Раздел I. Теоретические основы проблемы развития творческого воображения дошкольников в театрализованной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Теоретические основы проблемы развития творческого воображения дошкольников в театрализованной деятельности



Выводы по первому разделу

 

В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования мы можем сделать следующие выводы:

1. Воображение можно определить как способность к перекомбинированию и созданию новых образов. Главным материалом для воображения являются только собственный опыт и знания человека. Так как такого материала у ребенка значительно меньше, чем у взрослого, его воображение не богаче, а беднее. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого, - оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. Специфика воображения дошкольника состоит в его повышенной эмоциональности: ребенок переживает воображаемые события так же остро, как реальные.

2. Первой формой проявления детского воображения являются игры со взрослым, включенные в воображаемую ситуацию. Наиболее ярко воображение проявляется в игре дошкольника (где дети наделяют предметы воображаемыми функциями, берут на себя роли воображаемых персонажей) и в творческих видах деятельности (рисовании и словесном творчестве). В младшем дошкольном возрасте воображение всегда опирается на реальные предметы или действия; к старшему дошкольному возрасту становится возможным воображение во внутреннем плане, в плане представлений.

3. Выделяют две главные функции воображения – познавательная (воспроизведение и варьирование реальных событий) и аффективная («защитная»).

Познавательное воображение дошкольника связано с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. Однако оно нередко носит воспроизводящий характер, когда ребенок действует по образцам. Аффективное воображение на этом этапе направлено на преодоление полученных психотравматических воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. Обе функции имеют свою линию развития в дошкольном возрасте.

5. С ростом общего уровня развития ребенка возрастает роль самодеятельных форм поведения. Творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей влечениям самого ребенка может быть реализована в ходе театрализованной деятельности.

4. Театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственном развитию дошкольника, формированию познавательного воображения (проявляющемуся прежде всего в развитии логико-символической функции ребенка) и эффективного воображения (способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию эмоционального контроля и таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание).

5. Специальные педагогические воздействия могут способствовать развитию творческого воображения ребенка. Для этого хорошо разные варианты задач на воображение (сочинение сказок, дорисовывание фигур, придумывание сюжетов и пр.).

6. Выявление особенности структуры воображения ребенка-дошкольника показали связь развития воображения с развитием личности ребенка и помогли разработать психолого-педагогические условия развития творческого воображения.


Раздел 2. Экспериментальная работа по развитию творческого воображения дошкольников в театрализованной деятельности

Констатирующий эксперимент

 

Исследование проводилось в группе № ГККП ясли/сад «Болашак» г. Петропавловска с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель исследования – выявить уровень развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Структуру исследования можно представить в виде следующего плана:

- на основании изученной литературы, методических рекомендаций и требований к данной возрастной группе, мы выбрали те параметры, по которым будем оценивать уровень развития творческого воображения старших дошкольников;

- для эксперимента отобрали 10 детей старшей группы № 3;

- для проведения сравнительного анализа, сначала провели констатирующий эксперимент с отобранными детьми для определения первоначального уровня подготовки детей по выбранным для исследования параметрам;

- следующая основная и объемная часть работы – это подборка игр и упражнений для развития творческого воображения старших дошкольников;

- особое значение имеет следующий этап работы – проведение игр и упражнений с детьми;

- для оценки результатов проделанной работы проводим формирующий эксперимент в экспериментальной группе;

- и в заключении эксперимента подводим итоги в виде сравнительного анализа результатов полученных в формирующем эксперименте и вывода об эффективности проведения подобранных игр и упражнений.

В соответствии с темой квалификационной работы основной для нас является психологическая диагностика старших дошкольников, а именно развитие воображения на момент начала эксперимента, что и будет являться констатирующим экспериментом.

Методика № 1: «Дорисовывание фигур» [50, С.90-95].

Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать новые образы.

Материал: 10 карточек, размером с половину стандартного листа (А5), на каждой из которых нарисована небольшая (примерно 1х2 см) фигурка неопределенной формы (см. Приложение 1), набор карандашей (в другом варианте методики предполагается простой карандаш).

Ход исследования.

Ребенку говорят: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получиться какая-нибудь картинка - любая, какую ты захочешь». Затем дают листок с фигуркой. После того как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Как называется картинка? Что это?» Ответ записывают и дают следующий листок, последовательно предъявляя все 10 карточек.

