Правовая охрана окружающей природной среды в сельском хозяйстве. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая охрана окружающей природной среды в сельском хозяйстве.




При эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Сельскохозяйственные организации, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении своей деятельности должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды. Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха.

Сельскохозяйственные организации обязаны проводить мероприятия по охране используемых ими земель:
1) сохранение почвы и ее плодородия;
2) защита земель от водной и ветровой эрозии, подтопления о заболачивания, иссушения;
3) защита сельскохозяйственных угодий от заражения вредителями и болезнями растений, зарастания растениями-кустарниками.
4) Фитосанитарные мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов выявления и устранения засорения почв сорными растениями, зараженности почв болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений;
5) ликвидация последствий загрязнения, в том числе биогенного и захламления земель;
6) рекультивация - восстановление земель,
нарушенных в результате техногенного и антропогенного воздействия, совокупность мероприятий по коренному повышению и восстановлению нарушенного плодородия почв;
7) сохранение достигнутого уровня мелиорации;
8) сохранение плодородия почв и их использования при проведении
работ, связанных с нарушением земель.

Экологические требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения содержатся в ст. 42 Закона «Об охране окружающей среды». Содержание системы экологических требований заключается в нормировании вредного воздействия объектов сельскохозяйственного назначения на природные объекты и определении такого воздействия на окружающую природную среду в целом.

Закон «Об охране окружающей среды» содержит требования в области охраны окружающей среды при установлении санитарно-защитных и охранных зон. В целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности уста-навливаются защитные и охранные зоны.
В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Размещение объектов сельскохозяйственного назначения должно отвечать государственным нормативам и правилам, требованиям зонирования территорий, обеспечения благоприятных условий для проживания населения. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержит положение о том, что эксплуатация данных объектов допускается только при наличии положительных санитарно-эпидемиологических заключений.

55. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Экологически неблагополучными признаются территории, где в результате хо­зяйственной или иной деятельности произошли устойчивые отрицательные из­менения окружающей среды.
Закон «Об охране окружающей природной среды» называет два вида экологи­чески неблагополучных территорий: зоны чрезвычайной экологической ситуа­ции и зоны экологического бедствия.

Участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружаю­щей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в облас­ти охраны окружающей природной среды на основании государственной эколо­гической экспертизы.
В зоне чрезвычайной экологической ситуации прекращается деятельность, отрицательно влияющая на окружающую природную среду, приостанавливается работа предприятий, учреждений, организаций, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую природную среду в целом, ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся оперативные меры по восстановлению и вос­производству природных ресурсов.
Зонами экологического бедствия объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности произошли глу­бокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие сущест­венное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разру­шение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.
В зоне экологического бедствия, которые объявляются в таком же порядке, что и зоны чрезвычайной экологической ситуации, прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещается строительство, реконструкция новых хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользо­вания, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. « О защите населения и террито­рий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» вводит бо­лее общее понятие - чрезвычайная ситуация, под которой понимается обстанов­ка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые мо­гут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нару­шение условий жизнедеятельности людей. Указанный Закон имеет цели: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение разме­ров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных си­туаций. Данным Законом определены полномочия органов государственной вла­сти в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации, задачи единой государственной службы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяющей органы управления, силы и средства федеральных ор­ганов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, ор­ганов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит ре­шение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № Ю94 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» утверждено Положение о классификации чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера, согласно которому чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих си­туациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, от размера материального ушерба, а также границы зон распространения поражаю­щих факторов чрезвычайных ситуаций. В этой связи чрезвычайные ситуации под­разделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федераль­ные и трансграничные.
Так к федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой
пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свы­ше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации. К трансграничным относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.

57. Международное экологическое право

Международное экологическое право (МЭП) или международное право окружающей среды – составная часть (отрасль) системы международного права, представляющая собой совокупность норм и принципов международного права, регулирующих деятельность его субъектов по предотвращению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному использованию природных ресурсов.

 Объектом МЭП являются отношения субъектов международного права по поводу защиты и разумной эксплуатации окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений людей.

Субъектами международных экологических правоотношений являются государства, международные правительственные и не­правительственные организации, а также в предусмотренных международными правовыми нормами случаях юридические и фи­зические лица, оказывающие воздействие на состояние окружаю­щей среды в международных пространствах.

Процесс становления отрасли МЭП протекает с XIX столетия, и в своём развитии прошёл несколько этапов. Первый этап увязывается с первыми попытками «цивилизованных» государств разрешить региональные и локальные проблемы экологии, второй этап – с началом деятельности ООН, третий этап знаменует проведение глобальных международных конференций по данному вопросу.

Источниками отрасли МЭП являются нормы международных экологических соглашений, а также международные обычаи. Отрасль МЭП не кодифицирована. В системе источников превалируют нормы региональных международных соглашений. Важнейшими источниками являются такие акты, как Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., Рамочная конвенция об изменении климата 1992 г., Конвенция об охране озонового слоя 1985 г., Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1970 г. и др.

МЭП имеет основные начала 2 типов:

основные принципы международного права;

Специфические принципы МЭП.

