Для оценки эффективности разработанного нами цикла занятий по развитию творческого воображения младших школьников мы воспользовались той же методикой О. М. Дьяченко «дорисовывание фигур». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для оценки эффективности разработанного нами цикла занятий по развитию творческого воображения младших школьников мы воспользовались той же методикой О. М. Дьяченко «дорисовывание фигур».



Цель: определить уровень развития творческого воображения у учащихся 4 "Б" класса ДШИ № 9 на контрольном этапе.

Результаты контрольного исследования приведены в таблице 3.

 

Таблица 3. Уровень развития творческого воображение у детей после исследования

ФИО ребенка Результат (в баллах) Уровень развития
1. Аня А 8,5 высокий
2. Дима А 6,5 средний
3. София Б 5 средний
4. Даша Б 6,5 средний
5. Снежана Б 7,5 высокий
6. Сережа Г 4,5 средний
7. Настя Г 5,5 средний
8. Лера З 5 средний
9. Егор К 6 средний
10. Лера Л 4,5 средний
11. Катя Л 6,5 средний
12. Паша М 6 средний
13. Коля М 6 средний
14. Яна М 6,5 средний
15. Нина Ф 7,5 высокий
16. Наташа Ф 8 высокий
17. Саша Ч 7,5 высокий
18. Даниил Ч 10 высокий
19. Ксюша Ш 7 высокий

 

В целом по классу результаты представлены в таблице 4.

 

Таблица 4. Уровень развития творческого воображение у детей после исследования (в целом по классу)

Уровень воображения %
Высокий 37%
Средний 63%
Низкий 0%

 

Таким образом, мы констатируем, что разработанные нами занятия повысили уровень творческого воображения практически у всех детей. Самое главное, что упражнения помогли снять «барьеры» в рисовании, дали возможность детям отойти от инструкций и раскрепостить свое воображение.

Более наглядно динамика развития творческого воображения учащихся, представлена в диаграмме 2.

 

Диаграмма 2. Динамика развития уровня творческого воображения учащихся 4 б класса


Таким образом, анализ результатов показал, что уровень творческого воображения в классе изменился в сторону повышения. Ребятам нравятся творческие задания, они им интересны, они хотят работать, не боятся проявлять свою индивидуальность. В работе ребят чувствовалось, что они стали серьёзнее относиться к таким занятиям, за время эксперимента, их интерес к ним не уменьшился, а скорее наоборот повысился. Следовательно, можно сделать вывод, что уроки ИЗО качественно развивают воображение детей, повышают их активность и мотивацию.

Можно отметить и некоторые качественные изменения. Потребность детей к творчеству, будучи стихийной, стала превращаться в привычку. Ребята привыкли к поиску оригинальных, нестандартных решений. Каждое творческое занятие воспринимается детьми не как навязанная необходимость, а как естественное логическое продолжение начатой ранее работы. Ребята высказывали свои предложения, пожелания, вносили в задания свои изменения, а это говорит уже о том, что они перешли на качественно новый уровень творчеств. Они начали творить обдуманно, ради дальнейшего результата.

Наше исследование показало, что творчество естественно для ребёнка, он умеет и хочет творить, учителю нужно лишь слегка подтолкнуть его к этому, поддержать его стремление, направить.

 


Заключение

 

Воображение - универсальная способность человека представлять что-то новое, перерабатывать старую информацию, представлять свое будущее, места, в которых никогда не был и многое другое.

У детей необходимо развивать воображение в процессе учебной деятельности и обязательно руководить этим развитием. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.

В системе обучения и воспитания учащихся школы большое значение имеют уроки изобразительного искусства. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребёнка. Это способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах.

Развитие творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО будет результативным и успешным, если оно является неотъемлемой частью целостного подхода к созданию условий для максимального раскрытия творческих возможностей каждого ребёнка. Такими условиями являются:

¾ создание особой, творческой обстановки, определяющей развитие детей;

¾ предоставление возможности ребенку самостоятельно принимать решения при решении учебных задач, требующих максимального напряжения, когда он доходит до "пика" своих возможностей.

¾ предоставление ребенку свободу в выборе деятельности и заданий, как в сюжете, так и в технике, приемах.