Если ребенок не принимает инструкцию (обводит фигурку, рисует рядом что-то свое не используя ее, рисует неопределенное изображение - узор и т.п.), экспериментатор может нарисовать на листе бумаги квадрат и показать, как его можно превратить в дом, портфель, вагон, машину, которая едет по улице города и т.п. Затем следует снова попросить ребенка дорисовать фигурку. В дальнейшем помощь и показ не используются.

Оценка результатов.

Для оценки уровня выполнения задания каждым ребенком подсчитывают коэффициент оригинальности (КО) - количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку. Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей. Таким образом, КО равен количеству рисунков, не повторяющихся по характеру использования заданной фигурки у самого ребенка и ни у кого из детей группы.

По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания, по вертикали – имена детей. Под каждой фигуркой записывается, какие изображения выполнил ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы по одной и той же фигурке у разных детей) выделяют (например, зачеркивают). Количество не зачеркнутых ответов - КО каждого ребенка. Затем выводят средний КО по группе (индивидуальные величины КО суммируются и делятся на количество детей в группе).

Н и з к и й у р о в е н ь выполнения задания – КО меньше среднего по группе на 2 и более балла.

С р е д н и й у р о в е н ь – КО равен среднему по группе или на один балл выше или ниже среднего.

В ы с о к и й у р о в е н ь – КО выше среднего по группе на 2 и более балла.

Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.

Можно выделить следующие уровни:

При н и з к о м у р о в н е дети фактически не понимают задачу: они или рисуют с заданной фигурой что-то свое, или делают беспредметное изображение («такой узор»), иногда эти дети (для 1-2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

При с р е д н е м у р о в н е дети дорисовывают большинство фигурок однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки повторяющиеся – самим ребенком или другими детьми группы.

При в ы с о к о м у р о в н е дети дают схематичные иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка или его второстепенной деталью, последнее является показателем творческого воображения.

Анализ результатов.

В результате проведенной диагностики с десятью детьми старшей группы на начало учебного года были получены следующие результаты (табл. 1):

 

Таблица 1

Заключение

 

Таким образом, в результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Воображением называется создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления. Важнейшая особенность восприятия как познавательного процесса человека – его роль в преобразовании окружающего мира. Деятельность педагога направлена прежде всего на формирование и развитие творческого воображения.

2. Способность к необычному комбинированию элементов действительности, сообщение предметам новых функций, создание не имеющих в реальности аналогов определяют главные черты воображения как акта творчества: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций.

3. В старшем дошкольном возрасте воображение приобретает активный характер. Складываются действия воображения – создание замысла в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления события и последующее обогащение этой схемы деталями, придание ей конкретности, отличающей результаты действий воображения от результатов мыслительных действий.

4. С ростом общего уровня развития ребенка возрастает роль самодеятельных форм поведения. Творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей влечениям самого ребенка может быть реализована в ходе театрализованной деятельности.

5. Театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственном развитию дошкольника, формированию познавательного воображения (проявляющемуся прежде всего в развитии логико-символической функции ребенка) и эффективного воображения (способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию эмоционального контроля и таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание).

6. Театрализованная деятельность представляет широкий спектр средств для развития творческой деятельности, в том числе игра-драматизация, театрализованные игры.

7. В ходе изучения психолого-педагогической литературы и экспериментальной работы нами были отобраны те формы работы с детьми, в которых целенаправленное руководство взрослых не подавляет, а развивает творческое воображение детей.

8. Исследования в виде формирующего эксперимента позволяет с уверенностью сказать, что разработанный комплекс занятий эффективно влияет на развитие творческого воображения старших дошкольников. Специально применяемые приемы и методы, определенные в систему занятий дают вполне ощутимый положительный результат.

9. Сравнительный анализ результатов диагностики на начало и конец года позволяет увидеть, что уровень развития воображения в группе повысился на 30 %.

10. Но уже сейчас можно сказать, что, развивая воображение, творческий потенциал ребенка, мы затрагиваем развитие личностных, индивидуальных его особенностей, и мы должны чутко улавливать такие особенности каждого ребенка, строить все воздействия с их учетом.


