Глава 1. Феодальные государства Индии В VII - XII вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Феодальные государства Индии В VII - XII вв.



Содержание

 

Введение

Глава 1.Феодальные государства Индии в VII- XII вв.

§1. Развитие феодальных отношений в VII-XII вв.

§2. Формы феодальной эксплуатации

§3. Феодальные государства Индии в VII- XII вв.

§4. Кастовая структура индийского средневекового общества

§5. Индуизм - религия феодального общества Индии

Глава 2. Индия в XII-XVI вв.

§1. Образование Делийского султаната

§2. Государственный строй Делийского султаната

§3. Внешнее и внутреннее положение Делийского султаната в период его расцвета

§4. Упадок Делийского султаната

Глава 3. Держава Великого монгола (XVI-XVII вв.)

§1. Реформы шаха Акбара

§2. Организованное вторжение европейских торговых компаний

Заключение

Список литературы


Введение

 

Могущественной державой древней Индии была империя Гуптов (Гупт) - один из наиболее крупных центров цивилизации в Азии. Упадок этой рабовладельческой державы является тем историческим рубежом, который отделил для Индии древность- время господства рабовладельческих государств - от средневековья- времени господства государств феодальных.

Уже с середины V в. начали обнаруживаться явные признаки надвигающегося упадка могущественной индийской державы. Политическое ослабление империи было непосредственным результатом кризиса рабовладельческих отношений и зарождения в Индии элементов феодализма. Несомненным, однако, является то, что достигнутый уровень производительных сил делал всё менее и менее выгодным применение рабского труда. Рабство начало уступать место иной, исторически более прогрессивной форме эксплуатации.

Таким образом, в период правления Гуптов или в непосредственно предшествующие ему столетия в рабовладельческом обществе Индии начали складываться те формы эксплуатации, которые стали господствующими в течение всего индийского средневековья.

В знаменитом тракте «Артхашастра»1 (Наука о политике», или «Руководство для практической жизни»), уже было выдвинуть требование запретить обращение в рабство так называемых ариев, т.е. свободного населения страны.

1 «Артхашастра»- трактат, время окончательной редакции которого относится, по- видимому, к первым векам нашей эры. Большой энциклопед. словарь. -2-е изд.-М., 2002

Предложение автора «Артхашастры» по существу имело в виду организацию особого типа царского, в котором уже трудились бы не рабы, а лично свободные земледельцы, ведущие своё собственное мелкое хозяйство, но обязанные платить собственнику земли оброк.

Противоречия внутри индийского общества, а именно появление в нём нового слоя, строившего своё хозяйство уже не на рабовладельской, а на феодальной основе, и тот острый конфликт, который возникает между свободными общинниками и эксплуатировавшими их рабовладельческими государством, привели к ослаблению державы Гуптов и сделали её неспособной устоять перед натиском кочевников - эфталитов.2

Индия, как и Китай, принадлежала к числу тех стран древней цивилизации, в которых уже сравнительно рано появились развитые феодальные отношения. Различия в уровне экономического развития племён и народностей Индии накладывали свою печать на темпы и характер развития феодального общества в различных районах этой огромной страны.

2 эфталиты- кочевые племена, создавшие в начале V в. обширное государство на территории Среднее Азии. История Древнего Востока/ Под ред. В. И. Кузищина. -3-е изд., перераб. и доп. – М., 1999


Глава 1. Феодальные государства Индии в VII - XII вв.

Глава 2. Индия в XIII - XVI вв.

Образование Делийского султаната

В конце XII в. Северная Индия вновь стала жертвой завоевателей. В 1175 г. правитель Газни Шихаб- ад- дин Мухаммед Гури, представитель династии Гуридов, пришедший к власти после свержения династии Газевидов, вторгся в Пенджаб, где укрывался последний представитель династии Махмуд Газневи. Завоевав эту область, Мухаммед Гури двинулся дальше на восток. В 1199- 1200 гг. были покорены Бихар и Бенгалия. Завоёванные индийские земли были включены в состав государственных земель державы Гуридов, и Мухаммед Гури, как их верховный собственник, стал раздавать эти земли в условное феодальное держание своим (по преимуществу тюркским) военачальникам, поставив над ними в качестве наместника Кутб- ад- дина Айбека.15 Успехи завоевателей, сумевших в течение 20 лет подчинить почти всю Северную Индию, объяснялись политической раздробленностью страны, обособленностью её народов, племён и каст и остротой социальных противоречий внутри индийского общества.

