Современные подходы к интегрированному обучению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные подходы к интегрированному обучению



ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время в Республике Беларусь осуществляется трансформирование специального образования, одной из задач которого является приведение специального образования в соответствие с реформой общеобразовательной школы. Одним из основных направлений данной реформы является расширение образовательных структур интегрированного профиля, в том числе создание классов интегрированного обучения.

Практика интегрированного обучения и воспитания различных категорий детей с особенностями психофизического развития в системе специального образования показывает, что в силу своих физических и психологических особенностей дети, занимающиеся в классах интегрированного обучения, с трудом усваивают учебные умения и навыки. У этих ребят недостаточно сформированы эмоционально-волевая сфера, основные интеллектуальные операции: анализ, синтез, обобщение, абстракция, перенос. У них наблюдается неустойчивость памяти, внимания, низкий уровень развития речи, плохо развит фонематический слух; слабо развита моторика, ориентировка в пространстве; снижены работоспособность и познавательная активность. Но эти дети очень хорошо умеют использовать помощь педагога. Они обладают потенциальными возможностями, которые хорошо раскрываются во время индивидуальных занятий и даже во время фронтальной работы.

Полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней родителей. Практика показывает, что многие родители не знают, чем занимается с детьми учитель-дефектолог на своих занятиях. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка - важное условие успеха. Главной задачей работы учителя-дефектолога с родителями является формирование у них активной позиции в оказании помощи своему ребенку.

Проблема взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания школьников с особенностями психофизического развития (далее - ОПФР) раскрывается в исследованиях А.Н. Коноплевой [8], Э.Н. Хотеевой [22], О.С. Хруль [23], Л.А. Бондаревич [3] и др. Они подчеркивают важность и значимость активного взаимодействия педагогов с родителями школьника с нарушением развития в построении воспитательной работы, так как именно семья является той естественной средой жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности.

В связи с этим изучение специфики взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания и обучения школьников с ОПФР, систематизация и обобщение имеющихся исследований по данной проблеме представляется весьма актуальным.

Цель исследования: теоретически обосновать условия взаимодействия образовательного учреждения и семьи с учащимися в условиях интегрированного обучения и разработать методические рекомендации по совершенствованию совместной работы школы и семьи.

В соответствии с поставленной целью были определены основные задачи исследования:

. Дать общую характеристику интегрированного обучения;

. Охарактеризовать роль семьи в развитии, социализации и воспитании детей с особенностями психофизического развития;

. Выявить основные формы и методы совместной работы школы и семьи по воспитанию школьников;

. Разработать предложения по совершенствованию взаимодействия школы и семьи работы в классах интегрированного обучения.

Объект исследования: совместная работа образовательного учреждения и семьи в условиях интегрированного обучения.

Предмет исследования: содержание, организационные формы и методы совместной работы школы и семьи по обучению и воспитанию школьников с ОПФР.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: библиографический поиск, теоретический анализ и обобщение данных литературы в свете проблемы исследования, педагогический эксперимент (констатирующий этап, формирующий и контрольный), качественный и количественный анализ полученных в ходе проведения эксперимента данных.

Структура и объем работы. Курсовая работа представлена на 33 страницах машинописного текста и состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка использованной литературы (26 наименований) и приложений.

 


ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СОТРУДНИЧЕСТВА СЕМЬИ И ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ НА ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

Создание классов интегрированного обучения в реальных условиях образовательной системы Республики Беларусь определено рядом объективных условий.

Эффективность интегрированного обучения возможна лишь при условии специальной подготовки и переподготовки кадров педагогов как общеобразовательных, так и специальных учреждений. Учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи и педагогической поддержки в условиях интегрированного обучения.

В «Законе об образовании» подчеркивается важная роль педагога в содействии обогащению знаниями, важными в воспитании и образовании детей. При этом необходимо стремиться к единству во взгляде на ребенка как на уникальную, неповторимую личность, требующую внимания, поддержки, проявления уважения и одобрения продуктов его творчества, инициативности, самостоятельности. Важно помочь родителям в приобщении к психологической и педагогической культуре, в развитии рефлексии родителей, умения анализировать и объективно оценивать свои воспитательные возможности и способности, стиль общения с детьми, в формировании готовности родителей к осуществлению коррекции своих установок и позиций по отношению к ребенку, способов общения и др.