Список использованной литературы

 

1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991.

2. Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль, 1998. – 240 с.

3. Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. – Ульяновск, ИПКПРО, 1993. – С.3.

4. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

6. Выготский Л.С. Обучение и развитие в детском возрасте. – М., 1956.

7. Выготский Л.С. Психология искусства _ под ред. М.С. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1987. – 344 с.

8. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 256 с.

9. Генов Г.В. Театр для малышей. – М.: Просвещение, 1968. – 154 с.

10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: МГУ, 1998. – 318 с.

11. Готовимся к аттестации // Методическое пособие для педагогов. – С-Пб.: Детство-пресс, 2000. – 144 с.

12. Гурович Л.М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет), - Л., 1973.

13. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 176с.

14. Грязнов Б.С. Логика, рациональность, творчество. – М.: Наука, 1982. – 256с.

15. Демьянченко О.М. Воображение дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1990. № 5.

16. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-методическое пособие / под ред. О.С. Ушаковой. – М.: РАО, 1997. – 136 с.

17. Доронова Т., Доронова Е. Развитие детей в театрализованной деятельности: Пособие для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество» – М., 1997. – 27 с.

18. Дъяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. – М.: РАО, 1996. – 197 с.

19. Дъяченко О.М., Кириллова А.Н. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 1980. - № 2. – С.107-114.

20. Дъяченко О.М. Развитие воображения в дошкольном детстве. – М., 1990. – 31 с.

21. Ершова А. Вреден ли театр дошкольникам? // Обруч. – 1999. - № 4. – С.3-4.

22. Жукова Е.С. Динамика становления творческих способностей на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2000. – 423с.

23. Жуковская Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду. – М., 1960.

24. Захарова Б.Е. Мастерство актера и режиссера. – М.: Просвещение, 1973. – 320 с.

25. Казакова Т.Т. Развитие творчества у дошкольников. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.

26. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. – М.: МГУ, 1983. – 168 с.

27. Камаева Т. Нужен ли детям театр // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 6. – С.5-7.

28. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. – М.: Просвещение, 1982. – 191 с.

29. Кириллова Г.Д. Развитие воображения в детстве. – Орел: МП Простор, 1992. – 120 с.

30. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

31. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 432 с.

32. Копосова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1994.

33. Косенко Ю.Н. Формирование творческой активности старших дошкольников в играх по сюжету литературного произведения. – Киев, 1990. – 22 с.

34. Кофман Н.С. Приобщение дошкольников к театрально-игровой деятельности. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей / под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1974. – с.69-72.

35. Кудрявцева В., Сидельникова В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 9, 10. – С.52-59.

36. Лапутина О.С. Развитие творчества в играх-драматизациях // Руководство играми детей в дошкольном учреждении. – М.: Просвещение, 1986. – 140с.

37. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1965.

38. Листик Е.М., Курганова А.Е. Творческие сюжетные игры для детей старшего дошкольного возраста //Психолог в детском саду. – 1999. - № 1. – С.67-77.

39. Макаренко Л. Здравствуй театр: К проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к театральному искусству // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 1. – С.39-44.

40. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1997.

41. Маханева М.Д. Театральная деятельность дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 11. – С.6-14.

42. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работник5ов дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.

43. Медведева Е.А. Формирование предпосылок творческого воображения у старших дошкольников с задержкой развития в театрализованных играх: Дис. канд. пед. наук. – М., 1997. – 192 с.

44. Медведева Е.А., Шишова Т. Улыбка судьбы. Роли и характеры. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. – 240 с.

45. Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей. – М., 2001.

46. Неменова Т. Развитие творческого проявления детей в процессе театральных игр // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 1. – С.19.

47. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М., 2001.

48. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.

49. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 608 с.

50. Ничипорюк Е.А. Диагностика в детском саду: Методическое пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – С.90-94.

51. Общая психология / под ред. А.В. Карпова. – М., 2002. – С.109-111.

52. Педагогика / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Школа-пресс, 1997. – 512 с.

53. Петровский А.В. Воображение / Общая психология. – М., 1977.

54. Петровский А.В. О психологии личности. – М.: Искусство, 1998. – 176 с.

55. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. – М.: МПУ, 1996. – 269 с.

56. Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии. – 1990. - № 1.

57. Поддъяков Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольников. – М.: Центр, 1996. – 32 с.

58. Поддъяков Н.Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников. – М.: Центр «Дошкольное детство», 1998. – 28 с.

59. Подласый И.Н. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996.

60. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика, 1976. – 280 с.

61. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Авт.-сост. Е.Е. Данилова; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1998. – 160 с.

62. Прохорова Л.Н. Путешествие по Фанталии: Практические материалы по развитию творческой активности дошкольников. – СПб.: Детство-пресс, 1999. – 160с.

63. Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М., 1996.

64. Рогов Е.И. Психология человека. – М.: Азбука психологии, 1999. – 320 с.

65. Родари Дж. Грамматика фантазии. – М.: Прогресс, 1990. – 224 с.

66. Селиванова Л.Т. Кукольный театр в детском саду // Дошкольное воспитание. – 1961. - № 12.

67. Синельников В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 10. – С.69-72.

68. Сидельников В. США Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 3. – С.84-86.

69. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.

70. Соловьев В.Б. Азбука актера, режиссера и педагога любительского театра. Сыктывкар, 1994.

71. Столяренко Л.Д., Смыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах: Учебники, учебные пособия. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 576с.

72. Тихомиров О.К. Психологические исследования творческой деятельности. – М.: Наука, 1975. – С.7-131.

73. Томчикова С.Н. Подготовка студентов к творческому развитию дошкольников в театрализованной деятельности: Учебное методическое пособие. – Магнитогорск: МаГУ, 2002. – 90 с.

74. Томчикова С.Н. У истоков театра: Программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности. – Магнитогорск: МаГУ, 2002ю – 69 с.

75. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов. – М.: Академия, 1999. –336 с.

76. Филатов Ф.Р. Общая психология. Серия «Высший балл». – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448 с.

77. Фурмина Я.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх: Художественное творчество и ребенок / под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1972. – С.87-99.

78. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Первушина И.М. Маленькие игры в большом счастье. – М.: Апрель Пресс: ЭКСМО – Пресс, 2001. – 224 с.

79. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.

80. Шарагина Л.И. Логика воображения. – М., 2001.


Приложение 1

Набор № 1

 

Набор № 2

 


Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Раздел I. Теоретические основы проблемы развития творческого воображения дошкольников в театрализованной деятельности

 

1.1 Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема

 

В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий [48, с.260]. Возможность построения нового, воображаемого мира ребенком разные психологи объясняли по-разному.

Философ Л.Э. Голосовкер рассматривает воображение как первоначальный и высший познающий и комбинирующий разум человека, разум его мифотворческого периода. Он определяет воображение парадоксально – «разум воображения», диалексическая логика воображения – и противопоставляет его разуму науки как отвлеченному разуму. Разум порождает идеи, которыми живет человечество.

В психологии воображение трактуется как своеобразный тип синтеза чувственного и рационального, особенность которого и заключается в его субъективности. Роль воображения в процессе творческого познания можно определить как один из способов использования имеющихся у человека знаний для получения новых знаний, как перенос знаний с одной области на другую, свойства которой должны быть изучены для решения познавательных задач [40].

Создатель психоанализа З. Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка. Согласно Фрейду сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и только обслуживает его желания чувственные тенденции [69, с.281].

Примерно ту же позицию продолжает и развивает Пиаже. Исходной точкой развития ребенка, по Пиаже, является мышление, не направленное на действительность, т.е. миражное мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реалистическому мышлению. Чем младше ребенок, тем более его мысль направлена на воображаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосабливаться к ней [69, с.282].

Итак, согласно этой позиции воображение отличается от реалистического мышления тем, что оно:

1) подсознательно (ребенок не осознает своих целей и мотивов);

2) направлено на собственное удовольствие, а не реальную деятельность в окружающей действительности;

3) является образным, символическим мышлением, оно не может быть выражено в словах и сообщено другим людям.

Однако трудно представить, а тем более доказать, что миражное построение, мечта является более первичной формой, чем мышление, направленное на реальность. Наблюдения показывают, что у ребенка в самом раннем возрасте мы имеем дело не с галлюцинаторным получением удовольствия, а с реальным удовлетворением его потребностей. Как известно, ни один ребенок не испытывает галлюцинаторное удовольствие от воображаемой пищи. Удовольствие ребенка неразрывно связаны с реальной действительностью. Путь к удовольствию в раннем детстве лежит через реальность, а не через уход от нее [75, с.171].