¾ умная, доброжелательная и своевременная помощь со стороны учителя, а не навязывание или подсказка.

¾ комфортная психологическая и нацеленная обстановка, поощрение стремлений ребенка к креативной деятельности, в том числе создание нестандартных композиций.

¾ использование индивидуального подхода, а также различных методик, упомянутых ранее, особенно игровых и коллективных.

Педагог должен быть достаточно образованным в искусстве, умеющим ярко, образно и эмоционально донести информацию и быть увлеченным своим делом.

обучение школьник изобразительный искусство


Список литературы

 

1. Андреева Л.В. Графический рисунок как средство образного познания и изучения действительности / Л.В. Андреева. - Н. Новгород, 2004. - 20 с.

.   Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся: из опыта работы / Т.Ф.Беляев. - М.: Просвещение, 1993. -125 с.

.   Венгер А.Л. Особенности психического развития детей 6 - 7 летнего возраста / А.Л. Венгер, Д.В. Эльконин. - Москва, 1998. - 254с.

.   Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Составители: Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. - М., Академия, 2001 - 231 с.

.   Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М., 1999 - 93 с.

.   Выготский Л.С. Психология искусства /Л.С. Выготский. - М.: Искусство, 1965. - 145 с.

.   Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо - Москва: Просвещение, 2006. - 256 с.

.   Давыдов В.В. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста / В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.К.Маркова // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. - М., 1998 - С.180-205.

.   Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1999 - №6 - С.52-59.

.   Игнатьев Е.И. Психология: пособие для педагогических училищ / Е.И. Игнатьев, И.С. Лукин, М.Д. Громов. - М., Просвещение, 1965.- 115с.

11. Кириллова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей / Г.Д.Кириллова // Дошкольное воспитание. 1971. - № 2. с. 41 - 46.

12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю.Кулагина. - М., 2000-176 с.

.   Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание личность / А.Н.Леонтьев. - М., 1975. - 121с.

.   Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М., 2005 - 456 с.

15. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М., 1995 - 272 с.

.   Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений / Б.М. Неменский. М., Просвещение, 2009. - 213с.

17. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ, студентов педагогических институтов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров / Р.С. Немов. - М., Просвещение, 2005. - 470 с.

.   Общая психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов // Богословский В.В., Степанов А.А., Виноградова А.Д. и др. - 2004. - 389 с.

.   Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений // Дубровин И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В., 2003. - 160 с.

.   Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовский, С.И.Розум., 2002. - 345 с.

21. Речинская Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников / Е.Г. Речинская, Е.А. Сошина. - М.: Владос, 1999. - 121 с.

.   Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов / Л.Д. Столяренко, СПб.: Лидер, 2005. - 255с.

23. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. / Л.Ю. Субботина. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240с., ил. - /Серия: «Вместе учимся, играем»/.


Приложение 1

 

Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко

Каждому ребёнку предлагается карточка с 10 фигурами, им нужно закончить эти фигуры.

 

 


Приложение 2

 

Цикл занятий, направленных на развитие творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО

Урок №1.

Тема: "Иллюстрации к сказкам или стихам с фантастическим сюжетом"

Цели: повторить название сказок, учить сочинять свои сказки, развивать воображение, глазомер.

 

Этапы урока Содержание урока Примечания
ОНУ Проверка готовности к уроку  
Основная часть. Вводная беседа. Дети, скажите, а вы когда-нибудь читали сказки? - Какие сказки вы помните? В чём особенности сказок? (они выдуманные, там происходят события, которые не могут произойти в реальной жизни, есть выдуманные персонажи) А вы когда-нибудь пробовали сочинять сказки? Давайте попробуем сочинить сказку самостоятельно.  
Практическая работа Теперь давайте самостоятельно попробуем нарисовать иллюстрацию к сказке, которую вы когда-то читали, либо нарисовать иллюстрацию к сказке, которую вы сочинили сами. Слежу за выполнением работы
Итог Выставка работ. Уборка рабочих мест.  

 

Урок №2

Тема: "Звук"

Цели: вспомнить с детьми различные звуки природы, животных, развивать воображение, глазомер.

