Формирование личности в младшем школьном возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование личности в младшем школьном возрасте



Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. В этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность. В учении и иных видах деятельности в данное время складываются деловые качества ребенка, которые отчетливо проявляются уже в подростковом возрасте. Это, прежде всего комплекс специальных личностных свойств, от которых зависит мотивация достижения успехов.

Предпосылки к формированию мотива достижения начинают складываться у детей еще в школьные годы. В младшем школьном возрасте соответствующий мотив закрепляется, становится устойчивой личностной чертой. Однако это происходит не сразу, а лишь к концу младшего школьного возраста. Вначале обучения окончательно оформляются остальные личностные свойства, необходимые для реализации этого мотива.

Особенностью детей младшего школьного возраста является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, школьник в основном лишь повторяет то, что говорит взрослый.

Это напрямую касается такого важного личностного образования, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку и его успехам в различных видах деятельности.

Доверительность и открытость к внешним воздействиям, послушание и исполнительность создают хорошие условия для воспитания ребенка как личности, но требуют от взрослых и учителей большой ответственности, внимательного нравственного контроля за своими действиями и суждениями.

Важным моментом является также сознательная постановка детьми цели достижения успехов и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку добиваться ее.

У человека с достижение успехов связаны не один, а два разных мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач. Оба они формируются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в ведущих для детей этого возраста видах деятельности: у дошкольников - в игре, а у младших школьников - в учении.

Параллельно с мотивацией достижения успехов и под ее влиянием совершенствуются два других личностных качества ребенка: трудолюбие и самостоятельность.

Трудолюбие возникает как следствие неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получении ребенком поощрения за это, особенно тогда, когда он проявил настойчивость на пути к достижению цели. [32, с. 262]

Самостоятельность детей младшего школьного возраста сочетается с и зависимостью от взрослых, причём данный возраст может стать переломным для формирования этого качества личности. С одной стороны, доверчивость, послушание и открытость могут сделать ребенка зависимым, несамостоятельным. С другой, слишком ранний упор только на самостоятельность и независимость может породить непослушание и закрытость. Для того чтобы ни та, ни другая из этих тенденций не появились, необходимо сделать так, чтобы воспитание самостоятельности и зависимости было взаимно уравновешенным.

С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Теперь большую часть времени дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, сверстниками.

На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетание “внутренняя позиция”. Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам. Возникновение внутренней позиции становится переломным моментом в дальнейшей судьбе ребенка, определяя собой начало индивидуального, относительного самостоятельного личностного развития.

В средних классах учащиеся приступают к усвоению отдельных учебных предметов. Учебные предметы выступают перед учащимися как особая область теоретических знаний, часто не имеющих непосредственной наглядной опоры ни в жизненных представлениях ребенка, ни в тех знаниях, которые он приобрёл в начальных классах школы. Более того, иногда эти новые знания выступают даже в противоречия и с его чувственным опытом и с теми представлениями, которые он приобрел до обучения в средних классах.

Следовательно, в отличие от начальных классов, знания, приобретаемые в средней школе, часто выступают для учащихся в противоречии с непосредственно воспринимаемой ими действительностью. Поэтому доведение до сознания школьников связи получаемых ими знаний с действительностью при обучении основам наук должно стать специальной задачей. Школьник должен научиться видеть в понятии обобщенную в нем действительность. За системой школьных знаний он должен увидеть мир во всем его многообразии. А это последнее осложняется тем, что многочисленные понятия и законы, усваиваемые в средних классах школы, могут быть отнесены к действительности только опосредованно, через систему других понятий. Это в свою очередь требует от школьников того, чтобы они научились в процессе своего мышления следовать не только от конкретных предметов к понятиям и обратно, но и от одного абстрактного понятия к другому. Иначе говоря, это требует, чтобы школьники-подростки, научились рассуждать в чисто теоритическом плане.

