератов | подготовка рефератов, опрос | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Тема 3. Законодательство о противодействии вредной (вредоносной) информации | 8 | 2 | 2 | 4 | презентация лекционного материала презентации рефератов, разбор конкретных ситуаций. | подготовка рефератов, опрос, контроль-ная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Тема 4. Юридическая ответственность за нарушения норм в области информационной безопасности | 8 | 2 | 2 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модуль 2. Правовое регулирование защиты информации ограниченного доступа | 40 | 10 | 10 | 20 | презентация лекционного материала презентации рефератов, разбор конкретных ситуаций. | подготовка рефератов, опрос | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Тема 5. Правовой режим защиты государственной тайны | 8 | 2 | 2 | 4 | презентация лекционного материала презентации рефератов | подготовка рефератов, опрос | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Тема 6. Правовой режим защиты коммерческой тайны | 8 | 2 | 2 | 4 | презентация лекционного материала презентации рефератов, разбор конкретных ситуаций. | подготовка рефератов, опрос | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Тема 7. Правовой режим защиты персональных данных | 8 | 2 | 2 | 4 | презентация лекционного материала презентации рефератов | подготовка рефератов, опрос, | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Тема 8. Правовой режим защиты служебной тайны | 8 | 2 | 2 | 4 | презентация лекционного материала презентации рефератов | подготовка рефератов, опрос, контроль-ная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Тема 9. Обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации | 8 | 2 | 2 | 4 | презентация лекционного материала презентации рефератов | подготовка рефератов, опрос, контроль-ная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Зачет | 3,6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого по дисциплине | 72 | 18 | 18 | 36 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Семестр 6
2
0,5
0,5
0,5
0,5
2
0,4
0,4
0,4
0,4
0,4
4
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. Место информационной безопасности в системе национальной безопасности.
2. Конституционные гарантии граждан на информацию.
3. Источники национального права в области информационной безопасности.
4. Информация и информационные системы как объекты правоотношений.
5. Понятие и виды информации ограниченного доступа.
6. Ограничения доступа к информации в сети «Интернет».
7. Понятие, признаки и классификация вредной (вредоносной) информации.
8. Законодательство в сфере противодействия информации, распространение которой ограничено.
9. Понятие и виды юридической ответственности за нарушения в области информационной безопасности.
10. Уголовная ответственность за нарушения в области информационной безопасности.
11. Административная ответственность за нарушения в области информационной безопасности.
12. Особенности юридической ответственности в области трудовых отношений.
13. Гражданско-правовая ответственность за нарушения в области информационной безопасности.
14. Тайна как социально-политическое и правовое явление.
15. Понятие и специфические признаки государственной тайны.
16. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание.
17. Засекречивание и рассекречивание сведений, отнесенных к государственной тайне и их носителей.
18. Органы защиты государственной тайны и их компетенция.
19. Правовое регулирование допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне.
20. Законодательство РФ о коммерческой тайне. Понятие и признаки коммерческой тайны и информации, составляющей коммерческую тайну.
21. Правовые основы системы защиты коммерческой тайны.
22. Охрана конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну.
23. Общие положения законодательства о персональных данных.
24. Принципы и условия обработки персональных данных.
25. Права субъекта персональных данных.
26. Обязанности оператора персональных данных.
27. Общая характеристика законодательства о служебной тайне.
28. Понятие и признаки служебной тайны.
29. Правовая охрана конфиденциальности информации, составляющей служебную тайну.
30. Основные понятия и принципы в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры.
31. Основы категорирования объектов критической информационной инфраструктуры.
32. Права и обязанности субъектов критической информационной инфраструктуры.
Раздел 5. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Самостоятельная работа студентов - это вид занятий по дисциплине, выполняемый студентом самостоятельно вне аудиторных занятий. Данная работа необходима для развития у студентов творческих способностей и самостоятельности в обучении. Полученные умения и знания в ходе самостоятельной подготовки, предоставляют студенту возможность творчески раскрыться, проявить инициативу, приобрести профессиональные умения и развить навыки общения.
Самостоятельная работа должна носить ежедневный, целенаправленный характер. Несистематическая, от случая к случаю, работа, как правило, не дает положительного эффекта. Плановая самостоятельная работа неизбежно приводит к выработке системного подхода не только к усвоению учебного материала изучаемых дисциплин, но и к повышению эффективности в решении вопросов практической деятельности. Знание и осмысление методики рационального распределения времени, отведенного для самостоятельной работы, также имеет исключительно важное значение.
Самостоятельная работа студентов предусматривает более глубокое и детальное изучение тем по дисциплине. Студент должен подобрать и проанализировать основную литературу и нормативно-правовые акты по каждой теме, раскрыть ее и дать свое видение и понимание проблемы.