Недоказанной также остается «невербальность» детской фантазии. На самом деле, как подчеркивал Л.С. Выготский, мощный шаг в развитии воображения совершается в связи с усвоением речи. Наблюдения показывают, что задержки в речевом развитии всегда ведут к недоразвитию воображения ребенка. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и фиксации представлений о предмете; именно речь дает ребенку возможность представить себе тот или иной предмет, которого он не видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его. Ребенок может выражать словами то, что не совпадает с его реальным восприятием; именно это дает ему возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых словами [75, с.176]. Таким образом, главным средством воображения, как и мышления, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Следовательно, оно является не первичной функцией, изначально присущей ребенку, а результатом его психического и главным образом речевого развития.

Достаточно сложен вопрос о богатстве детского воображения. Существует мнение, что воображение ребенка гораздо богаче воображения взрослого человека. Действительно, дети фантазируют по самым различным поводам: они сочиняют истории, выдумывают фантастические сюжеты, приписывают камням или деревьям человеческие переживания и отношения, разговаривают с вещами и пр. Однако эти элементы, входящие в детские фантазии, так или иначе заимствованы ими из опыта: из сказок, рассказанных взрослыми, из случайно услышанных слов или увиденных фильмов, из тог, с чем они встречались в своей реальной жизни. Новое объединение и перекомбинация знакомых образов, перенос свойств и событий с одних персонажей на другие создают фантастическую картину, совершенно не похожую на реальность.

Но все эти фантастические комбинации построены на основе реального опыта детей, на том, что они уже знают [69, с.283]. А так как знают они мало и их жизненный опыт гораздо беднее, чем у взрослых, то материала для воображения у них меньше. Ребенок может вообразить себе меньше, чем взрослый. Его фантазии ограничены его бедными представлениями о жизни и примитивным жизненным опытом. Значит, воображение ребенка никак не богаче, а во многом даже беднее, чем у взрослого.

И все-таки воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности [48, с.260]. И главное – дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный миры не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у взрослых. Дети 3-5 лет могут оплакивать судьбу серенького козлика или колобка, угрожать злому волшебнику и пытаться побить его во время спектакля, придумывать пути спасения зайчика от хитрой лисы и пр. То, что происходит в воображаемом пространстве (в сказке, не словах, на сцене), вызывает у него самые сильные эмоции, воображаемый персонаж может стать для него реальной угрозой или спасением. Известно, что взрослые из воспитательных соображений вводят в жизнь и сознание ребенка разных придуманных персонажей: Бабу Ягу или Змея Горыныча, которые забирают непослушных детей, или добрых фей, которые приносят замечательные подарки и творят разные волшебства. Эти персонажи становятся для ребенка живыми и совершенно реальными. Дети всерьез боятся выдуманную Бабу Ягу и ждут (а иногда и видят) добрую фею. Жестокие шутки старших детей на улице: «Баба Яга летит!» – вызывают слезы и паническое бегство дошкольника. Даже дома, в интимной и безопасной обстановке, может возникнуть страз воображаемых событий. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения.

Повышенная эмоциональность – важная отличительная черта воображения дошкольника [69, с.284]. Придуманные персонажи приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные.

Одной из наименее разработанных проблем психологии воображения ребенка является проблема психических механизмов творческого воображения дошкольников. Именно этой проблеме были посвящены работы О.М. Дъяченко, в которых выяснились особенности воображения детей разного возраста на материале решения воображаемых задач [19].

Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции – познавательную и аффективную [76, с.302]. Основная задача познавательного воображения – это воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения дети могут творчески овладеть схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления.

Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту своего Я. Такая защита может осуществляться двумя путями. Во-первых, через многократное воспроизведение (или проигрывание) травмирующих воздействий или ситуаций ребенок как бы отстраняется от них, начинает видеть их стороны. Во-вторых, дети создают воображаемые ситуации, в которых они могут утвердить себя – чувствуют себя сильными, смелыми, ловкими, всемогущими. Многочисленные детские фантазии о собственных победах и невероятных успехах, как и их варианты спасения Иванушки, Кая и других, как раз и выполняют эту функцию.