Состав родителей, имеющих детей с ОПФР, весьма разнообразен как по социальной характеристике, общекультурному уровню, так и по степени заинтересованности в судьбе ребенка.

В практике общеобразовательной школы используются коллективные, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, укрепление взаимодействия школы и семьи, усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей класса.

Во второй части курсовой работы представлено описание организации и методики проведения констатирующего эксперимента, в котором принимали участие младшие школьники средней школы № 164 г. Минска (20 учеников 2 «В» класса, из них 5 учеников с трудностями в обучении и тяжелыми нарушениями речи).

Результаты эксперимента позволили выявить младших школьников с четырьмя различными уровнями развития памяти и внимания: высоким, средним, ниже среднего и низким. При этом никто из младших школьников с особенностями психофизического развития не достиг высокого и среднего уровня развития данных процессов. У этих детей практически отсутствует умение длительно сосредотачиваться на выполнении задания и одновременно действовать с несколькими предметами, недостаточно сформировано умение воспроизводить слова и названия картинок.

В результате проведения исследования взаимоотношений детей выяснилось, что класс достаточно дружный. Дети легко вступают в контакт, дружелюбны, отзывчивы друг к другу, адекватно реагируют на замечания, находятся в хороших отношениях со сверстниками с особенностями психофизического развития.

Далее приводятся методические рекомендации и особенности проведения обучающего эксперимента. Как свидетельствуют результаты контрольного эксперимента, специальное планирование, целенаправленная и систематическая совместная коррекционная работа с использованием наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга приёмов, с учётом особенностей речевого и познавательного развития детей позволяет достигнуть положительных результатов.

Сотрудничество педагогов с родителями детей с ОПФР является залогом результативной деятельности с учащимися по их социально-бытовой адаптации, так как семья оказывает значительное влияние на формирование жизненных компетенций.

Основная цель совместной деятельности школы и семьи в решении проблем социальной адаптации - создание в семье благоприятных условий для роста и развития детей, выработка единства действий в их воспитании.

Огромное значение имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества.

В отношениях с родителями педагог должен учитывать специфику проблем, которые волнуют родителей, специфику, связанную с возрастом детей, социальной ситуацией их развития.

Данная работа охватывает лишь некоторые аспекты взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания школьников с ОПФР в условиях интегрированного обучения. Остальные вопросы нуждаются в дальнейшем рассмотрении и детальной доработке.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1. Батура, И.Н. Взаимодействие семьи и школы как условие педагогической поддержки / И.Н. Батура // Праблемы выхавання. - 2005. - № 3. - С. 41-44.

2. Беляева, О.Л. Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями слабослышащего ребенка, интегрированного в общеобразовательную школу / О.Л. Беляева, Н.В. Ольховская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 1. - С. 42-46.

3. Бондаревич, Л.А. Сотрудничество школы и семьи в воспитании учащихся с нарушением слуха / Л.А. Бондаревич // Дэфекталогiя. - 2005. - № 5. - С. 26-31.

4. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики / Т.В.Варенова. - Минск: Асар, 2003. - 288 с.

5. Волковская, Т.Н. Возможные способы организации педагогической работы с родителями в условиях специальных детских учреждений / Т.Н. Волковская // Дефектология. - 1999. - №4. - С. 66-72.

6. Гуриненко, Е.Н. Влияние семьи на формирование и развитие личности ребенка / Е.Н. Гуриненко // Психологическая студия. - Витебск, 2008. - Вып. 2. - С. 68-72.

7. Захожая, Н.Н. Воспитательная работа: тенденции и развитие в специальном образовании / Н.Н.Захожая, И.С.Дубовик. - Мн.: Бестпринт, 2008. - 133 с.

8. Коноплева, А.Н. Проблемы и перспективы образовательной интеграции в Республике Беларусь / А.Н. Коноплева // Дэфекталогiя. - 2006. - № 5. - С. 3-10.

9. Лаврентьев, В.В. Рекомендации классному руководителю по работе с родителями / В.В. Лаврентьев // Классный руководитель. - 2001. - № 1. - С. 86-91.

10. Лаптева, Л. Учителя и родители - соавторы процесса воспитания / Л.Лаптева // Учитель. - 1999. - № 1. - С. 56-58.

11. Лещинская, Т.Л. Методические основы исследования интегрированного обучения детей с особенностями психофизического развития / Т.Л. Лещинская // Дэфекталогiя. - 2006. - № 4. - С. 35-44.