В 1206 г., возвращаясь из походов против восставших пенджабцев, Мухаммед Гури был убит. Военачальники, которым он раздал в феодальное держание индийские земли, отказались признать нового правителя Газни своим господином и создали на территории Северной Индии собственное, независимое от Газни, государство, получившее название по имени своей столицы- Делийский султанат. Правителем этого государства был провозглашен прежний наместник султана Кутб- ад- дин Айбек.

Власть Айбека и его ближайших преемников была, однако, в значительной мере номинальной. За 36 лет, последовавших после смерти Айбека (1210г.), на делийском престоле сменилось шесть султанов.

15 Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. К. И. Батыра, Е. В. Поликарповой: в 2 т. – М., 1996.

Подоплёкой кровавых дворцовых переворотов было желание феодалов добиться от султанской власти новых земель, пожалований и привилегий. Бесконечные усобицы между крупными мусульманскими феодалами, представлявшими господствующую верхушку в делийском султанате, использовались покорёнными раджпутскими князьями для восстановления своей независимости. Почти непрерывные войны внутри Делийского султаната, сопровождавшиеся грабежом и опустошением сотен и тысяч мирных селений, вынуждали общинников браться за оружие, звать на помощь вождей раджпутских кланов, платя им за это призвнанием их феодальной власти.

Феодальная анархия в Делийском султанате поставила под угрозу дальнейшую судьбу народов Индии, когда у её границ появились монгольские войска.

 

Упадок Делийского султаната

 

Но, как только умер Фироз, между Туглукидами началась борьба за престол. Ослаблением центральной власти воспользовались Мальва, Гуджарат и Хандеш. В разгар этой борьбы в Северную Индию вторглись войска Тимура. В 1398 г., разбив войска правившего тогда султана Махмуда Туглука, Тимур взял Дели, разграбил город и вырезал его жителей. Когда Тимур уходил обратно в Среднюю Азию, он увёл с собой огромное количество пленников, прежде всего ремесленников. Столица Тимура Самарканд была в значительной мере застроена руками пленных индийцев. Области, по которым прошёл этот жёсткий завоеватель, были превращены в пустыню. С 1413 г. Делийский султанат перестал существовать как большая и сильная держава. Северная Индия распалась на ряд княжеств. Их правители устанавливали для подданных множество повинностей. Крестьян обязали сдавать почти половину урожая, работать на постройке дорог, мостов, храмов, дворцов и крепостей. Их обязывали следить за каналами, плотинами и водохранилищами. Кроме того, крестьяне платили налоги за скот, за ткацкие станки, за выжимание растительного масла, за разрешение построить хижину, за свадебный праздник и многое другое. Не менее жестокой эксплуатации подверглись и городские ремесленники.

Отбирая у крестьян и ремесленников плоды их труда, феодалы и купцы вели торговлю с другими областями Индии и с заморскими странами.

феодальный индия делийский султанат монгол


Реформы шаха Акбара

 

Основатель Могольской империи Захиреддин Мухаммед Бабур перед смертью разделил свои владения между сыновьями, оставив основную территорию в Индии старшему- Хумаюн, приказав остальным подчиняться ему. Но Хумаюн не удержал отцовской власти и даже бежал из Индии в Иран. Незадолго до этого, в 1542 г. у него родился сын Акбар. В 1556 году 13- летний юноша становится во главе Индии после гибели правившего там Шер- шаха. Владения Моголов в начале его почти полувекового правления (с 1556 по 1605 гг.) не простиралась дальше двуречья Ганга и Джамны. В конце его правления только самый юг полуострова Индостан остался вне пределов Могольского государства.