К основным принципам международного права относятся принципы, изложенные в Уставе ООН, Декларации о принципах ООН 1970 года, Заключительном листе Хельсинского саммита 1975 года и выработанные международно-правовой практикой. Это прежде всего основополагающие принципы международного права: суверенного равенства, неприменения силы и угрозы силой, нерушимости государственных границ, территориальной целостности государств, мирного разрешения споров, невмешательства во внутренние дела, уважения прав человека и основных свобод, самоопределения народов, сотрудничества, добросовестного выполнения международно-правовых обязательств.

Специфические принципы международного экологического права – категория развивающаяся. Данные принципы еще не получили отражения в каком-либо полном кодифицированном виде, они разбросаны по множеству международно-правовых актов, имеющих как обязательный, так и рекомендательный характер. Подобное разнообразие вносит некоторую неопределенность в позиции юристов-международников по вопросу о количестве принципов МЭП. Обычно выделяется следующие принципы:

окружающая среда – общая забота человечества;

окружающая среда вне государственных границ является общим достоянием человечества;

свобода исследования и использования окружающей среды и ее компонентов;

рациональное использование окружающей среды;

содействие международно-правовому сотрудничеству в исследовании и использовании окружающей среды;

взаимозависимость охраны окружающей среды, мира, развития, обеспечения прав человека и фундаментальных свобод;

предосторожный подход к окружающей среде;

право на развитие;

предотвращение вреда;

предотвращение загрязнения окружающей среды;

ответственность государств;

отказ от иммунитета, от юрисдикции международных или иностранных судебных органов.

т.д. Соответственно в рамках МЭП выделяются международно-правовые институты: международно-правовая охрана воздуха, международно-правовая охрана животных и т.д.

 

58. Ме­ж­ду­на­род­ные кон­фе­рен­ции, посвященные вопросам ох­ра­ны ок­ру­жаю­щей при­род­ной сре­ды.

Состоявшаяся в 1972 году Стокгольмская конференция ООН по ок­ружающей среде приняла два основных документа - Декларацию принципов и План мероприятий, сыгравших ключевую роль в раз­витии экологической политики государств и активизации между­народного сотрудничества в данной сфере.
Декларация включает свыше двадцати принципов, в которых фор­мулируется отношение мирового сообщества к проблеме окру­жающей среды. В частности, эти принципы предусматривают:
сохранение природных ресурсов на благо нынешних и будущих поколений;
право человека на благоприятные условия жизни в окружаю­щей среде,
качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь;
суверенность прав государств на разработку собственных при­родных ресурсов и ответственность государств за ущерб окру­жающей среде;
сотрудничество при решении международных проблем окру­жающей среды;
избавление человека и окружающей природной среды от по­следствий применения ядерного и иных видов оружия массо­вого уничтожения.

План мероприятии содержит свыше ста пунктов, предусматриваю­щих решение организационных, экономических, политических вопросов охраны окружающей среды, способы взаимоотношений государств и международных организаций.
Одно их исторических решений конференции - создание постоян­но действующего органа ООН по охране окружающей среды ­ЮНЕП
(Программа ООН по окружающей среде), образование Фонда окружающей среды. Кроме того, конференция провозгласи­ла 5 июня Всемирным днем окружающей среды.
В августе 1975 года в Хельсинки состоялось Совещание по безо­пасности и сотрудничеству в Европе,
в котором участвовали все европейские страны (за исключением Албании), США и Канада. Один из разделов принятого форумом Заключительно­го акта был посвящен вопросам экологической безопасности. В документе определялись области, цели, методы и формы ме­ждународного экологического сотрудничества (например, борьба с загрязнением атмосферы, охрана вод от загрязнения, охрана морской среды и почвы, охрана заповедников, окружающей среды в городах).
В том же документе в качестве форм и методов сотрудничества предлагалось использовать обмен информацией, проведение кон­ференций, обмен научными работниками.
В ходе Венской встречи представителей государств - участни­ков СБСЕ 1986 года особое внимание было уделено состоянию окружающей среды и выполнению хельсинских договоренно­стей. Итоговый документ Венской встречи содержал, в частно­сти, следующие рекомендации:

сокращение до 1995 года на 30% выбросов серы, снижение вы­бросов углеводородов и других загрязнителей;
разработка методов, альтернативных захоронению опасных от­ходов в море;
поощрение мероприятий, предусматривающих сокращение произ­водства веществ, способствующих разрушению озонового слоя;

развитие совместной программы наблюдения и оценки рас­пространения загрязнителей на большие расстояния в Европе (ЕМЕП);
обмен сведениями о потенциально опасных химических веще­ствах, включая оценку риска для здоровья и окружающей среды;
активизация исследования явлений глобального потепления климата.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию (3 - 14 июня 1992 года, Рио-де-Жанейро) была организована с целью подве­дения итогов работы по охране окружающей среды за время, прошедшее после Стокгольмской конференции ООН 1972 года.
На форуме в Рио-де-Жанейро присутствовало около 15 тысяч делегатов из 178 стран мира. Основные решения конференции:
Декларация, предусматривающая принципы охраны окружаю­щей среды;
обширная программа действий в данной сфере на предстоящее столетие;
Заявление о принципах охраны и рационального использова­ния лесов всех климатических зон;
Конвенция об охране биологического разнообразия;
Конвенция по климату.

Другие решения этого форума - образование Комиссии ООН по окружающей среде, разработка проекта Конвенции по пустыням и засушливым зонам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.017 с.)