12. Лойко, Т.В. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании учащихся / Т.В. Лойко // Сацыяльна-педагагiчная работа. - 2008. - № 6. - С. 44-48.

13. Любезнова, Е.В. Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Любезнова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - № 1. - С. 55-58.

14. Макрушина, Л. Опыт взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка / Л. Макрушина // Воспитание школьников. - 2003. - № 9. - С. 15-18.

15. Олешкевич, В.И. Интегрированное обучение: факторы успешности / В.И. Олешкевич // Дэфекталогiя. - 2006. - № 5. - С. 27-32.

16. Рожков, М.И. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи. Теория и методика воспитания / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 372 с.

17. Семейное воспитание: Краткий словарь / Состав.: И.В. Гребенников, Л.В. Новинников. - М.: Просвещение, 1990. - 326 с.

18. Соловей, Т.В. Работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями / Т.В. Соловей // Сацыяльна-педагагiчная работа. - 2003. - № 2. - С. 95-101.

19.Солодянкина, О.В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье / О.В. Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2007. - 80 с.

20. Усанова, О.Н. Роль семьи в коррекционном воздействии на детей / О.Н. Усанова, С.Н. Шаховская. // Психокоррекция: теория и практика. - М.: Педагогика, 1995. - С. 50-65.

21. Усанова, О.Н. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей / О.Н Усанова. - М.: Наука, 1990. - 202 с.

22. Хотеева, Э.Н. Взаимодействие школы и семьи в воспитании и обучении детей с нарушениями слуха / Э.Н. Хотеева. - Белгород, 2000. - 116 с.

23. Хруль, О.С. Межличностные отношения в классном социуме в условиях образовательной интеграции / О.С. Хруль // Дэфекталогiя. - 2006. - № 5. - С. 30-36.

24. Швед, М.В. Проблема формирования положительных межличностных отношений в классе интегрированного обучения / М.В. Швед // Актуальные проблемы педагогики и психологии детства / Под общ. ред. С.О. Каминской. - Могилев, 2003. - С. 223 - 225.

25. Шинкаренко, В.А. О проблеме интегрированного обучения детей с особенностями психофизического развития / В.А. Шинкаренко // Дэфекталогiя. - 1996. - Выпуск 4. - С. 88-96.

26. Щурова, Н.Е. Школа и семья: педагогический альянс / Н.Е. Щурова. - М.: АРКТИ, 2004. - 174 с.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Анкета для педагогов

 

Уважаемые педагоги!

Просим Вас ответить на ряд вопросов, связанных с проблемой совместной работы школы и семьи в условиях интегрированного обучения.

. Какое значение, на Ваш взгляд, имеет работа по организации взаимодействия учреждения образования и семьи?

. Осуществляется ли в Вашем учреждении образования совместная работа школы и семьи?

. Какие виды деятельности, на Ваш взгляд, являются наиболее эффективными в работе по организации взаимодействия учреждения образования и семьи?

. Откуда Вы черпаете новые сведения о совместной работе школы и семьи?

. Как Вы оцениваете свою готовность осуществлять работу по организации взаимодействия учреждения образования и семьи?

Спасибо за сотрудничество!


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Анкета для родителей

 

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты.

Внимательно прочитайте вопрос и выберите подходящий ответ. Нужный ответ подчеркните или обведите кружочком. Если на один вопрос вы можете дать несколько ответов, пронумеруйте их по значимости.

. Пол вашего ребенка __________

. Возраст вашего ребенка __________

. С кем чаще всего находится ваш ребенок дома?

С родителями.                  С бабушкой и дедушкой.

С сестрой или братом.

. Назовите любимые виды деятельности вашего ребенка в свободное время (выберите три вида).

Игры с игрушками.         Конструирование.

Чтение книжек.        Рисование.

Игры на воздухе.             Пение.

Музыка.                            Прогулки.

Игры с мячом.                  Другие виды деятельности.

. Посещаете ли вы со своим ребенком театры, выставки, цирк?

Посещаем.     Иногда посещаем.

Не посещаем.

. Что конкретно вы посетили в этом месяце?

__________________________________________

. Обращаете ли вы внимание на развитие вашего ребенка?

Постоянно.                       Систематически (в выходные дни).

Вообще нет.                               Затрудняюсь ответить.

. Что мешает вам активно заниматься развитием своего ребенка?