 

Этапы урока Содержание урока Примечания
ОНУ Проверка готовности к уроку  
Основная часть Вступительная беседа Вы уже знаете, что корова мычит, собака лает, дверь хлопает, гром гремит, колокольчик звенит, свисток свистит и т.д. Все эти звуки вы не раз слышали, а попробуйте, используя свое звуковое воображение, представить: Как звучит мягкое пушистое облако, если дотронуться до него. Представьте и изобразите звук, который издает соленый огурчик.  Устные ответы детей.
Практическая работа  Придумайте свой собственный звук и попробуйте нарисовать его. Слежу за выполнением работы
Итог урока Выставка работ. Уборка рабочих мест  

 

Урок №3

Тема: " Войди в образ"

Цели: учить представлять образы и изображать свои мысли на бумаге, развивать воображение, глазомер.

 

Этапы урока Содержание урока Примечания
ОНУ Проверка готовности к уроку  
Основная часть Вводная беседа. Сядьте поудобнее, закройте глаза, расслабьтесь. Послушайте музыку. Почувствуйте тепло в теле, дышите ровно. Попробуйте отправиться в путешествие в свое прошлое, счастливые мгновения детства. Почувствуйте себя маленьким ребенком. Вспомните и проживите заново самые счастливые, радостные ситуации вашего детства. Пусть вас снова наполнят ощущения радости, счастья, гармонии. Вы можете мысленно прокрутить эти мгновения, а может, вам удастся увидеть, услышать, войти в свою "картину" и действовать в ней во всей полноте ощущений. Постарайтесь подольше сохранить все образы. Вернувшись из детства, запечатлите свои ощущения в рисунке. Вы окунулись в свое детство, и тот положительный эмоциональный опыт, что у вас был, вы сейчас актуализировали, "оживили”, он сейчас с вами. В трудные минуты жизни вспоминайте о только что пережитых мгновениях - они помогут справиться со сложной ситуацией.  
Практическая работа Берите краски и за работу! Слежу за выполнением работы
Итог урока Выставка работ. Уборка рабочего места  

Урок №4

Тема: " Какая она, пустота?"

Цели: развитие воображения

 

Этапы урока Содержание урока Примечания
ОНУ Проверка готовности к уроку  
Основная часть  Вводная беседа. На месте стоявшего когда-то города - теперь пустота, но так ли это? Ведь природа еще помнит здешних жителей - гордых, верующих в мир и добро, бережно относящихся к природе.  
Практическая часть Нарисуйте образы: пустоты, веры, гордости, восторга  
Итог урока Выставка работ. Уборка рабочего места  

 

Урок №5

Тема: "старинные вещи"

Цели: вспомнить вещи старого быта, представить их и попробовать изобразить на бумаги

 

Этапы урока Содержание урока Примечания
ОНУ Проверка готовности к уроку  
Основная часть Вводная беседа. Давайте вспомним предметы старого быта. Какие вы знаете? Попробуйте устно описать их  
Практическая работа Теперь представьте как могли выглядеть предметы старого быта и изобразите их на бумаге  
Итог урока Выставка работ. Уборка рабочего места  

 

Занятие №6

Тема: " изображение сказочной избушки"

Цели: развитие воображения

 

Этапы Содержание Примечания
ОНУ Проверка готовности  
Основная часть Вводная беседа Сегодня мы с вами отправимся в сказку. А именно вспомним сказки в которых были избушки. Назовите такие сказки. Вспомните описание избушек в русских народных сказках.  
Практическая часть Изобразите на листе бумаги избушку русских народных сказок со всеми деталями, которые вспомните.  
Итог урока Вот молодцы, Вы построили большую и крепкую избушку.  

 

Занятие №7

Тема: " Волшебная нитка"

Цели: развитие воображения

 

Этапы Содержание Примечания
ОНУ Проверка готовности  
Основная часть Инструктаж. Берём нитку, обмазываем её краской. Нить произвольно набрасываем на лист бумаги, и один конец спускаем вниз. Сверху накладываем другой лист. Прижимаем рукой, затем нить вытягиваем - получается размазанное пятно. В полученном изображении находим образы и дописываем.  Показ учителя
Практическая работа Приступаем к выполнению  
Итог урока Выставка работ. Уборка рабочих мест.  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.028 с.)