Классификация видов воображения, предложенная Л.М. Веккера, соответствует по своей структуре основным уровням представленности познавательных процессов:

- сенсорно-перцептивное воображение;

- словесно-логическое, выступающее как элемент мышления;

- эмоциональное.

Воображение характеризуется как «сквозной» психический процесс, симметричный памяти, но противоположного направления.

Хотя воображение относится к познавательным процессам, но в отличие от восприятия и мышления оно служит человеку не только для познания окружающего познания, но и для его преобразования, создания новых механизмов, знаний, произведений искусства, т. е. для творчества в разных областях жизни и деятельности[48, с.260].

Различают пассивное и активное воображение. Пассивным называют воображение, которое возникает «само собой», без постановки специальной цели. Так бывает, например, сновидения, состояния полусна, или бреда. В этих случаях образы воображения, их сочетания могут носить самый фантастический характер. Содержание этих характеров в значительной мере определяется не психологическими, а физиологическими причинами - тем, в каком находятся разные участки мозга. Иногда содержание сновидений проявляются скрытые желания или опасения человека, не осознаваемые им во время бодрствования, влияние со стороны внутренних органов. В какой-то мере отражается в образов сновидений и внешние воздействия, но часто эти отражения принимает причудливые формы.

Активное воображение направлено на решение определенных задач. В зависимости от характера этих задач оно делится на два вида:

1) воображение воссоздающее;

2) воображение творческое [76, с.303].

Задачи воссоздающего воображения состоят в воссоздании, восстановлении предметов, явлений, событий по их изображению или словесному описанию. Когда мы слушаем рассказ, читаем книги или художественную литературу, смотрим картины, мы представляем себе, то, что описывается и показывается. Одно дело - понять содержание, уловить главную мысль рассказа, проследить последовательность событий в рассказе (эта - задачи мышления); совсем другое представить в виде живых образов, как лежит в кроватки младенец, и тянет ручки к игрушке, как выглядят героя романа, как бы очутиться самим на лугу, описанном Тургеневым. Мышление, понятие - необходимая предпосылка воображения. Не поняв текста описания, нельзя себе представить все это. Но, в свою очередь, воображение расширяет понимание, придает ему живость и конкретность.

Может показаться странным, что воображение требуется и при рассмотрении картины: там ведь все передано наглядно. Тем не менее, если не «вжиться» в картину, не представить себе изображений на ней «кусок жизни» мы только скользнем по ней глазами, ничего не почувствовав.

Сложность задач, возникающих перед воображением, зависит от характера сведений о тех предметах, явлениях, которые мы пытаемся себе представить - от того, насколько эти сведения полны, подробны и точны, и в какой форме они выражены.

Представления воссоздающего воображения различаются по их точности и яркости. Точность, правильность построения представлений в воображении, их соответствие требованиям, задачи в значительной мере определяется жизненным опытом человеком, накопленным им раньше запасом представлений. Ведь это резервуар, из которого мы черпаем материал для новых образов. Вряд ли сможет правильно представить себе море человек, который видел воду только льющейся из крана. Определяется оно и уровнем пониманием тех описанием и изображений, по которым создаются представления.

Но яркость, живость, отчетливость новых образов зависит не от запаса представлений, а от индивидуальных особенностей человека и, прежде всего, от того, насколько его воображение окрашено чувствами.

Задачи творческого воображения состоят в определении возможным результатов действий, направленных на открытие или создание новых предметов, явлений, ситуаций. В самом ярков виде творческое воображение проявляется в труде художников, писателей, артистов и т.д. Но творческое воображение необходимо и каждому человеку.

В творческом воображении мы создаем представления, руководствуясь только целями, которые ставим перед собой, и различаются эти представления по их оригинальности и реалистичности. Оригинальность, своеобразие представлений творческого воображения - это степень новизны, непохожести на то, что уже было известно, а реалистичность определяется тем, насколько представление, созданное воображением, близко к действительности. Сохраняются для творческого воображения и различия по яркости представлений. Результаты творческого воображения нельзя оценить сами по себе, вне той деятельности, которую они обслуживают [18].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.089 с.)