Совсем иные черты характеризуют интерес, возникающий у подростков по отношению к определенному учебному предмету. Учащиеся, обнаруживающие такой интерес, давая объяснения, что же конкретно их интересует в данном учебном предмете, указывают именно на то его содержание, которое характеризует соответствующую область научных знаний со стороны имеющихся в ней собственных внутренних связей и отношений. В этом возрасте познавательный интерес начинает отличаться и еще одной новой особенностью, а именно он часто приобретает личностный характер. В младшем школьном возрасте познавательные интересы детей, как правило, являются эпизодическими. Они возникают в определенной ситуации, чаще всего под непосредственным воздействием урока, и почти всегда угасают, как урок закончился или когда ребенок получил сведения, удовлетворившие этот его эпизодический интерес. В подростковом возрасте интерес часто получает стойкий, постоянный характер. Он уже не связан непосредственно с ситуацией и, как правило, ею и порождается. Такой интерес возникает постепенно, по мере накопления знаний и опирается на внутреннюю логику этого знания. Поэтому личностный интерес активен и, можно сказать, неисчерпаем. Напротив, чем больше узнает школьник об интересующем его предмете, тем больший интерес к этому предмету у него возникает. Формирование такого рода относительно стойких личностных интересов в среднем школьном возрасте создает особый облик подростков: они живо откликаются на новые открытия, изобретения, широко популярную, техническую литературу, начинают сами производить какие-то опыты, мастерить модели.

Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит в среднем школьном возрасте к формированию нравственных идеалов, воплощенных в духовном облике человека. Нравственно-психологический идеал у подростков - это не только знаемая им объективная этическая категория, это - эмоционально окрашенный, внутренне принятый подростком образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей. Воспринятый или созданный ребенком идеал человека, которому он хочет подражать и черты которого ребенок стремится в себе воспитать, означает вместе с тем и наличие у него постоянно действующего нравственного мотива. А это является важнейшим условием формирования моральной устойчивой личности подростка. Наблюдения и психологический анализ воспитательного процесса показывают, что возникновение у подростка положительных нравственных идеалов является необходимым, а может быть даже и решающим условием воспитания вообще. И, наоборот, возникающие у детей чужих идеалов создает серьезные препятствия воспитанию, так как в этих случаях требования взрослых не будут приниматься подростками, поскольку они расходятся с его собственными требованиями к себе. Идеалы школьника среднего возраста, так же как и младшего, представлены, как правило, в облике конкретного человека. Однако, в отличие от младших школьников, подростки редко находят воплощение своих идеалов в окружающих людях, в основном их привлекает героические образы художественных произведений, люди, совершившие подвиги, требующие мужества и самообладания.

Формирование самосознания происходит на основе анализа и оценки подростком объективных особенностей своего поведения и деятельности, в которых раскрываются качества его личности. Следовательно, проблема самосознания не сводится к проблеме интроспекции, как было принято думать в традиционной психологии. Формирование самосознания подростка, как показывают данные многочисленных исследований, заключается в том, что он постепенно начинает выделять те или иные качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать их и осмысливать сначала как особенности своего поведения, а затем и как относительно устойчивые качества своей личности. Для того чтобы мог осуществиться весь сложный процесс самосознания, необходимо, чтобы ребенок достиг того уровня жизненного опыта и психического развития, какой является нравственно-психологический облик человека. Особенно большое значение приобретает при этом развитие у подростков мышления в понятиях и появление качественно более высоких особенностей речи. Важнейшая из них заключается в том, что в связи с изучением грамматических понятий подросток делает предметом своего сознания язык, что приводит его к сознательному и произвольному отношению к своей собственной речи. Делая же предметом сознания свою речь, он тем самым становится способным сделать предметом сознания, и свою собственную мысль. Для того чтобы выделить определенное качество и определить к нему свое отношение, необходимо обозначить его словом и ввести в систему нравственно-психологических понятий. [32, с. 306]

Только наличие положительной оценки создает у детей переживание эмоционального благополучия, что является необходимым условием для нормального формирования личности.

Понятно, почему эти явления у подростков выражаются особенно интенсивно, эти переживания связаны с целым комплексом особенностей, характерных именно для этого возраста: с интенсивным развитием самооценки, уровнем притязаний, наличием стремления к самоутверждению; а это и есть те компоненты, которые порождают аффективный конфликт и аффект неадекватности. Значение и роль самооценки в подростковом возрасте усиливаются еще и фактором, что острые эффектные переживания решающим образом влияют на формирование характера. Исследования обнаруживают, что дети с аффективными переживаниями, возникшими на основе конфликта между самооценкой ребенка и его притязаниями, вместе с тем обладают соответствующими аффективными формами поведения.