Форма организации самостоятельной работы может заключаться как в самостоятельном изучении предлагаемых преподавателем тем, в виде подготовки доклада по одной из этих тем, в проработке указанных выше вопросов для самоконтроля по каждой теме курса, так и в написании контрольных работ (для студентов заочной формы обучения) в решении практических задач и в других формах.
Рекомендуется следующие виды самостоятельных работ:
1. Подготовка к семинарским занятиям;
2. Написание реферата;
3. Подготовка к тестированию;
4. Работа с литературой и нормативно-правовыми актами.
В прочном усвоении изучаемого материала важное место принадлежит умению вести записи, конспектированию. Особенно важно научиться правильно вести конспектирование лекций. Запись лекций по каждому предмету рекомендуется вести в отдельной тетради, оставляя широкие поля для последующих пометок. Огромное значение для студентов имеет умение записывать не слова, а мысли лектора своими словами, что большинству обучающихся сделать, к сожалению, не удается.
Семинар – форма занятия, на котором обсуждаются и прорабатываются теоретические вопросы курса.
Цель этих занятий – помочь студентам глубже освоить теоретический материал, приобрести навыки самостоятельной и творческой работы над документами и первоисточниками.
Подготовка к семинару состоит не только в чтении и конспектировании указанной преподавателем литературы, но и в проработке конспекта лекций, изучении соответствующих разделов учебника.
Важнейшее место в учебном процессе занимает учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов. Эти виды работ осуществляются студентами в разных формах: написание курсовых и дипломных проектов, выполнение исследовательских заданий в ходе учебной практики и в структуре секций студенческого научного общества, участие в состязаниях на олимпиадах, областных, региональных и Всероссийских конкурсах студенческих работ. Для реферирования могут быть предложены как отдельные монографии, так и серии статей по изучаемому вопросу. Со всем материалом рекомендуется вначале ознакомиться путем просмотра подзаголовков, выделенных текстов, схем, таблиц, общих выводов. Затем весь материал необходимо внимательно и вдумчиво прочитать, делая попутно заметки на отдельном листе бумаги. Далее следует продумать содержание всей работы. Непременным условием успешного выполнения работы является содержательный план, который желательно составлять максимально подробно. Пункты плана должны соответствовать логике изложения материала, способствовать глубокому, доказательному раскрытию темы, получению содержательных и убедительных результатов.
Результатом работы над литературными источниками является реферат. При написании реферата не следует злоупотреблять дословным цитированием. Предпочтительнее краткое изложение основных идей автора. При этом, как уже отмечалось, главным - являются собственные комментарии. Заканчивается реферат выводами, которые студент должен сделать на основе рассмотрения всех аспектов темы.
Существуют приемы, помогающие лучше подготовиться к тестированию. Они касаются управления своим вниманием и памятью, рациональным использованием ресурсов своей работоспособности, волевой мобилизации.
Рассмотрим несколько моментов, на которые нужно обратить внимание при прохождении теста.
- Концентрация внимания. Влияет как на общее время прохождение теста и на количество случайных ошибок.
- Определение значимых слов в задании. Нет ничего обиднее, чем неправильно ответить на вопрос только из-за незамеченного предлога «не» перед каким-нибудь словом. Решение очень простое, выработайте привычку дважды перечитывать задание.
- Исключение заведомо неверных ответов. Этот метод используется, когда вы точно не знаете правильный ответ. Исключив несколько заведомо неподходящих вариантов, вы увеличиваете свои шансы.
- Контроль времени. Обычно на прохождение теста выделяется довольно ограниченное время. Поэтому если вы «застрянете» на одном вопросе, то можете просто не успеть ответить на остальные. Всегда помните, в результаты теста входит общий бал.
Залог успешной сдачи теста в регулярных тренировках. Чем больше тестов вы пройдете, тем уверенней и спокойнее будете себя чувствовать, а значит, сможете показать себя с лучшей стороны.
Нормативно-правовые акты могут использоваться на занятиях по праву со следующими задачами: осознание студентами значимости правовых документов в жизни общества; уяснение смысла юридических норм, содержащихся в текстах нормативных актов; использование полученных из источника права знаний в практической учебной деятельности (решение юридических задач, разбор ситуаций, имеющих правовой смысл, выполнение иных практических заданий); применение смысла правовых норм в реальной жизни. Обобщая можно сказать, что главной целью использования нормативно – правовых актов на занятиях по праву является научить студентов извлекать необходимые правовые знания из нормативного акта, и использовать их для решения повседневных проблем в правовой сфере.
Методика работы с нормативно-правовыми актами предполагает целенаправленную работу преподавателя со студентами по развитию умений получения знаний из юридических актов. Обладая этими умениями, студенты смогут самостоятельно извлекать необходимые правовые знания из нормативного акта и оперировать ими в повседневной жизни.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.103 с.)