Состояние здоровья.                          Недостаток времени.

Продолжительный рабочий день. Недостаток воли.

Недостаток знаний и умений.             Усталость на работе.

Домашние дела.                         Другие факторы.

. Каковы источники ваших знаний о развитии ребенка?

Чтение специальных книг.                           Лекции и беседы.

Передачи по телевидению и радио.            Детские врачи.

Статьи в газетах и журналах.                      Друзья и знакомые.

Специалисты дошкольных учреждений.    Родственники.

Исхожу из личного опыта.                          Не интересуюсь.

. Готовы ли Вы к полноценному сотрудничеству с учреждением образования в целях обучения, развития и воспитания Вашего ребенка?

Да.                  Нет.                Затрудняюсь ответить.

Спасибо за сотрудничество!


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

«Снежный ком»

 

Дети становятся в круг. Ведущий называет своё имя и делает движение, например, хлопает в ладоши. Следующий участник должен повторить его имя, хлопнуть в ладоши, а затем назвать свое имя и опять хлопнуть. Труднее всех придётся последнему участнику.

 

«Молекулы»

 

Ведущий объясняет задачу участникам: объединиться в микрогруппы по названному признаку. Это может быть: цвет волос, глаз, одежды, наличие животных в доме, времена года рождения - что угодно. После каждого объединения ведущий дает микрогруппам задание. Важное примечание: в микрогруппе задание выполняет каждый! Задания могут быть такими: рассказать о своей любимой пище, рекламе, празднике и т.д.

 

«Аллитерация имени»

 

Участники садятся в круг. Им предлагается охарактеризовать себя одним словом, которое будет начинаться стой же буквы, что и имя. (Например, Сергей - серьёзный и т.д.).

 

«Горячий стул»

 

Группа садится в круг. В центр круга ставится стул, на который садится по очереди каждый ребёнок. На этом месте он будет отвечать на вопросы, которые ему будут задавать участники круга. Один ребёнок может задавать только один вопрос.

Внимание! Нужно объяснить детям, что они могут задавать любой вопрос и подать им пример. Вопрос может носить ситуативный характер. Например: «Игорь, когда ты ударил Вову, ты был прав?» Упражнение поэтому и называется «Горячий стул», что ребёнку приходится отвечать на «неудобные» вопросы.

Если в классе много учеников, можно разделить упражнение на два этапа. Чтобы придать «Горячему стулу» игровой оттенок, желательно учредить приз за лучший вопрос. Важно внимательно следить за тем, кто кому какие вопросы задаёт. Таким образом можно уловить новые оттенки отношений между этими детьми.

 

«Поводырь»

 

Дети делятся на пары. Один в паре - «слепой», другой - «зрячий», «поводырь». Всех «слепых» оставляют за дверью. Ведущий в это время вместе с «поводырями» готовит полосу препятствий: перевёрнутые стулья, раскиданная обувь и т.д. Затем вместе со «зрячими» он выходит за дверь, где каждый «поводырь» берёт свою пару. «Слепые» закрывают глаза. Пары строем двигаются в путь. Ведущий идёт впереди и показывает поводырям, что нужно сделать «слепым». Задача «поводырей»: объяснить своему подопечному, как надо пройти препятствие. Ответственность за прохождение «слепым» препятствий несёт на себе «поводырь». После того как полоса препятствий пройдена, дети меняются ролями. Также можно поменять и саму полосу препятствий.

Внимание! Перед прохождением необходимо объяснить детям-«поводырям», что их главная задача состоит в том, чтобы «слепые» прошли полосу препятствий без ушибов, падений, ударов. Формировать пары нужно детей по принципу «не дружат». После того как упражнение выполнено, необходимо провести обсуждение: кто из «слепых» боялся за себя? а кто нет? что чувствовали «поводыри»? почему?

Упражнение позволяет сплотить группу, объединить лидеров и аутсайдеров, развить чувство ответственности за свои поступки, развить чувство страха за кого-то.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 7

 

Памятка родителям

 

Семья и школа ставят перед собой общую главную задачу - воспитание всестороннего, гармонично развитого человека, способного успешно адаптироваться в сложной социальной среде и реализовать себя в профессиональном, гражданском и семейном аспектах.