Они склонны к преувеличенным и неадекватным реакциям, они обидчивы, агрессивны, недоверчивы, подозрительны, упрямы. Это портит их взаимоотношения с окружающими, делают их неуживчивыми и труднопереносимыми в коллективе. Длительное же сохранение такого рода поведения и таких взаимоотношений с людьми приводит к тому, что указанные аффективные формы поведения закрепляются и могут стать устойчивыми чертами характера. Следовательно, отрицательные черты возникают у ребенка реактивно как форма его защиты от труднопереносимых переживаний, и начало формирования таких черт часто относится именно к подростковому возрасту. Появление устойчивой самооценки, так же как и устойчивых идеалов, в которых воплощаются притязания школьников, в отношении моральной сферы и качеств личности становятся важнейшими факторами их развития к концу подросткового возраста. А это значит, что в указанный период начинают приобретать все большее и большее значение, внутренние факторы развития, определяющие собой новый тип взаимоотношений между ребенком и средой: подросток уже становится способным к самостоятельному развитию через самовоспитание и самосовершенствование. Установление этого типа развития подготавливает переход подростка к новой возрастной ступени, к старшему школьному возрасту, где внутренние факторы развития становятся доминирующими. [39, с. 455]

В старшем школьном возрасте интенсивно развиваются моральные силы человека, формируется его духовный облик, определяются черты характера, происходит становление мировоззрения.

На развитие личности в старшем школьном возрасте решающее влияние оказывает изменение положения учащегося в школе, семье, в общественных отношениях. У девушек и юношей заметно развивается самосознание. Однако оно не просто растет, а приобретает качественно-специфический характер, что связанно с потребностью осознать и оценить морально-психологические свойства личности с точки зрения конкретных жизненных целей и устремлений. Именно этим отличается самосознание старшего школьника от самосознания подростка. Именно этим вызван у старшего школьника глубокий интерес к собственной психической жизни, к качествам своей личности, своим способностям. Именно поэтому появляется потребность приглядеться к своему поведению, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Самосознание не связанно с уходом школьника в мир внутренних переживаний и не является бесплодным и бесцельным самоанализом. Самосознание возникает из требований жизни и деятельности. Новое положение в коллективе, новые отношения с окружающими заставляют школьника оценить свои возможности, осознать особенности своей личности с точки зрения соответствия или несоответствия предъявляемых к нему требований. Интересная особенность самосознания старшего школьника заключается в следующем: он способен лучше и глубже оценить свои сильные и слабые стороны, свои достоинства и недостатки. С возрастом у него укрепляется тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность, свое поведение и деятельность. А самому себя оценить всегда труднее, чем осознать оценку, данную со стороны. Поэтому старший школьник, умея анализировать свои личностные особенности и поведение лучше, чем подросток, оценивает себя в отдельных случаях менее объективно. Поэтому одни юноши и девушки нередко переоценивают свою личность, проявляют болезненное самолюбие, тщеславие, высокомерие, зазнайство, пренебрежительно относятся к окружающим; другие болезненно недооценивают себя, считают себя “посредственностью”, “никчемным”.

Старший школьник, в отличие от подростка, способен осознавать у себя не только простые, заметно проявляющиеся качества личности, но и более сложные характеризующие отношения личности.

Наконец, старший школьник уже имеет оценить личность в целом, в совокупности всех ее свойств, в то время как подросток обычно оценивает свою личность по отдельным действиям, поступкам или, в лучшем случае. По отдельным чертам и свойствам, перенося эту оценку на личность в целом.

В итоге сказанного следует, что надо умно и тактично помогать старшему школьнику, чтобы у него сформировалось правильное, объективное представление о себе, о собственной личности. Оценка учителя. Воспринимается обычно, с должным вниманием и притязательностью.

На основе самосознания у старших школьников развивается потребность в самовоспитании, которое направлено не только на преодоление недостатков, но и на формирование личности в целом.

Самовоспитание в юношеском возрасте начинает занимать весьма заметное место в общей системе воспитания: старший школьник из объекта воспитания превращается в объект и субъект воспитания.