Население Могольской империи было многоязычным, находилось на разных уровнях общественного развития, было разделено кастовыми преградами. Но большинство жило в узком мире сельской общины. Все права и обязанности передавались по наследству от отца к сыну. Вот почему сельская община была очень устойчивой и являлась основой средневекового индийского общества.

За полвека своего правления Акбар провел ряд реформ с целью централизации государственной власти, укрепления могущества империи и развития торговли. Вершиной пирамиды власти был сам монарх, который, по мнения Акбара, должен работать денно и нощно. При ежедневных приема устраивал правитель. Первый утренний- открытый дворцовый приём. Второй дневной- обсуждение текущих дел. На третьем ночном обсуждались религиозные дела и «большая» политика.

В правительстве Акбара было четыре министра: дивана- налоги и финансы, «мир бахши»- военное ведомство, мир саман- мастерские и склады, садруссудура- главы духовного и судебного управления. Падишах- так назывался официальный титул Акбара- имел также личного секретаря, управляющего делами, который присматривал указы падишаха уже после их подписания и осуществлял контроль за их исполнением. У Акбара было собственное разведывательное управление и чиновник, осуществляющий за контроль поступавшими прошениями на имя падишаха.

Весь бюрократический аппарат был выстроен по военному образцу. Все чиновники были разделены на 33 ранга. Самые высокие принадлежали только трём сыновьям Акбара.

Акбар пытался заменить выделение земельных наделов за службу денежными вознаграждениями, но, встретившись с упорным сопротивление знати, вновь вернулся к старой системе. В первые годы своего правления Акбар реформировал налоговую систему. В Могольской державе существовали три основных вида налогов- раздел урожая, когда государство отбирало его часть; фиксальный денежный налог с площади сельхозугодий; насак17- когда налог платился со всего урожая этого года.

В очень ранний период своего правления Акбар провёл ряд религиозных работ.

17 Насак- оценка.

Он отменил все налоги на паломников, запретил обращение военнопленных в рабство и отменил джизию18. Эти налоги приносили в казну миллионы рупий, отмена их была очень смелым шагом юного правителя (реформы проводились в 1562- 1564 гг.). родственники падишаха со стороны жён - индусок заняли высокое положение при дворе, мусульманские чиновники считались с ними как с представителями правящей династии.

В сентябре 1579 г. Акбар издал указ о непогрешимости, давший ему высшую власть при решении всех вопросов, касающихся иелама. Акбар не взял на себя руководство религией в стране, как ошибочно думали его противники. Он даже выработал свою собственную религию, названную дин- и- илахи19.. эта религия существовала в рамках ислама и открыта была только для людей, достигших определённых ступеней духовного развития. Но это вызвало возмущение и восстание мусульман. Пришлось жестоко подавить этот бунт.

18 Джизию- налог на немусульманское население.

19 Дин- и- илахи- новая религия в которой смешаны обычаи мусульман и буддистов..Бэшем А. Чудо, которым была Индия.- М., 1977

 

Заключение

Русский купец Афанасий Никитин, проведший в Бахманийском государстве три года (1469- 1472) и оставивший замечательное описание этого государства, с глубоким сочувствием к трудящимся писал: «А земля очень многолюдна, а сельские люди голы совсем, а бояре сильны добре и пышны очень.»20

Вдоль побережья особенно Малабарского, был ряд портовых городов, куда съезжались купцы с самыми разнообразными товарами, из которых наиболее ценными были золото, серебро и лошади. Кроме ремесленных изделий, из Индии вывозили рис, красители и особенно много пряностей. За все товары заморские купцы щедро платили золотом и серебром. В Индии образовались запасы этих драгоценных металлов. Неудивительно, что о богатствах Индии в других странах рассказывали сказки!

20 См.: Хождение за три моря Афанасия Никитина. 1466- 1478. Под ред. Б.Д. Грекова и В.П. Адриановой- Перетц. М.- Л. 1948


Список литературы

1. История государства и права зарубежных стран: сб. документов и задач: в 2 ч. – Екатеринбург, 2001.

2. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. К.И. Батыра, Е.В. Поликарповой: в 2 т. – М., 1996.

3. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / под ред. З.М. Черниловского. – М., 1984. – 472 с.

4. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. З.М. Черниловского. – М., 1996.

5. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / под ред. А.Н. Крашенинниковой: в 2 т. – М., 2003.

6.Бэшем А. Чудо, которым была Индия.- М., 1977

7.Большой энциклопед. словарь. -2-е изд.-М., 2002

8.История Древнего Востока/ Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. -3-е изд. –М., 1989

9.История Древнего Востока/ Под ред. В.И. Кузищина. -3-е изд., перераб. и доп. – М., 1999

10.История средних веков: Учеб./ Под ред. С.П. Карпова. В 2-х т.- М., 1998

 

Размещено на Allbest.ru

Содержание

 

Введение

Глава 1.Феодальные государства Индии в VII- XII вв.

§1. Развитие феодальных отношений в VII-XII вв.

§2. Формы феодальной эксплуатации

§3. Феодальные государства Индии в VII- XII вв.

§4. Кастовая структура индийского средневекового общества

§5. Индуизм - религия феодального общества Индии

Глава 2. Индия в XII-XVI вв.

§1. Образование Делийского султаната

§2. Государственный строй Делийского султаната

§3. Внешнее и внутреннее положение Делийского султаната в период его расцвета

§4. Упадок Делийского султаната

Глава 3. Держава Великого монгола (XVI-XVII вв.)

§1. Реформы шаха Акбара

§2. Организованное вторжение европейских торговых компаний

Заключение

Список литературы


Введение

 

Могущественной державой древней Индии была империя Гуптов (Гупт) - один из наиболее крупных центров цивилизации в Азии. Упадок этой рабовладельческой державы является тем историческим рубежом, который отделил для Индии древность- время господства рабовладельческих государств - от средневековья- времени господства государств феодальных.

Уже с середины V в. начали обнаруживаться явные признаки надвигающегося упадка могущественной индийской державы. Политическое ослабление империи было непосредственным результатом кризиса рабовладельческих отношений и зарождения в Индии элементов феодализма. Несомненным, однако, является то, что достигнутый уровень производительных сил делал всё менее и менее выгодным применение рабского труда. Рабство начало уступать место иной, исторически более прогрессивной форме эксплуатации.

Таким образом, в период правления Гуптов или в непосредственно предшествующие ему столетия в рабовладельческом обществе Индии начали складываться те формы эксплуатации, которые стали господствующими в течение всего индийского средневековья.

В знаменитом тракте «Артхашастра»1 (Наука о политике», или «Руководство для практической жизни»), уже было выдвинуть требование запретить обращение в рабство так называемых ариев, т.е. свободного населения страны.

1 «Артхашастра»- трактат, время окончательной редакции которого относится, по- видимому, к первым векам нашей эры. Большой энциклопед. словарь. -2-е изд.-М., 2002

Предложение автора «Артхашастры» по существу имело в виду организацию особого типа царского, в котором уже трудились бы не рабы, а лично свободные земледельцы, ведущие своё собственное мелкое хозяйство, но обязанные платить собственнику земли оброк.

Противоречия внутри индийского общества, а именно появление в нём нового слоя, строившего своё хозяйство уже не на рабовладельской, а на феодальной основе, и тот острый конфликт, который возникает между свободными общинниками и эксплуатировавшими их рабовладельческими государством, привели к ослаблению державы Гуптов и сделали её неспособной устоять перед натиском кочевников - эфталитов.2

Индия, как и Китай, принадлежала к числу тех стран древней цивилизации, в которых уже сравнительно рано появились развитые феодальные отношения. Различия в уровне экономического развития племён и народностей Индии накладывали свою печать на темпы и характер развития феодального общества в различных районах этой огромной страны.

2 эфталиты- кочевые племена, создавшие в начале V в. обширное государство на территории Среднее Азии. История Древнего Востока/ Под ред. В. И. Кузищина. -3-е изд., перераб. и доп. – М., 1999


Глава 1. Феодальные государства Индии в VII - XII вв.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.048 с.)