Потребность в здоровом образе жизни, развитый интеллект и широкий кругозор, интеллигентность в общении, эстетическое восприятие мира - вот конечный результат совместной воспитательной деятельности семьи и школы. Принципы и подходы, которые должны работать на конечный результат, реализуются в школе, но необходимо, чтобы вся жизнь школьника, воспитывающая и развивающая, строилась на едином основании и в стенах учебного заведения, и дома. Противоречия в воспитательных подходах семьи и школы пагубно отражаются на эффективности воспитательного процесса. Результат, на который рассчитывает школа и которого, естественно, должны желать и вы, родители, может быть достигнут только нашими совместными усилиями.

Рекомендации родителям

. Если вы желаете здоровья своим детям, необходимо перестроить уклад семьи на принципах здорового образа жизни:

живите в определенном режиме труда, отдыха, питания, а именно: стремитесь своевременно ложиться спать и вставать, полноценно и рационально завтракать, обедать, а ужинать не позднее 19 часов;

начинайте день с утренней физзарядки протяженностью не менее 30 минут, желательно на свежем воздухе с использованием пробежки и элементов гимнастики. После зарядки - душ, который нужно завершить обливанием холодной водой. Перед сном обливание повторить;

бросьте курить, объясняя своим детям, что это форма самоубийства. Ограничьте употребление алкоголя, исключив в присутствии детей его употребление вообще;

оставьте за порогом своего дома недовольство ценами, правительством, руководителями, неудачами и плохим самочувствием. Все это невольно передается членам вашей семьи. Происходит постепенное нагромождение стрессовой энергии, которая постепенно разрушает нервную систему, нарушает работу всех других систем организма, снижает его защитные функции;

не становитесь рабами телевизора, особенно в выходные дни. Найдите время для общения с природой - в парке, за городом, на даче;

очень хорошо если вы в свободное время увлекаетесь одним из видов спорта - бегом, футболом, теннисом, плаванием, восточными единоборствами;

помните, что все ваши привычки - не более как стереотипы, создающие обманчивое чувство комфорта.

. Если вы желаете видеть своего ребенка трудолюбивым (а лишь это дает возможность реализовать себе в жизни и претендовать на успех), придерживайтесь таких правил:

никогда не лишайте своих детей участия в семейном труде, какой бы квалификации и умения он ни требовал. Это не только воспитывает необходимые в будущей семейной жизни навыки, но и формирует привычку, потребность все время делать что - то для семьи, является залогом будущего семейного благополучия;

никогда не проявляйте непочтения, не говорите плохо о поступках членов вашей семьи, морально поощряйте трудовые усилия каждого. Выполнение работы должно в подсознании ассоциироваться с получением в итоге положительных эмоций. Страх неудачи не должен ограничивать инициативу и творчество;

никогда не выносите «сор из избы». Утверждайте авторитет и почтение к своей фирме и к своей профессии у членов семьи, иначе вашему ребенку будет тяжело перестроить собственное сознание, и по инерции он аналогично будет относиться к своей «службе» и не добьется успеха и признания;

никогда не делите в семье труд на «мужской» и «женский». Любое дело должно выполняться качественно. В этом залог воспитания чувства долга относительно любого труда, необходимость которого выдвигает жизнь.

. Если вы хотите видеть своих детей способными создать крепкую семью, быть в ней счастливыми, подарить вам благодарных и культурных внуков, то:

будьте выдержанные и спокойные в семейном кругу, сохраняйте доброжелательный, интеллигентный тон общении;

уделяйте своим детям максимум внимания в свободное от работы время, интересуйтесь всеми их делами, сопереживайте вместе с ними, создавайте атмосферу абсолютного единства в семье;

с подчеркнутым уважением относитесь к жене (мужу), постоянно возвышайте культ женщины, матери (отца - главы семьи, добытчика) в глазах своих детей. Избегайте ссор, конфликтов, скандалов, даже критики в адрес жены (мужа) в присутствии детей.

. Если вы хотите видеть своих детей не закомплексованными в обществе, культурными, то:

отнеситесь со всей серьезностью к работе школьных воспитателей, живо интересуйтесь успехами ваших детей. Не допускайте, чтобы ваши дети пропускали школу;

не жалейте времени, а по возможности и средств для совместного культурного отдыха со своими детьми: посещения театра, художественной выставки, концерта;

находите время читать сами и приобщайте к миру книжной премудрости детей. Не найти лучшей гимнастики для ума и души, чем хорошая, полезная книга;

было бы очень неплохо, если бы вы смогли привить своему ребенку одну, но очень пылкую страсть культурологического характера, или, как теперь говорят, хобби, которое было бы связано с искусством или духовной культурой. Длительное и серьезное увлечение в сфере интересного и прекрасного воспитывает в характере стойкую потребность в красоте, творчестве, эстетике, вырабатывает хороший вкус, не говоря уже о том, что заинтересованность вызывает стойкий иммунитет против влияния негативных обстоятельств окружения.