Учащиеся старшего школьного возраста стремятся выработать у себя комплекс определенных качеств личности, в вопросах самовоспитания их интересует формирование определенного, целостного морально-психологического облика. Поэтому большое значение имеет воспитание у старшего школьника правильного представления об этом облике, наличие у юноши и девушки своеобразного морального эталона, идеала, образа для поведения, с которым они соотносят качества своей личности и свое поведение. [29, с. 233]

Идеалы старших школьников существуют в двух основных формах. Идеалом является образ какого-нибудь конкретного человека, в котором старший школьник видит воплощение высоко ценимых им качеств. Характерная для старшего школьника форма идеала - обобщенные образы как совокупность лучших, с точки зрения учащихся, качеств личности, но и синтезировать их в целостный обобщенный образ.

Девушки в качестве образа называют обобщенный идеал, в котором гармонически сочетаются черты женщины общественницы с обаянием, женственностью.

Но в отдельных случаях может возникнуть и не совсем достойный идеал. Отдельные привлекательные для старшего школьника качества отрицательной личности становятся образцом для подражания.

Воспитателям необходимо умно и тактично развенчивать подобные идеалы, помогая старшему школьнику выбрать образцы, более достойные подражания. В этом отношении личный пример, и авторитет старших играют очень большую роль. Для того чтобы самовоспитание старших школьников шло правильно, необходимо руководить им, причем руководителем может быть не только отдельный человек, но и коллектив. Самовоспитание не обязательно должно быть индивидуальным, личным делом старшего школьника. Нужно подсказать юношам и девушкам, что в этом отношении очень разумно и полезно объединяться с товарищами, взять совместные обязательства, оказывать помощь, организовывать совместный контроль.

При отсутствии надлежащего руководства самовоспитание старших школьников может иметь иную цель: выделится из коллектива, подчинить своему влиянию товарищей, развить у себя сомнительные черты личности.

Воспитатели должны знать, что недооценивать подобные тенденции в старшем школьном возрасте не следует. Необходимо помочь старшекласснику объективно разобраться в особенностях своей личности, осознать конкретную цель и мотив самовоспитания.

Важно подсказать старшему школьнику разумные метода самовоспитания, вооружить его наиболее целесообразными и эффективными приемами работы над собой. Надо разъяснить ему, что характер закаливается в борьбе с повседневными трудностями, в учении, работе, процессе решения реальных жизненных задач. Важно развернуть перед учащимися систему перспективных целей и стремлений.

Нравственное развитие в старшем школьном возрасте отличается усилением роли нравственных убеждений, нравственного сознания. Поведение старших школьников в гораздо большей степени, чем поведение подростков, определяется их нравственными представлениями и понятиями, нравственными установками, убеждениями. Именно в этом возрасте формируется умение правильно вести себя в различных условиях и обстоятельствах.

Старшеклассники, моральное сознание которых развивается под влиянием их жизни и деятельности в обществе, под влиянием активного участия в общественной жизни коллектива, как правило, начинают довольно глубоко разбираться в содержании и сущности нравственных категорий. Старшие школьники способны чувствовать тончайшие нюансы, связанные с общественной многозначностью многих моральных понятий. Самые сложные понятия о долге, чести, чувствах личной гордости и собственного достоинства становятся доступными для глубокого и тонкого понимания старшеклассников.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что нередко и к окончанию средней школы нравственные убеждения старшего школьника, формирующиеся без правильного идейного руководства со стороны коллектива и воспитателей, могут быть ошибочными, неправильными. Даже при правильном идейном руководстве на моральные понятия старшего школьника могут повлиять случайные обстоятельства, некоторые товарищи, а зачастую и неблаговидные поступки взрослых. Не следует думать, что старший школьник способен всегда правильно разобраться в тех или иных явлениях и фактах, которые он наблюдает.

Известно также, что в отдельных случаях в результате неправильного воспитания. Воздействия неблагоприятных жизненных обстоятельств, ситуаций, влияния людей с пережитками и предрассудками прошлого. Отсюда отрицательные формы поведения в соответствующих ситуациях, проявления моральной распущенности, цинизма, неуважения к окружающим и т д. Общественно-трудовая жизнь в здоровом, целеустремленном коллективе, который активно воздействует на своих членов, обычно перестраивает поведение таких юношей и девушек. Но ведь главная задача воспитателя заключается не в том, чтобы перестраивать неправильное сознание и отрицательное поведение, а в том, чтобы не допускать формирования ложных моральных понятий и представлений. Поэтому ошибочность и незрелость моральных понятий старших школьников всегда являются следствием недостатков учебно-воспитательной работы, в частности неправильно организованного общественного опыта учащихся.

В старшем школьном возрасте специфическую трансформацию претерпевает чувство взрослости: оно становиться глубже и острее. Старшие школьники склонны мириться с принижением их взрослости, с отношением к ним как к маленьким.

Чувство взрослости в старшем школьном возрасте приобретает своеобразный характер: несколько сглаживается острота конфликта из-за действительного или мнимого непризнания взрослыми равноправия старшего школьника. В 16 лет он получает паспорт, снимаются ограничения на посещение им кино и театра. Совсем недалеко то время, когда старшему школьнику исполнится 18 лет, получит избирательное право, право вступать в брак. Это объективные признаки взрослого юноши и девушки. В этих условиях чувство взрослости не атрофируется, оно трансформируется в своеобразное чувство самоутверждения, самовыражения, которое проявляется в стремлении выразить свою индивидуальность.

Психологи установили интересные факты. Во-первых, старшие школьницы, как и девочки-подростки, более склонны, чем юноши, поддаваться давлению взрослых. У мальчиков-подростков и юношей давление взрослых часто вызывает сильную негативную реакцию. Во-вторых, с возрастом влияние сверстников становится все более сильным, чем влияние взрослых.

На формирование старшего школьника влияет коллектив сверстников. Коллектив оказывает определяющее влияние на развитие общественной направленности, коллективных взаимоотношений между личными и общественными интересами. Коллектив старшеклассников, шлифует и корригирует характеры, влияет на формирование и развитие у учащихся скромности, честности, настойчивости, решительности, выдержки, смелости. Коллектив не только воодушевляет на борьбу с трудностями, он помогает преодолевать лень и эгоизм. Зависть и зазнайство, трусость и лицемерие. Единодушные коллективные требования к старшим школьникам, порицание и осуждение проступков и отрицательных черт характера отдельных членов коллектива, как правило, не остаются без последствий.

Мнение коллектива, оценки коллективом поступков и поведения некоторых учащихся имеют решающее значение. Старшие школьники обычно очень чутко реагируют на воздействие своего коллектива. Поэтому организация правильных требований к старшему школьнику со стороны коллектива является важным средством воспитания.

Старший школьный возраст отличается богатством и многообразием переживаемых чувств, эмоциональным отношением к различным сторонам жизни. Особенно характерно развитие моральных и общественно-политических чувств, которые обычно правильно соотносятся с определенными моральными требованиями.

Развивается умение осознавать переживаемые чувства. У старших школьников сохраняется непосредственность и живость реагирования. Юноши и девушки иногда переживают и противоречия в эмоциональной сфере, борьбу различных чувств, связанных с наличием внутренних конфликтов. Не всегда в результате такой борьбы противоположных чувств побеждают чувства более высокого уровня. Поэтому старшие школьники часто нуждаются в моральной поддержке более опытных и зрелых людей.

В старшем школьном возрасте под влиянием правильно организованной учебно-воспитательной работы заметно развиваются эстетические чувства, способность замечать, эмоционально воспринимать и любить прекрасное в окружающей действительности.

Эстетические чувства старших школьников отличаются большей сложностью, чем у подростков. Чувства юношей и девушек гораздо более осознаны, начинают связываться с самостоятельными эстетическими суждениями, оценками.

Эти стремления к самостоятельности эстетических суждений, при недостаточно развитых эстетических вкусах и нездоровых влияниях со стороны, приводит к тому, что у старших школьников начинают формироваться неправильные и незрелые эстетические представления.

В развитии эстетических взглядов немаловажную роль играет подражание: юноши, и девушки иногда слепо подражают тому, что произвело на них сильное впечатление.

Не следует навязывать старшему школьнику правильные мнения: он все равно не примет их, как только почувствует, что их ему навязывают. Гораздо разумнее организовать дело так, чтобы ученики сами сравнивали, сопоставляли и делали самостоятельные выводы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.038 с.)