. И наконец, вы желаете, чтобы ваш ребенок вырос добрым, внимательным, милосердным, готовым поддержать вас в старости, нужно уделить вам самим максимум внимания и уважения к собственным родителям, особенно в период их болезней, не оставлять их без опеки и помощи, как можно чаще украшать их одиночество своим присутствием, лаской, жертвуя при этом, возможно, частью своего комфорта и денег. Делайте это вместе с вашими детьми. Воспитанные на примере постоянной заботы о старости, они обязательно будут милосердными и к вам в сложное для вас время. Душевные усилия, потраченные на любовь и заботу, вернутся к вам.

Таким образом, вся система воспитания детей в семье должна строиться лишь на двух принципах:

. Ваш собственный стиль и поведение должны отвечать вашему стремлению хорошо воспитать детей.

. Вы должны обеспечить соответствующие условия, при которых различные виды полезной деятельности постепенно сформируют личность вашего ребенка.

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время в Республике Беларусь осуществляется трансформирование специального образования, одной из задач которого является приведение специального образования в соответствие с реформой общеобразовательной школы. Одним из основных направлений данной реформы является расширение образовательных структур интегрированного профиля, в том числе создание классов интегрированного обучения.

Практика интегрированного обучения и воспитания различных категорий детей с особенностями психофизического развития в системе специального образования показывает, что в силу своих физических и психологических особенностей дети, занимающиеся в классах интегрированного обучения, с трудом усваивают учебные умения и навыки. У этих ребят недостаточно сформированы эмоционально-волевая сфера, основные интеллектуальные операции: анализ, синтез, обобщение, абстракция, перенос. У них наблюдается неустойчивость памяти, внимания, низкий уровень развития речи, плохо развит фонематический слух; слабо развита моторика, ориентировка в пространстве; снижены работоспособность и познавательная активность. Но эти дети очень хорошо умеют использовать помощь педагога. Они обладают потенциальными возможностями, которые хорошо раскрываются во время индивидуальных занятий и даже во время фронтальной работы.

Полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней родителей. Практика показывает, что многие родители не знают, чем занимается с детьми учитель-дефектолог на своих занятиях. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка - важное условие успеха. Главной задачей работы учителя-дефектолога с родителями является формирование у них активной позиции в оказании помощи своему ребенку.

Проблема взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания школьников с особенностями психофизического развития (далее - ОПФР) раскрывается в исследованиях А.Н. Коноплевой [8], Э.Н. Хотеевой [22], О.С. Хруль [23], Л.А. Бондаревич [3] и др. Они подчеркивают важность и значимость активного взаимодействия педагогов с родителями школьника с нарушением развития в построении воспитательной работы, так как именно семья является той естественной средой жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности.

В связи с этим изучение специфики взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания и обучения школьников с ОПФР, систематизация и обобщение имеющихся исследований по данной проблеме представляется весьма актуальным.

Цель исследования: теоретически обосновать условия взаимодействия образовательного учреждения и семьи с учащимися в условиях интегрированного обучения и разработать методические рекомендации по совершенствованию совместной работы школы и семьи.

В соответствии с поставленной целью были определены основные задачи исследования:

. Дать общую характеристику интегрированного обучения;

. Охарактеризовать роль семьи в развитии, социализации и воспитании детей с особенностями психофизического развития;

. Выявить основные формы и методы совместной работы школы и семьи по воспитанию школьников;

. Разработать предложения по совершенствованию взаимодействия школы и семьи работы в классах интегрированного обучения.

Объект исследования: совместная работа образовательного учреждения и семьи в условиях интегрированного обучения.

Предмет исследования: содержание, организационные формы и методы совместной работы школы и семьи по обучению и воспитанию школьников с ОПФР.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: библиографический поиск, теоретический анализ и обобщение данных литературы в свете проблемы исследования, педагогический эксперимент (констатирующий этап, формирующий и контрольный), качественный и количественный анализ полученных в ходе проведения эксперимента данных.

Структура и объем работы. Курсовая работа представлена на 33 страницах машинописного текста и состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка использованной литературы (26 наименований) и приложений.

 


ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СОТРУДНИЧЕСТВА СЕМЬИ И ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Современные подходы к интегрированному обучению

дети особенность психофизическое развитие

Интегрированное обучение и воспитание - это организация специального образования, при котором обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется в учреждениях образования общего типа. Оно направлено не на сегретацию (изоляцию) одной части общества от другой, а на консолидацию, создание единого общества людей с разными типами развития, особенностями и потребностями [4, с. 24].

А.Н. Коноплева указывает, что структурно-содержательными особенностями интегрированного обучения являются: использование адекватных и специфических форм организации образовательной интеграции, обеспечение средовой и событийной общности, усиление дифференциации и индивидуализации содержания обучения и его направленности на формирование социально-бытовой компетенции учащихся и гармонизацию отношений в детском коллективе [8, с. 30]. Другой не менее значимый фактор - обеспечение специализированных условий жизнедеятельности в структуре массовых учреждений для детей с проблемами развития.

Создание классов интегрированного обучения в реальных условиях образовательной системы Республики Беларусь определено рядом объективных условий:

• желание родителей обучать ребенка не изолированно, а вместе со здоровыми детьми, обычными сверстниками и готовность реально помогать своему ребенку в процессе обучения;

• создание в республике условий, содействующих реализации научно обоснованных моделей интегрированного обучения;

• психологическая готовность общества и школы к интегрированному обучению.

Т.В. Варенова отмечает, что при решении вопроса об интеграции ребенка с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся детей следует учитывать ряд показаний, которые можно условно разделить на:

) внешние показатели:

• раннее выявление нарушений и осуществление коррекции развития с первых лет жизни;

• желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми и родительское стремление и готовность реально помогать своему ребенку в процессе его обучения;

• наличие возможности оказывать интегрированному ребенку эффективную квалифицированную коррекционную помощь;

• создание условий для реализации вариантов моделей интегрированного обучения.

) внутренние показатели:

• уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;

• возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки;

• психологическая готовность к интегрированному обучению [4, с. 86].

Наполняемость класса составляет 20 человек. В классе может быть не более 3 учащихся с тяжелой цитологией однородного характера или не больше 6 человек с однородными неглубокими нарушениями. Максимальное количество детей с неоднородными нарушениями 2-4 человека (2 с тяжелой патологией или 4 с неглубокой, но не больше двух типов нарушений). В классе работает два учителя: основной и учитель-дефектолог. При этом обучение может осуществляться по двум моделям: полный класс, в котором интегрируется от 3 до 6 учащихся в зависимости от тяжести патологии, и неполный (меньше указанной нормы).

Эффективность интегрированного обучения, как отмечают многие современные исследователи, возможна лишь при условии специальной подготовки и переподготовки кадров педагогов как общеобразовательных, так и специальных учреждений. Учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи и педагогической поддержки в условиях интегрированного обучения.

Т.Л. Лещинская подчеркивает, что у детей с психофизическими нарушениями имеются специальные образовательные потребности, вследствие чего образовательный процесс включает решение коррекционных задач, обусловленных структурой нарушения, иерархической зависимостью психических функций, их ролью в интеллектуальном развитии школьника [11, с. 36]. Коррекционно-развивающее обучение основывается на системно-структурном подходе к преодолению имеющихся нарушений, на деятельностном характере учебных и коррекционно-развивающих занятий, требующих учета ведущего вида деятельности на каждом этапе возрастного периода жизни ребенка, включения его в активную деятельность.

В классах интегрированного обучения большое внимание обращается на упреждение и преодоление трудностей совместного обучения и воспитания, включение учащихся в совместную деятельность. Учителя осуществляют поддерживающее обучение, реализуют коммуникативно-деятельностную модель обучения, используя интерактивные методы обучения, диалоговое взаимодействие, включение учащихся в рефлексивную (оценочно-анализирующую) деятельность.

Часы коррекционного компонента проводятся в полном объеме со всеми нуждающимися в коррекционных услугах учащимися классов интегрированного обучения. Характер коррекционных занятий определяется коррекционным компонентом соответствующего учебного плана, выбор которого зависит от контингента интегрируемых детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.221 (0.114 с.)